Научная статья на тему 'Возможности обучения детей с пода адаптивному плаванию в Пензенской области'

Возможности обучения детей с пода адаптивному плаванию в Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ВОДНАЯ СРЕДА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / CEREBRAL PALSY / AQUATIC ENVIRONMENT / MOTION CORRECTION / INDIVIDUAL EXERCISES / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрунина С.В., Хабарова С.М., Чистякова С.В., Дворянинова Е.В., Соломатина Г.А.

В статье представлен начальный этап комплексного обучения детей с поражением опорно-двигатльного аппарата посредством адаптивного плавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрунина С.В., Хабарова С.М., Чистякова С.В., Дворянинова Е.В., Соломатина Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности обучения детей с пода адаптивному плаванию в Пензенской области»

(©

Петрунина С.В., Хабарова С.М., Чистякова С.В., Дворянинова Е.В., Соломатина Г.А.

Пензенский государственный университет, Россия

ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПОДА АДАПТИВНОМУ ПЛАВАНИЮ В

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье представлен начальный этап комплексного обучения детей с поражением опорно-двигатльного аппарата посредством адаптивного плавания.

Ключевые слова: церебральный паралич, водная среда, двигательная коррекция, индивидуальные упражнения, методические приемы

Summary

The article presents the starting of the integrated education of children with disabilities of locomotor system.

Keywords: cerebral palsy, the aquatic environment, motion correction, individual exercises, teaching methods.

В последнее время все большее внимание уделяется адаптивному спорту в России. Наши спортсмены-паралимпийцы успешно выступили на Зимних Паралимпийских играх 2014 года в г. Сочи. Все это способствовало открытию и развитию адаптивных школ и отделений в различных регионах нашей страны.

Различные исследования авторов в области адаптивной физической культуры (В. С. Дмитриев, А. В. Сахно, С. П. Евсеев, 1998; Ю. А. Назаренко, 1999; Л. В. Шапкова, 1999, Орешкина Ю.А., 2000, Петрунина С.В. 2003, Талицкая О.В, 2007 и др.) указывают на положительное влияние как коррекционных, так и спортивно-оздоровительных занятий в водной среде, на физическое развитие, и социальную адаптацию инвалидов.

Отмечается, что плавание среди лиц с ограниченными возможностями в состоянии здоровья является эффективным и доступным видом как двигательной реабилитации, так и спортивным совершенствованием. Нами проводятся исследования с сентября 2013 года во Дворце водного спорта «Сура» в группе адаптивного плавания. Цель работы отделения -улучшение физического состояния занимающихся, а также подготовка их для участия в соревнованиях.

Прежде чем проводить исследования и начинать начальное обучение простейшим плавательным упражнениям, было проведено тестирование функциональных показателей детей. Измерялся пульс, давление, динамометрия (кистевая и становая), проводились тесты на выносливость и на моторику.

В исследовании принимают участие дети от 7-12 лет с нарушением функций опорнодвигательного аппарата (ДЦП) в количестве 20 человек. Все дети до начала занятий не могли держаться на воде и не умели плавать. После цикла занятий, которые проходили три раза в неделю по 60 минут, в течение трех месяцев, все занимающиеся научились держаться на воде, правильно выполнять выдохи в воду и проплывать короткие отрезки без остановки. Занятия проводились организовано и каждому ребенку индивидуально давались упражнения и задания по мере дефекта и по степени заболевания.

В конце третьего месяца, проводились первые соревнования на приз Деда Мороза, где дети проплывали дистанцию 25 метров вольным стилем. Все занимающиеся справились с поставленной задачей, доплыв дистанцию.

Петрунина С.В., Хабарова С.М., Чистякова С.В., Дворянинова Е.В., Соломатина Г.А., 2015 г.

Нами была определена контрольная и экспериментальная группа, каждая из состоит 10 человек. После следующего цикла занятий, уже в марте 2014 года, занимающиеся проплыли на соревнованиях 25 метров и готовились к преодолению новой дистанции 50 метров. Протоколы соревнований свидетельствуют о том, что все дети улучшили результаты на дистанции 25 метров. А также преодолели дистанцию 50 метров.

Педагогические наблюдения, свидетельствуют о том, что у детей улучшилось состояние здоровья, родители отмечают повышенный интерес у детей к занятиям. А после соревнований, было видно у детей, сколько было радости в глазах от завоеванных медалей.

Хочется отметить, что правильно выбранные методические приемы, индивидуальный подход, способствует эффективному обучению, развитию двигательной активности и успешному выступлению на соревнованиях детей с нарушением функций опорнодвигательного аппарата (ДЦП) Дальнейшие исследования и результаты будут отражены в диссертационной работе.

Литература

1. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. № 5-3 ,(12). С.37-39

2. Петрунина С.В., Хабарова С.М. , Позднышева Е.А., БоковГ.В. Особенности двигательной коррекции средствами водной среды// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2014. № 6 (25), Ч. 2, С. 52-53

3. Петрунина С. В., Кирюхина И. А., Хабарова С. М., Рогов А. А., Дворянинова Е. В. Анализ

показателей физического развития и физической подготовленности инвалидов и здоровых людей // УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (МКУО-2014) : сб.ст. XVIII Междунар. науч-метод. конф., посвящ. 200-летию со днярождения М. Ю. Лермонтова (г. Пенза, 10-11 апреля 2014 г.) / подред. А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. - С.352-354

4. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina I.A. Investigation of biomechanical factors of walking of disabled and healthy people //2nd International Scientific Conference “European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches”: Volume 2. Papers of 1st International Scientific Conference (Volume 1). February 18-19, 2013, Stuttgart, Germany. P. 120-121.

5. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina The basic technology of psycho-social adaptation of disabled people through individual swimming exercises // Europaische Fachhochschule, European Applied Sciences, #2 - 2013., ORT Publishing. Stuttgart, Germany, Р.99-100

6. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina I.A. The basic technology of psychosocial adaptation of disabled people through individual swimming exercises: monograph / 1st edition. - Vienna: “East West” Association for Advances Studies and Higher Education GmbH, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.