Научная статья на тему 'Возможности компьютерной поддержки в обучении военного специалиста иностранному языку'

Возможности компьютерной поддержки в обучении военного специалиста иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОЦЕСС ЗАПОМИНАНИЯ / АДАПТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / MILITARY SPECIALIST / PROFESSIONAL OCCUPATION / FOREIGN LANGUAGE / COMPUTER SUPPORT / MEMORIZING PROCESS / ADAPTIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тенищева Вера Федоровна, Аванесова Татьяна Панайотовна

В статье рассматриваются возможности компьютерной поддержки в обучении иностранному языку. Компьютерная поддержка способствует формирoванию алгоритмов профессиональной деятельности военного специалиста в условиях иноязычной коммуникации, основной базой которых являются запоминаемые информационные единицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тенищева Вера Федоровна, Аванесова Татьяна Панайотовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of Computer Support in the Process of Military Specialist Training

The article describes the possibilities of computer support in the foreign language teaching. Computer helps military specialists acquire thorough knowledge of professional algorithms in the foreign language communication by means of information units memorizing.

Текст научной работы на тему «Возможности компьютерной поддержки в обучении военного специалиста иностранному языку»

УДК 355:37 355:159.9 ББК 68.49(2)3 + 88.4

Тенищева Вера Федоровна

доктор педагогических наук,

профессор кафедра иностранных языков Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф. Ушакова

г. Новороссийск Аванесова Татьяна Панайотовна кандидат педагогических наук, доцент

кафедра иностранных языков Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф. Ушакова

г. Новороссийск Tenishcheva Vera Fedorovna Doctor of Pedagogics, Professor Chair of Foreign Languages Maritime State Academy named after Admiral F.F. Ushakov

Novorossisk Avanesova Tatyana Panayotovna

Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of Foreign Languages Maritime State Academy named after Admiral F.F. Ushakov

Novorossisk

Возможности компьютерной поддержки в обучении военного специалиста иностранному языку

Possibilities of Computer Support in the Process of Military Specialist Training

В статье рассматриваются возможности компьютерной поддержки в обучении иностранному языку. Компьютерная поддержка способствует формированию алгоритмов профессиональной деятельности военного специалиста в условиях иноязычной коммуникации, основной базой которых являются запоминаемые информационные единицы.

The article describes the possibilities of computer support in the foreign language teaching. Computer helps military specialists acquire thorough knowledge of professional algorithms in the foreign language communication by means of information units memorizing.

Ключевые слова: военный специалист, профессиональная деятельность, иностранный язык, компьютерная поддержка, процесс запоминания, адаптивная компетенция.

Key words: military specialist, professional occupation, foreign language, computer support, memorizing process, adaptive competence.

Большую роль в освоении иностранных языков и формировании личностных образований, которые позволяют военному специалисту компетентно решать профессиональные задачи в иноязычной среде играют информационные технологии. Компьютер предоставляет учащемуся физическую, социальную, лингвистическую и когнитивную автономию, социализирует образовательный процесс, способствуя созданию коллективных творческих групп за пределами аудитории.

Использование компьютерной поддержки при освоении нового иноязычного материала создаёт благоприятные условия для развития рефлексии его собственного поведения в ситуациях иноязычного общения, для прогнозирования взаимопонимания в возможных отношениях с партнёром.

Установка на прогнозирование профессиональных ситуаций и возникающих в них проблем, неразрешимых без знания информационных единиц на иностранном языке, направляет внимание обучающегося на зависимость качеств его личности и ее оценки будущим партнёром от владения изучаемым материалом. Информационной базой компьютерной программы являются единицы учебной информации, запоминание которых способствует успешной работе будущего специалиста в условиях профессиональной иноязычной деятельности.

В теоретических и экспериментальных изысканиях исследовалось каждое звено процесса обучения, в том числе и на этапе изучения нового материала. Но специфика компьютеризации этого этапа не изучалась, - осмысление новых информационных единиц обычно рассматривалось в совокупности с осмыслением известных, в их взаимосвязях. Исследование компьютеризации «чистых» запоминательных действий без совместного изучения явно выраженных логических взаимосвязей не проводилось.

