Научная статья на тему 'Возраст и стаж как детерминанты психологической готовности учителей и воспитателей ДОО к управленческой деятельности'

Возраст и стаж как детерминанты психологической готовности учителей и воспитателей ДОО к управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
314
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филинкова Евгения Борисовна

Статья посвящена исследованию социальных факторов готовности учителей и педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) к управленческой деятельности. На выборке в 744 человека продемонстрировано, что существует обратная взаимосвязь между возрастом и стажем педагогической деятельности, с одной стороны, и психологической готовностью педагогов к переходу на управленческую работу с другой, при этом педагогический стаж по сравнению с возрастом оказывает более сильное воздействие на психологическую готовность стать руководителем. В работе выявлено, что в наибольшей степени возраст и стаж педагога оказывают влияние на формирование у него личностного смысла перехода к управленческой деятельности. Выделяются временные периоды, когда психологическая готовность к переходу к управленческой деятельности максимальна. Для учителей это время через 5-10 лет после начала работы в школе, соответствующее возрасту 30-33 года. Для группы воспитателей ДОО однозначно благоприятного одновременно по возрасту и стажу периода вхождения в управление не найдено, но выявлено, что наиболее неблагоприятным периодом является возраст от 50 лет, стаж более 16 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филинкова Евгения Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of social factors of school and preschool education teachers’ psychological readiness for management. The empirical study, which involved 744 teachers, showed that there is an inverse relationship between the age and experience of teaching activities, on the one hand, and the teachers’ readiness for the transition to management work, on the other. Age has a stronger impact on psychological readiness compared to the experience of teaching. The paper reveals the fact that to the greatest extent, the age and experience affect personal meaning of the transition to management. There are time periods when the psychological readiness for the transition to management is maximal. For teachers this period is 5-10 years after beginning the teaching career, corresponding to the age of 30-33. It was not possible to allocate the period synchronously favorable on age and experience for teachers of preschool education, but it was revealed that the most unfavorable period is the age of 50, length of service is more than 16 years.

Текст научной работы на тему «Возраст и стаж как детерминанты психологической готовности учителей и воспитателей ДОО к управленческой деятельности»

УДК

Б01: 10.18384/2310-7235-2019-1-87-100

ВОЗРАСТ И СТАЖ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Филинкова Е. Б.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская

Федерация

Аннотация. Статья посвящена исследованию социальных факторов готовности учителей и педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) к управленческой деятельности. На выборке в 744 человека продемонстрировано, что существует обратная взаимосвязь между возрастом и стажем педагогической деятельности, с одной стороны, и психологической готовностью педагогов к переходу на управленческую работу - с другой, при этом педагогический стаж по сравнению с возрастом оказывает более сильное воздействие на психологическую готовность стать руководителем. В работе выявлено, что в наибольшей степени возраст и стаж педагога оказывают влияние на формирование у него личностного смысла перехода к управленческой деятельности. Выделяются временные периоды, когда психологическая готовность к переходу к управленческой деятельности максимальна. Для учителей это время через 5-10 лет после начала работы в школе, соответствующее возрасту 30-33 года. Для группы воспитателей ДОО однозначно благоприятного одновременно по возрасту и стажу периода вхождения в управление не найдено, но выявлено, что наиболее неблагоприятным периодом является возраст от 50 лет, стаж - более 16 лет.

Ключевые слова: управление, психологическая готовность, учитель, педагог дошкольного образования, личностный смысл, самооценка.

AGE AND EXPERIENCE AS DETERMINANTS OF SCHOOL AND PRESCHOOL TEACHERS' PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MANAGEMENT

E. Filinkova

Moscow Region State University

24 Vera Voloshina ul, Mytyshi, Moscow reg. 141014, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the study of social factors of school and preschool education teachers' psychological readiness for management. The empirical study, which involved 744 teachers, showed that there is an inverse relationship between the age and experience of teaching activities, on the one hand, and the teachers' readiness for the transition to management work, on the other. Age has a stronger impact on psychological readiness compared to the experience of teaching. The paper reveals the fact that to the greatest extent, the age and experience

© CC BY Филинкова Е. Б . , 2019 .

affect personal meaning of the transition to management. There are time periods when the psychological readiness for the transition to management is maximal. For teachers this period is 5-10 years after beginning the teaching career, corresponding to the age of 30-33. It was not possible to allocate the period synchronously favorable on age and experience for teachers of preschool education, but it was revealed that the most unfavorable period is the age of 50, length of service is more than 16 years.

