Научная статья на тему 'Возможности современной женщины в сфере предпринимательской деятельности'

Возможности современной женщины в сфере предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
917
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / КАРЬЕРА / КВАЛИФИКАЦИЯ / НЕРАВЕНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / CAREER / DISCRIMINATION / EMPLOYMENT / GENDER / INEQUALITY / LABOR-MARKET / OBSTACLE / QUALIFICATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абросимова Ольга Вячеславовна

Рассматриваются особенности положения женщин в современном обществе, выявляется степень их реализации в различных областях жизнедеятельности. Выделяются факторы, способствующие приобщению женщин к предпринимательской деятельности, а также основополагающие блоки проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPPORTUNITIES FOR A MODERN WOMAN IN BUSINESS

The article deals with the peculiarities of the status of women in the modern society, it reveals the extent of their implementation in different areas of life. The factors contributing to familiarizing women's entrepreneurship, as well as the basic blocks of problems are singled out.

Текст научной работы на тему «Возможности современной женщины в сфере предпринимательской деятельности»

Key words: Internet behavior, Internet communication, youth, user kernel, dynamics of strategy of Internet behavior.

Dombrovskaya Anna Yurievna, candidate of Sociological Sciences, head of the laboratory, an-doc@yandex.ru, Russia, Moscow, Institute for the High-Hume Technology in Social Computing of Sholokhov Moscow State University for the Humanities,

Kazachenko Savvatiy Alexandrovich, postgraduate student, _p.pro@bk.ru, Russia, Moscow, Institute for the High-Hume Technology in Social Computing of Sholokhov Moscow State University for the Humanities.

УДК 316: 444.56 - 055.2

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.В. Абросимова

Рассматриваются особенности положения женщин в современном обществе, выявляется степень их реализации в различных областях жизнедеятельности. Выделяются факторы, способствующие приобщению женщин к предпринимательской деятельности, а также основополагающие блоки проблем.

Ключевые слова: гендер, дискриминация, занятость, карьера, квалификация, неравенство, профессиональная подготовка, рынок труда, трудоустройство.

Предпринимательство сегодня, выступая сферой собственной трудовой активности, представляет собой область наиболее полной реализации личностного и профессионального потенциала, а также средство изменения социального статуса, вертикального продвижения в системе социальной стратификации по оси «доход - престиж профессии», а следовательно, восходящей социальной мобильности. В связи с этим изучение особенностей становления и развития женского предпринимательства выступает одним из приоритетных направлений современной социологии.

Возможности женщин в сфере предпринимательской деятельности наиболее последовательно изучаются американскими экономистами, социологами и социальными психологами. В России проблемы женского предпринимательства только завоевывают статус социально значимых, вследствие чего их изучение характеризуется мозаичностью и непоследовательностью. Между тем в настоящее время женщины, сумевшие адаптироваться к системе рыночных отношений и обладающие лидерскими качествами, достаточно успешно справляются с ролью топ-менеджеров в частных фирмах. Число предприятий, возглавляемых женщинами, растет, и, по мнению экспертов, принявших участие в серии фокусированных групповых интервью на тему «Специфика становления женского предпринимательства в Тульском регионе» (2012 г.), их численность будет расти и далее.

С целью выяснения стимулов приобщения тульских женщин к категории предпринимателей респондентам предлагалось отметить причины, способные побудить их заняться предпринимательской деятельностью. Большинство опрошенных (32,8 %) видят в предпринимательстве средство улучшения материального положения. 18,7 % подчеркнули, что деятельность такого рода дает возможность приобретения свободы и независимости, а 14,9 % женщин обратили внимание на предпринимательскую деятельность как сферу самореализации. Для 12,5 % респондентов стимулом к предпринимательской деятельности являются личные интересы и склонности. Определенная доля тульских женщин могли бы стать предпринимателями лишь при условии наличия соответствующего образования (7,3 %), а также в случае возникновения сложностей с трудоустройством в других сферах (4,9 %). При этом 7,4 % опрошенных считают данный вид деятельности престижным, и это могло бы стать для них стимулом к предпринимательству (рис. 1). В результате проведения серии фокусированных групповых интервью с женщинами-предпринимателями подобная картина мотивации предпринимательской деятельности получила подтверждение: доминирующими мотивами для информантов описываются в терминах «достижение материального благополучия», «избегание давления и достижение независимости», «внутренний комфорт и самоуважение», «свобода творчества и творческая самореализация», «профессиональный рост», «ощутимые результаты своего труда», «повышение престижа».

