Научная статья на тему 'Возрастные особенности понимания близких людей (на материале исследования способов репрезентации субъекта детьми разных возрастов)'

Возрастные особенности понимания близких людей (на материале исследования способов репрезентации субъекта детьми разных возрастов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СПОСОБЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / ДОШКОЛЬНИК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПОДРОСТОК / СМЫСЛОВОЕ СУЖДЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ / ОБРАЗ / SUBJECT / MODES OF REPRESENTATION / PRE-SCHOOLER / JUNIOR SCHOOLCHILD / TEENAGER / SEMANTIC JUDGMENT / INTERPERSONAL UNDERSTANDING / IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романов Даниил Константинович

Анализируются возрастные особенности понимания детьми близких людей (матери). Утверждается, что образ близкого человека конструируется субъектом в логике характерных для каждого возраста жизненных задач, которые ему приходится решать при посредстве и при помощи другого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age Specifics in Understanding Close People (based on the study of a subject’s modes of representation by children of various ages)

The article deals with the age specifics in understanding close people (mother) by children. It is argued that the image of a close person is formed by a subject in compliance with true life tasks typical for a specific age and to be resolved with the help of another person.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности понимания близких людей (на материале исследования способов репрезентации субъекта детьми разных возрастов)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

учебной ситуации детского развития в процессе обучения; студенты соотносят условия той или иной системы обучения детей с особенностями их психологической готовности к обучению.

У студентов-выпускников экспериментальной группы отмечается устойчивая тенденция к выделению профессионально значимой цели как главного регулятора их учебной активности; появляются развитые возможности в плане составления характеристики собственной профессиональной деятельности; формируется потребность в профессиональном самосовершенствовании.

Таким образом, наше исследование показало, что важнейшим психологическим условием успешного развития ос-

новных компонентов структуры учебнопрофессиональной деятельности у будущих педагогов является обучение на основе интегрированного учебного содержания, которое гибко соединяет в себе общепознавательную и профессиональную активность студентов и предполагает психологизацию предметного и методического учебного материала и профессионализацию психологической подготовки будущих специалистов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Слободчиков, В. И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога / В. И. Слободчиков, Е. А. Исаев // Вопр. психологии. — 1996. — № 4. — С. 72—80.

Поступила 08.06.12.

УДК 159.922.6

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ (на материале исследования способов репрезентации субъекта детьми разных возрастов)

Д. К. Романов (Мордовский государственный университет им Н. П. Огарева)

Анализируются возрастные особенности понимания детьми близких людей (матери). Утверждается, что образ близкого человека конструируется субъектом в логике характерных для каждого возраста жизненных задач, которые ему приходится решать при посредстве и при помощи другого человека.

Ключевыге слова: субъект; способы репрезентации; дошкольник; младший школьник; подросток; смысловое суждение; межличностное понимание; образ.

Способность к пониманию других людей является одним из важнейших показателей психического развития ребенка. Данная проблема является актуальной как для общей, так и для социальной и возрастной психологии [1—3]. В задачу нашего исследования входило выявление возрастных особенностей способов репрезентации субъектом самого себя и «объекта» межличностного познания — близкого человека (матери), а также закономерностей их развития. Для ее решения мы провели исследование в трех возрастных группах: дошкольники, младшие школьники (3 класс) и подрост-

ки (8 класс) (по 100 человек в каждой). В качестве исследовательской процедуры использовалась методика написания сочинения на тему «Моя мама». Сочинения обрабатывались с помощью контент-анализа. В зависимости от формы и уровня представленности субъекта в речевых описаниях другого человека было выделено 7 видов суждений и соответствующих им способов репрезентации субъекта:

1) суждения, в которых другой человек (мать) представлен непосредственно через субъекта познания, его действия, жесты, мимику, мысли, сомнения, © Романов Д. К., 2012

ІІІІ1ІІІІИІІШ № 4,

эмоции и др., например: «Я помогаю маме», «Мама провожает меня в школу», «Моя мама — красивая» и т. п.;

2) суждения, в которых другой человек представлен через общность «Мы», которая включает в себя двух субъектов: познающего и познаваемого: «Мы с мамой ходим в магазин», «Мы часто разговариваем по телефону», «Мы дарим друг другу подарки» и др.;

3) суждения, в которых другой человек представлен через третье лицо, его воздействия по отношению к познаваемому человеку: «Один раз мама работала за свою подругу», «Моя сестра один раз поздно вечером ушла, и у нее (мамы) разболелась голова», «Учительница сказала маме, что я хорошо отвечала на уроке» и т. д.;

4) суждения, в которых другой человек представлен через социальную группу: «В семье ее любят», «На работе подруги помогают ей», «Во дворе дети любят ее» и др.;

5) суждения, в которых другой человек представлен через предельно широкую группу, включающую в себя всех людей вообще: «Все дружат с ней», «Она извиняется перед всеми», «Она дружит со всеми» и т. п.;

6) суждения, в которых другой человек представлен через социальную ситуацию: «Работает в школе», «Ходит на работу», «По вечерам делает прогулки» и др.;

7) суждения, в которых другой человек представлен в абсолютно скрытой форме, т. е. вне субъектного контекста и вне ситуации: «Ласковая», «Добрая», «Хорошая» и др.

