Научная статья на тему 'Воздействие интернет-сообществ на социальную деятельность пользователей'

Воздействие интернет-сообществ на социальную деятельность пользователей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
966
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / ФОРУМ / ИНТЕРНЕТ-ОПРОС / ИНТЕРНЕТ / ONLINE COMMUNITY / FORUM / ONLINE SURVEY / INTERNET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Невесенко Елена Дмитриевна

Приведены результаты социологического исследования, направленного на изучение специфики воздействия интернет-сообщества на деятельность пользователей, осуществляемую в социальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Невесенко Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Online Communitiy Influence on Users’ Social Activites

The results of a sociological research concerning online communities ’ influence on users’ social activities are presented in this article.

Текст научной работы на тему «Воздействие интернет-сообществ на социальную деятельность пользователей»

***Нравственность, как устоявшаяся норма социальной жизни (по Гегелю), имеет всё же и некое более общее, мессианское значение, вероятнее всего, — сохранение и продолжение разумной жизни.

**** Интерес мы определяем как активный побудитель к деятельности, субъективный образ, отражающий потребность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. М., 1991. Т. III. С. 145-146.

2. Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000. 320 с.

3. Зайцев А. К. Социальный конфликт. М.: Academia, 2000. 461 с.

4. Раскин В. Г. Человеческие ресурсы в условиях социальной напряженности / М. И. Баумгартэн, Ю.

Н. Клещевский и др. Кемерово, 1997. 167 с.

5. Руковишников В. О. Социальная напряженность // Диалог. 1990. № 8. С. 11-19.

6. СельеГ. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. 68 с.

7. Социальная психология: Учебное пособие для студ. высших учебн. заведений /А. Н. Сухов, А. А. Бодалеб и др. / Под ред. А. Н. Сухова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 600 с.

8. Чернобай П. Ф. Социальная напряженность // Социс. 1992. № 7. С. 94-98.

REFERENCES

1. Ahiezer A. S. Rossija: kritika istoricheskogo opyta. M., 1991. T. III. S. 145-146.

2. DmitrievA. V Konfliktologija: Uchebn. posobie. M.: Gardariki, 2000. 320 s.

3. ZajtsevA. K. Sotsial'nyj konflikt. M.: Academia, 2000. 461 s.

4. Raskin V. G. Chelovecheskie resursy v uslovijah sotsial'noj naprjazhennosti / M. I. Baumgartjen, Ju. N. Klewevskij i dr. Kemerovo, 1997. 167 s.

5. Rukovishnikov V O. Sotsial'naja naprjazhennost' // Dialog. 1990. № 8. S. 11-19.

6. Sel'e G Stress bez distressa. M.: Progress, 1982. 68 s.

7. Sotsial'naja psihologija: Uchebn. posobie dlja stud. vyssh. uchebn. zaved. / A. A. Bodaleb i dr. / Pod red. A. N. Suhova. M.: Izdatel'skij tsentr «Akademija», 2001. 600 s.

8. Chernobaj P. F. Sotsial'naja naprjazhennost' // Sotsis. 1992. № 7. S. 94-98.

Е. Д. Невесенко

ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Приведены результаты социологического исследования, направленного на изучение специфики воздействия интернет-сообщества на деятельность пользователей, осуществляемую в социальной реальности.

Ключевые слова: интернет-сообщество, форум, интернет-опрос, Интернет.

E. Nevesenko

Online Communitiy Influence on Users’ Social Activites

The results of a sociological research concerning online communities ’ influence on users ’ social activities are presented in this article.

Keywords: online community, forum, online survey, Internet.

Сеть Интернет стала неотъемлемой частью жизни общества. В Сети ведутся политические дебаты, проводятся коммерческие операции, организуются воспитательные и образовательные процессы, а также осуществляется активная деятельность миллионов граждан [1].

Как правило, активная деятельность пользователей в сети Интернет протекает в рамках или посредством интернет-сообществ, существующих на базах различных интернет-ресурсов [форумов, чатов, блогов (он-лайн дневников), социальных сетей и т. д.].

