Научная статья на тему 'Возможности ресурсного центра непрерывного профессиональнопедагогического образования в профессиональной подготовке и переподготовке специальных психологов для системы образования Забайкальского края'

Возможности ресурсного центра непрерывного профессиональнопедагогического образования в профессиональной подготовке и переподготовке специальных психологов для системы образования Забайкальского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА / БАКАЛАВР – СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ / BACHELOR–SPECIAL PSYCHOLOGIST / RESOURCE CENTER FOR CONTINUING PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION / EDUCATIONAL FUNCTION OF THE RESOURCE CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелихова Марина Ивановна, Зволейко Елена Владимировна

Ресурсные центры непрерывного профессионально-педагогического образования, созданные на базе учреждений высшего профессионального образования, предназначены для решения стратегической задачи – усиления соответствия их деятельности требованиям рынка труда. При реализации модели ресурсного центра как подразделения учреждения высшего профессионального образования одной из главных его функций является образовательная, реализуемая в отношении собственных студентов и преподавателей. В рамках этой функции ресурсный центр может осуществлять реализацию определённой части программы профессиональной подготовки студентов, обучающихся по разным профилям, а также профессиональную переподготовку специалистов, окончивших вуз и желающих повысить уровень своей профессиональной компетентности.В статье раскрываются возможности ресурсного центра в профессиональной подготовке бакалавров – специальных психологов и переподготовке этих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелихова Марина Ивановна, Зволейко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource Center of Continuous Professional-Pedagogical Education in Special Psychologists’ Professional Training and Retrainingfor the Education System of Zabaikalsky Krai

Resource centers of continuous professional pedagogical education, created on the basis of institutions of higher education are intended for solution of strategic tasks – strengthening the compliance of their activities with the requirements of labor market. The implementation of the model of the resource centre as a unit of the institution of higher education, one of its main functions is the educational, implemented in relation to its students and teachers. Within this function, the resource centre can carry out the implementation of specific part of the program of professional training of students on different specializations, as well as the professional training of specialists who have finished University and wishing to improve their professional competence.The article describes the possibilities of the resource center in the professional training of bachelors – special psychologists and retraining of specialists.

Текст научной работы на тему «Возможности ресурсного центра непрерывного профессиональнопедагогического образования в профессиональной подготовке и переподготовке специальных психологов для системы образования Забайкальского края»

УДК 378.016:378.046.4 ББК Ч489.8:Ч484.78

Марина Ивановна Мелихова,

кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: mmelihova@yandex.ru Елена Владимировна Зволейко, кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: ezvoleyko@mail.ru

Возможности ресурсного центра непрерывного профессиональнопедагогического образования в профессиональной подготовке и переподготовке

специальных психологов для системы образования Забайкальского края1

Ресурсные центры непрерывного профессионально-педагогического образования, созданные на базе учреждений высшего профессионального образования, предназначены для решения стратегической задачи - усиления соответствия их деятельности требованиям рынка труда. При реализации модели ресурсного центра как подразделения учреждения высшего профессионального образования одной из главных его функций является образовательная, реализуемая в отношении собственных студентов и преподавателей. В рамках этой функции ресурсный центр может осуществлять реализацию определённой части программы профессиональной подготовки студентов, обучающихся по разным профилям, а также профессиональную переподготовку специалистов, окончивших вуз и желающих повысить уровень своей профессиональной компетентности.

В статье раскрываются возможности ресурсного центра в профессиональной подготовке бакалавров - специальных психологов и переподготовке этих специалистов.

Ключевые слова: ресурсный центр непрерывного профессионально-педагогического образования, образовательная функция ресурсного центра, бакалавр - специальный психолог.

Маппа Ivаnovnа Melikhovа,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail: mmelihova@yandex.ru Elena Vladimirovna Zvoleyko, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail: ezvoleyko@mail.ru

Resource Center of Continuous Professional-Pedagogical Education in Special Psychologists’ Professional Training and Retraining for the Education System of Zabaikalsky Krai

Resource centers of continuous professional pedagogical education, created on the basis of institutions of higher education are intended for solution of strategic tasks - strengthening the compliance of their activities with the requirements of labor market. The implementation of the model of the resource centre as a unit of the institution of higher education, one of its main functions is the educational, implemented in relation to its students and teachers. Within this function, the resource centre can carry out the implementation of specific part of the program of professional training of students on different specializations, as well as the professional training of specialists who have finished University and wishing to improve their professional competence.

