Научная статья на тему 'Возможные последствия вступления кыргызской республики в таможенный союз/единое экономическое пространство'

Возможные последствия вступления кыргызской республики в таможенный союз/единое экономическое пространство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / COMMON ECONOMIC SPACE / KYRGYZ REPUBLIC / POSITIVE AND NEGATIVE EFFECTS / SHORT AND LONG TERM PERSPECTIVES / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эсенгул Чинара

В статье анализируются риски и выгоды для КР при вхождении в ТС в краткосрочной и долгосрочной перспективе. С учетом экономической ситуации в стране, описываются реалистичные сценарии влияния ТС на экономические отрасли страны и различные слои населения. Автор также делится своим мнением и дает практические рекомендации с целью минимизации негативных эффектов при вступлении КР в ТС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possible Implications of Kyrgyzstan`s Membership in the Customs union

The article analyzes the risks and benefits for Kyrgyz Republic to enter to the Customs Union in the short and long term perspectives. Taking into account the economic situation in the country, the article describes the realistic scenarios of the effects of the Customs Union to economic sectors of the country and different layers of the population. The author also shares his opinion and gives practical recommendations to minimize the negative effects of joining the Kyrgyz Republic to the Customs Union.

Текст научной работы на тему «Возможные последствия вступления кыргызской республики в таможенный союз/единое экономическое пространство»

растет число публикаций на тему возможного использования Пекином нефтегазовых контрактов для давления на казахстанское руководство и т. д.

Однако главное препятствие для расширения китайской сферы влияния - колоссальные внутренние проблемы, с которыми сталкивается сегодня Китай: неблагоприятная демографическая ситуация; усиливающееся социальное расслоение; высокий, в некоторых случаях критический, уровень загрязнения окружающей среды; постепенное размывание базовых культурных ценностей и пр. Именно это может стать основным барьером для усиления региональных и глобальных позиций КНР.

Конечно, это не означает, что Россия должна пассивно ждать, сможет ли Китай решить свои внутренние проблемы. Также нельзя рассматривать его исключительно как конкурента или, что совершенно недопустимо, врага. У Москвы и Пекина совпадающие интересы в области обеспечения региональной безопасности, в том числе они касаются ограничения сферы влияния Вашингтона. При этом у нашей страны есть вполне реальные механизмы не только сохранения, но и некоторого расширения сферы влияния в Центральной Азии. Важно, чтобы предпринимаемые российским руководством усилия были не сотрясанием воздуха, а направлялись на структурирование пространства вокруг России с акцентом на сохранении ею статуса региональной державы.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Концептуальные основы развития приграничья в контексте национальной безопасности России» (№ 12-03-00002а)

Примечания

1 Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 1998. C. 109.

2 StackM. Russian Nationalist Advocates Eurasian Alliance against the U.S. // Los Angeles Times. 2008. September 4.

удк 32:327:327.39:327.799

возможные последствия вступ. кыргызской республики в таможенный союз / единое экономическое пространство

Ч. Эсенгул

кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, Бишкек

E-mail: chinara.esengul@gmail.com

в статье анализируются риски и выгоды для кыргызской республики (кр) при вхождении в таможенный союз (ТС) в краткосроч-

URL: http://www.latimes.com/news/nationworld/world/la-fgw-dugin4-2008sep04,0,2871108.story (дата обращения: 19.11.2013).

3 Cecire M. China's Quiet Splash in the Post-Soviet Space // OpenDemocracy. 25 February 2013. URL: http://www.opendemocracy.net/od-russia/michael-cecire/ china%E2%80%99s-quiet-splash-in-post-soviet-space (дата обращения: 17.11.2013).

4 Шэнь Вэйле, Лу Цзюньюань. Чжунго гоцзя аньцюань дили = География национальной безопасности Китая. Пекин, 2001. Цит. по: Румянцев Е. Н. Геополитические идеи современного Китая // География национальной безопасности Китая : экспресс-информация ИДВ РАН. М., 2007. № 7 (140). С. 4-11.