Интернет-сообщество — это стихийно или целенаправленно сложившаяся система постоянных пользователей-соавторов интернет-ресурса, которые в рамках политики данного ресурса осуществляют информационный обмен на установленную тематику, ведущийся на основе ранее принятых правил, запретов и санкций к нарушителям, служащий целям поддержания и развития ресурса [2]. Дополняя это определение, отметим, что интернет-сообщество — это социальная общность, способная оказывать ощутимое влияние на жизнь и деятельность своих членов. Дело в том, что, попадая в интернет-сообщество и активно участвуя в его деятельности, участник постепенно начинает перенимать нормы, ценности, установки и правила поведения, признанные в сообществе, что, в конечном итоге, корректирует его поведение в социальной реальности. О влиянии интернет-сообществ на социальную деятельность пользователей говорится в трудах как российских, так и зарубежных социологов (А. С. Аладышки-на, С. В. Бондаренко, А. Н. Кочетов, П. Кол-лок, М. Смит, Ш. Теркл и др.). Ориентируясь на данные научные труды, мы продолжили изучение специфики воздействия интернет-сообществ на социальную деятельность пользователей и провели пилотажное исследование.

Отметим, что социологическое исследование проводилось с декабря 2011 по март

2012 г. В качестве объекта исследования был выбран Форум информационнообразовательного портала, предназначенного для аспирантов, докторантов и соискателей (Ц^: http://www.aspirantura. spb.ru/

Рэгит/^ех^р).

Цель исследования — изучение специфики воздействия интернет-сообществ на деятельность пользователей, осуществляемую в социальной реальности.

На основании поставленной цели были выделены следующие задачи:

1) Определить индивидуально-личностные предпочтения респондентов в выборе интернет-ресурсов.

2) Провести идентификацию респондентов по активности посещения Форума информационно-образовательного портала.

3) Оценить активность взаимодействия пользователей в рамках форума.

4) Определить мнение пользователей относительно качества контента, а следовательно, и практической полезности представленной на Форум информации.

5) Выявить склонность участников форума к социальным конфликтам.

6) Представить характеристику участников интернет-сообщества по ряду параметров (пол, возраст, образование, индивидуально-личностные предпочтения в выборе интернет-ресурсов, уровень освоения возможностей Интернета).

В рамках проводимого исследования были выдвинуты следующие гипотезы: 1) частота обращения пользователя к интернет-ресурсу зависит от качества контента и практической полезности в социальной деятельности пользователей размещенной на ресурсе информации; 2) практическая полезность интернет-ресурса способствует развитию (расширению) интернет-сообщества, функционирующего в рамках данного ресурса.

Для сбора первичных эмпирических данных были использованы такие методы, как интернет-опрос, невключенное наблюдение и контент-анализ.

Отметим, что в ходе интернет-опроса было собрано 52 анкеты.

В ходе данного исследования были достигнуты следующие результаты:

1. Определены индивидуально-личностные предпочтения респондентов в выборе интернет-ресурсов. Большинство участников опроса в качестве приоритетных выбрали форумы — 45 пользователей (86,5%), далее по убывающей социальные сети — 27 пользователей (51,9%), блоги — 15 пользователей (28,8%), иные интернет-ресурсы (веб-сайты различных направленностей) — 7 пользователей (13,5%), он-лайн дневники

— 5 пользователей (9,6%). Менее востребованными оказались чаты — 1 пользователь (1,9%). Непопулярность чатов среди пользователей мы объясняем, во-первых, спецификой самих чатов. В ходе изучения интернет-ресурсов данного вида было установлено, что они, большей частью, предназначены для знакомств, романтических отношений и/или общения на свободные темы, что не является ведущей целью для большинства респондентов.

Так, в качестве целей посещения интернет-ресурсов респонденты отметили «поиск конкретной информации» — 44 участника (84,6%); «поиск новостей» — 37 участников (71,2%); «общение» — 31 участник (59,6%); «получить консультацию (совет)» — 28 участников (53,8%); «в целях найти нужный товар и купить» — 10 участников (19,2%); другое — три участника (5,8%); «в целях найти покупателя (продать товар)» — один участник (1,9%).

Во-вторых, выбор социальных сетей в качестве вторых по значимости (51,9%) говорит о том, что потребность общения (59,6%) респонденты удовлетворяют, пользуясь этими интернет-ресурсами, что опять же снижает интерес к чатам.

2. Проведена идентификация респондентов по активности посещения Форума информационно-образовательного портала. Понятие активности пользователей мы определяем посредством таких критериев,

как: 1) срок пребывания в интернет-

сообществе данного форума; 2) частота посещения форума; 3) средняя продолжительность пребывания на форуме за один сеанс подключения; 4) оценка пользовательской активности (по мнению самих респондентов).

