Научная статья на тему 'Возможности стратегии мультикультурализма в современном обществе'

Возможности стратегии мультикультурализма в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / MULTICULTURALISM / СОЦИУМ / SOCIETY / ЭТНОС / ETHNICITY / НАЦИЯ / NATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанова Н.К.

Обращение к мультикультурализму это современный этап методологической рефлексии в обществоведческих науках, обусловленный необходимостью преодоления состояния идеологического вакуума. В данной статье рассматриваются возможности использования стратегии мультикультурализма в жизни российского общества, в частности, в системе образования. Определено, что при происходящей смене традиции «монокультурного образования» на принципы «поликультурного образования» наиболее оптимальным является сохранение баланса между ними в целях противодействия фрагментации единого социокультурного пространства и сохранения единства нации. Рассматриваются проекты концепции образования в России, вынесенные на обсуждение общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with topical problems of modern higher school associated with the change of educational doctrine of the Russian Federation. It was determined that the transition from the tradition of “mono-cultural education” on the principles of “multicultural education” is necessary to maintain the balance between them for the sake of avoiding the fragmentation of a single socio cultural space and preserve the unity of the nation. Set out the principled position of the author’s need to maintain the connection of education with breeding.

Текст научной работы на тему «Возможности стратегии мультикультурализма в современном обществе»

ОЗМОЖНОСТИ СТРАТЕГИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Н. К. Гасанова

Московский государственный университет культуры и искусств

Обращение к мультикультурализму это современный этап методологической рефлексии в обществоведческих науках, обусловленный необходимостью преодоления состояния идеологического вакуума. В данной статье рассматриваются возможности использования стратегии мультикуль-турализма в жизни российского общества, в частности, в системе образования. Определено, что при происходящей смене традиции «монокультурного образования» на принципы «поликультурного образования» наиболее оптимальным является сохранение баланса между ними в целях противодействия фрагментации единого социокультурного пространства и сохранения единства нации. Рассматриваются проекты концепции образования в России, вынесенные на обсуждение общественности.

Ключевые слова: мультикультурализм, социум, этнос, нация, модернизация образования, поликультурное образование.

The article deals with topical problems of modern higher school associated with the change of educational doctrine of the Russian Federation. It was determined that the transition from the tradition of "mono-cultural education" on the principles of "multicultural education" is necessary to maintain the balance between them for the sake of avoiding the fragmentation of a single socio cultural space and preserve the unity of the nation. Set out the principled position of the author's need to maintain the connection of education with breeding.

Key words: modernization of education, multicultural education, society, education, multiculturalism, ethnicity, nation.

В настоящее время происходит историческое событие, дающее импульс обновления локальным системам жизнеобеспечения социума, в том числе и системе образования. Это переход от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века. В системе образования инновации нашли отражение прежде всего в содержании учебно-методических материалов по истории государства. Затем стали варьироваться сегменты, которые прежде были строго стандартными: ведомственная принадлежность общеобразовательных школ; методики преподавания; пере-

чень обязательных предметов; количество учебного времени, отводимого на каждый из них. И, наконец, очередь дошла до теоретико-методологической основы системы образования.

Для предпринятого нами исследования на данном его этапе главными являются вопросы: можно ли рассматривать стратегию мультикультурализма как оптимальную для российского общества и каковы её возможности для системы образования. Считается, если потребуется формировать человека с новыми социокультурными характеристиками, то понадобится пересмотреть основы системы образования,

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 23-28 23

потому что эта система обладает большими возможностями для осуществления адекватной социализации сменяющихся поколений, которые не свойственны другим институтам, даже такому значимому, как семья. По всеобщему признанию, система образования — один из самых устойчивых, консервативных институтов культуры, через который транслируется совокупность социального опыта, формируются компетенции в сфере этнологических, этнокультурных знаний, воспроизводится связь между поколениями. Вместе с тем система образования — это социальная и одновременно историческая категория. Она имеет определённые философские основания, которые не являются статичными, и если изменения в ней всё-таки происходят, это является показателем (и следствием) системных трансформаций в социокультурной жизни общества. Среди тенденций, определяющих изменения в этой области в настоящее время в качестве ведущих отмечают глобализацию и компьютеризацию.

