Научная статья на тему 'Возможность развития приграничных регионов в условиях таможенного союза (на примере Алтайского края)'

Возможность развития приграничных регионов в условиях таможенного союза (на примере Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ремизов Д.В.

Приграничное сотрудничество стало важной особенностью современных международных связей регионов, поскольку именно на границе непосредственно пересекаются многие жизненно важные проблемы государств, включая внешнеполитические, экономические, гуманитарные контакты. В статье рассмотрены возможности развития приграничных регионов в рамках крупных интеграционных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ремизов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможность развития приграничных регионов в условиях таможенного союза (на примере Алтайского края)»

УДК 332.135

возможность развития приграничных регионов в условиях таможенного союза

(на примере Алтайского края)

д. В. ремизов,

аспирант кафедры менеджмента и экономики E-mail: den. remizov85@yandex. ru Рубцовский индустриальный институт

Приграничное сотрудничество стало важной особенностью современных международных связей регионов, поскольку именно на границе непосредственно пересекаются многие жизненно важные проблемы государств, включая внешнеполитические, экономические, гуманитарные контакты. В статье рассмотрены возможности развития приграничных регионов в рамках крупных интеграционных структур.

Ключевые слова: таможенный союз, интеграция, приграничный регион.

Все чаще в различных средствах массовой информации встречается словосочетание «таможенной союз». Причем в последнее время его активно используют и касаемо нашей страны. Проблема восприятия данного термина гражданами России достаточно актуальна: до сих пор многие не имеют четкого представления об этом понятии, а также о том, какие преимущества получает страна от участия в таком объединении и вообще насколько выгодно это России.

Прежде всего необходимо определиться с тем, как же трактуется понятие «таможенный союз» в современной экономике.

Таможенный союз является одной из наиболее распространенных форм международной интеграции, которыми являются также зоны свободной торговли, «общие рынки», экономические и политические союзы. Участие государств в том или ином интеграционном образовании предполагает различную степень сближения. Если участники зоны свободной торговли ограничиваются частичной или неполной отменой количественных ограниче-

ний и тарифных барьеров во взаимной торговле, то страны — члены полного политического и экономического союза постоянно ведут поиск решений по важнейшим вопросам с помощью разветвленной системы межгосударственных органов.

Что же касается именно таможенного союза, то в научных кругах существует достаточно однозначное его определение.

Так, например, российский экономист А. С. Булатов говорит о таможенном союзе как об особой форме интеграционного объединения, для которой «характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран». Он также отмечает, что в ряде случаев таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной системы [1, с. 302].

Другой российский экономист — И. П. Николаева говорит, что таможенный союз «возникает на основе соглашений государств-участниц о полном упразднении таможенных пошлин при взаимообмене товарами и услугами. Кроме того, таможенный союз предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа» [2, с. 98].

Организация и функционирование таможенного союза подразумевает серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Проводя единую внешнеторговую политику, страны регулируют товарные потоки с учетом

- 67

уровня внешнего тарифа и результирующих цен, что в свою очередь позволяет переориентировать ресурсы в потреблении и производстве.

Таможенный союз нуждается в регулирующих институтах. Наднациональные органы призваны решать вопросы координации, контроля за деятельностью внешней торговли и производства.

Стоит также отметить, что данная форма интеграционных объединений возникла не сегодня и не вчера.

Так, например, один из старейших таможенных союзов в мире — Южноафриканский таможенный союз — был создан в еще в 1910 г. и объединил следующие африканские государства: Ботсвана, Лесото, Намибия, ЮАР, Свазиленд.

В рамках таможенного союза возможна также интеграция уже существующих объединений с отдельными странами. По такому принципу в 1963 г. было создана ассоциация Евросоюза с Турцией.

Предпосылки создания таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана возникли достаточно давно. Причем они не ограничиваются причинами географического характера и текущими экономическими задачами. Во многом это требования настоящего времени, попытка организации внешнеэкономических связей на качественно ином, более современном, уровне, а также подготовка почвы для создания в будущем единого экономического пространства (ЕЭП).

Структура была создана в достаточно скором режиме и, возможно, именно поэтому и сейчас нет четкого представления о ее работе. В наиболее кратком и простом изложении изменения можно представить в следующих положениях: • таможенный контроль за товарами, предназначенными для России, Белоруссии и Казахстана, будет осуществляться на внешних границах стран таможенного союза;

Рис. 1. Внешнеторговый оборот Алтайского края с зарубежными странами в 2009 г., млн долл.

• во взаимной торговле между государствами таможенного союза не будут применяться ввозные пошлины и запреты, ставка НДС и величина акцизов будут нулевыми;

• унифицированное таможенное законодательство.

Безусловно, все это положительно скажется как на развитии внешнеэкономических связей России, так и на состоянии экономики в целом. Однако как это все отразится на положении «бывших» приграничных регионов России и смогут ли они теперь найти себе место в международных отношениях при фактическом упразднении таможенных служб на их территории?

Одним из таких регионов является Алтайский край. Его положение на карте России позволяет вести эффективное сотрудничество со многими зарубежными странами (рис. 1) [3].

Алтайский край, являясь частью России, служит «мостом», связывающим многие страны Азии с регионами России, выступая важным звеном международных транспортных сообщений между Севером и Югом. Его транспортные узлы возможно использовать как направление массовых перевозок пассажиров и грузов между центрами социально-экономической активности, которые обслуживаются различными видами логистических услуг, способными обеспечить высокие скорости и качество перевозки.