Так, среди респондентов, зарегистрировавшихся на Форуме два-три года назад, — 13 пользователей (25%), менее двух лет — 11 пользователей (21,2%), менее одного года — 10 пользователей (19,2%). Также восемь пользователей (15,4%) вошли в сообщество более трех лет назад, шесть пользователей (11,5%) — менее полугода, четыре пользователя (7,7%) — менее недели.

29 респондентов (55,8%) из общего числа опрошенных сообщили, что посещают Форум информационно-образовательного портала ежедневно. Остальные пользователи распределились между тремя группами: два-три раза в неделю — 11 пользователей (21,1%), реже одного раза в неделю — 7 пользователей (13,5%), один раз в неделю

— 5 пользователей (9,6%).

Респонденты за один сеанс подключения проводят на Форуме менее получаса — 21 пользователь (40,4%), от получаса до одного часа — 20 пользователей (38,5%), более трех часов — шесть пользователей (11,5%), до трех часов — пять пользователей (9,6%).

24 участника (46,1%) Форума информационно-образовательного портала относят себя к группе пассивных пользователей (читающих и иногда размещающих сообщения), 18 участников (34,6%) — к группе активных пользователей (постоянно участвующих в дискуссиях), еще 10 участников (19,2%) считают себя гостями форума (только читающими представленную на форуме информацию).

Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к выводу о наличии на Форуме информационно-образовательного портала активной и заинтересованной в получении актуальной информации интернет-аудитории. Частота посещения форума

пользователями (ежедневно — 55,8% пользователей) с целью «поиска конкретной информации» (84,6%), свидетельствует, на наш взгляд, о том, что на сайте происходит частое обновление контента.

Наличие же на форуме пользователей со стажем (стаж два-три года — 25% пользователей, менее двух лет — 21,2% пользователей), проявляющих периодическую активность (55,8% респондентов посещают форум ежедневно), на наш взгляд, говорит о стабильности интернет-сообщества, о прочности его социальной структуры, о сохранности и трансляции культурных ценностей, норм и правил поведения, являющихся залогом оптимального функционирования сообщества.

3. Оценена активность взаимодействия пользователей в рамках Форума. Активность взаимодействия в нашем случае определяется склонностью участников форума реагировать на сообщения друг друга.

Для решения данной задачи, в рамках проводимого интернет-опроса выявлялось желание одних участников давать советы, а других — следовать им. Так, в ходе интернет-опроса было установлено, что на Форуме информационно-образовательного портала дают советы 28 из 52 респондентов (53,8%), из них постоянно — один респондент (1,9%), периодически — 27 респондентов (51,9%). Никогда не дают советов на этом форуме 24 респондента (46,2%).

Распределение ответов на вопрос «Почему Вы не даете советов?» дополнили выше-обозначенные данные. 13 пользователей (25%) считают себя некомпетентными в этих вопросах; 10 пользователей (19,2%) не любят давать советов; у семи пользователей (13,5%) нет времени давать советы; 22 пользователя (42,3%) склонны давать советы другим участникам Форума.

30 пользователей (57,7%) из общего числа респондентов признались, что никогда не делятся с участниками Форума информационно-образовательного портала полученными в ходе реализации советов результа-

тами. 22 пользователя (42,3%), напротив, делятся полученными результатами, из них «всегда делятся» — 14 пользователей

(26,9%), «делятся только удачными результатами» — восемь пользователей (15,4%).

Полученные результаты, на наш взгляд, говорят о наличии средней активности взаимодействия между пользователями на Форуме информационно-образовательного портала. Данную оценку мы строим, исходя из того, что лишь 53,8% респондентов ориентированы на консультирование других пользователей, и 42,3% готовы делиться результатами, полученными в ходе реализации данных на Форуме советов.

Проведенный контент-анализ показал отличные от ранее представленных результаты. Проанализировав контент Форума, мы отметили, что из всего числа тем, открытых во всех разделах с момента основания форума до «01» февраля 2012 г. (8 166 тем) лишь 696 тем были проигнорированы пользователями, что составляет всего 8,5% от общего объема контента форума. Данный факт говорит, на наш взгляд, о том, что пользователи в большинстве случаев реагируют на сообщения друг друга в форме ответа на задаваемый вопрос.

При этом в ходе анализа контента подтвердился тот факт, что участники форума неактивно делятся результатами реализации полученных советов. Лишь в 12 случаях из 100 пользователь (12%) написал о том, каких результатов помог достичь ему данный совет.

