Научная статья на тему 'Возмещение социально-экономического ущерба от весенних половодий в республике Саха (Якутия)'

Возмещение социально-экономического ущерба от весенних половодий в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВОДЬЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ОЦЕНКА УЩЕРБА / КОМПЕНСАЦИЯ УЩЕРБА / РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД / СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парфенова О.Т.

Проблема создания эффективной системы защиты и оценки ущербов от стихийных бедствий приобрела в настоящее время большую актуальность. Анализируются особенности экономической оценки ущерба от весенних половодий в Республике Саха (Якутия), рассматриваются стихийные бедствия на период с 1998 по 2010 г. Особое внимание уделяется страхованию, как перспективному инструменту экономико-правового механизма снижения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и возмещения ущерба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возмещение социально-экономического ущерба от весенних половодий в республике Саха (Якутия)»

УДК 338.14:504.4

ВОЗМЕЩЕНИЕ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ВЕСЕННИХ ПОЛОВОДИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

О. Т. ПАРФЕНОВА, ассистент кафедры менеджмента горно-геологической отрасли Финансово-экономического института E-mail: talbaana14@mail. ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

Проблема создания эффективной системы защиты и оценки ущербов от стихийных бедствий приобрела в настоящее время большую актуальность. Анализируются особенности экономической оценки ущерба от весенних половодий в Республике Саха (Якутия), рассматриваются стихийные бедствия на период с 1998 по 2010 г. Особое внимание уделяется страхованию как перспективному инструменту экономико-правового механизма снижения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и возмещения ущерба.

Ключевые слова: половодье, экономический ущерб, оценка ущерба, компенсация ущерба, Резервный фонд, страхование.

По оценке специалистов, наводнения принадлежат к числу наиболее опасных для человека стихийных природных явлений. По данным Росгидромета, наводнения на реках занимают первое место по суммарному среднегодовому ущербу (прямые экономические потери от наводнений составляют более 50 % общего ущерба от всех опасных явлений) [5, с. 9].

Республика Саха (Якутия) по своим природным и климатическим условиям относится к числу наиболее паводкоопасных регионов Российской Федерации. Весеннее затопление пойм рек представляет собой явление регулярное и характерное для республики. В ХХ в. в г. Якутске периодичность подъема уровней воды в реках выше критических отмечалась в 1917,

1924, 1933, 1946, 1958, 1966, 1998 гг. [7]. С наступлением нового тысячелетия в республике почти ежегодно происходили значительные подтопления территорий (2001, 2007-2010 гг.). Общий суммарный экономический ущерб от наводнений за период с 1998 г. по 2011 г. составил 12,5 млрд руб. [8]. Из них самыми разрушительными были весенние половодья 1998, 2001, 2010 гг. с общим экономическим ущербом в 9,6 млрд руб. При определении данной суммы учитывался только прямой материальный ущерб, связанный непосредственно с физическим контактом паводковых вод с хозяйственными объектами. Величина ущерба определялась затратами на восстановление хозяйства или текущей рыночной стоимости разрушенных хозяйственных объектов.

Методика подсчета косвенного ущерба от наводнений до сих пор до конца не определена. Косвенный ущерб связан с затратами на приобретение и доставку в пострадавшие от наводнения районы продуктов питания, одежды, медикаментов, строительных материалов и техники, кормов для скота, а также с сокращением выработки промышленной и сельскохозяйственной продукции и замедлением темпов развития народного хозяйства. Ухудшаются условия жизни местного населения. Невозможно рационально использовать территорию, подверженную затоплениям. Наконец, возникает повышенный износ капитальных зданий и сооружений, периодически попадающих в зону затопления.

В результате наводнения 1998 г. пострадали 135 населенных пунктов в 20 улусах и городах республики. Число пострадавших составило 47 326 чел., погибли 15 чел. Было затоплено более 15 тыс. жилых домов, разрушены и размыты 241 мост, 195 дамб, плотины и другие инженерные сооружения [6, с. 62].

Подсчетом ущерба занималась специально созданная Комиссия Правительства Республики Саха (Якутия) по ликвидации последствий весеннего половодья и организации восстановительных работ, которая была создана указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27.05.1998 № 458 «О мерах по ликвидации последствий стихийных бедствий весеннего паводка 1998 г. на территории Республики Саха (Якутия)».

По расчетам указанной комиссии ущерб по объектам жизнеобеспечения населенных пунктов республики, фактически требующих финансовых средств на восстановительные работы, составил в целом 939,4 млн руб. [6, с. 62]. Сумма конкретного ущерба составила в том числе:

• жилье государственного сектора - 252,8 млн

руб.;

• жилье частного сектора - 76,4 млн руб.;

• объекты соцкультбыта - 38,0 млн руб.;

• объекты энергосбережения - 31,0 млн руб.;

• объекты ЖКХ - 279,9 млн руб.;

• объекты транспорта и автодорог - 94,1 млн руб.;

• объекты связи - 20,7 млн руб.;

• объекты сельского хозяйства - 103,4 млн руб. На ликвидацию последствий были направлены

средства в сумме 236,2 млн руб., в том числе из федерального бюджета 102,3 млн руб. [6, с. 92], что составляет 43,3 % от объема финансирования и 10,9 % от суммы ущерба (табл. 1).

