Научная статья на тему 'Воздействие региональной прессы на общественное мнение'

Воздействие региональной прессы на общественное мнение Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
948
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / СТЕРЕОТИП / ПЛЮРАЛИЗМ МНЕНИЙ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / IMPACT ON PUBLIC OPINION / STEREOTYPE / PLURALISM OF OPINIONS / THE REGIONAL PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дементьева Ксения Владимировна

Рассмотрены основные методы воздействия региональной прессы на общественное мнение. Автором выделены перевес однозначных мнений, опора на плюрализм мнений, формирование стереотипов, повторение информации. На основе анализа информации выявлены факторы, от которых зависит позиция региональной прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF REGIONAL MEDIA ON PUBLIC OPINION

This paper considers the main methods to influence the regional press on public opinion. The author point out: the preponderance of single-valued opinions, support for pluralism, the formation of stereotypes, the repetition of information. Based on the analyzed information highlighted the factors which determine the position of the regional press.

Текст научной работы на тему «Воздействие региональной прессы на общественное мнение»

ние характера молодого человека. Эта проблема раскрывается в таких драмах: «Путник» (Валентина, Евгений), «Прерванная мелодия» (Яша, Ирина), Лева, Арсений, Элиса («Помнишь, Элиса?»), Аида («Долг сердца»).

Внимание к внутреннему миру героев, к противоречиям внутреннего плана, стремление к гармонии двух планов сюжетной линии, к идейно-философской насыщенности характерно для литературных полотен К. Коршунова. Драматург хорошо понимает, что для создания характера масштабного, объемного недостаточно изображать внешние проявления тех или иных его поступков. Необходимо проникнуть в духовный мир персонажей, художественно исследовать сложную, многогранную психологию личности. Уже по своей природе драма как род литературы призвана изображать человека в очень напряженном эмоционально-психологическом состоянии в органической связи с окружающей средой.

Литература

1. Лессинг Г.Э. Гамбургская драматургия. М.; Л.: Academia, 1936. 519 с.

БОЯРИНОВА ГАЛИНА НИКИТЬЕВНА - кандидат филологических наук, доцент кафедры финно-угорской литературы и фольклора, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (marlit@marsu.ru).

BOYARINOVA GALINA NIKITYEVNA - candidate of philological sciences, associate professor of Finno-Ugric Literature and Folklore Chair, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.

УДК 070 (470.345)

К.В. ДЕМЕНТЬЕВА

ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Ключевые слова: воздействие на общественное мнение, стереотип, плюрализм мнений, региональная пресса.

Рассмотрены основные методы воздействия региональной прессы на общественное мнение. Автором выделены перевес однозначных мнений, опора на плюрализм мнений, формирование стереотипов, повторение информации. На основе анализа информации выявлены факторы, от которых зависит позиция региональной прессы.

K.V. DEMENTIEVA IMPACT OF REGIONAL MEDIA ON PUBLIC OPINION Key words: impact on public opinion, stereotype, pluralism of opinions, the regional press.

This paper considers the main methods to influence the regional press on public opinion.

The author point out: the preponderance of single-valued opinions, support for pluralism, the formation of stereotypes, the repetition of information. Based on the analyzed information highlighted the factors which determine the position of the regional press.

Одной из наиболее острых проблем современного общества, вызывающей горячие споры среди представителей различных научных направлений, является проблема скрытого воздействия средств массовой информации на массовое сознание. Сегодня влияние на общественное мнение является той невидимой технологией управления общественной жизнью, которая пронизывает буквально все уровни социального взаимодействия, начиная от политико-правовых и заканчивая межличностными. По сути, человек современного общества формируется и функционирует в мегаинформационном пространстве, созданном массмедиа.

В практике СМИ сегодня широко используются методы влияния на общественное мнение, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений или инфор-

мации, поданной определенным образом. Рассмотрим некоторые методы воздействия на общественное мнение, которые наиболее часто используются в региональной прессе. Для их исследования в региональной прессе был проведен контент-анализ 3 печатных изданий: ежедневной общественно-политической газеты республики «Известия Мордовии» (тираж до 22 тыс. экземпляров), республиканского общественно-политического еженедельника Мордовии «Столица С», выделяющегося своим лозунгом «читают все!» и неизменно высокими тиражами (до 33 тыс. экземпляров) и газеты Ардатовского района «Маяк», являющейся одной из лучших «районок» республики. Выборка состояла из 4809 публикаций свыше 100 строк за период с 2008 по 2010 г.