Анализ активности пользователей на форуме мы проводили, ориентируясь и на данные, полученные в ходе невключенного наблюдения. На основании ежедневной фиксации количества новых тем, открываемых на форуме, а также на основе ежедневных ответов пользователей мы сделали вывод о высокой активности зарегистрированных участников Форума в плане желания отвечать на вопросы и давать советы/ рекомендации, что дополняет результаты, полученные в ходе контент-анализа.

Несоответствие в данных, полученных в ходе интернет-опроса и контент-ана-лиза/невключенного наблюдения, возникло, по нашему мнению, либо потому, что в интернет-опросе приняло участие небольшое по сравнению с общей массой число зарегистрированных пользователей (всего 0,4% от общего числа зарегистрированных пользователей (на 1 марта 2012 г. на форуме было зарегистрировано 13 900 участников)), либо потому, что информация, предоставленная участниками опроса, не отражает всей картины сложившейся на Форуме ситуации вследствие своей субъективности.

Однако считаем целесообразным отметить, что участие в интернет-опросе 52 из 13 900 зарегистрированных пользователей

— это хороший результат. Аргументируем наше утверждение. Во-первых, социологическое исследование, проводимое на Форуме информационно-образовательного портала, являлось пилотным и носило краткосрочный характер (сбор данных проводился с декабря 2011 г. по март 2012 г.). Во-вторых, согласно нашим наблюдениям, из общего числа зарегистрированных пользователей лишь около 0,4 % (примерно 50 индивидов) являются активными участниками дискуссий, проводимых на форуме. Оставшиеся же 99,6% пользователей — это либо «временные» участники, которые зарегистрировались на форуме лишь для решения единичного вопроса и не посещают данный Форум или посещают его по мере необходимости, не участвуя в обсуждениях, либо пользователи, которые проявляли активность лишь в течение определенного периода времени или в рамках только одной-двух тем и на данный момент прекратили свою деятельность на форуме. Отметим, что после проведения социологического исследования было осуществлено интервью с администратором данного форума, в ходе которого он подтвердил наличие выявленного нами соотношения между активными и постоянными участниками и «временными» пользователями этого интернет-ресурса.

Таким образом, мы можем сделать вывод о высокой активности пользователей в желании отвечать на вопросы и давать советы, и средней активности пользователей в отношении поддерживания обратной связи с Форумом после решения своей проблемы посредством данного совета.

Также мы можем говорить о наличии на Форуме слаженного коллектива экспертов (участников со стажем) и интенсивности потока новых «временных» пользователей, обеспечивающих, с одной стороны, внутреннюю стабильность интернет-сообщества, а с другой — его активное функционирование и развитие.

4. Определено мнение пользователей относительно качества контента, а следовательно, и практической полезности представленной на форуме информации. На вопрос «Считаете ли Вы, что участники форума могут дать полезные советы по интересующим Вас вопросам?» утвердительно ответили 50 респондентов (96,2%). «Считаю, на форуме можно найти или получить ответ на любой вопрос» — 25 респондентов (48,1%). «Считаю, но на форуме найти или получить ответы можно не на все вопросы»

— 25 респондентов (48,1%). Усомнился в полезности советов, предоставляемых на Форуме, один респондент (1,9%). Отрицательно ответил на данный вопрос («Нет, я так не считаю») один респондент (1,9%).

Периодически обращаются (по необходимости) к Форуму информационнообразовательного портала за советом 43 пользователя (82,7%); никогда не обращаются, а сами дают советы восемь пользователей (15,4%), обращается постоянно по любому вопросу один пользователь (1,9%).

При этом 29 пользователей (55,8%) из числа опрошенных реализовывали полученные на форуме информационно-

образовательного портала советы на практике, из них получили хорошие результаты 24 пользователя (46,2%) и не всегда получали ожидаемый результат пять пользователей (9,6%). 18 пользователей (34,6%) призна-

лись, что не пользуются полученными советами, пять пользователей (9,6%) затруднились ответить.

Отвечая на вопрос «Игнорировали ли Вы полученные/прочитанные советы/рекомендации, данные Вам пользователями?», участники интернет-опроса образовали следующие группы. Отрицательно ответили 26 респондентов (50%): «Нет, на форуме

обычно дают полезные советы» — 12 респондентов (23,1%); «Нет, на форуме иногда дают полезные советы» — 14 респондентов (26,9%). Положительно ответили 26 респондентов (50%): «Да, некоторые советы/ рекомендации на форуме мне кажутся бесполезными» — 23 респондента (44,2%); «Да, многие советы/рекомендации мне кажутся бесполезными» — 3 респондента (5,8%).

