УДК 378.1
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О СВОБОДЕ НА ОСНОВЕ СОЧЕТАНИЯ ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ
© 2015 Г. Н. Ларина1, О. В. Чернышова2
1канд. психол. наук, доцент e-mail: galka. larina@yandex. ru
Курский государственный университет
2канд. психол. наук, доцент e-mail:chernyshova olga 7()amail.ru
Юго-Западный государственный университет
В статье рассмотрены социально-психологические проблемы и перспективы формирования социальных представлений студентов о свободе личности посредством сочетания теории, эксперимента и практики в вузе. Представлены социальнопсихологические методы и технологии социального обучения студентов.
Ключевые слова: социальные представления о свободе, студенты, теория, эксперимент, практика
В последнее время в отечественной психологической теории и практике активно обсуждаются кризисные явления в становлении духовно-нравственной сферы современной молодежи и пути их преодоления При формировании социальных представлений о свободе учащейся молодежи мы используем подход на основе единства теории, эксперимента и практики.
Методологические положения Б.Ф. Ломова о единстве теории, эксперимента и практики как продуктивном направлении в психологических исследованиях [Ломов 1984] стали особенно актуальными в наше время, когда осознается тенденция снижения интереса к эксперименту и принимаются меры по сохранению и развитию экспериментальной психологии в нашей стране. Большая заслуга здесь принадлежит профессору В.А. Барабанщикову, объединившему опыт экспериментальной работы более ста современных отечественных психологов в ряде крупных академических изданий [Барабанщиков 2001].
Однако актуальность проблемы не снижается, что отмечается в работах авторского коллектива под руководством А.Я. Анцупова. Авторами отмечается умаление тенденции исследования реального поведения и деятельности людей за счет приоритета работы с понятиями как однин из признаков скрытого методологического кризиса современной отечественной психологии [Анцупов и др. 2007].
Однако мы полагаем, что традиции сочетания теории, эксперимента и практики, сложившиеся в отечественной науке, особенно в фундаментальном опыте А.С. Макаренко [Макаренко 1988], дают основания для реализации данного подхода в решении ряда крупномасштабных задач, в частности, в образовании.
В этой связи кратко остановимся на описании нашей работы по формированию социальных представлений о свободе личности современной учащейся молодежи на примере региона.
Параметрическая концепция малых групп, разработанная Л.И. Уманским,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
АС. Чернышевым, А.Н. Лутошкиным и др., раскрывала значительные потенциалы группы как субъекта совместной деятельности для преобразования окружающей социальной среды в социально ценном направлении и для формирования зрелой личности членов группы (см.: [Панов 2007]).
Установлено, что вхождение группы как субъекта в систему социальных организаций значительно обогащает социальную психологию группы и особенно ее влияние на индивидов через обнаруженный нами механизм статусно-позиционной структуры положительного социального самочувствия личности. Данный феномен является целостным образованием, включающим в себя следующие позиции: удовлетворенность личности своим социометрическим статусом в группе; удовлетворенность авторитетом своей группы среди других групп; удовлетворенность социальной престижностью своей основной организации среди других организаций и т.д. Такая обогащенная, социально «широкая» удовлетворенность личности своим положением в социуме снимает ограничения в системе «индивид - группа» и лежит в основе позитивного отношения личности с обществом.
Следовательно, формирование адекватных социальных представлений о свободе личности возможно через группу, включенную в качестве субъекта в систему социальных организаций разного уровня. Таким образом, необходимо
экспериментально создавать особую социальную среду. Мы ее определяем как «развивающая социальная среда» (социальный оазис).
В принципе, наш подход определяет формирование социальных представлений молодежи как оптимизацию ее жизнедеятельности посредством создания развивающих социальных сред. Теоретические основания создания подобных сред находятся в концепциях С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова [1984], Л.И. Уманского [2001],
А.Л. Журавлева [1999], В.И. Панова [2007], А.В. Брушлинского [1996] и др. Весьма современными и плодотворными представляются идеи Э. Фромма о социальных оазисах и их постепенном расширении на все общество как основном средстве «духовного оздоровления человечества» (см.: [Ларина 2009]).
