Научная статья на тему 'Возможности опосредованного влияния в закрытых интернет-сообществах студентов'

Возможности опосредованного влияния в закрытых интернет-сообществах студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ЗАКРЫТАЯ ГРУППА / CLOSED GROUP / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ВУЗ / UNIVERSITY / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / АКЦЕНТИРОВАННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ACCENTUATED NEEDS / ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / VIRTUAL COMMUNITIES / ДИАЛОГ / DIALOG

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войнов Д.А.

Многогранность современного учебно-воспитательного процесса актуализирует поиск новых каналов трансляции важной информации, способной побудить студентов к активному осмыслению и восприятию этических норм, знаний, опыта и традиций. Одним из эффективных каналов такой коммуникации могут стать закрытые группы студентов в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The multifacetedness of the modern teaching and upbringing process actualizes the search for new channels for the transmission of important information capable of encouraging students to actively understand and accept ethical norms, knowledge, experience and traditions. One of the effective channels of such communication can be closed groups of students in social networks.

Текст научной работы на тему «Возможности опосредованного влияния в закрытых интернет-сообществах студентов»

4. Бельницкая Е.А. Профориентационный компонент в структуре и содержании электронного учебно-методического комплекса по химии для IX класса // Бiялогiя i хiмiя. 2013. № 10. С. 35-39.

5. Бельницкая Е.А. Методические рекомендации по использованию интерактивного модуля ЭУМК по учебному предмету «Химия» (IX класс) в процессе обучения и допрофильной подготовки учащихся // Бiялогiя i хiмiя. 2015. № 3. С. 10-16.

Войнов Д.А.

ВОЗМОЖНОСТИ ОПОСРЕДОВАННОГО ВЛИЯНИЯ В ЗАКРЫТЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВАХ СТУДЕНТОВ

Московский гуманитарный университет

Ключевые слова: воспитание; закрытая группа, студенты; вуз; коммуникация; акцентированные потребности; виртуальные сообщества; диалог

Аннотация: Многогранность современного учебно-воспитательного процесса актуализирует поиск новых каналов трансляции важной информации, способной побудить студентов к активному осмыслению и восприятию этических норм, знаний, опыта и традиций. Одним из эффективных каналов такой коммуникации могут стать закрытые группы студентов в социальных сетях.

Key words: education; closed group, students; university; communication; Accentuated needs; virtual communities; dialog

Abstract: The multifacetedness of the modern teaching and upbringing process actualizes the search for new channels for the transmission of important information capable of encouraging students to actively understand and accept ethical norms, knowledge, experience and traditions. One of the effective channels of such communication can be closed groups of students in social networks.

Появления новых инструментов межличностной и групповой коммуникации напрямую связано с развитием

инфокоммуникационных технологий. В частности, изобретение киберпространства как особой сферы взаимодействия между людьми привело к изменению уже сложившихся в социуме моделей поведения (ритмов функционирования), методов получения знаний (напр., дистанционный) и форм социализации (провокативные практики).

В немалой степени инфокоммуникационные технологии затронули и систему воспитания подрастающего поколения. Воспитание -

управляемый процесс и неотделим от обучения, что позволяет формировать индивидуальный опыт субъекта воспитания, приобретать научные знания и профессиональные навыки, а также осваивать нравственные категории, социальные нормы общежития, традиции и ритуалы. Симбиоз воспитания и обучения можно продемонстрировать на примере изучения дисциплины «Связи с общественностью», в рамках которого студенты должны усвоить и теоретические концепты, и научиться применять на практике профессиональные и социальные этические нормы поведения специалистов в сфере PR. В рамках дидактики этого предмета прививается негативное отношение к деструктивным PR-методам и конфронтационным технологиям работы с целевыми аудиториями.

Для современного студента ежедневное присутствие и взаимодействие в социальных медиа стало обязательным атрибутом повседневности. Характерными привлекательными особенностями социальных сетей для молодежи являются:

1. Возможность создания индивидуальных профилей пользователей;

2. Возможность взаимодействия пользователей (просмотр профилей друзей, внутренняя почта, комментарии);

3. Возможность достижения совместной цели путем кооперации (напр., создание групп по интересам);

4. Возможность обмена ресурсами (информация);

5. Возможность удовлетворения потребностей за счет накопления ресурсов (напр., расширение базы данных «друзей» для общения) [4].

В виртуальном пространстве человек неизбежно становится участником групп интересов - социальных сообществ, объединенных вокруг какой-либо цели. Под социальной группой чаще всего понимают ограниченную совокупность взаимодействующих лиц, сходных в одном каком-либо отношении. Любая социальная группа характеризуется рядом параметров:

1. Границы (в нашем случае виртуальные границы Интернет);

2. Взаимодействие (личное, опосредованное);

3. Наличие установленных образцов поведения внутри группы.

Группы можно типологизировать по нескольким основаниям:

наиболее приемлемое в нашем случае - разделение на открытые, закрытые и смешанные (промежуточные). Студенческую группу в рамках учебного процесса можно отнести к закрытому типу, так как нахождение в ней не зависит от воли индивида, а устанавливается законодательством и внутренними нормативными документами вуза. Группа в социальной сети, формируемая такими студентами, также

относится к категории «закрытых». Одна из наиболее популярных среди студентов социальных сетей «Вконтакте» предоставляет возможности для создания различного типа сообществ.

