Научная статья на тему 'Возможности психодрамы в коррекции межличностных отношений детей в условиях реабилитационного центра'

Возможности психодрамы в коррекции межличностных отношений детей в условиях реабилитационного центра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
558
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДРАМА / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / БЛАГОПОЛУЧИЕ / КОНФЛИКТЫ / КОРРЕКЦИЯ / СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ОБМЕН РОЛЯМИ / PSYCHODRAMA / REHABILITATION CENTER / INTERPERSONAL RELATIONS / CHILDREN AT RISK / WELL-BEING / CONFLICTS / CORRECTION / STATUS SITUATION / EXCHANGE OF ROLES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шельшакова Наталья Николаевна

Статья посвящена изучению возможностей использования техник психодрамы в процессе коррекции межличностных отношений детей из семей социального риска в условиях реабилитационного центра. Для решения задач первичной диагностики были подобраны следующие методики исследования: тест «Маски», социометрическая игра «Секрет», методики «Рукавички», «Субъективная оценка межличностных отношений ребенка» (СОМОР). С целью коррекции межличностных отношений разработан и проведен цикл занятий с использованием техник психодрамы. Занятия формировались с учетом фаз психодрамы: разогрева, действия и шеринга (обмена чувствами). В результате реализации комплекса занятий увеличилось количество благоприятных статусных категорий в группе детей социального риска, повысился уровень благополучия взаимоотношений в группе, мотивы поведения сменились на деятельностные мотивы, проявился интерес к сверстнику как партнеру по деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibilities of psychodrama in the correction of the child’s interpersonal relations in the rehabilitation center

The study discusses the possibilities of using psychodrama techniques when correcting interpersonal relationships in children from social risk families in the rehabilitation center. To meet the primary diagnostic challenges, the following research methods were selected: the Masks test, the Secret sociometric game, the Mittens (Rukavichki) technique, and the Subjective Evaluation of the Child’s Interpersonal Relations approach. In order to correct the interpersonal relations, a series of exercises based on psychodrama techniques were developed and implemented. The classes were formed according to the stages of psychodrama: warming-up, activity, and sharing one’s feelings. As a result, the number of favorable status categories in a group of children at social risk has risen, the level of well-being in group relationship has increased, the behavioral motives have become the activity-based ones, and the interest in a peer as an activity partner has appeared.

Текст научной работы на тему «Возможности психодрамы в коррекции межличностных отношений детей в условиях реабилитационного центра»

УДК 159.9.072.5:364.048.6-053.2

https ://doi.org/10.24158/spp.2018.5.8

Шельшакова Наталья Николаевна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии детства

Петрозаводского государственного университета

ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОДРАМЫ В КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Shelshakova Natalia Nikolaevna

PhD in Psychology, Associate Professor, Education and Psychology of Childhood Department, Petrozavodsk State University

THE POSSIBILITIES OF PSYCHODRAMA IN THE CORRECTION OF THE CHILD'S INTERPERSONAL RELATIONS IN THE REHABILITATION CENTER

Аннотация:

Статья посвящена изучению возможностей использования техник психодрамы в процессе коррекции межличностных отношений детей из семей социального риска в условиях реабилитационного центра. Для решения задач первичной диагностики были подобраны следующие методики исследования: тест «Маски», социометрическая игра «Секрет», методики «Рукавички», «Субъективная оценка межличностных отношений ребенка» (СОМОР). С целью коррекции межличностных отношений разработан и проведен цикл занятий с использованием техник психодрамы. Занятия формировались с учетом фаз психодрамы: разогрева, действия и шеринга (обмена чувствами). В результате реализации комплекса занятий увеличилось количество благоприятных статусных категорий в группе детей социального риска, повысился уровень благополучия взаимоотношений в группе, мотивы поведения сменились на деятельностные мотивы, проявился интерес к сверстнику как партнеру по деятельности.

Ключевые слова:

психодрама, реабилитационный центр, межличностные отношения, дети группы риска, благополучие, конфликты, коррекция, статусное положение, обмен ролями.

