Научная статья на тему 'Вовлечение в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков'

Вовлечение в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5536
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ДОЛИ / НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ / ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ / ПУБЛИЧНЫЕ ТОРГИ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ / THE LACK OF LAND SHARES / UNUSED LAND / AGRICULTURAL LAND / ECONOMIC TURNOVER / TERMINATION OF RIGHTS TO LAND / PUBLIC AUCTION FOR THE SALE OF LAND / ECONOMIC INCENTIVES FOR LAND USE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышкина Ирина Александровна

В Тюменской области не используется 21% сельскохозяйственных угодий, значительная их часть находится в фонде перераспределения земель, приходится на невостребованные земельные доли граждан. Предложено три основных направления мероприятий, способствующих вовлечению в сельскохозяйственное производство невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков: формирование информационных ресурсов об использовании земель сельскохозяйственного назначения, перераспределение земель к более эффективным пользователям, собственникам и арендаторам и экономическое стимулирование использования земли. На основе анализа положений нормативно-правовых актов, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения, обобщены и дополнены организационно-экономические механизмы, обеспечивающие практическую реализацию данных процессов. Для своевременного выявления невостребованных земельных долей предложена организация мониторинга их оборота и использования, организация ведения дежурных карт земель, находящихся в общей долевой собственности. Предложен критерий включения административных районов в перечень муниципальных образований, в которых земельные участки могут предоставляться в безвозмездное пользование. Обоснована необходимость увеличения предельных нормативов площади земельных участков, используемых для ведения личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и более дифференцированного подхода к их установлению. Рассмотрены варианты возможных подходов к установлению предельных нормативов площади для ведения ЛПХ на основе кадастровой стоимости земельных участков и на основе фактических размеров земельных долей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Drawing the lack of land shares and unused land into economic turnover

There is 21 percent of unused agricultural land in the Tyumen Region. A large part of it belongs to the land redistribution fund and falls to the citizens' lack of land shares. Three main lines of measures promoting drawing the lack of land shares and unused land into economic turnover have been proposed: formation of information resources about the use of agricultural land, land redistribution to more effective users, land owners and tenant farmers and economic incentives for land use. Some supplements and generalizations of organizational and economical mechanisms providing practical implementation of these processes have been made on the basis of the analysis of laws and regulations provisions regulating agricultural land turnover. Monitoring of the lack of land shares turnover and use and management of keeping advanced compilation of land under a tenancy in common up to date have been suggested in order to find the lack of land shares on time. The criterion of administrative regions including in the list of municipalities where land can be used on a gratis basis has been suggested. The need for increasing the limits of standards for land plot areas used for private plot activities and the need for more nuanced approach to the standards fixing has been justified. Options of possible approaches to the fixing of the limits of standards for land plot areas used for private plot activities have been examined on the basis of cadastral values of land and on the basis of land shares actual dimensions.

Текст научной работы на тему «Вовлечение в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков»

УДК 332.7 И.А. Малышкина

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ

ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ И НЕИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

В Тюменской области не используется 21% сельскохозяйственных угодий, значительная их часть находится в фонде перераспределения земель, приходится на невостребованные земельные доли граждан. Предложено три основных направления мероприятий, способствующих вовлечению в сельскохозяйственное производство невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков: формирование информационных ресурсов об использовании земель сельскохозяйственного назначения, перераспределение земель в пользу более эффективных пользователей, собственников и арендаторов и экономическое стимулирование использования земли. На основе анализа положений нормативно-правовых актов, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения, обобщены и дополнены организационно-экономические механизмы, обеспечивающие практическую реализацию данных процессов. Для своевременного выявления невостребованных земельных долей предложена организация мониторинга их оборота и использования, организация ведения дежурных карт земель, находящихся в общей долевой собственности. Также предложен критерий включения административных районов в перечень муниципальных образований, в которых земельные участки могут предоставляться в безвозмездное пользование. Обоснована необходимость увеличения предельных нормативов площади земельных участков, используемых для ведения личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и более дифференцированного подхода к их установлению. Рассмотрены варианты возможных подходов к установлению предельных нормативов площади для ведения ЛПХ на основе кадастровой стоимости земельных участков и фактических размеров земельных долей.

Ключевые слова: невостребованные земельные доли, неиспользуемые земельные участки, земли сельскохозяйственного назначения, хозяйственный оборот, прекращение прав на землю, публичные торги по продаже земельных участков, экономическое стимулирование использование земли.

