Научная статья на тему 'Возможности дистанционного обучения в реализации школьного курса «Технология»'

Возможности дистанционного обучения в реализации школьного курса «Технология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1240
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КУРС "ТЕХНОЛОГИЯ" / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STUDENTS (PUPILS) / DISTANCE LEARNING / DISTANCE EDUCATION / TECHNOLOGY DISCIPLINE / A PROBLEM / EXTRA EDUCATION / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарощин Евгений Борисович

Цель: на основе анализа современных информационных технологий обучения обосновать возможность реализации курса «Технология» в основной школе посредством дистанционных технологий. Метод или методология проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта реализации дистанционного обучения, в том числе на базе Дистанционной школы «Дом -Школа.ру» г. Иваново. Результаты. В качестве цели курса «Технология» в дистанционном обучении определено формирование у учащихся основ культуры труда, посредством приобретения базовых представлений о природной и технологической среде обитания. Определены основные формы и методы обучения учащихся с помощью школьного сайта, представлены направления дальнейшего развития возможностей дистанционного обучения курсу «Технология» в системе дополнительного образования. Область применения результатов: система общего образования, дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарощин Евгений Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF DISTANCE TEACHING TECHNOLOGY DISCIPLINE IN SCHOOL

Purpose: on the base of analysis of modern information technology training to prove the feasibility of the course «Technology» in the primary school through distance learning technologies. Methodology: a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, the study of experience in implementing e-learning, including on school «House -Shkola.ru» of Ivanovo city. Results: The goal of the course «Technology» in distance education is to form the foundations of students' work culture, through the acquisition of basic concepts of natural and technological environment. The basic forms and methods of teaching students using the school site, provided directions for further development opportunities of distance learning course «Technology» in the system of additional education. Practical implications: the system of general education, further education of children.

Текст научной работы на тему «Возможности дистанционного обучения в реализации школьного курса «Технология»»

УДК 373.1 ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Зарощин Е.Б.

Цель: на основе анализа современных информационных технологий обучения обосновать возможность реализации курса «Технология» в основной школе посредством дистанционных технологий.

Метод или методология проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта реализации дистанционного обучения, в том числе на базе Дистанционной школы «Дом -Школа.ру» г. Иваново.

Результаты. В качестве цели курса «Технология» в дистанционном обучении определено формирование у учащихся основ культуры труда, посредством приобретения базовых представлений о природной и технологической среде обитания. Определены основные формы и методы обучения учащихся с помощью школьного сайта, представлены направления дальнейшего развития возможностей дистанционного обучения курсу «Технология» в системе дополнительного образования.

Область применения результатов: система общего образования,

дополнительного образования детей.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, курс «Технология», дополнительное образование.

TO THE PROBLEM OF DISTANCE TEACHING TECHNOLOGY

DISCIPLINE IN SCHOOL

Zaroschin E.B.

Purpose: on the base of analysis of modern information technology training to prove the feasibility of the course «Technology» in the primary school through distance learning technologies.

Methodology: a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, the study of experience in implementing e-learning, including on school «House -Shkola.ru» of Ivanovo city.

Results: The goal of the course «Technology» in distance education is to form the foundations of students' work culture, through the acquisition of basic concepts of natural and technological environment. The basic forms and methods of teaching students using the school site, provided directions for further development opportunities of distance learning course «Technology» in the system of additional education.

Practical implications: the system of general education, further education of children.

Keywords: distance learning, distance education, students (pupils), Technology discipline, a problem, extra education, teacher.

Такая сфера как образование в современных условиях информатизации общества, развития телекоммуникаций, углубления процессов перестройки, происходящих в России, требует новых подходов, методов и технологий. Акцент на развитие сотрудничества главной составляющей учебновоспитательного процесса (пары «Учитель-Ученик») является важнейшей стороной этих перемен в российском образовании. Он строится на основе внедрения нестандартных форм и методов взаимодействия, создания научно-

методической системы непрерывного образования в рамках единого образовательного пространства. От того, как сложится этот тандем педагогического сотрудничества, на основе каких современных технологий он будет построен, какие формы и методы при этом будут использованы, зависит успешность обучения и воспитания ученика.

Одна из самых актуальных проблем сегодня - стремление многих школьников, особенно старшеклассников, к продолжению своего образования в учебных заведениях, могущих обеспечить им возможность выбора профильного образования и высокого уровня учебной подготовки. Поэтому можно говорить о том, что назрела необходимость создания новой образовательной среды для школьников, позволяющей им, оставаясь на своем микроучастке, получать полноценное образование нужного профиля и уровня. Эта проблема очень остро стоит перед школами малых провинциальных городков и перед сельскими школами.

