Научная статья на тему 'Возрастные особенности личности несовершеннолетних как основание освобождения от уголовного наказания'

Возрастные особенности личности несовершеннолетних как основание освобождения от уголовного наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1933
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ / JUVENILES / AGE CHARACTERISTICS / EXEMPTION FROM CRIMINAL PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Терентьева Валентина Александровна, Масалитина Ирина Владимировна

Статья посвящена одному из актуальных вопросов освобождения от уголовного наказания возрастным особенностям личности несовершеннолетнего. Авторы анализируют возрастные особенности исходя из методов их исследования, а также из учета влияния на вид меры уголовно-правового характера. Проанализировав возрастные особенности несовершеннолетних, следует отметить, что определяющими для совершения противоправных поступков являются такие возрастные особенности подростков, как: склонность к подражанию, подверженность посторонним влияниям, противоречивость взглядов и неустойчивость поведения, повышенная эмоциональная возбудимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Терентьева Валентина Александровна, Масалитина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF JUVENILES AS THE GROUNDS FOR EXEMPTION FROM CRIMINAL PUNISHMENT

The paper is devoted to one of the topical issues of exemption from criminal penalties the age peculiarities of the personality of juveniles. The authors analyzed the age-specific features based on the methods of investigation, as well as taking into account the influence of the measures of criminal law. Analyzing the age features of juveniles, it should be noted that commitment of wrongful acts is determined by such age peculiarities of teenagers as the tendency to imitate, exposure to outside influences, contradictory views and erratic behavior, increased emotional excitability.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности личности несовершеннолетних как основание освобождения от уголовного наказания»

УДК 343.235

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ОСНОВАНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

В. А. Терентьева, И. В. Масалитина

AGE CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF JUVENILES AS THE GROUNDS FOR EXEMPTION FROM CRIMINAL PUNISHMENT V. A. Terentieva, I. V. Masalitina

Статья посвящена одному из актуальных вопросов освобождения от уголовного наказания - возрастным особенностям личности несовершеннолетнего. Авторы анализируют возрастные особенности исходя из методов их исследования, а также из учета влияния на вид меры уголовно-правового характера. Проанализировав возрастные особенности несовершеннолетних, следует отметить, что определяющими для совершения противоправных поступков являются такие возрастные особенности подростков, как: склонность к подражанию, подверженность посторонним влияниям, противоречивость взглядов и неустойчивость поведения, повышенная эмоциональная возбудимость.

The paper is devoted to one of the topical issues of exemption from criminal penalties - the age peculiarities of the personality of juveniles. The authors analyzed the age-specific features based on the methods of investigation, as well as taking into account the influence of the measures of criminal law. Analyzing the age features of juveniles, it should be noted that commitment of wrongful acts is determined by such age peculiarities of teenagers as the tendency to imitate, exposure to outside influences, contradictory views and erratic behavior, increased emotional excitability.

Ключевые слова: несовершеннолетние, возрастные особенности, освобождение от уголовного наказания.

Keywords: juveniles, age characteristics, exemption from criminal punishment.

Проблема определения предела изучения и учета личностных особенностей (в том числе и для несовершеннолетних) при назначении уголовного наказания или освобождения от него, является весьма актуальной. Определяя в качестве предмета изучения личность несовершеннолетнего, неизбежно возникают проблемы: необходимости, по возможности наиболее всесторонней осведомленности о личности с одной стороны, и жесткость специфических условий, в которых осуществляется судопроизводство, регламентирующую краткость временного отрезка на изучение - с другой. О подобной дилемме высказывается и Н. Т. Ведерников [4, с. 80].

