Научная статья на тему 'Возможности использования объектов культурного наследия Обь-Томского междуречья в рекреационно-туристских целях'

Возможности использования объектов культурного наследия Обь-Томского междуречья в рекреационно-туристских целях Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
279
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / КАРКАСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ / CULTURAL HERITAGE / FRAME ELEMENTS / RECREATION-BUT-TOURIST ROUTES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сыраев Дмитрий Геннадьевич

Рассматривается новый подход к видению культурного наследия через каркасные элементы объектов культурного наследия на примере Обь-Томского междуречья (Восток Юго-Западной Сибири)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers a new approach to the vision of cultural heritage through the skeletal elements of cultural heritage as an example of the Ob-Tomsk space (East South-Western Siberia).

Текст научной работы на тему «Возможности использования объектов культурного наследия Обь-Томского междуречья в рекреационно-туристских целях»

стиков самой целью: они думали не о том, чтобы завоевать бессмертие, но о том, чтобы просто предаваться радости экстаза и соединения. Однако это вовсе не означает, что у Чжуан-цзы не было учения о спасении путем обретения бессмертия.

Так, Чжуан-цзы называет имя одного даосского наставника, Гуан-чэна, который жил 1200 лет. Наставник Гуй из Наньбо обладал рецептом, позволяющим несмотря на возраст сохранять цвет лица и кожи, как у ребенка. При этом методы должны были меняться: каждый наставник имел свои, которые он хранил в секрете и передавал лишь избранным ученикам. С этого времени начинают практиковаться те методы, которые становятся самыми обычными в более поздние эпохи (эпоху Шести династий (III—VI века) и эпоху Тан (VII — Х века)). Можно обнаружить здесь важнейшие практики, пользовавшиеся популярностью в эпоху Шести династий: (1) отказ от злаков, (2) дыхательные упражнения и (3) концентрацию и медитацию; «путешествия за пределы четырех морей» соответствуют (4) методу управления экстазом, который практиковался в эпоху Чжуан-цзы, но который исчез впоследствии или по меньшей мере пе-

рестал иметь какое-либо теоретическое значение; он заключался в том, чтобы отправить свою душу блуждать по миру, ограниченному «четырьмя морями», и за его пределы с целью разыскать в ином мире богов и вступить с ними в контакт.

Чжуан-цзы уточняет, в чем заключаются дыхательные упражнения, и добавляет к ним описание некоторых видов гимнастики. Можно говорить о преемственности доктрин и практик между временем Чжуан-цзы (IV— III века до н. э. и ГУ—’У! века н. э.), сохранившейся, несмотря на длительный интервал. Речь идет об особых дыхательных упражнениях, путем которых удаляется старое и привлекается новое, а также об особом умении «ходить по-медвежьи» и «вытягиваться по-птичьи», мечтая только о продлении своих лет.

Таким образом, как и в эпоху Шести династий, даосы занимались самыми разными видами упражнений, чтобы достичь бессмертия. Достижения бессмертия было естественной целью обучения и дисциплины у даосов. Предполагалось, что все наставники, каждый в соответствии со своим особым методом, должны знать, как этой цели достичь, и уметь передать эти знания другим.

Литература

1. Зельницкий А.Д. Буддийские категории в даосском тексте // Путь востока. Материалы VI Молодежной научной конференции по проблемам, религии, культуры Востока. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

2. Дао дэ цзин: Книга о пути и силе / Лао цзы; Перевод с древнекит. и коммент. Александра Кувшинова. М.: Профит стайл, 2001. 169 с.

УДК 069.01

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ОБЬ-ТОМСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ В РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТСКИХ ЦЕЛЯХ

Сыраев Дмитрий Геннадьевич, соискатель, [email protected],

Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово)

The author considers a new approach to the vision of cultural heritage through the skeletal elements of cultural heritage as an example of the Ob-Tomskspace (EastSouth-Western Siberia).