Keywords: management, psychological readiness, teacher, personal meaning, self-evaluation.

Введение

В последние 10-15 лет в отечественной психологии уделяется значительное место проблемам подготовки руководящих кадров в образовании. Основное внимание исследователей сосредоточено на формировании психологической готовности студентов к будущей управленческой деятельности [1; 3; 4; 5; 9; 10; 11; 12; 14]. Значительно реже исследуется личностная детерминация готовности к управленческой деятельности у уже состоявшихся руководителей [2; 7; 8; 13; 15]. Не умаляя значимости этих подходов, отметим, что между учёбой в вузе и моментом, когда, например, учителю предлагается руководящий пост, проходит несколько лет, и результат влияния учебных курсов на готовность стать руководителем снижается до малозначимой величины за счёт того, что начинают действовать иные факторы - удовлетворённость своей профессией и работой [19; 21; 22], отношение к управленческой деятельности в образовании [17; 23; 24], самооценка своей менеджерской компетентности и способностей к лидерству в коллективе [2; 15; 20], боязнь новизны и неопределённости будущего [18] и т. д .

Все вышеперечисленные факторы носят психологический характер Однако есть ещё один аспект трудовой деятельности любого работника, в той

или иной степени оказывающий влияние на принятие им решения стать руководителем, - это его трудовой стаж и, соответственно, возраст, влияние которых практически не исследовано . Актуальность и практическая необходимость решения данной проблемы обусловили цель нашего исследования - изучение взаимосвязи психологической готовности учителей и воспитателей ДОО к управленческой деятельности с их возрастом и педагогическим стажем

Задачи исследования:

1) изучить уровень психологической готовности учителей и воспитателей к переходу к управленческой деятельности в зависимости от возраста и педагогического стажа;

2) определить оптимальные возраст и стаж педагогов дошкольного и среднего образования с точки зрения их перехода к управленческой деятельности .

В исследовании принимали участие 385 учителей (97,7% с высшим образованием, возраст от 21 до 77 лет, средний возраст 40,3 лет; доля мужчин -7,8%; педагогический стаж от 0,5 до 49 лет, средний стаж - 14 лет) и 359 педагогов ДОО (78,7% с высшим образованием, только женщины; возраст от 20 до 74 лет, средний возраст 42,4 года; стаж педагогической работы от 0,5 до 55 лет, средний стаж - 15 лет), всего педагогов - 744 человека

Основной метод исследования -анкетирование, для определения психологической готовности педагогов к переходу на управленческую работу был использован разработанный нами опросник [16].

Основные результаты исследования

В исследовании на выборке руководителей школ [18] была обнаружена взаимосвязь между психологической готовностью и педагогическим стажем: чем больше время работы в качестве педагога, тем труднее учителю перейти к управленческой деятельности (г = -0,310; р < 0,05). Среднее время работы в качестве педагога до перехода на управленческую долж-

Изучение роли возраста в формировании готовности к переходу от педагогической к управленческой деятельности показало, что на выборке уже состоявшихся руководителей фактор возраста столь же большого значения, как и стаж, не имел, хотя определённое влияние оказывал . Это подтверждается, во-первых, близостью среднего возраста в подгруппах руководителей школ с наибольшей и наименьшей психологи-

ность составило в выборке заместителей директоров школ 11,9 лет . Более четверти опрошенных (26,3%) проработали учителем 16 и более лет, и ещё около четверти (22,5%) к моменту получения предложения о повышении имели педагогический стаж от 11 до 15 лет включительно . При этом педагогический стаж двух подгрупп учителей с максимальной (5 баллов) и минимальной (1 балл) психологической готовностью к управленческой деятельности различается в 1,7 раза: 9,3 года и 15,6 лет соответственно . Фактически эти результаты показывают, что чем выше уровень профессионализации педагога, тем ниже уровень его психологической готовности к переходу к управленческой деятельности (рис 1)

ческой готовностью (33,7 и 37,1 лет соответственно) Во-вторых, снижением уровня значимости взаимосвязи между психологической готовностью к переходу на управленческую работу и возрастом, которая достоверна лишь на уровне тенденции: чем меньше возраст учителя при принятии руководящей должности, тем проще ему на это решиться .