Прежде всего следует отметить, что с возрастом статистически значимо увеличивается объем психологических характеристик. Это говорит о повышении уровня когнитивной сложности как о закономерности возрастного развития процесса межличностного понимания. Данная закономерность выделяется и другими исследователями [5]. Однако наибольший интерес для нас представляют сами способы репрезентации [3].

Общим для всех возрастных групп является явное доминирование субъект-

ного способа репрезентации: у дошкольников он представлен в 703 суждениях (51,3 %), младших школьников — 748 (51,0), у подростков— 1 329 (59,01 %). Причем наблюдается выраженный статистически значимый рост показателей.

Второе место во всех возрастных группах занимает понятийный способ репрезентации: соответственно 404 (29,5 %), 531 (36,4) и 301 суждение (13,3 %). В возрастном плане мы видим парадоксальную особенность: статистически значимое снижение уровня представленности понятийного способа репрезентации у подростков. Это можно объяснить низким уровнем развития у младших детей психологических понятий и некритическим их использованием [1; 3; 4]. У восьмиклассников они развиты значительно лучше, а применяются более осторожно и грамотно.

По остальным способам репрезентации структура образа матери у детей разных возрастных групп отличается. Например, у дошкольников и младших школьников третью позицию занимает репрезентация через «Мы» — 97 суждений (7,06 %) и 83 суждения (5,45 %) соответственно; у подростков — через социальную ситуацию (роль) — 256 суждений (11,31 %). Анализ количественного соотношения способов репрезентации в разных возрастных группах показывает наличие статистически значимых различий по большинству из них. Результаты исследования представлены в таблице.

Проделанный анализ позволяет говорить о наличии возрастных особенностей в способах репрезентации. Особенно ярко они выражены в закономерном росте субъектного способа. Что касается остальных, то устойчивой закономерности в их динамике не прослеживается: по одним способам наблюдается рост, по другим — снижение, по третьим — неупорядоченные изменения. Анализ возрастных особенностей способов репрезентации субъекта и «объекта» межличностного познания в речевых характеристиках свидетельствует о том, что образ другого человека является многоуровневым и гетерогенным, и это характерно для каждого возраста.

> ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ІІІІШШІШШШІІІШ

Количественное распределение суждений о близком человеке по возрастным группам с результатами математической обработки по критерию ф*

Кате- Дошкольники j* 3 класс j* 8 класс j*

гория Всего Ср. знач. % Всего Ср. знач. % Всего Ср. знач. %

Через «Я» 703 7,03 51,3 - 748 7,48 51,0 +3,65 1 329 13,29 59,01

Через «Мы» Через 97 0,97 7,06 - 83 0,83 5,45 - 135 1,35 5,97

3-е лицо Через социальную 80 0,80 5,81 +2,45 31 0,31 2,01 54 0,54 2,40

группу Через всех 24 0,24 1,72 +5,5 8 0,08 0,51 +6,63 59 0,59 2,62

людей Через социальную 6 0,06 0,40 +7,2 17 0,17 1,02 +9,4 122 1,22 5,39

ситуацию Через 58 0,58 4,21 - 53 0,53 3,61 +3,5 256 2,56 11,31

понятия 404 4,04 29,5 +2,49 531 5,31 36,4 +2,43 301 3,01 13,3

Всего 1 372 13,7 100,0 1 471 14,71 100,0 2 256 22,56 100,0

Поскольку субъектные способы репрезентации являются ведущими во всех возрастных группах, мы подвергли их более глубокому анализу по таким параметрам, как уровень представленности субъекта, содержание и структура. Всего было выделено 27 категорий. Дошкольники отметили 17, младшие школьники — 20, подростки — 23 категории. Это говорит о том, что с возрастом происходит повышение уровня дифференциации субъектных способов репрезентации. Дальнейший анализ показал, что 13 категорий являются общими для всех исследуемых возрастов; 20 категорий есть только в двух возрастах (дошкольники и младшие школьники, либо младшие школьники и подростки, либо дошкольники и подростки); 7 категорий встречаются только в какой-то одной возрастной группе. Из этого следует, что с возрастом субъектные способы репрезентации изменяются в содержательном плане.

Итак, образ близкого человека (матери) в каждой возрастной группе имеет

содержательную специфику и строится в соответствии с присущими возрасту жизненными потребностями и интересами, которые связывают субъекта (ребенка) с матерью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Г. М. Психология социального познания : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. / Г. М. Андреева. — Москва : Аспект Пресс, 2000. — 288 с.

2. Бодалев, А. А. О психологическом понимании Я человека / А. А. Бодалев // Мир психологии. — 2002. — № 2. — С. 12—17.

3. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. — Санкт-Петербург : Речь, 2005. — 324 с.

4. Романов, К. М. Психологическая культура человека : теоретические основы и методика формирования : учебно-методическое пособие / К. М. Романов, О. Н. Романова. — Саранск, 2007. — 130 с.

5. Korkiakangas, M. The role of verbalization in the interpersonal cognition in children / M. Korkiangas, K. Oravainen // XXII-nd International Congress of Psychology. — Leipzig, 1980. — P. 480.

Поступила 18.09.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.