ной сущности. При этом изначально предполагается, что человек изменяется и развивается вместе с обществом.
Вместе с тем, в настоящее время социализация молодого поколения протекает в условиях более широкого высвобождения социальной энергии людей, повышения роли индивидуальности и индивидуализма, более сложной и разносторонней трактовки идеи социальной справедливости, признающей различие потребностей людей, а не просто сводящей их к общему знаменателю, к равенству всех. Во многом это связано с тотальной информатизацией и роботизацией производственного процесса, в результате которого часть рабочих функций взяли на себя машины [2].
В республиках Северного Кавказа в настоящий момент проводится большая работа по социализации молодёжи. Так, в конце октября 2014 года в Карачаево-Черкесии стартовала учебная программа "Ты - предприниматель" для молодых людей в возрасте 18-30 лет, мечтающих открыть собственный бизнес. Организаторы программы отмечали, что молодежь КЧР очень заинтересована в получении новых знаний. Проводили семинары, вебинары и мастер-классы эксперты в области личностного роста, права, переговоров и других критериев ведения бизнеса. В рамках данной программы были проведены баддинги, дискуссионные клубы. Как отмечали представители отдела по молодёжной политике, на территории КЧР не развит молодежный бизнес и данные мероприятия помогут со временем решить эту проблему, подключая экономические механизмы поддержки малого предпринимательства в регионе.
Вызывает интерес огромный опыт Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева по организации патриотического воспитания, формирования толерантности. Так, в конце 2014 года в вузе начал функционировать клуб интернациональной дружбы, инициатором которого стала автор данной статьи. Познавательно-развлекательная программа клуба предусматривает взаимообмен знаниями по истории народов, традиций, обычаев и уникальных особенностей культуры членов объединения. В клубе проводятся тематические встречи, на которых каждый из его участников демонстрирует элементы своей культуры через народные песни, мелодии, танцы, произведения литературы. Членами клуба могут стать все желающие студенты ВУЗа, причем это представители разных национальностей и народностей. Основной целью создания клуба является развитие толерантности и уважения к культуре других народов. Мы считаем, аналогичные объединения в рамках информационного неформального образования необходимо создавать во всех общеобразовательных учреждениях республики, а так же во всех республиках, на которых проживают народы разных национальностей.
Так же в конце декабря 2014 года в Карачаевске прошла благотворительная ярмарка «Кухня народов Кавказа». Организаторы ярмарки фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид» и волонтёры КЧГУ им. У.Д. Алиева приготовили блюда национальной кухни, купили сладости и призывали жителей города принять участие в ярмарке. За несколько дней до акции, ребята в соцсетях разместили объявления, благодаря которым, жители города были в курсе намечавшегося мероприятия. Все вырученные средства в результате подобной акции были истрачены на благотворительные цели.
Вызывает интерес совместный проект комитета по молодежной политике Ростовской области, Ростовпатриотцентра, волонтёрского центра ДГТУ «Горящие сердца» Донского государственного технического университета по проведению в несколько этапов серии игр так называемой дебат-лиги на кубок губернатора Ростовской области, в которой участвовали команды практически с каждого крупного вуза г. Ростов-на-Дону. Целью данного турнира является решение важнейших задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания молодежи. Именно в рамках данной лиги у представителей студенческой молодёжи есть огромный шанс проявить себя. Быть замеченным и стать впоследствии молодёжным лидером.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что мы, вслед за М.К. Селезнёвой [3], считаем, что в качестве критериев продуктивной социализации личности правомерно выделение следующих: сформированность гуманистических ценностей, установок, стереотипов; достигнутый уровень образованности, сформированность интегральной картины мира; социальная адаптиро-ванность личности; обретение социальной идентичности; гражданская активность личности: ее независимость в суждениях и поведении, уверенность, инициативность; духовность как нравственное измерение мыслей, поступков и т.п.
В этой связи краткий обзор мероприятий в рамках молодёжной политики позволяет констатировать, что они оказывают огромное влияние на процесс социализации молодёжи, причём, это касается и участников подобных мероприятий, и зрителей, т. к они помогают формировать активную жизненную позицию, умение проявлять себя в современных социокультурных условиях. Тем самым, проводя молодёжную политику, особенно под руководством интеллектуальной и духовной элиты общества -представителей образования, культуры, спорта, предпринимательства и других профессиональных групп, можно получать положительные результаты по социализации молодёжи, эффект от которых будет заметен спустя годы и, мы уверены, благотворно отразится на социальном и экономическом развитии регионов и страны в целом.