Подходы к изучению личности несовершеннолетнего разнятся в зависимости от отрасли науки, разнятся они также и в зависимости от периода. Советский период криминологии, например, оперирует математическим подходом к изучению личности несовершеннолетних. Данный подход строится на математическом анализе таких признаков, как: нравственные и правовые взгляды, ценностные ориентации и установки лица. При этом данные полученные путем опросов сопоставляются с данными о реальном поведении несовершеннолетних. Такой способ изучения личности, в частности, был предложен А. И. Долговой [6, с. 5]. В этом случае утрачивается какое бы то ни было самостоятельное значение как качеств личности, так и ее возрастных особенностей. В качестве критики данного метода при освобождении от уголовного наказания, следует указать на то, что не берется в расчет индивидуальность каждой личности, неповторимость ее качеств и особенностей, подлежащих исследованию и оценке. Математический подход также нарушает принцип индивидуализации уголовной ответственности и принцип целесообразности.

Несмотря на неприемлемость указанного выше метода изучения особенностей личности, сложно утверждать, что они не участвуют в процессе выбора меры государственного принуждения. И. И. Карпец и М. М. Бабаев утверждают, что исследование особенностей личности несовершеннолетних является основанием для назначения им уголовных наказаний (на наш взгляд, это справедливо и для освобождения от уголовного наказания). Учет особенностей (начала личности несовершеннолетнего, на которые правоприменитель опирается в ходе перевоспитания - по высказыванию М. М. Бабаева), по мнению авторов, способствует выбору такой меры уголовно-правового воздействия, которая имела бы исправительно-воспитательный потенциал. В этой связи автор видит необходимым выявление [2, с. 19; 8, с. 132].

В общем виде законодатель указывает на необходимость учета таких особенностей в ст. 89 УК РФ, где говорится о необходимости учета «иных особенностей личности». В юридической литературе, однако, не существует единого мнения по этому поводу и указывается на необходимость конкретизации данного положения при назначении несовершеннолетним наказания или освобождения от него.

Так, в этой связи примечательно мнение Е. В. Благова, который, признавая со значимость законодательного регламентирования положений ст. 89 УК РФ, указывает, что закрепление необходимости учета «иных особенностей личности» можно трактовать излишне широко. Следовательно, автор предлагает сузить данное определение и определить их как «позицию несовершеннолетнего по отношению к обществу и его ценностям, способность и готовность к социальной адаптации, в том числе к позитивному поведению в сложных и конфликтных ситуациях, про-

тивостоянию негативного влияния микросреды», и «детскую мотивацию» (озорство, побуждение завладеть престижной в среде подростков вещью для самоутверждения и т. п.). Для объективного подтверждения ее наличия существенное значение имеет степень проявления некоторых возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т. п.)» [9, а 191].

Таким образом, автор склоняется к мысли о необходимости корректировки законодательной формулировки «иные особенности личности» на «возрастные особенности личности». Данное положение, по его мнению, позволит избежать двойного учета одних и тех же особенностей, а также необоснованного увеличения наказания или его уменьшения [3, а 132].

В целом соглашаясь с тем, что формулировка, закрепленная законодателем в ст. 89 УК РФ является несколько расплывчатой, нельзя ее сводить только к возрастным особенностям личности, поскольку их изучение невозможно в отрыве от личности несовершеннолетнего преступника.

Возрастные особенности несовершеннолетних обусловливают целесообразность освобождения данной категории лиц от уголовного наказания, поскольку именно они зачастую служат основой их преступного поведения. На необходимость изучения особенностей личности несовершеннолетнего, и возрастных прежде всего, обращали внимание многие отечественные криминологи. М. М. Бабаев тесно связывал соотнесение средств исправления с особенностями личности несовершеннолетнего как с теми, которые следует устранить, так и с теми которые следует развить. Процесс индивидуализации уголовной ответственности (как при назначении наказания, так и при освобождении от него), главным образом основывается на всестороннем учете данных о личности. И именно общевозрастные особенности являются основой для понимания, а значит и учета, индивидуально-психологических свойств личности несовершеннолетнего [2, с. 11 - 13].

