Научная статья на тему 'Возрастные и специфические особенности личностной саморегуляции подростков с задержкой психического развития'

Возрастные и специфические особенности личностной саморегуляции подростков с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3207
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОНТОГЕНЕЗ / ДИЗОНТОГЕНЕЗ / ВНУТРЕННЯЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС РАЗВИТИЯ / СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД / ОБЩЕВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СПЕЦИФИКА В РАЗВИТИИ / PERSONAL SELF-REGULATION / A DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT / ONTOGENY / DISONTOGENY / INTERNAL ACTIVITY / AGE PECULIARITIESONAL REFLECTION / VALUE ORIENTATION / AGE CRISIS DEVELOPMENT / SENSITIVE PERIOD / PARTICULAR / THE SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матанцева Татьяна Николаевна

В статье представлен анализ экспериментального исследования подростков с задержкой психического развития с 11 до 16 лет, позволяющий выявить тенденции в становлении личностной саморегуляции, являющиеся общими для подростков нормы и с задержанным развитием, а также формирующиеся в условиях задержанного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Матанцева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age and specific features of personal self-control of teenagers with a delay of mental development

The article provides the analysis of the experimental study of adolescents with mental retardation from 11 to 16 years, which allows to reveal trends in the formation of personality self-regulation, which are common for teenagers standards and with the development of detainees, as well as emerging in the conditions of the detainee's development.

Текст научной работы на тему «Возрастные и специфические особенности личностной саморегуляции подростков с задержкой психического развития»

УДК 812

Т. Н. Матанцева

ВОЗРАСТНЫЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье представлен анализ экспериментального исследования подростков с задержкой психического развития с 11 до 16 лет, позволяющий выявить тенденции в становлении личностной саморегуляции, являющиеся общими для подростков нормы и с задержанным развитием, а также формирующиеся в условиях задержанного развития.

The article provides the analysis of the experimental study of adolescents with mental retardation from 11 to 16 years, which allows to reveal trends in the formation of personality self-regulation, which are common for teenagers standards and with the development of detainees, as well as emerging in the conditions of the detainee's development.

Ключевые слова: личностная саморегуляция, задержка психического развития, онтогенез, дизон-тогенез, внутренняя активность, личностная рефлексия, ценностные ориентации, возрастной кризис развития, сензитивный период, общевозрастные особенности, специфика в развитии.

Keywords: personal self-regulation, a delay of mental development, ontogeny, disontogeny, internal activity, age peculiaritiesonal reflection, value orientation, age crisis development, sensitive period, particular, the specifics of the development.

Понятие «личностная саморегуляция» связано со способностью личности регулировать свою активность: эмоции, чувства, поведение, общение. Личностная саморегуляция проявляется в активно-действенном отношении личности к себе и другим, в нравственных и социальных установках. В целом, «данное понятие отражает параметры социального поведения и межличностных отношений, обеспечивающие преобразование деятельности и общения» [1]. В отечественной психологии адекватно сформированная саморегуляция представляется одним из факторов развития личности, который ведет к самодетерминации и самореализации человека в жизни.

Структурными компонентами личностной саморегуляции являются личностные образования, участвующие в регуляции, в первую очередь ценностные ориентации, активность и рефлексия [2]. Каждый структурный компонент в целостном процессе регуляции выполняет свою роль. Ценностные ориентации указывают на значимые для личности социальные ценности. Активность выполняет функцию реализации значимого как во внешнем, так и во внутреннем мире и включает в себя все виды и формы реализации активно-

© Матанцева Т. Н., 2012

сти: труд, учёбу, общение, поведение. Внутренняя активность находит свое выражение в самопознании и саморуководстве. Рефлексия осуществляет контроль за правильностью выбранных форм и видов активности, а также осуществляет обратную связь, обращая психическую активность на себя. В результате происходит переоценка и переосмысление активности, изменение ценностно-смысловых образований. Благодаря обратной связи идет приобретение внутреннего регу-ляторного опыта.

Процесс формирования личности подростка проявляется «в увеличении роли внутренних факторов и совершенствовании механизмов личностной саморегуляции», при этом эффективность личностного становления подростков с отклонениями в развитии, особенно в современных образовательных условиях, во многом зависит от пробуждения стимулов к развитию, квалифицированной помощи специалистов и оптимизации условий развития [3].

