Научная статья на тему 'Возникновение исторических танцев в период Античности и средневековья влияние эпохи на становление и развитие некоторых из них'

Возникновение исторических танцев в период Античности и средневековья влияние эпохи на становление и развитие некоторых из них Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
983
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / СВЯЩЕННЫЕ ПЛЯСКИ / ЦЕПОЧНЫЕ ТАНЦЫ / "НИЗКИЕ" И "ВЫСОКИЕ" ТАНЦЫ / КБРОЛЬ / БРАНЛЬ / "БАЛЕТ ПЫЛАЮЩИХ" / БАЛ / ПАВАНА / ГАЛЬЯРДА / ВОЛЬТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зайцева Юлия Владимировна

В статье рассматривается танцевальное творчество эпохи Античности и Средневековья. Исследуются определенные тенденции возникновения и развития исторических танцев, проводится параллель между конкретными танцами позднего средневековья и ныне существующими танцевальными композициями, основанными на общих корнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with dancing art in Antiquity and the Middle Ages periods. Certain tendencies of origin and development of traditional dances are researched, specific dances of the late Middle Ages and modern dancing compositions, based on common roots, are compared.

Текст научной работы на тему «Возникновение исторических танцев в период Античности и средневековья влияние эпохи на становление и развитие некоторых из них»

Ю.В. Зайцева

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ТАНЦЕВ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Влияние эпохи на становление и развитие некоторых из них

В статье рассматривается танцевальное творчество эпохи Античности и Средневековья. Исследуются определенные тенденции возникновения и развития исторических танцев, проводится параллель между конкретными танцами позднего средневековья и ныне существующими танцевальными композициями, основанными на общих корнях.

Ключевые слова: исторический танец, священные пляски, цепочные танцы, «низкие» и «высокие» танцы, кароль, бранль, «балет пылающих», бал, павана, гальярда, вольта.

«Танец - ритмическая поэма, представляющая живыми картинами пластическую красоту во всем совершенстве ее форм».

Г. Вюилъе

Виды танцевального искусства полностью зависят от социального, религиозного и культурного мировоззрения, формирующего общество в определенные временные периоды.

Танец зарождается на начальных этапах развития человечества, когда возникает потребность самовыражения через жесты, ставшие первым языком общения. Язык мимики в какой-то степени является основоположником танцевальных форм.

В период Античности возникает понятие «катарсис - учение об очищающей дух психологической силе искусства, добивающейся эстетического удовлетворения путем потрясений». Одним из таких способов творческого самовыражения являлся танец, владение которым издревле признавалось талантом и чудным даром, данным человечеству свыше.

«Тело <...> во время танцев кажется почти не подчиняющимся обычным законам тяжести. Оно представляется напо-

ловину неземным, до того оно гармонично управляется каким-то нежным духом, облагораживающим его и придающим ему особенную, сверхъестественную воздушность. Иногда кажется, что это танцует душа, воплощенная в видимый образ»1.

Ни у одного народа Древнего мира не были распространены танцы так, как у греков. Стремившиеся строить жизненные идеалы на принципах гармонии, греки придают одинаково большое значение развитию умственному и физическому. А танец не только укрепляет мускулатуру, но и является одним из факторов, развивающих истинные проявления чувств и эмоций. Греки не признают танец как выполнение доведенных до автоматизма, исключительно ритмичных движений и сочетание статичных красивых поз. Напротив, они стремятся, прежде всего, к тому, чтобы высказать в танце определенную мысль, действие, поступок, придавая символическое значение самым неожиданным па, которые остаются при этом предельно пластичными и декоративно выразительными. Еще за триста лет до правления императора Августа2 танцы в Греции достигают высшей точки совершенства, представляя при этом интересы различных групп общества.

