Научная статья на тему 'Возможности развития гендерной культуры в контексте компетентностного подхода к образованию'

Возможности развития гендерной культуры в контексте компетентностного подхода к образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА / ПОКАЗАТЕЛИ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ГЕНДЕРНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРА / GENDER CULTURE / CRITERIA OF GENDER CULTURE / EDUCATION SYSTEM / GENDER SELF-EDUCATION / GENDER SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецова Анастасия Владимировна

Определяются показатели уровня развития гендерной культуры личности в контексте компетентностного подхода, а также выявляются способы ее формирования и развития в системе высшего образования. Предлагаются методы исследования гендерных отношений в социологии, выделяются этапы развития гендерной культуры личности. Особое внимание уделяется вопросам гендерного самовоспитания студентов, перманентно требующим научной рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of gender culture development in the context of competence approach to education

The criteria of the level of personal gender culture development are determined, the ways of its development in higher education system are revealed. Methods of research of gender relations in sociology are offered, stages of development of gender culture of the person are allocated. Special attention is given to questions of students gender self-education, which demands permanent scientific reflexion.

Текст научной работы на тему «Возможности развития гендерной культуры в контексте компетентностного подхода к образованию»

УДК 37.013.78 ББК Ч31

А. В. Швецова

Екатеринбург

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ

ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гендерная культура; показатели гендерной культуры; система образования; гендерное самовоспитание; социология гендера.

АННОТАЦИЯ. Определяются показатели уровня развития гендерной культуры личности в контексте компетентностного подхода, а также выявляются способы ее формирования и развития в системе высшего образования. Предлагаются методы исследования гендерных отношений в социологии, выделяются этапы развития гендерной культуры личности. Особое внимание уделяется вопросам гендерного самовоспитания студентов, перманентно требующим научной рефлексии.

А. V. Shvetsova

Ekaterinburg

POSSIBILITIES OF GENDER CULTURE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH TO EDUCATION

KEY WORDS: gender culture; criteria of gender culture; education system; gender self-education; gender sociology.

ABSTRACT. The criteria of the level of personal gender culture development are determined, the ways of its development in higher education system are revealed.

Methods of research of gender relations in sociology are offered, stages of development of gender culture of the person are allocated. Special attention is given to questions of students gender self-education, which demands permanent scientific reflexion.

С разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе высшего профессионального образования возникла необходимость пересмотра различных профессиональных компетенций, их показателей, способов развития и диагностирования. Актуальным, важным и малоизученным аспектом данного вопроса по-прежнему остается гендерная компетентность — характеристика личности, которая позволяет ей быть эффективной в сфере гендерных отноше-

© Швецова А. В2011

ний. Гендерную компетентность можно определить как характеристику, которая позволяет личности не быть субъектом и объектом ситуаций гендерного неравенства, это способность мужчин и женщин противостоять сексистским, дискриминационным воздействиям и влияниям, самим не создавать ситуации гендерного неравенства [3. С. 60].

На наш взгляд, понятия «гендерная компетентность» и «гендерная культура» неразрывны. Специалист не может быть гендерно компетентен, если он

имеет низкий уровень гендерной культуры, равно как и гендернокультурный человек обязан проявлять гендерную компетентность в своей профессиональной деятельности. Под гендерной культурой личности мы предлагаем понимать систему знаний, норм и ценностей, обеспечивающих эффективное гендерное взаимодействие и способствующих развитию общей культуры личности. Она формируется в результате критического (аналитического) осмысления общепринятых стереотипов и предубеждений относительно мужественности и женственности и проявляется в следовании этим принципам в повседневной жизни. В широком смысле, применительно к большим социальным группам, гендерная культура означает характерные для того или иного общества особенности восприятия «мужского» и «женского».

Взаимоотношения между мужчинами и женщинами — один из важнейших аспектов человеческого бытия. Нуждаются ли эти взаимоотношения в теоретическом обосновании или достаточно того, что каждый из нас — практик? Конечно, во многом специфика гендерных взаимодействий определяется особенностями темперамента, характера, личных предпочтений. Но следует учитывать и давно известную истину: права и свободы человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека. А это значит, что в современном мире руководство принципами априорного равенства мужчин и женщин и иными положениями мирового и российского законодательства, касающимися вопросов гендера, должно быть не прерогативой юристов, а нормой, обязательной для всех граждан. В связи с этим возникает необходимость в поиске показателей гендерной культуры и способов ее развития.

