Научная статья на тему 'Возрастные особенности развития специализированных восприятий при плавании брассом у пловцов 10-15 лет'

Возрастные особенности развития специализированных восприятий при плавании брассом у пловцов 10-15 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
612
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казызаева А. С., Тарасевич Г. А., Бакшеев М. Д.

Техника движений пловца мирового класса неразрывно связана не только с его физической подготовленностью, но и с высоким уровнем двигательной одарённости, с тонкостью двигательных ощущений и восприятий так называемым чувством воды. Целью работы является изучение возрастной динамики формирования специализированных восприятий при плавании брассом у юных спортсменов. Данное исследование позволяет выявить основные средства совершенствования специализированных восприятий в каждом изучаемом возрастном диапазоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казызаева А. С., Тарасевич Г. А., Бакшеев М. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age-related peculiarities of development of specific perceptions at swimming by breast-stroke in 10-15 years old swimmers

The proper swimming technique is related not only to a physical state of a sportsman but to some specific perception feeling of water. The main target is to investigate age-related dynamics of the perception development in teenagers.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности развития специализированных восприятий при плавании брассом у пловцов 10-15 лет»

УДК «12.017

Л. С. КАЗЫЗАЕВА Г. А. ТАРАСЕВИЧ М.Д. БАКШЕЕВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОСПРИЯТИЙ ПРИ ПЛАВАНИИ БРАССОМ У ПЛОВЦОВ 10-15 ЛЕТ_

Техника движений пловца мирового класса неразрывно связана не только с его физической подготовленностью, но и с высоким уровнем двигательной одарённости, с тонкостью двигательных ощущений и восприятий — так называемым чувством воды. Целью работы является изучение возрастной динамики формирования специализированных восприятий при плавании брассом у юных спортсменов. Данное исследование позволяет выявить основные средства совершенствования специализированных восприятий в каждом изучаемом возрастном диапазоне.

Введение. Процесс развития двигательной функции человека характеризуется такими закономерностями, как неравномерность и сенситивность, Наилучшая реализация возможностей организма достигается в том случае, когда генетически обусловленная программа развития и программа спортивной тренировки гармонично согласуются [1,3]. В связи с этим при планировании средств подготовки необходимо учитывать возрастные особенности формирования элементов моторики занимающихся.

Многими специалистами [6,8 и др.] высказывается мысль о том, что совершенствование процесса подготовки спортивных резервов и мастеров высокого класса в плавании и других видах спорта связано с поиском нетрадиционных путей решения этой проблемы. Одним из новых направлений технической подготовки пловцов является совершенствование специализированных восприятий.

В спорте специализированные восприятия представляют собой комплексную характеристику. Такие чувства, как «чувство мяча», «чувство снаряда», «чувство партнера» «чувство снега», «чувствольда», «чувство воды» и другие, создаются на основе сочетаний различных видов ощущений при выполнении физических упражнений в разных условиях. Эти условия определяются взаимодействием спортсмена с партнером, предметом, снарядом, средой [4].

Комплексное восприятие в плавании слагается из нескольких восприятий, таких как чувство времени, пространства, развиваемых усилий, и так далее [2].

Цель исследования: изучить возрастные особенности специализированных восприятий при плавании брассом у пловцов 10-15 лет.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Изучить возрастную динамику чувства времени, темпа и пространства при плавании брассом у пловцов 10-15 лет.

2. Изучить возрастную динамику развития чувства развиваемых усилий при плавании брассом у пловцов 10-15 лет.

3. Изучить возрастную динамику формирования чувства воды при плавании брассом у пловцов 10-15 лет.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, антропометрия, динамометрия, хронометрия, педагогические контрольные испытания, расчётные методы, методы математической статистики.

