Научная статья на тему 'Возможности формирования социальных представлений студентов о свободе на основе сочетания теории, эксперимента и практики'

Возможности формирования социальных представлений студентов о свободе на основе сочетания теории, эксперимента и практики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
205
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные представления о свободе / студенты / теория / эксперимент / практика / social representations of freedom / students / theory / experiment / practice

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Г. Н. Ларина, О. В. Чернышова

В статье рассмотрены социально-психологические проблемы и перспективыформирования социальных представлений студентов о свободе личности посредствомсочетания теории, эксперимента и практики в вузе. Представлены социально-психологические методы и технологии социального обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Г. Н. Ларина, О. В. Чернышова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERHAPS THE FORMATION OF SOCIAL REPRESENTATION OF STUDENTS ABOUT FREEDOM THROUGH THE COMBINATION OF THEORY, EXPERIMENT AND PRACTICE

The paper deals with the socio-psychological problems and prospects for the formation of social representations about the freedom of personality students through a combination of theory, experiment and practice at the university. The socio-psychological methods and techniques of social learning of students are represented.

Текст научной работы на тему «Возможности формирования социальных представлений студентов о свободе на основе сочетания теории, эксперимента и практики»

УДК 378.1

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О СВОБОДЕ НА ОСНОВЕ СОЧЕТАНИЯ ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ

© 2015 Г. Н. Ларина1, О. В. Чернышова2

1канд. психол. наук, доцент e-mail: galka. larina@yandex. ru

Курский государственный университет

2канд. психол. наук, доцент e-mail:chernyshova olga 7()amail.ru

Юго-Западный государственный университет

В статье рассмотрены социально-психологические проблемы и перспективы формирования социальных представлений студентов о свободе личности посредством сочетания теории, эксперимента и практики в вузе. Представлены социальнопсихологические методы и технологии социального обучения студентов.

Ключевые слова: социальные представления о свободе, студенты, теория, эксперимент, практика

В последнее время в отечественной психологической теории и практике активно обсуждаются кризисные явления в становлении духовно-нравственной сферы современной молодежи и пути их преодоления При формировании социальных представлений о свободе учащейся молодежи мы используем подход на основе единства теории, эксперимента и практики.

Методологические положения Б.Ф. Ломова о единстве теории, эксперимента и практики как продуктивном направлении в психологических исследованиях [Ломов 1984] стали особенно актуальными в наше время, когда осознается тенденция снижения интереса к эксперименту и принимаются меры по сохранению и развитию экспериментальной психологии в нашей стране. Большая заслуга здесь принадлежит профессору В.А. Барабанщикову, объединившему опыт экспериментальной работы более ста современных отечественных психологов в ряде крупных академических изданий [Барабанщиков 2001].

Однако актуальность проблемы не снижается, что отмечается в работах авторского коллектива под руководством А.Я. Анцупова. Авторами отмечается умаление тенденции исследования реального поведения и деятельности людей за счет приоритета работы с понятиями как однин из признаков скрытого методологического кризиса современной отечественной психологии [Анцупов и др. 2007].

Однако мы полагаем, что традиции сочетания теории, эксперимента и практики, сложившиеся в отечественной науке, особенно в фундаментальном опыте А.С. Макаренко [Макаренко 1988], дают основания для реализации данного подхода в решении ряда крупномасштабных задач, в частности, в образовании.

В этой связи кратко остановимся на описании нашей работы по формированию социальных представлений о свободе личности современной учащейся молодежи на примере региона.

Параметрическая концепция малых групп, разработанная Л.И. Уманским,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

АС. Чернышевым, А.Н. Лутошкиным и др., раскрывала значительные потенциалы группы как субъекта совместной деятельности для преобразования окружающей социальной среды в социально ценном направлении и для формирования зрелой личности членов группы (см.: [Панов 2007]).

Установлено, что вхождение группы как субъекта в систему социальных организаций значительно обогащает социальную психологию группы и особенно ее влияние на индивидов через обнаруженный нами механизм статусно-позиционной структуры положительного социального самочувствия личности. Данный феномен является целостным образованием, включающим в себя следующие позиции: удовлетворенность личности своим социометрическим статусом в группе; удовлетворенность авторитетом своей группы среди других групп; удовлетворенность социальной престижностью своей основной организации среди других организаций и т.д. Такая обогащенная, социально «широкая» удовлетворенность личности своим положением в социуме снимает ограничения в системе «индивид - группа» и лежит в основе позитивного отношения личности с обществом.