Библиографический список
1. Прокоп А.В. Ценностные аспекты социализации молодежи. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1997.
2. Касьянов В.В. Методология изучения исторического опыта разработки и реализации российской молодежной политики. Теория и практика общественного развития. 2010; 1: 225 - 259.
3. Селезнева М.К. Социально-философский анализ процесса социализации молодежи как фактора развития общества. CREDO NEW 2008. Available at: http://credonew.ru/content/view/705/60/
References
1. Prokop A.V. Cennostnye aspekty socializaciimolodezhi. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1997.
2. Kas'yanov V.V. Metodologiya izucheniya istoricheskogo opyta razrabotki i realizacii rossijskoj molodezhnoj politiki. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2010; 1: 225 - 259.
3. Selezneva M.K. Social'no-filosofskij analiz processa socializacii molodezhi kak faktora razvitiya obschestva. CREDO NEW2008. Available at: http://credonew.ru/content/view/705/60/
Статья поступила в редакцию 29.03.15
УДК 159.9:616
Lapteva, A.V, postgraduate, Saint-Petersburg State University (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Zashhirinskaja O.V., Doctor of Sciences (Psychology), senior lecturer, Saint-Petersburg University (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
AGE CHARACTERISTICS IN REPRESENTATIONS OF FRIENDSHIP AMONG ADOLESCENTS WITH MIXED SPECIFIC DEVELOPMENTAL DISORDERS. Nowadays issues connected with interpersonal relationships of the team play the most important role in any study. The article presents an analysis of the main trends in the study of communication and socio-psychological research of friendship. This work is devoted to the study of the psychological content of children's relations with mixed specific developmental disorders. The term "friendship" can be defined as positive relationships based on mutual open attitude, common interests, full commitment to each other, absolute trust. Friend is a person, who is ready to come to the aid of another person. Psycho-diagnostic
method was used for implementation of the main aim of the research. As a result, it was found that the type of relationship among these children is mostly deprived or confused. Their attitude and view to the friendship are characterized with immaturity and unconsciousness. Besides, these features are explained with incomplete knowledge of the limits of mutual aid and support, inadequate skills and abilities of effective communication and trust.
Key words: notion about friendship, friend's image, age peculiarities, adolescents with mixed specific developmental disorders.
А.В. Лаптева, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
О.В. Защиринская, д-р психол. наук, доц. Санкт-Петербургского государственного университета,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ У ПОДРОСТКОВ СО СМЕШАННЫМИ СПЕЦИФИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ РАЗВИТИЯ
На протяжении многих десятилетий общение остается предметом многочисленных научных публикаций. В статье выделены направления изучения общения и социально-психологических исследований дружбы. Однако в настоящее время отсутствуют фундаментальные исследования, посвящённые концептуальному изучению и объективному анализу проблемы нарушения общения детей со смешанными специфическими расстройствами психологического развития. Статья раскрывает понятие дружеских отношений, его аспекты, важность дружбы как вида межличностного общения; психологическое содержание представлений о дружеских отношений на разных возрастных этапах; мотивационный компонент в выборе друга; представления об образе друга (личностных качествах и характеристиках друга, основных тем для бесед с ним). Для реализации цели исследования был использован психодиагностический метод (опросник Д. Чикетти и М. Линч (адаптация Т.В. Архиреевой); незаконченные предложения (М. Сакс и С. Леви); анкета «Представления о дружбе» Е.В. Юрковой; сочинение на тему «Мой друг»). Особое внимание уделено возрастным особенностям представлений о дружеских отношениях у детей со смешанными специфическими расстройства психологического развития.
Представлены полученные результаты исследования: тип отношений с другом у детей преимущественно депривиро-ванный, нестабильный (спутанный) или дезинтегрированный; наблюдается незрелость и неосознанность представлений не только о дружеских отношениях, но и об образе друга, который не отличается точными характеристиками личностных качеств; подростки не имеют достаточных знаний о границах взаимопомощи и поддержки, умений и навыков эффективного и доверительного общения.
Ключевые слова: представления о дружеских отношениях; образ друга; возрастные особенности; подростки со смешанными специфическими расстройствами психического развития.