%

0,0

□ - улучшение материального положения □ - соответствие интересам и склонностям

□ - приобретение свободы и независимости □ - сложности с трудоустройством Щ - наличие соответствующего образования □ - возможность самореализации

□ - престижность

□ - затрудняюсь ответить

Назовите причины, которые могли бы побудить (побудили) Вас заняться предпринимательской деятельностью Рис. 1. Стимулы предпринимательской деятельности женщин

(в % от числа опрошенных)

Эмпирически подтвержденный тезис о существовании гендерной сегрегации в различных сферах занятости стимулировал постановку следующей исследовательской задачи: выявление преимущественно «женских» областей предпринимательской деятельности (в случае наличия таковых). Анализ результатов фокусированного группового интервью позволил выявить самые популярные бизнес-направления среди женщин. Согласно мнению опрошенных, к ним относится, в первую очередь, индустрия красоты, связанная с предоставлением парикмахерских услуг, услуг маникюра, визажа и т. д. По выражению одной из участниц опроса, «Женщины чувствуют себя в этом бизнесе, как рыба в воде, а что может быть лучше, чем совместить работу с удовольствием!» (Анна, 32 года, администратор сети салонов красоты «Жемчужина»). Объясняя причины превосходства женщин, опрошенные предприниматели указывают на несостоятельность мужчин в данной сфере: «У мужчин-предпринимателей эти слова вызывают, по крайней мере, раздражение и полное неприятие. А словосочетания «антицеллюлитный массаж» и «инъекция красоты» просто повергают в шок» (Светлана, 35 лет, директор салонов красоты «Хамелеон»).

Еще одной популярной сферой женского предпринимательства выступает работа с детьми, связанная с организацией воспитательного процесса или репетиторскими услугами. По мнению опрошенных экспертов, такой вид предпринимательской деятельности, во-первых, в наибольшей степени соответствует «естественному» предназначению женщины, а следовательно, в наименьшей степени провоцирует проявления ролевого конфликта, связанного с трудностями совмещения функций матери и работницы. Во-вторых, успешность женского предпринимательства в данной сфере подкрепляется большим (по сравнению с мужчинами) уровнем доверия со стороны потенциальных потребителей услуг: «Здесь все просто: у женщин природой в генах заложена забота о детях и великое терпение к их выходкам. Ради справедливости стоит заметить, что сегодня гувернеры-мужчины в большом почете, но это скорее исключение, чем правило, т.к. не всем мужчинам такое занятие по душе, да и родители под впечатлением криминальной хроники опасаются иметь дело с мужским полом» (Наталья, 45 лет, владелица бутика модной одежды). «Если дама решится на открытие частной школы, садика, агентства по подбору домашнего персонала, то благосклонность потенциальных клиентов ей будет обеспечена, особенно, если она сам может козырнуть фразой: "Поверьте моему опыту: троих детей и пятерых внуков вырастила"» (Ольга, 34 года, владелица центра для детей и частного детсада).

Результаты фокус-групп показывают, что в качестве достаточно благоприятной для развития женского предпринимательства отрасли выступает также сфера подбора персонала. Причины успешности женщин в данной деятельности эксперты видят, прежде всего, в особенностях личностных и деловых качеств женщины: «Открываете Вы кадровое агентство или клининговую компанию, Вам потребуется огромное терпение и интуиция - а

это чисто женские качества» (Ирина,47 лет, директор садового центра Северина). «Женщинам не привыкать угождать вспыльчивому директору, меняющему свое мнение по 10 раз на день и пестовать, толкать в спину и раскрывать таланты претендента на вакансию» (Лариса,33 года, управляющая кафе «Восток»).

По мнению информантов, достаточно распространенной и весьма успешной является деятельность женщин-предпринимателей в «фэшн-индустрии», куда опрошенные отнесли работу стилистов, дизайнеров, шопинг-гидов, оформителей и т.д., а также в области, связанной с рукоделием (производство бижутерии, вязание крючком, вышивка картин, пошив одежды и штор и пр.). Участницы фокус-групп объясняют такое положение вещей природным стремлением женщин к красоте, гармонии, уюту: «Женщины стремятся украсить все, что встречается им на пути: от собственного лица до лестничной клетки. Тяга к прекрасному заложена в них с рождения, поэтому работаете ли Вы в одиночку как личный стилист, декоратор интерьеров или ландшафтный дизайнер или же планируете открыть свое бюро, то у дам здесь всегда будет фора» (Светлана, 35 лет, директор салонов красоты «Хамелеон»).