Следовательно, формирование адекватных социальных представлений о свободе личности возможно через группу, включенную в качестве субъекта в систему социальных организаций разного уровня. Таким образом, необходимо

экспериментально создавать особую социальную среду. Мы ее определяем как «развивающая социальная среда» (социальный оазис).

В принципе, наш подход определяет формирование социальных представлений молодежи как оптимизацию ее жизнедеятельности посредством создания развивающих социальных сред. Теоретические основания создания подобных сред находятся в концепциях С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова [1984], Л.И. Уманского [2001],

А.Л. Журавлева [1999], В.И. Панова [2007], А.В. Брушлинского [1996] и др. Весьма современными и плодотворными представляются идеи Э. Фромма о социальных оазисах и их постепенном расширении на все общество как основном средстве «духовного оздоровления человечества» (см.: [Ларина 2009]).

Формирование адекватных социальных представлений о свободе учащейся молодежи наиболее эффективна в условиях экспериментально созданной социальной среды с высокими духовными характеристиками совместной жизнедеятельности, то есть особого микросоциума, заметно отличающегося по ряду показателей от обычной среды - своего рода социального оазиса.

Создание развивающих социальных сред требует новых методологических подходов. Известные методы групповой психотерапии не могут в полной мере решить эту задачу по следующим причинам:

• во-первых, развивающая социальная среда в отличие от психотренинговых групп должна быть открытой общностью и оказывать определенное влияние на более широкий социум;

• во-вторых, в психотренинговых группах часто возникает проблема переноса приобретенного психологического опыта в реальную жизнь и соотнесения, «увязывания» начавшихся личностных изменений с относительно ригидным социальным окружением;

• в-третьих, у многих участников психокоррекционных групп складывается «синдром навязчивых сложных интерпретаций», что затрудняет социальную адаптацию и развитие личности.

Эффективность крупномасштабной помощи и оздоровление социальных отношений во все более широком пространстве обеспечиваются включением социальных технологий в реальную жизнь людей, постепенным сглаживанием

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Ларина Т. Н., Чернышова О. В. Возможности формирования социальных представлений студентов

о свободе на основе теории, эксперимента и практики

содержательных различий, границ между деятельностью, организованной психологами и педагогами, и повседневной жизнью.

Построение развивающей социальной среды как базовый принцип формирования социальных представлений о свободе личности обеспечивает и впечатляющую масштабность воздействия. Количество одновременно обучаемых достигает двухсот и более человек. Разработанные технологии являются

универсальными по возможности переноса и применения в различных организационных условиях работы с молодежью.

Эксперимент основывался на гипотетическом положении о том, что периодическое включение индивидов и групп студентов в качестве субъектов совместной деятельности и общения в специально созданные реальные улучшенные социальные среды («социальные оазисы») на основе актуализации принципа сочетания социального знания и социального действия ведет к значительным лидерским и личностным изменениям индивидов («социальному обновлению» личности) и повышению уровня социально-психологической зрелости групп.

Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отношении, разнообразная в предметном плане совместная деятельность является системообразующим фактором развивающей социальной среды, определяя ее направленность и качественное своеобразие. Развивающая социальная среда сочетает высокую социальнопсихологическую защищенность ребенка с необходимостью проявить большое физическое и психическое напряжение, рационально использовать время в связи с включением в разнообразные социально значимые совместные деятельности («веер деятельностей»). Чтобы избежать иллюзий о легком достижении счастья, вводятся специально запланированные экстремальные ситуации для подготовки молодежи без больших потерь находить достойный выход из них.

В рамках развивающей социальной среды изменяется содержание и стиль общения за счет включения такого компонента, как социально созидательный поиск правильного пути в жизни. Значительный контраст, существующий между данной общностью и традиционными учебно-воспитательными организациями, создает дополнительный эффект психологического воздействия на личность. Атмосфера деловой активности, уважительного отношения к каждому, эстетическая насыщенность повседневной жизнедеятельности и совместные переживания успехов и неудач создают особое эмоциональное родство молодых людей, формируют их нравственное и эстетическое сознание. Роль психологов-педагогов заключается в основном в том, чтобы задать единые «правила игры».

