Научная статья на тему 'Возможности использования подвижных игр с элементами спорта в работе с дошкольниками'

Возможности использования подвижных игр с элементами спорта в работе с дошкольниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1203
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТА / ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / OUTDOOR GAMES WITH SPORT COMPONENTS / FREE BEHAVIOR / PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Финогенова Наталья Валентиновна, Решетов Денис Владимирович

Рассматривается возможность использования подвижных игр с элементами спорта в физическом воспитании детей дошкольного возраста для всестороннего, гармоничного развития дошкольников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Финогенова Наталья Валентиновна, Решетов Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF USING OF OUTDOOR GAMES WITH SPORT COMPONENTS WITHIN PRESCHOOLERS

In this article we can see the possibilities of using of outdoor games with sport components in physical education within preschoolers.

Текст научной работы на тему «Возможности использования подвижных игр с элементами спорта в работе с дошкольниками»

Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та им. А.И. Герцена, 1985. - 67 с.

15. Фарбей, В.В.Педагогические и медико-биологические критерии отбора в биатлоне / В.В. Фарбей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 11 (62). - С. 309-316.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Наталья Валентиновна Финогенова, кандидат педагогических наук, доцент, Денис Владимирович Решетов, аспирант,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК),

г. Волгоград

Аннотация

Рассматривается возможность использования подвижных игр с элементами спорта в физическом воспитании детей дошкольного возраста для всестороннего, гармоничного развития дошкольников

Ключевые слова: подвижные игры с элементами спорта, произвольность поведения, дети дошкольного возраста.

THE POSSIBILITIES OF USING OF OUTDOOR GAMES WITH SPORT COMPONENTS WITHIN PRESCHOOLERS

Natalia Valentinovna Finogenova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,

Denis Vladimirovich Reshetov, the post-graduate student,

Volgograd state academy of physical culture,

Volgograd

Abstract

In this article we can see the possibilities of using of outdoor games with sport components in physical education within preschoolers.

Keywords: outdoor games with sport components, free behavior, preschoolers.

Дошкольное детство - ответственный период развития ребенка. По выражению А.Н. Леонтьева, это - возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольников может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

Одним из первых признаков развития воли является произвольность, то есть способность управлять своим поведением.

В обобщенной форме произвольность поведения можно рассматривать как сознательную активность индивида, приведение собственных внутренних резервов в соответствие с условиями внешней среды для достижения значимой цели. Произвольность поведения рассматривается нами как самостоятельное обеспечение ребенком адекватности собственных действий и поступков, их соответствия принятой программе, требованиям определенных принципов и правил.

Важнейшим источникам развития произвольного поведения в дошкольном возрасте является игра, на что указывал еще Л.С. Выготский. Значение игры было также экспериментально подтверждено в работах Д.Б. Эльконина (1999), Н.Я. Михайленко,

Н.А. Коротковой (1999).

Игра всегда выступает одновременно как бы в двух измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она представляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворением назревших актуальных потребностей. С другой стороны, игра всегда направлена в будущее, так как в ней прогнозируются и моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения сознательных, профессиональных, творческих функций, а также для физической закалки развивающегося организма.

Вместе с тем, широкие возможности подвижных игр в практике работы дошкольных учреждений используются недостаточно, тогда как они содержат условия, облегчающие формирование произвольного поведения.

Необходимо заметить, что игры приобретают подлинно воспитательнообразовательное значение только тогда, когда они специально отбираются, уточняются по содержанию и оформляются в педагогических целях.

При подборе подвижных игр необходимо учитывать, прежде всего, то, что возрастные особенности дошкольников характеризуются недостаточностью развития мышечной силы, некоторой неустойчивостью сердечной деятельности, повышенным обменом веществ, несовершенством в координации, силе и быстроте движений, относительно быстрой утомляемостью, недостаточным уровнем волевых качеств, малым запасом знаний о своих двигательных возможностях. Также для старших дошкольников важным является не только участие в игре, но и победа в ней. Поэтому и становится возможным использование подвижных игр, основанных на элементах спортивных игр, в старшем дошкольном возрасте.