Полученные на выборке руководителей результаты были проверены в

Рис. 1. Стаж педагогической деятельности учителей до перехода на управленческую должность

группах учителей и воспитателей ДОО, при этом общая психологическая готовность исполнителя к переходу на управленческую работу (ОПГ), а также её компоненты - личностный смысл управленческой деятельности, оценка себя в качестве лидера, самооценка подготовленности к работе руководителя и вынужденность решения - измерялись с помощью опросника [16].

Проведённый корреляционный анализ выявил, что для группы учителей находится много достоверных (р < 0,01) взаимосвязей между социальными характеристиками и показателями ОПГ, а для группы воспитателей ДОО такая взаимосвязь оказывается практически в единственном числе (табл . 1, 2) - между возрастом и стажем, с одной стороны, и личностным смыслом управленческой деятельно-

сти - с другой . Эти данные позволяют заключить, что, во-первых, педагоги дошкольного и среднего образования как исполнители сильно различаются по своему психологическому портрету, во-вторых, присутствие связей возраста и стажа с личностным смыслом в столь различных группах позволяет говорить о проявлении закономерности: чем старше педагог и/или чем больше его педагогический стаж, тем труднее ему найти для себя смысл перехода на управленческую работу Заметим, что стаж при этом оказывает большее, чем возраст, воздействие, поскольку уровень значимости корреляций личностного смысла управленческой деятельности со стажем заметно возрастает по сравнению с аналогическим уровнем для возраста

Таблица 1. Коэффициенты корреляции Спирмена между показателями готовности (ОПГ) и социальными характеристиками педагогов дошкольного

и среднего образования

Группы педагогов Социальные параметры Показатели готовности

ОПГ Личностный смысл управленческой деятельности Оценка себя как лидера Самооценка подготовленности к работе рук. Вынужденность решения

учителя возраст -0,162** -0,278** 0,172**

стаж -0,238** -0,324** -0,133* -0,129* 0,134*

воспитатели возраст -0,136* 0,128*

стаж -0,202**

* Корреляция значима на уровне р < 0,05 ** Корреляция значима на уровне р < 0,01

Для учителей возраст и особенно стаж, несомненно, являются факторами, оказывающими влияние на психологическую готовность в целом и её отдельные компоненты, т е корреляционный анализ подтвердил зависимости, явно проявившиеся или только наметившие-

ся в интервью руководителей школ (см выше) . Интересна обнаруженная связь вынужденности решения стать руководителем и возраста: в данном случае не стаж, а именно возраст препятствует самостоятельному принятию решения, повышая степень его вынужденности

Таблица 2 . Распределения показателей ОПГ для разновозрастных групп учителей (в % от соответствующей выборки)

Параметр Уровень Возрастные группы учителей

до 30 лет n = 71 31-39 n = 88 40-49 n = 93 50-59 n = 65 от 60 лет n = 11

ОПГ Очень низкий 2,8 1,1 6,5 4,6 18,2

Низкий 24,0 29,6 29,0 41,6 45,4

Средний 71,8 64,8 60,2 49,2 27,2

Высокий 1,4 4,5 4,3 4,5 9,1

Средний балл 52,3 52,0 51,2 48,4 45,1

Личностный смысл управленческой деятельности Низкий 29,6 39,8 45,2 60,0 90,9

Средний 64,8 55,7 51,6 35,4 0

Высокий 5,6 4,5 3,2 4,6 9,1

Оценка себя как лидера Низкий 28,2 34,1 37,6 41,5 45,5

Средний 63,3 57,9 57,0 53,9 36,3

Высокий 8,5 8,0 5,4 4,6 18,2

Самооценка подготовленности к работе руководителем Низкий 29,6 30,7 24,7 38,5 45,5

Средний 69,0 62,5 66,7 56,9 36,3

Высокий 1,4 6,8 8,6 4,6 18,2

Вынужденность решения Низкий 49,3 34,1 37,6 21,5 54,5

Средний 47,9 59,1 61,3 63,1 36,4

Высокий 1,4 6,8 1,1 15,4 9,1

Зададимся вопросом: «При каком педагогическом стаже и в каком возрасте управленческое самоопределение протекает наиболее легко, т. е . психологическая готовность к переходу к управленческой деятельности самая высокая?» . Несомненной закономерностью, следующей из представленных в таблицах 2 и 3 данных, является то, что с возрастом неуклонно снижается личностный смысл управленческой деятельности и одновременно нарастает степень вынужденности решения. Самооценка подготовленности к работе руководителя не имеет линейного тренда, при этом в группах и учителей, и воспитателей динамика этой самооценки одинакова: вначале она очень плавно растёт до возраста в 40-49 лет, очевидно с накоплением опыта, а затем начинает снижаться Самооценка в качестве лидера - единственный па-