Нельзя не согласиться с таким мнением, поскольку актуальной, на наш взгляд, представляется теория, согласно которой средства и методы исправления изначально подбираются не только исходя из качеств, желательных для подростка, но и из уже имеющихся возрастных особенностей, подлежащих корректировке и развитию.

Особое внимание возрастным особенностям несовершеннолетних было уделено и в работах Л. М. Про-зументова. Автор, при анализе психолого-возрастных и социальных особенностей личности несовершеннолетнего, указывал, что несовершеннолетнему возрасту в большей степени характерна недостаточность социального опыта, склонность к подражанию, а также повышенная эмоциональная возбудимость, противоречия во взглядах и в поведении; подверженность влияниям со стороны [11, с. 8].

В юридической литературе принято разделять возрастные особенности личности несовершеннолетнего на особенности, относящиеся к интеллектуальной сфере - недостаточная зрелость мышления и от-

носящиеся к эмоционально волевой сфере - невысокий уровень волевого развития, неуравновешенность и повышенная возбудимость. Недостаточная зрелость мышления, выделяемая широким кругом авторов, является первой чертой, на которую следует обратить внимание при исследовании возрастных особенностей несовершеннолетнего. Учет данного обстоятельства необходим как при квалификации содеянного, так и при назначении меры уголовного принуждения подростку, поскольку последняя должна быть осознана виновным и правильно им воспринята. Не достаточная зрелость мышления, однако, при изучении должна быть конкретизирована, поскольку она может проявиться в различных качествах несовершеннолетнего.

З. С. Астемировым анализировалась вменяемость (как крайняя форма незрелости мышления) несовершеннолетних в процессе назначения наказания. Автор утверждает, что ее рассмотрение как свойства личности, приобретаемого на определенной стадии развития, невозможно вне связи с возрастом. Таким образом, вменяемость как свойство личности, формируемое на определенном возрастном этапе, может учитываться только в связи с возрастными особенностями несовершеннолетнего [1, с. 25].

Возрастным особенностям личности несовершеннолетнего в волевой сфере в первую очередь относится не высокий уровень волевого развития. К данной категории можно также отнести эмоциональные качества личности несовершеннолетних. Например, неуравновешенность, повышенная возбудимость, перепады настроения.

Данные черты имеют различную степень выраженности у каждого конкретного лица, этому в большей степени способствуют такие факторы, как: школа, семья, малые социальные группы, имеющие объективный характер, а также жизненный опыт, позиция и возраст, представляющие собой факторы субъективного характера. Кроме того, как считает М. М. Бабаев, такие различия в степени выраженности особенностей подростков напрямую зависят и от разных возрастных групп [2, с. 16].

В литературе принято разделять несовершеннолетний возраст на 2-е большие группы - это лица 14 -15 лет (подростковый возраст) и лица 16 - 17 лет (ранний юношеский возраст).

При этом в педагогике и психологии принято делить подростковый возраст на старший и младший. Отмеченные нами выше недостаточность социального опыта, склонность к подражанию, а также повышенная эмоциональная возбудимость, противоречия во взглядах и в поведении; подверженность влияниям со стороны, как правило, более свойственны периоду младшего подросткового возраста. Личность несовершеннолетнего в данный период можно охарактеризовать такими качествами как: преобладание процессов возбуждения, склонность к аффектированным реакциям, слабая взаимосвязь между реально существующей жизненной ситуацией и реакцией на нее несовершеннолетнего, эти качества необходимо рассматривать еще и в сочетании преобладания эмоций над сознанием.

Также данная возрастная группа больше подвержена отрицанию авторитета старших лиц, упрямству, стремлению к свободе и самостоятельности наряду с острой потребностью в признании. Подобные особенности подросткового возраста выделял и М. Раттер [12, с. 125 - 126].

И. С. Кон выделял такие характерные особенности старшего подросткового возраста, как: ярко выраженная потребность в общении, стремление к объединению в группы сверстников для удовлетворения указанной потребности. При этом направленность малых неформальных групп может быть самой разной [10, с. 197 - 199].

