Научная статья на тему 'Возможности применения средств оценки уровня технической подготовленности стрелков'

Возможности применения средств оценки уровня технической подготовленности стрелков Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СРЕДСТВА ОЦЕНКИ / SHOOTING / TECHNICAL READINESS / TECHNICAL TRAINING / TECHNICAL ASSESSMENT TOOLS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Погодин В.А.

В статье рассматривается техническая подготовка стрелков. Раскрываются основные технические элементы при выполнении выстрела в пулевой стрельбе. Особое внимание уделяется средствам оценки уровня технической подготовленности стрелков. Приводятся результаты измерения технической подготовленности стрелков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of application of tools to assess the level of technical readiness of shooters

This research is dedicated to the shooters’ technical training. The common technical elements of a shot are shown. It pays particular attention to the meanings of technical preparedness evaluation in shooting sports. The results of measurement shooters’ technical preparedness are presented.

Текст научной работы на тему «Возможности применения средств оценки уровня технической подготовленности стрелков»

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У СТРЕЛКОВ

В.А. ПОГОДИН, ВГУ, г. Вологда, Россия

Аннотация

В статье рассматривается техническая подготовка стрелков. Раскрываются основные технические элементы при выполнении выстрела в пулевой стрельбе. Особое внимание уделяется средствам оценки уровня технической подготовленности стрелков. Приводятся результаты измерения технической подготовленности стрелков.

Ключевые слова: пулевая стрельба, техническая подготовленность, техническая подготовка, средства оценки.

POSSIBILITY OF APPLICATION OF TOOLS TO ASSESS THE LEVEL OF TECHNICAL READINESS OF SHOOTERS

V.A. POGODIN, VSU, Vologda city, Russia

Abstract

This research is dedicated to the shooters' technical training. The common technical elements of a shot are shown. It pays particular attention to the meanings of technical preparedness evaluation in shooting sports. The results of measurement

shooters' technical preparedness are presented.

Keywords: shooting, technical readiness, technical training, technical assessment tools.

В настоящее время в пулевой стрельбе тренеры используют стандартные средства оценки уровня технической подготовленности спортсменов-стрелков. Выполнение контрольных стрельб как средство оценки, безусловно, показывает уровень технического мастерства спортсменов. Однако этот способ не разделяет виды спортивной подготовки, что, на наш взгляд, является важным, т.к. знание физиологических показателей подготовленности организма, например, развития координационных способностей, позволяет выделить индивидуальные особенности каждого спортсмена и акцентировать внимание на слабых сторонах технической подготовленности. Этими обстоятельствами обусловлена актуальность настоящего исследования.

Техническая подготовка, по мнению ряда авторов (Аш-марин Б.А., Матвеев Л.П., Курамшин Ю.Ф., Холодов Ж.К.), это степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких результатов. Основная задача технической подготовки - обучение спортсмена основам техники соревновательной деятельности или тренировочных упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники [1].

В связи со спецификой вида спорта «Пулевая стрельба», где основной составляющей достижения наивысших результатов является не развитие физических качеств как таковых, а именно техническая подготовка, авторы уделяют большое внимание вопросу техники.

И.Б. Золотарёв, М.А. Иткис, А.Я. Корх, А.А. Юрьев в своих исследованиях процесса тренировки стрелков уде-

ляют особое внимание технической подготовке. Технику стрельбы следует рассматривать как совокупность следующих действий - изготовка, дыхание, прицеливание и нажим на спусковой крючок [2, 193 с.].

Техническую подготовку можно рассмотреть как совокупность развития трех видов координационных способностей - чувства пространства, мышечно-суставного чувства и чувства времени.

На наш взгляд, повысить качество тренировочного процесса, следствием которого будет высокий спортивный результат, можно посредством использования специальных упражнений для развития чувства пространства, которое напрямую связано с такими техническими элементами, как изготовка и прицеливание.

Если мы говорим об удержании оружия и обработке спускового крючка, нам становится интересен второй компонент координационных способностей, который требует оценки, - мышечно-суставное чувство. Оно имеет важное значение для выполнения, разучивания, контроля правильности и точности движений.

Третий компонент, на который мы хотим обратить внимание в нашем исследовании, - чувство времени. В поддержании высокой работоспособности спортсмена важную роль играет ритмичность выполняемых действий, т.е. их чередование во времени [5, 126 с.].

Целью исследования было изучение возможности применения средств оценки уровня технической подготовленности спортсменов-винтовочников, специализирующихся на стрельбе из пневматической винтовки.

В качестве методов оценки были выбраны методы гониометрии, динамометрии и хронометрии, так как они позволяют измерить уровень развития рассматриваемых нами координационных способностей.

Примечание.

Для задания 1 диапазон: 0-5,33 - минимальное отклонение;

5,33-10,66 - среднее отклонение; 10,66-16 - значительное отклонение. Для задания 2 диапазон: 5,56-16,37 - минимальное отклонение;

16,37-27,18 - среднее отклонение; 27,18-38 - значительное отклонение. Для задания 3 диапазон: 10-18 - минимальное отклонение;

18-26 - среднее отклонение; 26-34 - значительное отклонение.