Та или иная стратегия образования возникает не изолированно, как некоторая, изобретённая специалистами абстрактная конструкция, а является частью определённой идеологии, базируется на дидактических принципах как общих положениях, которые являются определяющими при отборе содержания образования, выборе методов и форм обучения и т.п. Со времен Сократа и Аристотеля, когда единственной целью обучения было формирование навыка произнесения публичной речи, методология образования претерпела значительные трансформации, утончённее стала рефлексия на общественные интенции. Поэтому изменения в методологии образования, происходящие в начале нового тысячелетия, педагогическая общественность воспринимает не как революцию, а как естественное развитие педагогической мысли, которая не может оставаться статичной с того времени, когда впервые принципы обучения были сформулированы Я.А. Коменским в его «Великой дидактике» в 1632 году. В настоящее время особен-

ного внимания потребовала область межкультурных взаимоотношений, в которой стали возникать противоречия, временами приобретающие масштабы планетарных катастроф.

В XXI веке продолжается свободное и стремительное перемещение капиталов, людей; усиливается роль транснациональных корпораций, интересы и идеология которых часто не совпадают с интересами государства и её идеологической доктрины. На этом фоне индивидуальный и массовый социокультурный профиль уже в большей степени формируется не в рамках традиционных институтов образования и воспитания. Изменения в структуре формирующейся личности происходят под воздействием многочисленных личных контактов, увеличения массива информации из Интернета и нового мощного общественного института (таковым его уже признают многие эксперты) - телевидения. От несанкционированного воздействия новых источников не защищён даже взрослый человек, если у него не выработан достаточно стойкий «культурный» иммунитет, который формируется как рефлексия на появление принципиально новых каналов пополнения индивидуального контента, как осмысленная тактика выработки определённой психологической позиции по защите собственной личности. По определению Д. Дернера, «рефлексия это способность думать о своем собственном мышлении с целью его совершенствования». Ж. Пиаже трактует рефлексивное мышление как процесс, осуществляющийся на основе знания субъектом логических законов связи объекта с направленным на него действием и на основе осознания необходимости такой связи. Рефлексия, как мыслительный процесс, сопряжённый с использованием определённого языка и включённый в более широкую мыслительную деятельность, присущ только достаточно развитой личности, прошедшей через фазу психолого-педагогического образования.

Параллельно происходит социализация индивида через овладение языком и культурой. Именно эти феномены считаются

мерилом человеческого в человеке. А.А. Потебня даже подчеркивал первичность языка по отношению к познанию мира. Б. Уорф также в своих работах доказывал тезис о детерминированности культуры языком: система моделей языка принуждает нас так, а не иначе членить мир и распределять значения в нем. Э. Сепир отрицал причинно-следственную зависимость языка от культуры: «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думает». Язык и речь, представляя собой две самостоятельные семиотические системы, взаимодействуя и взаимовлияя, способствуют складыванию третьей семиотической системы — лингвокультуры. В линг-вокультуре языковые единицы наделяются дополнительными культурными коннотациями, для адекватного понимания которых человек должен обладать культурно-языковой компетенцией. Эти коннотации выражают паттерны культуры, маркирующие, оценивающие мир. Затем культурные смыслы воспроизводятся в разнообразных дискурсивных практиках, и таким образом происходит эволюция биологического вида.

