Научная статья на тему 'Возможности дополнительного профессионального образования в решении проблем и задач трудоустройства молодых специалистов'

Возможности дополнительного профессионального образования в решении проблем и задач трудоустройства молодых специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудоустройство / дополнительное образование / рынок услуг. / employment / further education / services market

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Говоров И.В.

В статье рассматриваются проблемы решения трудоустройствамолодых специалистов на основе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of solving the employment of young specialists on the basis of additional education.

Текст научной работы на тему «Возможности дополнительного профессионального образования в решении проблем и задач трудоустройства молодых специалистов»

Территория науки,2013, № 1

середины-конца XXI века, т.е. знаний об эколого-информационном глобализме. Но в целом, любой образовательный комплекс представляет собой многоуровневую организационную структуру.

Создание и эффективное функционирование образовательных комплексов требуют разработки стратегии развития, инновационного управленческого обеспечения, организационной модели непрерывного профессионального образования.

Несмотря на положительные результаты деятельности образовательных комплексов в России, следует констатировать тот факт, что в научном плане до сих пор остается не разработанной единая методология их оптимального функционирования в условиях быстро меняющейся экономической среды современной России, ее вхождения в образовательную инфраструктуру мирового социально-экономического пространства. Глобализация образовательной среды требует создания целостного и обоснованного механизма устойчивого развития образовательных комплексов с учетом таких существенных особенностей, как открытость системы и непрерывность процессов образовательной деятельности, инновационный характер их функционирования, их реализация, финансирование образовательных проектов при условии минимизации образовательных рисков.

Список литературы

1. Блинникова А.В. Муниципальные и университетские

образовательные комплексы / А.В. Блинникова // Studium V : материалы ежегод. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и соиск. - Иркутск, 2011. -С. 230-240.

2. Занина Л.В. Особенности становления российской системы многоуровневого профессионально-педагогического образования / Л.В. Занина // http://rspu.edu.ru/li/joumal/zanina.htm (дата обращения 27.09.2012.)

Говоров И.В.

ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ И ЗАДАЧ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: трудоустройство, дополнительное образование, рынок услуг.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы решения трудоустройства молодых специалистов на основе дополнительного образования.

Keywords: employment, further education, services market.

Abstract: The article deals with the problem of solving the employment of young specialists on the basis of additional education.

Территория науки,2013, № 1

В настоящее время молодежь составляет весомую часть трудоспособного населения. За этими людьми будущее, но последующее развитие их потенциала зависит во многом от стартовых условий.

Состав безработных в возрасте от 20 до 26 лет, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, за последние два года существенно изменился, доля молодежи среди зарегистрированных безработных постоянно увеличивается.

Сложности трудоустройства молодежи обусловлены, с одной стороны, недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, с другой - нежеланием работодателей нести дополнительные расходы, связанные с профессиональным обучением молодых людей, не отвечающих в полной мере профессиональным требованиям вакантных рабочих мест.

К сожалению, изменения в экономике не всегда сопровождались соответствующими преобразованиями в системе высшего и среднего профессионального образования. В результате предложение молодых специалистов с высоким уровнем образования не соответствует спросу на рынке труда. Невостребованность молодых специалистов по профилю их профессиональной подготовки через некоторое время оборачивается потерей для государства бюджетных средств, а для общества - потерей специалистов-профессионалов, в чьи руки можно было бы доверить будущее страны. Все это дает основания полагать, что проблема занятости молодых специалистов в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной в общегосударственном масштабе.

Становится понятна необходимость разработки новой идеологии кадровой работы организаций по направлению привлечения и использования молодых специалистов, которая, в свою очередь, на последующих этапах работы с молодежной безработицей может быть использована при разработке правовых гарантий трудоустройства молодых специалистов.