Введение

Реформирование экономики России привело к коренной трансформации системы сельскохозяйственного землепользования. С начала 90-х гг. начался процесс реформирования земельных отношений и переход от исключительно государственной формы собственности на землю к ее перераспределению.

В результате осуществления аграрной реформы в Тюменской области было приватизировано 2,4 млн га сельхозугодий. Земельные доли получили 152 тыс. собственников без установления на местности не только границ долей, но и земельных массивов, в составе которых они находятся.

В настоящее время значительные площади сельскохозяйственных угодий не используются по назначению, происходит их зарастание кустарником и мелколесьем.

По данным Управления Росреестра, в Тюменской области не используется около 21% сельскохозяйственных угодий. В их состав входят: невостребованные земельные доли, неиспользуемый фонд перераспределения земель, земли сельскохозяйственных организаций, которые юридически не ликвидированы, а фактически не осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, а также предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства, прекратившие существование в связи с банкротством, но по которым вопрос о прекращении прав на землю не решен. Значительные площади сельхозугодий в виде земельных долей числятся за

© Малышкина И.А., 2016

гражданами, не примкнувшими к какому-либо предприятию и не оформившими документы на участок, в основном они не обрабатываются [1].

Важным условием эффективного использования сельскохозяйственных угодий региона является вовлечение в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с институциональным подходом в экономических исследованиях при разработке мероприятий, способствующих повышению эффективности использования земли, нельзя ограничиваться анализом только экономических процессов, необходимо включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы, в частности - институт земельного права, регулирующий оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Объекты и методы исследования

Предметом исследования являются мероприятия, обеспечивающие вовлечение в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, а также правовые механизмы реализации данных процессов.

Объект исследования - сельскохозяйственные угодья юга Тюменской области.

В методологической основе исследования - диалектические методы: абстрактно-логический анализ и синтез.

Результаты исследований

Осуществление данных процессов вовлечения в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков основывается на реализации мероприятий по трем основным направлениям: формирование информационных ресурсов об использовании земель сельскохозяйственного назначения, перераспределение земель в пользу более эффективных пользователей, собственников и арендаторов и экономическое стимулирование использования земли.

В ходе исследования обобщены и дополнены основные мероприятия и механизмы реализации процессов вовлечения невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков в сельскохозяйственное производство (табл. 1).

Формирование информационных ресурсов об использовании земель сельскохозяйственного назначения.

Выявление неиспользуемых земельных участков происходит в результате осуществления функций государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.

Для их осуществления необходимы данные о правообладателях неиспользуемых земельных участков, которые зачастую отсутствуют в сведениях Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так как значительная часть земельных долей до сих пор не выделена в натуре.

Для осуществления процедуры признания земельного участка неиспользуемым требуется установление его границ и постановка на государственный кадастровый учет.

Для окончательного размежевания долевых земель необходима разработка проектов межевания земельных участков на всей территории каждого реорганизованного хозяйства, а также проведение комплексных кадастровых работ, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов земельных участков [2].

Отправная точка выявления невостребованных земельных долей - первоначальные списки граждан (собственников) земельных долей, в коллективно-долевую собственность которых передавались земельные участки, ранее закрепленные за сельскохозяйственными организациями.

Таблица 1

Направления и механизмы вовлечения в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей

и неиспользуемых земельных участков

Направление Мероприятие Механизм реализации

Формирование информационных ресурсов об использовании земель сельскохозяйственного назначения Выявление неиспользуемых земель Государственный земельный надзор. Муниципальный земельный контроль

Выявление невостребованных земельных долей Инвентаризация списков дольщиков. Мониторинг оборота земельных долей

Постановка на государственный кадастровый учет всех земельных участков, находящихся в общей долевой собственности Землеустроительные работы. Комплексные кадастровые работы

Организация ведения дежурных карт земель, находящихся в общей долевой собственности Межведомственное взаимодействие для обмена информацией о землях сельскохозяйственного назначения

Формирование региональных реестров неиспользуемых земель с указанием их качества и иных характеристик Публикация реестров на официальных сайтах администраций субъектов РФ и сайтах муниципальных районов

Перераспределение земель в пользу более эффективных пользователей, собственников и арендаторов Прекращение прав на землю Принудительное изъятие неиспользуемых более 3 лет земельных участков В судебном порядке

Признание права собственности муниципальных образований на невостребованные земельные доли

Добровольный отказ от прав собственности на земельную долю или земельный участок В упрощенном порядке

