Научная статья на тему 'Война и мир в жизни Сергея Константиновича белозерова'

Война и мир в жизни Сергея Константиновича белозерова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Война и мир в жизни Сергея Константиновича белозерова»

ВОЙНА И МИР В ЖИЗНИ СЕРГЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА БЕЛОЗЕРОВА

Научный журнал «Географический вестник» продолжает публикацию материалов, посвященных воспоминаниям о сотрудниках географического факультета Пермского государственного университета - ветеранах фронта и тыла, участниках Великой Отечественной войны. В представленной статье освещены основные этапы жизни старшего преподавателя кафедры экономической географии ПГУ Сергея Константиновича Белозерова (1921-1991). Материал готовился к 90-летию со дня рождения Сергея Константиновича и к 70-летию проведения в ходе Великой Отечественной войны печально известной Ржевской боевой операции, в которой С.К. Белозеров принимал участие вместе со своей военной частью. Редакционная коллегия выражает огромную благодарность дочерям Сергея Константиновича Татьяне Сергеевне и Ирине Сергеевне Белозеровым за предоставленные фотографии и информацию.

От главного редактора

Человек с большой душой, человек труда, опытный учитель и педагог, хороший семьянин и мужественный офицер - таким представился автору этих строк Сергей Константинович Белозеров, человек, проживший долгую и трудную жизнь, мгновения и эпизоды из которой были бережно сохранены и рассказаны его дочерьми и внуками. Его жизнь - одна из миллионов, но все же не похожая ни на одну другую. Порою грустные и нелегкие события сменялись радостью от общения с семьей. И всегда побеждала любовь к своей земле, труду и профессии.

Педагогической деятельности, сначала в средней школе, а затем в вузе, Сергей Константинович посвятил более 25 лет. И эта страница его жизни была написана и прочитана тысячами его учеников и студентов, многие из которых до сих пор чтят память о своем учителе и преподавателе как о светлом, доброжелательном и интересном человеке, человеке, влюбленном в географию.

Школой жизни самого С.К. Белозерова стала Великая Отечественная война, которую он прошел от первого до последнего месяца и которая резко врезалась в память тогда еще молодого человека. Вспоминать о ней он не хотел до конца своих дней, но без этой «суровой» главы книга жизни была бы не полной.

Сергей Константинович родился 24 июня 1921 г. в уездном городе Кунгур в крестьянской семье. Рано лишившись отца, маленький Сережа воспитывался в семье отчима Нестора Сергеевича Петрова. Мама - Анна Николаевна Белозерова всю свою трудовую жизнь проработала учительницей начальных классов в средней школе сначала в Кунгуре, а затем в Кунгурском районе.

С семилетнего возраста Сергей Константинович жил в семье тетки в г. Краснокамске. Там же он ходил в школу. 1930-е гг. - годы масштабной индустриализации СССР. В эти годы в Прикамье начинается активная разработка вновь разведанных нефтяных и соляных месторождений. Видимо, желание жить и чувствовать ритм молодой советской страны послужило основной причиной для того, чтобы 17-летний юноша выбрал стезю геолога. В 1939 г. Сергей Константинович поступил на геологический факультет Пермского государственного университета, закончить который ему так и не удалось.

С июля 1941 г., почти с самого начала войны, Сергей Константинович находился в рядах Красной Армии: сначала в учебной части, а затем на полях боевых сражений. Во взводе пешей разведки 170-й стрелковой дивизии, сформированной в январе 1942 г. в Кунгуре, он служил рядовым. Вместе со своей частью в том же месяце он был отправлен на Северо-Западный фронт.

В самом начале войны этот участок боевых действий - один из самых напряженных участков обороны Советской армии и наступления немецких войск. Севернее находился охваченный блокадой Ленинград, к югу-востоку - Москва. Зажатая, как в тисках, эта территория приняла на себя масштабные силы противника.