В ходе небольшого социологического исследования, проведенного среди студентов АНО «МосГУ» (6 фокус-групп по 10-12 учащихся очной и заочной форм обучения), было установлено, что формирование закрытых виртуальных сообществ студентами является самой эффективной практикой межличностной коммуникации. В рамках подобных диалоговых площадок студенты в первую очередь делятся текущей информацией и комментариями о событиях в вузе, распространяют учебную и научную литературу, задания к семинарам и рекомендации преподавателей. Второй по значимости тематикой общения являются дискуссии вокруг личного обыденного опыта (покупки, репертуар кинотеатров, художественная литература). Третьей по важности проблематикой становится обсуждение неоднозначных фактов из сферы культуры и общественно-политических событий, анализируется их влияние на текущую обстановку.

В рамках фокус-групп был задан вопрос о возможности включения в состав подобных закрытых сообществ кого-либо из преподавателей. Подавляющее большинство респондентов дали отрицательный ответ, мотивировочным тезисом отказа всегда являлось стремление защитить «личностно-групповое пространство общения» от посторонних. Нежелание студенты объясняли негативным влиянием «старших» на установленные горизонтальные коммуникации по типу «равный с равным».

Полученные данные можно соотнести с экспериментом, проведенным в 2010 году в университете Мидвестерн (штат Техас, США), в ходе которого 15 студентов использовали сети Twitter в учебном процессе. Результатом исследования стал вывод о том, что учащиеся, использовавшие микроблог под наблюдением преподавателя, показали более низкую продуктивность, чем те, которые действовали самостоятельно. Очевидно, что разница в знаниях, опыте и ценностях, существующая между преподавателями и учащимися, сказывается на коммуникации в социальных сетях в присутствии друг друга. Таким образом, мы обнаруживаем противоречие между горизонтальными сетевыми коммуникациями в закрытой группе и передачей необходимых знаний и профессионального опыта, как содержательного компонента иерархической коммуникации. Но отказываться от такого канала коммуникации как закрытые студенческие группы в социальных сетях

будет весьма непродуктивно, так как они обладают рядом характеристик, которые во многом соответствуют правилам «ненарушенной коммуникации» и способствуют возникновению «коммуникативного действия» в смысле Ю. Хабермаса [5]. Использование такого канала взаимодействия обусловлено наличием важных параметров: дистанционность; протяженность по времени (взаимно удобное время для диалога); «накопительный» эффект (мнения накапливаются и генерируют новые идеи); диахронность процесса и ряд других. Формирование социальных установок в закрытых группах происходит путем удовлетворения акцентированных потребностей - потребность в повышении и поддержании статуса и самооценки, потребность в идентификации и в успехе.

Как отмечают специалисты, обыденные представления молодежи не обладают методологическими возможностями для непротиворечивого объяснения эволюции общественных отношений, конфликтных ситуаций и кризисных явлений. Даже анализ учебно -воспитательного процесса в вузе, осмысливаемый студентами в рамках закрытых виртуальных групп, может привести к неверным выводам и повлечь конфликт между преподавателем и студентами. В связи с этим, одной из главных задач в современных условиях становится коммуникативное воздействие на содержательный и смысловой контент в информационном пространстве подрастающего поколения, что открывает новые возможности для их интеллектуального развития и противодействия деструктивным манипуляциям.

Таким образом, актуализируется проблема взаимодействия между преподавателем и студентами в границах закрытых виртуальных групп и потребность в разработке новых методик учебно-воспитательного влияния с учетом правил функционирования сетевых сообществ. Очевидно, что данные методики должны поддерживать диалоговый режим между преподавателем и студентами, имея своим началом «тезис» (задание, ситуативную задачу), предложенный для коллективного анализа в закрытой группе, и обязательный дискурс по заявленной проблеме (совмещающий элементы учебной дидактики и воспитательный императив) в рамках практического или лекционного занятия (напр., «лекция-дискуссия»). В подобной методике есть ряд ограничений, например, стоит избегать размещения материалов с какими-либо рейтингами (оценками), касающихся участников группы, или способных разжечь межнациональную и межконфессиональную рознь, а также такие, в содержании которых могут присутствовать «чувствительные» для аудитории темы.

Итак, социальная сеть - это виртуальная коммуникационная среда позволяет человеку формировать специфическую структуру отношений, где в едином процессе происходит социализация и самореализация личности, где получение новых знаний и накопление опыта органично увязываются с нравственными нормами, идеями патриотизма и ответственного поведения. В этом сложном и многогранном пространстве закрытые социальные сообщества студентов являются одним из важных каналов воспитательного воздействия, который в недостаточном объеме используется современной высшей школой.

Список литературы

1. Безбогова М.С. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи // Диссер. на соиск. канд. психол.наук. М., 2016.

2. Дружинин А.М. Формы виртуального взаимодействия участников Проекта // Ценности и смыслы. 2011. № 7. С. 162.

3. Ефимов Е. Г. Социальные интернет-сети (методология и практика исследования). - Волгоград, 2015. - 169 с.

4. Колпина Л.В. Проблемы функционирования региональных социальных сетей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. №. 2 (132).

5. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2001. - 377 с.

6. Катерный И.В. Современная социальная философия: от "системы" к "среде" // Личность. Культура. Общество. 2001. Т. III. № 1 (7). С. 215-228.

Полухина О.П., Васильева В.А.

РОЛЬ ЕДИНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: взаимодействие психолога детского образовательного учреждения с родителями

Аннотация: В образовании под партнерством понимается система взаимообусловленных педагогических действий. Каждое действие одного из участников образовательного процесса способствует ответным действиям другого. Результатом взаимодействия родителей и психолога дошкольного образовательного учреждения является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.