При изучении особенностей гендерной культуры на уровне общества возможно использование гендерных индикаторов. Индикаторы — показатели, указывающие на прогресс (или его отсутствие) в достижении поставленных целей, на состояние изучаемого процесса, средство измерения того, что в реальности изменилось в сравнении с тем, что было запланировано в количе-

ственном, качественном и временном отношении [5]. Количественные индикаторы основываются на статистической информации, получаемой в результате проведения переписей, опросов, подсчетов и административных записей, и являются мерилом экономических и других аспектов уровня и качества жизни. Качественные индикаторы связаны с уровнем и качеством жизни и используют информацию о степени удовлетворенности или неудовлетворенности личными и социально-экономическими условиями.

Индикаторы представляют собой базовый инструментарий в процессе мониторинга и оценки действий по развитию. Гендерные индикаторы (гендерно-чувствительные индикаторы) — указатели, или измерители, использующие количественные или качественные показатели для суммирования гендерно-качественных изменений, происходящих в обществе в течение определенного периода времени [5].

Как отмечает Н. А. Шведова, нормативный характер индикаторов обусловливает необходимость уделять внимание определению стандарта или критерия, заложенных в любом индикаторе. Например, что является нормой при анализе статуса женщин: положение мужчин в той же стране или положение женщин в других странах? Главная стратегия, базируемая на гендерночувствительных индикаторах, состоит в комбинированном применении количественных и качественных методов для измерения перемен в гендерном статусе общества, происходящих во времени.

Доклад ООН «О развитии человека» (1995) содержит заявления о необходимости привлечь внимание руководителей высокого ранга к гендерночувствительным индикаторам как к первоначальному шагу на пути изменения политики, основанной на предубеждениях в отношении женщин. Польза гендерных индикаторов обусловлена их способностью указывать на перемены в статусе и роли женщин и мужчин во времени и, таким образом, измерять, достигается ли цель гендерной справедливости [10].

На основе показателей гендерного благополучия [7] можно выделить сле-

дующие индикаторы гендерной культуры в стране:

степень гендерного равенства в экономике;

наличие системы гендерного образования;

охрана репродуктивного здоровья населения;

наличие системы мер по предотвращению насилия; степень гендерного равенства в семье; уровень информационного обеспечения гендерного равенства.

На сегодняшний день в нашей стране нет исследований, позволяющих говорить об уровне развития гендерной культуры современного российского общества. При этом и результаты исследований, проводимых ООН [8], приводят к крайне неутешительным выводам.

Российская система образования находится на этапе глобальных трансформаций. И касается это не только организационных, но и содержательных аспектов, в частности формирования концепции гендерного воспитания. Понимание гендерного воспитания как воспитания согласно стереотипам маскулинности и фемининности созвучно патриархатным традиционным представлениям об «истинно» мужском и женском. В статье «Кризис бесполой педагогики» И. С. Кон пишет: «Традиционное воспитание было раздельным не потому, что этого требовали неодинаковые способности мальчиков и девочек, а потому, что оно обслуживало гендерный порядок, основанный на жестком разделении труда между мужчинами и женщинами. Ослабление и ломка этого порядка закономерно вызвали к жизни новый тип школы, который, в свою очередь, порождает новые проблемы и трудности» [4].

Для создания адекватной современному миру концепции гендерного воспитания, целью которого должно стать развитие гендерной культуры личности, в нашей стране требуется серьезный анализ потребностей и запросов подрастающего поколения, возможностей системы образования, степени готовности общества преодолевать стереотипы. Система гендерного воспитания должна включать в себя целый комплекс задач, нацеленных, в первую очередь, на помощь человеку в станов-

лении его собственной гендерной идентичности, а также на нахождение оптимальных для него стратегий гендерного взаимодействия.

Система и институт образования, являясь основным инструментом воспроизводства социальных отношений, порождает и различные дискриминационные практики (сексизм). Для гендерного анализа среднего общего образования используется понятие «скрытый учебный план». Он включает в себя несколько компонентов, через которые осуществляется социальный контроль и поддерживается гендерное неравенство. Первый из них — это стратификация учительской профессии, организация образовательного учреждения, отношения в педагогическом коллективе. Второй компонент — это содержание учебных занятий (учебники, программы, дифференциация педагогических практик по отношению к мальчикам и девочкам). По мнению некоторых ученых, в частности Е. Р. Ярской-Смир-новой, скрытый и явный сексизм пронизывает весь учебный план, содержится во всех пособиях, от букваря до учебников для старших классов [11].

