Научная статья на тему 'Возможности и перспективы появления новых нефтеперерабатывающих предприятий в северных регионах России'

Возможности и перспективы появления новых нефтеперерабатывающих предприятий в северных регионах России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
463
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / СЕВЕРНЫЕ РЕГИОНЫ / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА / RUSSIA / NORTHERN REGIONS / MURMANSK OBLAST / OIL PROCESSING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Биев Александр Анатольевич, Шпак Алла Владимировна

Статья посвящена изучению проблемы совершенствования системы регионального нефтепродуктообеспечения северных территорий России. Рассмотрены ключевые вопросы формирования новой для Мурманской области отрасли региональной экономики – нефтеперерабатывающей. Информационную базу исследования составили аналитические и статистические материалы региональных органов власти северных субъектов РФ и данные, представленные электронными средствами массовой информации. Работа адресована экономистам, специалистам органов регионального и местного управления, представителям предприятий нефтяной промышленности, а также всем тем, кто интересуется топливно-энергетической проблематикой развития Севера нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities and prospects for the emergence of new refineries in Russia’s Northern regions

The article is devoted to the study of the issue concerning the improvement of the system of regional oil products supply of Russia’s Northern territories. It considers the key issues of the formation of oil industry, the regional economic branch that is new for the Murmansk Oblast. The research information base consists of analytical and statistical materials of the regional authorities of Russian Northern subjects and of data presented in the electronic media. The paper is addressed to economists, specialists of regional and local authorities, representatives of oil enterprises, and to all those interested in the range of problems of fuel-and-energy development of our country’s North.

Текст научной работы на тему «Возможности и перспективы появления новых нефтеперерабатывающих предприятий в северных регионах России»

УДК 338.2.(470.21)+(571), ББК 65.305.143.223(21) © Биев А.А., Шпак А.В.

Возможности и перспективы появления новых нефтеперерабатывающих предприятий в северных регионах России

Александр Анатольевич БИЕВ

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН (184209, Россия, г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 24а, biyev@mail.ru)

Алла Владимировна ШПАК

кандидат экономических наук, доцент, зав. сектором экономики и организации товародвижения, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН (184209, Россия, г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 24а, ashpak@rambler.ru)

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы совершенствования системы регионального нефтепродуктообеспечения северных территорий России. Рассмотрены ключевые вопросы формирования новой для Мурманской области отрасли региональной экономики — нефтеперерабатывающей. Информационную базу исследования составили аналитические и статистические материалы региональных органов власти северных субъектов РФ и данные, представленные электронными средствами массовой информации. Работа адресована экономистам, специалистам органов регионального и местного управления, представителям предприятий нефтяной промышленности, а также всем тем, кто интересуется топливно-энергетической проблематикой развития Севера нашей страны.

Ключевые слова: Россия, северные регионы, Мурманская область, нефтепереработка.

Biyev A.A., Shpak A.V

Opportunities and prospects for the emergence of new refineries in Russia’s Northern regions

Biev Aleksandr Anatol’evich — Ph.D. in Economics, Senior Research Associate, Federal State-Financed Scientific Institution G.P. Luzin Institute of Economic Problems of Kola Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences (24A, Fersman Street, Apatity, Murmansk Oblast, 184209, Russia, biyev@mail.ru).

Shpak Alla Vladimirovna — Ph.D. in Economics, Associate Professor, Head of the Department for Economics and Organization of Product Distribution, Federal State-Financed Scientific Institution G.P. Luzin Institute of Economic Problems of Kola Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences (24A, Fersman Street, Apatity, Murmansk Oblast, 184209, Russia, ashpak@rambler.ru).

Abstract. The article is devoted to the study of the issue concerning the improvement of the system of regional oil products supply of Russia’s Northern territories. It considers the key issues of the formation of oil industry, the regional economic branch that is new for the Murmansk Oblast. The research information base consists of analytical and statistical materials of the regional authorities of Russian Northern subjects and of data presented in the electronic media. The paper is addressed to economists, specialists of regional and local authorities, representatives of oil enterprises, and to all those interested in the range of problems of fuel-and-energy development of our country’s North.

Key words: Russia, Northern regions, Murmansk Oblast, oil processing.

Северные территории России традиционно являются крупными центрами не только добычи природных ресурсов, но и их потребления. Самые высокие потребности наблюдаются в отношении топливноэнергетических ресурсов — природного газа, угольного топлива, нефтепродуктов.

И если программам переориентации территориальных энергетических комплексов на использование более дешевых относительно нефти источников энергии, газификации и повышения энергоэффективности регионов, как северных, так и несеверных, в нашей стране уделяется достаточно пристальное внимание, то в отношении диверсификации поставок нефтепродуктов, расширения локального их производства в зоне Севера таких значительных результатов пока нет. Поэтому постоянной угрозой энергобезопасности северных территорий РФ остается острая нехватка нефтеперерабатывающих производств.

Целью данной статьи является определение некоторых перспектив и предпосылок появления новых производственных объектов в пределах зоны Севера Российской Федерации.

Для этого достаточно детально рассматриваются действия, предпринимаемые региональными органами власти во взаимодействии с нефтяными компаниями для разрешения проблем нефтепродук-тообеспечения северных регионов РФ. Основное внимание в данной работе уделяется вопросу развертывания производства нефтепродуктов на территории Мурманской области как базового региона, обслуживающего основные грузопотоки по Северному морскому пути.

В своем докладе на заседании президиума Госсовета 28 апреля 2004 г. Президент России В.В. Путин особо отметил необходимость модернизации и обновления энергетического хозяйства северных территорий как одного из основных направлений

государственной политики в сферах экономического и социального развития районов российского Севера и Дальнего Востока [3]. Проблемы топливного обеспечения отдельных субъектов РФ за последнее десятилетие неоднократно обсуждались не только на самом высоком государственном уровне, но и в общественно-научных кругах. В их обсуждении участвовали признанные отечественные эксперты в этой области.