Таким образом, можно констатировать достаточно единодушное мнение экспертов относительно наиболее благоприятных и выгодных для женского предпринимательства сфер, а также предположить существование гендерной сегрегации и в предпринимательской деятельности. Для верификации этой гипотезы в ходе исследования была поставлена задача анализа восприятия женщинами собственных конкурентных преимуществ и недостатков в сфере предпринимательства по сравнению с мужчинами.

Результаты массового опроса показывают, что основными предпосылками успешности предпринимательской деятельности респонденты считают настойчивость в достижении цели (61,3 %), наличие связей в деловом мире (43,9 %), а также контактность и общительность (40,4 %). Если первый указанный параметр относится к числу характерных черт мужского менеджмента, а второй не обладает ярко выраженной гендерной спецификой, то последний следует отнести скорее к факторам, обусловливающим конкурентные преимущества женщин. При этом следует указать на то, что, по мнению опрошенных, свобода от семейных обязанностей не воспринимается в качестве важного, а тем более решающего фактора успешности предпринимателя. Это подтверждается также распределением ответов на вопрос о том, какие помехи существуют в настоящее время в бизнесе: семейные обязанности в качестве подобного препятствия оказались на последнем месте (11,9 %), уступив место таким факторам, как экономическая нестабильность в стране и регионе, отсутствие начального капитала, высокий уровень конкуренции и т.д. (рис. 2).

%

70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

-61,3 —

Л—у\

-шшШ~

□ - настойчивость в достижении цели □ - контактность, общительность

□ - восприимчивость к инновациям □ - профессиональное образование щ - свобода от семейных обязанностей □ - подходящий возраст

□ - связи в деловом мире

□ - благоприятная ситуация на рынке

Чем, по Вашему мнению, е первую очередь определяется успех е бизнесе?

Рис. 2. Представления о факторах успеха в предпринимательской деятельности (в % от числа опрошенных)

Таким образом, по мнению опрошенных, в целом мужчины и женщины в качестве субъектов бизнеса, предпринимательской деятельности обладают примерно равными стартовыми позициями и возможностями. Действительно, согласно данным социологических исследований, не только мужчины, но и женщины при управлении людьми демонстрируют находчивость, реалистичность, гибкость, целеустремленность. При этом именно женщина более успешна в реализации «дипломатических функций», в установлении контактов с различными группам общественности, от которых нередко зависит эффективность бизнеса: «Сейчас я не занимаюсь ни поставками, ни реализацией, ни кадрами, ни финансами. Я занимаюсь определением стратегических направлений и взаимоотношениями с властями, различными организациями, с налоговой инспекцией и полицией, санэпидстанцией, пожарниками, торгинспекцией - тысячи организаций и со всеми надо ладить. У меня это получается» (Наталья, 36 лет, управляющая пиццерией «Мама Мая»).

В целом женщины достаточно позитивно оценивают свои

имеет ряд преимуществ перед мужским или, по меньшей мере, спосооен дополнять мужское лидерство. Так, участницы фокусированного группового интервью убеждены, что их умение управлять не только не хуже, но даже лучше мужского. В настоящее время нетрадиционный стиль управления, гуманный менеджмент более соответствует изменяющимся условиям деятельности фирм и способствует переходу на новую управленческую парадигму. Суть ее - отход от управленческого рационализма в сторону

большей открытости и гибкости по отношению к постоянно изменяющимся требованиям внешней среды. Именно с этой задачей женщина способна справляться наиболее продуктивно.

Несмотря на достаточно уверенную оценку собственных возможностей в сфере предпринимательской деятельности, женщины отмечают и ряд своих конкурентных недостатков по сравнению с мужчинами. К ограничениям, которые, по мнению женщин-менеджеров, снижают эффективность управления фирмой и с которыми женщине достаточно трудно справиться, относятся: мягкость характера, эмоциональность, сниженный потенциал риска (отсутствие авантюризма), повышенная скрупулезность и ответственность, преобладание тактических линий поведения над стратегическими, недостаток амбициозности.