В ходе общего наступления советской армии зимой 1941-1942 гг. войска левого крыла СевероЗападного фронта провели Торопецко-Холмскую операцию, в результате которой продвинулись вперед почти на 250 км и глубоко охватили ржевско-вяземскую группировку противника, находившуюся на подступах к Москве. В конце зимы 1942 г. войска Северо-Западного фронта в ходе наступательных боёв южнее и юго-восточнее Старой Руссы ликвидировали плацдарм противника на

восточном берегу р. Ловать. После этой операции с апреля 1942 г. вместе со своей частью С.К. Белозеров участвовал в тяжелых боях под г. Ржевом Тверской области.

Ржевская боевая операция, которую в последнее время все чаще называют битвой под Ржевом, очень долгое время была засекречена. Говорить о ней много запрещалось. В течение 17 месяцев (с сентября 1941 по март 1943 г.) направление на Ржев оставалось главным для фашисткой Германии. За этим плацдармом открывался прямой путь на Москву. Гитлер во что бы то ни стало хотел удержать эту стратегически важную местность. Для советской армии, которая понесла под Ржевом значительные потери, это было время тяжелых военных неудач и испытаний. Более 1 млн человек убитыми - таковы итоги этого противостояния. Очень большими были безвозвратные потери и среди местного населения. К марту 1943 г. в самом Ржеве почти не осталось местных жителей: из 56-тысячного довоенного города в живых оставались лишь чуть более 300: кого-то угнали на работу в Германию, кто-то был замучен в специальном городском лагере для военнопленных, кто-то был расстрелян как партизан, кто-то сожжен заживо.

Сегодня военные историки сходятся во мнении, что причиной такого плачевного положения дел стало настойчивое требование Ставки Верховного Главнокомандования вернуть Ржев любой ценой. Маршал Г.К. Жуков позже вспоминал, что при наступлении на Ржевско-Вяземском направлении у солдат было только 2-3 патрона, подвоза оружия и продовольствия вследствие весенней распутицы практически не было. Несколько планировавшихся захватов Ржева захлебнулись в крови пехотинцев.

Писатель Вячеслав Кондратьев, участник этой битвы, рассказывал: «У нас на участке в марте-апреле артиллерия практически молчала. Артиллеристы имели в запасе три-четыре снаряда и берегли их на случай вражеской танковой атаки. А мы наступали. Поле, по которому мы шли вперед, простреливалось с трех сторон. Танки, которые нас поддерживали, тут же выводились из строя вражеской артиллерией. Пехота оставалась одна под пулеметным огнем. В первом же бою мы оставили убитыми на поле боя треть роты. От безуспешных, кровопролитных атак, каждодневных минометных обстрелов, бомбежек подразделения быстро таяли. У нас не было даже окопов. Винить в том кого-либо трудно. Из-за весенней распутицы с продовольствием у нас было плохо, начался голод, он быстро истощил людей, изможденный солдат уже не мог рыть мерзлую землю. В конце апреля меня ранило. К тому моменту в нашей роте из 150 человек осталось 11. Для солдат все тогда происходившее было трудными, очень трудными, но все-таки буднями. Они не знали, что это был подвиг».

Примерно в таких же условиях в июне 1942 г. 170-я дивизия, в которой служил С.К. Белозеров, готовилась к новому наступлению. Она располагалась в заболоченном лесном массиве к северо-востоку от Ржева. Во время очередного артиллерийского обстрела одного из затяжных боев Сергей Константинович был ранен осколком орудия.

Продолжая отстреливаться, он дополз до полкового санитарного пункта. Травма ноги требовала срочного лечения, но отчего-то ни один из тыловых госпиталей не принимал красноармейца. В таком положении Сергей Константинович был довезен до Иркутска, где он и остался по распределению после окончания лечения.

В марте 1943 г. рядовому С.К. Белозерову было присвоено звание сержанта. В это время Сергей Константинович служил писарем в 1-й стрелковой роте 292 дивизии. В ноябре того же года ему было присвоено очередное звание - старший сержант. В марте 1945 г. офицер Белозеров был назначен командиром стрелкового взвода и вместе с ним вновь находился на полях сражения: участвовал в военных операциях на Дальнем Востоке против милитаристской Японии (авг. - сент. 1945 г.). Забайкальский фронт (командующий - маршал СССР Р.Я. Малиновский), в составе которого находилась 292-я дивизия, действовал в Даурии - на территории современной Амурской области и северных районах Монголии и Китая.

