Научная статья на тему 'Возможности решения проблем обучения учащихся профессиональных училищ средствами иностранного языка'

Возможности решения проблем обучения учащихся профессиональных училищ средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ / ПРИЧИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ОБЩИЙ НЕМЕЦКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ / FEATURES OF ACADEMIC PROCESS OF VOCATIONAL SCHOOL STUDENTS / REASONS OF STUDENTS PEDAGOGIC NEGLECT / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / GERMAN-RUSSIAN DICTIONARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляева Наталия Анатольевна

В статье рассматриваются особенности обучения в учреждениях начального профессионального образования. Исследуются возможности использования общего немецко-русского словаря для решения практических задач обучения немецкому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decision of Academic Studies Problems of Vocational School Students by means of Foreign Language Teaching

The article deals with the specifics of academic studies at the institutions of elementary professional education. Opportunities to use German-Russian dictionary for decision of practical tasks in teaching German language are examined.

Текст научной работы на тему «Возможности решения проблем обучения учащихся профессиональных училищ средствами иностранного языка»

№ 3,2009

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Н. А. Гуляева (Российский государственный университет им. И. Канта,

г. Калининград)

В статье рассматриваются особенности обучения в учреждениях начального профессионального образования. Исследуются возможности использования общего немецко-русского словаря для решения практических задач обучения немецкому языку.

Ключевыге слова: особенности процесса обучения учащихся профессиональных училищ; причины педагогической запущенности учащихся; обучение иностранному языку; общий немецко-русский словарь.

Процесс обучения в учреждениях начального профессионального образования, где проходят подготовку будущие рабочие, имеет ряд особенностей. В их числе исследователи выделяют:

— низкий образовательный уровень большинства учащихся;

— нежелание учащихся осваивать общеобразовательную подготовку в соответствии с требованиями общеобразовательных стандартов;

— преобладание общеобразовательной подготовки в ущерб профессиональной;

— отсутствие возможностей в структуре и организации учебного процесса для работы индивидуальной или в малых группах с теми, кто хочет углубить свои знания [4, с. 21].

Ученые считают, что сегодня одной из актуальных задач «становится изучение роли и места интеллектуального фактора в социальном и профессиональном становлении молодого рабочего, поиск путей активизации этого фактора. Происходит любопытное явление: определяется содержание обучения, устанавливаются его сроки, совершенствуются методы обучения, но проблема возможностей самих учащихся, особенностей их умственного развития повисает где-то в воздухе» [3, с. 67].

В системе НПО обучается и воспитывается специфический контингент учащихся, многие из которых представляют социально неблагополучные слои насе-

ления. И. П. Смирновым, Е. В. Ткаченко приводятся следующие социальные характеристики учащихся, полученные в результате исследования:

1) примерно равный половозрастной состав (48,7 % — юноши);

2) на базе полного среднего образования обучаются 34,7 % опрошенных, на базе основного — 63,0, ниже основного — 2,3 %;

3) более трети респондентов (38,4 %) воспитываются в неполной семье, и только у половины (52,9 %) в настоящее время есть отцы;

4) почти две трети родителей учащихся — рабочие (56,9 %), колхозники или фермеры (13,5 %); служащие составляют 7,1 %, инженеры — 3,7, руководители— 2,1 %; достаточно высока доля безработных — 12,0 %.

5) социальный состав родителей объясняет низкий уровень благосостояния учащихся, основные источники доходов которых — стипендия и помощь родителей. Средний доход на одного члена семьи учащихся (в 2001 г. — Н. Г.) составляет менее 1 тыс. руб. в месяц у 80 % респондентов [5, с. 5].

На основании полученных данных делается вывод о сословности образования в России. Рабочие кадры, как правило, готовятся из представителей социально неблагополучных слоев населения.

Сходные социально-психологические проблемы у учащихся НПО описывают и зарубежные исследователи: «Большин© Гуляева Н. А., 2009 69

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ство обучающихся происходит из социально низших слоев, из семей с относительно жесткой авторитарной системой. .. .Выбор профессии зависит от внешних вариаций. Это прежде всего социальное происхождение, которое определяет школьное образование обучающегося: дети неквалифицированных рабочих и средней квалификации в лучшем случае имеют школьное образование 9 классов. Аналогично у детей квалифицированных рабочих доля 9-классного образования очень высока. .Обучающиеся, чьи отцы — нижестоящие служащие или чиновники, решаются в 58 % случаев на неполное среднее образование» [6, с. 222].

