Научная статья на тему 'Возможность прекращения права собственности в принудительном порядке'

Возможность прекращения права собственности в принудительном порядке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2505
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИЗЪЯТИЕ / ОТЧУЖДЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ / ГАРАНТИИ СОБСТВЕННИКА / ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самохина А.Н.

Данная статья посвящена анализу института принудительного изъятия земель для государственных и муниципальных нужд. Рассматриваются гарантии прав собственника на имущество, подлежащее изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также процедура отчуждения этого имущества. Показаны пробелы в процедуре урегулирования условий изъятия земельного участка. Особое внимание уделено примерам текущего изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в Республике Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможность прекращения права собственности в принудительном порядке»

УДК: 347.2.3

Самохина А. Н.

студентка

Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь

Научный руководитель: Шигонина Л. А.

преподаватель, кафедра гражданско-правовых дисциплин Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ

Данная статья посвящена анализу института принудительного изъятия земель для государственных и муниципальных нужд. Рассматриваются гарантии прав собственника на имущество, подлежащее изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также процедура отчуждения этого имущества. Показаны пробелы в процедуре урегулирования условий изъятия земельного участка. Особое внимание уделено примерам текущего изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в Республике Крым.

Ключевые слова: право собственности; принудительное изъятие; отчуждение собственности; гарантии собственника; публичные интересы; государственные или муниципальные нужды; гражданское законодательство.

По общему правилу принудительное изъятие у собственника имущества не допускается. Однако законодатель в исключительных случаях допускает ограничение права собственности.

Оснований принудительного изъятия довольно много. Согласно ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [2], законодатель выделяет:

1. обращение взыскания на имущество по обязательствам (ст. 237 ГК РФ);

2. отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ);

3. отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (ст. 239 ГК РФ);

4. отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 239.1 ГК РФ);

5. отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ);

6. выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (ст. ст. 240, 241 ГК РФ);

7. реквизиция (ст. 242 ГК РФ);

8. конфискация (ст. 243ГК РФ);

9. отчуждение имущества в случаях, предусмотренных ст. 239.2, п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. ст. 282, 285, 293, п.п. 4, 5 ст. 1252 ГК РФ;

10. обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;

11. обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.

Весьма актуальным в последнее время становится изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд и отчуждение недвижимого имущества, находящегося на них. Законодатель разделяет эти процедуры по объекту изъятия, однако между ними можно проследить причинно-следственную связь. Процесс осуществления изъятия земельных участков и недвижимости, находящейся на них, для удобства объединен.

Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения [ 1].

Эта тема является дискуссионной в науке гражданского права. Институт изъятия земель для государственных и муниципальных нужд существует сравнительно давно. Он активно использовался в советский период. Был зафиксирован в Земельном кодексе РСФСР1991 года, затем в действующем гражданском законодательстве и Земельном кодексе Российской Федерации (далее — ЗК РФ) [12, с. 74].

В законодательстве до сих пор идет реформирование процедуры отчуждения имущества. Ярким примером нововведений по этому вопросу может послужить Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4], который установил более упрощенный механизм изъятия земельных участков и внес изменения в сроки их отчуждения.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд регулируются как гражданским, так и земельным законодательством (статьи 279-282 ГК РФ и ст. 49, глава 7 ЗК РФ).

Ст. 49 ЗК РФ закрепляет основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд: это могут быть выполнение международных обязательств Россией или размещения определенных объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения и др. [3] Особенность в том, что данный перечень не является исчерпывающим, а законодательное определение «государственных или муниципальных нужд» отсутствует.

Основанием для изъятия земельного участка являются утвержденные документы территориального планирования, содержащие схемы территорий, на которых расположены земельные участки, подлежащие изъятию. Должна быть проведена государственная регистрация решения об изъятии земельного участка.

Собственники, права которых на земельный участок подлежат прекращению, должны быть заблаговременно извещены уполномоченным органом о целях, условиях и сроках изъятия. Так, к примеру, уполномоченным органом исполнительной власти в Республике Крым, который определяет земельные участки, подлежащие изъятию, является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Собственникам земельных участков направляется соглашение об изъятии для подписания. С этого момента начинается течение срока, который составляет 90 дней (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ). В это время лицо должно договориться с уполномоченным органом обо всех существенных условиях, связанных с изъятием имущества [10, с. 19].

Вместе с соглашением собственнику направляют акт оценки изымаемого имущества, в соответствии с федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В размер возмещения включается рыночная стоимость изымаемого имущества, убытки, которые причиняются изъятием и упущенная выгода.

Анализируя более подробно процедуру урегулирования условий изъятия земельного участка, хотелось бы отдельно выделить ее пробелы. Это, к примеру, отсутствие у

правообладателей возможности самостоятельного выбора организации, осуществляющей оценку рыночной стоимости имущества [11, е. 610]. Переоценку имущества можно осуществить лишь во время судебного разбирательства, предоставив определение стоимости от другой фирмы по оценке имущества.

Соответственно, если говорить о гарантиях, то основной гарантией прав собственника выступает возможность не подписывать предоставленное соглашение и в судебном разбирательстве выразить свои требования.

Так, например, в Тихорецком районном суде Краснодарского края был рассмотрен иск Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края к гражданину К. об изъятии земельного участка для государственных нужд. Изъятие собственности проводилось с целью строительства «автомобильной дорого станицы Журавская — г. Тихорецк». Гражданин К. не подписал предоставленное ему соглашение и выразил свои возражения по поводу указанной в соглашении денежной оценки его земельного участка. Суд удовлетворил иск Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в части изъятия в собственность Краснодарского края земельного участка, а также принял во внимание возражения гражданина К. и увеличил стоимость, по который был отчужден земельный участок, примерно на 47% от денежной суммы, предоставленной по соглашению [8].