Summary:

The study discusses the possibilities of using psycho-drama techniques when correcting interpersonal relationships in children from social risk families in the rehabilitation center. To meet the primary diagnostic challenges, the following research methods were selected: the Masks test, the Secret sociometric game, the Mittens (Rukavichki) technique, and the Subjective Evaluation of the Child's Interpersonal Relations approach. In order to correct the interpersonal relations, a series of exercises based on psychodrama techniques were developed and implemented. The classes were formed according to the stages of psychodrama: warming-up, activity, and sharing one's feelings. As a result, the number of favorable status categories in a group of children at social risk has risen, the level of well-being in group relationship has increased, the behavioral motives have become the activity-based ones, and the interest in a peer as an activity partner has appeared.

Keywords:

psychodrama, rehabilitation center, interpersonal relations, children at risk, well-being, conflicts, correction, status situation, exchange of roles.

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди подростков, наблюдаемых в последнее время, - жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр. - имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Особенно это касается детей группы риска.

Проблема развития их межличностных отношений со сверстниками крайне важна, что отмечается в работах Л.Я. Олиференко, Е.О. Смирновой, но в то же время мало изучена [1]. Исследования И.В. Дубровиной, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевской показали, что у детей из семей группы риска отмечаются замедленный темп психического развития, низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения [2]. В связи с этим особую актуальность приобретает метод детской психодрамы, который позволяет работать с личной проблематикой детей от 5 лет. Занятия по психодраме предоставляют возможность активно прожить и проиграть конфликтные ситуации в детском коллективе. Дети смогут попробовать исполнить новые для себя роли, стать увереннее, коммуникабельнее, научатся сотрудничать и выстраивать равноправные отношения со сверстниками [3].

Таким образом, применение психодраматического метода в работе с дошкольниками может способствовать преодолению трудностей общения со сверстниками, развитию их межличностных взаимоотношений.

Цель работы заключается в изучении возможностей использования техник психодрамы в коррекции межличностных отношений детей, находящихся в реабилитационном центре. Изучение особенностей межличностных отношений детей из семей группы риска осуществлялось на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Надежда» города Петрозаводска. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста - дети из

алкогольных, неполных, многодетных семей, а также семей с несовершеннолетними родителями. Исследование проводилось совместно с А.С. Пудровой. Средний возраст детей экспериментальной группы - 6,9 года. Контрольную группу составили 30 детей старшего дошкольного возраста из благополучных семей.

Для решения задач первичной диагностики были подобраны следующие методики исследования: тест «Маски», социометрическая игра «Секрет», методики «Рукавички», «Субъективная оценка межличностных отношений ребенка» (СОМОР). Обработка данных проводилась с помощью методов математической статистики - ^критерия Стьюдента для независимых выборок.

По результатам проведенного исследования были выявлены следующие особенности межличностных отношений со сверстниками у детей из семей группы риска (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительные данные среднего значения проявления эмоционального состояния детей и их удовлетворенности статусным местом в экспериментальной и контрольной группах_

Показатель Уровень значимости различий показателей, соответствующих ^критерию Стьюдента * Экспериментальная группа Контрольная группа

Удовлетворенность статусным местом 0,041 0,3 0,8

0,6 0,2

Эмоциональное состояние - 0,8 0,9

0,2 0,1

Стремление к подчинению 0,043 0,3 0,8

* Статистически достоверные различия между группами при р < 0,05.

По данным методики «Маски» в обеих группах преобладает положительное эмоциональное настроение при пребывании в реабилитационном центре, но имеются отличительные особенности. Значимо большее количество детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой не удовлетворены существующим положением в системе отношений со сверстниками, что подтверждается данными методики СОМОР (р < 0,05). Так, дети высказывали свое желание занимать место, отличающееся от их реального положения (это проявляется в высказываниях детей «я бы хотела быть рядом с ребятами, но они не играют со мной», «я хочу идти первым»), что связано с закрытостью детей в отношениях с другими, слабостью их контактов, неуверенностью в себе. Большинство детей контрольной группы, напротив, удовлетворены своим положением в группе, что свидетельствует о благоприятном фоне взаимоотношений в группе.