5 Сестанович Ст. Воздать России должное // Полис. 1995. № 1. С. 68-78.

6 Карсыбеков Е. Великий газовый путь // Вести Казахстана. Экономика. 2009. 15 декабря. URL: http://vesti. kz/econ/34527/ (дата обращения: 15.11.2013).

7 Авлиекулов Б. Инвестиционное наступление Китая // Экономическое обозрение. URL: http://www. review.uz/ru/article/301 (дата обращения: 15.11.2013).

8 В РК 22 нефтяные компании с китайским участием // Forbes Kazakhstan. 2013. 12 января. URL: http://forbes. kz/process/probing/v_rk_rabotayut_22_neftyanyie_ kompanii_s_kitayskim_uchastiem (дата обращения: 20.11.2013).

9 Основные показатели внешней торговли РК по странам // Агентство Республики Казахстан по статистике. URL: http://www.stat.kz/digital/vnesh_torg/Pages/default. aspx (дата обращения: 27.02.2013).

10 Михеев В. В. Фактор Китая в российско-казахстанском экономическом сотрудничестве // Казахстан и Россия : экономические и политические аспекты стратегического партнерства. Алматы, 2007. С. 73.

11 Цит. по: Сыроежкин К. Л. Казахстан - Китай : от приграничной торговли к стратегическому партнерству : в 3 кн. Кн. 1. В начале пути. Алматы, 2010. С. 12.

12 Бжезинский Зб. Указ. соч. С. 170.

13 Таможенный союз и приграничное сотрудничество Казахстана и России : доклад Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития. СПб., 2012. С. 6.

ной и долгосрочной перспективе. С учетом экономической ситуации в стране, описываются реалистичные сценарии влияния ТС на экономические отрасли страны и различные слои населения. Автор также делится своим мнением и дает практические рекомендации с целью минимизации негативных эффектов при вступлении кр в тС.

Ключевые слова: кыргызская республика, таможенный союз / Единое экономическое пространство, положительный и нега-

© Эсенгул Ч., 2014

тивный эффекты, долгосрочная и краткосрочная перспективы, экономика.

Possible Implications of Kyrgyzstans Membership in the Customs Union

C. Esengul

The article analyzes the risks and benefits for Kyrgyz Republic to enter to the Customs Union in the short and long term perspectives. Taking into account the economic situation in the country, the article describes the realistic scenarios of the effects of the Customs Union to economic sectors of the country and different layers of the population. The author also shares his opinion and gives practical recommendations to minimize the negative effects of joining the Kyrgyz Republic to the Customs Union.

Key words: Kyrgyz Republic, Customs Union / Common Economic Space, positive and negative effects, short and long term perspectives, economics.

Каждая стратегия развития требует реализации государственных проектов и интервенций в экономике с тем, чтобы коллективными усилиями определить и упорядочить тот путь, по которому общество должно следовать, чтобы обеспечить свое будущее развитие.

Т. Койчуев

Россия и Казахстан, наряду с Китаем, являются нашими ключевыми торговыми партнерами. Россия, Казахстан и Беларусь начали процесс реальной интеграции в рамках Таможенного союза (ТС) с лета 2010 г., хотя первые попытки экономической интеграции на постсоветском пространстве были еще сделаны в середине 1990-х г. В январе 1995 г. Беларусь, Россия и Казахстан подписали соглашения о ТС и Едином экономическом пространстве (ЕЭП), чуть позже Кыргызстан и Таджикистан присоединились. В 1998 г. КР становится членом ВТО, что негативно влияет на эффективность интеграции в рамках ТС. Позднее, в августе 2006 г. Беларусь, Россия и Казахстан создают «новый ТС» в рамках ЕврАзЭс с условием, что Таджикистан и Кыргызстан присоединятся по мере их готовности.