Рассматривается новый подход к видению культурного наследия через каркасные элементы объектов культурного наследия на примере Обь-Томского междуречья (Восток Юго-Западной Сибири)

Key words: cultural heritage, frame elements, recreation-but-tourist routes

Ключевые слова: объекты культурного наследия, каркасные элементы, рекреационно-туристские маршруты

Культура и туризм составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Туризм рассматривается как самое эффективное средство массовой популярности и доступности к культурному наследию и основной механизм для включения его в мировые информационные потоки. При таком подходе культуру можно рассматривать, с одной стороны, как совокупность материальных и духовных ценностей, составляющих культурное наследие, а с другой, туризм является деятельностью, превращающей культурное наследие в ресурс развития для дальнейшей деятельности. Культура выступает как базовый ресурс.

Кроме экономической составляющей, культурное наследие влияет непосредственно на ценностные ориентиры человека. В России эта тематика особенно актуальна: во многом культурное наследие малой Родины становится непопулярным и уходит в забвение, а «западная культура» вытесняет элементы отечественной культуры. Ценностный кризис стал причиной низкого уровня культуры и нравственности значительной части подрастающего поколения. Популяризация культурных ценностей, сотрудничество государства и общества являются задачами не менее важными, чем развитие производственных отношений или военная безопасность.

В современных условиях назрела на сто -ятельная необходимость усилить внимание к истории и культурному наследию на территории российских регионов как одному из методов патриотическо-нравственного воспитания. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для его сохранения и благополучного преобразования.

Сибирь в силу исторической и территориальной специфики является территорией, обладающей значительным количеством объектов культурного наследия. Только на небольшой части Сибири в Обь-Томском междуречье сосредоточено более 10 тыс. (из 140 тыс. по России [8]) памятников культурного наследия.

Обь-Томское междуречье включает в себя Восток Юго-Западной Сибири — Кемеровскую, Новосибирскую, Томскую области, Алтайский край и республику Алтай. Интерес к данной территории объясняется следующими обстоятельствами:

1. На протяжении длительного периода истории территория Обь-Томского междуречья

являлась перекрестком путей многих наро-

дов, первоначально водных, в дальнейшем трактовых, магистральных и промышленных, которые являются каркасными элементами объектов культурного наследия; Уникальный культурный потенциал Обь-Томского междуречья представлен памятниками археологии, архитектуры, истории и монументального искусства (ед.): Алтайский кр. — 4540, Кемеровская обл. — 1560, Новосибирская обл. — 2062, Томская обл. — 996, Респ. Алтай — 577 [7].

2. Современная территория Обь-Томского междуречья является высокоурбанизированным районом (там наблюдается самая высокая плотность населения в азиатской части России).

3. Разнообразна природа территории: многоводные реки (Обь — по протяженности самая большая река в России, орографические районы от степей до горных арктических пустынь, обилие природных ресурсов (золото, уголь).

4. Экономически, промышленно- и аграрноразвитая территория.

Хронологические рамки исследования охватывают период от древней до новейшей истории, когда создавался историко-культурный потенциал региона, и представленный в виде картографии каркасных элементов объектов культурного наследия. При картографическом моделировании культурного наследия Обь-Томского междуречья мы взяли за основу рекомендации Е.Ю. Колбовского — исследование древних водных путей и трактов; локусов зарождения цивилизации, исторических центров городов, монастырских «углов» [5. С. 149].

Анализ исторического материала и объектов культурного наследия Обь-Томского междуречья позволил выделить три исторических периода каркасных элементов и провести картографирование: 1) археологический период — до XVI века, 2) период русского освоения и заселения — XVII—XIX веков, 3) индустриальный период — 1880—1940 годы.

1. Каркасные элементы археологических культур. Сходные по основным признакам группы памятников объединяются в так называемые археологические культуры, имеющие четкую локализацию во времени и пространстве. Археологические культуры в некоторых случаях соответствуют этническим объединениям древности. Анализ археологических источников в синтезе всеобщего

и конкретного исторического знания позволяет полнее реализовать принцип объективности. В Сибири насчитывается более 50 археологических культур. В исследуемом Обь-Томском междуречье мы выявили основные 10 археологических культур: каменный век (неолит): кузнецко-алтайская и верхнеобьская неолитическая культура; бронзовый век: афанасьевская, самусьская, андроновская, ирменская. железный век: тагарская, большереченская, пазырыкская, таштыкская; раннее средневековье: срост-кинская.