Таким образом, сопоставляя полученные данные, мы можем сделать вывод о высоком качестве контента и практической полезности для социальной деятельности пользователя размещенной на форуме информации, так как 96,2% респондентов считают, что участники форума информационнообразовательного портала могут дать полезные советы по интересующим их вопросам, 84,6% участников опроса часто обращаются за советом к данному форуму, 55,8% пользователей применяли на практике полученные советы, и из них 46,2% — получали положительные результаты.

Эти выводы подтверждаются и данными, зафиксированными при проведении невк-люченного наблюдения. Проводя ежедневное наблюдение за частотой появления новых тем на форуме, мы выяснили, что она сравнительно невелика (примерно 20 тем в неделю). Однако, на наш взгляд, это может являться не только показателем активности пользователя, но и показателем полноты и качества размещенного контента. На Форуме представлена достаточно полная информация, в результате чего пропадает необходимость открывать новые темы с целью задать вопрос (напомним, что цель — «полу-

чение конкретной информации» — является приоритетной среди пользователей (84,6%)).

Данные результаты свидетельствуют, на наш взгляд, о наличии на форуме большей частью актуальной и полезной информации, информации, воспринимаемой, обсуждаемой и учитываемой пользователями в своей социальной деятельности.

Результаты интернет-опроса позволили нам подтвердить гипотезу о том, что частота обращения пользователя к интернет-ресурсу зависит от качества контента и от практической полезности в социальной деятельности пользователей размещенной на ресурсе информации. Напомним, что 96,2% респондентов считают, что участники Форума информационно-образовательного портала могут дать полезные советы по интересующим их вопросам и 84,6% участников опроса часто обращаются за советом к данному форуму.

Оценка пользователями представленной на форуме информации как полезной (96,2%), на наш взгляд, способствует реализации данных советов и рекомендации на практике. Следовательно, мы можем говорить о влиянии интернет-сообщества форума на социальную деятельность своих участников посредством советов и рекомендаций.

Показателем привязанности пользователей к интернет-сообществу является частота обращения к форуму с целью получить ответы на практические вопросы (84,6% пользователей), а также желание пригласить в сообщество своих друзей и знакомых. Так, 28 респондентов (53,8%) советуют своим друзьям/знакомым посетить Форум информационно-образовательного портала как полезный/как интересный «когда возникает необходимость», 13 респондентов (25%) не советуют своим друзьям/знакомым обращаться к данному форуму, но с ремаркой «когда возникнет необходимость, посоветую». Всегда советуют посещение форума семь респондентов (13,5%), никогда не советуют и не предполагают советовать четыре респондента (7,7%).

Таким образом, благодаря положительным рекомендациям со стороны друзей/знакомых, являющихся уже зарегистрированными участниками форума, происходит привлечение новых пользователей на данный интернет-ресурс. Вследствие же притока новых пользователей на форум происходит расширение интернет-сообщества как такового.

Следовательно, подтверждается вторая гипотеза: практическая полезность интернет-ресурса способствует развитию (расширению) интернет-сообщества, функционирующего в рамках данного ресурса.

5. Выявлена склонность участников форума к социальным конфликтам. С целью выявления данной склонности нами был задан вопрос: «Как часто в процессе дискуссий на форуме возникают конфликтные ситуации?». В ходе опроса голоса респондентов распределились следующим образом: 27 пользователей (51,9%) отметили, что конфликты на форуме возникают периодически; 12 пользователей (23,1%) полагают, что конфликты бывают очень редко; семь пользователей (13,5%) затрудняются ответить; пять пользователей (9,6%) считают, что конфликты очень часто возникают на форуме; один пользователь (1,9%) уверен, что конфликтные ситуации на форуме никогда не возникают. Таким образом, 84,6% участников обратили наше внимание на присутствие конфликтных ситуаций на форуме.

Посредством контент-анализа также было выявлено наличие конфликтов на форуме, которые возникают при обсуждении 16 из 100 тем.