Священные (ритуальные) пляски придуманы, по преданию, Орфеем3, вдохновленным религиозными церемониями жрецов Египта. По воспоминаниям Платона, они «были проникнуты строгой красотой, благородством и нежностью - именно тем чувством, которым должен проникнуться простой смертный, поклоняясь богам и прославляя их»4. К священным также причисляли жертвенные и погребальные пляски, где процессии возглавляли танцующие в белых одеждах, а замыкали плакальщицы, сопровождавшие жалобные стенания ритмичными жестами.

Военные или перрические пляски (так называемые перрихи) были не столь многочисленны и разнообразны, но играли большую роль в воспитании юношества, в них также принимали участие спартанки и амазонки. Перрическая пляска - это целое военное массовое действо, где имитация яростных поединков исполнялась одним или двумя участниками. Спартанский законодатель Ликург5 придавал искусству танца огромное значение,

и среди многочисленных телесных упражнений, установленных им для спартанских юношей, танцы занимали первое место. А Плутарх6, видя в перрихе самый могучий фактор воспитания воли и мужества, с восторгом провозглашал: «Военная пляска возбуждает храбрость, пробуждает сознание дела и подвига и поддерживает людей на трудном пути чести и добродетели»7.

Вне зависимости от разделения, танцы в большинстве своем были связаны с мифологией и часто строились по принципу хороводов, усложненные формы которых были известны еще с архаических времен. Хороводы подразделялись на круговые, прямоугольные, построенные цепочкой или фронтально. Гомер в восемнадцатой песне «Илиады» описывал, как «...сплетенный руками круг вдруг развивался, люди расходились в стороны, образуя стройные линии»8.

Хороводы - их еще называют «цепочные танцы» - могли быть мужскими и женскими. Во главе шел ведущий - «водитель хоровода», играющий на флейте или лире, задавая всей цепочке различные рисунки. В некоторых хороводах пляшущие исполняли песенные куплеты, пытаясь иллюстрировать их пластическим рисунком.

Определенное место в античном мире занимали светские танцы, к которым причислялись не только общественные увеселения, но и театральные действа. С самого основания греческого театра хор двигался под собственное пение; позже танцовщики передавали жестами содержание декламаций автора, воплощая «единство душевной и телесной красоты» (Лукиан)9. В отличие от разнополых общественных танцев, выступать на подмостках древнегреческого театра имели право исключительно мужчины, как правило, знатных родов - это считалось очень почетным; вольноотпущенным, рабам и иноземцам это удовольствие запрещалось.

Танцевальному творчеству Древней Греции присуще полное отсутствие парных танцев, не считая перрических дуэтов. Греки считают их бессмыслицей, поскольку они «лишают тело самостоятельности жестов и движений, а вся верхняя часть

туловища и руки остаются почти неподвижными, даже движение ног ограничено и сводится к однообразному повторению одних и тех же па»10.

Одним из факторов, создающих более полное представление о конкретном историческом периоде и влияющих на формирование культурного наследия в целом, является стиль одежды. Костюм во все времена несет на себе определенный художественный образ, помогающий выразить эстетический идеал конкретной эпохи.

Период с VIII по II век до н.э. в Древней Греции носит название «классический». Идеалом считается доблестный воин-атлет с великолепно тренированным телом. Его костюм, подчеркивающий формы фигуры, состоял из хитона, сшитого из цельного куска льняной ткани, изящно драпированной, доходившей до колен и ниже, и скрепленной на плечах пряжками -фибулами. Верхней классической одеждой служил «плащ - ги-матий (прямоугольник шерстяной ткани размером 1,7x4 м). Он охватывал всю фигуру спереди, от груди до ступней ног, и закидывался назад через левое плечо; чтобы ткань не соскальзывала, сзади в край зашивались кусочки свинца. <...> Укороченный хитон, доходящий до середины колена, носили воины, а также рабы и ремесленники. Назывался он - экзомий и закреплялся только на левом плече, дабы правая рука оставалась свободной для движений»11. Для всадников предназначался небольшой овальный или прямоугольной формы плащ - хламис. Одетых в хламисы юношей можно и сейчас увидеть на рельефах фриза греческого храма Парфенона.