Каркасными элементами археологического наследия являются речные бассейны Обь-Томского междуречья — реки Обь, Томь, Кия, Бия, Иня, Катунь и др. Основные пути сообщения пролегают здесь по рекам. Объекты археологического культурного наследия представлены через поселения, стоянки, курганы, могильники, петроглифы, характерные для своего времени.

2. Каркасные элементы объектов периода земледельческого освоения и горно-рудного производства XVII—XIX веков. Этот этап картографирования каркасных элементов культурного наследия связаны с освоением и расселением на территории Обь-Томского междуречья русского населения в XVTI—XVTII веков, пути и заселение которых проходили в основном через реки и тракты, которые являются основой каркасного элемента. А также каркасные элементы этого периода — оборонительные линии и территории первых горно-рудных промыслов.

1. В XVTI—XVTII веках в условиях предпочтения русскими водных путей сообщения географический каркас уездов составляли реки с жившими по ним группами населения. На территории Обь-Томского междуречья водные пути проходили: с XVII века по реке Томь, с XVIII века по реке Обь с последующим их земледельческим освоением.

2. Оборонительная линия являлась своеобразной военной коммуникацией в виде дороги, соединяющей собой остроги, форпосты, маяки, защиты, станцы. В дальнейшем из пунктов обороны образовались земледельческие села. Нам известны три таких линии на территории Обь-Томского междуречья: Деми-

довская (1728—1744 годы) от Чагыр-ского форпоста и Алейского станца; Старая Колыванская обронительная линия и соединяющая дорога (1748— 1757 годы) от Бикатуньского острога до Алейского завода; Колывано-Воскре-сенская оборонительная линия и соединяющая дорога (1765—1771 годы) от Кузнецка до Верх-Алейского форпоста.

3. Московско-Сибирский тракт (иначе: Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт) — сухопутный транспортный путь между европейской частью России, Сибирью и Китаем. Обустройство тракта началось в 1730 году и было закончено в середине XIX века. На территории Обь-Томского междуречья: от Колывани до Итата.

4. Горнорудное производство. С середины XVIII века Алтай получает громкую европейскую славу: 90% русского серебра стали добывать и плавить именно на Алтае. Наибольшую и наибогатейшую в общероссийском масштабе часть серебряной руды поставлял Змеиногорский рудник. В течение более 70 лет, начиная с 1747 года, рудник загружал мощности сереброплавильных заводов Алтая. По размерам запасов в руде (3,5— 4,5 млн т) и по содержанию цветных металлов Змеиногорское месторождение и по современным требованиям следовало бы отнести к разряду крупных [12. С. 11]. На Змеиногородском месторо-жении выросли Колывано-Воскресен-ский, Барнаульский, Павловский, Су-зунский, Алейский заводы.

3. Каркасные элементы объектов периода индустриализации (1880—1940 годы).

Индустриализация докатилась до территории Обь-Томского междуречья только в 1880—90-х годах и продолжилась в период строительства социализма (1918—1940 годы). Строительство Транссиба сыграло важную роль для развития притрактовых сел и появления новых крупных населенных пунктов. Промышленный переворот, новые коммуникации, переселенческое движение, — все это буквально за несколько десятилетий принципиально изменило характер пространственных отношений в регионе [9. С. 94].

Каркасными элементами этого периода являются следующие: 1) Транссибирская магистраль Новосибирск—Итат (1899 год); железная дорога Юр га—Кольчугино (1913 год); железная дорога Новониколаевск—Барнаул (1915 год) и прочие железные дороги, построенные к 1926 году; 2) территории угледобычи, золотодобычи, железной руды. Территория Кузнецкого каменноугольного бассейна с объектами промышленности и инфраструктуры расположена в центральной части Кемеровской области.

Объекты культурного наследия представлены через архитектурные сооружения того времени, памятники революции и войн, объекты промышленности.

Таким образом, каркасный элемент выступает как коммуникативная локальная целостная система территории, формирующаяся на базе природных, культурных и экономических связей: а) территории археологических культур по основным рекам; б) водные пути, территории первых земледельческих станов, тракты, военные линии укреплений, места добычи полезных ископаемых (золото, серебро, медь), поселения; в) магистрали, промышленные и индустриальные города, расположение подразделений ГУЛАГА НКВД; памятные места революции и войн, места добычи полезных ископаемых (уголь, медь, золото).