Становится очевидным, что видеть абрис собственной личности надо учить так же, как учат первоклассников читать и писать. Грамотность в этом вопросе уже означает больше, чем знание о существовании двуединства: человек - существо биологическое, значит, многое в нём предопределено биологически; человек - существо социальное, следовательно, многое в нём от социума. Новый стандарт измерения человека выглядит, можно сказать, так: био-социо-информатио, где третий вектор — это международная компьютерная информационная сеть и виртуальный социум, которые выходят на первые позиции по эффективности воздействия. Без знаний о новых психофизиологических параметрах формирования личности, происходящего в результате непосредственного, почти неконтролируемого «внедрения» информации в мозг индивида, инновации в области дидактики могут оказаться неадекватными.

Хотя в целом гомеостаз не нарушен, человеческое сообщество уже обеспокоено неконтролируемым и постоянным воздействием на личность; неожиданными всплесками человеконенавистничества и конфликтами различной этиологии, возникающими в различных частях света. Идеология толерантности, так же как и предшествовавшая ей идеология ассимиляции, оказалась не продуктивной. Сегодня проводятся масштабные исследования с целью обнаружить гуманитарные превентивные методы предупреждения неконтролируемого воздействия на становление личности, выхолащивания человеческого в человеке, используя возможности системного образования и новых идеологических механизмов.

По нашему мнению, единственной стратегией, учитывающей стремительную глобализацию жизни, сопряжённую с ней поликультурность и сверхинформированность общества, является мультикуль-турализм. Он представляется более совершенным механизмом, предоставляющим возможность строить взаимоотношения не на принципах субординации/поглощения, а на позитивных основах равноправия и сотворчества. Умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов, воспринимать мир как совокупность сложных взаимосвязей, где гомео-стаз зависит от баланса составляющих его элементов, - это актуальные социокультурные навыки, которые могут быть сформулированы как новые педагогические задачи. Ценность пути, в основе которого плюрализм культур, заключается ещё и в том, что он не противоречит складывающейся в результате процесса глобализации поликультурности обществ и не ущемляет индивидуальных прав на внутренние переходы между этническими, религиозными и культурными группами, служит укреплению единства нации.

Справедливости ради следует отметить, что в специальной литературе по этой проблеме опыт использования стратегии муль-тикультурализма однозначно положительной оценки не получает, хотя всё чаще находит применение на практике. В нашей

стране возможности этой стратегии пока только изучаются.

На наш взгляд, идея мультикультура-лизма близка российскому обществу, которое всегда было эндемично по поликультурности и полиэтничности. Российскому массовому сознанию имманентно присуще понимание того, что наши «другие» - это не гости, что они «...не поживут здесь немного и уедут скоро к себе» («гастарбай-теры»). Все этносы - это наши сограждане, у нас единая страна, в переделах которой мы исторически живём, один государственный язык, флаг, гимн, печатный станок, армия. Другими словами, налицо все атрибуты единой нации. Новыми могут стать для нас только обновляющиеся способы и формы организации образования, педагогические задачи на основе новых методологических оснований.

Философский смысл феномена муль-тикультурализма раскрывается посредством отнесения его к таким основополагающим категориями, как «культурный монизм» и «культурный плюрализм», отражающих два фундаментальных аспекта бытия культуры - его единство и многообразие. Исторически наиболее ранней была монологическая форма осмысления мира культуры, основу которой составлял культурный монизм - позиция, основанная на абсолютизации культурного единства, базирующаяся на принципах единокульту-рия. Это нашло отражение в истории европейского образования, которое в своих исходных формах было монокультурным. Культурный монизм в качестве мировоззренческой позиции и основы образовательной стратегии главенствовала длительное время и стала пересматриваться лишь во второй половине XX века. В настоящее время нарастает критика этой позиции, которая строится на невозможности обнаружить в логике культурного монизма эффективные социокультурные механизмы, способствующие становлению над-этнической целостности общества. По утверждению специалистов, осмысление мира культуры как единого и в то же время многообразного — задача достаточно

сложная. Для ее решения необходим особенный способ мышления, диалогический, который не дан человеку изначально, этому он обучается в процессе образования и жизни. Только диалог позволяет реализовать идеалы безусловной ценности личности и сбалансированного взаимодействия личности, общества и государства, то есть общечеловеческого солидаризма. Конечной целью диалога является поиск компромисса. Образовательные доктрины многих стран ищут оптимальные пути достижения этих целей.