Довольно широкий перечень недостатков, которыми, по мнению опрошенных, характеризуется их стиль управления и предпринимательской деятельности, позволяет судить о высокой степени адекватности женской самооценки и делать позитивные прогнозы достижений в наращивании управленческого профессионализма. Такие качества бизнесмена, как «неумение думать ни о чем другом, кроме работы» и «неумение делегировать полномочия», по мнению аналитиков, весьма характерны для российского менеджмента. В этом отношении женщины, несмотря на значительную долю здравого смысла в своей работе, демонстрируют схожие с мужскими модели поведения.

Как отмечают участницы исследования, одной из ведущих проблем женского предпринимательства сегодня продолжает оставаться проблема эффективного соотношения деловых задач и семейных обязанностей. Как правило, карьера в бизнесе сложнее сочетается с выполнением семейных ролей, чем карьера в полотипичной профессии, а успешные в деловой сфере женщины имеют специфические переживания и стратегии совмещения двух сфер - работы и семьи. Однако опрошенные женщины-предприниматели оценивают собственный опыт сочетания домашних и производственных обязанностей довольно положительно, считая свои браки удавшимися и не прогнозируя распада семьи в будущем. «Многие женщины просто уверены, что им всегда приходится чем-то жертвовать: детьми ради работы или работой ради детей. Кто-то больше ориентирован на сохранение семейного благополучия, кто-то на самореализацию в профессиональной деятельности. Постоянно сидеть дома и воспитывать детей подходит не каждой. Некоторые женщины не могут сидеть без дела. Добиться успеха и стать бизнес-леди становится основной целью. И это необходимо как воздух. Нужно прислушаться к себе, попытаться понять, чего именно хочет внутреннее я, а дальше действовать по ситуации» (Наталья, 36 лет, управляющая пиццерией «Мама Мия»).

«Иногда приходится из кожи вон лезть в попытках совместить дом и работу. Приходится находить в себе силы уделять внимание и тому и другому, иначе придется жертвовать либо семьей, либо бизнесом» (Ольга, 45 лет, директор сети магазинов автокосметики).

При этом следует отметить относительно высокий уровень чувства вины женщин-предпринимателей по отношению к детям из-за недостатка внимания. Однако большинство убеждены, что им удается возместить потери в ежедневном общении с детьми качественным досугом в выходные дни и во время отпуска. Около половины этих женщин считают, что дети не испытывают открытого дискомфорта по этому поводу и привыкают к такому положению вещей, компенсируя недостаток общения с матерью контактом с другими родственниками или занятиями в кружках, секциях, общением с друзьями. «У меня подобных проблем не возникало. Муж помогал с ребенком, да и наши родственники (бабушки, дедушки, тети, крестные) были достаточно активны в этом вопросе» (Надежда, 47 лет, главный бухгалтер Группы компании Эльф).

□ -экономическая нестабильность в стране и регионе

□ - отсутствие поддержки со стороны государства

□ - недостаточный размер начального капитала

□ - небольшая вероятность "раскрутиться"

■ - загруженность семейными обязанностями

□ - высокий уровень конкуренции

На Ваш взгляд, какие сегодня существуют препятствия и помехи в бизнесе?

Рис. 3. Мнение женщин о помехах предпринимательской деятельности (в % от числа опрошенных)

Таким образом, проблема оптимального совмещения семейной роли и профессиональных обязанностей для женщин-предпринимателей является одной из ключевых. В ходе анализа предпринимательской активности женщин также ставилась задача выявления их мнений относительно объективных обстоятельств и условий, препятствующих развитию бизнеса. Основными из них опрошенные считают экономическую нестабильность в стране и регионе (63,8 %), недостаточный размер начального капитала (42,9 %), а также высокий уровень конкуренции (40,4 %) (рис. 3).

В ходе фокусированного группового интервью участницами исследования были выделены ключевые блоки проблем, которые, по их мнению, будут оставаться существенными в ближайшие годы.

Первая группа выделенных проблем касается неопределенности сложившейся системы отношений между бизнесом и властью. Этот феномен наиболее характерен для регионов России и проявляется в высокой степени зависимости развития женского предпринимательства от субъективных оценок и решений представителей властных структур. Это явление, по мнению опрошенных, обусловлено, с одной стороны, несовершенством правовой базы, а с другой - устойчивостью имеющихся гендерных стереотипов.