Безусловно, мировой финансовый кризис 2009 г. прервал высокие темпы внешнеэкономического развития Алтайского края, что наглядно представлено на рис. 2 [3].

Стоит отметить, что товарооборот Алтайского края за январь — июнь 2010 г., по оперативной информации Алтайской таможни, составил 595 852,6 тыс. долл. (108,1 % от уровня аналогичного периода 2009 года), и это позволяет надеяться на дальнейшее восстановление внешней экономики региона.

Структура экспортных поставок Алтайского края, определяющая существующий профиль международной специализации региона, характеризуется преобладанием экспорта продукции топливно-энергетического, лесопромышленного и машиностроительного комплекса, металлургической и химической промышленности, продукции сельского хозяйства и продуктов питания. Номенклатура основных экспортных товаров

экспорт

импорт

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Рис. 2. Динамика внешнеторгового оборота Алтайского края в 2005—2009 гг., млн долл.: 1 — экспорт; 2 — импорт

также стабильна — это кокс, лесоматериалы, грузовые вагоны и запасные части к ним, продукция машиностроительных заводов (котлы, оборудование и механические устройства к ним), сельскохозяйственная продукция, шины. Крупнейшими экспортерами Алтайского края выступают ОАО «Алтай-кокс», ОАО «Алтайвагон», ЗАО «Барнаульский патронный завод», ОАО «Сибэнергомаш», ОАО «Кучуксульфат», ООО «Алтай-форест», ЗАО «Завод алюминиевого литья», ОАО «ПАВА», ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат».

Наибольший объем импорта (52,8 % от общего объема импорта по итогам 2009 г.) приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (в основном фрукты, овощи и орехи), машины и оборудование (20,2 %), металлопрокат (6,2 %), одежда и обувь (4,5 %), транспортные средства (4,0 %), минеральное топливо и нефтепродукты (2,6 %). Более 60 % импортных товаров из стран СНГ предназначены для внутреннего потребления (продукты питания, товары народного потребления), тогда как 70 % продукции стран дальнего зарубежья импортируется в производственных целях [3].

Важная роль во внешнеэкономической политике Алтайского края отводится заключению соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве края с регионами и министерствами зарубежных государств. Именно заключение конкретных соглашений позволило сформировать устойчивые экономические и гуманитарные связи Алтайского края с Белоруссией, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областями Республики Казахстан, Ховдским и Баян-Ульгийским аймаками Монголии, Синцьцзян-Уйгурским автономным районом Китайской Народной Республики и регионом

Франш-Конте Французской Республики. Осуществляется работа по налаживанию сотрудничества с Шуменской областью Болгарии.

Обобщая все вышеизложенное, можно говорить о том, что Алтайский край является крупным внешнеэкономическим партнером для многих государств и в его дальнейшем развитии в данной сфере сомневаться не приходится. Создание таможенного союза позволит только укрепить и расширить эти связи. Но что делать с населенными пунктами, в которых располагались крупные таможенные посты, приносившие немалый экономический эффект для них?

Одним из выходов может быть создание современных транспортно-логистических структур. В России ощущается острая нехватка подобных организаций. Существующие транспортные компании и логистические центры не могут похвастаться полным спектром необходимых услуг, а обеспечение и организация в них во многом не соответствует существующим международным требованиям. Открытие в рамках таможенного союза границ сделает это проблему еще более насущной. Так как, безусловно, при отсутствии таможенных служб понадобятся организации по широкому спектру услуг в сфере обработки грузов и их транспортировке.

Ведущую роль в реализации существующих задач в Алтайском крае возможно отвести транспор-тно-логистическому комплексу на базе свободных промышленных площадок г. Рубцовска (рис. 3).

Город Рубцовск находится в 38 км от границы с Республикой Казахстан, располагаясь на железнодорожной и автомобильной магистралях республиканского значения, связывающих Западно-Сибирский регион с республиками Средней Азии и Казахстаном, т. е. географически является своеобразными воротами на торговом пути в эти республики, а также в Китай. А это с учетом развития в Рубцовске транспортной инфраструктуры, значительного количества предприятий транспорта, в первую очередь железнодорожного, предоставляет большие возможности для осуществления экспортных и импортных поставок различных видов продукции, дальнейшего развития торговых связей с этими странами. Устойчивое функционирование транспортно-логистического комплекса положительно повлияет на рост эффективности

- 69

Рис. 3. Карта Алтайского края

всей экономики региона, поспособствует сокращению потерь продукции в процессе ее движения по элементам инфраструктуры, рационализации технологии проведения работ, повышению мобильности производственных ресурсов и выявлению резервов роста хозяйственной деятельности предприятий транспорта региона.

Таким образом, создание таможенного союза при дальнейшей успешной реализации его концепции можно считать вполне удачным начинанием, которое при умелом подходе не только не навредит, но и поспособствует развитию приграничных регионов. Однако успешное функционирование участников международной деятельности, как отечественных, так и зарубежных партнеров, во многом будет определяться наличием крупных

транспортно-логистических структур, удовлетворяющим всем существующим международным требованиям и стандартам. Их создание и дальнейшее развитие приведут не только к улучшению социально-экономического положения региона (например Алтайского края), но и положительно скажется на развитии всей страны.

Список литературы

1. Булатов А. С. Мировая экономика. М. : Экономисту 2005.

2. Николаева И. П. Мировая экономика. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

3. Обзор международных и межрегиональных связей Алтайского края. URL: http://www. altairegion22.ru/territory/foreign_ec/ved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.