Научная статья на тему 'Возможности образовательной среды города для организации исследовательской деятельности школьников (на примере города Архангельска)'

Возможности образовательной среды города для организации исследовательской деятельности школьников (на примере города Архангельска) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / ORGANIZATION OF STUDENT'S RESEARCH ACTIVITY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Людмила Александровна

В статье представлен анализ возможностей образовательной среды города для организации исследовательской деятельности школьников. К возможностям образовательной среды авторы относят проведение исследовательских конференций, конкурсов исследовательских работ, функционирование программ поддержки одаренных детей, программ обучения педагогов основам организации исследовательской деятельности и др. Представленный анализ проведен на примере образовательной среды города Архангельска и позволяет сделать вывод насколько хорошо учителя могут организовывать исследовательскую деятельность учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE ORGANIZATION OF STUDENT’S RESEARCH ACTIVITY (ON THE EXAMPLE OF ARKHANGELSK)

The article presents an analysis of the opportunities of the educational environment of the city for the organization of student’s research activity. To the possibilities of the educational environment, the authors are conducting research conferences, research contests, supporting programs for gifted children, training of teachers the basics of the organization of research activities and etc. The present analysis conducted on the example of the educational environment of Arkhangelsk and allows us to conclude how well teachers can organize student’s research activities.

Текст научной работы на тему «Возможности образовательной среды города для организации исследовательской деятельности школьников (на примере города Архангельска)»

ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА)

Лукьянова Людмила Александровна

аспирант Северного (Арктического) федерального университета им.

М.В. Ломоносова, учитель истории Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26»,

РФ, г. Архангельск E-mail: lindawood@yandex.ru

OPPORTUNITIES OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE ORGANIZATION OF STUDENT'S RESEARCH ACTIVITY (ON THE

EXAMPLE OF ARKHANGELSK)

Lukyanova Lyudmila

postgraduate student of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Teacher of history of the Municipal educational institution

"Secondary school № 26", Russia, Arkhangelsk

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ возможностей образовательной среды города для организации исследовательской деятельности школьников. К возможностям образовательной среды авторы относят проведение исследовательских конференций, конкурсов исследовательских работ, функционирование программ поддержки одаренных детей, программ обучения педагогов основам организации исследовательской деятельности и др. Представленный анализ проведен на примере образовательной среды города Архангельска и позволяет сделать вывод насколько хорошо учителя могут организовывать исследовательскую деятельность учащихся.

ABSTRACT

The article presents an analysis of the opportunities of the educational environment of the city for the organization of student's research activity. To the possibilities of the educational environment, the authors are conducting research conferences, research contests, supporting programs for gifted children, training of teachers the basics of the organization of research activities and etc. The present analysis conducted on the example of the educational environment of Arkhangelsk

Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |

and allows us to conclude how well teachers can organize student's research activities.

Ключевые слова: образовательная среда; исследовательская деятельность; организация исследовательской деятельности школьников.

Keywords: educational environment; research activities; organization of student's research activity.

Важность организации исследовательской деятельности понимается современным образовательным сообществом. Без развития исследовательских умений учащиеся не смогут как следует реализовать себя в обществе, проявить творчество в профессиональной и личной сфере. Сегодня важно изучить насколько образовательная среда города способствует развитию данных умений. В данной статье рассмотрены существующие на сегодняшний день возможности в образовательной среде города Архангельска.

Традиционно к возможностям образовательной среды относят проведение исследовательских конференций, конкурсов исследовательских работ, функционирование программ поддержки одаренных детей, программ обучения педагогов основам организации исследовательской деятельности школьников и др. Проанализируем, насколько хорошо представлены данные возможности в городе Архангельске.

Образовательные учреждения города предоставляют учащимся возможности для развития творческих и исследовательских умений. Почти в каждой школе сегодня действует Научное общество обучающихся, ежегодно проводятся учебно-исследовательские конференции. Учителя привлекают учащихся к научному поиску благодаря проведению факультативных и элективных курсов соответствующей тематике.

В городе принимаются меры по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей. Одной из таких мер стало функционирование очно-заочной «Областной школы для одаренных детей». Данная школа позволяет выявлять

наиболее одаренных учащихся с повышенной мотивацией к обучению. Выпускники Школы одаренных детей получают новые знания, знакомятся с успешными людьми, совершают экскурсии, поездки, им легче поступить в престижные вузы благодаря тому нелегкому умственному труду, которым они занимаются в школе.