раметр, динамика которого у учителей и воспитателей в зависимости от возраста различна. Для педагогов школ зависимость между самооценкой как лидера и возрастом носит линейный характер: чем старше, тем самооценка ниже, а для педагогов дошкольного образования анализируемая зависимость носит волнообразный характер и неоднозначна

Несовпадение динамики компонентов ОПГ в зависимости от возраста у учителей и воспитателей обусловливает то, что общая психологическая готовность к переходу к управленческой деятельности изменяется в рассматриваемых группах также различно Для учителей психологическая готовность с повышением возраста неуклонно падает, а для воспитателей ДОО этой зависимости нет, что во многом обусловлено противоположностью ди-

намики отдельных компонентов ОПГ личностный смысл, но растёт оценка вплоть до возраста в 49 лет (снижается подготовленности) .

Таблица 3. Распределения показателей ОПГ для разновозрастных групп воспитателей ДОО (в % от соответствующей выборки)

Параметр Уровень Возрастные г >уппы педагогов ДОО

до 30 лет n = 40 31-39 n = 76 40-49 n = 62 50-59 n = 61 от 60 лет n = 15

ОПГ Очень низкий 7,5 13,2 6,5 13,1 13,3

Низкий 32,5 32,9 38,7 27,9 33,4

Средний 60,0 46,0 53,2 54,1 40,0

Высокий 0 7,9 1,6 4,9 13,3

Средний балл 48,8 49,0 49,9 47,4 50,3

Личностный смысл управленческой деятельности Низкий 42,5 50,0 56,5 63,9 53,3

Средний 58,5 43,4 41,9 34,5 46,7

Высокий 0 6,6 1,6 1,6 0

Оценка себя как лидера Низкий 30,0 39,5 35,5 41,0 26,7

Средний 67,5 55,2 62,9 52,4 60,0

Высокий 2,5 5,3 1,6 6,6 13,3

Самооценка подготовленности к работе руководителем Низкий 50,0 43,4 35,5 41,0 40,0

Средний 45,0 50,0 61,3 52,4 46,7

Высокий 5,0 5,6 3,2 6,6 13,3

Вынужденность решения Низкий 50,0 36,8 32,3 27,9 40,0

Средний 32,5 57,9 59,6 65,5 60,0

Высокий 17,5 5,3 8,1 6,6 0

Однако в обеих профессиональных группах наиболее психологически готовыми к управленческой деятельности оказываются педагоги до 39 лет Более точный анализ, сделанный на выборке учителей, устанавливает максимум ОПГ в 31-33 года (рис. 2), т. е . первый шаг по карьерной лестнице для педагогов-исполнителей предпочтительнее делать именно в этот период, на который, согласно Э . Ф . Зееру и Э . Э . Сыманюк, приходится кризис роста (30-33 года), обусловленный неудовлетворённостью возможностями занимаемой должности и профессиональным ростом [6].

Рассмотрим влияние стажа педагогической работы на психологическую готовность к переходу к управ-

ленческой деятельности (табл 4, 5) Распределение переменной «личностный смысл управленческой деятельности» носит полиномиальный характер и различается в группах учителей и воспитателей Пожалуй, единственной общей чертой рассматриваемых распределений является существование двух локальных максимумов: в начале и в конце кривой . В обеих профессиональных группах наибольший личностный смысл стать руководителем фиксируется в подгруппе со стажем 6-10 лет, но, кроме этого, имеется локальное повышение уровня выраженности этого компонента после 21 года работы в педагогической сфере (относительно результатов подгруппы со стажем 16-20 лет)

Рис. 2. Среднее значение ОПГ для разновозрастных групп учителей (в баллах)