Подвижные игры с элементами спорта в практике физического воспитания детей дошкольного возраста выделяются обычно в отдельную группу в связи с тем, что ребенок не всегда умеет играть с кем-либо. В детях он видит не партнеров по совместной игре, а конкурентов, претендентов на общие игрушки, и, как следствие - постоянные конфликтные ситуации. Сюжетно-ролевые игры и подвижные игры с правилами либо проводятся без специального оборудования, либо инвентарь дети должны получать по определенно установленному порядку, что исключает конфликты.

В подвижных играх с элементами спорта дети должны не только ориентироваться на систему требований, но и осуществлять командные взаимодействия. В них проявляется истинная произвольность поведения, которая заключается, прежде всего, в сдерживании желаний и подчинении своего поведения целям коллектива, так как в ходе игры ребенок вынужден понимать, что не он один хочет действовать с мячом, попадать им в ворота (корзину), его действия должны быть направлены на успех всей команды. Ради интересов команды ребенку часто приходиться отказываться от мяча, передавать его партнеру, который имеет более благоприятные условия для успешного завершения игровой ситуации.

В подвижных играх с элементами спорта соподчинение и согласование действий участников происходит в соответствии с правилами, которые носят сложный характер, роли, имеют характер игровых функций (защитник, нападающий и др.).

На основании данных научно-методической литературы, нами был реализован формирующий педагогический эксперимент, направленный на формирование произвольности поведения в игровой деятельности.

В качестве основной гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что формирование произвольного поведения детей дошкольного возраста будет успешным, если в качестве средств физического воспитания использовать подвижные игры с элементами спорта.

В ходе проведения экспериментальной работы была разработана двигательноигровая программа «Твой друг - игра!». Она содержит такие разделы, как общефизическая, техническая и морально-волевая подготовка, а также знания о технике спортивных игр и правила соревнований, что обеспечивает комплексный подход в реше-

нии воспитательных задач. Кроме регулярных занятий, дети участвуют в спортивных праздниках и показательных выступлениях.

Существенно, что при этом спортивные игры - не самоцель, а средство всестороннего развития ребенка, способ привить ему любовь к спорту, заложить основы здорового образа жизни. С самого начала перед ними ставится цель: овладеть игрой, имеющей высокий рейтинг во "взрослом" мире, в результате каждое занятие приобретает значимость очередного шага на пути ее достижения.

Апробация элементов программы показала, что гибкая система обучения и дифференцированный подход в подборе игрового материала благотворно влияют на показатели физической подготовленности и формирование культуры движений. Так, качественные и количественные показатели в беге, прыжках в длину и метании у детей, участвующих в эксперименте, выросли на 16-18%, по сравнению с дошкольниками, в работе с которыми используются традиционные формы физического воспитания, а двигательная активность в режиме дне увеличилась на 14% за счет повышения интереса к спортивным играм и использования их во время самостоятельной двигательной деятельности.

Для определения степени сформированости произвольности поведения детей в игровой деятельности были отобраны следующие подвижные игры: "У медведя во бору", "Автомобилисты", "Найди и промолчи".

Испытуемые на достаточно высоком уровне выполнили задание, в котором количество правил ограничивалось двумя, причем они носили обязательный характер для продолжения игры ("Найди и промолчи"). При этом 21,4% детей получили оценку 5 («высокий уровень»), 4,8% не смогли справиться с заданием, у остальных испытуемых результат соответствует уровню «выше среднего».

В игре "У медведя во бору" также присутствуют два правила, но если действия под речитатив выполнили все дети, то дошли до черты 61,9%, остальные вспомнили данное правило после напоминания.

В игре "Автомобилисты" количество правил увеличилось до трех. Игра эта носит соревновательный характер. Для детей старшего дошкольного возраста в игре важен результат, а не сам процесс игры, то есть главное - быстрее "приехать", а сколько при этом было ошибок - неважно. Но и здесь 34,3% испытуемых получили высшую оценку, с небольшими неточностями "проехали" трассу остальные участники, но после дополнительного объяснения все смогли избежать ошибок.