Средствами оценки являются конкретные задания, направленные на измерение координационных способностей.

Выборку составили спортсмены 14-17 лет, занимающиеся в ДЮСШ, имеющие спортивные разряды не ниже II на упражнении ВП-4.

Результаты оценки уровня технической подготовленности, полученные при первичном исследовании спортсменов, в дальнейшем были использованы для выявления статистически значимых различий в конце эксперимента.

Результаты испытаний стрелков по

«Чувство пространства» мы измеряли с помощью метода гониометрии. Для оценки этого компонента перед началом тренировочного периода мы использовали задания с использованием ортопедического угломера. Суть испытаний сводилась к измерению углового отклонения отводимой руки стрелка от заданной величины у п-го количества испытуемых.

В результате анализа «чувства пространства» были получены данные, представленные в табл. 1.

Таблица 1

заданиям на «чувство пространства»

Диапазон углового отклонения от заданного значения Количество испытуемых (%)

Задание 1 Задание 2 Задание 3

Минимальное отклонение 41,66 66,66 58,33

Среднее отклонение 25 16,66 25

Значительное отклонение 33,33 16,66 16,66

В задании 1, в диапазоне, где угловое отклонение отводимой руки стрелка от должной величины является минимальным, находятся 41,66% испытуемых; в диапазоне, где отклонение является средним, находятся 25% спортсменов; в диапазоне со значительным отклонением - 33,33% стрелков. Таким образом, более половины испытуемых допустили существенные ошибки при воспроизведении угла отведения руки в 90о.

В задании 2 вычислялось среднее значение отклонения по трем попыткам. В 3-й попытке оно оказалось наименьшим (15,99%), что дало основание считать эту попытку лучшей, ее результаты были использованы для анализа, в результате которого получены следующие данные. У большинства испытуемых (66,66%) минимальное отклонение отводимой руки от должной величины; в диапазоне со средним и значительным отклонением находятся по 16,66% испытуемых. В задании 2, в котором было необходимо поднять руку и самостоятельно предположить угол подъема, результаты улучшились по сравнению с предыдущим заданием.

В задании 3 спортсменам предлагалось воспроизвести отведение руки на меньший угол, чем в задании 2. По результатам анализа этого задания были получены следующие данные: большинство спортсменов также находятся в диапазоне минимального отклонения - 58,33%; в среднем диапазоне - 25% испытуемых, т.е. их количество возросло после задания 2; в диапазоне максимального отклонения осталось 16,66% испытуемых.

Таким образом, в результате оценки «чувства пространства» методом гониометрии было установлено, что в целом более половины спортсменов показали хорошее владение «чувством пространства». Однако, количество спортсменов, показавших более низкие результаты, и у которых от задания к заданию менялся результат, также велико.

«Мышечно-суставное чувство» мы измеряли с помощью метода динамометрии. Для определения уровня его развития перед началом тренировочного периода спортсменам давали задания с использованием кистевого динамометра. «Мышечно-суставное чувство» измеряли путем подсчета отклонения полученной величины усилия от должного значения в процентах. Если разница между должным и фактическим значением усилия превышала 20%, уровень его развития оценивался как неудовлетворительный. Результаты выполнения спортсменами всех пяти заданий представлены на рис. 1.

В задании 1 спортсменам предлагалось, глядя на динамометр, 3 раза нажать на него с заданным усилием «ведущей» руки. Были получены следующие результаты: большинство испытуемых (91,66%) имеют значение «мышечно-суставного чувства» в пределах нормы; неудовлетворительное значение характерно для 8,33% обследуемых спортсменов. Такие результаты говорят о том, что в целом «мышечно-суставное чувство» у спортсменов развито хорошо, однако имеются индивидуальные случаи, требующие внимания исследователя.

В норме

□ Отклонение

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Рис. 1. Результаты обследования спортсменов методом динамометрии

Задание 2 состояло из трех попыток. В нем испытуемым предлагалось самим мысленно определить усилие и сообщить исследователю. В 1-й попытке так же, как и в предыдущем задании, у большинства испытуемых (66,66%) значение «мышечно-суставного чувства» находилось в пределах нормы; однако, количество человек, имеющих неудовлетворительное значение, возросло и составляло 33,33%. Такие результаты показывают, что не все спортсмены могут сопоставить фактическую силу нажима с предполагаемым значением. Во 2-й попытке у 83,33% испытуемых получено значение в пределах нормы; количество испытуемых с неудовлетворительным значением, сократилось до 16,66%. В целом можно сказать, что эта попытка была успешнее предыдущей. Такая же ситуация наблюдалась и в 3-й попытке, где 16,66% испытуемых имеют неудовлетворительное значение, а 83,33% - в пределах нормы. В целом по заданию 2 -неудовлетворительное значение имеют 22,22% испытуемых и 77,77% - в пределах нормы; в 1-й попытке этого задания результат, показанный спортсменами, хуже, чем в последующих двух. Можно предположить, что здесь

присутствует элемент научения у исследуемых спортсменов.

В задании 3, когда испытуемый нажимал на динамометр с усилием на 5 кг больше, чем в предыдущем действии, все испытуемые (100%) показали фактическое значение в пределах нормы.