Кроме финансовой помощи в республику поступила гуманитарная помощь в виде продуктов питания, теплых вещей, медицинских препаратов, средств первой необходимости из субъектов РФ, зарубежных стран и международных благотворительных организаций.

Еще более разрушительным было наводнение в 2001 г., когда от стихии пострадали населенные пункты в 10 административных районах республики из 35, в том числе город Якутск и его пригородные поселки. Некоторые населенные пункты, включая город Ленск, были затоплены полностью, имелись человеческие жертвы. Несмотря на потраченные 15 млн руб. для проведения предупредительных мер, суммарный

Таблица 1

Финансирование средств, направленных на ликвидацию последствий весеннего половодья в Республике Саха (Якутия)

в 1998 г., млн руб.

Источник финансирования Объем средств

Федеральный бюджет РФ 102,3

В том числе:

Резервный фонд Правительства РФ 85,8

по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

на покрытие ущерба сельхозпроизводителям 16,5

Средства из бюджета Республики Саха (Якутия) 10,9

ЗАО АК «АЛРОСА» 43,3

Банки, фонды, финансовые структуры Республики Саха (Якутия) 0,2

Министерства, комитеты, департаменты Республики Саха (Якутия) 1,6

Республиканские бюджетные организации 1,2

и учреждения

Предприятия малого и среднего бизнеса 0,1

Крупные предприятия и организации 0,3

Частные лица 0,03

Регионы Российской Федерации 2,0

Прочие поступления, в том числе из зарубежных государств 74,2

Итого... 236,2

Источник: [6].

ущерб от стихийного бедствия по республике в 2001 г. был самым большим за все предшествующие годы. По оценкам Правительства Республики Саха (Якутия), общий ущерб от стихийного бедствия составил 7 080,8 млн руб., в том числе ущерб, причиненный населению, - 5 937,8 млн руб. [1].

Всего на восстановительные работы (строительство нового жилья, аварийно-восстановительные работы на объектах ЖКХ, энергетики, связи, жилого фонда, образования, здравоохранения, социально-культурного и бытового назначения, дорог, промышленных объектов, возведение инженерных сооружений по защите от паводковых вод) направлено 7 045,6 млн руб. (табл. 2).

Также на возмещение материального ущерба пострадавшему населению из федерального бюджета было направлено 457,6 млн руб., Пенсионный фонд Российской Федерации перечислил 83,4 млн руб., Фонд социального страхования - 127,7 тыс. руб., выделено 888 государственных жилищных сертификатов. Построено более 150 тыс. м2 нового жилья, в том числе за счет средств ЗАО АК

Таблица 2

Финансирование средств, направленных на ликвидацию последствий весеннего половодья в Республике Саха (Якутия) в 2001 г., млн руб.

Таблица 3

Финансирование средств из республиканского бюджета, направленных на ликвидацию последствий весеннего половодья в Республике Саха (Якутия) в 2010 г., млн руб.

Источник финансирования Объем средств

Федеральный бюджет РФ 2 230,0

Средства из бюджета Республики Саха (Якутия) 405,0

ЗАО АК «АЛРОСА» 4 404,1

Поставка гуманитарных строительных 6,5

материалов

Итого... 7 045,6

Поступление средств Объем средств

Средства из бюджета Республики Саха (Якутия), всего В том числе по объектам и работам: 1 078,9

социальной сферы 200,5

жилищно-коммунального хозяйства 283,3

сельского хозяйства 143,2

промышленности 2,8

объектам транспорта 70,8

по прочим объектам и затратам 36,2

на поисковые и аварийно-спасательные работы 36,2

Источник: [4].

Всего полностью восстановлено 373 пострадавших объекта государственной собственности [9].

Как видно, финансирование восстановительных работ осуществлялось из четырех источников:

1) федерального бюджета;

2) бюджета Республики Саха (Якутия);

3) средств безвозмездной помощи, поступающих в республику от юридических и физических лиц;

4) средств ЗАО АК «АЛРОСА».

Однако, по мнению автора, можно привлечь средства также из других источников финансирования. Наилучшим инструментом регулирования землепользования на паводкоопасных территориях может быть гибкая программа страхования (сочетающая обязательный и добровольный принципы).

Как известно, во Франции и Швейцарии введено обязательное страхование имущества от наводнений. Эффективность данной системы жители этих стран оценили после сильнейшего урагана «Лотар», когда сумма страховых выплат составила свыше 6,3 млрд долл. В США действует Национальная программа страхования от наводнений (№1Р). Согласно этой программе при строительстве или модернизации домов, расположенных на территориях, подвергающихся периодическому затоплению, обязательным условием является приобретение страхового полиса.

В Российской Федерации страхование от природных опасностей ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N° 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Как известно, страхование имущества от стихийных бедствий

[: приоритеты и безопасность

Источник: [1, 3].

«АЛРОСА» - более 60 тыс. м2. Восстановлено 61,5 км автомобильных дорог, 119 км линий связи, 234 электроподстанций, 158 км линий электропередач [3].