Организация исследования. В исследовании приняли участие пловцы 10-15 лет в количестве 201 человека, разделенные по паспортному возрасту на 6 возрастных групп по 33-34 спортсмена в каждой. Изучались специализированные восприятия, проявляемые /1а суше и в воде при плавании брассом [2,8], скоростные, скоростно-силовые и силовые возможности спортсменов на суше и в воде, различные характеристики техники плавания брассом [6]. Было зарегистрировано 35 показателей, средние значения которых сравнивались между возрастными группами. Для удобства сравнения различных специализированных восприятий, их абсолютные величины были переведены в условные единицы, которые выражались в коэффициенте оптимальности. Данный коэффициент характеризует точность выполнения задания (коэффициент, равный 100% означает выполнение задания без ошибок). Определение сенситивных периодов осуществлялось путем расчета коэффициента чувствительности по нормированному отклонению [7].

Результаты исследования. Чувство времени является одним из основных специализированных восприятий спортсмена, которое позволяет адекватно определять длительность, скорость и последовательность своих действий, а также варьировать их в зависимости от текущей ситуации [4, 5, 8]. Анализируя возрастной ритм развития проявлений восприятия времени в лабораторных условиях и в воде при плавании брассом, можно констатировать особенности его формирования у пловцов мальчиков, подростков, юношей.

На протяжении всего рассматриваемого диапазона динамика показателей чувства времени носит колебательный характер (рис. 1). Наилучшие значения этого параметра, проявляемого на суше, наблюдаются в 10 и 12 лет (90,8%), но достоверных измене-

ний средних значений чувства времени от 10 до 15 лет зафиксировано не было. В отличие от этого чувство времени в воде достоверно улучшается от 10 до 15 лет, имея сенситивный период от 11 до 12 лет (р<0,05).

Возрастная динамика чувства темпа, характеризующего умение спортсмена изменять количество гребков в единицу времени в зависимости от внутренних и внешних условий [2], имеет неравномерный характер. Улучшение значений этого показателя в воде отмечаются в возрасте от 10 до 11 лет (с 90,4% до 95,6%). К тому же этот возрастной диапазон является благоприятным для развития чувства темпа при плавании брассом (р<0,05).

Сходная динамика до 12-летнего возраста наблюдаются и в развитии чувства темпа на суше, с таким же сенситивным периодом от 10 до 11 лет (р<0,05). После этого направленность развития чувства темпа на суше синхронизируется с развитием чувства времени на суше, что свидетельствует о единых механизмах формирования этих способностей в пре-пубертатном периоде. Однако, в отличие от чувства темпа в воде, в течение 5-летнего периода чувство темпа, проявляемое в лабораторных условиях, достоверно улучшается с 87,9% до 94,8%.

Чувство пространства, проявляемое при движении руки в локтевом суставе [4], и чувство водного пространства при скольжении достоверно не изменяется с возрастом, однако, прослеживается тенденция к улучшению этого показателя от 11 до 15 лет.

Подводя итог, можно сказать, что специализированные восприятия времени, темпа и пространства юных пловцов при плавании брассом мало зависят от возраста и имеют большие индивидуальные различия. Имеется лишь один благоприятный период для совершенствования чувства темпа (от 10 до 11 лет) и один сенситивный период для совершенствования чувства времени в воде (от 11 до 12 лет).

Рассматривая динамику показателей чувства развиваемых усилий при имитации гребкового движения на суше видно достоверное ухудшение их от 13 до 15 лет (с 87,3% до 79,9%), что происходит на фоне ускоренного прироста максимальной силы, проявляемой в этом упражнении (рис. 2, 3). Данный период является неблагоприятным для развития указанного специализированного восприятия. Обратно пропорциональная зависимость между чувством развиваемых усилий при имитации гребкового движения и максимальной силой тяги при выполнении этого упражнения, говорит о необходимости правильного соотношения средств, направленных на совершенствование силовой и технической подготовки в этом возрасте.

Чувство развиваемых усилий кисти в изучаемом диапазоне достоверно не изменяется. Однако от 10 до 14 лет отмечается тенденция к увеличению данного показателя с 86,3% до 89,5%, а затем — к снижению его к 15 годам до 87,3%. Тогда как максимальная сила кисти имеет однонаправленное развитие с достоверными ежегодными приростами и сенситивным периодом от 13 до 14 лет. Это свидетельствует о том, что в мелких мышцах кисти не нарушается внутримышечная координация с изменением уровня максимальной силы.