The article describes the possibilities of the resource center in the professional training of bachelors - special psychologists and retraining of specialists.

Keywords: resource center for continuing professional pedagogical education, educational function of the resource centre, bachelor-special psychologist.

Работа выполнена в рамках Государственного задания Минобрнауки РФ № 6.8055.2013 по теме «Разработка моделей ресурсных центров в Забайкальском государственном университете как опорном вузе региональной экономики Забайкальского края».

68 © М. И. Мелихова, Е. В. Зволейко, 2013

На современном этапе модернизации системы высшего профессионального образования особое значение приобретает комплексное развитие образовательного учреждения на основе полного использования его потенциальных возможностей в целях достижения лидирующих позиций на рынке образовательных услуг. Задачи максимально полного использования ресурсов и последовательной координации действий приводят к созданию на базе учреждений ВПО ресурсных центров. Ресурсные центры, созданные на базе учреждений высшего профессионального образования, предназначены для решения стратегической задачи - усиления соответствия их деятельности требованиям рынка труда.

Основной миссией ресурсных центров является содействие повышению качества образования путём продвижения современных образовательных ресурсов в системе профессионального образования региона. Задачи, решаемые ресурсными центрами, можно разделить на две группы: обеспечение доступа к образовательным ресурсам студентов, персонала системы образования, населения региона; обслуживание и развитие сконцентрированных в ресурсном центре образовательных ресурсов [2].

Ресурсный центр непрерывного профессионально-педагогического образования, являясь структурным подразделением ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», решает главную задачу - создания системы непрерывного профессионально-педагогического образования, а также развития системы внешних связей с другими образовательными учреждениями региона, накопления собственных ресурсов, к которым относятся:

- кадровые - высококвалифицированные преподаватели, владеющие частными методиками в подготовке кадров по определённым профессиям (профилям); специалисты в области оценки профессиональных квалификаций;

- информационные - базы данных о новейших педагогических, производственных технологиях, тенденциях и разработках в определённых отраслях образования, промышленности; информация об изменениях требований работодателей к качеству подготовки в рамках профилей (специальностей);

- материально-технические - тренинговые залы, учебно-производственное оборудование, используемое в образовательных целях; учебные аналоги дорогостоящего оборудования, тренажёры, лаборатории. Концентрация доро-

гостоящих или уникальных образовательных ресурсов в ресурсном центре является сущностным признаком этой единицы сети профессионального образования;

- учебно-методические - учебные программы, модули; диагностический инструментарий для проведения оценки имеющихся профессиональных компетенций по определённому профилю подготовки; учебные пособия (в т. ч. электронные), методические рекомендации и пр.;

- системы связей с образовательными учреждениями, предприятиями, со средствами массовой информации, органами государственной власти.

В соответствии с задачами деятельности ресурсный центр непрерывного профессионально-педагогического образования планирует реализовывать такие основные направления деятельности: информационно-консалтинго-

вое, маркетинговое, экспертно-консультационное, профориентационное, образовательное. Остановимся более подробно на реализации образовательного направления деятельности ресурсного центра.

При реализации модели ресурсного центра как подразделения учреждения высшего профессионального образования оно вынуждено осуществлять одновременно две функции: образовательную функцию в отношении собственных студентов и функцию аутсорсинга в отношении других образовательных учреждений.

Образовательные ресурсы конкретного учреждения (подразделения) ВПО далеко не всегда позволяют качественно реализовывать практико ориентированные части основных образовательных программ по разным профилям подготовки, связанные с освоением новейших образовательных или производственных технологий. В ресурсном же центре сконцентрированы кадровые и материально-технические ресурсы для внешних и внутренних пользователей. Поэтому одной из задач ресурсного центра является реализация определённой части программы профессиональной подготовки для внутренних пользователей - студентов и преподавателей различных факультетов. Обеспечивая практический этап обучения, связанный с освоением современных технологий, ресурсный центр даёт возможность работы с экспериментальной и специализированной техникой, недоступной в рамках отдельных учебных подразделений (факультетов).