Формирование адекватных социальных представлений о свободе учащейся молодежи наиболее эффективна в условиях экспериментально созданной социальной среды с высокими духовными характеристиками совместной жизнедеятельности, то есть особого микросоциума, заметно отличающегося по ряду показателей от обычной среды - своего рода социального оазиса.
Создание развивающих социальных сред требует новых методологических подходов. Известные методы групповой психотерапии не могут в полной мере решить эту задачу по следующим причинам:
• во-первых, развивающая социальная среда в отличие от психотренинговых групп должна быть открытой общностью и оказывать определенное влияние на более широкий социум;
• во-вторых, в психотренинговых группах часто возникает проблема переноса приобретенного психологического опыта в реальную жизнь и соотнесения, «увязывания» начавшихся личностных изменений с относительно ригидным социальным окружением;
• в-третьих, у многих участников психокоррекционных групп складывается «синдром навязчивых сложных интерпретаций», что затрудняет социальную адаптацию и развитие личности.
Эффективность крупномасштабной помощи и оздоровление социальных отношений во все более широком пространстве обеспечиваются включением социальных технологий в реальную жизнь людей, постепенным сглаживанием
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)
Ларина Т. Н., Чернышова О. В. Возможности формирования социальных представлений студентов
о свободе на основе теории, эксперимента и практики
содержательных различий, границ между деятельностью, организованной психологами и педагогами, и повседневной жизнью.
Построение развивающей социальной среды как базовый принцип формирования социальных представлений о свободе личности обеспечивает и впечатляющую масштабность воздействия. Количество одновременно обучаемых достигает двухсот и более человек. Разработанные технологии являются
универсальными по возможности переноса и применения в различных организационных условиях работы с молодежью.
Эксперимент основывался на гипотетическом положении о том, что периодическое включение индивидов и групп студентов в качестве субъектов совместной деятельности и общения в специально созданные реальные улучшенные социальные среды («социальные оазисы») на основе актуализации принципа сочетания социального знания и социального действия ведет к значительным лидерским и личностным изменениям индивидов («социальному обновлению» личности) и повышению уровня социально-психологической зрелости групп.
Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отношении, разнообразная в предметном плане совместная деятельность является системообразующим фактором развивающей социальной среды, определяя ее направленность и качественное своеобразие. Развивающая социальная среда сочетает высокую социальнопсихологическую защищенность ребенка с необходимостью проявить большое физическое и психическое напряжение, рационально использовать время в связи с включением в разнообразные социально значимые совместные деятельности («веер деятельностей»). Чтобы избежать иллюзий о легком достижении счастья, вводятся специально запланированные экстремальные ситуации для подготовки молодежи без больших потерь находить достойный выход из них.
В рамках развивающей социальной среды изменяется содержание и стиль общения за счет включения такого компонента, как социально созидательный поиск правильного пути в жизни. Значительный контраст, существующий между данной общностью и традиционными учебно-воспитательными организациями, создает дополнительный эффект психологического воздействия на личность. Атмосфера деловой активности, уважительного отношения к каждому, эстетическая насыщенность повседневной жизнедеятельности и совместные переживания успехов и неудач создают особое эмоциональное родство молодых людей, формируют их нравственное и эстетическое сознание. Роль психологов-педагогов заключается в основном в том, чтобы задать единые «правила игры».
Организационно экспериментальная ситуация создавалась в рамках студенческого психологического клуба «Бумеранг», созданного при кафедре психологии Курского государственного университета в апреле 2000 года и функционирующего до настоящего времени, в которой ежегодно проходят психологическую подготовку по формированию нравственно ориентированных социальных представлений о свободе и их актуализации в малых и больших социальных группах. Контингент формируется из творческих и инициативных студентов различных факультетов университета, способных после обучения самостоятельно научить школьников и студентов, реализовывая свой потенциал, преобразовывать свою группу.