Чувство развиваемых усилий при выполнении прыжка вверх, имея лучшее значение в 15 лет (88,5%), достоверно не изменяется в течение изучаемого периода (рис.2). Тенденция снижения этого показателя к 12 годам происходит на фоне достоверного прироста максимального прыжка, однако от 13 до 15 лет направленность этих процессов совпадает (рис. 4).

Одним из показателей специализированных восприятий является чувство развиваемых усилий при плавании на привязи. При анализе результатов исследования этого параметра в плавании брассом в координации и с помощью ног обнаружена сходная динамика (рис.5). Так, от 10 до 11 и от 12 до 13 лет данные показатели имеют тенденцию к снижению, а от 11 до 12 и от 13 до 14 - к улучшению. Однако достоверных изменений чувства развиваемых усилий при плавании с помощью ног на протяжении изучаемого периода не обнаружено, в то время как при плавании брассом в координации был зафиксирован ускоренный период от 13 до 14 лет (значение коэффициента оптимальности увеличилось с 88,3% до 91,1 %).

Чувство развиваемых усилий при плавании брассом с помощью рук достоверно снижается в возрастных диапазонах от 10 до 11 и от 14 до 15 лет, являющихся также неблагоприятными для развития этого специализированного восприятия. Первое снижение происходит на фоне резкого увеличения длиннотных размеров тела, а второе — одновременно с улучшением силовых возможностей.

Заслуживает внимания тот факт, что специализированное восприятие при плавании брассом с помощью рук на привязи за 5-летний период снижается от 86,5% до 82,8% оптимальности выполнения заданного усилия (р<0,05); при плавании с помощью ног — имеет тенденцию к снижению от 86,7% до 84,4%, тогда как чувство развиваемых усилий при плавании в координации имеет тенденцию к росту от 88,9% до 91,1%.

Чувство воды, характеризующее восприятие сопротивления воды (чувство опоры о воду) инте-гративно оценивается с помощью коэффициентов (КЭТ, КЭГУ).

Коэффициент эффективности гребковых усилий (КЭГУ), показывающий способность пловца принимать наиболее обтекаемое положение и за счет этого эффективно реализовать тяговые усилия в воде, улучшается от 10 до 11 лет на фоне резкого улучшения чувства темпа на суше и в воде, чувства времени, проявляемого на суше (рис.б). Однако, ухудшение чувства развиваемых усилий при плавании брассом с помощью рук не влияет на этот показатель.

Коэффициент эффективности техники (КЭТ), оценивающий умение пловца опираться о воду во время гребковых движений руками достоверно увеличивается от 10 до 15 лет (от 30,9% до 50,4%). С 11 до 12 лет зафиксирован сенситивный период, а от 12 до 13 лет, когда начинаются препубертатные перестройки в организме подростков и падают темпы прироста скоростно-силовых показателей, происходит стабилизация данного показателя.

Результатом изучения возрастной динамики является, как правило, выявление периодов, в которых возможно успешное развитие того или иного физического качества, двигательного навыка, какой-либо особенности организма, лимитирующей достижения в спорте. Какой именно период является благоприятным для развития, определяют по темпам изменения показателя в какой-либо временной промежуток (чаще всего год), а также на основе сравнения этих темпов в различные возрастные интервалы времени [3].

Определение чувствительных периодов осуществлялось путем расчета коэффициента чувствительности по нормированному отклонению [7].