Решения наших партнеров и соседей влияют на нас, наши решения также влияют на них, мир стал взаимозависимым. Сегодня, когда мы делаем расчеты, мы должны считать плюсы и минусы, которые у нас будут, если мы вступим и если мы не вступим в ТС. В обоих случаях есть свои плюсы и минусы, вопрос в том, что является верным вариантом на перспективу? Далее излагаются мнение и рассуждение автора по данному вопросу с некоторым акцентом на социальные аспекты вступления КР в ТС.

Автор исходит из позиций, что для достижения нового уровня развития экономики и общества нам нужно вступать в ТС и далее углублять наше участие в евразийской экономической интеграции. Это шаг вперед для нашего общества, для нашего государства. Возможно, ощущение верности

этого шага придет позже, с истечением времени. При этом вступление - это начало пути, долгого пути, который нужно пройти достойно. Под «достойно» имеется в виду наличие двух условий: 1) продуманные и реализуемые решения со стороны политической элиты; 2) более терпеливое отношение и трудолюбие со стороны общества. Любой путь предполагает сложности и трудности помимо промежуточных достижений, но «дорогу осилит идущий». Главное идти вперед и не топтаться на месте или еще хуже отходить назад. Я считаю, что народ у нас трудолюбивый и талантливый, иначе не было бы столько трудовых мигрантов в странах ближнего зарубежья, не было бы успешных людей, работающих в странах дальнего зарубежья.

Заявление Президента КР в апреле 2011 г. о желании КР вступить в ТС вызвало неоднозначную реакцию в экспертной среде и среди широкой общественности. Следует признать, что это непопулярная мера. На мой взгляд, непопулярность обусловлена не столько степенью возможного вреда от вступления, сколько нежеланием определенных внутренних и внешних общественно-политических сил менять статус-кво, который их вполне устраивает с точки зрения защищенности их интересов. В то же время на существующее положение вещей можно посмотреть и через призму проблем, которые не позволяют достигнуть состояния устойчивой защищенности национальных интересов КР.

Хотелось бы выделить следующие ключевые проблемы общенационального характера:

- неразвитость экономики;

- недоверие населения к власти;

- низкий уровень профессиональных знаний и квалификаций у основной части населения; знаний и навыков, необходимых для разработки, реализации программ и проектов развития страны.

Относительно этих проблем можно и нужно рассматривать вопрос вступления КР в ТС. Ниже приводится сравнительная таблица, в которой указываются плюсы и минусы вступления КР в ТС. С учетом всех моментов нужно принимать решение и вести переговоры. По умолчанию предполагается, что КР не нужно вступать в ТС, пока у нас не будет готовности, особенно с точки зрения социальных эффектов данного шага и готовности нашего правительственного, неправительственного и частного сектора, работать совестно для смягчения негативного воздействия от вступления в ТС (таблица).

Комментарии относительно плюсов и минусов при вступлении КР в ТС

Понижение реэкспорта приведет к тому, что многие, кто сегодня заняты на рынках Дордой, Карасуу, могут потерять свою работу. Однако правительство ведет переговоры с ЕЭК на предмет создания зоны свободной торговли на базе этих рынков. Результаты переговоров еще неизвестны.

Плюсы и минусы при вступлении КР в ТС

Если вступаем в ТС

Плюс

Минус

Исследования показали, что у КР больше тарифных позиций, где он обладает сравнительным преимуществом в торговле с Россией и Казахстаном, нежели чем в торговле с Китаем (2);

Недопущение увеличения разрыва в развитии с другими странами ТС;

Обеспечение устойчивого экономического роста; Проведение модернизации экономики аз счет:

• создания рабочих мест и обеспечение высокого уровня занятости;

• привлечения прямых иностранных инвестиций;

• роста применения новых технологий;

• встраивание в международные производственные цепи;

• улучшение структуры производства.(З) Беспошлинный доступ продукции КР на рынок стран ТС; Обеспеченность источниками нефтепродуктов, древесины и других основных товаров, важных для экономики КР (4)

Повышение цен для потребителей на некоторые виды товаров в связи с введением Единого импортного тарифа ТС;

спад в секторах с низкой конкурентоспособностью;

понижение уровня реэкспорта; банкротство отдельных компаний малого и среднего бизнеса; рост безработицы в ряде секторов; рост инфляции;