1. Перевес однозначных мнений. Данный прием имеет своей основой факт, что некоторые люди или группы лиц полагают, что какую-то истину можно установить голосованием или простым большинством. Иногда это действительно так, иногда - нет. Тем не менее СМИ могут специально отбирать «нужные» суждения и отбрасывать «ложные», противоречащие первым. В результате чего аудитория получает однобокую и часто искаженную информацию, на основании которой становится невозможным выявить причину происходящих событий и сделать достоверные выводы.

В исследованных изданиях этот прием используется, но неравномерно. В еженедельной газете «Столица С» за 2008 г. выявлено 20% публикаций (всего проанализировано 682 материала), за 2009 г. - 22% (всего - 642), за 2010 г. - 23% (всего - 669). На страницах ежедневника «Известия Мордовии» за 2008 г. обнаружено 29% материалов (всего - 754), за 2009 г. - 30% (всего - 819), за 2010 г. -31% (всего - 807). В газете «Маяк» прием перевеса мнений использовался следующим образом: в 2008 г. - 35% публикаций (всего исследовано 146 материалов), в 2009 г. - 38% (всего - 138), в 2010 г. - 38% (всего - 152). В большинстве случаев корреспондент для комментирования проблемы обращается только к одному специалисту, что приводит к одностороннему освещению затронутого вопроса. Особенно ярко применение данного метода можно проследить при более подробном рассмотрении еженедельной рубрики «Вопрос недели» в газете «Столица С». В целом издание старается привести самые различные мнения, выразить позиции представителей всех социальных слоев, политических партий, возрастных групп и т.д. Но в отдельных случаях, когда затронутый «вопрос недели» оказывается особенно спорным, издание прибегает к методу перевеса однозначных мнений. Например, в № 15 от 08.04.2008 г. газета проводила расследование о количестве мигрировавших из Мордовии и количестве затем вернувшихся [2. С. 5]. В «Вопросе недели» «Вы собираетесь уезжать из Мордовии?» количество ответов «нет» имело явный перевес (7 : 2).

2. Опора на плюрализм мнений. В отличие от предыдущего приема манипулирования, рассчитанного на доверчивость, незрелость, конформизм аудитории, ее безусловное принятие выводов, настоящий метод используется в целях обоснования достоверности оценки явления. Естественно, что этот способ воздействия на общественное мнение рассчитан на аудиторию, имеющую достаточно высокий уровень образования и жизненного опыта. Психологической основой опоры на плюрализм мнений является уверенность многих людей в том, что истина познается в сравнении. Аудитории предлагается «самостоятельно» сделать вывод, основанный на совокупности различных мнений, приведенных в материале.

Опора на плюрализм используется в республиканских газетах чуть реже предыдущего метода: 19% публикаций в газете «Столица С» за весь исследованный период, 24%, 25% и 24% в 2008, 2009 и 2010 г., соответственно, в ежедневнике «Известия Мордовии», 22% в 2008-2009 гг. и 24% в 2010 г. - в газете «Маяк».

Сюда можно отнести более профессиональные статьи, где поднятые проблемы требуют от журналиста обращения к разным источникам. Это могут быть чиновники, специалисты в каких-то областях, свидетели и участники событий и происшествий или даже случайные прохожие. Их мнения могут отличаться несущественно или, наоборот, представлять собой совершенно противоположные суждения. Последнее можно наблюдать, в материале «Бармалей из подвала», опубликованном в газете «Столица С» от 20.04.2009 г. Корреспондент приводит два совершенно разных мнения людей из одной семьи: отца, который вынужден жить в подвале, из-за того, что в собственную квартиру его не пускают, и сына, который утверждает, что боится за жизнь своей семьи. «В разговоре с корр. «С» обе стороны утверждали, что согласны разменять квартиру. Но отец при этом заявляет, что Алексей категорически против, а тот, в свою очередь, говорит, что не соглашается Иван Тихонович. Замкнутый круг?» [3. С. 8-9.] В данном случае решать кто прав, а кто виноват, предлагается самому читателю.