Так, например, в одной из наиболее известных монографических работ «Экономика и энергетика регионов Российской Федерации» (2001) выделена постановка проблемы топливно-энергетического обеспечения тех регионов, которые снабжаются привозным (особенно дальнепривозным) топливом [10].

За последние 20 лет в России было построено и введено в эксплуатацию только два достаточно крупных объекта нефтепереработки — Нижнекамский и Антипин-ский нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Из 30 крупных отечественных НПЗ непосредственно в Арктической зоне России с выходом на трассу Северного морского пути нет ни одного подобного предприятия.

Ближайшими источниками поставок нефтепродуктов для северных субъектов РФ являются нижеследующие: ООО «ПО «КИНЕФ» (Ленинградская область), ОАО «Лукойл—Ухтанефтепереработка» (Республика Коми), Антипинский НПЗ (Ханты-Мансийский автономный округ — ХМАО), Сургутский завод по стабилизации конденсата (ЗСК), Пуровский завод по переработке конденсата (Ямало-Ненецкий автономный округ).

Поэтому идея создания в Заполярье территориального предприятия нефтепереработки, способного покрыть внутренние потребности региона в нефтепродуктах,

поставлять свою продукцию в другие северные регионы по программе «северного завоза» с использованием трассы Северного морского пути и одновременно участвовать в экспортных поставках, появилась сравнительно давно. Примерами развития таких проектов являются планы создания крупных объектов нефтепереработки в Мурманской области, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области.

Разработка проекта создания Мурманского НПЗ изначально была связана с инициативой создания Мурманской трубопроводной системы (ОАО «Лукойл», ОАО «Юкос» и др.). В 2000 г. наиболее интенсивно проект нефтеперерабатывающего предприятия разрабатывался компанией «Лукойл». Соглашение о сотрудничестве между ней и руководством Мурманской области было подписано 16 февраля 1999 г В нем оговаривались совместные действия по обеспечению поставок нефтепродуктов в северные регионы России через нефтебазы Мурманской области [15].

Высокую заинтересованность в появлении такого производственного объекта проявляли не только областное правительство и бывший губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, но и Президент РФ Владимир Путин. В ходе ознакомительного визита в регион он заявил, что поможет «решить вопрос передачи Минобороны Лукойлу нефтебазы Северного Флота» [7]. Местом расположения будущего завода должна была стать нефтебаза «Мохнат-кина Пахта» в районе одноименного мыса, рядом с г. Североморск, имеющая для этого всю необходимую инфраструктуру. В качестве альтернативного места расположения рассматривалось побережье Печенгского залива (район Девкиной заводи и Трифонова ручья) [11]. Территория производственной площадки по плану постройки превышала площадь в 100 га (10 кв. км).

Помимо самого завода, проект «Лукойла» также предусматривал возведение нефтяного перевалочно-транспортного комплекса. Первоначальные расчеты и подготовку материалов по проекту вел институт «Нефтехимпроект» (г. Ростов-на-Дону). Планировалось, что производственная мощность завода составит до 3 млн. тонн нефти в год, а стоимость его возведения в ценах того периода не превысит 200 млн. долл. США.

В качестве мер поддержки проекта со стороны региональной администрации (совместно с мэрией г. Мурманска) предусматривалась выдача разрешения на предоставление в долгосрочную аренду городских земельных участков под строительство нескольких (от 3 до 5) автозаправочных комплексов ООО «Лукойл-Северо-Запад-нефтепродукт». Со своей стороны нефтяная компания гарантировала поставки нефтепродуктов для обеспечения нужд г. Мурманска. Однако, несмотря на подписание всех предварительных соглашений о реализации проекта, а также его поддержку на федеральном уровне, договориться с Министерством обороны РФ о выделении необходимой под завод территории так и не удалось [2].

В 2005 году идея о возведении на Кольском полуострове крупного нефтеперерабатывающего предприятия вновь стала активно обсуждаться в администрации региона, общественно-политических и деловых кругах. О необходимости такого строительства было заявлено заместителем Полномочного представителя президента России в Северо-Западном федеральном округе Любовью Совершаевой на прошедшем в Санкт-Петербурге 4 апреля 2005 г. V Международном форуме «ТЭК России: региональные аспекты». По ее словам, «...нефтяным компаниям этот проект неинтересен с точки зрения экономики, однако, при решении вопросов энергети-

ческой безопасности страны и регионов, следует руководствоваться государственными интересами» [21]. Экономическая целесообразность возведения НПЗ с государственной точки зрения заключается в том, что данное предприятие «...позволит обеспечить нефтепродуктами Мурманскую и Архангельскую области, разгрузить Октябрьскую и Северную железные дороги» [там же].

Итогом активного обсуждения перспективных возможностей развертывания локального производства в регионе стала инициативная разработка достаточно крупного (мощностью до 6 млн. тонн нефти в год) НПЗ группой компаний (ГК) «Синтез» (ЗАО «Синтез Петролеум»). Основным назначением будущего предприятия должно было стать производство и транспортировка нефтепродукции в страны Северной Европы (прямогонный бензин и мазут), а также частичное покрытие местных региональных потребностей в светлых нефтепродуктах. Благоприятная ценовая конъюнктура нефтяных рынков стала причиной попытки диверсификации «Синтезом» собственной нефтедобычи и создания бизнес-структуры с завершенным производственным циклом, включая добычу, переработку и сбытовые сети.

В качестве основного источника сырья для НПЗ предполагалась группа шельфовых месторождений (Медынско-Варадей-ский, Колоколморский, Адмиралтейский и Пахтусовский шельфовые участки), разрабатываемых входящими в группу «Синтез» компаниями ЗАО «Арктикшельфнефтегаз» и «Синтезнефтегаз».