У подростков в этот период остро встает необходимость осмысления глобальных жизненных проблем, оценки окружающих и себя (не лишенной, однако, субъективности), это, в свою, очередь стимулирует развитие абстрактного мышления. Субъективизм в самооценке порождает с неизбежностью чувство самолюбия, которое может быть скомпенсировано их отзывчивостью, готовностью помочь и чувством собственного достоинства.

Конечно, такие реакции и качества могут быть присущи и лицам 16 - 17 лет, но указанные особенности у последних проявляются гораздо реже. Однако в качестве преобладающих черт все же стоит отметить: формирование критического отношения к окружающим, сознательное подчинение нормам и правилам социальной группы, стремление к самостоятельности. Такого же мнения о характерных чертах, раннего юношеского возраста придерживается и В. Я. Рыбаль-ская [13, с. 16 - 20].

Дополнить характеристику возраста 16 - 17 лет следует большей зрелостью жизненных суждений несовершеннолетних, поскольку они оставляя социальную роль школьников, становятся студентами вузов и учащимися ПТУ, а также работают - такое изменение социальных ролей, приводит и к изменению особенностей личности.

Неизменной по отношению к подростковому возрасту остается потребность в общении и самоутверждении. Эти потребности часто доминируют среди остальных. Негативный опыт самоутверждения, а также трудности общения непременно приведут несовершеннолетнего к необходимости поиска той среды, в которой ему можно будет самоутвердиться. При этом самоутверждение и компенсация нехватки общения будут строиться не на социально полезных качествах личности, а на тех личностных качествах и средствах, которые одобряет и принимает данная среда. Такие проблемы, по мнению Л. М. Прозументова, свидетельствуют о деформации развития несовершеннолетнего наряду с отсутствием позитивных связей со сверстниками [11, с. 12].

Также востребованной для раннего юношеского возраста остается эмоциональность. Она может выражаться как в эмоционально окрашенных отношениях со сверстниками, так и в способности к сопереживанию, а также в значительном уровне эмоциональной восприимчивости.

Возрастные особенности старшего подросткового и раннего юношеского возраста влияют на выбор меры уголовно-правового воздействия. Так, А. О. Долматов например полагает, что именно возрастные особенности несовершеннолетних, присущие старшему подростковому возрасту обусловливает сведение наказания в виде лишения свободы в отношении данной категории к минимуму. Это объясняется, по мнению автора, такими качествами, как: «ведомость, пониженный волевой порог, склонность к подражанию, способность оказываться под влиянием лиц, имеющих выраженную антиобщественную направленность, в особенности, старших по возрасту», которые могут препятствовать его исправлению в воспитательной колонии [7, с. 56 - 57].

Несомненным остается факт того, что в большей степени подвергаются исследованию и анализу именно те особенности несовершеннолетних, которые способствуют совершению преступления. На наш взгляд, к таким качествам следует отнести основные личностные черты несовершеннолетнего, препятствующие их социализации, негативно повлиявшие на поведение подростков.

Так, Н. И. Ветров делил все качества несовершеннолетних на положительные и отрицательные, к последним он относил эмоциональную неустойчивость, отсутствие самокритики, эгоизм, подражание, упрямство, тщеславие и агрессивность. Данные качества являются проявлением с одной стороны возрастных особенностей - поскольку нивелируются с течением процесса взросления, а с другой стороны свидетельствуют о влиянии сферы асоциальных поступков на деградацию личности.

Также отрицательными, по мнению автора, являются: быстро меняющееся настроение, неустойчивость чувств, излишняя возбудимость, неразвитость воли, стремление к признанию и, следовательно, объединение в группы [5, с. 143].