Женщины также носили хитоны, которые могли быть разных фасонов: ионийскими - узкими, дорийскими - широкими. Сам по себе хитон считался исподней одеждой; сверху, вне дома, непременно надевался пеплос, по форме и драпировке напоминавший хитон, но более длинный и с большим количеством складок. В качестве украшения костюм часто дополнялся легким, из полупрозрачной ткани шарфом - калиптрой. Обувью служили изготовленные из свиной или телячьей кожи сандалии, окрашенные

в яркие цвета и отделанные золотой вышивкой и нашитыми металлическими бляшками. Они были без каблука, что придавало особую плавность при походке.

Облик гречанок дополняла изысканная прическа (особенно ценились златые длинные кудри). «Классическим считался "греческий узел" - коримбос. По эстетическим понятиям того времени, лоб должен был быть невысоким, между бровями и волосами открывался лишь на ширину двух пальцев, поэтому расчесываемые на прямой пробор волосы спускали довольно низко вдоль щек, и далее, приподнимая на затылке, укладывали в узел, закрепляя шпильками и лентами. Часто волосы убирали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или на голову надевали изящное украшение - стефану»12.

Гречанка не считала свой туалет завершенным, если не освежала свое лицо различными косметическими средствами, применение которых первоначально было связано с культовыми церемониями. С течением времени косметикой стали пользоваться для украшения. Из аксессуарной атрибутики в обиходе применялся зонт, защищавший от солнечных лучей, равно как и от дождя, и нескладной веер, по форме напоминавший лист.

«В то время как Греция празднует каждое торжество самыми разнообразными танцеваниями, - суровым воинственным римлянам первых веков знаком один дикий танец, учрежденный Ромулом в память похищения собинянок»13, и одна силийская пляска, походившая скорее на монотонное шествие двенадцати жрецов, выбранных из знати и восхваляющих богов и героев в храмах. В качестве развлечений римляне признавали только цирк.

Еще задолго до основания Рима, в более цивилизованной и свободной Этрурии процветают различные искусства, в том числе здесь было изобилие хороших мимических танцовщиков, называемых гистрионами (histrion - от слова histor - мимический танцор). Постепенно Римская империя, впитывая танцевальный опыт «соседей», обогащалась. Особенного триумфа достигает искусство пантомимы, - лучшие из актеров, им владеющие, наделяются званием «Жрецов Аполлона», - его получают только самые знатные рим-

ляне! Однако, с возрастающим могуществом и богатством, наступает период безумной роскоши и распущенности нравов (как правило, вечных спутников пресыщенности!). Танцы, утрачивая первоначальную строгость, чистоту и отчасти наивность, превращаются в источник разврата и разнузданности. А если учесть, что женщины также полноправно допускаются к «искусству танцевания», можно себе представить, как бешеный ураган страстей превращает неуемное веселье в бесшабашную вакханалию.

«Ни один трезвый человек не будет плясать, если он не сумасшедший», - восклицает Цицерон14, характеризуя это время. «Танцы и пантомимы превратились в безнравственным и неприличныя зрелища, и почтенные граждане Рима стали относиться к ним с большим презрением», - с горечью говорит об этом времени Г. Вюилье15.

С падением Римской империи (V в. н.э.) и исчезновением рабовладельческого строя общественные танцы почти исчезают, попав под влияние церковной идеологии, подчинившей такие прогрессивные направления, как философия, литература, театр, провозгласив их греховными наваждениями сатаны.

Следующим этапом исторического мирового развития становится Средневековье. Государства, формирующиеся на основе новых экономических феодальных отношений, завершают процесс становления к X веку. Очень важным элементом структуры средневекового общества является сословная иерархия, где во главе «пирамиды» стоит король, ниже - герцоги, графы, рыцари. Каждый из них - подчиненный вассал своего непосредственного патрона - сюзерена. На самой низшей сословной ступеньке ютятся ремесленники и крестьяне.