В профессиональной деятельности военного специалиста именно четкое понимание ключевых терминов, мгновенная адаптация к национальным особенностям их произнесения, точность и оперативность соотнесения их значения с предметными характеристиками объекта или процесса профессиональной

деятельности имеют определяющее значение для ее успешности. Поэтому нами было исследованы возможности компьютеризации действий по запоминанию информационных единиц без явно выраженных логических взаимосвязей между ними.

Раскрывая процесс формирования умственного действия, а вместе с ним и знания, в своём исследовании мы опирались на теорию поэтапного формирования умственных действий (А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) [1]. Согласно этой теории, очевидно, что усваиваемое действие постепенно переводится из внешнего состояния во внутренний план. Следование этим путём обеспечивает надёжное усвоение и действия, и знания. Достигается и понимание, и запоминание.

Рассматривая проблему организации действий учащихся по запоминанию учебного материала, мы обратили внимание на взаимосвязи централизованного и автономного управления и обеспечение обратной связи в информационных процессах обучения, - рецепторном, рефлекторном и эффекторном этапах (В .П. Беспалько). На эффекторном этапе осуществляется закрепление и коррекция умений и выработка навыков, поскольку существует информационная константа физиологического процесса выработки условного рефлекса и дидактического принципа сознательности в обучении, которыми является обратная связь. Закрепление знаний происходит при их активизации, развитии и применении на практике [2].

На рассмотренные выше теоретические положения мы опирались при создании программного продукта,- технического средства поддержки запоминания информационного материала в процессе обучения. Процесс запоминания обеспечивается сосредоточиванием внимания, равномерным запоминанием всех частей изучаемого материала, его глубоким осмыслением, формированием умения выделять главное.

Значительная часть запоминания происходит при оперировании изучаемыми понятиями, закономерностями на всех этапах процесса обучения. В ситуации запоминания присутствуют: исходный элемент - новый объект (термин,

схема, рисунок), конечный элемент, - образ объекта и его взаимосвязи с другими элементами информации или понятийное описание (см. рис. 1).

Новый объект Понятийное

описание

или

Понятийное Новый объект

описание

Рис. 1.

Перед учащимся стоит задача запомнить образ нового объекта и его описание, а также факт их соответствия друг другу. Параллельно запоминаются вызванные этим образом эмоции и впечатления. Первоначально учащемуся дается объект запоминания в совокупности с вышеуказанными тремя компонентами, проходящий через его сознание.

Стратегия первого акта действия по запоминанию учебного материала заключается в направлении мыслительной деятельности учащегося на осознание соответствия объекта его понятийным характеристикам. Вопрос тактики заключается в организации восприятия, осуществляемого различными способами, - выдачей текста на экран компьютера, устным сообщением преподавателя с дублированием на экране компьютера, предоставлением аудиовидеозаписи с использованием различных акцентов.

Для запоминания могут быть использованы следующие виды информационных единиц: названия новых не изучавшихся ранее материальных объектов, лингвистические единицы, знаковые информационные единицы, формулы, рисунки изучаемых объектов, дефиниции новых объектов или понятий, формулировки законов, правила и др.

Техническое средство обратной связи используется для того, чтобы создать учебную ситуацию, содержащую в себе текущее состояние акцептора ре-

зультатов действия, адекватное изучаемому знанию, уловить момент наступления этого состояния и осуществить в этот момент, санкционирующий толчок (выдать сигнал о правильности действия). Это состояние готовности к осуществлению санкционирования текущей программы, акцептор результатов действия и представляет собой ситуацию запоминания [3].

Необходимо отметить, что правильная организация запоминания единиц учебного материала приводит к экономии времени, положительным эмоциям, оперативному, успешному выполнению действий на основе усвоенного учебного материала.

Успешность запоминания единиц информации зависит от следующих факторов:

- от активности осмысления запоминаемой единицы, мотивированной установкой на воображение, прогнозированием её роли и значимости в возможных практических и теоретических ситуациях, наведением на подходы к воображению таких ситуаций;

- от многосторонности осмысления, обеспеченного направлением внимания на анализ внутренней структуры, на прогнозирование внешних связей, оценку роли и значимости всей целой единицы и её компонентов в различных ситуациях, на воображение возможных вариантов рассматриваемой единицы;

- от создания ситуаций, побуждающих к размышлению о запоминаемых единицах, к объективной оценке их текущей усвоенности и повторению действий по запоминанию материала.