Применительно к российской образовательной стратегии оптимальным может быть подход, который можно назвать сбалансированным. Он предполагает взаимодействие принципов моно- и поликультурности. Соблюдение принципа монокультурности в этом симбиозе будет выражаться в сохранении и поддержании групповых этнокультурных традиций; поликультурности — в отрицании солипсизма при оценке собственного социокультурного статуса и признании равноценности культур. Это важно, так как россияне, органически вписанные в глобальную сеть массовых коммуникаций, становятся ещё и носителями общечеловеческой культуры, которая также не гомогенна, и это делает ещё более значимым формирование умения жить в поликультурном мире.

Российская педагогическая наука и общественность осмысливают социокультурные инновации. Разработан и широко обсуждается проект поликультурной образовательной стратегии, концепция модернизации российского образования. Предполагается, что изменение дидактического набора для решения новых педагогических задач, потребует согласования с происходящей диверсификацией образовательных структур, которая обусловлена всё теми же социальными факторами: экономическими потребностями развития общества; социальной дифференциацией населения; рынком труда, который отдает предпочтение междисциплинарным знаниям, то есть человеку многогранному.

Анализ литературы и реальных процес-

сов, происходящих в образовании, позволяет выделить довольно сложную типологию этого процесса, которая определяется через дифференциацию образовательных учреждений по наименованию и профилю, по вариативности форм и реализуемых программ, по уровню обучения и осуществляемых услуг, по организационным и правовым основам их деятельности, по общественному престижу и соответствующему статусу. Стоит упомянуть об одной особенности этой типологии. Некоторым современным инновациям можно обнаружить параллели в прошлом. Например, отечественной научно-педагогической мысли оказалась близкой по духу организация образования по принципу предоставления учащимся большей самостоятельности, который К.Д. Ушинский считал философским, говоря, что основным методом обучения должен быть «сократический» - метод постановки вопросов, позволяющий ученику самому найти ответ в процессе рассуждения. Этот подход сопрягается с методом «модульной технологии образования», который внедряется в отечественной образовательной системе в настоящее время. Разрабатывается новая философская база, призванная обосновать реализацию программ и методик, предназначенных для формирования личности, способной противостоять ксенофобии и межнациональной розни в социокультурных условиях многонациональности. Она уже не связана с необходимостью ориентации на «классовый подход» и идеологию «коммунистического воспитания».

Во многих странах стратегия мульти-культурализма остаётся на уровне общественной инициативы. Несмотря на официальное признание продуктивности идеи поликультурного образования и наличие соответствующей законодательной базы, в плоскость практики она не переходит. В научной мысли не сложилось единой методологической базы для понимания этой практики. Имеющийся эмпирический материал не обобщён, понятийно-категориальный аппарат не унифицирован и остаётся заметно диверсифицированным.

Дефиниции категорий и понятий мульти-культурализма базируются на различных философских, психологических, социокультурных, политико-экономических и иных основаниях, соответственно, отсутствует универсальная модель.

Тем не менее, интерес к этой стратегии не ослабевает, и даже с учётом того, что первые шаги в этом направлении в некоторых странах оказались не совсем удачными, идеология мультикультурализма имеет перспективы. Эта стратегия несет в себе много позитивного: способствует формированию полифонического видения мира; ставит своей целью воспитание «неодномерного» человека; культивирует толерантность как нравственный идеал и норму поведения; в его рамках осуществляется демократизация образовательного процесса. К положительным особенностям следует отнести то, что мультикультура-лизм зиждется на признании равноправными различных форм познания: науки, религии, искусства, идеологии, здравого смысла, и на недопустимости авторитарности в научных суждениях.

