Научная статья на тему 'Возможности применения мобильных технологий в учебном процессе'

Возможности применения мобильных технологий в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3106
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погуляев Денис Владимирович

Применение мобильных технологий предоставляет слушателям возможность доступа к учебной информации, содержащейся в сетевых курсах, через образовательный портал обучающей организации, адаптированный для мобильных устройств. Указанные ресурсы используются слушателями в режиме самостоятельной работы: для подготовки к участию в семинарах и диспутах, выполнения групповых проектов, заданий и курсовых работ, а также самотестирования, промежуточного и итогового тестирования. Возможность получать консультации по электронной почте предоставляется в течение всего процесса обучения. В рамках поддержки очного учебного процесса мобильные устройства можно использовать также для проведения краткого тестирования в конце занятия, фиксирования важной информации (используя функцию аудиозаписи и фотокамеры), оперативного доступа к справочным и информационно-образовательным материалам во время занятий. Современные мобильные компьютерные устройства также незаменимы для проведения практических занятий вне аудиторий (проведение разного рода «полевых» работ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности применения мобильных технологий в учебном процессе»

N952006

Д.В. Погуляев

Возможности применения мобильных технологий в учебном процессе

Дистанционное обучение уже прочно закрепилось в сфере образовательных услуг. Современный уровень развития информационных технологий открывает перспективы предоставления потребителям принципиально новых сервисов в сфере образования, обозначаемых термином «мобильное обучение». Если дистанционное обучение позволило слушателям обучаться удаленно от самого учебного заведения, то мобильное обучение предлагает возможность проходить обучение в любом месте и в любое время, обеспечивая непрерывность и максимальную гибкость учебного процесса. Данное преимущество достаточно велико чтобы не быть востребованным на рынке образовательных услуг, особенно в сфере второго высшего и дополнительного профессионального образования. О возможностях применения мобильных технологий в образовательном процессе и пойдет речь в данной статье.

Мобильное обучение является формой организации учебного процесса, основанной на применении мобильных компьютерных устройств и беспроводной связи. В мире разработаны и успешно используются системы мобильного обучения, предлагающие услуги по изучению различных учебных программ и курсов.

Среди наиболее важных достоинств мобильного обучения можно отметить следующие его характеристики:

• повсеместность. Это самое очевидное преимущество мобильного устройства, позволяющее в режиме реального времени получать информацию, оставаться на связи и проводить обучение независимо от местонахождения;

• доступность. Доступ к личным и обучающим ресурсам обеспечивается любым устройством через любую сеть — кабельную или беспроводную;

• удобство. В мобильных устройствах хранятся личные данные и необходимые учебные материалы, они всегда под рукой, а использовать их становится все легче;

• мгновенное подключение к Интернету с мобильного телефона постепенно становится обыденностью;

• персонализация. Индивидуальный подход к обучению доступен уже сегодня, хотя и в очень ограниченной степени.

Системы мобильного обучения состоят, как правило, из следующих базовых элементов:

• учебное заведение как организационная структура реализации мобильных образовательных технологий;

• информационные ресурсы (базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний);

• технические и программные средства обеспечения технологии мобильного обучения (мобильные устройства, средства телекоммуникаций);

• преподаватели-консультанты (тьюторы);

• обучающиеся (слушатели, студенты).

Анализ использования технологий мобильного обучения показал, что существует три основных модели его реализации:

• поддержка традиционного учебного процесса,

• полно-объемное мобильное обучение,

• смешанное обучение.

Рассмотрим подробно каждую из них.

Ив52006

Поддержка традиционного учебного процесса

В рамках данной модели применения мобильных технологий слушателям предоставляется возможность доступа к учебной информации, содержащейся в сетевых курсах, через образовательный портал обучающей организации, адаптированный для мобильных устройств. Указанные ресурсы используются слушателями в режиме самостоятельной работы для подготовки к участию в семинарах и диспутах, выполнения групповых проектов, заданий и курсовых работ, а также самотестирования, промежуточного и итогового тестирования. Возможность получать консультации по электронной почте предоставляется в течение всего процесса обучения. Кроме того, слушателям может предоставляться возможность получать на свои портативные компьютерные устройства уведомления, напоминания, а также результаты прохождения контрольных мероприятий. В рамках поддержки очного учебного процес-

са мобильные устройства можно использовать также для проведения краткого тестирования в конце занятия, фиксирования важной информации (используя функцию аудиозаписи и фотокамеры), оперативного доступа к справочным и информационнообразовательным материалам во время занятий. Мобильные компьютерные устройства незаменимы для проведения практических занятий вне аудиторий (проведение разного рода «полевых» работ).

На рис. 1 приведена концептуальная схема вариантов использования системы управления мобильным обучением для данной модели применения мобильных технологий в образовательном процессе. В конкретной реализации этой модели состав функций может варьироваться в зависимости от возможностей и целей обучающей организации.

