Научная статья на тему 'Возможности применения новых теорий в финансово - хозяйственной деятельности государственных учреждений'

Возможности применения новых теорий в финансово - хозяйственной деятельности государственных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / СИТУАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ / СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоцерковский В. И., Шапиленко С. Н.

Рассматриваются возможности применения новых теорий эффективного использования государственных средств и организации действенной системы управления финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF APPLICATION OF NEW THEORIES IN FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY OF PUBLIC INSTITUTIONS

The possibilities of application of the new theory of efficient use of public funds and the organization of an effective system of financial management.

Текст научной работы на тему «Возможности применения новых теорий в финансово - хозяйственной деятельности государственных учреждений»

УДК 334.012

B.И. Белоцерковский, д-р экон. наук, проф., заслуженный экономист РФ, зав. кафедрой «Мировая экономика», (4872) 35-34-46, (Россия, Тула, Тул-ГУ);

C.Н. Шапиленко, аспирант, (4872) 35-34-46, (Россия, Тула, ТулГУ)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ТЕОРИЙ В ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Рассматриваются возможности применения новых теорий эффективного использования государственных средств и организации действенной системы управления финансами.

Ключевые слова: эффективность, принятие решений, ситуационные теории, сетецентрическая структура.

В настоящее время российские государственные учреждения вынуждены работать и развиваться в условиях быстрых изменений, высокой нестабильности, ужесточения финансового и экологического законодательства, роста уровня требований потребителей государственных услуг. Следовательно, для принятия решений при ведении финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения достаточной материально-технической базы и социальной защищенности своих сотрудников их руководители и ответственные сотрудники должны знать и применять не только инструменты, используемые бизнес-структурами, но и современные ситуационные теории, принципы сетецентрических войн, современные достижения военной мысли.

Одной из таких военных стратегий, используемой не только при анализе боевых действий, но и «мирных целях» может стать теория Дж. Бой-да. Основными ее постулатами [1], которые необходимо использовать в повседневной работе, можно считать следующие:

- боевые действия противоборствующих сторон осуществляются в одинаковых кибернетических циклах OODA: Observation — наблюдение (сбор информации от внутренних и внешних источников), Orientation — ориентация (формирование нескольких возможных планов действий и их оценка по совокупности критериев), Decision — решение (выбор наилучшего плана действий), Action — действие (практическая реализация избранного плана);

- цикл OODA является моделью военной и конкурентной деятельности отдельных лиц и организаций для войн и конфликтов любого уровня (тактического, оперативного и стратегического);

- направлениями достижения победы является получение конкурентных преимуществ путем сокращения времени выполнения цикла OODA и улучшения качества применяемых в цикле решений;

- эффект действия в цикле OODA может быть достигнут не только в сфере физического уничтожения живой силы и разрушения ресурсов противника, но и моральной сфере: разрушение воли противника к достижению победы путем его отделения от союзников (или потенциальных союзников) и в ментальной сфере: дезинформация и создания неправильных представлений о ситуации.

Понимание данной теории позволит, например, уже на первых этапах (наблюдение и ориентация) эффективно использовать не только имеющиеся средства проверки поставщиков товаров (работ, услуг), такие, как реестр недобросовестных поставщиков (www.rnp.fas.gov.ru), картотека компаний «Комерсантъ» (www.new.kartoteka.ru), собственные данные и т. п., но и создавать новые базы данных для служебного пользования на основе информации, получаемой от МВД, ФСБ, СК, ФНС и Минфина России как по организациям, так и физическим лицам. Такие базы данных могут также использоваться государственными структурами для обмена управленческими решениями по нестандартным ситуациям или, наоборот, по вопросам, с которыми ежедневно сталкиваются все организации, а также шаблонами договоров, приказов, инструкций, конкурсной документации. Связывание отдельных организаций различных министерств и ведомств в широкую сеть обеспечит увеличение темпа действия первых шагов цикла OODA путем сокращения продолжительности этапов наблюдения и ориентации. Чем быстрее осуществляется сбор, распределение, анализ, восприятие информации, тем быстрее принимается решение. Ведь скорость и правильность принятия решения наиболее важны в реальных рыночных условиях. Эффективность сетевых структур подтверждена математическим законом Меткалфа (полезность сети приблизительно равна половине квадрата численности пользователей этой сети) и широко проверена в области веб-торговли. С методической точки зрения идеология определения нижней границы повышения эффективности хозяйственной деятельности в сетецентрической организации достаточно проста: введение сети обеспечивает существенное увеличение темпа действия до предела, связанного с информацией планирования. Создание разветвленной сети, охватывающей всю территорию Российской Федерации, именно и будет обеспечивать такой информацией, позволив в дальнейшем с достаточной степенью вероятности избежать обращения к недобросовестным контрагентам, увеличить скорость принятия решений и как следствие — повысить эффективность использование государственных средств. Однако идея общего информационного пространства — задача достаточно трудоемкая и может быть достигнута только после выполнения условий, реали-