С учетом указанных элементов была составлена карта «Основные районы каркасных элементов объектов культурного наследия Обь-Томского междуречья» (рис. 1), при этом были выявлены ареалы компактного расположения объектов культурного наследия и крупные культурные центры. Этот этап исследования был направлен на выявление и анализ конкретных объектов, оценку их потенциальной функциональной роли в сфере развития рекреационно-туристской деятельности.

Нами было выделено восемь районов историко-культурного наследия: «Притомский», «Мариинский» «Салаирский», «Кузнецкий», «Новосибирский», «Приобский», «Колыван-ский», «Алтайский» (рис. 1). Районы каркасных элементов объектов культурного наследия характеризуются известной общностью исторических, археологических, этнографических, градостроительных, архитектурно-пространственных и природных параметров, соответствующих определенному временному периоду развития этноса или иной территориальной

общности людей. В дальнейшем эти районы видятся нам как районы культурного туризма, по которым можно создавать рекреационнотуристские маршруты.

Рекреационно-туристское проектирование есть вариативное моделирование программ отдыха и обслуживающих их систем с учетом требований рекреации. Рекреационно-туристское проектирование рассматривается как функция туроператора на стадии разработки проекта тура. Эта задача, как правило, имеет для туроператора вполне конкретный характер — разработать рекреационную программу тура. Пользуясь моделью каркасных элементов объектов культурного наследия, можно значительно упростить и ускорить его конкретную реализацию.

При составлении рекреационно-туристских маршрутов мы предлагаем ввести три важных составляющих, актуальных для данного времени.

1. Составление маршрутов с учетом каркасных элементов объектов культурного наследия.

2. Включение в маршрут церквей и храмовых комплексов как основных опорных пунктов показа. 3. Использовать краеведческие музеи как информационный центр с определенной экспозицией.

Рассмотрим эти компоненты более подробно.

1. Каркасные элементы. Приоритетное внимание при составлении маршрутов следует уделить каркасным элементам объектов культурного наследия, что позволит ярче отражать исторический и культурный характер, и будет способствовать развитию рекреационно -туристской деятельности на территории Обь-Томского междуречья. Для составления маршрутов использовать

каркасные элементы: 1) объекты культурного наследия археологии — поселения, стоянки, курганы, могильники, петроглифы (на водных путях) через основные археологические культуры; 2) объекты культурного наследия ХУП—Х1Х веков — водные пути, тракты, оборонительные линии, объекты горнорудного производства; 3) объекты культурного наследия конца XIX — середины XX века — Транссибирская магистраль, территории угледобычи, золотодобычи, железной руды.

2. Церкви и храмовые комплексы. Важной составляющей при составлении маршрута необходимо сделать посещение церквей и храмовых комплексов. Этот момент ис-

Рис. 1. Карта основных районов каркасных элементов объектов культурного наследия

Обь-Томского междуречья

пользуют при составлении маршрутов, путешествии в автобусных турах, в культурно-познавательных экскурсиях Европы и Азии.

Храмы исторически в России понимались не только как культовые сооружения, сопровождавшие человека от рождения до смерти, и в поминовениях после нее, они несли многозначную символику и исполняли несколько функций. Церковь кроме молитвенного дома была для прихожан центром мироздания, архитектурной доминантой в силуэте города, местом театрализованного богослужебного действа, хранилищем произведений искусства и редких книг, своеобразным концертным залом, пантеоном с почетными захоронениями, центром публичной жизни города, а нередко и страны [6. С. 29]. Одной из основных особенностей Русской Православной Церкви, отличающей ее от других христианских, является то, что на протяжении длительного исторического периода она является важнейшим фактором сохранения русской нации [2, С. 7].

Философ И. Ильин рассматривает человеческую личность как вместилище духовного

и, прежде всего религиозного, опыта, поэтому с его точки зрения обновление человека необходимо начинать с обновления его души и тела, а не с ломки социальных условий существования [3].

Исходя из нравственно-этических соображений, а также из зарубежного опыта составления маршрутов, следует выделять церкви и храмовые комплексы как центровые пункты.