Иными словами, скрытый учебный план — это знания, умения, навыки, которые усваиваются учащимися помимо основной учебной программы в процессе изучения учебного материала, жизнедеятельности в пространстве учебного заведения и коммуникации с учителями (преподавателями), одноклассниками (сокурсниками) и другими людьми, связанными с системой образования. Для него характерно следующее: во-первых, отведение женщине вторичного по отношению к мужчине места, определение ее в качестве ответственной за семейную сферу, формирование в девочках соответствующих личностных качеств, программирующих их на социальную пассивность; во-вторых, формирование в мальчиках установок на достижения в публичной сфере при вторичной роли приватной сферы, а также развитие определенных личностных характеристик (например, соревновательность, агрессивность), которые впоследствии негативно сказываются на здоровье мужчин; в-третьих, игнорирование голоса негетеросексуальных гендеров,

т. е. установление гендерной цензуры [9]. Установление гендерной цензуры проявляется и в игнорировании голосов носителей эгалитарных гетеросексуальных гендеров, не вписывающихся в рамки патриархатной гендерной матрицы.

В. В. Созаев считает, что формирование эгалитарной гендерной компетентности возможно на основе применения принципа культурного релятивизма, внимания к личному опыту учащихся и развитию их критического мышления [9]. В условиях современного общества формирование гендерной компетентности учащихся должно идти в рамках эгалитарной гендерной культуры, нацеленной на реализацию принципов гендерного равенства. Об этом говорят как международные, так и российские документы о правах человека.

Наиболее оптимальные условия для работы по развитию гендерной культуры личности на сегодняшний день созданы, на наш взгляд, в системе высшего образования.

Во-первых, статус научного сотрудника и преподавателя вуза предполагает наличие гендерной компетентности, следовательно, минимально влияние скрытого учебного плана; во-вторых, студентам вуза в силу возрастных особенностей легче воспринять информацию, которая во многом не согласуется с привычными бытовыми установками; в-третьих, гендерный компонент начинает внедряться в некоторые образовательные программы и, вероятно, этот процесс будет продолжаться. Для определения уровня развития гендерной культуры студентов мы предлагаем использовать следующие показатели:

1. Знание нормативно-правовых основ мирового и российского анти-дискриминационного законодательства. Студент должен знать предпосылки развития женского движения, его основные цели и результат — достижение гендерного равенства в мире, основным гарантом которого выступают законодательные акты различного уровня: Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации и др.

2. Осознание существования ген-

дерны1х стереотипов и предубеждений в обществе, знание механизмов их воздействия, умение распознавать и минимизировать их влияние на формирование собственной системы ценностей и миропонимания. Диагностирование этого критерия можно осуществить с помощью методов социологического наблюдения и нарративов.

3. Руководство принципом гендерного равенства в процессе межполово-го взаимодействия и при выборе модели семейных отношений. Выявить приверженность студента к эгалитарной или традиционной модели семейных отношений можно, к примеру, посредством опросника «Пословицы», предназначенного для определения степени подверженности испытуемых стереотипам о распределении ролей в семье [6.

С. 318], а также использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена при составлении психологических портретов «хорошей матери» и «идеальной женщины», «хорошего отца» и «идеального мужчины» [1. С. 140].

4. Отсутствие предубеждений относительно профессиональной пригодности мужчин и женщин. Организация профессиональной деятельности на основе сотрудничества.

5. Аналитическое восприятие медиатекстов, умение критически анализировать образы1 мужчин и женщин, транслируемые средствами массовой информации.

6. Толерантность как основа взаимодействия с людьми иной сексуальной ориентации, отсутствие гомофобии.

7. Сексуальная и репродуктивная культура. Восприятие сексуальности как важной составляющей жизни, осознание ответственности за себя и своего партнера. Ценностное отношение к своему здоровью, к родившимся или планируемым детям, к родительству как таковому.

8. Осознание и принятие собственной гендерной идентичности, стремление к повышению уровня своей гендерной культуры посредством самовоспитания. Выделенные показатели являются взаимосвязанными. Об общем уровне гендерной культуры студентов (учащихся) можно судить, изучая их более или менее целостно, сис-

темно. Эффективным методом при этом является анализ гендерных автобиографий, позволяющих оценить уровень гендерной культуры по большинству показателей и выявить особенности их социализации по уровню значимости социального контекста. Проведение фокус-групп может способствовать изучению степени приверженности к стереотипам, выявлению установок и мнений студентов относительно распределения гендерных ролей, вопросов квир-идентичности.