Рассмотренные нами выше предпосылки часто приводят к педагогической запущенности учащихся НПО. Э. Ф. Зе-ер выявляет несколько возможных ее причин: «В ПТУ специфичен социальноличностный состав учащихся, среди которых наблюдается повышенная концентрация трудных и педагогически запущенных... Здесь от педагога требуется углубленное и квалифицированное изучение личности в связи с двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу психологической защиты личность трудного, педагогически запущенного учащегося обнаруживает себя не только постепенно, но и неохотно, маскирует невольно, а иногда и преднамеренно негативные свойства и черты характера. Во-вторых, педагогическую запущенность далеко не просто отличить от сходных состояний: неврозов, хронических и соматических заболеваний, индивидуальных черт характера, наконец, реакции вполне благополучного учащегося на травмирующую ситуацию. Важно не только установить факт педзапущенности, но и уметь выявить био- и социопатогенные механизмы ее возникновения, это тоже диагностика, но уже с широкой зоной обследования, в которую входят семья, ближнее окружение и т. д.» [2, с. 14].

Таким образом, можно проводить прямые параллели между психолого-пе-

дагогическими особенностями немецкой и русской молодежи, обучающейся в учреждениях НПО. Основной ее проблемой являются недостаточно развитые учебные умения как следствие тех или иных проблем развития интеллектуальной сферы на фоне определенных неблагополучных социальных условий. Причем такое положение сохраняется в течение достаточно длительного времени.

В связи с тем что учащиеся НПО являются трудными для обучения, необходимы переоценка имеющихся на сегодняшний день в распоряжении педагогов средств обучения, разработка новых приемов и методов преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин, модернизация начального профессионального образования.

В соответствии с требованиями общеобразовательных стандартов иностранный язык — обязательная для изучения дисциплина. Как замечают исследователи, изучение иностранного языка формирует более внимательное отношение к формам выражения мысли как на иностранном, так и на родном языке, положительно влияет на развитие мыслительных и речевых способностей учащихся. Тесное взаимодействие родного и иностранного языков в процессе обучения играет исключительную роль при профессиональной подготовке современного специалиста, так как способствует более детальному анализу и синтезу, сравнению и обобщению на родном языке с помощью иностранного. В последние годы стала ощущаться потребность в практическом владении иностранным языком специалистами всех областей производства.

Необходимость изучения иностранного языка обусловлена особенностями некоторых регионов Российской Федерации. В частности, это касается Калининградской области, которая со всех сторон окружена границами. В этой связи каждому выпускнику НПО придется в своей профессиональной деятельности сталкиваться с иностранцами, работа-

111!111Й1И1!Ш № 3,

ющими или отдыхающими. Существует также возможность повысить свою квалификацию, поработав за рубежом.

Цели изучения иностранного языка можно разделить на две группы: практические и общеобразовательные. В учреждениях НПО, где иностранный язык не является профилирующей дисциплиной, изучение данного предмета должно дать знания, умения и навыки, полезные выпускнику в практической деятельности. Овладение иностранным языком как средством передачи и приема информации становится основной задачей обучения языку на этапе начального профессионального образования.

Несовершенство существующего подхода к обучению иностранному языку привело к тому, что у выпускников учебных заведений отмечается низкий уровень его знания. Исследования показывают, что задачи обучения иностранному языку эффективно решаются в том случае, если для усиления традиционной методики применяются новые приемы и средства.

Нам представляется необходимым формировать и развивать у учащихся умения общаться, читать, писать на изучаемом языке с учетом профессиональной направленности обучения в учреждениях НПО и довольно низкого уровня сформированности учебных навыков. В этой связи мы предлагаем использовать следующие принципы обучения иностранному языку: доступности, наглядности, личностно ориентированного обучения, сознательности, использования логического мышления, положительного эмоционального фона, профессиональной направленности, опоры на родной язык.