По данным методик СОМОР и «Маски» большая часть детей из экспериментальной группы проявляет стремление занимать позиции в центре или быть первыми (р < 0,05), что не характерно для детей контрольной группы. Возможно, это связано с неудовлетворенностью детьми группы риска своим статусным местом в семье и группе сверстников, они готовы скорее отказаться от взаимодействия со сверстниками, чем подчиняться. Только 30 % детей проявляют тенденцию к подчинению и удовлетворены именно своей отверженностью. Предположительно, это может быть связано с нежеланием ребенка активно общаться, предпочтением общаться со сверстниками со своего двора или родными из семьи, а не с детьми из реабилитационного центра, желанием вернуться домой.

Данные по методике «Рукавички» свидетельствуют о неумении большей части детей экспериментальной группы (17 пар из 20) договариваться друг с другом («Хочу свой узор нарисовать. - Нет, рисуй так же, как у меня»), соотносить свои действия с действиями партнера, помогать партнеру в процессе совместной деятельности («я не умею так, у меня другая елка»). Все это говорит о том, что процесс межличностного взаимодействия со сверстниками у детей из семей группы риска значительно затруднен и не позволяет им эффективно осуществлять предложенную деятельность совместно.

По данным наблюдения дети контрольной группы (16 пар из 20) умеют договариваться и соотносить свои действия с действиями партнера («Давай нарисуем снежинки. - А потом еще узорчик»). При этом 65 % детей помогали напарнику («Возьми зеленый, смотри, вот так можешь раскрасить»).

Методика «Секрет» позволила выявить статусное положение каждого ребенка в группе: предпочитаемых детей в данной группе не оказалось, категорию «принятые» составили 20 % детей, «непринятые» - 45 %, изолированные, не получившие ни одного выбора, - 35 %. Следовательно, 80 % детей занимают позиции непринятых и изолированных, что значимо больше, чем в контрольной группе (р < 0,05). Отсутствие предпочитаемых детей предположительно может свидетельствовать о том, что дети не умеют общаться с теми, с кем бы они хотели, или же не имеют такой возможности (стремясь к общению с детьми из группы ранее посещаемого детского сада).

В контрольной группе распределение детей в соответствии со статусом выглядит следующим образом: «предпочитаемые» - 20 %, «принятые» - 55 %, «непринятые» - 25 %. Таким образом, большинство детей из контрольной группы занимают позиции предпочитаемых и принятых.

Представленные данные могут говорить о поверхности контактов детей из семей группы риска, конфликтности их взаимоотношений в связи с незнанием правильных форм межличностного взаимодействия, стремлением привлечь к себе внимание, возникающим в результате переживания детей, неправильного воспитания в семьях, где родители страдают алкогольной зависимостью.

Исходя из данных особенностей, необходимо разработать и реализовать комплекс коррек-ционных занятий по развитию межличностных отношений со сверстниками у детей из семей группы риска посредством техник психодрамы. Каждое занятие было разработано с учетом основных фаз психодрамы: разогрева, действия и шеринга (обмена чувствами). В фазе разогрева проводился ритуал начала занятия, применялись игры «Возьми и передай»», «Дотронься до...», в фазе действия использовались игры «Добрые волшебники», «Передай сигнал». Шеринг был нацелен на снятие напряжения, проводилась игра «Воздушный шарик».

Занятия с применением техник психодрамы позволили ребятам активно прожить и проиграть конфликтные ситуации в детском коллективе. На начальном этапе работы дети не проявляли ярких эмоций по отношению к сверстникам. В начале встреч передавали улыбку в процессе игры по просьбе педагога. Двое детей отказались участвовать в этой игре, их не принуждали, они наблюдали за игрой и через два занятия сами проявили желание вступить в игру.