Устойчивая воспроизводимость позитивных результатов данного эксперимента в течение многих лет позволила перейти к реализации третьего звена принципа Б.Ф. Ломова о единстве теории, эксперимента и практики - организации практики применения проектирования развивающих сред для студентов.
В настоящее время в регионе на основе теоретической модели психологической
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
школы свободы создано несколько клубов в вузах и школах города Курска. Сложилась сеть клубов не только досуга, но и личностного развития современной молодежи, в которых реализуется около 10 профильных программ, рассчитанных на молодежь разных категорий [Ларина 2014]. В итоге ежегодно в городе Курске психологическую поддержку получает около тысячи молодых людей и формируются высоконравственные личности.
Высокосодержательная и многоплановая жизнедеятельность студентов в психологически обогащенных средах привела к значительным личностным изменениям - «социальному обновлению личности» (термин А.В. Шаронова) как на уровне сознания, так и на уровне поведения. Одновременно шло и формирование высокоорганизованных, психологически зрелых групп.
Наиболее значимые личностные изменения произошли:
□ в определении гражданской позиции в реализации своего потенциала через принцип «свободы для...» и следования социально ценным идеалам, подражанию людям, прославившим отечество своим трудом;
□ обогащении «Я»-концепции за счет качественных позитивных образований в структуре самооценки и уровня притязаний, нахождении новых личностных ресурсов для самоактуализации;
О системе установок на личную позицию в социально-ценном изменении окружающей среды. В этой связи для иллюстрации приведем несколько наиболее типичных вариантов самоопределения.
• Молодые люди обращались к народным традициям, добра и справедливости, настроены на бескорыстную помощь престарелым и одиноким людям, сформировался комплекс духовно-нравственных качеств, которые они приобрели в данных организациях (социальную чувствительность к людям и их проблемам; способность к общению, дружбе, оптимизм, стремление к успеху в решении социально значимых проблем и т.д.).
• Определенная часть воспитанников профильных центров лидеров добились карьерного роста, они стали успешными руководителями в различных сферах народного хозяйства региона.
• Воспитанники профильных центров систематически включаются в добровольческую деятельность в регионе, что, вопреки мнению о бездуховности и меркантильности, отражает их готовность к участию в жизни других людей, оказанию им помощи. В этом проявляется гуманизм как базовая ценность личности.
Наличие большого числа воспитанников профильных центров в регионе оказывает большое влияние на молодежное движение, а сами центры как престижные молодежные организации стали ценностью для студентов.
Библиографический список
Анцупов А.Я. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935-2007 гг. / А.Я. Анцупов, С. Л. Кандыбович, В.М. Крук, Г.Н. Тимченко, А.Н. Харитонов; под ред. проф. А.Я. Анцупова. М.: Студия «Этника», 2007. 232 с.
Барабанщиков В.А. Экспериментальный метод в Российской психологии // Современная экспериментальная психология: в 2 т. / под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001. Т. 1. С. 13-31.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.- Воронеж, 1996. 392 с.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)
Ларина Т. Н., Чернышова О. В. Возможности формирования социальных представлений студентов
о свободе на основе теории, эксперимента и практики
Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях
организационно-экономических изменений: дис. в виде научного доклада ... д-ра психол. наук. М., 1999. 132 с.
Ларина Г.Н. Социально-психологические детерминанты представлений о свободе личности и их актуализации в молодежных группах: автореф. дис. ...канд. психол. наук. Курск, 2009. 20 с.
Ларина Г. Н. Социальные представления о свободе студентов и их актуализация в деятельности учебной группы // Ученые записки. электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30). URL: scientific-
notes.ru/pdf/035-032.pdf (дата обращения: 15.06.2015).
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 347 с.
Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: избр. тр. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2001. 208 с.
Юревич А.В. «Асоциальная социализация» как основа нравственной деградации общества // Вестник Российской академии наук. 2011. Т. 81. N 1. С. 3-10.