Результаты возрастных распределений сенситивных периодов развития отдельных элементов

100

м

а« 96

| 94

92

* 2 90

1 М

86

в<

!-•«-• Ч.ареыени, | суша

Ч. времени, | вода • - • * — Ч.темпа, суша

;—х — Ч.темпа. вода

-•» • -Ч.пространства, суша

.....о ••• Ч.пространства,

■ — вода

15 Возраст, лет

91

: г 89

£

5 87

з ■ § 85

; 1 83

1 81

79

-Ч.р.у,

Ч.р.у Рт суша

Рис. 1. Возрастная динамика чувства времени, темпа и пространства пловцов-брассистов 10-15 лет

К

1 з

33 = 28 23 18

• 13

- Кистевая!, мах

- - Рт суш? мах

- Гт НОГИ мак

• Ртруки мах

• * — Рт коорд , мах

Рис. 2. Возрастная динамика чувства развиваемых усилий (ч.р.у.) н«1 суые

-Прыжок вверх !

Рис. 3. Возрастная динамика показателей динамометрии Рис. 4. Возрастная динамика показателей динамометрии

I 85

■■ ч.р.у. Рт нога

-ч.ру. Ят руки

10 1 12 13 14 15

-ч.ру. Рт коорд

-чр.у. при || скольяении I:

Возраст, лиг

55

50

45

40

£ п 35

ж 30

н

г» 25

21)

16

10

-КЭГУ.%|

10 11 12 13 14

I5 Возраст, лет

Рис. 5. Возрастная динамика чувства развиваемых усилий (ч.р.у.) в воде

специализированных восприятий при плавании брассом пловцов 10-15 лет представлены в таблице 1.

Представленное в таблице возрастное распределение сенситивных периодов дает нам представление об основных закономерностях формирования чувства воды при плавании брассом спортсменов 10-15лет. Возрастс Юдо 11 лет можно назвать периодом становления способности пловцов к регулированию темпа движений как на суше, так и в воде, а также способности принимать обтекаемое положение во время плавания брассом.

В возрасте с 11 до 12 лет имеются благоприятные предпосылки для развития способности спортсменов к точному управлению скоростью плавания брассом. В этом же возрасте умение находить опору во время гребковых движений в брассе, измеренное с помощью коэффициента эффективности техники, который к тому же является интегративным показателем чувства воды, имеет единственный благоприятный период развития в изучаемом возрастном диапазоне. Следовательно, чувство воды и чувство времени имеют сходную основу.

У пловцов с 12 до 13 лет наблюдается период стабилизации в развитии всех специализированных восприятий, кроме чувства развиваемых усилий при плавании брассом в координации, которое находится в неблагоприятном периоде для совершенствования. Это, возможно, связано с тем, что в этом

Рис. б. Возрастная динамика чувства воды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

возрасте происходит гормональная перестройка и накопление потенциала перед пубертатным скачком.

В возрасте с 13 до 14 ле,т с началом полового созревания, способность к регуляции силовых параметров при плавании брассом в координации имеет ускоренные темпы прироста, что происходит на фоне резкого увеличения силовых возможностей и роста антропометрических показателей спортсменов. Этот возрастной диапазон является единственным, когда с увеличением силового потенциала происходит улучшение силового параметра специализированных восприятий. Так, например, в воз-растес 14до 15лет сила тяги при плавании брассом в координации и с помощью рук достоверно улучшается, а соответствующие чувства развиваемых усилий — нет.

Изученные закономерности развития специализированных восприятий при плавании брассом спортсменов 10-15 лет дают нам основные сведения для последующего дифференцирования средств технической подготовки. Опираясь на возрастную динамику и сенситивные периоды развития, появляется возможность оптимизировать многолетний тренировочный процесс технической подготовки.

Выводы

1. Возрастная динамика формирования специализированных восприятий мальчиков-подрост-

Таблица 1

Распределение периодов формирования специализированных восприятий пловцов-брассистов от 10 до 15 лет

№ Показатель 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15

1 Чувство времени на суше

2 Чувство времени в воде + +

3 Чувство темпа на суше 4- +

4 Чувство темпа в воде + +

5 Чувство развиваемых усилий при плавании брассом в координации - + +

6 Чувство развиваемых усилий при плавании брассом с помощью рук -

7 Чувство воды (КЭТ) + +

8 Эффективность гребковых усилий + +

+ + - сенситивный период Условные обозначения: ■- - неблагоприятный период

- период с умеренными темпами изменений _ показателя или стабилизации.