Возможный ответ на эти поставленные вопросы - развитие дистанционного обучения. Основные позиции дистанционного обучения - это педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в образовании школьников по различным образовательным областям, сочетание всех возможных форм и методов взаимодействия учителя и ученика. В сети Интернет уже созданы и успешно развиваются в настоящее время дистанционные курсы, дающее разносторонние и глубокие знания в различных образовательных областях. Так, например:

- Муниципальный ресурсный центр дистанционного образования детей «Дом - Школа».

- Лаборатория дистанционного обучения института общего среднего образования.

- Региональный центр дистанционного обучения «Эйдос».

- «Открытый колледж» - дистанционное обучения школьников.

Но нужно отметить, что необходимо искать новые подходы в решении этой актуальной проблемы, не умаляя заслуг вышеперечисленных центров дистанционного обучения школьников. Перспективное направление развития дистанционного обучения - проектирование его силами школьных учителей. Особенно учителей из числа победителей приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО), региональных педагогических конкурсов, так как педагогический опыт и компетентность их является огромных потенциальным резервом. Учителя-победители различных конкурсов - это не только перспективное педагогическое сообщество творческих учителей, которые имеют авторские программы и методики, это еще и большие профессионалы. Значительный вклад в развитие дистанционного обучения и реальную возможность получения школьниками бесплатного образования и различных консультаций могут внести знание и опыт таких учителей [1].

Хотелось бы отметить, что не все так просто. Имеется в виду, что дистанционное обучение - это не только тщательный отбор учебного материала, но и согласование его с Государственным Стандартом содержания образования, с требованиями на вступительных экзаменах в ВУЗы, а также организация разноуровневой структуры учебного материала. Такая работа требует объединения усилий коллектива высококвалифицированных учителей-предметников, она не под силу отдельному учителю. Эта работа требует сотрудничества нескольких образовательных учреждений в подготовке содержания и программ дистанционного обучения в различных предметных областях.

Такой опыт работы уже имеется в некоторых образовательных учреждениях, где для организации дистанционного обучения используются страницы, например, школьных сайтов. Интересным представляется опыт работы Дистанционной школы «Дом - Школа.ру» г. Иваново в реализации проекта дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями (обучающихся на дому) (http://www.ictass.home-edu.ru). В качестве обучающих

курсов были выбраны методики обучения русскому языку и литературе, химии и географии, истории и технологии. Теоретический блок данных образовательных областей включает в себя цельное и достаточно компактное изложение темы, список используемой литературы, советы, примеры решения задач и представляет собой квинтэссенцию накопленного методического опыта учителя. Весь этот объем информации находится на страницах Дистанционной школы в течение всего учебного периода.

Школьнику, занимающемуся в системе дистанционного обучения, предлагается два способа работы: активный и ознакомительный.

Ознакомительное обучение предлагает любому школьнику зайти на сайт, ознакомиться, скопировать учебные материалы и использовать их в дальнейшем обучении. Активное обучение предполагает выполнение заданий с отправкой их по электронной почте для проверки учителем и строится на организации связи учителя с учеником. Для работы при активном обучении участие в тестировании добровольное, хотя регистрация с указанием фамилии, имени, школы и класса необходима. При этом учащемуся присваивается индивидуальный пароль.

Вопросы в тестах по различным образовательным областям распределяются по уровням сложности, обычно усложняются от задания к заданию. Хочется отметить, что некоторые вопросы в заданиях дублируются в целях закрепления знаний и навыков при решении задач. Задания рассчитаны на 45-50 минут работы, делается это по технике безопасности, что немаловажно в условиях перегрузки учащихся. Ответы на свои задания учащиеся высылают электронной почтой, указывая свой личный пароль, номер задания и вариант ответов. Учитель обрабатывает результаты выполнения заданий и отмечает их в своем электронном журнале.

Скорость прохождения заданий зависит от возможностей учащихся, а сам сайт предусматривает возможность подсоединиться любому учащемуся к дистанционному обучению в любой учебный период. В этих случаях учащиеся

все равно получают обработанный результат своей образовательной деятельности в виде суммы баллов по мере прохождения любого учебного курса. Наиболее важнейшим пунктом в системе дистанционного обучения считается организация прямой (оперативной) связи преподавателя и учащихся. Для этого используется программа Skype.

В работе Дистанционной школы предусмотрены ежедневные часы консультаций по предметам, когда в онлайн-режиме учащиеся могут получить ответы на свои вопросы. Во всех случаях, когда учащиеся хотят получить живую консультацию, учитель-предметник отвечает на вопросы, заинтересовавшие учащихся, может посоветовать список дополнительной литературы, выяснить все проблемы и трудности учащихся. При выяснении обстоятельств того, что тема учащимися усваивается с трудом (по характеру вопросов), учитель может выдать дополнительный разъяснительный материал в теоретическом блоке курса. Этот режим работы, необходимый для существования реальной обратной связи учителя и учащихся, помогает учителю организовывать теоретические части урока, уроки-лекции [2].