Оценка себя в качестве лидера также имеет нелинейное распределение: и у учителей, у воспитателей она остаётся практически неизменной вплоть до стажа в 15 лет, а затем снижается . В противоположность ей самооценка подготовленности вначале возрастает (в группе учителей вплоть до стажа в 10 лет, а у воспитателей - до стажа в 15 лет), после чего достаточно резко снижается, а затем вновь немного растёт

Таблица 4 . Распределения показателей ОПГ для групп учителей с разным педагогическим стажем (в % от соответствующей выборки)

Параметр Уровень Группы педагогов с разным педагогическим стажем

до 5 лет n = 85 6-10 n = 50 11-15 n = 48 16-20 n = 50 от 21 года n = 82

ОПГ Очень низкий 2,4 0 0 8,0 7,3

Низкий 18,8 24,0 35,4 44,0 37,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний 76,4 66,0 60,4 54,0 51,2

Высокий 2,4 10,0 4,2 2,0 3,7

Личностный смысл управленческой деятельности Низкий 27,1 30,0 50,0 50,0 63,4

Средний 69,4 42,0 43,8 48,0 34,2

Высокий 3,5 28,0 6,2 2,0 2,4

Оценка себя как лидера Низкий 28,2 30,0 29,2 50,0 40,2

Средний 65,9 60,0 60,4 48,0 51,3

Высокий 5,9 10,0 10,4 2,0 8,5

Самооценка подготовленности к работе руководителем Низкий 23,5 26,0 27,1 38,0 34,1

Средний 74,1 62,0 64,6 60,0 57,4

Высокий 2,4 12,0 8,3 2,0 8,5

Вынужденность решения Низкий 43,5 38,0 41,7 30,0 29,3

Средний 53,0 54,0 56,2 64,0 63,4

Высокий 3,5 8,0 2,1 6,0 7,3

Таблица 5 . Распределения показателей ОПГ для групп воспитателей ДОО с разным педагогическим стажем (в % от соответствующей выборки)

Параметр Уровень Группы педагогов с разным педагогическим стажем

до 5 лет n = 64 6-10 n = 56 11-15 n = 31 16-20 n = 28 от 21 года n = 72

ОПГ Очень низкий 9,4 7,1 6,5 21,4 11,1

Низкий 31,2 34,0 29,0 39,3 30,6

Средний 54,7 55,3 61,3 35,7 51,4

Высокий 4,7 3,6 3,2 3,6 6,9

Личностный смысл управленческой деятельности Низкий 46,9 42,9 45,2 64,3 65,3

Средний 48,4 53,5 54,8 35,7 31,9

Высокий 4,7 3,6 0 0 2,8

Оценка себя как лидера Низкий 31,2 41,1 35,5 42,9 37,5

Средний 64,1 55,3 64,5 51,5 54,2

Высокий 4,7 3,6 0 3,6 8,3

Самооценка подготовленности к работе руководителем Низкий 46,9 42,9 35,5 50,0 34,7

Средний 43,7 55,3 58,0 50,0 57,0

Высокий 9,4 1,8 3,2 0 8,3

Вынужденность решения Низкий 42,2 35,7 38,7 35,7 27,8

Средний 53,1 51,8 61,3 60,7 66,6

Высокий 4,7 12,5 0 3,6 5,6

Вынужденность решения очень мало изменяется от подгруппы к подгруппе, общая тенденция - с ростом педагогического стажа степень вынужденности решения стать руководителем становится больше .

Проанализируем детально распределение по ОПГ в зависимости от стажа педагогической деятельности . Как следует из рис . 3, психологическая готовность педагогов среднего и дошкольного образования к переходу к управленческой деятельности имеет сложную динамику.

♦ учителя воспитатели

58 56 54 52 50 48 46 44 42 40

Рис. 3. Распределения среднего значения ОПГ в группах учителей и воспитателей в зависимости от стажа педагогической деятельности (в баллах)

V94)

Для обеих групп можно выделить период, когда психологическая готовность к переходу максимальна: для учителей это время 5-10 лет после начала работы в школе, а для воспитателей это более длительный временнош промежуток - до 15 лет педагогического стажа

Стаж 5-10 лет примерно соответствует возрасту 30-33 года, т. е . для выборки учителей имеем совпадение благоприятных возраста и стажа педагогической деятельности при условии начала работы в школе сразу после института Для группы воспитателей ДОО выделить однозначно благоприятный по возрасту и стажу одновременно период вхождения в управление не удаётся, можно лишь указать, что наиболее неблагоприятным периодом является возраст от 50 лет, стаж - более 16 лет.