Несмотря на достаточно большие балансовые запасы (на 2007 г. — свыше 400 млн. т нефти), компании, входящие в ЗАО «Корпорация Синтез», были вынуждены отправлять добытую нефть на переработку в Республику Башкортостан, используя т.н. «давальческую» схему.

Собственного НПЗ у «Синтеза» нет, и создание перерабатывающего актива позволило бы обеспечивать нефтепродуктами сеть автозаправочных комплексов, функционирующую в г. Москве, повысив независимость от других участников отечественного нефтяного рынка. Кроме того, компании группы были заинтересованы в совместном с другими крупными компаниями (прежде всего, ОАО «Роснефть») строительстве экспортного терминала в районе Кольского залива с целью экспортной перевалки до 25 млн. т нефти [16]. Тем же образом, совместно с другими компаниями, реализующими сырую нефть на экспорт через Мурманский морской торговый порт, планировалось загрузить сырьем будущий НПЗ. Для реализации этих планов ГК «Синтез» была готова инвестировать от 400 до 550 млн. долл. США (в зависимости от конфигурации терминала) [1]. Несмотря на обещание столь значительных средств, а также всяческую поддержку со стороны федеральных и местных органов власти (премьер-министра М. Фрадкова и вице-губернатора Мурманской области А. Рузанкина), практическое исполнение этих масштабных замыслов было значительно осложнено. Выбранная под строительство НПЗ площадка на западном берегу Кольского залива (район устья реки Лавна) не имела связи с электрическими и транспортными сетями региона [9]. В итоге изменившаяся экономическая ситуация привела к остановке осуществления проекта на самой ранней стадии.

В то же время намерения о строительстве нефтеперерабатывающего предприятия малой производственной мощности (до 100 тыс. т углеводородного сырья в год) высказывала компания «Гамма Север», занимающаяся оптовой продажей нефтепродуктов и их транспортировкой на территории Мурманской области. Местом строительства предприятия разработчик

называл район железнодорожной станции Тайбола (Мурманское отделение Октябрьской железной дороги, Кольский район). Основным сырьем, используемым предприятием при производстве товарной продукции, должен был стать стабильный газовый конденсат и фракционный нефтяной конденсат, получаемый при добыче нефти как попутный продукт. Оценка необходимого объема инвестиционных вложений варьировалась в диапазоне 120—150 млн. руб.

Небольшая производительность мини-НПЗ не позволяла рассчитывать на расширение географии поставок за пределы муниципальных образований Кольского района и областного центра. В июне 2007 года в Правительстве Мурманской области состоялось заседание межведомственной комиссии по размещению производительных сил, на котором рассматривался проект по строительству мини-НПЗ ООО «Гамма Север». Члены комиссии подвергли критике экономическое обоснование и экологические аспекты реализации проекта.

В части экономических сложностей развертывания производства на выбранной площадке железнодорожной станции Тайбола было заявлено, что в настоящий момент она не функционирует, а расчет предполагаемых затрат на ее введение в строй, издержек разработчика на эксплуатацию и содержание станции, а также другие показатели проекта в комиссию для обсуждения внесены не были. Представитель Октябрьской железной дороги высказал предположение, что, скорее всего, доставка готовой продукции вместо ст. Тайбола будет осуществляться к ближайшей станции Кола, что неблагоприятно повлияет на процесс ценообразования [4]. В случае же принятия первоначального решения о восстановлении станции Тай-бола увеличение расходов может вообще сделать проект убыточным.

Члены комиссии поставили под сомнение и вопросы экологической безопасности завода. По словам заместителя областного комитета по природным ресурсам Алексея Смирнова, проектант не может гарантировать, что акватория реки Колы будет защищена от загрязнения. «Последствия же могут быть самыми критичными», — отметил Смирнов [там же]. В дальнейшем обсуждении доводы заместителя директора компании «Гамма Север» В. Лисина о наличии двух альтернативных площадок для строительства комплекса остались без внимания. Заместителем председателя комиссии Александром Макаровым было озвучено замечание о непредставлении самой проектной документации, что и стало одной из основных причин отказа комиссии в дальнейшем рассмотрении возможности строительства ООО «Гамма Север» данного модульного НПЗ.

Очередной всплеск обсуждений на тему мурманского НПЗ и наибольшую поддержку региональных властей получили планы ЗАО «Севморнефтегаз» (ООО «Газ-промнефтьшельф», ОАО «Газпром»), которые были озвучены компанией в 2010 году. Появление этого проекта было напрямую связано с ожидавшейся интенсификацией процессов освоения углеводородного сырья на арктическом шельфе. На этот раз речь снова зашла о создании мегазавода, способного кардинально решить топливную проблему северного региона. Тем не менее инициатор сразу пояснил, что, хотя основным предназначением этого объекта будет экспортное производство, большая часть нефтепродуктов может перенаправляться для нужд внутреннего рынка. Рассматривались несколько вариантов производительности НПЗ. По словам генерального директора «Севморнефтегаза» Александра Манделя, мощность предприятия должна была составить 5—10 млн. т [20].

В зависимости от выбранного объема выработки продукции НПЗ, инвестиции ОАО «Газпром» могли достигнуть 7 млрд. долл. США [19]. Предполагалось, что основной сырьевой базой проекта будут поставки нефти от Приразломного, Дол-гинского, Варандейского и Медынского месторождений (Печорское море), а также, возможно, от Ростовцевского и Новопо-ртовского месторождений Ямала. Основные этапы подготовки и реализации столь грандиозных планов предусматривали окончание выработки технико-экономического обоснования инвестиций в проект к концу 2010 года. После принятия принципиального решения о возведении объекта на этап его строительства отводилось до 5 лет. Введение в строй НПЗ (в 2016 г.) должно было совпасть с достижением пиковой добычи нефти на Приразломном месторождении. К этому сроку, согласно имевшимся тогда планам, должна была быть начата добыча первой нефти Долгин-ского месторождения. Местом расположения НПЗ указывалась производственная площадка близ поселка Междуречье.