В практике преподавания мы попытались найти одно из таких средств обучения, которое реализовало бы приведенные выше принципы обучения иностранному языку. Было установлено, что существует возможность использовать в качестве средства обучения новые явления, происходящие в языке. Например, тенденцию расширения сферы использования заимствований, интернационализ-

мов как результат интенсификации меж-культурной коммуникации можно применить при обучении иностранному языку будущих специалистов в разных областях знаний. Заимствованная и интернациональная лексика, терминология требуют более внимательного изучения в рамках профессиональной подготовки учащихся.

Нами был разработан учебный тематический словарь общей немецко-русской лексики [1, с. 18—55], состоящий из прямых и опосредованных заимствований. Словарь состоит из 1 425 немецких слов, сходных по внешним (графическим и фонетическим) и внутренним (семантическим) признакам с русскими эквивалентами. Сходство иноязычных слов и соответствующих им русскоязычных эквивалентов значительно упрощает их запоминание и усвоение в речи учащихся.

Применение учебного тематического словаря способствует реализации практических целей обучения. При работе со словарем учащиеся опираются на уже имеющийся у них словарный запас, знания родного языка, при этом происходит трансференция знаний родного языка в области лексики и грамматики. Использование словаря помогает учащимся НПО в развитии речи, формировании всех мыслительных процессов, в овладении общими учебными умениями. Оно позволяет преодолеть нежелание изучать достаточно трудный и специфический предмет, дает возможность на доступном учащимся уровне повторить основные правила чтения, грамматическое оформление немецких слов, освоить лексику по темам, связанным с будущей профессиональной деятельностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуляева, Н. А. Методическое пособие по работе с общей немецко-русской лексикой / Н. А. Гуляева. — Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. — 57 с.

2. Зеер, Э. Ф. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ / Э. Ф. Зеер. — Свердловск : СИПИ, 1989. — 86 с.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

3. Кузьмина, Н. В. Профтехучилище как педагогическая система / Н. В. Кузьмина. — Ленинград : ВНИИ проф.-тех. обр., 1987 — 67 с.

4. Лабренцева, Е. Ю. Проблемы непрерывного профессионального образования в условиях модернизации системы образования / Е. Ю. Лабренцева // Профессионал. — 2003. — № 2. — С. 21.

5. Смирнова, И. П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося / И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко // Педагогика. — 2002. — №9. — С. 5.

6. Baacke D. Einfuhrung in die Ausserschulische Padagogik / D. Baacke. — Munchen : Juwenta-Verlag, 1985. — 270 S.

Поступила 28.11.08.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В. А. Кузьменко (Челябинский государственный педагогический

университет)

В статье описаны модель и педагогические условия формирования экономической культуры у старшеклассников в процессе обучения иностранным языкам.

Ключевыге слова: культура; экономическая деятельность; экономическая культура старшеклассника; формирование.

Современный этап развития общества характеризуется высокой степенью динамизма перемен в социально-экономической сфере, что ведет к смене требований, предъявляемых к образованию. Модернизация российского образования приоритетно направлена на становление личности и успешную адаптацию подрастающего поколения к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни. Задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы максимально эффективно подготовить выпускника к вступлению в реальную экономическую деятельность и экономические отношения. Ему необходим целый комплекс качеств — деловых, волевых, культурных, — для того чтобы быть жизнестойким и конкурентоспособным в современных экономических условиях. Важнейшим среди этих качеств является экономическая культура [3].

Проанализировав основные нормативные документы Российской Федерации в сфере образования, мы пришли к выводу, что социальный заказ государства в образовании также направлен на

воспитание человека современно образованного, экономически культурного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Очевидно, что в настоящее время в обществе усиливается значение иностранного языка как действенного фактора социально-экономического, научного, технического и общекультурного прогресса, средства общения разных народов и культур. Согласно И. Л. Биму, иностранный язык как учебный предмет обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом и служит формированию качеств личности, ее направленности на использование своего творческого потенциала в интересах решения глобальных, в том числе экономических, проблем человечества [1]. Одна из функций языка — передача информации; учитель может построить свою деятельность так, чтобы наряду со знанием, например, лексического строя языка передавать учащимся посредством лексики необходимую информацию. Это делает возможным насытить курс иностранного языка самым

© Кузьменко В. А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.