В 2010 г. в результате стихийного бедствия на территории Республики Саха (Якутия) в зону бедствия попали 44 населенных пункта, пострадали 10 622 чел., 141 объект социальной сферы, погибло и потеряно

I 201 голова крупного рогатого скота и 892 головы лошадей [4]. По оценке Правительства Республики Саха (Якутия), общий материальный ущерб от чрезвычайной ситуации составил более 1 500 млн руб.

В целях финансового обеспечения ликвидации последствий весеннего половодья Правительству Республики Саха (Якутия) были выделены бюджетные ассигнования, в том числе 640 150 тыс. руб. на оказание гражданам единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Также выданы 136 государственных жилищных сертификатов на приобретение жилья.

Всего из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) направлено на финансирование мероприятий по ликвидации последствий весеннего половодья 2010 г. более 1 078,9 млн руб. (табл. 3) [4].

Всего по республике было восстановлено 34 муниципальных жилых дома (118 квартир). За счет средств ЗАО АК «АЛРОСА» построено

II индивидуальных жилых домов в с. Графский Берег. Восстановлено 80,4 км внутрипоселковых автомобильных дорог, 11,8 км межпоселковых автомобильных дорог; отремонтировано 7 мостов, 4 дамбы, восстановлено 16 школ, 10 детских садов; отремонтировано 8 объектов здравоохранения, 9 домов культуры, 3 здания библиотеки, 11 музеев.

4? -

4? НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕ

существенно снижает нагрузку на бюджет при компенсации ущерба, а также способствует повышению социально-экономической стабильности в обществе, является важнейшим элементом социальной защиты населения при угрозе стихийного бедствия.

К сожалению, страхование от стихийных бедствий в Российской Федерации, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, играет крайне малую роль. Возмещение ущерба от катастрофических наводнений в Якутии в 2001 г. и на юге страны в 2002 г. со стороны страховых компаний составило всего 2-3 % суммарного ущерба, хотя в развитых странах такие выплаты достигают 80 % [1].

Основной причиной недостаточного использования потенциала регионального страхового рынка является отсутствие реальных экономических возможностей самих страхователей в связи с невысокой эффективностью страхового законодательства и отсутствием статистической информации. Также ограничен платежеспособный спрос на страховые услуги, недостаточна информированность населения о пользе страховых услуг, низок уровень работы страховых компаний с клиентами. Сказывается на ситуации и низкий уровень благосостояния населения регионов Российской Федерации в целом.

Несмотря на то, что развитию страхования имущества от наводнений и других стихийных бедствий мешает много факторов, оно может стать более эффективным способом компенсации ущерба от чрезвычайных ситуаций, снижения нагрузки на республиканский и федеральный бюджеты. Его внедрение предполагает тесное взаимодействие населения, предприятий, страховых и кредитных организаций, органов государственного управления и надзора. Необходимо оперативное решение задач правового, экономического, нормативно-методического и организационного характера.

В отличие от других видов риска наводнения происходят более или менее регулярно, причем их воздействию подвержены заранее известные территории. Это позволяет использовать механизм страхования в целях регулирования хозяйственной деятельности на территориях, подверженных риску затопления.

Очевидно, что наряду с другими правовыми экономическими мерами по установлению особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопас-ных территориях страхование станет предпосылкой рационального землепользования, сокращения ущербов от наводнений, их обоснованной оценки и воз-

мещения, а также будет способствовать социальной защите общества и окружающей природной среды.

Список литературы

1. ВоробьевЮ. Л., Акимов В. А., СоколовЮ. И. Катастрофические наводнения начала XXI века: уроки и выводы. М.: ООО «ДЭКС-ПРЕСС», 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2004.

3. Отчет Счетной палаты Российской Федерации от 07.06.2002 № 20 (303) «О результатах проверки целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на строительство и восстановительные работы в Республике Саха (Якутия); исполнения бюджета Республики Саха (Якутия) в 2001 г. и I квартале 2002 г. как субъекта, получающего финансовую помощь из федерального бюджета» // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: www. ach. gov. ru/ userfiles/bulletins/2-buleten_doc_files-fl-727.pdf.

4. О финансировании выплат единовременной материальной помощи и частичной компенсации за потерю имущества гражданам, пострадавшим в результате весеннего наводнения 2010 года: распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.07.2010 № 757-р. URL: http://www. sakha. gov. ru/node/5024.

5. Стратегический прогноз изменений климата Российской Федерации на период с 2010 по 2015 г. и их влияние на отрасли экономики России // Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). М., 2005.

6. Сборник документов комиссии Правительства Республики Саха (Якутия) по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ / под ред. А. К. Акимова. Якутск, 1998.

7. Таратунин А. А. Наводнения на территории Российской Федерации. Екатеринбург: УРЦ «Аэрокосмология», 2000.

8. Якутия принимает государственную программу по развитию водохозяйственного комплекса // Официальный сайт Правительства Республики Саха (Якутия). URL: http://sakha.gov.ru/node/49807) 08.03.2012.

9. URL: www. airosa. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.