Научная статья на тему 'Возможности технологий социально-культурной деятельности в формировании коммуникативной культуры курсантов военных вузов'

Возможности технологий социально-культурной деятельности в формировании коммуникативной культуры курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА / COMMUNICATIVE CULTURE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE / CIRCLE OF THE MILITARY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машин В.Н.

В статье рассматривается роль педагогических условий в формировании коммуникативной культуры курсантов военных вузов как профессионалов, будущих офицеров-специалистов. Рассмотрены внешние и внутренние условия развития коммуникативной культуры курсанта военного вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The paper pedagogical conditions of formation of communicative culture of cadets of military higher education institutions as professionals, future specialists officers are considered. External and internal conditions of development of communicative culture of the cadet of military higher education institution are considered

Текст научной работы на тему «Возможности технологий социально-культурной деятельности в формировании коммуникативной культуры курсантов военных вузов»

УДК 375(071)

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ

ВУЗОВ

В.Н. Машин

В статье рассматривается роль педагогических условий в формировании коммуникативной культуры курсантов военных вузов как профессионалов, будущих офицеров-специалистов. Рассмотрены внешние и внутренние условия развития коммуникативной культуры курсанта военного вуза

Ключевые слова: коммуникативная культура, педагогические условия, формирование коммуникативной культуры, среда военного вуза

На современном этапе развития нашей страны к любой форме общественной деятельности предъявляются особые требования, среди которых важное место отведено культуре. Именно высокая культура является тем необходимым условием, которое обеспечивает эффективность любого труда и

совершенствования качеств личности человека.

Профессия военного предполагает работу с личным составом, что обязывает человека быть общительным, уметь находить взаимопонимание с людьми. Это влияет на создание благоприятного нравственно-психологического климата в воинских подразделениях, их боеспособность, соответствующую современным требованиям.

В основе делового общения, а также культуры межличностного и межнационального общения лежит уважительное отношение к человеку. Уважение как общечеловеческая ценность является не только результатом воспитания, но и непременным условием подготовки любого специалиста, в арсенале которого не только владение профессиональными навыками и умениями, но и наличие развитой коммуникативной культуры. Именно поэтому коммуникативная культура как необходимое личностное образование становится социальным заказом.

Исследованию коммуникативной культуры, её целостному осмыслению посвящены работы в различных областях науки. В современной педагогике предложены различные точки зрения на трактовку данного понятия: методологический (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина, Н.В. Кузьмина и др.), мировоззренческий (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев и др.), психологический (Б.Г. Ананьев, И.Б. Котова, Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Ю.А. Шерковин, Е.И. Рогов и др.), социологический (С.И. Самыгин, Е.В. Руденский, А.А. Реан и др.), лингвистический (Б.Н. Головин, А.К. Михальская, Н.Н. Кохтерев и др.),

Машин Валентин Николаевич - ТГУ им. Г.Р. Державина, канд. пед. наук, доцент, соискатель, e-mail: vmashin@bk.ru

искусствоведческий (А.А. Мурашов, П.М. Ершов и др.), адаптивный (Г.М. Якушева, В. Т. Ащепков и др.), духовный (А. И. Солженицын, Э. В. Соколов и др.), что объясняется взаимопроникновением научных знаний из одной области в другую.

Вопросы развития коммуникативной культуры личности занимают важное место в теории воспитания военнослужащих. Как научная категория коммуникативная культура имеет глубокое основание в теории образования. Она характеризуется как категория, входящую в общую культуру.

Компоненты, составляющие

коммуникативную культуру, связаны с умением курсантов реализовывать на практике гуманистические отношения, ориентированные на личность в процессе профессиональной деятельности. К элементам коммуникативной культуры курсантов как будущих офицеров относятся:

1) реализация способностей каждого подчиненного, создание благоприятного микроклимата в учебно-воспитательном процессе;

2) установка на сотрудничество с коллегами, подчиненными, общественностью;

3) речевая культура.

Коммуникативная культура - это специфический способ организации

профессионального общения, для которого характерно наличие у курсанта системы коммуникативных норм и правил, отношение к другой личности как к ценности, знание её индивидуальных особенностей, собственных коммуникативных способностей и умение владеть коммуникативной ситуацией.

Следовательно, коммуникативная культура -это та совокупность норм, взаимодействия, его форм, которая отражает лучшие модели и ценности поведения. Коммуникативный культурный компонент непосредственно связан с представлениями личности о системе эталонов. Они являются основой взаимодействия с другими субъектами.

Для успешного формирования

коммуникативной культуры курсантов военных

вузов необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать успешной реализации поставленной целив рамках учебно-воспитательного процесса.

Для того, чтобы обосновать педагогические условия, которые будут способствовать формированию и развитию коммуникативной культуры курсантов, необходимо уточнить, что нами понимается под данным понятием.

Условие - философская категория, которая выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. «Условие - это то, что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса» [1]. В Большом толковом словаре русского языка понятие «условие» определяется как обстановка, в которой происходит, протекает что-либо; ... основа, предпосылка чего-либо.