Также статистику различных взглядов на актуальные вопросы действительности можно найти на сайте газеты «Известия Мордовии». Результаты опросов в процентном эквиваленте по завершении голосования публикуются в печатном варианте газеты. Случается, что в издании появляются и мнения людей, взятые с форума сайта.

Однако региональные СМИ, используя прием опоры на плюрализм мнений, иногда создают количественный перевес на стороне суждений, которые выгодны для заказчика. Для достижения поставленных целей могут использоваться инакомыслие и протесты, естественно, в разумных пределах (либо источник протеста представляется в единственном числе, либо он представляется массовой аудитории неадекватным и не владеющим рассматриваемым вопросом), для их подробного обсуждения и обыгрывания с целью создания у индивида, имеющего иное мнение, сформировать установку «белой вороны». Вполне естественно, что у аудитории, воспринимающей информацию, подаваемую подобным образом, возникает ложное чувство доверия к подобному «плюралистичному» источнику. Как следствие, на аудиторию оказывается незаметное давление большинства, которому может противостоять не каждый, особенно в случае если его мнение по данному поводу в достаточной мере не сформировано.

3. Формирование стереотипов. Привычки эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом «подводит» информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа [1. С. 53].

Данный способ формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. Используя стереотипы, легко манипулировать сознанием человека. Они тесно связаны с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранились как определенное клише «философия надежды», ориентация на идеальные образцы. В настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на достиженчество, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы и любящий свою малую Родину («Виктор Бирюков установил флаг Мордовии на Южном полюсе», «В горящую избу вошла», «В Мордовии ветераны активно занимаются спортом и играют в спектаклях»).

В процессе исследования применение этого метода было зафиксировано: газета «Столица С» - 24% материалов в 2008 г., 26% в 2009 г., 27% в 2010 г., «Известия Мордовии» - 23%, 24%, 23% в 2008, 2009, 2010 г., соответственно, газета «Маяк» - 25% в 2008 г., 22% в 2009 г., 24% в 2010 г. СМИ приучают человека мыслить стандартами и снижают интеллектуальный уровень сообщений. Этому способствует главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

4. Повторение информации. При манипулировании общественным сознанием современными медиа используется старое правило: повторение мать учения. Многократно предъявленное сообщение запоминается лучше, если оно подается как единственно правильное и будет увязываться со стимулами, вызывающими положительные эмоции. С помощью повторения увеличивается число людей, чье внимание будет привлечено к факту или событию. Таким образом, повторение благодаря феномену внимания становится способом превращения некоторой части потенциальной аудитории в реальную. Но это не единственная особенность повторения. Оно достаточно сильно влияет на процесс запоминания. В целях лучшего запоминания аудиторией нужной информации в печати практикуется повторение этой информации в различных модификациях. Повторение неизменно вызывает ассоциативное действие психики.

Региональные газеты пользуются этим приемом в тех случаях, когда нужно заострить внимание на определенной проблеме или сформировать устоявшееся мнение по какому-либо вопросу. В данном случае можно привести в пример периодически появляющиеся на страницах республиканских изданий материалы, явно или неявно агитирующие население вступить в ТСЖ («В Саранске ТСЖ поддержат за счет средств бюджета», «Страшилки про ТСЖ не имеют под собой оснований!», «Власти Саранска будут стимулировать жителей к созданию ТСЖ»). Как правило, в таких публикациях говорится о плюсах товариществ, но не затрагиваются отрицательные стороны. Также яркий пример привлечения общественного внимания с помощью метода повторения информации - материалы, посвященные боксеру Олегу Маскаеву. На протяжении долгого времени газеты «Известия Мордовии» и «Столица С» публиковали различную информацию: затрагивалась личная жизнь боксера, обсуждались его взгляды на различные вопросы, печатались репортажи после посещений вместе с ним родных мест и общения его с жителями Мордовии, давались подробные отчеты после каждого прошедшего боя, и наконец, давалась рекламная информация о бое в Саранске с дополнительной информацией о ценах и телефонами касс. Иногда публикации занимали целый газетный разворот или в одном номере помещалось 2-3 материала, посвященных Маскаеву.