давление на бюджет государства за счет снижения сборов импортных пошлин; потеря возможности определять свою торговую политику

Среднесрочная и долгосрочная перспектива

Появляются надежды и возможности для структурных изменений экономики страны; возможность за счет совместных проектов открыть новые рабочие места и инициировать образовательные проекты, что в конечно итоге приведет к улучшению качества человеческого капитала

Краткосрочная перспектива

Сложности, которые будут ощущаться на уровне простого потребителя, могут не позволить иметь «необходимый» социальный капитал и временной ресурс для реализации плановых мер в качестве члена ТС; усилит проблему недоверия населения к власти

Укрепление обороноспособности страны за счет сотрудничества со странами ОДКБ;

обеспечение национальной и региональной безопасности в ЦА за счет ОДКБ;

развитие сотрудничества в сфере внешней политики по вопросам, представляющим взаимный интерес; дальнейшее развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, формирование эффективных структур межрегионального взаимодействия

Основным минусом будет большая зависимость от России и других стран ОДКБ в решении своих внешнеполитических и военных вопросов

Среднесрочная и долгосрочная перспектива

Обеспечение безопасности и стабильности как условие для устойчивого национального и регионального развития в ЦА;

Увеличение доверия населения к власти

Краткосрочная перспектива

Трудовые мигранты в РФ РК получат привилегии; высокий уровень взаимного проникновения на общественном уровне;

обеспечение совместимости стандартов образования; всемерное развитие сотрудничества в сфере культуры, связей по линии парламентов и деловых сообществ, контактов между людьми.

Облегченные условия для трудовых мигрантов Если будут больше выезжать, то это положительно влияет на уровень безработицы в КР, снижает социальную напряженность и положительно влияет на уровень бедности. Плюс сумма денежных переводов может возрасти К тому же если мигранты начнут возвращаться в КР, тогда может сработать эффект навыков при возвращении мигрантов, увеличится квалифицированная рабочая сила, что окажет положительное влияние на экономический рост (1) Однако есть риск, что облегченные условия для занятости в странах ТС могут привести к выезду квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, что отрицательно повлияет на инновационные и производственные способности страны, будущие социальные издержки по образованию, это все может отрицательно повлиять на экономический рост

Долгосрочная перспектива

Улучшение качества человеческого капитала;

более динамичное и разностороннее развитие экономики КР

Краткосрочная и среднесрочная перспектива

Относительно повышения цен на товары, импортируемые из третьих стран, в основном повышение коснется товаров, которые завозятся из Китая и имеют низкую цену и соответственно низкое качество. Но это будет эффект одновременного действия, который будет ощутим в первый год вступления в ТС, в дальнейшем членство в ТС позволит повысить стандарты потребителя: наши люди начнут обращать внимание не только на соотношение количество/цена, но в первую очередь на соотношение качество\цена. Важно, чтобы произошла смена парадигмы мышления и восприятия. Следует понимать, что мы не можем жить только на ре-экспорте товаров, произведенных другими странами, мы не можем не развивать собственного производства, чтобы обеспечить свою экономическую безопасность. Мы не можем все время потреблять товары только низкого качества (основная часть населения). Торговля с Турцией также может сократиться, но можно и нужно продумать варианты привлечения инвестиций из Турции для открытия своего текстильного бизнеса на территории КР, что позволит вывести определённую часть теневого швейного бизнеса КР в легальное пространство.

В секторах, которые не будут конкурентоспособны, ожидается спад, но при желании и при правильном управлении можно будет воспользоваться возможностью привлечения ПИИ именно на развитие данных секторов или же развивать новое производство и постараться открыть новые рабочие места. Инвесторы, принимая решение, будут иметь в виду более широкий региональный рынок и вкладывать капитал в масштабные проекты. Это позволит использовать экономию в масштабных рамках, учитывать региональное разделение труда и даст возможность организации производства новых видов продуктов, которые ранее не производились в стране. Ожидается усиление конкуренции, что означает рост эффективности и снижение затрат.