Особое значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении социального поведения приобретает общение. Изучению межличностных отношений посвящены многочисленные работы: по соотношению общения и деятельности (А.А. Леонтьев, 1999; Б.Г. Ананьев, 2014; Б.Ф. Ломов, 1984); выявлению структуры и типологии (Г.М. Андреева, 2008; М.И. Лисина, 2009; А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, 1999); рассмотрению проблем развития личности в общении (А.Г. Асмолов, 2007;А.Ф. Лазурский, 2000; В.Н. Мясищев, 1995); мотивации общения (Д.И. Божович, 2009; М.И. Лисина, 1986); охарактеризована социальная перцепция с точки зрения реализации когнитивных возможностей человека в общении (А.А. Бодалев, 2005; А.О. Болдырев, 2006; А.А. Демидов, О.В. Защиринская, 2013; И.М. Майнина, 2011; Д.В. Ющенкова, 2011).
В социально-психологических исследованиях дружбы можно выделить следующие направления: изучение межличностной привлекательности в дружеских отношениях (К. Изард, 1960; Л.Я. Гозман, 1987, Н.Н. Обозов, 1990) и определения основных психологических параметров дружбы (И.С. Кон, 1989); изучение социальных представлений (И.С. Кон, 1989; R. Selman, W. Damon, 1983; Е.В. Юркова, 2003); устойчивости и длительности дружеских отношений (Я.В. Коломинский, 1969; А.В. Мудрик, 1981); изучение особенностей взаимодействия детей, подростков и взрослых в разнополых и однополых парах [1].
Многие авторы в своих работах изучали развитие и совершенствование системы отношений к себе и к другим людям как особую психологическую характеристику (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский). Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют ведущую роль в становлении личности ребенка, его полноценном развитии и социализации (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин). Дружба как один из видов межличностных общений занимает также важное место в социальной адаптации ребенка, который начинает свое обучение в школе и осваивает роль ученика. Умение дружить и развитие важных для дружбы качеств связаны с другими аспектами общения: регуляция эмоциональных переживаний, межличностное взаимодействие (C.A. Endley, D.W. Nangle, J.E. Newman, 2001).
Дружеские отношения можно охарактеризовать «как более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов» [2, с. 71]. Большинство детей описывают дружбу как взаимные отношения (K.H. Rubin, 1980, W. Bukowski, J.G. Parker, 2006). Также дружба определяется как отношения, в которые входят: потребность в общении, вызывающая эмоцию удовлетворения при общении, совместные переживания; эмоциональная память; чувство долга (К.К. Платонов, 1984). Подчеркивается высокая степень избирательности, длительность отношений во времени (Н.Н. Обозов, 1990; Е.П. Ильин, 2009; M.L. Napp, J.A. Hall, 2010). Дружба выполняет важные функции: «коммуникативную, развивающую, функцию взаимной эмоциональной поддержки» (S.R. Asherand, J.G. Parker, 1989) [3, с. 360]. Именно в личных отношениях дети удовлетворяет свои базовые потребности: в эмоциональном контакте, в защищенности, в социальной компетентности, в стремлении быть личностью. «В данном пласте отношений происходит нравственное становление ребенка: он приобретает опыт заботы, любви, терпимости, вкус к кооперации» [4, с. 217]. Психологические исследования придают большое значение юношеской дружбе. Наличие друзей, дружеской поддержки и психологической близости с друзьями положительно коррелирует со школьными успехами, популярностью у сверстников, самоуважением и психосоциальной адаптацией и отрицательно - с наличием проблем с идентичностью, делинквентностью и депрессией (T.J. Berndt, J.A. Hawkins, Z. Jiao, 1999; L.A. Kurdek and D. Krile, 1982; M. Windle, 1994).
Закономерности развития дружеских отношений, ее функции и другие аспекты существенно меняются на разных этапах жизни. Дети 7-8 лет описывают друзей как человека, с которым быть рядом приятно и полезно. В дальнейшем, дети определяют друга как человека, который живёт рядом, имеет хорошие игрушки и играет в такие игры, которые нравятся самому ребенку. К 10-11 годам общие ценности становятся наиболее значимой составляющей в концепции детской дружбы. Сверстники начинают ожидать от своих друзей поддержки, помощи во взаимодействиях с другими одноклассниками. Подростки 11-13 лет описывают друзей с точки зрения актуализации общих интересов. Взаимность является ведущей характеристикой в процессе
налаживания дружеских отношений. С возрастом эмоциональная и ценностная основы дружбы содержательно усложняются, становятся более зрелыми и могут привести к доминированию положительных результатов в развитии отношений - близости и приверженности (M. Gummerum, M. Keller, 2008) [5].