Мы считаем, что наличие конфликтных ситуаций в интернет-сообществе — это позитивный показатель, так как в процессе противопоставления и обсуждения различных мнений вырабатывается наиболее оптимальный вариант решения проблемы, тем самым повышается качество контента и практическая полезность представленной на форуме информации. Данное обстоя-

тельство может служить также мотивом включения в сообщество новых пользователей.

6. Представлена характеристика участников интернет-сообщества по ряду параметров (пол, возраст, образование, индивидуально-личностные предпочтения пользователей в выборе интернет-ресурсов, уровень освоения возможностей Интернета). 37 пользователей (71,2%) периодически посещают более трех интернет-ресурсов, 10 пользователей (19,2%) — три интернет-ресурса, три пользователя (5,8%)

— два интернет-ресурса, два пользователя (3,8%) — один интернет-ресурс.

Свои навыки работы в Интернете пользователи оценивают по-разному: уверенный пользователь — 26 респондентов (50%); профессионал — 16 респондентов (30,8%); рядовой пользователь (иногда обращаюсь за советом) — 10 респондентов (19,2%). Таким образом, мы можем отметить, что большинство участников Форума информационно-образовательного портала обладают достаточно высокими навыками работы в сети Интернет (80,8%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из общего числа респондентов 59,6% (31 пользователь) составляют мужчины, 40,4% (21 пользователь) — женщины.

Большая часть респондентов относится к группе 26-35 лет — 31 пользователь (59,6%), к группе 16-25 лет — 13 пользователей (25%), к группе 36-45 лет — семь пользователей (13,5%), к группе 56-65 лет

— один пользователь (1,9%).

40 респондентов (76,9%) отметили наличие высшего образования, 12 респондентов (23,1%) имеют ученую степень.

Подводя итог всему вышеобозначенному, мы можем сделать вывод о том, что интернет-сообщество, сложившееся на базе Форума информационно-образовательного портала, является стабильным и активно функционирующим социальным объединением, обладающим устойчивой структурой интеракций и постоянно пополняющимся за счет притока новых пользователей соста-

вом. Стабильность интернет-сообщества, прочность его социальной структуры обеспечивается за счет присутствия в сообществе группы активных пользователей со стажем, которые способствуют сохранению и трансляции принятых в сообществе норм, правил поведения, моделей взаимодействия друг с другом. Активное функционирование интернет-сообщества, его развитие (расширение), в свою очередь, связано с интенсивным пользовательским потоком.

Рассматриваемое интернет-сообщество оказывает влияние на социальную деятельность своих участников посредством предоставляемых более опытными пользователями советов и рекомендаций. Таким образом, интернет-сообщество, в результате ус-

воения пользователями данных на Форуме советов и рекомендаций, способствует выработке у последних определенных моделей поведения в осуществлении научной, учебной, педагогической деятельности, в построении взаимодействия с коллегами и сотрудниками учебных или научных учреждений. Это, на наш взгляд, подтверждает факт воздействия интернет-сообщества на социальную деятельность пользователей.

Учитывая полученные результаты и приобретенный опыт, мы в дальнейшем планируем проведение описательного исследования на Форуме информационно-образовательного портала, предназначенного для аспирантов, докторантов и соискателей по данной тематике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Число интернет-пользователей в РФ в 2011 г. выросло до 70 млн. человек. — 2011 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 06.09.2012. — URL: http://ria.ru/technology/20111226/527204414.html (дата обращения: 06.09.2012).

2. Шакула Д. Интернет-сообщества как субъекты, формирующие глобальную информационную среду: понятие, происхождение, типы — 2006 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 06.09.2012. — URL: lHtD://vvvvvv.relga.ru/Environ/WcbObiects/tgu-vvvvvv.vvoa/vva/Mam?textid=1055&level1=mam&level2=articles (дата обращения: 06.09.2012).

REFARANCES

1. Chislo internet-pol'zovatelej v RF v 2011 g. vyroslo do 70 mln. chelovek. — 2011 [Elektronnyj resurs].

Data obnovlenija: 06.09.2012. — URL: http://ria.ru/technology/20111226/527204414.html (data

obrashchenija: 06.09.2012).

2. Shakula D. Internet-soobshchestva kak subjekty, formirujushchie global'nuju informatsionnuju sredu: ponjatie, proishozhdenie, tipy — 2006 [Elektronnyj resurs]. Data obnovlenija: 06.09.2012. — URL: http://www.relga.ru/Environ/Web0bjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1055&level1=main&level2=articles (data obrashchenija: 06.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.