На основе анализа газетных текстов можно сделать следующий вывод: позиция региональной прессы зависит от многих факторов. С одной стороны, использование манипулятивных приемов, имеющих в своей основе конкретные психологические механизмы, делает их эффективными, ведь «привязать» сообщение к источнику, предоставляемому собственно массмедиа и заявить о его достоверности также легко и экономично, как создать иллюзию непредвзятости. Используя любой из приведенных приемов, можно оправдать или навязать любое решение, мотивируя его интересами определенной группы людей, находящейся в меньшинстве, но имеющей на это право, так как они живут в правовом и демократическом государстве. К тому же любое решение или действие манипулятора может вообще не получить никакой огласки или быть сфабрикованным. С другой стороны, современные региональные газеты вынуждены существовать и функционировать в условиях жесткой конкуренции, что часто может служить поводом к использованию непроверенной и недостоверной информации, способной ввести аудиторию в заблуждение относительно какого-либо социально-политического объекта.

Литература

1. Зелинский С.А. Анализ массовых манипуляций в России. СПб.: Скифия, 2008. 280 с.

2. Разина И. Возвращенцы // Столица С. 2008. № 15, 8 апр.

3. Феоктистов Д. Бармалей из подвала // Столица С. 2009. № 16, 20 апр.

ДЕМЕНТЬЕВА КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА - аспирантка, преподаватель кафедры современной журналистики и общественного мнения, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск (ksseniya@bk.ru).

DEMENTIEVA KSENIYA VLADIMIROVNA - post-graduate student, teacher of Modern Journalism and Public Opinion Chair, Mordovian State University, Russia, Saransk.

УДК 821.512.111 (092)

Г.А. ЕРМАКОВА

ФУНКЦИИ БИНАРНЫХ ОППОЗИЦИЙ В ПОЭМЕ П. ХУЗАНГАЯ «ПЕСНИ ТИЛЛИ»*

Ключевые слова: бинарные оппозиции, антагонистичность мира, лексические единицы, гармония, дисгармония, мгновение, вечность, мифологическое сознание.

Рассмотрены функции бинарных оппозиций в поэме П. Хузангая «Песни Тилли», выявлены и проанализированы такие оппозиции, как свет - тьма, земное - небесное, жизнь - смерть.

G.A. ERMAKOVA FUNCTIONS OF THE BINARY OPPOSITIONS IN THE POEM OF P. HUZANGAY «SONGS OF TILLY»

Key words: binary oppositions, dissension of the world, lexical items, harmony, disharmony, moment, eternity, mythological consciousness.

In this article considered functions of the binary oppositions in the poem of Peter Huzangay «Songs of Tilly», identified and analyzed oppositions such as light-dark, earth-heaven, life-death.

Принципы антитезы просматриваются в поэме во многом: во временных и пространственных реалиях (весна-зима, лето-осень, верх-низ, открытое-замк-нутое пространство, календарное время-время сна, сакральные-профанные локу-сы). Пространственно-временные оппозиции соседствуют с другими константными оппозициями: свет-тьма, земное-небесное, симфония-какофония, жизнь-смерть. С их помощью П. Хузангай конструирует символическое полярное художественное пространство. Обращение к бинарным оппозициям - это признак использования мифологического сознания, ибо в мифах велико стремление понять антагонизм мира и гармонизировать жизнь, т.е. примирить противоположности.

Центральная антитеза «жизнь-смерть» использована автором, вероятно, для того, чтобы показать бесконечность бытия. Основная функция оппозиций -интегральная. С их помощью автор поэмы и его герой желают понять антагонистичность мира. Бинарные оппозиции, с точки зрения В.П. Руднева, являются «универсальным средством познания мира» [4. С. 162]. Система бинарных оппозиций зародилась в недрах «мифологического сознания» [3. Т. 2. С. 162]. Каждая вещь, с точки зрения К.Г. Юнга, чтобы существовать, «требует противоположности. Эго нуждается в самости и наоборот» [7. С. 49]. Антиномии используются автором поэмы для определения качественной структуры бытия: понимание-непонимание, любовь-нелюбовь, характеризуют пространственные, временные, цветовые, природно-естественные, культурно-социальные противопоставления. Мир человеческий и небесный не обособлены друг от друга. Связь

* Исследование выполнено по госконтракту № 16.740.11.01.19 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.