Основной задачей курса «Технология» в дистанционном обучении можно считать формирование основ культуры труда, где поднимаются вопросы приобретения базовых представлений о природной и технологической среде обитания. Об общетрудовых и начальных операционных умений по основным разделам практической деятельности, воспитания трудовой и технологической дисциплины, введения в мир профессий, развития навыков использования современных технологий в условиях повседневной жизни. Данная программа предполагает обращение к учащимся как личностям, гражданам, способствует формированию его трудовых навыков и дисциплины. Основное внимание в задачах курса - раскрытие и развитие способностей, формирование профессиональных устремлений и жизненного плана посредством обучения и включения в реальную практическую деятельность, творческое развитие и воспитание учащихся.

Возможности дистанционного обучения могут быть расширены обучением в системе дополнительного образования и в структурах допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. Сфера дополнительного образования является неотъемлемой составной частью системы образования и профессионального становления учащихся. Ее построение и эффективное функционирование является важным условием комплексного обучения и воспитания школьников. Задачи дополнительного образования учащихся хорошо сочетаются с задачами дистанционного обучения и часто решаются в заданиях в форме имитации и моделирования практической деятельности взрослых.

В последующем, на стадии профильного обучения учащихся, дополнительное образование является составной частью допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. Формируясь в системе с ориентированным на практику дистанционным обучением, дополнительное образование становится элементом, а в дальнейшем, вероятно, основой непрерывного образования и повышения квалификации учащегося-специалиста. Эти принципы заложены в основу заданий, предлагаемых учащимся для реализации, вопросов, предложенных им для обучения. Они ставят учащихся в проблемные ситуации, требующие умения мыслить, анализировать задания, создавать проекты, видя основные проблемы. Учащиеся в Дистанционной школе чаще всего не получают готовых проектов, им предлагается перечень их, а также список дополнительной литературы.

Для контроля и закрепления пройденных тем и заданий в курсе предусмотрены задания-тесты, консультации по «горячей линии», электронный журнал, ведущийся учителем. Итоговое занятие организуется обязательно в виде Форума, на котором учащиеся могут вести диалог не только с учителем, но и друг с другом. Конечными результатами технологического образования можно считать повышение уровня технической подготовки, конкурентоспособности, социальной устойчивости выпускников школы на

рынке труда, их готовность к профессиональному обучению и развитию на протяжении всего периода профессиональной деятельности [3].

На современном этапе дистанционное обучение только развивается, еще ищет свои формы и методы. Но даже теперь очень трудно переоценить вклад, который делается данным направлением педагогического образования в деле развития образовательного информационного пространства. В условиях подготовки единой системы тестов, являющихся как выпускными, так и вступительными экзаменами в ВУЗы, такие проекты как ресурсный Центр дистанционного образования «Дом - Школа.ру» позволят учащимся, обучаясь не только в школе, но и дома, пробовать свои силы в приобретении профильного профессионального образования под руководством своих учителей, получать качественное образование в различных предметных областях. Данный проект получил свою поддержку на муниципальном уровне, но и без энтузиазма директора и учителей, вряд ли получил полноценное развитие.

Список литературы

1. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.

2. Методические рекомендации для учителей, работающих в системе дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (обучающихся на дому) / И.А. Дельцова, С.С. Рябков, М.В. Крайнова и др. Иваново: «Арт Виста», 2010. 146 с.

3. Серебренников Л.Н. Технологическое образование школьников в свете современных задач ЦКЪ:

http://vestnik.yspu.org/releases/uchenue_praktikam/15_4/ (дата обращения: 23.01.2012).

References

1. Fishman I.S., Golub G.B. Formiruyushchaya otsenka obrazovatel'nykh rezul'tatov uchashchikhsya [Formative evaluation of educational outcomes of students]. Samara: Izdatelstvo «Uchebnaya literatura», 2007. 244 p.

2. Deltsova I.A., Ryabkov S.S., Kraynova M.V. et al. Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, rabotayushchikh v sisteme distantsionnogo obrazovaniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (obuchayushchikhsya na domu) [Guidelines for teachers working in the system of distance education for children with disabilities (learning at home)]. Ivanovo: «Art Vista», 2010. 146 p.

3. Serebrennikov L.N. Tekhnologicheskoe obrazovanie shkol'nikov v svete sovremennykh zadach [Technology education students in the light of contemporary challenges]. http://vestnik.yspu.org/releases/uchenue_praktikam/15_4/ (accessed January 27, 2012).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Зарощин Евгений Борисович, доцент кафедры технологии и предпринимательства, кандидат педагогических наук, доцент Шуйский государственный педагогический университет ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: Kafedra. tehnologii@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Zaroshchin Evgeniy Borisovich, Associate Professor of Technology and Entrepreneurship, Ph.D. in Pedagogical Science, docent

Shuya State Pedagogical University

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: Kafedra. tehnologii@mail. ru

Рецензент:

Правдов М.А., заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.