зацию которых необходимо начать прямо сейчас, в период проведения всевозможных реформ государственных организаций:

- реформирование (формирование) структуры и состава государственной организации должно учитывать и подготовку его работы в сети;

- личный состав должен иметь соответствующее образование, техническую подготовку и опыт такой практической работы;

- организация должна быть обеспечена техническими средствами и программным обеспечением для сбора информации, ее коллективного использования и организации взаимодействия;

- у всех участников должно быть одинаковое понимание обстановки в любой момент времени.

Вместе с тем во многих российских министерствах и ведомствах основные ограничения эффективности управления и расходования денежных средств находятся на этапах принятия решений и действия. С одной стороны, каждый вышестоящий руководитель пытается увеличить количество вопросов, решение по которым принимается в итоге им единолично, в результате у него не хватает времени на достаточное рассмотрение (обдумывание) проблемы и приводит к выбору им волюнтаристских (быстрых) мер как наиболее, на его взгляд, эффективных и показательных. С другой стороны, существующие в государственных учреждениях планово-экономические и диспетчерские службы, бухгалтерия, отделы организации труда и заработной платы часто просто не в состоянии подготовить информацию для принятия решения с учетом различных сценариев развития событий и подробным анализом обстановки, сложившейся именно в данный момент. Необходимо также понимать, что принятое решение должно быть не только законным, но соответствовать общей стратегии организации, учитывать и не противоречить процедурам и процессам, протекающим как внутри организации, так и в стране в целом.

Построению системы управления государственной организацией по согласованным стратегическим и оперативным целям может способствовать использование концепции контроллинга во взаимосвязи с системой сбалансированных показателей — Balanced Scorecard Collaborative. Создание в организации службы контроллинга позволит обеспечить информационно-аналитическую и методическую поддержку руководителю, даст возможность координировать планы и цели, сориентирует все подразделения в сторону генеральной цели. Система сбалансированных показателей будет направлена на максимальное развитие личности всех сотрудников организации и оптимальное использование их возможностей.

Библиографический список

1. Ивлев А. А. Основы теории Бойда. Направления развития, применения и реализации: монография. 2008.

2. Голдратт Э., Кокс Д. Цель. Процесс непрерывного совершенствования. Минск: Попурри, 2009.

3. Голдратт Э., Кокс Д. Цель-2. Дело не в везенье. М.: Эксмо, 2011.

4. Голдратт Э. Я так и знал! Теория ограничений для розничной торговли. М.: Эксмо, 2010.

V. Belotserkovky, S. Shapilenko

The possibilities of application of new theories in financial and economic activity of public institutions

The possibilities of application of the new theory of efficient use of public funds and the organization of an effective system of financial management.

Keywords: efficiency, decision making, situational theory, network-centric structure.

УДК 658.1

Т.А. Федорова, д-р экон. наук, проф., (Россия, Тула, ТулГУ)

СТОИМОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИОННО АКТИВНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: СТАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Обосновывается возможность использования трехкомпонентной модели стоимости потенциала инновационно активного предприятия, учитывающая инновационный компонент его потенциала, с точки зрения трех основных подходов к оценки стоимости: доходного, затратного и сравнительного (рыночного).

Ключевые слова: инновационно активное предприятие, потенциал инновационно активного предприятия, стоимостная модель.

Понятие рыночной стоимости предприятия связано с возможностью его купли-продажи. Поэтому процесс формирования рыночной стоимости предприятия тоже должен учитывать такую возможность.

Концепция капитала как совокупности факторов производства, генерирующих доход, в противовес бухгалтерскому подходу, в котором капитал представляет собой разность между суммой активов предприятия (А) и величиной его суммарных обязательств (П), позволяет определить собственный капитал в виде [1]:

СК* = (А* - П*) + НА*1,

где НА* — неосязаемые активы, включающие, например, ценность гарантии, лицензии, клиентскую базу и другие нерегистируемые активы.

Несовпадение балансовой оценки собственного капитала и его рыночной ценности означает, что существует скрытый, или внебалансовый

1 * означает рыночную оценку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.