3. Краеведческие музеи. В качестве информационных пунктов при совершении маршрутов мы предлагаем выбрать краеведческие музеи. Их также можно использовать для рекламы объектов культурного наследия. М.Г. Блавиа считает: «Если рассматривать музеи как связующие звенья, как учреждения, выступающие не просто как источник информации, но и как средство обеспечения взаимодействия между населением, культурными процессами и продуктами, то мы получим еще одно преимущество: возможность предоставления невербальной информации, ведь хранящиеся в музеях предметы и символы воплощают в себе смысл, идеи и чувства, а значит, ценность и содержание, которые может понять и оценить публика. Получается, что назначение музея — не только

обслуживать наследие, но также знакомить людей с более сбалансированным и целостным взглядом на окружающий мир. Турист как бы получает сообщение от музея, и тем самым музей выполняет свою функцию обеспечения понятного и доступного контакта между наследием и публикой. Туризм дает нам новую возможность: он обеспечивает значительные экономические выгоды при правильном обращении с наследием и его сохранении и вместе с тем открывает новый действенный путь к всестороннему развитию местного населения» [1. С. 24—25].

В краеведческих музеях Обь-Томского междуречья можно разместить экспозиции в виде географической карты с указанием уникальных объектов культурного наследия выделенного района. Экспозиция предполагает наличие фотографии или макета объекта и краткой исторической справки, возможно размещение какого-либо дополнительного наглядного материала с места расположения объекта или из фонда хранилища музея, информации об инфраструктуре и маршруте посещения. Экспозицию предполагается разместить в крупных городах с населением около 100 тыс. человек, которые будут являться центрами формирования туристского спроса. Перечислим города-центры районов каркасных элементов историко-культурного наследия:

• Алтайский край: Барнаул, Бийск, Камень-на-Оби, Зеленогорск, Рубцовск;

• Кемеровская область: Кемерово, Мари-инск, Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецк, Таштагол;

• Новосибирская область: Новосибирск;

• Томская область: Томск;

• Республика Алтай: Горно-Алтайск (рис. 1). Примером экспозиции может служить

предложенный нами проект «Музей Путешествий» Центру детско-юношеского туризма г. Кемерово. Задачей научно-методического и художественного проектирования провозглашено создание «экспозиционной легенды», включающей в себя четыре уровня коммуникации: экспонат — дизайн — образ — сюжет. Посетитель (ребенок) включается в сотворение легенды, что значительно повышает актуальность экспозиции. В музейной коммуникации доминирует игровой, зрелищный фактор.

Экспозиция «Музея путешествий» должно реализовать потенциальные возможно-

сти образно-сюжетного метода. Экспозиция «Музея путешествий» мыслится как ряд выразительных самостоятельных эпизодов вокруг объединяющей туристско-краеведческой линии. Для тематической структуры предполагается семь фундаментальных идей-образов: «Что есть путешествие», «Древние обитатели и кочевники Кузбасса», «Землепроходцы и исследователи Земли Кузнецкой», «Современное состояние туризма и рекреации в Кемеровской области», «Путешественники Кузбасса», «Рекреационный потенциал Кемеровской области», «Организованные маршруты Центра детско-юношеского туризма».

Таким образом, вышеперечисленные районы каркасных элементов объектов культурного наследия (комплекс артефактов, храмы и церкви как опорные пункты и краеведческие музеи как информационные пункты) составляют основу предлагаемых нами маршрутов.

По районам каркасных элементов объектов культурного наследия мы составили основные рекреационно-туристские маршруты: «Притомский», «Мариинский», «Са-лаирский», «Кузнецкий», «Новосибирский», «Приобский», «Колыванский», «Алтайский» и комплексный маршрут по всей территории Обь-Томского междуречья — «Золотое кольцо Сибири» (см. рис. 1).

В качестве примера опишем один из маршрутов. Маршрут «Притомский» («Историческое Притомье») [10. С. 257—262;

11. С. 28] был апробирован нами на конкурсе бизнес-идей и научно-технических разработок «Молодые. Дерзкие. Перспективные», проходивший в мае 2005 года в Санкт-Петербурге. Экспертной комиссии был предоставлен бизнес-план и мультимедийная презентация маршрута. По финалу конкурса вышел сборник и автору бизнес-плана был вручен диплом от Санкт-Петербургской Международной бизнес-ассоциации на Северо-Западе (СПИБА) «За нестандартное видение развития региона».