Собранный нами экспериментальный материал и его анализ позволили выявить тенденции в становлении личностной саморегуляции, являющиеся общими для подростков с нормальным психическим развитием и подростков с задержанным развитием.

Итак, рассмотрим общевозрастные особенности в развитии личностной саморегуляции.

1. На протяжении подросткового возраста происходят динамические прогрессивные изменения всех структурных компонентов личностной саморегуляции: внутренней активности, базовых ценностей и рефлексии, что свидетельствует о качественных сдвигах в её развитии и повышающихся возможностях подростков в плане регуляции. Это обеспечивает к старшему подростковому возрасту смещение регуляции вовнутрь и позволяет считать подростковый возраст сензи-тивным к её развитию. Благодаря личностному регулированию в подростковый период закладываются основы социально-нравственного поведения, формируется общая направленность нравственных представлений и установок, обеспечивается становление нравственной активности и в целом социального развития подростка, что обусловливает поступательное развитие его как личности.

2. Развитие личностной саморегуляции не ограничивается подростковым возрастом, так как в систему регуляции недостаточно интегрированы важные составляющие: уверенность в себе, саморуководство и ценность-Я, кроме того, значительного усложнения структурных компонентов личностной саморегуляции к окончанию подросткового онтогенеза не происходит, что отражает дальнейшие возможности развития данной функции в юношеском возрасте.

3. Становление личностной саморегуляции носит процессуальный характер, динамика развития её показателей указывает на связь с этапами подросткового онтогенеза. В соответствии с точкой зрения К. Н. Поливановой, в развитии личностной саморегуляции можно выделить стабильный период (11-12 лет) и кризисный период (13-16 лет), что соответствует хронологии подросткового возраста [4].

Стабильный период совпадает с младшим подростковым возрастом. Личностная саморегуляция характеризуется ведущими показателями активности: открытостью младших подростков во взаимоотношениях с самим собой, мотивацией социального одобрения в регуляции поведения, при этом у части подростков уже доминирует ориентация на себя. Но младшие подростки не ощущают себя уверенными, самостоятельными и волевыми, следовательно, ещё не могут осуществлять саморуководство и саморегуляцию в полном объёме, они во многом зависят от средовых влияний. Несмотря на достаточно развитые базовые ценности и рефлексию, у младших подростков преобладают внешние регуляторы поведения. В нравственных представлениях младших подростков звучит зависимость от взрослых, а ответственность в этом возрасте ещё не является смыслообразующей ценностью, хотя уже включена в структуру регуляции.

Анализ своеобразия личностной саморегуляции подростков в кризисный период обнаруживает следующие характеристики. Прогрессивное развитие временно приостанавливается, доминируют противоречия: нежелание раскрывать себя сочетается с повышением уверенности в себе, способность к самоконтролю сочетается со склонностью подчиняться средовым влияниям; в отношениях с самим собой, в саморуководстве, в отражённом самоотношении выражена избирательность. Ценность ответственности не приводит к ответственному поведению, а усложняющиеся нравственные представления не являются значимыми регуляторами.

Развитие совершает больше разрушительную, чем созидательную работу: повышается закрытость подростков, причины трудностей, заключающиеся в самом подростке, отрицаются, переживание «Я» сопровождается внутренним напряжением, ожидаются негативные чувства от окружающих по отношению к себе. Но к концу кризисного периода, к 15-16 годам, подростки изменяются, появляются новообразования: личность становится источником активности, проявляется сила «Я», возрастают регулирующие возможности «Я», формируется внутренний стержень личности, ответственность становится ведущей ценностью, свидетельствующей о социальной зрелости старших подростков, совершенствуется личностная рефлексия. Ведущими механиз-

мами регуляции становятся рефлексия и ценностные ориентации.

Таким образом, кульминационной точкой в формировании личностной саморегуляции подростков является возраст 15-16 лет, в этом возрасте происходит качественный сдвиг в её развитии, связанный с формированием возрастных новообразований. Центр тяжести регуляции смещается извне вовнутрь. Личность подростка на основе внутренней активности становится способной регулировать свою внешнюю активность.