Ориентация на современные требования в технологиях и оборудовании формирует у

студентов специальные профессиональные компетенции и модернизирует практическую подготовку, приводит её в соответствие с требованиями к организации современного образовательного процесса в вузе. Такое обучение проводится по сетевым образовательным программам на основе общего учебного плана, что позволяет динамично обновлять профессионально-практическую составляющую образовательных программ профессионального образования.

Конкурентоспособность выпускников психологического профиля на современном рынке труда обеспечивается не только их психологической компетентностью, но и компетентностью в области инноваций в профессиональной сфере и бизнесе. И для обеспечения этой конкурентоспособности важная роль принадлежит ресурсному центру непрерывного профессиональнопедагогического образования ЗабГУ.

Задачи обеспечения конкурентоспособности связаны с формированием профессиональной компетентности бакалавров - специальных психологов в области инноваций в профессиональной сфере, к которой мы относим: способность к комплексному анализу изменяющихся социально-экономических условий и социально-психологических процессов, с ними связанных; наличие навыков организации и внедрения проектных форм деятельности; умения эффективного поиска, обработки и анализа разнородной информации для успешной профессиональной деятельности; наличие практических навыков, востребованных современным рынком труда; способность к самостоятельной исследовательской работе [1].

Для обеспечения задачи формирования способности к комплексному анализу изменяющихся социально-экономических условий и социально-психологических процессов, с ними связанных, образовательный процесс должен быть нацелен на преодоление междисциплинарных барьеров, что связывается в первую очередь с увеличением перечня и разнообразия дополнительных образовательных услуг. Решение этой задачи возможно в рамках ресурсного центра, располагающего ассортиментом образовательных услуг. В результате появляется возможность смены направления обучения после завершения бакалавриата с переходом в магистратуру другого факультета, что позволяет выпускнику получать подготовку, сочетающую разнодисциплинарные знания и навыки, что полностью соответствует мировой тенденции в подготовке специалистов.

Необходимость формирования навыков организации и внедрения проектных форм деятельности связана с расширением потребностей общества в специалистах, способных к постоянному совершенствованию собственной профессиональной деятельности. Ценность овладения проектной деятельностью заключается в том, что студент при разработке проекта (социального, производственного, общественно значимого) вынужден реализовать всю цепочку действий, имеющих место в реальном производстве: от идеи - к результату и оценке его эффективности. Наиболее результативным в профессиональной подготовке считается подход, при котором выполняются групповые проекты, в которых отражается динамика реального производства, реальные социальные и деятельностные контексты будущей профессиональной деятельности. Одними из самых эффективных будут являться проекты, выполненные при межфакультетском взаимодействии, при координирующей роли ресурсного центра.

Профессиональная деятельность в современных условиях характеризуется резким повышением требований к её информационному обеспечению. Поэтому формирование умений эффективного поиска, обработки и анализа разнородной информации становится необходимым условием освоения всех образовательных программ бакалавриата. Помимо базовых учебных материалов преподаватели и студенты должны иметь свободный доступ к максимально широкому кругу новейших научных и периодических изданий, включаться в интерактивную среду, позволяющую работать с разного рода фактическими данными и текстовыми материалами в удобном для них режиме и формате. Известно, что многие периодические издания, освещающие проблемы специального образования, выходят именно в электронном варианте. Возможности выхода в разнообразную интерактивную среду также в полной мере обеспечиваются ресурсным центром.