Маршрут «Притомский» («Историческое Притомье») компактно сгруппирован на небольшой территории (190 км), что позволит без труда перевозить путешественников. Объекты маршрута подобраны таким образом, чтобы дать разностороннее представление о прошлом региона. Каждый из объектов маршрута представляет определенный исто-

рический период нижнего Притомья от древности до современности (рис. 2 на с. 103).

Культурное наследие археологии. Этот период связан с жизнью первобытного человека, обитавшего на территории Притомья. Главный объект показа (музей-заповедник «Томская Писаница») — скала с древними рисунками IV—II тыс. до н. э. Посетители имеют возможность познакомиться здесь с реконструкциями древних жилищ и погребений Западной Сибири, с петроглифическими памятниками Евразии (копии и натуральные экспонаты), с духовной и материальной культурой шорцев, представителей коренного населения юга Кузбасса, и с другими экспозициями.

В селе Юрты Константиновы [4] можно познакомиться с культурой сибирских та-тар-калмаков, представителей коренного населения севера Кузбасса. Объекты показа: школа — медресе, дом муллы — пятистенок постройки начала ХХ века.

Культурное наследие XVII—XIX веков. Сибирский город Томск основан русскими в 1604 году. Здесь туристам будет предоставлена возможность познакомиться с архитектурными памятниками города: барочной церковью Воскресения, Гостиным двором на Базарной площади (XVIII в.), зданием Магистрата, Биржевым комплексом, Главным зданием Университета (XIX в.). Маршрут Варюхино — Мальцево — Зеледеево включает знакомство с деревянной архитектурой Московско-Сибирского тракта на Тарско-Томском участке. Отметим историчность этой территории. Тар-ско-Томский участок — самый старый на территории Кемеровской области, его протяженность 56 км. На всем протяжении тракта находились «полуэтапы» и «этапы», где ночевали кандальники. Содержали «полуэтапы» и «этапы» местные крестьяне. В селе Варюхино, которому более 300 лет, находился подобный «этап». Деревня была основана конным казаком Даниилом Бабарышкиным и называлась Бабарышкина. Во второй половине XIX века здесь было 128 домов, торговые и винные лавки, кабаки и земские квартиры для господ проезжающих. Одним из таких был А.П. Чехов. В 1890 году на пути на о. Сахалин писатель остановился в земской квартире. Река Томь в тот год сильно разлилась, и он задержался. Впоследствии все события Варюхинского се-дения нашли отражение в его очерках о Сибири. Село Зеледеево — самый старый населен-

ный пункт на территории тракта, он существует с 1655 года. Село было основано служилыми людьми Томского острога и названо по заимке первого основателя — Илюшки Зеледеева. Центром села была церковь. Дома располагались очень близко друг к другу. Тракт давал заработок, поэтому притрактовые деревни вытягивались вдоль дороги на 1,5—2 км. Мальцево. Первый дом в этой деревне построил конный казак Г. Мальцев. В этом селе до сих пор живут его потомки.

Рис. 2. Карта рекреационно-туристического маршрута «Притомский» («Историческое Притомье»)

Культурное наследие конца XIX — середины XX вв. Кемерово — город-центр угледобычи.

Проведение Транссибирской магистрали, часть которой прошла и по территории Кузбасса, сопровождалось геологическим исследованием данных территорий. Первые индустриальные строения на территории Кузбасса были связаны с деятельностью акционерного общества Кузнецкие каменноугольные копи — Копикуз. В советское время свой вклад в развитие экономики Кузбасса в 20-е годы внесла автономная индустриальная колония иностранных специалистов и рабочих — АИК «Кузбасс». Этот опыт, к сожалению, был непродолжительным. Однако «Аиковцы» привнесли в промышленность региона помимо высокой организации и производства — дороги, жилье и объекты соцкультбыта. Сейчас на территории Кемеровского рудника расположен историко-архитектурный музей-заповедник «Красная горка».