Вторую группу составляют проблемы слабой интеграции предпринимательства, значительной разобщенности отдельных экономических акторов в регионах.

К третьей группе относятся проблемы криминализации и безопасности регионального предпринимательства, что в контексте становления женского предпринимательства приобретает особое значение.

В четвертую группу проблем, по мнению экспертов, входят проблемы профессиональной компетентности женщин-предпринимателей. Значительная доля женщин-руководителей во всех регионах считают необходимым повышать свой профессиональный уровень. Уровень ориентированности женщин на профессиональный рост практически не меняется во времени и не имеет региональной специфики.

Пятая группа выделенных проблем связана с особенностями политического сознания и политического поведения женщин-предпринимателей. Обращает на себя внимание феномен поляризации политических установок женщин-предпринимателей, при этом одновременно растет осознание необходимости защищать свой бизнес политическими методами. Отсутствие цивилизованной системы взаимодействия между властью и бизнесом создает пространство для развития лоббистских практик и способствует распространению неконтролируемых «невидимых» договоренностей, далеко не всегда имеющих паритетный характер.

И, наконец, шестая группа проблем охватывает вопросы, обусловленные несовершенством поддержки малого и среднего бизнеса в российских регионах.

В целом следует отметить, что женское предпринимательство играет важную роль в модернизации постсоветского общества и изменении отношения к женщинам как субъектам рынка труда в общественном сознании. Предпринимательская деятельность женщин способствует наиболее полной реализации их социально-экономического потенциала, снижению степени социальной изоляции, стимулированию вертикальной социальной мобильности женщин на рынке труда.

Список литературы

1. Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь// [Электронный ресурс] // Режим доступа: ЬНр://шшш.есошотап.щ./ёЬ/т8д/117524.Ь1:т1 (дата обращения: 25.03.12).

2. Батанина И.А. Женщины в политике, политика для женщин// Репродуктивные права женщин и планирование семьи: инициативы в Тульском регионе: сб. статей. Тула: Гриф и КО, 2002. С. 22-24.

3. Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья // Социс. 2001. №2. С. 67-73.

4. Клецина И.С. Проблема качества преподавания гендерных дисциплин в системе высшего образования// Женщина в российском обществе. 2002. № 2/3. С.8 -18. 5. Женщины завоевывают рынок труда: почему и зачем? Редакция «Капитал страны» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.capital-rus.ru/articles/1835 (дата обращения: 21.12.2014).

References

1. Babaeva L.V. ZHenshhiny Rossii v usloviyakh sotsial'nogo pereloma: rabota, politika, povsednevnaya zhizn'// [EHlektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://www.ecowoman.ru./db/msg/117524.html (data obrashheniya: 25.03.12).

2. Batanina 1.А. ZHenshhiny v politike, politika dlya zhenshhin// Re-produktivnye prava zhenshhin i planirovanie sem'i: initsiativy v Tul'skom regione: sb. statej. Tula: Grif i KO, 2002. S. 22-24.

3. Turetskaya G.V. Delovaya aktivnost' zhenshhin i sem'ya // Sotsis. 2001. №2. S. 67-73.

4. Kletsina I.S. Problema kachestva prepodavaniya gendernykh distsi- plin v sisteme vysshego obrazovaniya// ZHenshhina v rossijskom obshhestve. 2002. № 2/3. S.8 -18.

5. ZHenshhiny zavoevyvayut rynok truda: pochemu i zachem? Redaktsiya «Kapital strany» [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.capital-rus.ru/articles/1835 (data obrashheniya: 21.12.2014).

Абросимова Ольга Вячеславовна, аспирант, ассистент, AbrosimovaOV@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE OPPORTUNITIES FOR A MODERN WOMAN IN BUSINESS

O.V. Abrosimova

The article deals with the peculiarities of the status of women in the modern society, it reveals the extent of their implementation in different areas of life. The factors contributing to familiarizing women's entrepreneurship, as well as the basic blocks of problems are singled out.

Key words: career, discrimination, employment, gender, inequality, labor-market, obstacle, qualification, training.

Abrosimova Olga Vyacheslavovna, postgraduate student, assistant lecturer, AbrosimovaOV@yandex.ru , Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.