Важной частью профессиональной подготовки является формирование практических навыков, востребованных современным рынком труда. Для того чтобы выпускник был наилучшим образом подготовлен к работе в современных условиях, в ходе обучения он должен изучить актуальные потребности практики (в нашем случае образовательных учреждений), научиться эффективно применять полученные теоретические и прикладные знания в практических проектах. Формирование этих навыков должно проис-

ходить как в учебном процессе, так и в результате самостоятельной практической деятельности в специально развитой инфраструктуре. Ресурсный центр в таком случае может выступать как полигон или макет для овладения обучающимися конкретным набором надпредметных и профессиональных компетенций. В рамках ресурсного центра может имитироваться деятельность подразделений образовательного учреждения - психологической службы, психолого-медико-педаго-гического консилиума, педагогического совета и пр. Моделирование деятельностного и социального контекстов профессии позволяет обучать студента-психолога в формах, совпадающих с видами его будущей профессиональной деятельности, что позволяет сблизить процесс обучения с реальным процессом трудовой деятельности.

Среди профессиональных задач бакалавров - специальных психологов выделена исследовательская, поэтому формирование способности к самостоятельной исследовательской работе является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки. Формирование исследовательских компетенций обеспечивается включением бакалавров в УИРС и НИРС, проводимую в соответствии с учебным планом в рамках учебного процесса. НИРС во внеучебное время организуется в форме участия в конкурсах на получение грантов, в хоздоговорных и бюджетных работах научных подразделений. Методическая функция ресурсного центра заключается в обеспечении возможности проведения опытно-экспериментальной работы, в предоставлении необходимых учебно-методических материалов (программ, тестов, разработок, экспертиз, методических рекомендаций и пр.).

Другой важной задачей деятельности ресурсного центра непрерывного профессионально-педагогического образования является обеспечение переподготовки кадров специальных психологов, уже закончивших обучение. Образовательная практика должна чутко реагировать на состояние рынка труда: растущие темпы инноваций в социальной сфере приводят к принципиальным сдвигам в содержании практикующихся профессий, такие изменения отмечаются и в профессии «специальный психолог». Трансформация предметной подсистемы выражается в расширении области, объектов труда (сопровождение образования ребёнка с ОВЗ в различных институциональных условиях), в увеличении совокупности субъектов труда (контингент лиц, имеющих особые образовательные потребности), при этом смещаются акценты в методах, характере взаимодействия с субъектами деятельности. Трансформация в субъектной подсистеме проявляется в повышении требований к уровню практической подготовленности выпускника, степени самостоятельности и умениям командной работы. Все эти аспекты должны найти отражение в процессе переподготовки специального психолога.

Таким образом, ресурсный центр как подразделение вуза обеспечивает повышение качества профессионального образования студентов, обучающихся в этом вузе, реализуя определённую часть программы профессиональной подготовки студентов. На базе ресурсного центра возможна организация профессиональной переподготовки специалистов, уже закончивших обучение, которая бы учитывала трансформационные сдвиги, происходящие в практикующихся профессиях.

Список литературы

1. Зволейко Е. В. Реализация модели инновационной деятельности на факультете психологии как условие развития профессиональной компетентности будущих специалистов психологического профиля // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 7. С. 227-237.

2. Зволейко Е.В. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров - специальных психологов // Гуманитарный вектор. 2013. № 1 (33). С. 50-58.

3. Ломакина Т. Ю. Ресурсные центры в системе непрерывного профессионального образования: анализ деятельности. URL: http://lifelong-education.ru/index.php/ru/ (дата обращения: 28.08.2013).

References

1. Zvolejko E. V. Realizacija modeli innovacionnoj dejatel’nosti na fakul’tete psihologii kak uslovie razvitija professional’noj kompetentnosti budushhih specialistov psihologicheskogo profilja // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2010. № 7. S. 227-237.

2. Zvolejko E.V. Realizacija kompetentnostnogo podhoda v professional’noj podgotovke bakalavrov - special’nyh psihologov // Gumanitarnyj vektor. 2013. № 1 (33). S. 50-58.

3. Lomakina T. Ju. Resursnye centry v sisteme nepreryvnogo professional’nogo obrazovanija: analiz dejatel’nosti. URL: http://lifelong-education.ru/index.php/ru/ (data obrashhenija: 28.08.2013).

Статья поступила в редакцию 10.09.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.