В зависимости от уровня культуры гендерного взаимодействия и возможностей системы образования можно выделить различные способы развития гендерной культуры личности: введение гендерного компонента в образовательные программы на всех ступенях образования; применение специальных методов гендерного воспитания: тренингов гендерной идентичности, игр, направленных на развитие толерантности, методик работы с гендерными стереотипами;

повышение аналитичности мышления посредством развития навыков анализа медийных текстов; использование воспитательного потенциала искусства (в том числе театрального — современная режиссура дает такую возможность благодаря актуальным, а во многом и опережающим свое время идеям).

Важнейшим условием остается повышение гендерной компетентности учителей школ и преподавателей вузов.

Можно выделить несколько основных этапов в процессе развития гендерной культуры личности в системе образования:

1. Диагностический. Опираясь на предложенные критерии, нужно выявить уровень сформированности гендерной культуры учащихся (студентов), при этом целесообразно определять его как высокий, средний или низкий.

2. Планирование. На этом этапе осуществляется постановка задач с учетом выявленных особенностей, а также разработка конкретных методик для их выполнения.

3. Реализационный. Это этап формирования системы гендерных знаний, освоения базовых идей гендерной тео-

рии, умений анализировать явления и ситуации гендерного неравенства, собственные предубеждения, замечать проявления сексизма и неосексизма в своем поведении, отработки навыков гендерно-компетентного поведения. Одна из основных задач — научиться не проявлять гендерные предубеждения не только в поведении (в сфере межличностных контактов и в процессе профессиональной деятельности), но и на уровне принятия решений.

4. Контрольно-оценочный. Проведение вторичной диагностики, сравнение результатов.

5. Корректировочный. Работа с выявленными в ходе вторичной диагностики проблемами.

Наряду с целенаправленным гендерным воспитанием в рамках образовательных институтов, важным аспектом является гендерное самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на как можно более полную реализацию человеком собственного гендерного потенциала. Оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Поскольку самовоспитание как таковое относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, со способностью и готовностью к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию, постольку и гендерное самовоспитание обязывает к выполнению всех вышеперечисленных условий только с учетом гендерной специфики.

Условно можно выделить несколько этапов гендерного самовоспитания.

Самопознание — выявление и самооценка особенностей собственной гендерной идентичности, осознание гендерных установок и стереотипов. В рамках этого этапа также происходит формулирование и уточнение ценностных ориентиров человека.

На данном этапе будут полезны тесты и опросники, направленные на выявление объективных гендерных особенностей личности (полоролевой опросник С. Бем, тест М. Куна и Т. Мак-партленда «Кто Я?», опросник «Пословицы» И. С. Клециной и т. д.), диагностика отношения к своей внешности

[1. С. 452].

Планирование работы по самосовершенствованию. Неоспоримое достоинство работы по гендерному самосовершенствованию состоит в ее вариативности и, без преувеличения, увлекательности. Спектр методов и приемов по ее реализации может ограничиваться только фантазией. Начать можно как с изучения теоретической литературы по социологии и психологии гендера, основ феминизма или квир-теории, так и с использования методов театральной и медиапедагогики, потенциал которых для самообразования, на наш взгляд, практически неисчерпаем.

Реализационный этап — активная практическая работа, направленная на выполнение запланированной программы. Важно понимать, что одна из приоритетных задач на этом этапе — формирование критического мышления как такового, особенно в отношении существующих в обществе гендерных стереотипов и установок. Для этого можно использовать такой социологический метод, как контент-анализ, позволяющий овладеть навыками выявления скрытых подтекстов медийных документов.

Сопоставительный анализ этапов развития гендерной культуры личности в системе образования и этапов гендерного самовоспитания позволяет сделать вывод о том, что это непрерывно протекающий двуединый процесс, в котором моменты стихийности и организованности взаимосвязаны.

И. С. Кон отмечает, что в связи с модернизацией высшей школы в контексте Болонской декларации перед преподавателями российских вузов стоят важные задачи, связанные с осмыслением новых требований к организации процесса обучения студентов. В условиях перехода на двухуровневую систему высшего образования проблема введения в ГОС ВПО дисциплин по гендерной тематике приобретает неоспоримую актуальность, причем не только для гуманитарных вузов. Данные аспекты объясняют необходимость повышения профессионализма преподавателей этих дисциплин. В этих целях необходимо регулярное повышение квалификации преподавателей, ведущих гендерные курсы в вузе, постоян-

ный обмен опытом и помощь начинающим лекторам. С целью преодоления научного «провинциализма» становится целесообразным учет зарубежных разработок для развития отечественных гендерных исследований [2].

