Научная статья на тему 'Возможности дистанционного обучения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Возможности дистанционного обучения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1025
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / REMOTE-CONTROLLED TEACHING / REMOTE-CONTROLLED EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INFORMATIVE-COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дикалова Марина Валентиновна, Спирина Валентина Ивановна

В статье определено содержание дистанционного обучения в целом, определены возможности дистанционной образовательной технологии как средства реабилитации детей с нарушениями развития, представлена модель организации ДОТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дикалова Марина Валентиновна, Спирина Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY OF THE REMOTE-

The paper defines the contents of the remote-controlled teaching on the whole and outlines its possibilities as means of rehabilitation of children with violations of development, the model of organization of remote-controlled teaching is suggested.

Текст научной работы на тему «Возможности дистанционного обучения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 371.3 ББК 74.202.15

Д 45

М.В. Дикалова

Соискатель кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: Dikalova1975@mail.ru

В.И. Спирина

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: vispirina@rambler. ru

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье определено содержание дистанционного обучения в целом, определены возможности дистанционной образовательной технологии как средства реабилитации детей с нарушениями развития, представлена модель организации ДОТ.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционная образовательная технология, информационно-коммуникационная технология.

M.V. Dikalova

Applicant for Candidate Degree of the Department of Social, Special Pedagogy and Psychology of Armavir State Pedagogical Academy; E-mail: Dikalova1975@mail.ru

V.I. Spirina

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Social, Special Pedagogy and Psychology of Armavir State Pedagogical Academy; E-mail: vispirina@rambler.ru

POSSIBILITY OF THE REMOTE^ONTROLLED TEACHING OF CHILDREN WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH

Abstract. The paper defines the contents of the remote-controlled teaching on the whole and outlines its possibilities as means of rehabilitation of children with violations of development, the model of organization of remote-controlled teaching is suggested.

Keywords: remote-controlled teaching, remote-controlled educational technology, informative-communication technology.

Актуальность проводимого нами исследования определена требованиями современного этапа социально-экономического развития общества к качеству образования. В настоящее время в системе образования происходят фундаментальные изменения, вызванные новым пониманием целей и ценностей образования, разработкой и внедрением новых технологий образования на его различных уровнях. Особую актуальность и практическую значимость приобретает проблема в связи с изменением социального заказа в области образования - создания достаточно гибкой образовательной системы, учитывающей индивидуальные потребности личности, обеспечивающей равный доступ «всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи».

При этом необходимо отметить наблюдающееся на протяжении ряда десятилетий резкое ухудшение состояния здоровья детей, падение уровня жизни значительной части населения в России, следствием чего и является рост числа больных детей с различными

нарушениями в развитии. Так, за последние десять лет численность только зарегистрированных детей-инвалидов увеличилась более чем в 2 раза. На 1 января 2001года в России число детей с особенностями в развитии составило 675,3 тыс. (в 2000 г. их было 592,2 тыс.) [1]. Следует отметить, что статистическая отчетность основана на учете лиц, получивших официальное освидетельствование медико-социальной экспертизы (МСЭК).

По данным статистики, в списке причин детской инвалидности преобладают болезни нервной системы и органов чувств, среди которых лидирует детский церебральный паралич (ДЦП), на втором месте - психические расстройства, а на третьем - врожденные аномалии развития [2]. Данная ситуация не изменилась и по сей день.

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости пересмотра традиционных подходов к проблеме, касающейся детей с ослабленным здоровьем, страдающих от различного рода недугов. Требуется активизация усилий, связанных с решением принципиально новых проблем в отношении детей с ограничениями в жизнедеятельности (проблем социальных, экономических, образовательных, связанных с поиском таких возможностей, когда люди с недостатками в развитии рассматривались как полноценные члены общества). В связи с неуклонным ростом числа инвалидов особую остроту приобретают вопросы их социальной адаптации, реабилитации, интеграции и активного участия в жизни общества.