л

После экзаменов в 7 классе школы №92, 1953

В августе 1945 г. войска фронта участвовали в стратегически важной Маньчжурской операции. Преодолев безводные степи Внутренней Монголии и приграничный укрепленный район, войска фронта во взаимодействии с Монгольской народно-революционной армией разгромили противостоявшие войска противника, преодолели хребет Большой Хинган и 19 августа вышли на рубеж Калган - Цицикар. После прекращения японской армией сопротивления войска фронта занимались разоружением и приемом капитулировавших войск противника. За участие в этих боях Сергей Константинович был награжден медалью «За Победу над милитаристской Японией».

После демобилизации из рядов Красной Армии Сергей Константинович переехал к матери в Кунгурский район, а в следующем 1946 г. женился. Его избранницей стала Маргарита Степановна Бердышева, с которой Сергей Константинович был знаком еще со студенческой скамьи. Как и муж, Маргарита Степановна прошла всю войну: служила зенитчицей на аэродромах европейской части страны. В 1947 г. супруги Белозеровы решают вместе учиться на географическом факультете Пермского (тогда Молотовского) педагогического института, который успешно оканчивают в 1951 г. (заочно) с получением специальности «Учитель географии».

Учебу в университете супруги Белозеровы совмещали с педагогической работой в школах Перми. Сергей Константинович с 1947 по 1952 г. работал преподавателем географии в Молотовской областной заочной средней школе взрослых. И это несмотря на отсутствие диплома о высшем образовании. Трудная послевоенная жизнь и тяжелый процесс восстановления народного хозяйства страны требовали грамотных и подготовленных специалистов. Места на школьных и студенческих скамьях заняли вчерашние армейские командиры и солдаты, а места преподавателей - их вчерашние товарищи, которые имели полную или неоконченную вузовскую подготовку.

Сергей Константинович с семьей, г. Пермь, лето 1954 г.

К этому периоду жизни относится знакомство Сергея Константиновича с Павлом Николаевичем Чепкасовым, который также окончил геофак пединститута в 1951 г. Удивительная схожесть судеб двух людей, испытавших ужасы войны и одинаково влюбленных в географию, сблизила их. Студенческая дружба переросла в дружбу, продлившуюся всю жизнь.

В 1952 г. Сергей Константинович перешел на работу учителем географии в среднюю образовательную 9-летнюю школу № 92 г. Перми, где с 1951 г., сразу после окончания института, трудился и П.Н. Чепкасов. По словам дочерей, Сергей Константинович и Павел Николаевич были вторыми отцами для своих учеников. Их уроки были яркими и запоминающимися, так как к каждому занятию учителя подходили творчески, своими руками изготовляли красочные наглядные пособия.

В сентябре 1961 г. С.К. Белозеров участвовал в конкурсе и был избран на должность ассистента кафедры экономической географии уже Пермского государственного университета. С 1965 по 1970 г. он работал в должности старшего преподавателя. Для студентов географического факультета Сергей Константинович читал курс «Экономическая география капиталистических стран», руководил курсовыми, дипломными работами, производственной и педагогической практиками.

Его научные интересы как ученого-исследователя касались, прежде всего, вопросов методики преподавания экономической географии, о чем свидетельствуют его научные публикации, написанные самостоятельно или в соавторстве с коллегами и опубликованные в журнале «Г еография в школе», кафедральных сборниках и Ученых записках ПГУ.

К сожалению, по состоянию здоровья в 1970 г. Сергей Константинович должен был оставить работу на кафедре, но не в Университете. С июля этого года и по апрель 1974 г. он работал в должности заведующего подготовительным отделением ПГУ. К своим обязанностям Сергей Константинович относился очень добросовестно. В ректорате выступал с предложениями по улучшению работы отделения, освещал его деятельность в газете «Пермский университет». В 1974 г. Сергей Константинович по состоянию здоровья выходит на пенсию. Всю оставшуюся жизнь он посвятил семье.

За свои боевые заслуги Сергей Константинович был награжден 6 медалями, в т.ч. «За боевые заслуги», «За Победу над милитаристской Японией», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др.

Скончался Сергей Константинович 24 декабря 1991 г. и похоронен в Перми.

А.С.Лучников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.