В Российской Федерации культурно-политической сверхзадачей российского образования признаётся «... формирование гармоничной гражданской идентичности, соответствующей историческим традициям, современному устройству и перспективам укрепления федеративного государства». На обсуждение широкой общественности представлен проект «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации». По мысли разработчиков (Министерства по науке и образованию), изложенная в концепции стратегия образования призвана обеспечить выстраивание «целостной инновационной системы поликультурного образования, учитывающей государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии».

Среди главных принципов образовательной политики Российской Федерации

называются: сохранение целостности культурного и образовательного пространства России; гуманистический, светский и поликультурный характер образования. Базовым учреждением поликультурного образования, согласно Концепции, является одиннадцатилетняя школа с тремя ступенями начального (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и полного общего (10-11 классы) образования, а в перспективе — и высшая школа. Тем самым содержание поликультурного образования сохраняет общий принцип единства и системности российского образования и отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, излагаемая с помощью нового языка науки (образовательное пространство, образовательный регион, образовательные технологии). В сфере внимания учёных-обществоведов оказался новый социокультурный феномен. Впервые в новейшей истории развития социума существенное изменение обнаружилось в важнейшем звене индивидуального становления: главным действующим лицом образовательного процесса становится человек новой формации. Выросло новое поколение, с первых шагов погружённое в принципиально новый социокультурный контекст: открытые границы, Интернет, персональные компьютеры, другие возможности для электронной

коммуникации. Все это способствует ускоренному и непрерывному обмену информацией в режиме «минус фактор расстояния и часовые пояса». Современная дидактика в связи с этим поставлена перед необходимостью пересмотра методик, всё ещё предусматривающих «нагружение» обучающихся знаниями, так как качество, объём и доступность их возросли соразмерно увеличению каналов поступления информации. С этим также связана необходимость уточнения психофизиологических параметров обработки и усвоения информации.

В целом, положительно оценивая стратегию мультикультурализма, мы полагаем, однако, что не стоит абсолютизировать его положительный эффект. Причина в том, что неподготовленное применение этой стратегии может провоцировать фрагментацию единства нации; способствовать формированию изолированных модулей - индивидов, бесконечно трансформирующихся и не способных встраиваться в традиционные структуры и стандартизированные форматы социума. Вместе с тем очевидно, что отрицание мультикуль-турализма может означать применение жёстких механизмов ассимиляции и провоцирование перманентного состояния социокультурного конфликта, который при определенных условиях может мутировать в политический, военный. Необходим определённый баланс этих практик.

Примечания

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

2. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. Проект. 2011.

3. Культурная идентичность и глобализация : [доклады и выступления V Международного философского симпозиума «Диалог цивилизаций: Восток - Запад» (27-28 апр., 4-5 мая 2001 г., Москва)] / ред. Н.С. Кирабаев и др. - М. : Изд-во РУДН, 2001. - 286 с.

4. Культурология - культурная политика - развитие : [материалы Междунар. науч. конф. (1-3 июля 2001 г., Москва)] / Рос. ин-т культурологии; ред. К.Э. Разлогов. - М., 2001. - 384 с.

5. Пирогов, Г. Г. Глобализация и цивилизационное многообразие мира: в 2 ч. / Г.Г. Пирогов.

- М.: БФРГТЗ «Слово», 2002. - Ч. 1: Россия и Запад в процессе глобализации. - 402 с.

6. Потебня, А. А. Слово и миф / А.А. Потебня. - М., 1989.

7. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. - М., 1993.

8. Терборн, Г. Мультикультурные общества / Г. Терборн // Социологическое обозрение. - 2001.

- № 1, Т. 1. - С. 50.

9. Уорф, Б. Отношение норм поведения и мышления к языку / Б. Уорф // Зарубежная лингвистика.

- М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.