Успешность реализации программы реабилитационных мероприятий обеспечивается благодаря комплексному подходу. Важнейшая часть комплексного подхода - процесс социально-педагогической реабилитации (Л.Козлова, Т.Пушкина и др.), включающий образование, в дальнейшем профессиональное образование, профессиональнопроизводственную адаптацию и пр.

Одним из направлений деятельности, способных содействовать превращению детей с нарушениями в развитии в полноправных и полезных членов общества, является создание условий для их реабилитации с помощью потенциала образования, в котором особенно остро нуждается данная категория детей.

Реабилитационный потенциал образования реализуется при условии максимального включения детей с нарушениями в развитии в разнообразные посильные виды учебной, трудовой, культурной, физической и общественной деятельности, направленные на осознание и реализацию физических и духовных возможностей и социальных связей, сотрудничества и кооперации как с другими инвалидами, так и со здоровыми людьми.

Однако большая часть детей-инвалидов при условии, что они располагают возможностями для образования или профессионального обучения, в реабилитации нуждаются в ограниченных масштабах. Все дело в том, что многие из них лишены равных возможностей для получения широкого образования, в результате чего они оказываются как бы «вытолкнутыми» на второстепенные роли на рынке труда. Таким образом, одна из важнейших задач решения проблем инвалидов связана с поиском путей включения в систему образования как можно большего числа людей с ограниченными возможностями. Решение этой задачи облегчит процесс их дальнейшей интеграции в общество.

Действительно, изменения, произошедшие в последние десятилетия в гуманитарной сфере жизни российского общества, проявились в числе прочего в усилении внимания к проблемам реабилитации лиц с нарушениями в развитии. Государство, - и свидетельством тому служит принятие целого ряда нормативно-правовых актов, среди которых центральное место занимает Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержащий специальный раздел о реабилитации инвалидов, - осознало последнюю в качестве своей неотъемлемой функции и важнейшей специфической задачи социальной политики. В свою очередь, Законом РФ «Об образовании» установлено, что для детей с отклонениями в развитии должны создаваться условия для коррекции недостатков в развитии и получении образования.

Соответственно реабилитация детей предполагает следующие организационнопедагогические условия и средства: адаптирование образовательной среды учебных

заведений с учетом потребностей детей-инвалидов; создание безбарьерной среды учебного заведения: вариативность образования за счет использования разноуровневых

образовательных программ, разнотемповости обучения, вариативно-организационной

гибкости: организация деятельности инвалидов с учетом их интересов и возможностей; организация возможностей оказания социально-психолого-педагогической помощи.

Можно отметить, что именно дистанционное образование, которое в настоящее время в России начинает наиболее активно использоваться, действительно отвечает большинству перечисленных организационно-педагогических условий.

Именно дистанционное образование способствует успешной реализации

индивидуального подхода, что становится особенно необходимым в аспекте обучения детей, имеющих нарушения в развитии, так как предоставляет реальную возможность наиболее полно учитывать индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого обучаемого, создает комфортные условия и ситуацию успеха каждым обучающимся. Все это способствует развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

В России дистанционное образование появилось с открытием «i-Школы» в г. Москве в 2003 г. Обучение проходит с помощью видеосвязи, Интернет-телефонии, чатов, форумов и т.д. В школе учатся дети с ДЦП, диабетом, онкологическими, нервными заболеваниями, болезнями почек, сердца и др.

В Краснодарском крае проект «Развитие дистанционного обучения детей-инвалидов» начал осуществляться с 2010г. В соответствии с приказом Департамента образования и науки Краснодарского края от 16.10.2009 № 3255 в структуре Государственного образовательного учреждения Краснодарского края краевой институт дополнительного педагогического профессионального образования создал Центр дистанционного образования детей-инвалидов [3]. Приказом Департамента образования и науки Краснодарского края № 3892 от 20.07.2011 «О модернизации общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся» в г. Краснодаре были утверждены четыре базовые школы, организующие дистанционное обучение. Процесс образования происходит с использованием дистанционных образовательных технологий по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, а также по образовательным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Реализуемая в крае модель организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями предполагает:

1. Добровольное участие в проекте детей (на основе заявления родителей или лиц, их заменяющих).