Основной целью первого этапа комплекса было преодоление отчужденной позиции по отношению к сверстникам. В связи с этим проводились игры, в которых дети должны были говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть, подчеркивать в другом хорошее (игры «Мое имя», «Волшебные очки», «Добрые волшебники»). Участвуя в этих играх, некоторые дети из реабилитационного центра затруднялись говорить о себе, в этом случае другим детям предлагалось им помочь. Когда дети высказывались о других, многие повторялись и называли одни и те же достоинства («хороший», «хорошо рисует», «не мешает играть» и т. п.), поэтому детям давали подсказки: обратить внимание на голос, вспомнить приятный случай общения с ребенком и т. п. Таким образом, в результате реализации начального этапа дети из реабилитационного центра приобрели опыт вербального и невербального взаимодействия со сверстниками, у них проявился интерес к окружающим сверстникам.

Основной задачей коррекционно-развивающего этапа являлось отреагирование конфликтных ситуаций между детьми в психодраме. Для решения этой задачи в занятия были включены техники психодрамы, такие как «Зеркало», «Сказочные герои и их сказки», «Обмен ролями». Так, используя технику «Зеркало» изначально детям объяснялись и показывались действия, а затем предлагалось самостоятельно в парах выполнить упражнение, где один ребенок копировал действия другого. В ходе этого занятия некоторые дети затруднялись в точном изображении действий партнера, тогда им предлагалось внимательнее понаблюдать за тем, как определенное действие выполняет партнер и как можно так же сделать самому. При повторном проигрывании этой техники на следующем занятии дети точнее изображали друг друга, видя себя со стороны, понимали правильность/неправильность некоторых поступков (примеры общения детей: «не делай так, это плохо», «не бросай игрушку», «ты красиво сделала движение, я тоже так попробую»).

Техника «Сказочные герои и их сказки» способствовала сплочению группы детей, позволила каждому ребенку проявить себя, так как, принимая на себя роль какого-либо героя, ребенок подсознательно идентифицирует себя с ним. В ходе проигрывания техники замечено, что некоторые дети, находящиеся в статусе непринятых, изолированных, стремились взять на себя роли, которые показывали их желание занимать более высокое место в группе. Так, дети выбрали роль королевы на балу, Василисы Прекрасной. Некоторые, наоборот, брали роли, в которых герои не стремятся проявить себя, например, девочки выбирали роль Золушки, мотивируя это тем, что «она спокойная, всех слушает, у нее нет подруг».

Далее применялась техника «Обмен ролями», детям предлагалось поменяться ролями и разыграть небольшой сюжет из сказки. При разыгрывании сюжета дети смогли принять новые для себя способы поведения, приобрели умения встать на позицию другого, осознать его чувства и переживания. На последующих занятиях детям предлагалось вспомнить проблемную, конфликтную ситуацию, которая была в их группе, и попробовать проиграть ее, обменявшись ролями. С помощью вопросов педагога дети говорили, как лучше поступить в данной ситуации, как избежать конфликта, что могли чувствовать его участники. Большинство детей, разыгрывая ситуацию, стремились не обидеть партнера и старались встать на его место. Так, в ситуации, когда один ребенок не отдавал игрушку другому, ребенок не стал ее отбирать, как было раньше, так как до этого один из мальчиков показал, что он бы поиграл пока с другой, а потом взял эту. Обсуждая и разыгрывая эту ситуацию, дети предлагали и другие варианты ее разрешения: поиграть вместе, спросить игрушку вежливо и ненадолго, подождать, а пока поиграть с другими детьми. По завершении ситуации дети мысленно фотографировали сцену действия, чтобы закрепить ее в памяти.

Также в ходе коррекционно-развивающего этапа решались задачи по развитию умений согласовывать свои действия и договариваться друг с другом, приходить к общему решению, достигать взаимопонимания, формированию желания действовать совместно.

Данные повторной диагностики позволили сделать следующие выводы об эффективности реализации комплекса.