Среди населения наблюдается смешанное восприятие последствий вступления КР в ТС. К примеру, на одном из обсуждений, работник рынка Карасуу сказал следующее: «Сегодня нам хорошо, мы покупаем из Китая дешевую бытовую технику, оборудование производства, покупаем ткань, фурнитуру, шьем и продаем в Казахстан, Россию. При ТС всего этого не будет, как будем жить и кормить семьи?».

Заявление неверно в том плане, что согласно дорожной карте КР запросила льготы для развития своей швейной индустрии. Предполагается, что КР будет просить введение на переходный период изъятий из Единого таможенного тарифа и других единых мер регулирования по отдельным чувствительным видам товаров и секторам. В перечень таких видов товаров для обсуждения в правительстве предлагается включить ткани и фурнитуру, необходимые для производства швейной продукции, медикаменты, отдельные виды оборудования и аппаратуры, минеральные удобрения, химикаты, пластмассы и другие виды продуктов. Что касается

дешевых товаров и производства, то я уже ранее озвучивала, что нам необходимо уже самим стараться развивать свое производство, повышать стандарты к качеству товаров.

По поводу обязательств КР в рамках ВТО, то следует отметить, что КР намерен вступать в ТС после того как Казахстан станет членом ВТО в 2014 году (согласно данным СМИ Казахстана, которые цитируют министра РК по делам экономической интеграции), Россия уже является членом ВТО. Это позволит КР параллельно пересмотреть свои тарифные обязательства и привести их в соответствие с ТС1.

Социальные аспекты вступления в ТС

Условно пока можно сказать, что те группы лиц, которые работают в таких отраслях, как сельское хозяйство, текстильно-швейная индустрия и горнодобывающая отрасль, получат выгоды, так как данные сектора будут субсидироваться, и внешние инвестиции будут идти именно в эти отрасли для поддержки их экспортного потенциала. В связи с этим предполагается поддержка как городских, так и сельских жителей, чтобы они смогли работать на отрасли, ориентированные на экспорт, как текстильная отрасль и сельское хозяйство.

Также будет повышена административная значимость приграничных районов, этого будут требовать не только экономические реалии, но и необходимость обеспечения безопасности границ. Потому жители приграничных территорий, скорее всего, почувствуют на себе положительные эффекты.

По мнению автора, сильный удар примут на себя работники бюджетных структур: учителя, врачи и другие работники бюджетных учреждений, потому как поступления в бюджет могут сократиться в силу снижения сборов импортных пошлин, а цены на товары из третьих стран подняться в цене. Это самый острый и сложный вопрос, который нужно решить правительству. В случае отсутствия продуманных способов закрыть бюджетный дефицит следует повременить со вступлением в ТС.

На молодежь вступление в ТС может повлиять также двояко. С одной стороны, сельская молодежь может быть мотивирована выехать на заработки в качестве трудового мигранта. Средний возраст мигранта из КР - 29 лет2, так как регулирование этих процессов будет облегченным и стандартизированным в странах ТС, что может, в свою очередь, привести к массовому оттоку рабочей силы и понизить производственный потенциал КР.

Последствия для работников крупных рынков не будут столь драматичными как это преподносится в настоящее время, так как по расчетам торговля с Китаем в целом не сильно сократиться, к тому же Китай будет также искать варианты «обойти» барьеры ТС и будет стараться найти выгоду от взаимодействия с ТС через Кыргызстан3.

КР, при условии вступления в ТС, необходимо продумать и проработать с партнерами по ТС варианты сближения норм пенсионного законодательства, работать над решением вопроса пенсионного обеспечения мигрантов как в стране пребывания, так и просчитать пенсионную нагрузку в случае возвращения мигрантов в КР.