В российских вузах сравнительно недавно начали преподаваться дисциплины гендерной направленности. Созданы центры гендерных исследований и кафедры феминологии в Московском и Ивановском государственных университетах, Волгоградском и Мурманском педагогических университетах и в ряде других.

В силу востребованности гендерных знаний у молодежи и в обществе в целом, их роли и значимости в стратегической перспективе в гуманитарных учебных заведениях сегодня читаются лекции по гендерной тематике (например, в Уральском государственном педагогическом университете читается курс «Гендерология и феминология» для специальности «Социальная работа»), проводятся тренинги и семинары. Но в настоящее время в российской системе образования по-прежнему нет специалистов, в должностные обязанности которых входило бы формирование гендерной культуры.

Подводя итог, отметим, что сегодня активно идет процесс трансформации гендерного устройства общества. Гендерные взаимодействия рассматриваются как вид социального, социокультурного взаимодействия. История наглядно демонстрирует, насколько велика в нем роль образования. Развитие гендерной культуры включает в себя формирование общечеловеческих, гуманистических ценностей, аналитического восприятия действительности, нестереотипности мышления. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры, именно здесь возможно создание наиболее эффективных условий для развития культуры гендерных взаимодействий.

Диагностирование уровня гендерной культуры личности и разработка способов ее развития весьма непростая задача, над которой нам еще предстоит работать. Как любое явление, имеющее социально-культурное происхождение, гендерная культура может быть опре-

делена совершенно по-разному (ярким подтверждением чему служат активные дебаты в СМИ по поводу гендерного просвещения, сексуальности, гомосексуальности, репродуктивного поведения, эмансипации и т. д.), что, в свою очередь, влияет на специфику подходов к ее диагностике. Руководствуясь принципами мирового и российского законодательства, мы предлагаем показателями уровня развития гендерной культуры студентов считать: знание нормативно-правовых основ антидискрими-национного законодательства; осознание существования гендерных стереотипов и предубеждений в обществе и знание механизмов их воздействия; руководство принципом гендерного

равенства в процессе межполового взаимодействия и при выборе модели семейных отношений; отсутствие предубеждений относительно профессиональной пригодности мужчин и женщин; аналитическое восприятие медиатекстов; толерантность по отношению к людям иной сексуальной ориентации, отсутствие гомофобии; способность к саморазвитию. Определив эти качества как гендерно-универсальные и приоритетные в развитии посредством образования, мы можем выразить надежду на признание нашего общества культурным, а его ценностей — носящими практический, а не только декларативный характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГЕНДЕРНАЯ психология : практикум / под ред. И. С. Клецина. 2-е изд. СПб. : Питер, 2009.

2. ГРЕБНЕВ Л. С. Российское образование : «провинциализм» навсегда? // Высшее образование в России. 2008. № 3, 5.

3. КЛЕЦИНА И. С. Развитие гендерной компетентности государственных и муниципальных служащих в процессе гендерного образования // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. 2007. № 3 (44).

4. КОН И. С. Кризис бесполой педагогики / И. С. Кон // Электронный научнообразовательный журнал ВГПУ «Грани познания». 2010. №2 (7). URL: www.grani.vspu.ru

5. КОНЦЕПЦИЯ гендерной политики Санкт-Петербурга на период до 2015 года // Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://www.gov.spb.ru.

6. МАЛКИНА-ПЫХ И. Г. Гендерная терапия. М. : ЭКСМО, 2006.

7. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006—

2016 годы : указ Президента Республики Казахстан от 29 нояб. 2005 г. № 1677 // Казахстанская правда. 2005 г. № 333.

8. ОТЧЕТ о выполнении требований Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в Российской Федерации : Американская ассоциация юристов. 2006. URL: http://www.rlpp.rU/files/0/cedaw_russia_ru.pdf

9. СОЗАЕВ В. В. Гендерная теория как фактор формирования гендерной компетентности в культурологическом образовании школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. №33 (73): Аспирантские тетради. Ч. I. (Общественные и гуманитарные науки) : научный журнал. СПб., 2008.

10. ШВЕДОВА Н. А. Словарь гендерных терминов. URL: http://www.owl.ru.

11. ЯРСКАЯ-СМИРНОВА Е. Р. Гендерная социализация в системе образования : скрытый

учебный план // Одежда для Адама и Евы : очерки гендерных исследований / РАН ИНИОН ; Саратов. гос. тех. ун-т ; Центр социальной политики и гендерных исследований. М., 2001.

Статью рекомендуют д-р пед. наук, проф. А. С. Белкин, д-р филос. наук, проф. Л. Я. Рубина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.