Организационно экспериментальная ситуация создавалась в рамках студенческого психологического клуба «Бумеранг», созданного при кафедре психологии Курского государственного университета в апреле 2000 года и функционирующего до настоящего времени, в которой ежегодно проходят психологическую подготовку по формированию нравственно ориентированных социальных представлений о свободе и их актуализации в малых и больших социальных группах. Контингент формируется из творческих и инициативных студентов различных факультетов университета, способных после обучения самостоятельно научить школьников и студентов, реализовывая свой потенциал, преобразовывать свою группу.

Устойчивая воспроизводимость позитивных результатов данного эксперимента в течение многих лет позволила перейти к реализации третьего звена принципа Б.Ф. Ломова о единстве теории, эксперимента и практики - организации практики применения проектирования развивающих сред для студентов.

В настоящее время в регионе на основе теоретической модели психологической

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

школы свободы создано несколько клубов в вузах и школах города Курска. Сложилась сеть клубов не только досуга, но и личностного развития современной молодежи, в которых реализуется около 10 профильных программ, рассчитанных на молодежь разных категорий [Ларина 2014]. В итоге ежегодно в городе Курске психологическую поддержку получает около тысячи молодых людей и формируются высоконравственные личности.

Высокосодержательная и многоплановая жизнедеятельность студентов в психологически обогащенных средах привела к значительным личностным изменениям - «социальному обновлению личности» (термин А.В. Шаронова) как на уровне сознания, так и на уровне поведения. Одновременно шло и формирование высокоорганизованных, психологически зрелых групп.

Наиболее значимые личностные изменения произошли:

□ в определении гражданской позиции в реализации своего потенциала через принцип «свободы для...» и следования социально ценным идеалам, подражанию людям, прославившим отечество своим трудом;

□ обогащении «Я»-концепции за счет качественных позитивных образований в структуре самооценки и уровня притязаний, нахождении новых личностных ресурсов для самоактуализации;

О системе установок на личную позицию в социально-ценном изменении окружающей среды. В этой связи для иллюстрации приведем несколько наиболее типичных вариантов самоопределения.

• Молодые люди обращались к народным традициям, добра и справедливости, настроены на бескорыстную помощь престарелым и одиноким людям, сформировался комплекс духовно-нравственных качеств, которые они приобрели в данных организациях (социальную чувствительность к людям и их проблемам; способность к общению, дружбе, оптимизм, стремление к успеху в решении социально значимых проблем и т.д.).

• Определенная часть воспитанников профильных центров лидеров добились карьерного роста, они стали успешными руководителями в различных сферах народного хозяйства региона.

• Воспитанники профильных центров систематически включаются в добровольческую деятельность в регионе, что, вопреки мнению о бездуховности и меркантильности, отражает их готовность к участию в жизни других людей, оказанию им помощи. В этом проявляется гуманизм как базовая ценность личности.

Наличие большого числа воспитанников профильных центров в регионе оказывает большое влияние на молодежное движение, а сами центры как престижные молодежные организации стали ценностью для студентов.

Библиографический список

Анцупов А.Я. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935-2007 гг. / А.Я. Анцупов, С. Л. Кандыбович, В.М. Крук, Г.Н. Тимченко, А.Н. Харитонов; под ред. проф. А.Я. Анцупова. М.: Студия «Этника», 2007. 232 с.

Барабанщиков В.А. Экспериментальный метод в Российской психологии // Современная экспериментальная психология: в 2 т. / под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001. Т. 1. С. 13-31.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.- Воронеж, 1996. 392 с.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Ларина Т. Н., Чернышова О. В. Возможности формирования социальных представлений студентов

о свободе на основе теории, эксперимента и практики

Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях

организационно-экономических изменений: дис. в виде научного доклада ... д-ра психол. наук. М., 1999. 132 с.

Ларина Г.Н. Социально-психологические детерминанты представлений о свободе личности и их актуализации в молодежных группах: автореф. дис. ...канд. психол. наук. Курск, 2009. 20 с.

Ларина Г. Н. Социальные представления о свободе студентов и их актуализация в деятельности учебной группы // Ученые записки. электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30). URL: scientific-

notes.ru/pdf/035-032.pdf (дата обращения: 15.06.2015).

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 256 с.

Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 347 с.

Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: избр. тр. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2001. 208 с.

Юревич А.В. «Асоциальная социализация» как основа нравственной деградации общества // Вестник Российской академии наук. 2011. Т. 81. N 1. С. 3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.