В Архангельске и области существуют традиционные мероприятия, способствующие развитию исследовательских умений учащихся, пропаганде научных знаний, оказанию поддержки талантливой, одаренной молодежи в профессиональном становлении и развитии. Для младших школьников в Архангельске проводится городской конкурс исследовательских работ и проектов «Я-исследователь». Ежегодно проводится городская конференции «Юность Архангельска», целью которой является «выявление, развитие и поддержка одаренных, талантливых обучающихся в области научного, технического и художественного творчества» [2]. На областном уровне уже не первый год проводится учебно-исследовательская конференция «Юность Поморья». В конференции принимают участие обучающиеся 9—11 классов, а также обучающиеся начальных классов (секция «Краеведение»).

Кроме того, в Архангельске проводится городская заочная конференция «Свет Руси», конкурс научно-исследовательских работ по краеведению «Слово о людях и земле Поморской», областная заочная конференция «Родословие», областные Иоанновские чтения, межрегиональная конференция научно-исследовательских работ «Скажи зависимости нет!», межрегиональные Малые Ломоносовские чтения, открытый региональный конкурс «Наследие Поморья», проводимый Архангельский государственным музеем деревянного зодчества и народного искусства «Малые Карелы». Информация о данных конкурсах и конференциях находится в свободном доступе в сети Интернет, любой педагог и учащийся может ознакомиться с положениями данных мероприятий и спланировать свою исследовательскую работу, чтобы принять в них участие.

На базе других образовательных учреждений города проводятся конкурсы научно-исследовательских работ для школьников. К примеру, в САФУ

ежегодно проводится научно-практическая конференция «Молодёжь — двигатель науки», конференция «Научно-исследовательская деятельность в области математики, прикладной математики и информатики». На базе ГБОУ СПО АО «Архангельский индустриально-педагогический колледж» проводится межрегиональная научно-практическая студенческая конференция по теме «Учебно-исследовательская деятельность обучающихся в системе образования», в которой принимают участие учащиеся школ. Сегодня учреждения высшего и среднего специального профессионального образования уделяют внимание развитию школьной науке. Хотелось, чтобы информация о данных конкурсах доходила своевременно до учителей и учащихся.

В Архангельске особое внимание уделяется работе с молодыми педагогами. Одним из направлений деятельности молодого педагога является работа по организации исследований совместно с учащимися. В 2014 году впервые проводился городской конкурс научно-исследовательских работ учащихся под руководством педагогов со стажем работы до 3-х лет «В науку первые шаги». Конкурс призван способствовать «привлечению педагогов со стажем работы до 3-х лет к руководству исследовательской деятельностью учащихся в различных областях наук и ознакомлению учащихся с разнообразными формами ведения учебно-исследовательской и проектной деятельности» [1].

Так же в нашем городе проводятся конкурсы, стимулирующие интерес педагогических работников к организации исследовательской деятельности. Одним из таких конкурсов является областной заочный конкурс «Организация работы с одарёнными детьми». В 2012 году на конкурс поступило 36 материалов из 10 муниципальных образований Архангельской области по пяти номинациям. Учителя Архангельска приняли активное участие в данном конкурсе и заняли два первых и одно второе место в различных номинациях. Участие в подобных конкурсах помогает педагогам обобщить собственный опыт и систематизировать работу по развитию одаренных детей и в том числе их исследовательских умений в своей педагогической практике.

Проанализировав лишь часть возможностей образовательной среды города Архангельска, можно сказать, что наличие большого количества мероприятий, которые ежегодно проводятся в городе и области, помогает учителям спланировать свою работу в данном направлении. Учителям предоставляется уникальная возможность проявить себя в качестве педагога-исследователя, который является членом научного общества, организует учебно-исследовательскую конференцию в своей школе, участвует с наработками в конкурсах педагогических материалов, повышает свою квалификацию на специальных курсах, посвященных исследовательской деятельности и т. д. Однако отдельным образовательным учреждениями города стоит усилить работу в данном направлении. Лишь получив в результате ученика, способного критически и творчески мыслить, мы можем быть удовлетворены своей деятельностью, иначе наша миссия ещё не выполнена.

Список литературы:

1. Положение о проведении городского конкурса учебно-исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений «В науку первые шаги» под руководством педагогов со стажем работы до 3-х лет // [Сайт] МБОУ СОШ № 17. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.29arhangelsk-17.edusite.ru/p437aa1.html (дата обращения: 17.07.2014).

2. Положение о проведении XIII городской конференции «Юность Архангельска» // [Сайт] Pandia.ru — Энциклопедия знаний. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pandia.ru/text/78/124/18116.php (дата обращения: 17.07.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.