2. Передачу по договору с региональным оператором проекта во временное пользование семьям детей-инвалидов компьютерной техники, подключение к сети Интернет.

3. Обучение учащихся, их родителей, учителей, осуществляющих надомное обучение, основам компьютерной грамотности по адаптированным программам базовой ИКТ -компетентности.

4. Выбор учащимися и их родителями учебных курсов из перечня рекомендованных для освоения в дистанционной форме.

5. Продолжение обучения ребенка в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с федеральными и региональными документами, регламентирующими организацию обучения больных детей на дому с учетом дополнительных возможностей дистанционных образовательных технологий.

6. Выполнение роли педагогов-кураторов при освоении учащимися учебного материала на основе Интернет-ресурсов учителями муниципальных образовательных учреждений, осуществляющими обучение ребенка на дому [3].

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями содействует решению таких социально значимых задач, как:

- повышение уровня образованности общества и качества образования;

- реализация потребности в образовательных услугах;

- удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;

- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширения кругозора;

- сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных отечественной высшей школой;

- развитие единого образовательного пространства в рамках России, подразумевающее обеспечение возможности получения стандартизированного образования в любой точке образовательного пространства.

Особое значение в дистанционном образовании приобретает личностно -ориентированный подход к ученику. Именно данный вид обучения позволяет преподавателю больше времени уделять каждому ребёнку, а средства современной коммуникации делают это взаимодействие более оперативным, эффективным и комфортным. Преподаватель имеет возможность взаимодействия как с группой, так и индивидуально с каждым обучающимся, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию. При составлении учебных программ учитываются физические и интеллектуальные особенности каждого ребёнка.

Деятельность преподавателя осуществляется в несколько этапов:

1. Планирование и подготовка. На данном этапе происходит диагностика потребностей обучающихся в сопровождении и поддержке; определение исходного уровня их знаний и умений; подготовка пакета методических материалов сопровождения.

2. Сопровождение обучения. Оно подразумевает углубление знаний, развитие навыков и умений обучающихся; консультирование по конкретным проблемам, тестирование; информационную и аналитическую поддержку; организацию информационного обмена и контактов между обучающимися; актуализацию их внутренних сил и резервных возможностей.

3. Использование результатов обучения и итоговый анализ. Этот этап предполагает закрепление усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений.

Итак, дистанционное обучение обладает рядом специфических качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

- индивидуализация обучения. Ребенок может изучать дисциплину столько, сколько ему лично необходимо для её освоения; занимается по удобному для него расписанию;

- психологически и технологически комфортное обучение детей в семейных условиях.

- составление индивидуальных программ на каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, то есть в каждом случае учитель работает с конкретным образовательным запросом и реальной образовательной ситуацией.

Примечания:

1. Национальный доклад о прогрессе, достигнутом Российской Федерацией в ходе осуществления целей Всемирной декларации и плана действий всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей. М., 2001.

2. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». М., 1996. С.

79-80.

3. О реализации проекта «Развитие дистанционного обучения детей-инвалидов» в Краснодарском крае от 15.01.2010 № 47-162/10-14. URL: sosch6.narod.ru>otcheti/inkl_krai.doc

4. Шебанец Е.Ю. Объективные факторы субъективного благополучия матери, имеющей ребенка-инвалида (с диагнозом ДЦП) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ. Вып. 1. 2011. С. 181-186.

References:

1. The national report on the progress made by the Russian Federation during the realization of the purposes of the World declaration and the plan of actions of the World Summit for children. M., 2001.

2. The state report «On the status of disabled people in the Russian Federation». M., 1996. P. 79-80.

3. On the realization of the project «The development of remote learning of disabled children» in the Krasnodar territory of 15.01.2010 No. 47-162/10-14. URL: sosch6.narod.ru >otcheti/inkl_krai.doc

4. Shebanets E.Yu. The objective factors of the subjective well-being of a mother having a disabled child (with the diagnosis of cerebral infantile paralysis) // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: AGU Publishing house. Issue 1. 2011. P. 181-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.