Применение мобильных технологий для поддержки традиционного образовательного процесса может повысить качество обучения и привлекательность предостав-

Рис. 1. Варианты использования системы мобильного обучения для поддержки традиционного образовательного процесса

Возможности применения мобильных технологий в учебном процессе

И952006

ляемых образовательных услуг для слушателей. Внедрение мобильных технологий согласно данной модели позволит:

• обеспечить непрерывность и целостность образовательного процесса за счет хранения учебных материалов на одном носителе (ноутбуке, карманном персональном компьютере), а также за счет возможности непрерывного доступа к справочным материалам и образовательным ресурсам;

• повысить качество преподавания за счет возможности проведения краткого тестирования в конце занятия, что позволит преподавателям получать оперативную информацию о том, какая часть учебного материала усвоена аудиторией лучше, каким разделам следует уделить больше внимания и насколько поддерживается контакт с аудиторией. На основе полученной информации преподаватель может корректировать изложение материала;

• обеспечить информационную и методическую поддержку выездных практических занятий;

• предоставлять более качественные услуги в части организации обучения: удаленный доступ к плану-графику обучения, рассылка различных новостей и уведомлений и т. д.

Полно-объемное мобильное обучение

Принципиальное отличие данной модели использования мобильных технологий в образовательном процессе состоит в том, что все обучение ведется исключительно посредством электронного обучения. В этом варианте очные контакты слушателей с тьюторами обычно не предусматриваются, но допускаются при необходимости.

Учебные курсы в системе мобильного обучения используются с помощью специальной программной среды, выполняющей целый ряд функций: защиту от несанкционированного доступа, авторизацию доступа, структуризацию пользователей по категориям и наделение каждой категории определенными полномочиями, формирование каталога информационных ресурсов,

находящихся в данной программной среде, доставку учебного контента, обеспечение взаимодействия пользователей и т. д.

Технологической и дидактической основой полно-объемного мобильного обучения является сетевой курс (электронный учебнометодический комплекс и средства его доставки слушателю). Эффективность мобильного обучения существенно зависит от качества электронных учебно-методических комплексов и того, в какой форме представлены учебные материалы. Электронный учебнометодический комплекс должен включать:

• учебные материалы курса разбитые на модули;

• методическое руководство по изучению курса;

• лабораторно-практические работы, тесты, задания для индивидуальных и групповых проектов и другие контрольные и практические мероприятия;

• справочные материалы и ссылки на дополнительные ресурсы.

Также, важнейшую роль играет оперативность связи обучаемого с тьютором.

На рис. 2 представлена схема вариантов использования системы управления мобильным обучением для данной модели применения мобильных технологий в образовательном процессе. Схема организации обучения может варьироваться в зависимости от типа обучающей организации и особенностей ее функционирования. Так, например, для краткосрочных курсов участие куратора может быть необязательным. Кроме того, состав функций системы управления мобильным обучением может быть сокращен в соответствии с поставленными учебными целями и особенностями реализации процесса обучения.

В процессе обучения студент выполняет, как правило, стандартный набор учебной работы, такой как:

• работа с текстами электронных гипертекстовых учебников, размещенных на об-

Ив52006

Рис. 2. Варианты использования системы мобильного обучения для полно-объемного мобильного обучения

разовательном портале обучающей организации адаптированном для мобильных устройств;

• работа с дополнительными информационными ресурсами, размещенными в Интернете, выход к которым обеспечен ссылками в тексте электронных учебников;

• выполнение тестовых заданий для самоконтроля, промежуточного и итогового контроля;

• участие в электронных дискуссиях;

• выполнение практических и лабораторных работ, индивидуальных и групповых проектов, творческих заданий по дисциплине;

• консультация с преподавателем.

С использованием технологий мобильного обучения возможно достаточно эффективно реализовать весь дидактический

цикл по изучению дисциплины, включающий в себя виртуальные лекции, семинары, практические занятия, экзамены и т. д.

В идеале данная система должна обеспечивать все традиционные виды занятий в вузе: лекции, семинары, практические занятия, научно-исследовательские работы, самоподготовку, курсовое и дипломное проектирование, зачеты и экзамены, а также нетрадиционные (например, метод проектов).

Использование технологий мобильного обучения существенным образом повышает качество выполнения основных функций образовательного процесса за счет:

• предоставления слушателям постоянного доступа к информационно-образовательным и справочным ресурсам, в любое время и независимо от местонахождения;

Д. В. Погуляев

Возможности применения мобильных технологий в учебном процессе

Ив5 2006

• предоставления постоянного доступа к административным ресурсам учебного заведения, плану-графику обучения, оперативного получения уведомлений о ходе учебного процесса и запланированных учебных мероприятий;

• персонализированной доставки учебного контента с учетом уровня знаний слушателя, его индивидуальных психологических особенностей и максимально удобного для него режима занятий;

• многоплановой проверки уровня знаний, умений и навыков слушателя, а также степени усвоения учебного материала с применением тестовых заданий, практических и лабораторных работ, индивидуальных и групповых творческих проектов и т.д.;

• непрерывного управления видами и формами деятельности по освоению предлагаемых образовательных ресурсов;

• инструктивно-методической и консультативной поддержки слушателей в индивидуальном и групповом режиме;

• постоянного обеспечения слушателей информацией о результатах образовательного процесса.

Смешанное обучение

В этом случае сохраняются общие принципы построения учебного процесса традиционного обучения. Идея смешанного обучения заключается в том, что одну часть учебных дисциплин слушатели осваивают в традиционных формах обучения (очной или заочной), другую часть — по технологиям мобильного обучения (рис. 3). Соотношение долей определяется готовностью к подобному построению учебного процесса образовательного учреждения в целом, а также желанием и техническими возможностями слушателей.

Рис. 3. Варианты использования системы управления мобильным обучением для смешанного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.