Среди большой части молодых специалистов, оканчивающих учебное заведение, наблюдается растерянность, погруженность в ситуацию "объективного бездействия", ожидание извне помощи или хотя бы необходимой информации, которая бы позволила действовать, в том числе и в рамках своей профессии, обрести смелость войти в пространство ''целевого поведения''. Получение места работы сразу после окончания

профессионального учебного заведения еще не снимает остроту проблемы трудоустройства молодого специалиста. Это связано с отсутствием навыков представления себя на рынке труда, с недостаточными знаниями в различных (а не только профессиональных) областях знаний, с которыми ему приходится сталкиваться при работе в коллективе и т.д. и т.п. Поэтому в период адаптации молодого специалиста на реальном месте работы проблемы трудоустройства для него не снимаются. Они трансформируются в проблемы получения работы по полученной специальности, сохранения

Территория науки,2013, № 1

места работы, профессионального и служебного роста и являются для молодого специалиста значимыми. Поэтому необходимо продолжать заниматься проблемами его трудоустройства до тех пор, пока он не приобретет необходимые навыки на цивилизованном рынке труда.

Решение этой группы проблем возможно только через взаимодействие рынка труда с рынком образовательных услуг, а именно - сферой дополнительного профессионального образования (ДПО). Чтобы специалист мог не только трудоустроиться или удержаться на рабочем месте, а и непрерывно развиваться в соответствии с потребностями времени, специалисту необходим непрерывно-периодический контакт с системой ДПО, т.к. именно система ДПО призвана и умеет быстро реагировать на изменения требований рынка труда. При этом она решает задачи, связанные с исследованием и прогнозированием рынка труда, как в количественном, так и в качественном отношении, т.е. выходит за рамки только чисто образовательной деятельности в обычном понимании смысла этого слова.

Проблема трудоустройства является общей для всей системы российского профессионального образования, и решение ее состоит в создании механизмов, обеспечивающих эффективную взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг. Быстрое изменение реального сектора экономики предъявляет каждому человеку, который хочет найти место работы или продвинуться по служебной лестнице, требования постоянно совершенствоваться, в России, как и во всем мире, наибольший импульс развития получает система дополнительного образования. Не случайно, вместо тезиса "Образование не на всю жизнь" ООН выдвинула девиз "Образование через всю жизнь".

Основными целями системы ДПО в сфере содействия трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений являются:

1. изменение менталитета служб подготовки и развития персонала предприятий с целью обеспечения постоянного интереса кадровиков к профессионально подготовленным молодым выпускникам учебных заведений,

2. формирование новой роли кадровых служб, новых систем внутрифирменного обучения персонала на предприятиях, обеспечивающих служебный и профессиональный рост молодого специалиста,

3. формирование устойчивого взаимодействия системы дополнительного профессионального образования с молодыми специалистами - выпускниками образовательных учреждений с целью обеспечения их трудоустройства, перспективы развития и профессионального роста,

4. совершенствование методологии профессиональной и психологической подготовки выпускников учебных заведений к требованиям рынка труда.

Такие цели охватывают проблему трудоустройства значительно шире, чем организация специализированных служб при вузах или в регионах по

Территория науки,2013, № 1

выявлению вакантных мест, по закреплению части из них за выпускниками и т.д. и т.п.

Наряду с упомянутыми, важны и "традиционные" направления -совершенствование подготовки молодых специалистов и её соответствия современным требованиям рынка труда, причем на всех уровнях прямого и опосредованного обучения. К таким направлениям относятся:

1. Организация и проведение специального дополнительного обучения по актуальным направлениям, востребованным современным рынком труда, в форме параллельного обучения и профпереподготовки (например: современные компьютерные технологии, проблемы управления качеством, финансовые направления, маркетинговые, языковые и пр.).

2. Организация для молодых специалистов дополнительного обучения непосредственно на предприятии. Это позволяет им закрепиться на рабочих местах, получить шансы на продвижение по служебной лестнице.

3. Разработка активных методов обучения специалистов, основанных на инновационной методологии обучения взрослых. Эта технология позволяет самоопределиться по отношению к своей специальности, найти своё место в ней, осознать свои возможности.

4. Разработка активных методов для дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий в интерактивном режиме.

Список литературы

1. Матвеев С.П., Мещерякова Е.И. Образование и труд: права

несовершеннолетних в трудовых отношениях // Территория науки. 2007. № 1.

С. 103-107.

Давыдова Е.Ю.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: образование, рынок услуг, оценка эффективности, экономическая устойчивость.

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты повышения финансовой устойчивости высших учебных заведений.

Keywords: education, consumer services, performance evaluation, economic stability.

Abstract: The article discusses some aspects of improving the financial sustainability of higher education institutions.

Существующие на сегодняшний день методики оценки финансовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.