Выводы

1 Существует обратная взаимосвязь между возрастом и стажем педагогической деятельности, с одной стороны, и психологической готовностью педагогов к переходу на управленческую работу - с другой Однако эта связь проявляется только в группе учителей и не проявляется в группе педагогов ДОО, что мы связываем со значительным количеством временных работников в дошкольном образовании, пришедших работать в детский сад только ради устройства своего ребёнка или внука

2 . В общем случае педагогический стаж оказывает более сильное воздействие на психологическую готовность стать руководителем, чем возраст субъекта педагогической деятельности

3 В наибольшей степени возраст и стаж педагога оказывают влияние на формирование у него личностного смысла перехода к управленческой деятельности: чем старше педагог и/или чем больше его педагогический стаж, тем труднее ему найти для себя смысл перехода на управленческую должность Вынужденность же принятия решения стать руководителем, наоборот, с возрастом и стажем в общем случае только нарастает

4 Оценки себя в качестве лидера коллектива и профессионала-менеджера зависят от возраста и стажа неоднозначно Самооценка подготовленности к работе руководителя вначале очень плавно растёт до возраста в 4049 лет, очевидно, с накоплением опыта, а затем начинает снижаться Для педагогов школ зависимость между самооценкой как лидера и возрастом носит линейный характер: чем старше, тем самооценка ниже, а для педагогов дошкольного образования анализируемая зависимость носит волнообразный характер Оценка себя в качестве лидера зависит от педагогического стажа нелинейно: она остаётся практически неизменной вплоть до стажа в 15 лет, а затем снижается В противоположность ей самооценка подготовленности к работе руководителя вначале возрастает, после чего достаточно резко снижается, а затем вновь незначительно растёт

5 Выделяются временные периоды, когда психологическая готовность к переходу к управленческой деятельности максимальна Для учителей это время через 5-10 лет после начала работы в школе, соответствующее возрасту 30-33 года, такое решение будет являться оптимальным для конструктивного раз-

решения профессионального кризиса роста. Для группы воспитателей ДОО выделить однозначно благоприятный по возрасту и стажу одновременно период вхождения в управление не удаётся,

можно лишь указать, что наиболее неблагоприятным периодом является возраст от 50 лет, стаж - более 16 лет.

Статья поступила в редакцию 28.12.2018 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беринская И . В . Формирование готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности в образовательных организациях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016 . № 2 (24). С. 111-115 .

2. Горонин П. В . Профессиональное самосознание как фактор психологической готовности к управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел: авто-реф . дис. ... канд . психол . наук . Минск, 2000. 20 с .

3. Гроссман И. Б. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 69-75.

4 . Денисова О . П . Формирование психологической готовности студента - будущего ме-

неджера к управленческой деятельности: автореф дис . канд психол наук Самара, 2007 24 с

5 . Езопова С. А. Формирование личностно-профессиональной готовности студентов

к деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения: автореф . дис . канд пед наук СПб , 1999 17 с

6 . Зеер Э. Ф . , Сыманюк Э . Э. Эмоциональный компонент в профессиональном станов-

лении педагога // Мир психологии 2002 № 4 С 194-203 7. Ильин С. С. Психологическая готовность специалиста к управленческим профессиям: содержание, структура, диагностика: дис. ... канд . психол . наук . М . , 1999. 157 с .

8 . Казанцев Д . И. Профессионально-психологическая готовность современного ру-

ководителя образовательного учреждения к управленческой деятельности (модель управленческих компетенций) // Актуальные проблемы психологического знания 2014. № 1.С. 31-37.

9 Киютина И И Дидактические средства формирования готовности будущих учителей к управленческой деятельности: автореф дис . канд пед наук Брянск, 2004 19 с

10 Климова Г Г Формирование профессионально-педагогической готовности студентов вуза к управленческой деятельности: автореф дис . канд пед наук Екатеринбург, 2002 22 с

11. Локшин К. В . Формирование управленческой готовности будущего менеджера физической культуры при обучении специальным дисциплинам: автореф дис . канд пед наук М , 2008 20 с

12 Мельниченко О И Педагогические условия формирования готовности будущего педагога к управленческой деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2018 . № 3 (70). С. 184-185.