Результаты по заданию 4, где испытуемый нажимал на динамометр с усилием так же на 5 кг больше, чем в предыдущем действии, и в сочетании с ответом на какой-нибудь вопрос, и заданию 5, в котором нужно было нажать на динамометр с заданным усилием при ходьбе по малому кругу, разделились поровну. Из всех испытуемых 50% имеют значение неудовлетворительное и 50% -в пределах нормы.

Таким образом, по результатам оценки развития «мы-шечно-суставного чувства» с помощью метода динамометрии, можно сказать, что не все спортсмены в полной мере владеют навыками межмышечной координации.

«Чувство времени» измерялось с использованием метода хронометрии. Результаты выполнения спортсменами заданий представлены на рис. 2.

■ Недооценили □ Переоценили

Задание Задание Задание Задание 2 Задание 3 Задание 4

1-1

1-2

1-3

Рис. 2. Результаты обследования спортсменов методом хронометрии

Для оценки у стрелков «чувства времени» перед началом тренировочного периода им были предложены следующие задания.

В задании 1-1, где определяемый временной интервал составлял 30 с, одинаковое количество стрелков (по 50%) переоценили отведенное на задание время и столько же недооценили его. В задании 1-2, в котором временной интервал был 60 с, 58,33% испытуемых переоценили отведенное на задание время и 41,66% недооценили его. В задании 1-3 временной интервал был 90 с, и снова получен равный результат (50% и 50%). По заданию 1 количество правильно выполненных действий в пределах

100 ± 10% [3, 11 с.] по трем попыткам составляет 41,66%. В целом по заданию третья попытка далась спортсменам легче всего.

В задании 2 по результатам анализа данных, полученных за короткий промежуток времени нажима на спусковой крючок, должное время которого не превышало 12 с, большинство испытуемых (66,66%) переоценили отведенное на задание время и выполнили нажим на спуск позже, а 33,33% - недооценили время и выполнили нажим раньше.

В задании 3, где должное время удержания оружия на мишени было 15 с, получены данные, которые пока-

зывают, что 41,66% испытуемых переоценили отведенное на задание время и выполнили удержание оружия на мишени дольше запланированного. В свою очередь 58,33% испытуемых недооценили его и закончили удержание оружия раньше фиксированного срока.

В задании 4 спортсменам нужно было выполнить удержание оружия на 2 с быстрее, чем в предыдущем задании. Результаты по значениям получились равные -50% испытуемых переоценили отведенное на задание время и 50% недооценили его.

Использование метода хронометрии показало, что абсолютно точно временные промежутки спортсмены не выдержали, и только в задании 1 небольшая часть спортсменов уложилась в допустимый диапазон значений. Для остальных спортсменов характерна либо существенная недооценка, либо существенная переоценка временных промежутков.

Выводы

Таким образом, техническая подготовленность стрелков может быть оценена на уровне развития «мышечно-суставного чувства», «чувства времени» и «чувства пространства». Для оценки уровня развития выделенных координационных способностей могут быть использованы методы хронометрии, динамометрии и гониометрии. В результате первичного измерения были выявлены результаты, которые показывают уровень развития исследуемых качеств, а также основные моменты, на которые нужно обратить внимание. Полученные результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы для изучения сопряженного развития координационных способностей и технической подготовки стрелков. Они могут послужить основой для проведения педагогического эксперимента. Результаты повторного измерения представлены в других работах автора [4].

Литература

1. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - Москва: Советский спорт, 2004. - 464 с.

2. Золотарёв, И.Б. Пулевая стрельба. Учебно-методическое пособие / И.Б. Золотарёв. - Стрелковый Союз России, 2011. - 313 с.

3. Пашукова, Т.И. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 127 с.

4. Погодин, В.А. Исследование динамики уровня технической подготовленности стрелков / В.А. Погодин // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 1. - С. 62-65.

5. Хачатурова, И.Э. Способность воспроизведения интервалов времени без визуального контроля спортсменами-стрелками различной квалификации и специализации / И.Э. Хачатурова // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар: КГУФКСиТ, 2015. - № 2. - С. 126-127.

References

1. Kuramshin Y.F. (2004), Theory and Methods of Physical Education, Moscow, Sovietskiy Sport, 464 p.

2. Zolotarev I.B. (2011), Shooting. Training handbook, Strelkoviy Soyuz Rossii, 313 p.

3. Pashukova T.I. (1996), Psychological research. Workshop on general psychology for students of pedagogical universities, Moscow: Institute of Applied Psychology, 127 p.

4. Pogodin V.A. (2016), The research on dynamics of the technical preparedness level in shooting, Vestnik sportivnoy nauki, no. 1, pp. 62-65.

5. Hachaturova I.E. (2015), The ability to perform time intervals without visual control by athletes of different qualifications and specializations in the shooting sport, in: Materiali nauchnoy i nauchno-metodicheskoy konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosu-darstvennogo universiteta fizicheskoy kul'turi, sporta i turizma, Krasnodar: KGUFKSiT, no. 2, pp. 126-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.