Представляется, что личность несовершеннолетнего преступника следует рассматривать в единстве положительных и отрицательных качеств, поскольку они участвуют в формировании поведения совместно. Кроме того, значение имеет чем являются данные особенности либо проявлением психолого-возрастных особенностей или же, напротив, антиобщественной направленности личности, выражающейся в деформации личностных качеств подростка. Часто при совершении преступления несовершеннолетними за проявление антиобщественной направленности принимаются такие возрастные особенности, как: излишняя возбудимость, склонность к аффекту, неадекватность реакций на жизненную ситуацию.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: несмотря на признание в криминологии и уголовном праве необходимости учета при освобождении от уголовного наказания или при его назначении возрастных особенностей личности несовершеннолетнего, единства мнений по данному вопросу не существует. Нет единой точки зрения касательно особенностей, характеризующих личность несовершеннолетних, а также того, какие из них под-

лежат учету при применении уголовно-правовых мер, а, следовательно, и имеют уголовно-правовое значение.

Анализируя возрастные особенности несовершеннолетних, следует отметить, что определяющими для совершения противоправных поступков являются такие возрастные особенности подростков, как: склонность к подражанию, подверженность посторонним влияниям, противоречивость взглядов и неустойчивость поведения, повышенная эмоциональная возбудимость.

Именно в связи с необходимостью и целесообразностью применения освобождения от уголовного наказания вместо реального его отбывания, если преступное поведение несовершеннолетних обусловлено возрастными особенностями, связано такое пристальное внимание к данному вопросу. Возрастные особенности как условие совершения преступлений подростками в значительной мере влияют на посткриминальное поведение, поскольку с возрастом они исчезнут, что снизит вероятность новых преступлений. Исчезновение возрастных особенностей, приведших к

совершению преступления, дает положительный прогноз поведения несовершеннолетнего в будущем. Исправление и предупреждение в отношении таких лиц могут быть достигнуты и без реального отбывания наказания, вызывающего озлобленность и оказывающего негативное воздействие.

Именно этот факт лег в основу законодательной конструкции системы наказаний для несовершеннолетних, более щадящей по сравнению с применяемыми ко взрослым уголовно-правовыми мерами. В законе сформулирован сокращенный перечень видов наказаний по сравнению со взрослыми (для несовершеннолетних предусмотрено всего 6 видов, а для взрослых 13). Кроме того, законодатель сократил размеры наказаний, сроки давности привлечения к уголовной ответственности, погашения судимости при применении их к несовершеннолетним. Еще одной особенностью является применении к ним видов освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания, предусматривающих применение принудительных мер воспитательного воздействия.

Литература

1. Астемиров З. С. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. М., 1970.

2. Бабаев М. М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. М., 1968.

3. Благов Е. В. Назначение наказания. Ярославль, 2002.

4. Ведерников Н. Т. Личность обвиняемого и подсудимого. Томск, 1978.

5. Ветров Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.

6. Долгова А. И. Проблемы разработки стратегии в борьбе с преступностью // Преступность: стратегия борьбы. М.: Криминологическая Ассоциация, 1997.

7. Долматов А. О. Специальные обстоятельства, подлежащие особому учету при назначении уголовного наказания несовершеннолетним: дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2014.

8. Карпец И. И. Индивидуализация наказания. М., 1961.

9. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М., 1998.

10. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.

11. Прозументов Л. М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Томск, 1999.

12. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

13. Рыбальская В. Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Иркутск, 1994.

Информация об авторах:

Терентьева Валерия Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии КемГУ, terent@list.ru.

Valeria A. Terentieva - Candidate of Law, Assistant Professor at the Department of Criminal Law and Criminology, Kemerovo State University.

Масалитина Ирина Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии КемГУ, судья заводского районного суда г. Кемерово.

Irina V. Masalitina - Candidate of Law, Assistant Professor at the Department of Criminal Law and Criminology, Kemerovo State University, Judge at Zavodskiy District Court of Kemerovo.

Статья поступила в редколлегию 21.09.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.