4. Личностное регулирование в подростковом возрасте носит избирательный характер: в неожиданных и незнакомых обстоятельствах подростку необходима регуляторная внешняя помощь. Препятствием к саморегулированию является тот факт, что четверть старших подростков (25% -НПР и 20% - ЗПР) живут с ожиданием негативных проявлений от окружающих, чувствуя себя социально не успешными и не востребованными.

Проанализированные нами общевозрастные особенности и тенденции развития личностной саморегуляции являются показателем психологического взросления подростков нормы и с задержанным психическим развитием. Тесная взаимосвязь личностной саморегуляции с этапами подросткового онтогенеза доказывает, что данный возраст сензитивен к её развитию. Подростки нормы и с ЗПР внутренне изменяются, выходя на качественно новый личностный уровень. Положительно то, что к 15-16 годам по ряду структурных компонентов личностной саморегуляции подростки с ЗПР выравниваются относительно нормы, это свидетельствует о достаточных возможностях подростков с ЗПР в плане личностного регулирования.

Общая с нормой логика развития, наличие потенциальных возможностей развития детей и подростков с ЗПР давно отмечены в специальной психолого-педагогической литературе, которая обращает внимание и на тот факт, что для детей и подростков с отклонениями в развитии характерна значительная неоднородность сохранных и нарушенных звеньев психической деятельности. Исследователи наиболее часто отмечают незрелость личности и сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности и системы познания. Всё это неизбежно влияет на более сложные структуры личности, участвующие, в частности, в саморегуляции, приводя к формированию её специфических особенностей в условиях задержанного развития.

Специфические особенности личностной саморегуляции подростков с задержкой психического развития:

1. Несмотря на то что на протяжении подросткового возраста происходят динамические изменения практически всех структурных компонен-

тов личностной саморегуляции подростков с ЗПР, компоненты саморегуляции: показатели внутренней активности, базовые ценностные ориентации, рефлексия, нравственные представления и нравственное самосознание - имеют более низкий уровень сформированности на каждом этапе подросткового онтогенеза, что позволяет судить о более низком по сравнению с нормой уровне развития саморегуляции в целом, которая задержана в развитии на несколько лет.

2. В соответствии с особенностями развития функций в период возрастных кризисов, в развитии личностной саморегуляции подростков с ЗПР также можно выделить стабильный период (11-12 лет) и кризисный период (13-16 лет), но с качественным своеобразием. Стабильный период несколько атипичен. Атипичность проявляется в закрытости младших подростков с ЗПР. Во внутренних взаимоотношениях для них характерно выраженное защитное поведение, избегание открытых отношений с самим собой. Как следствие, младшие подростки с ЗПР не вполне осознают, какие они, какова их личность, к чему они стремятся, в большей степени полагаясь на мнение окружающих. Более того, они живут с ожиданием негативных чувств от других людей по отношению к себе, так как не всегда верно интерпретируют поведение окружающих. Младшие подростки с ЗПР ещё в меньшей степени ощущают себя уверенными, самостоятельными и волевыми, следовательно, не могут осуществлять эффективно саморуководство и саморегуляцию.

Кризисный период также обнаруживает специфические характеристики:

1) сформированные в стабильный период показатели под влиянием развития не затухают, а усиливаются. Подростки 13-14 лет становятся более открытыми, немного повышается самоуверенность и саморуководство, снижается избирательность; повышаются рефлексивные способности, формируются нравственные представления, но данные структуры оказываются не взаимосвязанными между собой, так как система саморегуляции в этом возрасте распадается;

2) к концу кризисного периода у небольшой части подростков появляются возрастные новообразования, связанные с появлением силы «Я», регулирующей ролью «Я», внутренним стержнем личности. Это доказывает наличие потенциальных возможностей подростков с ЗПР к развитию личностной саморегуляции, они зависят от глубины нарушения психической сферы при ЗПР, причин дизонтогенеза и условий жизнедеятельности подростков.