13 Менумеров А В Психолого-акмеологическая оценка психологической готовности государственных служащих к управленческой деятельности: автореф дис . канд психол. наук. СПб . , 2011. 23 с.

14. Серякова С. Б. , Никитовская Г. В . Формирование управленческой компетентности будущих учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры . 2018 . № 3. С. 30-32.

15 Скориков В Б Психологическая готовность работника к руководству научно-производственным коллективом: дис. ... канд. психол . наук. М. , 1991. 191 с.

16 . Филинкова Е . Б . Опросник «Психологическая готовность исполнителя к переходу

на управленческую работу» // Социальная психология и общество. 2018 . Т. 9 . № 1.

17. Филинкова Е . Б . Представления учителей о специфике деятельности директоров школ в сравнении с руководителями других отраслей народного хозяйства // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н . Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2014. № 17 (36). С. 95-100.

18 . Филинкова Е . Б . Психология принятия решения о переходе от педагогической к дру-

гим видам деятельности: монография . М . , 2012. 174 с.

19 . Филинкова Е . Б. Роль удовлетворенности трудом в формировании готовности пе-

дагогов к переходу к управленческой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018 . № 4.

20 Филинкова Е Б Самооценка готовности учителей к управленческой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета Серия: Психологические науки. 2015 . № 1. С. 25-39. 21. Филинкова Е . Б. Удовлетворенность трудом как фактор готовности педагогов к смене работы // Вестник Брянского государственного университета. 2015 . № 2.

22. Филинкова Е . Б. Удовлетворенность трудом руководителей дошкольных образовательных учреждений // Вестник университета (Государственный университет управления). 2015 . № 5 . С. 323-329.

23. Филинкова Е . Б. , Князева И. А. Представления учителей о деятельности директоров школ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки 2014 № 1 С 83-92

24. Филинкова Е . Б. , Шульга Т. И . Восприятие педагогами руководящей деятельности в образовании как фактор готовности к переходу на управленческую должность // Психологическая наука и образование. 2018 . Т. 23. № 4. С. 21-31.

1. Berinskaya I. V. [Formation of university students' readiness for organizational and administrative activity in educational institutions]. In: Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya [The science about the man: humanitarian research], 2016, no. 2 (24), pp. 111-115.

2 . Goronin P. V. Professional'noe samosoznanie kak faktor psikhologicheskoi gotovnosti k upravlencheskoi deyatel'nosti rukovoditelei organov vnutrennikh del: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Professional identity as a factor of psychological readiness for management of managers of internal affairs bodies: abstract of PhD thesis in Psychological sciences], Minsk, 2000 20 p

3. Grossman I . B. [The contents and results of experimental work on formation of readiness of future teachers of vocational training managerial activities]. In: XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyashchego plyus [XXI century: the results of the past and challenges of the present plus], 2012, no. 4 (08), pp. 69-75.

С. 177-196.

С . 129-140.

С . 122-126.

REFERENCES

4 . Denisova O. P. Formirovanie psikhologicheskoi gotovnosti studenta - budushchego menedz-

hera k upravlencheskoi deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [The formation of students-future managers' psychological readiness for managerial activities: abstract of PhD thesis in Psychological sciences]. Samara, 2007. 24 p .

5 . Ezopova S . A . Formirovanie lichnostno-professional'noi gotovnosti studentov k deyatel'nosti

rukovoditelya doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Creating a student-professional readiness of students for the activities of the head of preschool educational institution: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences], St. Petersburg, 1999. 17 p.

6 . Zeer E . F. , Symanyuk E . E . [The emotional component in the professional formation of the

teacher]. In: Mirpsikhologii [The world of psychology], 2002, no. 4, pp. 194-203. 7. Ilyin S . S. Psikhologicheskaya gotovnost' spetsialista k upravlencheskim professiyam: soder-zhanie, struktura, diagnostika: dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological readiness of the expert for the management professions: the content, structure, diagnostics: PhD thesis in Psychological sciences], Moscow, 1999. 157 p.

8 . Kazantsev D. I. [Professional and psychological readiness of the modern head of the ed-

ucational institution for management activity (model of managerial competences)]. In: Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya [Actual problems of psychological knowledge], 2014, no. 1, pp. 31-37.