Анализ результатов тестирования произвольности поведения в стандартных тестах позволил установить улучшение способности выполнять задания по наглядному образцу (тест «Мозаика», авт. С.К. Новратова-Бочавер, Е.А. Мухортова) на 27%, точно соблюдать указания взрослого и ориентироваться на систему правил (тест «Графический диктант», авт. Д.Б. Эльконин) на 20,1%.

Таким образом, проведенные исследования подтверждают как целесообразность содержательной части программы, так и ее многоцелевую направленность, в ходе которой, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают и творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корепанова, М. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» : пособие для педагогов и родителей / М.В. Ко-репанова, Е.В. Харлампова. - М. : Изд. Дом РАО ; Баласс, 2005. - 144 с.

2. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михай-ленко, Н.А. Короткова. - 2-е изд. - Екатеринбург : Деловая книга, 1999. - 176 с.

3. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии : пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - 2-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 304 с.

4. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

ТЕХНИКА БРОСКОВ ДЗЮДО В АНОМАЛЬНЫХ КИНЕМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВЗАИМНЫХ СТОЕК В ПРОЕКЦИИ НА САГИТТАЛЬНУЮ

ПЛОСКОСТЬ

Сергей Алексеевич Шишкин, соискатель,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

Выход дзюдо на мировую спортивную арену привел к снижению эффектности и эффективности его бросков, поскольку жесткость кинематических связей, обусловленных оборонительными захватами, затрудняет выход на старт бросков. Разрешение бросков с захватом ног, вынудившее борцов занимать согнутые стойки, выявило еще одну проблему - адаптации ассортимента и техники бросков к новым кинематическим условиям.

Ключевые слова: кинематические связи, согнутые стойки, адаптация техники бросков.

TECHNIQUE OF JUDO THROWS UNDER ANOMALOUS CINEMATIC CONDITIONS OF MUTUAL POSTURES IN THEIR RROJECTION ON SAGITTAL

SURFACE

Sergey Alexevich Shishkin, post-graduat student,

The Cuban state university physical education, sport and tourism,

Krasnodar

Abstract

The fact that judo has reached the world arena led to the lowering of effects and effectiveness of its throws. It is caused by the toughness of cinematic links, conditioned by defensive holds, which makes it difficult for throws to come on the start. The solution of throws involving leg techniques resulting in forcing wrestlers to take bending position revealed one more problem - the problem of adaptation of the assortment and throws technique to newly appeared cinematic conditions.

Keywords: cinematic links, bending position, adaptation throws techniques.

В статье была предпринята попытка формирования технического арсенала бросков применительно к нестандартным взаимным позам, возникающим в условиях спортивного поединка, когда борцы занимают согнутые стойки и ужесточают кинематическую связь за счет стандартных оборонительных захватов. Жесткость кинематической связи при оборонительных захватах в условиях противоборства привела к невозможности свободного выхода из исходного положения на стартовую позицию броска. Отсюда стали прогрессировать девальвация судейских оценок и сужение арсенала бросков, что лишает дзюдо его зрелищности и ранее завоеванного рейтинга [1].

Спортивная практика дзюдо вынудила к разрешению бросков с захватом ног руками, которые ранее относились к специальному разделу [4], что предопределило использование низко-согнутой стойки с тем, чтобы обезопасить ноги от захватов их руками.

Образование аномальной кинематической связи в таких условиях еще более сузило арсенал возможных для применения бросков и поставило проблему поиска новых способов воздействия на противника.

МЕТОДИКА

В лабораторном эксперименте с использованием двух раздельных тензодина-мометрических платформ - ПД - 3 А и вторичного преобразователя сигналов усилий БВП - 2 - были получены сравнительные динамические характеристики бросков, проводимых в различных кинематических условиях, обусловленных взаимными стойками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.