Цель исследования.
Важность сферы общения для развития ребенка, научная и практическая актуальность определили цель исследования: изучение возрастных особенностей представлений о дружеских отношениях у подростков со смешанными специфическими расстройства психологического развития.
Объекты и методы.
Группа обследуемых школьников представлена подростками 14-15 лет со стойкой школьной неуспеваемостью (с диагнозом «F83 - смешанные специфические расстройства психологического развития»). Для реализации цели и задач использовался психодиагностический метод, который включает: опросник Д. Чи-кетти и М. Линч («Опросник отношений ребенка со своим другом») (адаптация Т.В. Архиреевой); незаконченные предложения (М. Сакс и С. Леви); анкета «Представления о дружбе» Е.В. Юрковой (использовались показатели: «образ дружбы», «особенности дружеских отношений», «образ друга»); сочинение на тему «Мой друг». Изучение особенностей общения школьников с задержкой психического развития, в том числе его вербального и невербального компонентов, формирования коммуникативных навыков в зависимости от социальных условий развития, разработка концепции нарушения общения позволит решать практические вопросы их социализации в современном обществе [6].
Результаты и их обсуждение.
При наиболее часто диагностируемых типах отношений («депривированный» (36%), «спутанный» (28%)) наблюдается высокий уровень шкалы «Поиск психологической близости», детям необходима потребность в друге, который выражает понимание, помощь, поддержку. При выделенных типах отношений наблюдается неудовлетворенная потребность в психологической близости с другом. Высокий уровень шкалы «эмоционально-положительное отношение» наблюдается у 56% обследуемых. Дети испытывают положительные эмоции по отношению к другу («Когда я со своим другом, я чувствую себя в безопасности, чувствую себя значительным). Низкий уровень, исследуемой нами шкалы, выявлен у 44% детей. У этой группы отношения с другом характеризуются негативными эмоциональными установками («Когда я со своим другом мне скучно», «я чувствую себя несчастным»).
Высокие показатели шкалы «поиск психологической близости» наблюдается у 64% подростков, средний (18%) и низкий уровень (18%). Большинство детей имеют неудовлетворенную потребность в психологической близости («Мне бы хотелось, чтобы мой друг был для меня самым близким», «Мне хотелось бы, чтобы друг уделял мне больше внимания» и т.д.).
При анализе сочинений на тему «Мой друг» в результате кластерного анализа было выделено две группы ответов. Первый кластер обозначен нами как «Представления о друге». В него входят характеристики друга и ожидания общения с ним, описание и оценка взаимоотношений. Данный вариант включает в себя такие характеристики: «дружба с детства», «возраст», «общие поездки (на дачу, в другие города)», «дарит подарки», «внешность (описание внешности)», «только описание интересов друга, его личных», «большая значимость; обязанность, в чем либо», «не ругается, не кричит, не матерится», «даёт советы, тесно общаемся», «схожесть (похож на него)», «понимание, можно доверить личный секрет», «уважение».
Второй кластер описывает в большей степени взаимоотношения с другом («помогает мне и другим», «делится чем-либо» и т.д.), чем его характеристики, поэтому мы его определяем как «Представления о дружеских отношениях». Эта группа ответов включает в себя такие единицы анализа, как «общее времяпрепровождение (игры, уроки, прогулки, дискотеки)», «добрый, умный, верный, понимающий», «помогает мне и другим (делится чем-либо)», «общие интересы (танцы, музыка и т.д.)», «живет в одном доме (или очень близко)», «с ним весело». Подростки пы-
Библиографический список
таются конкретизировать взаимоотношения с другом, разделить роли. Не маловажным являются общие интересы (танцы, музыка и т.д.), совместные игры, уроки, прогулки; помощь и поддержка, понимание и принятие. Дети отмечают, что с другом должно быть комфортно, весело и интересно.
Представления о друге характеризуются как положительными эмоциональными установками, так и отрицательными. Друг должен давать советы, дарить подарки, уметь хранить секреты, при этом он не должен ругаться, кричать, обзываться и т.д. У друзей, которых имеет подросток, должны быть сходные качества, такие как возраст, общие поездки (на дачу, в другие города), схожесть по внешности.