9 . Kiyutina I . I . Didakticheskie sredstva formirovaniya gotovnosti budushchikh uchitelei k uprav-

lencheskoi deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Didactic means of forming future teachers' readiness for management activity: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences] Bryansk, 2004. 19 p .

10 . Klimova G. G . Formirovanie professional'no-pedagogicheskoi gotovnosti studentov vuza k up-

ravlencheskoi deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The formation of professional-pedagogical readiness of students to the management activities: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences] Ekaterinburg, 2002 22 p 11. Lokshin K. V. Formirovanie upravlencheskoi gotovnosti budushchego menedzhera fizicheskoi kul'turypri obuchenii spetsial'nym distsiplinam: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The formation of the managerial readiness of a future manager of physical culture in teaching special subjects: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences], Moscow, 2008. 20 p . 12 . Melnichenko O . I . [Pedagogical conditions of formation of future teachers' readiness for management activities]. In: Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2018, no. 3 (70), pp. 184-185. 13. Menumerov A . V. Psikhologo-akmeologicheskaya otsenka psikhologicheskoi gotovnosti go-sudarstvennykh sluzhashchikh k upravlencheskoi deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological and acmeological assessment of civil servants' psychological readiness for management: abstract of PhD thesis in Psychological sciences], St. Petersburg, 2011.

14. Seryakova S . B. , Nikitovskaya G. V. [The formation of management competence of future teachers of physical culture]. In: Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2018, no. 3, pp. 30-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 . Skorikov V. B . Psikhologicheskaya gotovnost' rabotnika k rukovodstvu nauchno-proizvodst-vennym kollektivom: dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological readiness of an employee for the management of research and production team: PhD thesis in Psychological sciences] Moscow, 1991. 191 p .

23 p.

16 . Filinkova E . B. [The questionnaire "Psychological readiness of the contractor for transiting to managerial work"]. In: Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social psychology and society], 2018, vol. 9, no . 1, pp . 177-196.

17. Filinkova E . B. [Representations of teachers about the specifics of school principals in comparison with leaders of other sectors of the economy]. In: Vestnik Vladimirskogo go-sudarstvennogo universiteta im. A. G. i N. G. Stoletovykh. Seriya: Pedagogicheskie i psik-hologicheskie nauki [Bulletin of Vladimir State University, named after Alexander G . and Nicholas G. Stoletovs . Series: Pedagogical and psychological science], 2014, no. 17 (36), pp. 95-100.

18 . Filinkova E . B . Psikhologiya prinyatiya resheniya o perekhode ot pedagogicheskoi k drugim

vidam deyatel'nosti [The psychology of decision-making about the transition from teaching to other activities], Moscow, 2012. 174 p .

19 . Filinkova E . B . [The role of job satisfaction in the formation of teachers' readiness for mana-

gerial activities]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology], 2018, no. 4, pp. 129-140.

20 Filinkova E B [Self-assessment of teachers' readiness for management activities] In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology], 2015, no. 1, pp 25-39

21. Filinkova E. B. [Job satisfaction as a factor ofteachers' readiness to change the place ofwork ]. In: Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Bryansk State University], 2015, no. 2, pp. 122-126.

22 Filinkova E B [Job satisfaction of managers of preschool educational institutions] In: Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya) [Bulletin of University (State University of Management)], 2015, no. 5, pp. 323-329.

23. Filinkova E . B. , Knyazeva I. A. [Representations of teachers about the activities of school directors]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology], 2014, no. 1, pp. 83-92.

24 . Filinkova E . B . , Shulga T. I . [The perception of teachers in leadership activities in education as a factor of readiness for a managerial position]. In: Psikhologicheskaya nauka i obrazo-vanie [Psychological science and education], 2018, vol. 23, no. 4, pp. 21-31.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Филинкова Евгения Борисовна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета; e-mail: jane421@ya. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Evgeniya B. Filinkova - candidate of psychological Sciences, associate Professor, associate Professor, Department of social psychology, Moscow Regional State University; e-mail: jane421@ya. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Филинкова Е . Б. Возраст и стаж как детерминанты психологической готовности учителей и воспитателей ДОО к управленческой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019 . № 1. С.87-100.

DOI: 10.18384/2310-7235-2019-1-87-100

FOR CITATION

Filinkova E . B. Age and experience as determinants of school and preschool teachers' psychological readiness for management . In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology, 2019, no . 1, pp . 87-100. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-1-87-100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.