Планы строительства НПЗ тесно пересекались с другим проектом ОАО «Газпром» в поселке Териберка, на территории которого ранее было запланировано возведение завода по сжижению газа ОАО «Газпром» с использованием сырьевой базы Штокмановского газоконденсатного месторождения. Поэтому, помимо планов переработки нефти, НПЗ мог быть использован для переработки газового конденсата со Штокмановского месторождения в объеме до 600 тыс. т в год. Согласно планам «Газпрома» на собственные нужды концерна в регионе должно было пойти около 1,5 млн. тонн произведенных нефтепродуктов, на нужды Мурманской и Архангельской области — суммарно до 4 млн. т. Таким образом, общий объем поставок за пределы региона и на экспорт не превысил бы 4,5 млн. тонн.

В 2011 году проект возведения «газпромовского» НПЗ на Кольском полуострове был скорректирован, однако принципиального решения о начале строительства принято так и не было. Местом потенциального размещения объекта теперь стали называть площадку на западном берегу Кольского залива «.вблизи проектируемого к строительству нового района Мурманского морского торгового порта» [18].

Изначально в процессе отбора наиболее подходящего района расположения НПЗ рассматривалось 12 возможных вариантов. В качестве ведущей проектной организации упоминалось ООО «Газпром-ВНИИГАЗ» [12]. Расширялась товарная номенклатура производства НПЗ. Теперь, помимо нефтепродуктов, она включала в себя продукцию более высокого передела— товары нефтехимии. Основной продукцией завода должно было стать дизельное топливо, автомобильные бензины (марки Аи-92/95), судовое топливо, авиационный керосин и материалы нефтехимии. Предварительные характеристики будущего предприятия и предстоящего строительства озвучил побывавший в Мурманской области в начале ноября 2011 г. заместитель председателя Государственной Думы РФ президент Российского газового общества Валерий Язев. Требуемые капитальные вложения, по скорректированным оценкам, возросли и составили около 250 млрд. рублей. Согласно новому проекту, планировалось создать более 1800 рабочих мест. Планируемая производственная мощность должна была вырасти до 16 млн. тонн в год.

Предполагалось, что производственная территория НПЗ займет от 12 до 18 кв. км площади. Вместе с заводом планировалось строительство «с нуля» всей комплексной инфраструктуры: железнодорожной ветки, причальных сооружений, портофлота,

накопительной базы готовой продукции, сырьевых трубопроводов терминала, про-дуктопроводов и пр.

В конце июля 2011 года между членами Правительства Мурманской области (главой комитета по промышленному развитию, экологии и природопользованию Олегом Крапивиным, министром экономического развития Сергеем Агарковым) и представителями ОАО «Газпром» состоялась встреча, в ходе которой последними была подана для рассмотрения Декларация о намерениях по выбору площадки под строительство будущего предприятия.

В ней оговаривался 9-летний срок реализации этапа строительства НПЗ — 2011— 2020 гг. [17]. Общий срок эксплуатации объекта — 25 лет. К концу года компанией было решено, что непосредственно строительство, в случае положительного исхода предварительных общественных слушаний и согласований, должно будет начаться не ранее 2016 г. В декабре 2011 года на общественных слушаниях в рамках обоснования инвестиций в строительство НПЗ, проходивших в г. Полярный (ЗАТО Алексан-дровск) и поселке Междуречье (Кольский район Мурманской области), были оглашены некоторые дополнительные характеристики предприятия, касающиеся экологических и экономических аспектов его деятельности.

По словам начальника управления промышленной и экологической безопасности ЗАО «Научно-производственная фирма «Диэм» (разработчик оценки воздействия на окружающую среду проекта) Александра Федоренко, «.во время работы комплекса будут образовываться 29 видов отходов общим количеством более 23 000 тонн в год. Самую большую их часть (95,6%) будут представлять отходы третьего класса опасности — так называемые нефтешламы. До 97% нефтешламов будет перерабатываться

на самом предприятии и подлежать захоронению на полигоне твердых бытовых отходов. Пока место расположения полигона не определено: оно может находиться на территории самого комплекса НПЗ или для этих целей могут привлекаться сторонние организации» [8]. Общее количество новых рабочих мест, которые должно было предоставить создаваемое предприятие для экономики региона, возросло с 1816 до 4025 [13].

Объем налоговых отчислений в областной бюджет за все время работы завода должен был составить 278 млрд. рублей. Оценка относительно количества специалистов и рабочих, необходимых для ведения строительно-монтажных работ на территории поселка, достигла 8000 человек (количество жителей самого п. Междуречье — 975 человек). Для энергоснабжения завода в Кольском районе к 2020 г. требовалось дополнительно создание около 200 МВт электрической мощности. Несмотря на то, что первые общественные слушания прошли достаточно успешно и экологические аспекты деятельности будущего НПЗ не вызывали резкой критики присутствовавших на них специалистов, в дальнейшем именно экологическая опасность проекта стала основной причиной его приостановки.

В сентябре 2012 г. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) завершила госэкоэк-спертизу документации «Обоснование инвестиций строительства нефтеперерабатывающего завода в районе Мурманска». Экспертная комиссия установила несоответствие представленной документации требованиям законодательства в области охраны окружающей среды. Заключение экспертной комиссии госэкоэкспертизы было утверждено приказом Росприроднад-зора от 28.09.2012 №524 [5].

Таким образом, несмотря на повышенное внимание общественности и организацию «зеленого коридора» для планов ОАО «Газпром» региональной администрацией, проект мурманского НПЗ был снова «заморожен» на этапе предварительных согласований с федеральными надзорными органами.

