Научная статья на тему 'Воздействие современной среды на развитие правовой культуры и правосознания молодежи'

Воздействие современной среды на развитие правовой культуры и правосознания молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1276
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TODAY''S YOUTH / КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / CULTURE / LEGAL CULTURE / JUSTICE / SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жигулин Андрей Алексеевич

В научной статье рассматриваются особенности развития правовой культуры и правосознания современной молодежи. Дана характеристика правовой культуры и правосознания личности. Выделяются факторы воздействия современной среды на развитие правовой культуры и правосознания молодежи. Излагаются основные факторы, способствующие развитию правовой культуры и правосознания современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of environment on the development of modern legal culture and consciousness of young people

In the scientific article discusses the features of a legal culture and consciousness of today's youth. The characteristic of the legal culture and consciousness of the individual. Factors of the impact of environment on the development of modern legal culture and consciousness of young people. Sets out the main factors contributing to the development of the legal culture and consciousness of today's youth

Текст научной работы на тему «Воздействие современной среды на развитие правовой культуры и правосознания молодежи»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.035

THE IMPACT OF ENVIRONMENT ON THE DEVELOPMENT OF MODERN LEGAL CULTURE AND CONSCIOUSNESS OF YOUNG PEOPLE

Zhigulin Andrey Alekseevich, candidate of psychological sciences, associate professor,

Voronezh Institute of Economics and Law

Abstract. In the scientific article discusses the features of a legal culture and consciousness of today's youth. The characteristic of the legal culture and consciousness of the individual. Factors of the impact of environment on the development of modern legal culture and consciousness of young people. Sets out the main factors contributing to the development of the legal culture and consciousness of today's youth.

Keywords: culture, legal culture, justice, social environment, today's youth.

ВОЗДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Жигулин Андрей Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент, Воронежский экономико-правовой институт

Аннотация: в научной статье рассматриваются особенности развития правовой культуры и правосознания современной молодежи. Дана характеристика правовой культуры и правосознания личности. Выделяются факторы воздействия современной среды на развитие правовой культуры и правосознания молодежи. Излагаются основные факторы, способствующие развитию правовой культуры и правосознания современной молодежи.

Ключевые слова: культура, правовая культура, правосознание, социальная среда, современная молодежь.

Правовая культура и правосознание современной молодежи формируется под влиянием сложного комплекса факторов: социальных, экономических, политических, правовых. В современных условиях воздействие этих факторов сопряжено с идеологическим многообразием, инновационными направлениями в деятельности государственных органов, изменени-

ями общественных отношений в обществе. Социальная среда подростков представляет собой совокупность тех условий, в которых они живут и осуществляют свою деятельность. А это, прежде всего: семья, ученический или студенческий коллектив, сверстники по месту жительства, т.е. «микросоциальная среда», в совокупности с «интернет связями» и отношениями с другими социальными посредниками, представляющими региональные и федеральные условия макросреды. Среди условий микросреды - состав и материальное положение семьи, характеристики ближайшего окружения, возможности получения образования, структура свободного времени, состояние правовой системы и многое другое, что окружает подростка. Существенный компонент подростковой среды - духовная атмосфера, складывающаяся из взаимодействия различных факторов духовной жизни, включая состояние правового сознания в обществе, его содержание и формы, средства и методы воздействия на личность. Микросреда преломляет и опосредует воздействие условий макросреды на подростка.

Также, как и сама правовая культура является характеристикой той среды, которая может рассматриваться как условие, оказывающее влияние на правосознание подростка. Социальная среда как система и правовое сознание подростков, как часть этой системы, активно взаимодействуют: социальная среда воздействует на правовое сознание, а правовое сознание оказывает влияние на социальную среду. Применительно к подросткам такое воздействие их правосознания на социальную среду обусловлено тем, что правосознание, выполняя регулирующую роль, способствует установлению правопорядка, законности, в первую очередь, в микросоциальной среде, окружении несовершеннолетних, что, безусловно, воздействует на общественный и правовой порядок в целом. Таким образом, социальная среда оказывает воздействие на правосознание учащихся, формирует его. А под влиянием деятельности подростков их социальная среда также развивается, изменяется. В современном обществе влияние макросреды все больше связывается с глобализацией. Глобальные изменения поставили мир перед лицом новой реальности. Ее основными характе-

ристиками признаны неопределенность и риск, затрагивающие самые различные сферы жизнедеятельности, охватывающие все слои населения - и молодых, и пожилых, и бедных, и богатых. Воспроизводство социальной неопределенности на уровне общественной системы приводит в действие механизм эскалации риска [5].