В научной литературе встречаются различные точками зрения. Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения, данные Н.М. Борытко и В.И. Андреевым.

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает то внешнее обстоятельство, которое оказывает существенное влияние на протекание педагогического процесса. Данный процесс в той или иной мере сознательно сконструирован педагогом и предполагает достижение определенного результата [2].

В. И. Андреев считает, что педагогические условия - это ничто иное, как результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей» [3].

В нашем исследовании под условиями мы понимаем специально создаваемые

обстоятельства, которые необходимы для успешной реализации процесса формирования коммуникативной культуры курсантов. Определение и создание педагогических условий, влияющих на осуществление поставленных задач, основываются на соответствующих факторах. В их число входят:

1) система ценностных ориентаций;

2) структура воинских коллективов;

3) организация воинской жизнедеятельности.

Данные факторы позволили выделить ряд основных педагогических условий:

• Обеспечение мотивационной направленности, ценностного отношения курсантов к коммуникативной культуре посредством приведения всех сторон жизнедеятельности будущих офицеров согласно требованиям воинских уставов, этики;

• Осуществление в процессе формирования коммуникативной культуры курсантов единого пространства, включающего образовательный и культурный аспекты;

• моделирование и осуществление комплекса воспитательных мероприятий по освоению социальной культуры, которая выступает в качестве основы для становления коммуникативной компетентности будущего офицера.

Организацию целостного педагогического процесса в военных вузах не возможно осуществлять без соответствия всех аспектов жизнедеятельности курсантов требованиям воинских уставов, этики. Коллектив курсантов представляет собой объединение людей, которое связано общими идеями и морально-нравственными позициями, совместной учебой, служебной и боевой деятельностью. Данное объединение находится под непосредственным руководством единоначальника. Внутри такого коллектива осуществляется взаимодействие всех его членов.

Внутри коллективное взаимодействие - это система действий каждого из членов воинского коллектива. Данная система оказывает влияние на развитие военно-профессиональной

направленности курсантов, их личностных качеств как будущих офицеров. Главенствующая роль в системе воспитания, построении отношений курсантов, их взаимодействий обеспечивается организацией внутри

коллективного взаимодействия. В его основе можно выделить следующие этапы:

• социальная адаптация курсантов к образовательной среде вуза;

• формирование единства курсантского коллектива на основе целевого, деятельностного и ценностно-ориентационного аспектов;

• развитие согласованности взаимодействий курсантов.

Данная организация способствует формированию коммуникативной культуры курсантов, развитию её ценностных основ.

Для осуществления организации внутри коллективного взаимодействия прежде всего необходимо установить необходимый режим учебной и воинской деятельности курсантов, который бы

• исключал возможность проявления негативных действий курсантов над сослуживцами;

• способствовал развитию необходимых психологических и мыслительных свойств курсантов, проявляющихся в процессе коммуникации;

• помогал в овладении средствами коммуникации не только общекультурными, но и продиктованными общевоинскими уставами, этикетом;

• формировал ряд социальных установок, необходимых для эффективного общения;

• развивал и формировал коммуникативные умения.

Данное условие предполагает:

• объективную и принципиальную оценку негативных явлений в коллективе и принятие адекватных мер по их пресечению;

• формирование мотивационной установки на развитие культуры межличностных отношений, сотрудничество и диалог;

• возрождение сложившиеся за многие десятилетия в вузах ритуалов воинской службы.

Формирование коммуникативной культуры будущих офицеров должно происходить в условиях образовательной среды, которая рассматривается как культурно-образовательное пространство, в котором приоритетное место занимают гуманистически-нравственные

ценности, способствующие формированию гуманистического сознания. В основе такого сознания лежит ценностное отношение к достоинству и правам человека, национальным и этническим традициям, диалоговому

взаимодействию между людьми.

Формирование сознания, в основе которого лежит гуманистическая основа, может реализоваться на идеях педагогики сотрудничества, её основных принципах, что само собой подразумевает отказ от дегуманизированной воспитательной политики, где личность выступает только как объект педагогического воздействия.

В гуманистической образовательной парадигме, характеризующейся

согласованностью личностных ценностей, смыслов, ярко выражена диалоговая коммуникативная культура. Она предполагает готовность членов коллектива к адекватному, эффективному деловому и межличностному общению, которое способствует творческому соразвитию личностей. Оно исключает любые способы насилия над ними.

Возможность достижения успеха в совместной деятельности обеспечивает позитивную направленность данного процесса, результатом которого становится сложившаяся система отношений, в основе которой лежат общие интересы и потребности. Осуществляя совместную деятельность, курсанты военных вузов открывают для себя новый смысл. Они начинают оценивать не только её конечный результат, но и рассматривать совместную деятельность как средство развития себя и товарищей.

Для одних курсантов другие члены коллектива выступают в роли ориентира. Поэтому данное условие способствует тому, что всеми членам и воинского коллектива усваиваются общие ценности, которые приобретают для каждого из них личностное значение.

