УДК 614.253+261.5
ВОЗМОЖНА ЛИ ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА? МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИНТЕЗА ХРИСТИАНСКОГО БОГОСЛОВИЯ И НАУЧНОГО МЕТОДА ПОЗНАНИЯ
© Андрей Валентинович ЧЕРНЫШЕВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения; Управление Росздравнадзора по Тамбовской области, г. Тамбов, Российская Федерация, руководитель, e-mail: [email protected] © Марта Леонидовна ЧЕРНЫШЕВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, декан факультета постдипломного образования медицинского института; e-mail: [email protected] © Александр Сергеевич БОЧАРОВ Управление культуры и архивного дела администрации Тамбовской области, г. Тамбов, Российская Федерация, советник начальника управления, e-mail: [email protected]
Проведен анализ влияния христианского учения на научное мировоззрение и методологию. Рассмотрены основные составляющие для формирования христианской науки.
Ключевые слова: христианское учение; христианское научное общество.
В одном из писем о. Павел Флоренский в 1912 г. обращается к своим друзьям: «Нам надо создавать православную науку, ее почти нет, если не считать утерянных нитей отеческой мысли». Прошло сто лет, а православной науки как не было, так и нет. Более того, для формирования православной науки необходимы трудновыполнимые для нашего времени предпосылки: ею должен заниматься человек православный по мировоззрению и ученый по профессии и призванию.
Социологические исследования 20102012 гг. свидетельствуют о том, что среди людей, называющих себя православными (а таковых в России почти 80 %), христианское православное мировоззрение разделяют 5-7 %, т. е. поддерживают традиционное отношение церкви к жизни и смерти, браку и работе, власти и науке, биоэтическим проблемам и т. п. Более того, среди «православных» и «атеистов» совершенно одинаковое отношение к эвтаназии, абортам и разводам. Это подтверждает, что в современном российском обществе православная церковь не воспринимается как «генератор смыслов», а скорее как «генератор ритуалов».
Для людей, которые искренне исповедуют православие, очень важно, как будет строиться их жизнь не только в храме, но и в быту и на работе, не будет ли противоречий между профессиональной деятельностью и учением церкви.
О терминах «христианская» и «православная» наука. Выбирая между терминами «православная» и «христианская» наука, мы склоняемся в сторону последнего, поскольку это понятие, прежде всего, напоминает о необходимости следования Христу. К тому же в последнее время слишком часто эксплуатируют слово «православный», забывая о том, что без слова «христианин» оно теряет свой смысл. Отправной же точкой для построения христианской науки мы считаем учение святых отцов православной церкви.
Для построения концепции христианской науки необходимо ответить на ключевой вопрос: возможно ли влияние христианского учения не только на личную жизнь и личные взгляды ученого, но и на его научное мировоззрение и методологию.
Хорошо сказал об этом священник Виктор Гусев: «Может быть, абсурдно говорить о христианской математике, физике и т. п.,
но о христианской психологии говорить и можно, и должно, потому что психология, по крайней мере, в высших своих аспектах, есть то, в чем проявляется личность и взаимодействие личностей. И в этом смысле вероисповедание человека, то, что лежит в основе его мировоззрения, мировосприятия, конечно, является существенным. Мировоззрение православного верующего будет отличаться от мировоззрения буддиста, соответственно, и подход к человеку будет у них разный, понимание человека будет разное» [1].
Можно выделить три основных итоговых состояния человеческого познания:
1) наука: изучает то, что есть, и в чем можно убедиться с помощью чувств;
2) вера: то, что есть, но что нельзя познать объективным или чувственным способом (Ср.: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1);
3) иллюзия: то, чего нет, но во что человек верит, основываясь на ложном субъективном опыте.
Итак, представляется возможным разделение науки в целом на три большие категории. Первая группа - большинство естественных и технических наук (математика, логика, физика, химия, география, геодезия, механика и др.). Их изучение и развитие никак не связаны с мировоззрением ученого. Здесь наиболее важной является личная духовная жизнь ученого, этический кодекс поведения, честность. Роль личной веры в осмыслении обыденной жизни является определяющей. Герой Достоевского говорит: «Если Бога нет, то какой я штабс-капитан?». Это пример личных переживаний человеком мира и своего места в нем.
Вторая группа - науки биологического ряда и космогонические науки. Имея в своей основе описательный метод, тем не менее, они пытаются ответить на ключевые для христианина вопросы о происхождении Вселенной, развитии жизни, целях существования всего живого. Полтора века споров креационистов и эволюционистов - хорошая иллюстрация проблемы. Третья группа - науки о человеке и обществе (психология, антропология, социология). Вот тут-то христианское учение о человеке может служить основанием для построения всей методологической
научной базы. Базовые понятия методологии таковы:
- православное понимание сущности, личности и индивида;
- базовые понятия христианской антропологии;
- человек как образ и подобие Божие. Смысл жизни;
- «кожаные ризы»;
- специфические свойства человека;
- личность и бытие;
- православная триадология как основа учения о человеке. Трехсоставность человека (тело - душа - дух);
- духовное и душевное.
Между собственно социальными и гуманитарными науками расположены науки, которые можно назвать нормативными: этика, эстетика, искусствоведение и т. п. Эти науки формируют, подобно социальным наукам, оценки (и их частный случай - нормы), однако даваемые ими оценки являются, как правило, не сравнительными, а абсолютными. В использовании абсолютных оценок нормативные науки напоминают собственно гуманитарные науки, всегда рассуждающие в координатах абсолютных категорий. Этика и эстетика христианства должна послужить здесь путеводной звездой для ученого.
Конечно, деление более чем условное; некоторые науки являются интегративными, сочетают в себе все перечисленные типы (медицина!), но общее понимание целей и задач такая классификация дать может.
В качестве «руководства к действию» учеными может быть выработан документ (ряд документов), который, опираясь на Социальную концепцию Русской православной церкви, содержал бы информацию по разделам:
- «этический кодекс» христианского ученого;
- базовые методологические ценности;
- принципы самоорганизации христианского научного сообщества;
- примеры или образцы решения как теоретических проблем христианской науки, так и некоторых прикладных задач.
В заключение уместно процитировать совет святителя Феофана Затворника, изучавшего медицину и психологию своего времени (конец XIX в.): «В образе исследования старайся начала каждой изучаемой тобой
науки освятить светом небесной мудрости, или даже внести их сюда из сей области» [2, с. 414-415].
вым // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 3. С. 187-191.
2. Свт. Феофан Затворник. Письма о христианской жизни. Спб., 1880.
1. Помочь понести тяготы на пути ко спасению.
Интервью со священником Виктором Гусе- Поступила в редакцию 1.10.2012 г.
UDC 614.253+261.5
IS THE CHRISTIAN SCIENCE POSSIBLE? METHODOLOGICAL PROBLEMS OF SYNTHESIS OF CHRISTIAN THEOLOGY AND SCIENTIFIC METHOD
Andrey Valentinovich CHERNYSHEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor, Head of Public Health and Health Keeping Department; Management of Roszdravnadzor of Tambov region, Tambov, Russian Federation, Head, e-mail: [email protected]
Marta Leonidovna CHERNYSHEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Dean of Post-Diploma Education Faculty of Medical Institute, e-mail: [email protected]
Aleksander Sergeyevich BOCHAROV, Management of Culture and Archive of Administration of Tambov region, Tambov, Russian Federation, Advisor of Head of Management, e-mail: [email protected]
The influence of Christianity on the scientific world outlook and methodology is analyzed. The basic components for the formation of Christian Science are considered.
Key words: Christian doctrine; Christian Science Fellowship.