В социальном плане такую ситуацию, при которой нарушен баланс необходимых и достаточных условий, можно характеризовать как неопределенную. Тем самым многообразие возможностей, заложенных в необходимых условиях, превращается в действительность, но они не становятся достаточными условиями. Неопределенность условий проявляется в том, что условия не соблюдаются как достаточные и не позволяют с необходимостью развиваться социальному объекту. Это наглядно проявляется в повседневной жизни молодежи, когда существующие общественные условия предполагают необходимость решения ее собственных проблем правовыми способами, однако в силу ряда причин не являются достаточными для достижения целей, не нарушая Закон. К таким причинам относятся и несовершенство законодательства, и недостаточная эффективность правовых механизмов его реализации, и должностные нарушения в деятельности правоохранительных органов, и низкий уровень правовой культуры в обществе, и многие другие факторы. В совокупности они формируют особую социальную среду молодежи, которая отражается в ее сознании как состояние правовой неопределенности. В поисках выхода из этого состояния молодой человек вынужден идти на риск. Основным видом деятельности на этом этапе для большинства подростков является учеба в школе, в колледже, институте. Если данный этап социализации молодого человека отмечен сформировавшейся мотивационной сферой (потребностями, интересами, ценностями) и при этом, для их реализации доступны различные виды образования, такое начало жизненного пути принято считать успешным. И, наоборот, низкий уровень когнитивных потребностей, преобладание инструментальных ценностей в образовании над терминальными, недоступность интересующих видов обучения, отсутствие

необходимых средств на его вынужденную оплату способствуют повышению неопределенности и риска в данной сфере жизнедеятельности молодежи, становятся источником неуверенности и страха в молодежной среде. Это состояние усиливается в условиях отсутствия надежных правовых гарантий со стороны государства. Поэтому для анализа состояния образовательной среды подростков используются следующие показатели: потребность в образовании, ценность знаний, ценность образования, доступность образования, в том числе платного, материальные возможности оплачивать свое образование, оценка субъективного состояния при выборе образовательных стратегий [3].

Таким образом, усиление стремления учащихся к получению образования сопровождается ростом разочарования в социальной значимости знаний. Если учесть, что в условиях неопределенности и риска живет каждый четвертый подросток, можно прогнозировать негативное влияние подобной зависимости на изменение характера образовательной среды. Претерпевает изменения в среде подростков и ценностное отношение к образованию. На сегодняшний день успехи в образовании не являются безусловными статусными характеристиками молодого человека, поскольку не приводят автоматически к росту его жизненного уровня и социального престижа. Таким образом, выявленные тенденции инструментализации потребностей и ценностей в сфере образования подростков, совпадающие по времени с проведением модернизации в этой сфере, наводят на мысль о недостаточной ее эффективности. По всей видимости, она не способствует развитию у учащихся и студентов творческого типа личности, важнейшей составляющей которого должно стать соответствующее отношение к учебе. Следует также иметь ввиду, что, как и любое новшество, процесс модернизации неизбежно усиливает неопределенность в среде учащейся молодежи. А это, как уже отмечалось, оказывает влияние на инструментализацию мотивацион-ной сферы сознания молодых людей. Очевидно, в дальнейшем необходимо предусмотреть меры, направленные на компенса-

цию подобных последствий, усилив целенаправленный процесс воспитания [1].

В этой связи возникает вопрос о роли стихийных и сознательно регулируемых процессов в образовательной среде подростков. В последние годы в литературе появился термин «воспитывающая социальная среда», под которой понимается социальная среда, формирующая социально значимую личность, наделенную положительными качествами, вытекающими из общепризнанных норм. В развитие этого понятия разработана теория правового воспитания, в рамках которой обосновывается тезис о том, что любая среда является воспитывающей, поскольку под ее влиянием формируются те качества личности, усваиваются те нормы, которые являются наиболее приоритетными в данной среде. И в этом смысле, по мнению ряда юристов, «криминальная среда» тоже является воспитывающей, но ее воспитание по содержанию асоциально. Такой подход представляется, мягко говоря, не точным, ибо основан, в первую очередь, на существующих в юриспруденции разночтениях в понимании сущности воспитания, социализации, формирования и развития личности. Социальная среда не заменяет воспитателя, а воспитательный процесс, да и правовое воздействие в целом не может иметь своим итогом антиобщественный результат, так же как итогом реализации права не может стать правонарушение. Действительно, в криминальной среде выработаны свои представления о чести, долге, морали, нравственности. В своей основе они носят антигуманный и противоправный характер и обычно находят выражение в «теневом праве». В асоциальной среде функционирует криминальная антикультура (либо субкультура как антипод правовой культуре), которая и является основным условием криминализации подростков, в определенной мере блокируя процесс позитивной правовой социализации [2].