Курсанты военных вузов имеют возможность взаимодействовать не только с теми товарищами, которые имеют с ними много

общего, но и с теми, кого можно назвать «Другими» (люди другой национальности, культуры, вероисповедания). В данном случае взаимоотношения строятся не с целью изменения «Другого», а с целью развития собственных коммуникативных умений. В этом случае «Другие», реализуя себя, предстают перед товарищами как интересные своими возможностями. Этому способствует движение курсантов к перспективе, которое предполагает переключение внимания от личных - к объединяющим личные и общественные интересы.

Данный процесс обуславливает

необходимость постановки перед курсантами конкретной реальной цели, что способствует формированию их мотивационной установки. Положительное эмоциональное восприятие поставленной цели, продиктовано возможностями личностного развития курсанта и развития товарищей по достижению данной цели.

Залогом успеха формирования

нравственного поведения является

положительные особенности межличностных отношений внутри коллектива курсантов. Они проявляются в способности к взаимодействию на основе ценностного отношения к другому человеку, независимо от его отличительных особенностей и национальности, что в свою очередь обеспечивает мотивационно-ценностное отношение курсантов к коммуникативной культуре.

Таким образом, для достижения цели нашего исследования, необходимо решить ряд задач:

• формирование мотивационно-ценностной установки общения в курсантских коллективах;

• формирование системы знаний о культурных формах общения;

• развитие умений и навыков коммуникации.

Целенаправленное воздействие на мотивационную, интеллектуальную,

поведенческую сферы личности, а также спроектированная соответствующая

образовательная среда даёт возможность решить перечисленные задачи.

Большое значение в процессе формирования коммуникативной культуры будущих офицеров имеет комплекс воспитательных мероприятий. При моделировании и осуществлении данного комплекса необходимо наполнять его ценностным, личностно-значимым содержанием для курсантов, включать упражнения, направленные на формирование и развитие навыков межличностного взаимодействия, доводить информацию о нормах межличностного общения, правилах речевого и делового этикета, употреблять специализированную лексику речевого и делового этикета, уделять внимание тематическому наполнению, отражающему

практическое применение межличностных навыков и умений.

Данное условие позволяет сформировать у курсантов жизненную позицию, ценностное отношение к явлениям окружающей действительности. Оно предполагает

использование различных видов деятельности будущих офицеров, в основе которых лежит интеллектуально-познавательная деятельность, осуществляемая в формах лекториев, учебных занятий, посещении музеев, концертных залов, встреч со священнослужителями.

Результатом интеллектуально-

познавательной деятельности курсантов становится расширение их познания, отношение к другим людям, явлениям окружающей действительности как к ценности.

Ценностно-ориентировочная деятельность курсантов, осуществляемая в процессе знакомства с произведениями искусства, способствует выработке оценки жизненных явлений, формированию мировоззрения на основе научных, эстетических и этических критериев. В процессе осознания богатого человеческого опыта, заложенного в них, происходит обращение к общечеловеческим ценностям, формирование определённого отношения к ним. Это, в свою очередь, влияет на процесс выработки критериев оценки себя самого и окружающего мира.

Данное условие реализуется за счёт

• выявления ценностной основы взаимодействия на современных примерах и историко-патриотических традициях Российской Армии;

• насыщения пространства, где находятся курсанты элементами символики, информацией, отражающей гуманный характер взаимоотношений в Российской Армии, нормами,

правилами, заложенными в основе отношения к командованию и подчиненным;

• формирования взаимоотношений внутри подразделений, основанных на практически реализуемых ценностях взаимопомощи и коммуникативной культуры.

Результатом реализации данного условия становится владение курсантов вопросами аксиологической основы коммуникативной культуры, формирование положительного эмоционального отношения к системе ценностей, её гуманистически-ориентированной

направленности, приобретение опыта реализации данной системы в служебной деятельности.

Таким образом, коммуникативная культура находит своё отражение в мотивационной сфере личности курсанта, проявляясь в содержании коммуникативной деятельности, а также в умениях, позволяющих осуществлять эту деятельность. Подготовка будущего офицера включает в себя не только процесс обучения, в основе которого деятельность офицеров-воспитателей, преподавателей и обучаемых. Её необходимым компонентом является

самостоятельная деятельность курсанта, его самоучение, усвоение им опыта путем анализа, осмысления и преобразования сферы деятельности, в которую он включен.

Литература

1. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Е.Ф. Губского. - М., 1977. - 126 с.

2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности /Н.М. Борытко. -Волгоград: Перемена, 2001. - 246с.

3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития /В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С.124.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V.N. Maschin

The paper pedagogical conditions of formation of communicative culture of cadets of military higher education institutions as professionals, future specialists officers are considered. External and internal conditions of development of communicative culture of the cadet of military higher education institution are considered

Key words: communicative culture, pedagogical conditions, formation of communicative culture, circle of the military of higher education institution

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.