Превентивные меры

Защитные механизмы в случае возможных социальных конфликтов после вступления в ТС могут включать:

- широкомасштабную информационную кампанию для информирования широких масс о последствиях, о необходимых мерах для подготовки к негативным эффектам, и перспективах, которые открываются как для населения, так и для государства; когда люди знают возможные риски и перспективы, они могут более адекватно реагировать на сложные ситуации и не обязательно устраивать демонстрации;

- вступление и членство в ТС должно быть увязано с политикой развития регионов, необходимы будут программы развития областей на основе выявления сравнительных преимуществ той или иной области, которая могла бы реализовать свое преимущество за счет членства КР в ТС.

Вступление в Тс и ЕЭП и миграционные процессы

Вопрос изучения потоков и причин движения людей - очень интересный и многогранный. Если говорить о трудовой миграции граждан КР, то следует сказать, что его изучение зависит от принципиальной позиции и модели принимаемой Правительством КР в отношении данного вопроса. Необходимо определиться с миграционной политикой, и в связи с этим недавнее высказывание нашего президента дает определённые стратегические ориентиры. Президент сказал: «думаю, в стране наступил такой переломный момент, когда нашим трудовым мигрантам нужно возвращаться домой»4. Понятно, что такое заявление главы государства ориентировано на среднесрочную и долгосрочную перспективы и является сигналом для общественных и политических сил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наши мигранты находятся в РК и РФ. ТС и ЕЭП позволят улучшить социальную защиту мигрантов, облегчить оформление документов на работу. На фоне таджиков и узбеков, которых также немало в РФ и РК, кыргызстанские мигранты получат улучшенные условия.

Первый пакет документов по формированию ЕЭП включал два соглашения, которые регулируют передвижение рабочей силы на территории стран ТС: 1) Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств и 2) Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов

их семей (разработаны до 1 января 2011 г. и введены в действие с 1 июля 2011 г.).

Различные источники дают разные цифры, но в целом условно можно сказать, что около 1 миллиона граждан КР являются трудовыми мигрантами в РК и РФ. Поэтому при вступлении в ТС Правительство КР будет стараться, с одной стороны, защитить права граждан КР, которые находятся за рубежом и трудятся в этих странах; с другой стороны, правительство будет стараться создать стимулы для трудоустройства граждан в КР. В случаях неприсоединения КР к ТС самый сильный удар будет по нашим мигрантам.

Выводы

Сильно не хватает информации о приоритетах при вступлении КР в ТС, о ходе переговоров с ЕЭК, в целом о деятельности межведомственной комиссии по присоединению КР в ТС - это касается не только простого населения, но и работников других государственных учреждений, в том числе и исследовательских структур как НИСИ КР5. Все официальные и неофициальные запросы в Министерство экономики КР остаются без ответа.

Основная цель вступления в ТС - это возможность для повышения качества человеческого капитала и модернизация экономики страны, понятно, что в краткосрочной перспективе будет достаточно тяжело осуществить ощутимые реформы. Нам нужно время и правильные решения и их реализация в приемлемые, но сжатые сроки. Поэтому возможные вопросы для обсуждения на переговорах включают предложения о предоставлении переходного периода для действия норм национального законодательства по вопросам технического регулирования; получении статуса свободных экономических зон для крупных приграничных оптовых рынков республики; и получение финансовой помощи для поддержки экономического развития, в частности для обеспечения развития инфраструктуры, а также по развитию ряда отраслей производства.

Необходимо вступать в ТС, но это должно быть постепенное и структурированное вступление; при вступлении нужно, чтобы интересы КР были учтены, в том числе при координации политики в отношении развития промышленности и других отраслей в странах ТС; это очень важно для сближения уровней развития;

Страна - это живой организм, где государство и общество функционируют как две части одного целого; нельзя их противопоставлять и сталкивать искусственно.

рекомендации:

1. Продумать информирование населения о процессе присоединения к ТС, о плюсах и возможных рисках; усилить работу информационных

отделов аппаратов Президента и Правительства, а также отдельных ведомств.

2. Использовать трансферты мигрантов как инвестиционный ресурс.