3. Нарушения развития психической сферы при ЗПР приводят к качественному своеобразию структурных компонентов личностной саморегуляции, что проявляется:

- во внутренней пассивности подростков как недостаточной способности к самоуправлению и саморазвитию. Отметим, что регуляция и активность тесно взаимосвязаны друг с другом. Это явление очень точно подмечено философской мыслью «что во мне, то и вовне». Пассивность в сочетании с интеллектуальным дефектом приводит к сниженному функционированию психических процессов, вялой рефлексии, отсутствию стремления к самопознанию, саморуководству, самосовершенствованию. В силу пассивности подростки с ЗПР требуют систематической стимуляции активности извне, испытывая затруднения в труде, учёбе, общении, поведении;

- в закрытости подростков с ЗПР, что проявляется в недостаточной потребности в самопознании и самораскрытии, внутренняя пассивность и закрытость тормозят развитие более сложных регуляторных структур: ценностных ориентаций и рефлексии;

- в более слабом развитии рефлексии. Подростки с ЗПР в меньшей степени осознают средства и основания собственной активности;

- в недостаточной сформированности ценностных ориентаций;

- в задержанном характере развития нравственных представлений и нравственного самосознания.

Несовершенство структурных компонентов личностной саморегуляции приводит к нарушениям целостного процесса регуляции.

4. В целостном процессе регуляции подростков с ЗПР значительно снижена роль регулятор-ных компонентов. Недостаточная внутренняя активность не выполняет функцию реализации значимого во внутреннем плане. В силу этого ограничивается обращённость психической активности на себя, как результат - задержанно формируется рефлексия, не происходит на достаточном уровне переоценка, переосмысление и изменение активности. Рефлексия недостаточно осуществляет контроль за правильностью выбранных подростком форм и видов активности, а также не в полном объёме осуществляет обратную связь. В конечном итоге из-за слабости структурных компонентов ограничено приобретение внутреннего регуляторного опыта подростками с ЗПР. Пассивность и закрытость тормозят развитие более сложных регуляторных структур: ценностных ориентаций и рефлексии.

5. Значительного усложнения механизмов и уровня регуляции у подростков с ЗПР не происходит к завершению подросткового онтогенеза. В 11-12 лет не все показатели активности входят в механизм саморегуляции, который мы определили как базовый, на его основе формируются более сложные - ценностные и рефлексивные механизмы регуляции. Важная предпосылка

для развития структуры личностной саморегуляции у подростков с ЗПР недостаточна, она представлена показателем «Закрытость», который является препятствием для развития личности подростка с ЗПР. В 13-14 лет механизм регуляции не прослеживается. В 15-16 лет механизмом является компонент Зеркальное-Я, что соответствует младшему подростковому возрасту в норме. Механизмы личностной саморегуляции подростков с ЗПР задержаны в своём развитии. Высшего ценностного регуляторного уровня подростки с ЗПР к 15-16 годам не достигают, находясь на уровне регуляции, соответствующем младшим подросткам нормы.

5. Подросткам с ЗПР характерна «рыхлая» связность между структурными компонентами саморегуляции, что проявляется в слабой взаимообусловленности и взаимовлиянии друг на друга показателей активности, рефлексии, ценностных ориентаций и нравственных представлений. Наиболее слабо в регуляции представлены рефлексия, ценность ответственности, ценно-сть-Я, саморуководство и нравственные представления. В регуляции нравственной активности подростки с ЗПР на них практически не опираются. Яркой особенностью саморегуляции является структурный кризис в 13-14 лет, характеризующийся временным распадом системы.

6. Личностная саморегуляция подростков с ЗПР имеет не только специфические особенности, связанные с недоразвитием и задержанным развитием компонентов и всей структуры саморегуляции, но и, в отличие от подростков с умственной отсталостью, потенциальные возможности её развития. Они проявляются:

1) в достаточной значимости ценности «познание», которая в структуре саморегуляции на каждом возрастном этапе выполняет регулирующую роль. Данная ценность отражает потребность подростков в постижении сущности реальности и общую направленность на развитие. У подростков с ЗПР, главное, есть готовность к познанию всего важного в себе и для себя, а значит и способность к саморазвитию и самосовершенствованию;

2) формирующаяся к старшему подростковому возрасту «ценность-Я» демонстрирует базовую социальную потребность подростков с ЗПР быть личностью. Такой подросток для достижения своих целей активен, а не пассивен. Если подросток осознаёт себя как ценность, то он проявляет способности для применения силы Я правильно и с пользой;

3) отношение к себе мотивирует социальное поведение. Общественно полезная деятельность как ценность подростков с ЗПР и регулятор поведения свидетельствует о готовности проявлять социальную позицию и выражать себя в ней. В ней

звучит потребность подростков с ЗПР в самоутверждении;

4) рост рефлексии отражает способность к внутреннему развитию.