Таким образом, сфера дружеских отношений у большинства подростков со смешанными специфическими расстройства психологического развития имеет определенную специфику, которая выражается в неточных и упрощенных представлениях о межличностных отношениях и образе друга. Выделение дружеских отношений как специфического вида межличностного общения происходит не полностью, или недостаточно осознанно. Подростку не нужно абсолютное доверие с другом, желание поделится чем-то личным ситуативное, значимость друга в целом низкая («Мне было бы легко жить без своего друга»). Образ друга сформирован поверхностно и имеет инфантильные характеристики. И.С. Кон выделял базовые личностные качества хорошего друга такие, как взаимопонимание, доверие, отзывчивость, искренность [7]. В данной группе такие характеристики часто могут быть не значимыми, не определяющими.
По результатам проведения методики «Незаконченные предложения» были получены эмпирические данные об особенностях формирования представлений об образе друга. Для подростков важно иметь друга, взаимодействовать с ним, отношение к другу чаще эмоционально-положительное. Дети наделяют друга положительными качествами, такими как верность, доброта, общительность, готовность помочь. При беседе обследуемые отмечают, что друзья в равной степени зависимы друг от друга. Например, «если я не гуляю, то мой друг огорчается», «если я сижу дома, то друг звонит мне, заходит за мной». Подросткам важно иметь человека, который нуждается в них, уделяет им внимание. Несмотря на это, представления о границах данной взаимопомощи размыты, не определены. Такая характеристика друга и отношения к нему определяется как «восприятие друга как средства решения проблем». Друг всегда должен прийти на помощь, дать совет, вести себя хорошо, не бросать в беде, поддерживать в трудной ситуации. Описанные выше ожидания формируют такие качества как несамостоятельность, неверие в себя. Это в свою очередь оказывает влияние на всю сферу межличностного общения. При этом подросток, проявляя себя как личность, изначально неверно выстраивает свои отношения с другом, в последующем дружеские представления характеризуются неудовлетворенной потребностью в эмоциональном контакте, высокими требованиями к другу. Описанная выше специфика представлений о дружеских отношениях, может быть, обусловлена как особенностями развития эмоционально-волевой и личностной сферы изучаемой группы детей, так и недостаточными знаниями о границах дружбы, взаимодействии, правилах, качествах которыми должен обладать друг, и которыми должен обладать подросток.
Выводы.
1. Тип отношений с другом у детей преимущественно депривированный, спутанный или дезинтегрированный. Наблюдается неудовлетворенная, сниженная потребность в психологической близости, при этом она может сопровождаться как положительным отношением к другу, так и отрицательным;
2. Представления об образе друга, которое включает субъективные суждения о роли друга, его социальных характеристиках, личностных качествах, а также о дружеских отношениях характеризуются неточностью, не достаточной осознанностью.
3. Дети имеют трудности в установлении и поддержании дружеских отношений из-за недостаточно знаний о границах взаимопомощи и поддержки; умений и навыков эффективного межличностного общения.
1. Юркова Е.В. Социально-психологические исследования дружбы. Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. Санкт-Петербург: Изд-во АНО «ИПП», 2009: 96 - 101.
2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Санкт-Петербург: Питер, 2009.
3. Peter D. Renshaw and Steven R. Asher Children's goals and strategies for social interaction, Merrill-Palmer Quarterly (1983) Vol. 29, No. 3, pp. 353-374. By Wayne State University Press, Detroit, Michigan.
4. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия. Санкт-Петербург: Речь, 2004.
5. Philip David Zelazo. The Oxford Handbook of Developmental Psychology. 2013. Vol. 2.
6. Защиринская О.В. Концептуальные представления о структуре общения. Вестник СПбГУ. 2013; Сер. 12; Вып. 4: 89 - 98.
7. Кон И.С. Дружба. 4-е издание. Санкт-Петербург: Питер, 2005.
References
1. Yurkova E.V. Social'no-psihologicheskie issledovaniya druzhby. Sovremennye problemy psihologii sem'i: fenomeny, metody, koncepcii. Vyp. 3. Sankt-Peterburg: Izd-vo ANO «IPP», 2009: 96 - 101.
2. Il'in E.P. Psihologiya obscheniya i mezhlichnostnyh otnoshenij. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.
3. Peter D. Renshaw and Steven R. Asher Children's goals and strategies for social interaction, Merrill-Palmer Quarterly (1983) Vol. 29, No. 3, pp. 353-374. By Wayne State University Press, Detroit, Michigan.
4. Zaschirinskaya O.V. Psihologiya detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya: hrestomatiya. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.
