Научная статья на тему 'Возможности РФ и ЕАЭС в регулировании трудовой миграции'

Возможности РФ и ЕАЭС в регулировании трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1398
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РФ / ЕАЭС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Андрей Вадимович

Данная статья посвящена вопросам регулирования трудовой миграции в ЕАЭС. Рассмотрены основные проблемы использования в РФ труда мигрантов из стран ближнего и социально-экономические последствия миграции. В статье представлены возможные меры способствующие регулированию миграционных процессов на евразийском пространстве и России в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности РФ и ЕАЭС в регулировании трудовой миграции»



SCIENCE TIME

ВОЗМОЖНОСТИ РФ И ЕАЭС В РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Новиков Андрей Вадимович, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова г. Электросталь

E-mail: camouflage@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам регулирования трудовой миграции в ЕАЭС. Рассмотрены основные проблемы использования в РФ труда мигрантов из стран ближнего и социально-экономические последствия миграции. В статье представлены возможные меры способствующие регулированию миграционных процессов на евразийском пространстве и России ф в частности.

Ключевые слова: трудовая миграция, социальная политика, РФ, ЕАЭС.

В условиях экономической интеграции на территории почти всех стран постсоветского пространства, отставании в развитии отдельных государств ЕАЭС, неравномерной плотности населения и развитости экономики, нерационального использования существующей рабочей силы для решения экономических проблем привлекают трудовых мигрантов.

На сегодняшний день в трудовой миграции на территории стан ближнего зарубежья участвует 11 млн. человек, т.е. почти 7% от экономически активного населения региона [1]. На общем фоне падения производства, замедления роста ВВП и быстрого роста безработицы, некоторые крупные государства региона отличаются экономической стабильностью и относительно высоким уровнем заработной платы. Эти факторы в сочетании с географическим положением, безвизовым режимом, повышением уровня интеграции и конвертируемостью дипломов формируют динамичную трудовую миграцию внутри СНГ в пользу России и Казахстана.

С одной стороны, трудовая миграция имеет достаточно позитивных факторов. Благодаря мигрантам развивается значительное число секторов реальной экономики. Также трудовая миграция в СНГ вызвала поток денежных переводов. Ежегодно из России выводится до 15 млрд. долл. Притом с этой суммы в ходе налоговых отчислений в стране могло бы оставаться до 4,5 млрд

[3]. Поэтому требуется проведение постоянных мер по созданию прозрачной среды налоговых отчислений, предусматривающей информатизацию процесса регистрации доходов и денежных переводов мигрантов.

Главным экономическим эффектом для всех стран выезда мигрантов благодаря денежным переводам, является значительное сокращение дефицита платежного баланса, что позволяет поддерживать уровень развития отстающих секторов национальной экономики. Сейчас трудовая миграция стала не только одним из средств выживания населения, но и действенным механизмом экономической интеграции евразийских стран. Перетеканию рабочей силы, способствует налаживанию межгосударственных связей, формирует лояльный к общим идеям слой населения и политической элиты.

Вместе с тем трудовая миграция способствует росту теневой экономики, демпингу среднего уровня заработной платы, формированию этнических анклавов и росту межнациональной напряженности в целом. В ходе миграции из стран СНГ интеллектуальный потенциал России увеличился почти на 5,5 млрд. долларов [2].

В большинстве случаев денежные переводы тратятся домохозяйствами на текущее потребление, что стимулирует рост некоторых отраслей национальной экономики в краткосрочной перспективе. Из опыта других интеграционных союзов известно, что положительный эффект денежных переводов краткосрочен и требует рационального использования. Максимальный эффект государство может получить только в долгосрочной перспективе направив денежные переводы в реальный сектор национальной экономики, на развитие инфраструктуры и образования. Фактически денежные переводы трудовых мигрантов на сегодняшний день вносят значительный вклад в развитие национальных экономик менее развитых стран СНГ, способствуют развитию некоторых отраслей их экономики.

В целом можно сказать, что общий эффект от миграции в России выше всех негативных последствий, которые связаны с нелегальной миграцией. Эффект от миграции может быть еще более повышен, если будут существенно сокращены масштабы нелегальной миграции при одновременном увеличении легальной. Необходимо не только ужесточать законы, контролирующие нелегальную миграцию, но и способствовать созданию благоприятного климата для легализации нелегальных мигрантов путем предоставления бесплатных государственные программ по повышению квалификации низкопрофессиональным мигрантам, проработавшим легально не менее 3-х лет не территории РФ

Основным направлением по борьбе с незаконной миграцией в России должно стать использование опыта других успешных интеграционных объединений, прежде всего опыта по созданию единой системы обмена

SCIENCE TIME

информацией с руководством стран, из которых идут основные потоки незаконной миграции. Особое внимание также следует уделить правовому регулированию прав и ответственности транспортных компаний за транспортировку и возвращение незаконных мигрантов в страну выезда.

В число основных государственных мер, способствующих существенному уменьшению масштабов незаконной миграции на региональном и федеральном уровне должны входить:

- разработка полноценного миграционного кодекса РФ, поскольку трудовой и гражданский кодекс не в полной мере позволяют обеспечивать прозрачное правовое регулирование всех сторон деятельности мигрантов;

- автоматизация и информатизация регистрации мигрантов, контроль над их социальной защитой и трудоустройством;

- развитие региональных центров мониторинга миграционных процессов, их последствий и проявлений;

- создание большего числа транспортных сетей, повышающих внутреннею мобильность населения между Россией, Казахстаном и Центральной Азией;

- необходимо ввести режим наибольшего благоприятствования для высококвалифицированных работников и научных сотрудников.

Создание комитета в органах высшей законодательной власти, в ведении которого находились бы вопросы правового регулирования экономическо-трудовой миграции. Возможно, рационально создание подобного наднационального комитета в ЕАЭС. Также необходимо совместное строительство комплексов адаптации мигрантов на всей территории стран ЕАЭС.

Подчинить трудовые отношений работника не только праву страны трудоустройства, но и праву страны гражданства, что должно найти отражение в заключении трудового договора. Основой формой регулирования трудовых отношений должны являться трудовые, а не гражданско правовые договоры, как следствие требуется законодательно ограничить или более тщательно регулировать заключение гражданских договоров с мигрантами.

В целом необходимо сформировать эффективный единый рынок труда в рамках ЕАЭС, гармонизировать и привести к единому образцу миграционные законы стран участников ЕАЭС.

Миграция трудового населения в бывших советских республиках связана с перспективами экономического развития государств региона, а также связана с процессами политической интеграции между государствами ЕАЭС. Проведение активной и четко выверенной совместной со странами ЕАЭС миграционной политики позволит привлечь к России те государства, которые пока еще не участвуют в евразийской интеграции.

SCIENCE TIME

Литература:

1. Гаврилов Евгений Викторович. Трудовая миграция из стран СНГ в Россию: социально-экономические последствия и регулирование: дис. кандидата экономических наук: 08.00.14 / Гаврилов Евгений Викторович; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2008.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-8/686

2. Иванов Глеб Сергеевич. Внешняя трудовая миграция в структуре социально-трудовых отношений российской федерации: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.05 / Иванов Глеб Сергеевич; [Место защиты: Научно -исследовательский институт труда и социального страхования]. - Москва, 2014.

3. Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 12 месяцев 2014 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/ data/details/110975/ (дата обращения: 04.05.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.