Таким образом, личностная саморегуляция подростков с ЗПР как сложная интегративная личностная функция характеризуется задержанным развитием наиболее сложных структурных компонентов, недоразвитием ценностных ориен-таций, незрелостью механизмов и уровня регуляции, рассогласованностью самой системы саморегуляции.

Безусловным является и то, что процесс развития личностной саморегуляции подростков с ЗПР отличается неблагополучием, о чем убедительно свидетельствуют структурный кризис саморегуляции в 13-14 лет и специфика формирующихся регуляторных компонентов. Это неблагополучие в разном возрасте выражается по-разному и оказывает различное влияние на целостное личностное развитие подростков. Мы уверены, что наибольший урон саморегуляции подростков с ЗПР наносит структурный кризис, приводящий к рассогласованности регуля-торных компонентов в 13-14 лет. Как функция личности саморегуляция ретардирует, приостанавливается её развитие. На фоне этого процесса отмечают высокую склонность подростков с ЗПР к различным формам девиантного поведения.

Вместе с тем, учитывая достаточный уровень сформированности структурных компонентов личностной саморегуляции у подростков с ЗПР, можно утверждать, что при соответствующих образовательных условиях профилактической и пропедевтической деятельности кризиса можно было бы избежать или ослабить его влияние.

Таким образом, влияние дизонтогенеза не является тотальным, гораздо больший негативный эффект оказывает влияние социальной среды: сами условия обучения в классах КРО массовой школы. К подобному выводу приходит и И. А. Конева: «Подростки остро ощущают свою дефективность на фоне благополучно развивающихся сверстников. Не секрет, что не только сверстники, но и педагоги нередко не скрывают своего особого взгляда на ненормальность развития детей с ЗПР и делают это не очень деликатно. Такое поведение, несомненно, связано, с одной стороны, с низким уровнем культурного развития общества, его гуманности, а с другой стороны - свидетельствует о низкой психологической компетентности педагогических кадров. И та и другая проблемы являются глобальными и не могут быть разрешены сразу» [5].

В итоге подростки с ЗПР оказываются:

- личностно и социально инфантильными;

- воспринимают себя в негативном свете или при срабатывании защитных механизмов прибегают к гиперкомпенсаторным реакциям;

- у них формируются неоправданно позитивные представления о сверстниках, что мешает налаживанию полноценного общения;

- проявляется дисгармония в формирующемся личностном самоопределении;

- проявляются установки на пассивность и девиантные формы поведения.

Образовательные учреждения применительно к подросткам с ЗПР видят своей целью в первую очередь обучение общеобразовательным предметам, работа по развитию личности не является значимой целью в большинстве школ. Все же к концу подросткового возраста у части подростков с ЗПР спонтанно возникают новообразования, связанные со становлением регулирующей роли Я. Но, без специально организованной образовательной среды необходимые регуляторные механизмы, целостность и взаимосвязанность структуры личностной саморегуляции сформироваться не смогут в силу недостаточности не только регуляторной, но и когнитивной сферы.

Подростки с ЗПР, несомненно, имеют потенциальные возможности к развитию саморегуля-

ции в виде сохранных структурных компонентов. Мы определили области наибольшего влияния дизонтогенеза на становление личностной саморегуляции, они достаточно далеко отстоят от первичного дефекта и являются социальными по своему происхождению. Можно считать, что совершенствование становления личностной саморегуляции у подростков с ЗПР может быть осуществлено за счет организации целенаправленного коррекционного учебно-воспитательного процесса. Выявленные нами особенности личностной саморегуляции могут служить основой для организации соответствующей образовательной среды.

Примечания

1. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. С. 110.

2. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. С. 54.

3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. С. 324.

4. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Изд. центр «Академия», 2000. С. 32.

5. Конева И. А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002. С. 132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.