Вопросы отчуждения недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулированы ст. 239.2 ГК РФ.

Отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и одновременно с ним.

Как уже было отмечено ранее, основанием отчуждения перечисленного выше недвижимого имущества является изъятие земельного участка, на котором оно находится, для государственных или муниципальных нужд.

Отчуждение недвижимости, находящейся на подлежащем изъятию участке, проводится по правилам, которыми урегулировано изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В предоставляемое собственнику имущества соглашение включается помимо денежной оценки земельного участка, оценка недвижимости, находящейся на нем.

На сегодняшний день в России имеется достаточное количество гражданских дел, где собственники изымаемого земельного участка и недвижимости, расположенной на нем, оспаривали предоставленную в соглашении оценку стоимости имущества.

В качестве примера можно привести решение суда, который удовлетворил иск «ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к собственнику земельного участка гражданину А. об изъятии указанного имущества, а также расположенных на нем жилого дома, многолетних насаждений. Собственник не подписал предоставленного ему соглашения, поскольку не был согласен с указанной в нем денежной оценкой своего имущества. В результате этого орган, уполномоченный на изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, был вынужден подать исковое заявление в Адлерский районный суд Краснодарского края о принудительном изъятии собственности. Иск в части изъятия имущества для федеральных нужд путем его выкупа был удовлетворен. Однако в результате судебного разбирательства, суд принял во внимание доводы гражданина А. и постановил назначить выкуп имущества в размере, превышающим установленную по соглашению денежную оценку изымаемого имущества примерно на 33% [9].

Стоит отметить, что не всегда урегулирование вопросов изъятия земли для государственных и муниципальных нужд и недвижимости на ней происходит в судебном

порядке. Чаще собственники земельных участков, подлежащих изъятию, в течение 90 дней оговаривают все существенные условия и заключают соглашение, предоставленное уполномоченным органом.

На сегодняшний день в Республике Крым актуален вопрос изъятия земельных участков, так как для реализации мероприятий, намеченных государственными и муниципальными программами по развитию региона, необходимо создать соответствующие условия.

Сейчас происходит изъятие у собственников имущества с целью строительства транспортной развязки на пересечении автомобильной дороги Симферополь — Евпатория и автомобильной дороги Симферополь — Мирное — Дубки, предусмотренное федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [5]. О планируемом изъятии земельных участков для указанных целей было принято Сообщение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым [7].

Так же происходит изъятие земельных участков для строительства федеральной трассы «Таврида», которая пройдет по территории десяти районов и городских советов — г. Керчь, Ленинский район, г. Феодосия. Кировский район, г. Судак, Белогорский район, Симферопольский район, г. Симферополь, Бахчисарайский район, г. Севастополь.

Изъятие обязательно основывается на нормативно-правовом акте органа публичной власти, уполномоченного на изъятие земли для государственных или муниципальных нужд.

Например, изъятие земельных участков рядом с территорией международного аэропорта «Симферополь» для нужд Республики Крым осуществляется в соответствии с Распоряжением Совета Министров Республики Крым «О выкупе земельных участков для нужд Республики Крым». В Приложении к данному распоряжению приведен перечень из 9 земельных участков, которые подлежат изъятию для государственных нужд [6].

Таким образом, можно утверждать, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд и недвижимых объектов, находящихся на них, — важная процедура, которая обеспечивает реализацию государственных и муниципальных программ, направленных на реализацию социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий.

Сегодня эти процессы актуализируются, и в связи с этим, законодатель вносит существенные изменения для обеспечения эффективности этих процедур. Порядок изъятия имущества основан на комплексном правовом регулировании гражданским и земельным законодательством и представляет собой четкую процедуру с определенными законодательством этапами и сроками. Собственник имущества, которое подлежит изъятию, имеет гарантии защиты его законных интересов в суде.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. 02.10.2016) // Рос. газ. — 1994. — №238-239.

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Рос. газ. — 2001. — № 211-212.

4. Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 790 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

6. Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 26 апреля 2016 года №391-р «О выкупе земельных участков для нужд Республики Крым» [Электронный ресурс] // URL: https://goo.gl/N6tsvK

7. Сообщение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о планируемом изъятии земельных участков для государственных нужд [Электронный ресурс] // URL: https://goo.gl/A3Jznz

8. Архив Тихорецкого районного суда Краснодарского края за 2016 г. Архивное дело № 2-267/2016. [Электронный ресурс] // URL: https://goo.gl/XJIvgd

9. Архив Адлерского районного суда Краснодарского края за 2015 г. Архивное дело № 2-3676/15. [Электронный ресурс] // URL:https://goo.gl/55wdJu

10. Исакова, Н.А. Защита прав собственника при изъятии земельного участка в интересах государства // Современная наука: научно-практич. журн. — 2015. — № 4. — С. 18-20.

11. Сердюкова, В.С. Правовые гарантии собственника при принудительном изъятии земель для государственных и муниципальных нужд // Science Time: ежемес. науч. журн. [Электрон. версия]. — 2016. — № 5 (29). — С. 609-611.

12. Трубкин, Н.В. Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд (основания, процедура) // Имущественные отношения в Российской Федерации: ежемес. научно-практич. журн. — 2012. — № 8 — С. 74-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.