До середины 2012 г. уже достаточно туманные перспективы создания в регионе крупного НПЗ связывали с ОАО «Лукойл», которое еще в мае 2000 г. планировало приступить к реализации проекта строительства предприятия производственной мощностью 3 млн. т нефтепродуктов в год. В июле 2012 г. губернатор Мурманской области Мария Ковтун провела рабочую встречу с генеральным директором ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» Максимом Хитровым и генеральным директором ООО «Лукойл—Резервнефтепродукт» Владимиром Юхневым, на которой вновь поднимался вопрос о перспективах строительства на территории региона нефтеперерабатывающего завода ОАО «Лукойл». По словам новой главы региона, «.это позволит снизить транспортную составляющую в структуре цены на топливо и окажет макроэкономический эффект на социальную и производственную сферу жизни региона» [14].

В качестве мер поддержки деятельности компании в регионе администрацией Мурманской области, как и в 2000 году, оговаривалась возможность строительства 5 автозаправочных комплексов ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт». Однако, учитывая не совсем удачный собственный опыт реализации подобных планов в Мурманской области, компания «Лукойл» очень осторожно подошла к разработке новых масштабных проектов. В настоящее время «реанимация» проекта НПЗ «Лукойл» в Мурманской области, предложенная М. Ковтун, в очередной раз отложена на неопределенный срок.

Существуют и другие проекты перерабатывающих предприятий, способных стать базообразующими для системы «северного завоза». В числе прочих выделяются инициативы правительств Сахалинской области и Республики Саха (Якутия).

Проект сахалинского НПЗ прорабатывается уже более 5 лет, но окончательного технико-экономического и инвестиционного решения по нему также не было принято. Мощность предприятия должна была составить от 4 до 10 млн. т в год, что было бы достаточно для покрытия потребности, помимо самой Сахалинской области, Камчатского края, Чукотки, Магаданской области. Излишек производимой продукции планировалось поставлять на экспорт в страны Юго-Азиатского региона.

Основным проектантом и собственником нового предприятия должно было выступить ОАО «Газпром». На раннем этапе проработки другой потенциальный участник — ОАО «НК Роснефть» сразу отказалось от дальнейшего участия, сославшись на недостаточный уровень внутреннего регионального спроса и общую низкую экономическую эффективность проекта [6]. В настоящее время на Сахалине из нефтеперерабатывающих мощностей действует только модульный мини-завод компании «Петросах» в Победино мощностью 200 тыс. т, но пока переработка нефти на нем составляет порядка 36 тыс.т и в дальнейшем будет снижаться.

Правительством Республики Саха, для покрытия части внутренних потребностей, а также участия в снабжении приграничных с республикой территорий, инициированы планы возведения завода по производству синтетических моторных топлив на базе переработки газа. Ожидаемое появление такого предприятия в районе г. Алдан позволило бы обеспечивать светлыми нефтепродуктами южный и центральный районы Республики Саха (Якутия).

Ранее, в 2007 г., компания «Алроса», после предварительных расчетов и начальной оценки экономической эффективности предприятия, отказалась от строительства НПЗ на территории Республики Саха. Производительность завода должна была превысить 250 тыс. т нефтепродуктов в год. Основная причина принятия инвестором решения о выходе из проекта по строительству НПЗ та же, что и в Сахалинской области, — недостаточная привлекательность местного рынка, сложные условия хозяйствования и, как следствие всего вышеперечисленного, низкая общая эффективность реализации, по сути, социального проекта. Тем не менее в феврале 2010 г. в рамках формирования Комплексного плана развития Южной Якутии рассматривалось сразу несколько вариантов строительства новых энергетических объектов. Предполагалось дополнительно построить новый газохимический завод, который также должен был располагаться в Алдане либо в Ленске. Исполнителем проекта выступало ОАО «Газпром».

Кроме проектов строительства достаточно крупных, «опорных» для программы «северного завоза» нефтеперерабатывающих предприятий, активно разрабатываются планы развертывания малых модульных НПЗ для удовлетворения локальных нужд потребителей, удаленных от систем централизованных поставок нефтепродуктов. И достаточно удачный опыт внедрения подобного рода проектов в условиях хозяйствования северных территорий уже имеется.

Например, в соответствии с программой реконструкции и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Эвенкии (северный район Красноярского края) предусмотрено строительство мини-НПЗ в Байките и Ванаваре. В 2009 году был запущен НПЗ малой производительности

на Ванкоре — по выработке дизтоплива для внутреннего потребления. Это позволило избавиться от потребности в завозе нефтепродуктов для собственных нужд местных поселений. В ХМАО функционирует более 20 установок нефтепереработки на промысловых участках. В Якутии также осуществлялось развертывание сети малых НПЗ. Три компании (ОАО «Саха-нефтегаз», ЗАО «Иреляхнефть» и ООО «Таас Юрях-нефтегазодобыча») возводили малогабаритные комплексы нефтепереработки для покрытия собственных топливных нужд, но все они по тем или иным причинам были вынуждены прекратить строительство в 2002 г. Один из проектов (Витимский малогабаритный нефтеперерабатывающий комплекс мощностью 50 тыс. тонн продукции в год, заказчик — ОАО «Саханефтегаз») на 01.01.2012 г. имел строительную готовность 98%.

Если проводить сравнение между северными регионами, традиционно относимыми к проблемным с точки зрения их обеспечения нефтепродуктами, таким как Республика Саха (Якутия), Мурманская и Сахалинская области, то, например, с позиции потенциальной экономии транспортных издержек региональных потребителей востребованность нефтеперерабатывающего предприятия в Мурманской области выглядит предпочтительнее.