5. Philip David Zelazo. The Oxford Handbook of Developmental Psychology. 2013. Vol. 2.
6. Zaschirinskaya O.V. Konceptual'nye predstavleniya o strukture obscheniya. Vestnik SPbGU. 2013; Ser. 12; Vyp. 4: 89 - 98.
7. Kon I.S. Druzhba. 4-e izdanie. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.
Статья поступила в редакцию 31.05.15
УДК 37.01
Larin V.B., adjunct, Department of Psychology, Military University of Ministry of Defense (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MANAGEMENT ACTIVITY IN NON-COMMISSIONED OFFICERS IN THE CADET GROUPS. This article considers a problem of formation of the junior officers of the socio-psychological qualities necessary for effective management of the cadet team. Primarily, these include the formation of non-commissioned officers of an image "I-head", as well as student composition, the formation of "self-image". The author describes scientific papers and authors dealing with this issue. The author comes to the conclusion that a constructive socio-psychological aspects of management in student groups can be revealed, first, from the standpoint of the effectiveness of psychological and pedagogical management of impacts from the management of the University, unit commanders and sergeants, and secondly, from the standpoint from the standpoint of perception and response of the net for the cadets.
Key words: junior officers cadets division, "I-head", "I am the way", cadets' group.
В.Б. Ларин, адъюнкт каф. психологии ФГКОУ ВПО «Военный Университет министерства обороны», г. Москва,
E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРЖАНТСКОГО СОСТАВА В КУРСАНТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ
В данной статье рассматривается проблема формирования у младшего командного состава социально-психологических качеств, необходимых для эффективного управления курсантским коллективом. Прежде всего, к ним относятся формирование у сержантского состава образа «Я-руководитель», а также как и курсантского состава, формирование «Я-образ». Подробно описаны научные труды и авторы, занимавшиеся данной проблематикой. На основе анализа литературы автор приходит к выводу, что конструктивное представление о социально-психологических аспектах управления в курсантских коллективах может раскрываться, во-первых, с позиций эффективности психолого-педагогического управленческого воздействия со стороны руководства ВУЗа, командиров подразделений и сержантов, во-вторых, с позиций с позиций восприятия и ответного оклика самих курсантов.
Ключевые слова: младшие командиры курсантского подразделения, «Я-руководитель», «Я-образ», курсантский коллектив.
Современные требования к личности младшего командира курсантского подразделения военного вуза определяются задачами качественного повышения эффективности системы управленческого взаимодействия в процессе учебной и служебной деятельности. Условием успешного взаимодействия младшего командира и курсантов учебной группы выступает сформированный образ «Я-руководитель», который представляет собой совокупность представлений командира о самом себе как субъекте управленческой деятельности [1].
На практике, многие младшие командиры испытывают психологические трудности, связанные с самоутверждением в курсантском коллективе, а именно, отсутствие должных знаний и опыта управления.
Процесс становления младшего командира оказывается практически неуправляемым и большинство сержантов достигают приемлемого уровня эффективности только к моменту выпуска из учебного заведения, что негативно отражается на эффективности руководства курсантским коллективом и успешности обучения в военном вузе. Одним из важных ресурсов повышения эффективности и успешности управленческой деятельности младшего командира курсантского подразделения является целенаправленное формирование целостного и адекватного образа «Я-ру-ководитель» как когнитивного конструкта, отражающего, с одной
стороны, самооценку себя как субъекта управленческой деятельности, а с другой - ценностно-смысловое отношение к ней.
На формирование образа оказывает влияние множество факторов, к наиболее значимым следует отнести социально-психологические явления, возникающие в воинском коллективе, особенности сложившихся в подразделении межличностных отношений.
Сержант как руководитель, занимающий промежуточную позицию в системе военного управления (воинский коллектив -сержант (младший командир) - вышестоящее руководство (офицеры)), вынужден действовать в ситуациях, когда разные люди или целые группы предъявляют к нему несовместимые требования и ожидания одновременно. В этой ситуации в деятельности сержантов могут возникать конфликты, исследование которых находится в центре нашей работы и которые описаны на теоретическом уровне как ролевые конфликты [2].
Определению места и роли Я-образа в процессе профессионального самоопределения посвящены работы A.A. Деркача (2007), Е.А. Климова (2006), А.К. Марковой (1996), в управленческой деятельности - работы B.C. Агапова (2008).
Отдельные проблемы исследования Я-образа военнослужащих нашли отражение в трудах военных психологов. Так, В.П. Каширин (1979), П.А. Корчемный (1991) раскрыли динамику