Таким образом, рекреационно-туристский маршрут «Историческое Притомье» и другие маршруты по выделенным каркасным элементам объектов культурного наследия Обь-Томского междуречья будут способствовать:

1) сохранению культурного наследия; усилению самобытного и привлекательного облика городов и сел Обь-Томского междуречья;

2) освоению современной культурной практики Обь-Томского междуречья и содействию в обмене культурными продуктами на региональном, межрегиональном и международном уровне; формированию рынка культурных, научных и технических продуктов и услуг;

3) развитию музейного дела и историкокультурного туризма; активизации межрегионального и международного сотрудничества;

4) презентации научных, культурных и производственно-технических достижений города и области; улучшению социального климата;

5) организации досуга всех категорий населения;

6) развитию художественного творчества, фольклора, ремесел, сувенирной продукции; повышению общего благосостояния и общегородской культуры;

7) развитию эстетического вкуса, этического и культурного самопознания; гармонизации отношений человека и природы в ми-

ровом культурном социуме; привлечению дополнительных инвестиций в культурную и промышленно-экономическую области

на территорию Обь-Томского междуречья; позволит включить территорию в открытое международное культурное пространство.

Литература

1. Блавиа М.Г. Музей как посредник // Museum. 1999. № 2. С. 21—26.

2. Волчек В.А. Русская Православная Церковь как фактор сохранения нации // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона: Тезисы докладов и сообщений межрегиональной научно-практической конференции. Кемерово, 1996. 346 с.

3. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Гл. 3 «О свободе». М.: Русская книга, 1996. Т. 1. Путь духовного обновления. Гл. 3. OCR: Юрий М. Киселев (Химфак, МГУ) URL: http://lib.ru/FILOSOF/ILIN/put. txt (Дата обращения 10.10.2009).

4. Кимеев В.М. Калмаки: кто они? Обретение новой родины. // Притомские калмаки. Историко-этнографические очерки. Сост. Н.С. Садыкова-Еремейкина; Под. ред. В.М. Кимеева. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. 152 с.

5. КолбовскийЕ.Ю. Экологический туризм и экология туризма. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Майничева А.Ю. Русские Сибири: зодчество в аспекте этнокультурной адаптации XVII—XX вв. Автореф. дис... д-ра ист. наук. Новосибирск, 2005. 48 с.

7. Официальные сайты администраций Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, Томской области, Республики Алтай.

8. Проблемы учета и внесения в Реестр // Информационно-справочные ресурсы. URL:http://resursy.mkrf. ru/objekty_kult_naslediya/(Дата обращения 15.01.2010).

9. Рассказов С.В. Юго-Западная Сибирь: эволюция пространственных структур общества (с XV в. до настоящего времени). Дис..канд. геогр. наук. М., 2009. 137 с.

10. Сыраев Д.Г. Предпосылки к созданию туристско-музейного маршрута «Историческое Притомье» // Актуальные проблемы истории и культуры народов азиатско-тихоокеанского региона: Материалы Международной научно-практической конференции, (посвященной 80-летию со дня рождения д. и. н., проф. Б.Б. Батуева и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне). Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005. С. 257-262.

11. Сыраев Д.Г. Туристско-музейный маршрут «Историческое Притомье» // Каталог конкурса бизнес-идей и научно-исследовательских разработок «Молодые. Дерзкие Перспективные». Восьмой региональный конкурс. 24 апреля 2005 г. С.-Петербург. С. 28.

12. Чекалин В.М. Роль Змеиногорского месторождения золото-серебро-барито-полиметаллических руд в истории основания и развития города Змеиногорска // Серебряный венец России (Очерки истории Змеиногор-ска). 2-е изд. Барнаул, 2003. С. 11.

АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ

Юманова Ольга Сергеевна, соискатель, [email protected],

Каурова Ольга Валерьевна,

кандидат экономических наук, доцент, [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Accommodation of the tourist industry — is a form of social division of labor, expressed in the spatial distribution and production companies in the economic area or country as a whole it acts as an important factor in increasing the efficiency of social production. The article is devoted to placing business tourism industry in the territory of the Russian Federation. The author analyzes the distribution of tourist firms in the subjects of the Federation, justifies trends in their distribution.

Размещение предприятий туристской индустрии — это одна из форм общественного разделения труда, выражающаяся в пространственном распределении предприятий и производства на территории экономического района или страны в целом. Оно выступает как важный фактор повышения

УДК 338.48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.