В таблице показаны результаты расчетов по определению предполагаемого эффекта для региональной экономики (потребителей нефтепродуктов) от появления на территории субъекта Федерации нефтеперерабатывающего предприятия, полностью или частично покрывающего потребности региона в основных видах энергоресурсов.

Определение экономического эффекта от появления локальных нефтеперерабатывающих предприятий и снижения транспортных затрат на завоз нефтепродуктов в Мурманской и Сахалинской области, Республике Саха

Регион Объем потребления нефтепродуктов в регионе, тыс. т/год Общие транспортные издержки на доставку нефтепродуктов в регион (магистральные виды транспорта, без учета стоимости перевалки), тыс. руб./год Средняя стоимость доставки нефтепродуктов по территории региона, тыс. руб./год Предполагаемый эффект от снижения транспортных затрат на завоз нефтепродуктов в регион, тыс. руб./год

Мурманская область* АБ 300 600537 232317 368220

ДТ 500 1052500 404455 648045

ТМ 1800 3388338 1284876 2103462

Сахалинская АБ 24,2 69304 35090 34214

область** ДТ 37,2 105053 66001 39052

Республика АБ 258 969945 830631 139314

Саха ДТ 528 2037552 1722864 314688

(Якутия)*** ТМ 10,5 37254 13482 23772

Всего - 8260483 4589716 3670767

Условные обозначения: АБ - автомобильные бензины; ДТ - дизельное топливо; ТМ - топочный мазут. Исходные данные для расчетов:

* Интернет-страница компании «Яюсот», расчет ж/д тарифа на транспортировку нефтепродуктов. -(дата обращения: 20 июля 2012 г.). ІЖ: http://www.riccom.ru,

** Информация о тарифах морской паромной транспортировки нефтепродуктов ОАО «Сахмортэк» (Ванино - Холмск). -ІЖ: ИНрУ/шшш.эакИтогМ.гШагШ (дата обращения:10 июля 2012 г.).

*** Информация ОАО «Саханефтегазсбыт» о структуре розничных цен компании, доля транспортных затрат. - ІЖ: ИНр://шшш. sngs.ykt.rU/node/1 (дата обращения: 15 июля 2012 г.).

Общий эффект для региональной экономики от снижения затрат на транспортировку нефтепродуктов из других регионов рассчитан как разница между стоимостью завоза нефтепродуктов извне до региональных нефтебаз и стоимостью транспортировки в границах территории региона от месторасположения локального НПЗ.

Полученные оценки указывают на то, что совокупный годовой эффект при реализации планов строительства НПЗ на территории всех трех субъектов Федерации может превысить 3,5 млрд. руб. Самая высокая оценка ожидаемого эффекта от развертывания локального производства в Мурманской области — около 3,1 млрд. руб. в год — связывается с решением таким образом проблемы поставок мазутного топлива. Самая низкая оценка — в Сахалинской области — обусловлена недостаточной полнотой учета официальной статистикой масштабов регионального потребления, что привело в итоговых расчетах к значительному сокращению показателя последней графы. Всего же общие издержки от регулярного завоза энергоресурсов, относимых на использование магистральных видов транспорта, для трех рассматриваемых субъектов Федерации оцениваются свыше 8,26 млрд. руб. Из них затраты на снабжение потребителей Мурманской области составляют около 5 млрд. рублей в год, Сахалинской области — около 200 млн. руб., Республики Саха (Якутия) — свыше 3 млрд. рублей.

Представленные результаты показывают, что развертывание регионального производства нефтепродуктов в указанных регионах позволит только за счет сокращения транспортной составляющей снизить издержки в сфере регионального нефте-продуктообеспечения на 44,4% — до 4,6 миллиарда рублей. Понимая это, региональные органы власти ведут активную работу по поддержке, дальнейшему продвижению инициатив как крупных федеральных, так и местных компаний, занимающихся разработкой и реализацией проектов локального производства энергоресурсов, их рационального использования (энергосбережения).

Таким образом, несмотря на проводимую работу по оптимизации существующих схем материально-технического снабжения как в целом регионов Севера и Дальнего Востока, так и Мурманской области в частности, можно сказать, что основные потребности в моторном топливе и светлых нефтепродуктах продолжают удовлетворяться на основе поставок из нескольких центров нефтегазовой промышленности России. Поэтому наиболее вероятными направлениями дальнейшей модернизации топливно-энергетической сферы северных территорий в ближайшем будущем следует считать расширение сети малых и модульных НПЗ, создаваемых в местах интенсивной эксплуатации месторождений углеводородного сырья, а также расширение возможностей транспортно-энергетической сети на Севере России.

Литература

1. Беккер, А.С. Порт как зона [Электронный ресурс] / А.С. Беккер // Ведомости. — 2006. — 28 марта. — Режим доступа: http://www.portmurmansk.ru/index.phtml?1223

2. Лукойл не пускают в Мохнаткину Пахту [Электронный ресурс] // Коммерсант. — 2000. — №24(1909). — 15 февр. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/140146

3. Доклад Президента РФ В.В. Путина «Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Севера» на заседании президиума Госсовета от 28 апреля 2004 г. №36 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:||archive.kremlin.ru|text|appears2|2004|04|28|97302.shtml

4. Комиссия по размещению производительных сил нашла много минусов в предложении строительства мини-НПЗ в Мурманской области. 20 июня 2007 года [Электронный ресурс] || ИА «Би-порт». — Режим доступа: http:||www.b-port.com|

5. Завершена экологическая экспертиза документации по строительству нефтеперерабатывающего завода в районе Мурманска. 30 октября 2012 г. [Электронный ресурс] || ИА «Би-порт». — Режим доступа: http:|| www.b-port.com|news|item|90737.html

6. Власти Сахалинской области пытаются реанимировать идею создания НПЗ. 29 сентября 2011 г. [Электронный ресурс] || ИД «Коммерсант». — Режим доступа: http:||www.kommersant.ru|