По результатам проведённого нами экспериментального исследования мы пришли к выводу о том, что именно с помощью компьютерной поддержки учащиеся приступают к активизации своей деятельности по запоминанию, проявлению в ней инициативы, изобретательности при понимании значения и условий запоминания единицы информации.

Эксперимент проводился в учебном процессе Морской государственной академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова в течение 2004 - 2008гг., общее количество его участников составило 835 человек. Участникам эксперимента дава-

лись задания на запоминание информационных единиц на английском языке и выполнение тренировочных упражнений по их воспроизведению.

В экспериментальных группах произошло возрастание показателя среднего балла успешности их усвоения до 1,40 единицы. В контрольных группах, осваивающих лексику по традиционной методике без компьютерной поддержки, оно составило всего 0,62 единицы.

Проведённое анкетирование и индивидуальные беседы выявили отношение студентов к компьютеризации действий по запоминанию и их представления о приемах, способствующих запоминанию нового учебного материала. Оказалось, что при выполнении действий, направленных на его запоминание, проявляется активность обучающихся и их многосторонние усилия для решения поставленной задачи. Эти действия направлены на осознание значимости поставленной задачи для их личности; на планирование и выполнение своих действий по запоминанию; на установление (в воображении) связей изучаемых информационных единиц с будущей профессиональной действительностью; на прогнозирование последствий запоминания и не запоминания изучаемого материала; на оценивание всех возможных связанных с ним ситуаций, а также своего места и роли в них и интеллектуальных, деловых и профессиональных качеств личности, которые должны проявиться в этих ситуациях и своего престижа в них.

Компьютерная поддержка многократного выполнения действий, направленных на запоминание, побуждает учащегося к их всестороннему осмыслению и оценке и актуализирует житейские и производственные представления о смежных понятиях, законах, явлениях, возбуждает эмоции, окрашивающие информационные единицы.

Своевременная компьютеризированная помощь в процессе освоения профессиональной терминологии способствует формированию адаптивной компетенции, которая приводит к снижению барьера напряженных психических состояний. Это происходит за счет сокращения периода адаптации к различным акцентам произношения и развития стереотипа адекватности оперативного со-

отнесения иноязычной информации с предметными характеристиками процессов или объектов управления, предъявляемыми на экране компьютера.

Так, точность понимания информационных единиц, произносимых с различными акцентами, в контрольных группах составила 97,14%. Оперативность соотнесения их значения с предметными характеристиками объекта или процесса профессиональной деятельности достигла 75,71%.

Таким образом, компьютеризированная поддержка способствует сокращению периода адаптации учащихся к особенностям речи и различным акцентам собеседников. Развиваются стереотипы оперативного соотнесения иноязычной информации с предметными характеристиками объектов и процессов, предъявляемых на экране компьютера, и в результате формируются прочные знания ключевых информационных единиц, составляющих базу профессионального иноязычного общения.

Библиографический список

1. Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение [Текст] / Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я. -Советская педагогика, 1964. - № 10.

2. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения [Текст] / Талызина Н.Ф. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1969. - 133с.

3. Беспалько В.П. Программированное обучение [Текст] / Беспалько В.П. - М.: Высш. школа, 1970. - 300с.

4. Малиночка Э.Г. Категория обратной связи в педагогике [Текст] / Малиночка Э.Г. -Адыгейский гос. ун-т., Кубанский гос. ун-т. Майкоп, 1998. - 73 с.

Bibliography

1. Leontiev, A.N., Galperin, P.Ya. Theory of Knowledge Acquisition and Programming Study [Text] / A.N. Leontiev, P.Ya. Galperin. - Soviet Pedagogics. - 1964. - № 10.

2. Talyzina, N.F. Theoretical Problems of Programming Study [Text] / N.F. Talyzina. - M.: Moscow State University, 1969. - 133 p.

3. Bespalko, V.P. Programming Study [Text] / V.P. Bespalko. - M.: Higher School, 1970. -

300 p.

4. Malinochka, E.G. Category of Feedback_Link in Pedagogics. Adygei State University [Text]: / E.G. Malinochka. - Maikop, 1998. - 73 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.