3. В ряде интеграционных объединений существуют механизмы, принятые на уровне государственных соглашений, предусматривающие меры по поддержке развития и диверсификации экономики стран-членов, отстающих по своему уровню развития. Добиться такого механизма в рамках ТС/ЕЭП - это еще одна задача, которая стоит перед КР. Хочется надеяться, что разрыв в уровне развития со странами-членами ТС будет снижаться. Но такое развитие событий зависит от многих факторов. В том числе от наличия финансовых ресурсов, инвестиционного климата, готовности крупных и средних корпораций в странах ТС перенести какие-то свои промежуточные переделы, например, производство комплектующих в КР, заинтересованности инвесторов из других стран вкладывать капиталы в нашей стране, от состояния институтов в КР, их способности осуществлять соответствующую политику.

4. На стадии вступления в ТС следует обсудить предложение по проведению совместных консультаций между соответствующими министерствами и ведомствами КР и стран ТС по принятию согласованных стратегий развития промышленности и других отраслей с учетом выгод регионального разделения труда, создания производственных сетей, кластеров и т. д.

5. Также нужно активно участвовать в процессе разработки миграционной политики, параллельно с этим нужно усилить контроль над потоком трудовых ресурсов за рубеж.

6. Продумать механизмы стимулирования инвестиций из стран ТС в КР.

7. Продумать и рассчитать варианты поддержки работников бюджетных учреждений для ослабления единовременного эффекта от повышения цен.

Примечания

1 Некрасов В. А. Киргизия перед выбором : Всемирная торговая организация или Таможенный союз? // Евразийская интеграция : экономика, право, политика. 2011. № 9. С. 98-104.

2 Последствия вступления Кыргызстана в ТС и ЕЭП для рынка труда и человеческого капитала страны, ЕАБР, Центр интеграционных исследований : доклад № 13. СПб., 2013.

3 Фарук Ульген и Халук Левент. Экономические последствия вступления КР в ТС Беларуси, Казахстана и России: анализ воздействия. 23 ноября 2011 г.

4 Киргизский президент позвал гастарбайтеров на родину. 3 декабря 2013г. // Lenta.ru. - URL: [http:// lenta.ru/news/2013/12/03/comeback/?fb_action_ids= 10201503809529617&fb_action_types=og.recommends (дата обращения: 03.12.2013).

5 Аналитический отчет НИСИ КР «Перспективы участия Кыргызской Республики в Евразийском Экономическом Союзе : плюсы и минусы», сентябрь. Бишкек, 2013.

УДК 327 (575.2)

проект строительства железной дороги китай - узбекистан и транспортная система кыргызстана

М. В. Лапенко

Саратовский государственный университет E-mail: lapenkomv@mail.ru

New Project of the Railway Uzbekistan - China and Transportation System of Kyrgyzstan

Одним из существенных недостатков экономики Кыргызстана на современном этапе является отсутствие развитой транспортной системы. В настоящее время главной целью кыргызского руководства является объединение юга и севера страны через железнодорожное сообщение, а также повышение транзитной роли республики в Центральной Азии.

В статье дается анализ одного из проектов создания новой железной дороги, которая должна соединить Узбекистан и Китай через Кыргызстан. Проекта, который вызвал неоднозначную реакцию со стороны экспертного сообщества и политиков КР. Автор также рассматривает ключевые аспекты транспортной стратегии Кыргызстана в современных условиях. Ключевые слова: Центральная Азия, Кыргызстан, транспор-тно-логистические проекты, железная дорога, региональная безопасность.

M. V. Lapenko

The most pressing problem of Kyrgyzstan's economy is the lack of well-developed transportation system. Actually the main issue for Kyrgyzstan is to connect the North and South parts of the country through railroad to promote the transit role of Kyrgyzstan in Central Asia.

This article analyzes the new railroad project - the railway Uzbekistan - Kyrgyzstan - China. This project performs a controversial reaction among the experts and the political leaders of Kyrgyzstan. Author also considers the key aspects of the transport strategy of Kyrgyzstan in modern conditions.

Key words: Central Asia, Kyrgyzstan, transport and logistics projects, railroad, regional security.

© Лапенко М. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.