7. Мурманск рассчитывает на завод. 12 апреля 2000 г. || Интернет портал «Деловой Петербург». — Режим доступа: http:||www.dp.ru|Pages|ArticleDetail.aspx|?ArticleID=23369be9-fc41-4ade-92b2-9039d6775b35

8. Киреева, А. Строительство НПЗ входит в практическую плоскость | А. Киреева || Сайт некоммерческой общественной организации «Беллона». 7 декабря 2011 г. — Режим доступа: http:||www.bellona.ru/ articles_ru|articles_2011|1323269037.15

9. Колесник, Е. Синтезу нужен НПЗ [Электронный ресурс] | Е. Колесник || Ежедневная деловая газета «RBC Daily». — 2007. — 8 февр. — Режим доступа: http:||www.rbcdaily.ru/

10. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации | А.М. Мастепанов, В.В. Саенко, В.А. Рыль-ский, Ю.К. Шафраник. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2001. — 467 с.

11. «Небо в алмазах» над Кольским Севером [Электронный ресурс] || Нефть России: информационноаналитический журнал. — 2001. — №12. — Дек. — Режим доступа: http:||www.oilru.com|nr|93|1209|oilru. com

12. В г. Полярный (ЗАТО Александровск) и п. Междуречье прошли общественные слушания по обоснованию инвестиций строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в районе Мурманска.

13 декабря 2011 г. || Официальный портал Правительства Мурманской области. — Режим доступа: http:||nature.gov-murman.ru|news|?date_time=13-12-2011_09:23

13. Перспективы развития есть [Электронный ресурс] || Кольское слово: газета Кольского района Мурманской области. — 2011. — 16 дек. — Режим доступа: http:||kolskoeslovo.ru|news|2011-12-20|1056/

14. Пресс-релиз Управления информационной политики и взаимодействия со СМИ Аппарата Правительства Мурманской области. 300 млн. рублей «Лукойл» направит на строительство новых АЗС в Мурманской области. 12 июля 2012 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:||www.gov-murman.ru| press|?d=13-07-2012_12:04

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Пресс-релиз «ОАО «Лукойл развивает сотрудничество с Мурманской областью». 16 марта 1999 г. [Электронный ресурс] | Пресс-служба ОАО «Лукойл». — Режим доступа: http:||www.lukoil.ru|press.asp?div_ id=1&id=171&year=1999

16. Синтез построит терминал в Мурманске. 1 сентября 2012 г. [Электронный ресурс] || ИА «InfraNews». — Режим доступа: http:||infranews.ru|logistika|more|8952-sintez-postroit-terminal-v-murmanske/

17. Мурманск в ожидании НПЗ. 23 августа 2011 г. [Электронный ресурс] || ИА «Nordnews». — Режим доступа: http:||www.nord-news.ru|topic|?mtopicid=295

18. Нефтеперерабатывающий завод в Мурманской области необходим. 1 ноября 2011 г. [Электронный ресурс] || ИА «Nordnews».— Режим доступа: http:||www.nord-news.ru|murman_news|2011|11|01| ?newsid=21720

19. «Газпром» вложит в строительство НПЗ в Мурманской области от трех до семи млрд. долларов США.

14 сентября 2011 г. [Электронный ресурс] || ИА «OilCapital». — Режим доступа: http:||www.oilcapital.ru| industry|35427.html

20. «Газпром» планирует до конца 2010 года завершить подготовку обоснования инвестиций проекта НПЗ в Мурманской области. 3 февраля 2010 г. [Электронный ресурс] || ИА «Portnews». — Режим доступа: http:IIportnews.ruI

21. Северо-Западное полпредство считает нужным строить НПЗ на Кольском полуострове. 4 апреля 2005 г. [Электронный ресурс] || ИА «REGNUM». — Режим доступа: http:||www.murmannews.ru|allnews|432288/

References

1. Bekker A.S. Port kak zona [Port as a zone]. Vedomosti [Bulletin], 2006, March 28. Available at: http://www. portmurmansk.ru/index.phtml?1223

2. Lukoyl ne puskayut v Mokhnatkinu Pakhtu [LUKOIL is kept out of Mokhnatkina Pakhta]. Kommersant [Businessman], 2000, no. 24 (1909), February 15. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/140146

3. Doklad Prezidenta RF V.V. Putina “Ob osnovakh gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v rayonakh Severa” na zasedanii prezidiuma Gossoveta ot 28 aprelya 2004 g. №36 [The Report of Russian President V.V. Putin “On the Fundamentals of Russia’s State Policy in the Regions of the North” at the Session of the Presidium of the State Council on April 28, 2004 No.36]. Available at: http://archive.kremlin.ru/text/ appears2/2004/04/28/97302.shtml

4. Komissiya po razmeshcheniyu proizvoditel’nykh sil nashla mnogo minusov v predlozhenii stroitel’stva mini-NPZ v Murmanskoy oblasti. 20 iyunya 2007 goda [Commission on the Distribution of Productive Forces has found a lot of shortcomings in the proposal for the construction of a mini-refinery in the Murmansk Oblast. June

20, 2007]. IA “Bi-port”. Available at: http://www.b-port.com

5. Zavershena ekologicheskaya ekspertiza dokumentatsii po stroitel’stvu neftepererabatyvayushchego zavoda v rayone Murmanska. 30 oktyabrya 2012 g. [Environmental expert review of the documentation on the oil refinery construction in the Murmansk area has been completed. October 30, 2012]. IA “Bi-port”. Available at: http:// www.b-port.com/news/item/90737.html

6. Vlasti Sakhalinskoy oblasti pytayutsya reanimirovat’ ideyu sozdaniya NPZ. 29 sentyabrya 2011 g. [The authorities of the Sakhalin Oblast are trying to revive the idea of creating a refinery. September 29, 2011]. Publishing House “Kommersant”. Available at: http://www.kommersant.ru/