В истории культуры выделяются два значимых периода -это Раннее Средневековье (ТХ-ХП вв.) и Позднее Средневековье (XШ-XV вв.).

Эстетический идеал Средневековья формируется на протяжении нескольких веков в противостоянии жизнеутверждающего светского мировосприятия и церковного угнетения, усмиряющего греховную человеческую плоть.

В период раннего средневековья, благодаря соединению двух культур, античной и варварской, складывается романский стиль. Его характерной особенностью является тяжеловесность и массивность форм, проявляющаяся как в архитектуре, так и в прикладных искусствах. Интерьеры соответствуют мрачному внешнему облику: преобладают темные цвета, сводчатые потолки, узкие проемы окон и дверей, камины, служащие для освещения и отопления, и горящие факелы, прикованные к стенам при помощи железных колец.

В отличие от греков и римлян, мужчины средневековья облачаются в узкие, доходящие до щиколотки, необлегающие штаны, - исконно варварское новшество. Головными уборами служат капюшоны и конусообразные шапки. К XI веку входят в употребление перчатки. Костюмы женщин по форме напоминают трапецию: зауженные в плечах, с завышенной линией талии и наглухо закрытым воротом, платья - котты - сильно расширяются книзу, ниспадая тяжелыми складками; рукава с прорезями у локтя зачастую оказываются столь длинными, что касаются пола. Приблизительно с начала XI века подолы подбирают, драпируя сбоку или спереди на животе, отчасти отдавая дань культу «Прекрасной дамы». Это связано с поклонением Богоматери - Деве Марии и восславлением особенно почитавшихся беременных женщин (оберегавшихся в то время не только на бумаге, как это модно нынче).

Уже в ранний период средневековой культуры в разных слоях общества прослеживаются различные тенденции формирования этических представлений. Особо следует выделить XII столетие, когда с завершением крестовых походов начинают появляться светские элементы. Новые веяния проявляются в архитектуре, поэзии, изобразительном искусстве, а также в танце и костюме. На основе романского стиля возникает готический, но с преобладанием легких, устремленных вверх форм и конструкций. В этот период складывается рыцарское сословие, где устанавливаются понятия о чести, долге, прививаются определенные манеры, чувство такта в общении с дамами, вырабатыва-

ются правила поведения в обществе (позже ностальгически именуемые «рыцарскими» и отчасти безвозвратно утерянные в погоне за развитием интеллекта).

В средние века появляются простейшие танцевальные формы. Развиваясь и видоизменяясь, они дают начало многим танцам, различным по характеру движений и ритмической структуре. Правда, христианская религия, отчасти допускавшая благородные священные пляски и культовые процессии, восхваляющие Господа, яростно обрушивает свой гнев на любые неритуальные танцевальные проявления. «Танцы есть единственное занятие ангелов на небе, и блажен тот, кто может подражать им на земле», - гласит средневековое церковное изречение16.

Несмотря на гонения и строгие запреты, ничто не может «излечить от танцевальной страсти». Во время народных праздников и гуляний люди продолжают веселиться, соревнуясь в умении петь и играть на самодельных музыкальных инструментах и в ловкости исполнения незатейливых танцев, достаточно примитивные движения которых состоят из шагов и подскоков.

Танцевальная техника, манера исполнения и музыкальное сопровождение на протяжении средних веков неоднородны. В культуре позднего средневековья происходит ряд изменений. Раньше танцы считались исключительно привилегией мужчин (речь не идет о вакханалиях Рима). Теперь - в общественных танцах - сильный пол предоставляет возможность увеселяться одним женщинам, видя в этом удовольствие, несовместимое с их мужским достоинством. Когда же танцы из народных развлечений становятся увлечением знати и переходят в богатые салоны, видоизменяясь и приобретая светские манеры, мужчины начинают принимать участие в танцах высшего общества.