Некоторые ученые считают, что в рамках такой групповой среды даже «формируется асоциальная юридическая педагогика, имеющая цель, средства, методы воспитания, объект, субъект воздействия». Такой подход приводит ученых к выводу об «асоциальном воспитании», которое якобы начинает до-

минировать в обществе». В действительности же, речь идет об антивоспитании, антипедагогике, которые являются антагонистами науке и практике воспитания. Важным условием предотвращения совершения противоправных деяний подростками, является не только перевоспитание, а и нейтрализация влияния криминальной среды, сужение ее сферы. Именно в этом, на наш взгляд, заложена основа государственной политики борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, которая результативна при условии учета состояния социальной среды, объективных факторов, влияющих на подростков. А.Р. Ратинов обосновывает позицию о том, что непосредственная правовая социализация осуществляется путем издания законов, правоприменительной деятельности, преподавания в школе права, издания популярной литературы на правовые темы. В этом случае процесс правовой социализации личности ограничивается прямым воздействием на правосознание личности. В таком подходе допущены, на наш взгляд, методологические погрешности, ибо правосознание подростков формируется под воздействием не только правовой действительно -сти и соответственно отражает не только эту действительность, а широкий спектр других разнообразных социальных факторов, объективно существующих в данном обществе. Среди них значимую роль играет неравенство стартовых позиций, имеющее в стратифицированном обществе социальные корни. В среде подростков из разных социальных слоев возникают ситуации, характеризующиеся неравенством возможностей в получении образования. В стремлении к выживанию учебные заведения прямо или косвенно вынуждены расширять коммерческие формы образования и систему платных услуг. В результате расширяются слои молодежи, для которых недоступно высшее и среднее специальное образование [4].

Сложные и противоречивые процессы, происходящие в современном российском обществе, не могут быть вне сферы сознательного регулирования, призванного организационно упорядочивать это взаимодействие. Процесс социального регулирования предполагает функционирование специфических общественных институтов, призванных осуществлять целена-

правленное воздействие. В этом смысле правовое воспитание само является социальным фактором, то есть частью социальной среды, которая воздействует на правовое сознание молодежи. В процессе социального взросления подростков, приобретения ими социального опыта изменяется и характер их взаимодействия с социальной средой. Развитие личности сопровождается изменением: элементов ее сознания; их связей и отношений; характера взаимосвязи с социальной средой. Каждая последующая ступень развития углубляет и умножает внешние связи и перестраивает их качество. Развитие личности и ее сознания не ограничивается включением ее в различные сферы деятельности, но сопровождается развитием и углублением всех видов общественной деятельности человека. Важно изменить реальные взаимоотношения личности и формы ее взаимодействия с миром, изменить среду во всех ее элементах.

Применительно к формированию правовой культуры воздействие социальной среды на формирование правового сознания подростка осуществляется под влиянием той ее части, которая связана с правом, его реализацией. Именно во взаимодействии правовых механизмов, а также внеправовых, общесоциальных средств и регуляторов формируются различные уровни правового сознания, осуществляются разнообразные виды правовой деятельности формируется правовая культура в целом. Поэтому можно говорить об образовательно-правовой среде, которая воздействует на правовое сознание учащейся молодежи не только с помощью правовых средств, но и посредством образовательных условий, образовательных отношений, урегулированных правом.

Библиографический указатель:

1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. - М.: Наука, 1988. - С. 74-77.

2. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Известия ВУЗов. Правоведение. - 2000. - № 3. -С. 31-33.

3. Воловикова М.И. Личность как субъект становления нравственного и правового сознания // Психология индивидуального и группового субъекта. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 329331.

4. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. - М., 1977. - С. 201-204.

5. Черемисина А. А. Становление и развитие правового образования и воспитания учащихся // Педагогическое образование и наука. - М., 2008. - № 10. - С. 35-39.

Статья поступила в редакцию 17.02.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.