7. Murmansk rasschityvaet na zavod. 12 aprelya 2000 g. [Murmansk counts on the plant]. Internet portal “Delovoy Peterburg”. Available at: http://www.dp.ru/Pages/ArticleDetail.aspx?ArticleID=23369be9-fc41-4ade-92b2-9039d6775b35

8. Kireeva A. Stroitel’stvo NPZ vkhodit v prakticheskuyu ploskost’ [Construction of oil refinery is included in practice]. Website of the Non-Profit Public Organization “Bellona”. December 7, 2011. Available at: http:// www.bellona.ru/articles_ru/articles_2011/1323269037.15

9. Kolesnik E. Sintezu nuzhen NPZ [SINTEZ needs an oil refinery].“RBC Daily”, 2007, February 8. Available at: http://www.rbcdaily.ru/

10. Mastepanov A.M., Saenko V.V., Ryl’skiy V.A., Shafranik Yu.K. Ekonomika i energetika regionov Rossiyskoy Federatsii [Economy and energy in the regions of the Russian Federation]. Moscow: ZAO “Izd-vo “Ekonomika”, 2001. 467 p.

11. “Nebo v almazakh” nad Kol’skim Severom [“Jewelled sky” over the Kola North]. Neft’ Rossii: informatsionno-analiticheskiy zhurnal [Oil of Russia: Information and Analytical Journal], 2001, no. 12. December. Available at: http://www.oilru.com/nr/93/1209/oilru.com

12. V g. Polyarnyy (ZATO Aleksandrovsk) i p. Mezhdurech’e proshli obshchestvennye slushaniya po obosnovaniyu investitsiy stroitel’stva neftepererabatyvayushchego zavoda (NPZ) v rayone Murmanska. 13 dekabrya 2011 g. [Public hearings for the substantiation of investments in the construction of an oil refinery in the Murmansk Area were held in the town of Polyarnyy (Closed Administrative-Territorial Unit Aleksandrovsk) and the village of Mezhduretchie. December 13, 2011]. Ofitsial’nyy portal Pravitel’stva Murmanskoy oblasti [Official Portal of the Murmansk Oblast Government]. Available at: http://nature.gov-murman.ru/news/?date_time=13-12-2011_09:23

13. Perspektivy razvitiya est’ [Development prospects exist]. Kol’skoe slovo: gazeta Kol’skogo rayona Murmanskoy oblasti [Kolskoye Slovo: Newspaper of the Kola District of the Murmansk Oblast], 2011, December 16. Available at: http://kolskoeslovo.ru/news/2011-12-20/1056/

14. Press-reliz Upravleniya informatsionnoy politiki i vzaimodeystviya so SMI Apparata Pravitel’stva Murmanskoy oblasti. 300 mln. rubley “Lukoyl” napravit na stroitel’stvo novykh AZS v Murmanskoy oblasti. 12 iyulya 2012 g. [Press release of the Administration for Information Policy and Media Relations of the Murmansk Oblast Government Office. LUKOIL will assign 300 million rubles for the construction of new petrol stations in the Murmansk Oblast. July 12, 2012]. Available at: http://www.gov-murman.ru/press/?d=13-07-2012_12:04

15. Press-reliz “OAO “Lukoyl razvivaet sotrudnichestvo s Murmanskoy oblast’yu”. 16 marta 1999 g. [Press-release “OAO LUKOIL Promotes Cooperation with the Murmansk Oblast”. March 16, 1999]. Press-sluzhba OAO “Lukoyl” [OAO LUKOIL Press Service]. Available at: http://www.lukoil.ru/press.asp?div_id=1&id=171&year=1999

16. Sintez postroit terminal v Murmanske. 1 sentyabrya 2012 g. [SINTEZ Is to build a terminal in Murmansk. September 1, 2012]. IA “InfraNews”. Available at: http:||infranews.ru|logistika|more|8952-sintez-postroit-terminal-v-murmanske|

17. Murmansk v ozhidanii NPZ. 23 avgusta 2011 g. [Murmansk is in expectation of an oil refinery. August 23, 2011]. IA “Nordnews”. Available at: http:||www.nord-news.ru|topic|?mtopicid=295

18. Neftepererabatyvayushchiy zavod v Murmanskoy oblasti neobkhodim. 1 noyabrya 2011 g. [Oil refinery is needed in the Murmansk Oblast. November 1, 2011]. IA “Nordnews”. Available at: http:||www.nord-news.ru|murman_ news|2011|11|01|?newsid=21720

19. “Gazprom” vlozhit v stroitel’stvo NPZ v Murmanskoy oblasti ot trekh do semi mlrd. dollarov SShA. 14 sentyabrya 2011 g. [Gazprom will invest from 3 to 7 billion US dollars in the construction of an oil refinery in the Murmansk Oblast. September 14, 2011]. IA “OilCapital”. Available at: http:||www.oilcapital.ru|industry|35427.html

20. “Gazprom” planiruet do kontsa 2010 goda zavershit’ podgotovku obosnovaniya investitsiy proekta NPZ v Murmanskoy oblasti. 3 fevralya 2010 g. [Gazprom plans to complete the feasibility study of the project of oil refinery in the Murmansk Oblast before the end of 2010. February 3, 2010]. IA “Portnews”. Available at: http:|| portnews.ru|

21. Severo-Zapadnoe polpredstvo schitaet nuzhnym stroit’ NPZ na Kol’skom poluostrove. 4 aprelya 2005 g. [Northwestern plenipotentiary representatives considers it necessary to build an oil refinery in the Kola Peninsula. April 4, 2005]. IA “REGNUM”. Available at: http:||www.murmannews.ru|allnews|432288|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.