Примечание. В таблицу включены показатели, имеющие сенситивные или (и) неблагоприятные периоды развития

ков при плавании брассом характеризуются гетеро-хронностью и сенситивностью.

2. Чувство времени пловцов развивается неравномерно. Так, это специализированное восприятие при плавании брассом достоверно улучшается от 10 до 15 лет, имея сенситивный период от 11 до 12 лет. Чувство времени на суше не изменяется в изучаемом возрастном диапазоне и имеет большие индивидуальные различия.

3. Чувство темпа на суше и в воде достоверно улучшается от 10 до 15 лет и имеет сенситивный период развития от 10 до 11 лет.

4. Чувство развиваемых усилий при плавании с помощью ног от 10 до 15 лет достоверно не изменяются, однако при плавании в координации имеется один период ускоренного прироста - от 13 до 14 лет. Чувство развиваемых усилий при плавании с помощью рук ухудшается и имеет неблагоприятные периоды развития от 10 до 11 и от 14 до 15 лет.

5. Чувство воды имеет сенситивный период развития от 11 до 12 лет.

Практические рекомендации

Сведения о возрастной динамике и сенситивных периодах развития специализированных восприятий при плавании брассом пловцов 10-15 лет позволят оптимизировать средства совершенствования техники по возрастам.

1. В возрасте от 10 до 12 лет необходимо акцентированное применение средств совершенствования временных параметров специализированных восприятий (чувства времени и темпа) и чувства воды. Например, проплывание отрезков с заданным временем, количеством гребков, с наименьшим количеством гребков.

2. В возрасте от 12 до 13 лет следует уделить внимание правильному соотношению средств силовой и технической подготовки, чтобы не допустить снижения тонкой чувствительности пловцов.

3. Возраст от 13 до 14 лет является благоприятным для развития чувства развиваемых усилий при плавании брассом. В тренировочное занятие следует включать плавательные упражнения с сопротивлением.

4. В возрасте от 14 до 15 лет рекомендуется использовать упражнения для совершенствования всех параметров специализированных восприятий в поддерживающем режиме.

Библиографический список

1. БальсевичВ. К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5-65 лет): Автореф. дис.биол.наук/ В. К. Бальсевич., 1991. - 38с.

2. Гринь А.Р. Управление совершенствованием специализированных восприятий при тренировке пловцов высокой квалификации: Автореф. дис,..канд. пед. наук/ А.Р. Гринь. -Киев, 1978.-23с.

3. Гужаловский А.А. Проблема критических периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / А. А. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры: труды ученых соц. стран. - М.. 1984. — С.21 1-224.

4. ИльинЕ.П. Дифференциальная психофизиология/Е. П. Ильин: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2002. - 362с.

5. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М., 1986. - 286 с.

6. Фомин Л.Н. Особенности специализированных восприятий и внимания в связи с тренированностью лыжников -гонщиков / Л.Н. Фомин, С П. Алисов, А.Т Чильдинов // Вопросы организационно-методического и медико-биологического обоснования физ. воспитания и спортивной тренировки. - 1986. - С.43-45.

7 Франченко А С Возрастное дифференцирование средств повышения скоростных возможностей в плавании у спортсменок 9-15лет: Автореф. дис...канд. пед. наук/ АС. Франченко. - Омск, 1997. - 23с.

8. Цуканов Б. И. Восприятие времени и спортивная специализация/ Б. И. Цуканов // Теория и практика физической культуры. - 1988. - №10. - С.32-35.

КАЗЫЗАЕВА Александра Сергеевна, МНС кафедры теории и методики плавания.

ТАРАСЕВИЧ Галина Анатольевна, преподаватель кафедры теории и методики плавания. БАКШЕЕВ Михаил Дмитриевич, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой теории и методики плавания.

Дата поступления статьи в редакцию: 18.04.06 г. © Казызаева А.С.,Тарасевич Г.А., Бакшеев М.Д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.