«Прекрасные дамы и рыцари в великолепных одеждах, держась за руки, водили своего рода хоровод, выделывая при этом всевозможные фигуры, причем такт выбивался руками или регулировался пением, куплеты песней исполняли солисты, а припев повторялся всеми участвующими хором. Постепенно вокальный аккомпанемент заменили инструменты, но именно из

этих плясок с пением образовались большие балеты-пантомимы и маскарады»17.

«Кароль» - слово, появившееся в XII веке и обозначавшее понятие «открытый круг», нередко оказывалось названием целого танца, ритм которого чередовался и был то плавным, медленным, то неожиданно убыстрялся, не давая танцующим передышки. Позже появится множество разновидностей каро-ля, основанных на простых шагах и беге, где танцующие образуют цепь, двигаясь во время всего танца одной линией: например, в импровизационном танце «Фарандола» появляется ряд типичных фигур: «змейка», «спираль», «арка», «улитка», «мосты», «лабиринт». Полюбившийся танец остается в моде до конца XVIII века, а в эпоху французской буржуазной революции становится любимцем санкюлотов18, исполнявших его под революционные марши и песни. На балах XIX столетия цепочкой фарандолы заканчиваются французские кадрили и котильон. Широкое применение танец находит в сценической хореографии XX века («Пламя Парижа» В. Вайнонена, «Спящая красавица» М. Петипа).

(Продолжение следует)

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Леметр Жюль (1853-1914 г.) - французский писатель, критик / Вюилье Г. Танцы, их история и развитие с древних времен до наших дней. - С.-Петербург 1902. - С. 3. - Далее: Вюилье Г...

2 Август (63 г.до н.э. - 14 г. н.э.), римский император 27 г. до н.э. - 14 г. н.э., внучатый племянник Юлия Цезаря. До 44 г. до н.э. носил имя Гай Октавий, с 44 г. - Гай Юлий Цезарь Октавиан, с 27 г. до н.э. - император Цезарь Август. Форма правления Августа получила название принципата // Энциклопедический словарь. - Москва 1953. - С. 13. - Далее: Э. с.

3 Орфей - древнегреческий мифический поэт и певец, очаровывающий своим голосом не только людей и животных, но даже камни // Э. с. - С. 56.

4 Платон (427-347 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, ученик Сократа // Э. с. - С. 665.

5 Ликург - легендарный законодатель в древнегреческом городе Спарта. Ему приписывали составление законов, определявших экономический и политический строй спартанцев. // Э. с. - С. 262.

6 Плутарх (около 46-126 гг.), древнегреческий писатель-моралист, философ. Автор «Сравнительных жизнеописаний» выдающихся греческих и римских деятелей // Э. с. - С. 671.

7 Вюилье Г... - Гл. I:. Античные танцы. - С. 12.

8 Гомер - древнегреческий поэт, автор эпических поэм ««Илиада» и ««Одиссея» // Э. с. - С. 446.

9 Лукиан (около 120 - после 180 г.) - древнегреческий писатель // Э. с. - С. 288.

10 Там же.

11 Вюилье Г... - Гл. I. - С. 14.

12 История костюма. Киреева Е.В. - М., 1976. - Гл. II. - С. 11. - Далее: Киреева Е.В...

13 Киреева Е.В. - С. 14-18.

14 Цицерон Марк Туллий (106-43 г. до н.э.) - выдающийся оратор, писатель, политический деятель Древнего Рима // Э. с. - С. 586.

15 Вюилье Г... - Гл. I. - С. 18.

16 Вюилье Г... Гл. II: Танцы Средних веков. - С. 19.

17 Вюилье Г... - Гл. II. - С. 23.

18 Санкюлоты - так называли революционеров, носивших длинные панталоны, в отличие от дворян и буржуа, ходивших в коротких штанах, с шелковыми чулками. Буквально: санкюлот - человек, не носящий «кюлот». // Э. с. - С. 164.

Abstract.

The article deals with dancing art in Antiquity and the Middle Ages periods. Certain tendencies of origin and development of traditional dances are researched, specific dances of the late Middle Ages and modern dancing compositions, based on common roots, are compared.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.