1. Большая часть детей удовлетворена занимаемым местом в группе, о чем свидетельствуют данные теста «Маски» и методики СОМОР. Положительное эмоциональное состояние в группе после реализации комплекса стали испытывать большинство детей, находящихся в реабилитационном центре. Увеличилось количество благоприятных статусных категорий в группе (75 % детей стали входить в категорию принятых), повысился уровень благополучия взаимоотношений в группе, мотивы поведения сменились на деятельностью мотивы, сверстник стал интересен как партнер по деятельности.

2. Данные методики «Рукавички» свидетельствуют о том, что в первой и второй серии увеличилось количество пар детей, сумевших договориться друг с другом о предстоящей деятельности (дети научились сотрудничать и учитывать мнение партнера), что привело к более продуктивному выполнению задания, вследствие чего улучшилось их отношение к результату деятельности. Влияние на данные результаты оказала техника «Обмен ролями», которая научила детей вставать на позицию другого, позволила им отработать навыки реагирования в проблемной ситуации, принять новые способы выстраивания взаимоотношений со сверстниками. Уменьшилось количество детей из реабилитационного центра, проявляющих стремление к доминированию, что подтверждается данными методик СОМОР и «Маски».

3. Метод психодрамы возможно использовать в работе с детьми с эмоциональными нарушениями (агрессией, тревогой и т. д.), так как в процессе спонтанного проигрывания различных жизненных ситуаций снижается эмоциональное напряжение. Это связано с тем, что в безопасной среде дети проживают вновь искусственно созданную проблемную ситуацию и отреагируют негативные эмоциональные переживания, которые их вызвали.

4. Использование психодрамы в работе с детьми группы риска показало, что дети в процессе разыгрывания близких для них семейных историй начинали копировать поведение друг друга. Соответственно, можно предположить, что у многих детей группы риска схожий опыт переживания негативных эмоций, но в окружении значимых людей они чувствуют безопасность и для усиления этого состояния воспроизводят поведение друг друга.

5. Прием копирования поведения может быть также использован в работе с другими категориями детей, так как является инструментом тренинга социальных навыков и проживания разнообразных чувств.

Ссылки:

1. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М., 2004. 256 с. ; Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М., 2005. 158 с.

2. Цит. по: Шипицына Л.М. Психология детей-сирот : учеб. пособие. СПб., 2005. 628 с. ; Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие. М., 2005. 254 с.

3. Потапова В.А. Психоаналитическая психодрама в работе с детьми и подростками. М., 2004. 160 с. ; Психодрама -вдохновение и техника / под ред. П. Холмса и М. Карп ; пер. с англ. В. Мершавки и Г. Ченцовой. М., 1997. 137 с. ; Холмс П. Внутренний мир снаружи: теория объектных отношений и психодрама / пер. с англ. Р.Р. Муртазина. М., 1999. 288 с. ; Moreno J.L., Enneis J.M. Introduction into Hypnodrama // Hypnodrama and Psychodrama. N. Y., 1950. (Psy-chodrama Monographs No. 27).

References:

Holmes, P, Karp, M (eds.), Mershavka, V & Chentsova, G (transl.) 1997, Psychodrama: inspiration and technique, Moscow, 137 p., (in Russian).

Holmes, P, & Murtazin, RR (transl.) 1999, The inner world outside: object relations theory and psychodrama, Moscow, 288 p., (in Russian).

Moreno, JL & Enneis, JM 1950, 'Introduction into Hypnodrama', Hypnodrama and Psychodrama, New York. (Psychodrama Monographs No. 27).

Oliferenko, LYa, Shulga, TI & Dementyeva, IF 2004, Social and educational support of children at risk, manual, 2nd ed., Moscow, 256 p., (in Russian).

Potapova, VA 2004, Psychoanalytic psychodrama in dealing with children and adolescents, Moscow, 160 p., (in Russian). Shipitsyna, LM 2005, Psychology of orphans, manual, St. Petersburg, 628 p., (in Russian). Shulga, T 2005, Dealing with a dysfunctional family, manual, Moscow, 254 p., (in Russian).

Smirnova, EO & Kholmogorova, VM 2005, Interpersonal relations of preschool children: diagnostics, problems, correction, Moscow, 158 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.