Предоставление прав на землю Продажа принудительно изымаемых земельных участков Публичные торги по продаже земельного участка

Продажа муниципальных земельных долей Льготные условия предоставления для организаций и К(Ф)Х, использующих земельный участок, находящийся в долевой собственности

Продажа либо сдача в аренду земельных участков, выделенных в счет муниципальных земельных долей

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (из фонда перераспределения земель) в собственность или аренду На общих основаниях - через публичные торги (аукционы)

При отсутствии заявителей на приобретение участков в собственность или аренду - предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (из фонда перераспределения земель) в безвозмездное пользование Разработка регламентов оказания государственных и муниципальных услуг «Предоставление в безвозмездное пользование земельных участков для сельскохозяйственного использования, ведения К(Ф)Х и ЛПХ»

Создание условий для увеличения площади участков, используемых для ведения ЛПХ Изменение земельного законодательства

Привлечение инвесторов Формирование инвестиционных площадок

Экономическое стимулирование использования земли Возмещение затрат на проведение землеустроительных и кадастровых работ для оформления прав на земельные участки для К(Ф)Х и сельскохозяйственных организаций Разработка комплексных целевых программ государственной поддержки сельскохозяйственного производства

Субсидирование введения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий

Стимулирование интеграции сельскохозяйственных предприятий для сохранения в хозяйственном обороте земель и иного имущества, ранее используемых хозяйствами, в отношении которых ведется процедура банкротства

Развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции

Земельные доли за период, прошедший с выдачи свидетельств по настоящее время, могли отчуждаться. Поэтому первоначальные списки дольщиков устарели, их необходимо инвентаризировать и методом исключения выявить земельные доли, не участвующие в обороте более трех лет, а также «вымороченные» земельные доли. Особую сложность вызывает тот факт, что большая часть сделок с земельными долями - это их аренда, законодательно запрещенная с 2003 г. Соответственно сведения о таких сделках не содержатся в официальных государственных информационных ресурсах. В данном случае необходимо запрашивать сведения у непосредственных пользователей земли - сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, что значительно увеличивает затраты времени и ресурсы на инвентаризационные работы. Такие инвентаризационные данные очень быстро теряют актуальность, работы по выявлению невостребованных долей должны проводиться с периодичностью раз в три года.

Для своевременного выявления невостребованных земельных долей, предоставления актуальных списков дольщиков всем заинтересованным лицам, а также во избежание затрат на проведение вторичных инвентаризаций предлагается организовать ведение мониторинга оборота земельных долей и дежурных карт земель, находящихся в общей долевой собственности на уровне муниципальных образований [3].

Только имея актуальную информационную базу об использовании земель сельскохозяйственного назначения можно оперативно выявлять неиспользуемые земельные участки и невостребованные земельные доли.

Значительные площади неиспользуемых сельскохозяйственных угодий находятся в государственной и муниципальной собственности в составе фондов перераспределения земель. Для вовлечения их в хозяйственный оборот необходимо формирование региональных реестров неиспользуемых земель с указанием их качества и иных характеристик, публикация реестров на официальных сайтах администраций субъектов РФ и сайтах муниципальных районов.

Процесс перераспределения земель в пользу более эффективных пользователей, собственников и арендаторов включает два аспекта: прекращение прав на землю неэффективных собственников и предоставление прав на землю новым собственникам, пользователям или арендаторам.

Прекращение прав на землю неэффективных собственников.

Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Об обороте)» предусмотрена процедура принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Земельный участок принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд земельный участок не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. На этом основании орган исполнительной власти субъекта РФ вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и его продаже с публичных торгов.

Федеральным законом «Об обороте» также предусмотрена процедура признания права собственности муниципального образования на невостребованные земельные доли в судебном порядке. Невостребованной может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал ее в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд, а также доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники (вымороченные доли).

Кроме того, сам собственник земельной доли может отказаться от прав на нее. Отказ осуществляется путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у сельского поселения по месту расположения зе-

мельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ [4]. В таком же порядке может быть осуществлен отказ от права на земельный участок [5].

Предоставление прав на землю.

В случае принудительного изъятия земельного участка орган исполнительной власти субъекта РФ проводит публичные торги по его продаже, при необходимости обеспечивает проведение кадастровых работ. Если торги признаны несостоявшимися, такой участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов [4].

В Федеральном законе «Об обороте» также изложен правовой механизм вовлечения в сельскохозяйственное производство невостребованных земельных долей, на которые было признано право муниципальной собственности. При анализе положений данного закона, а также отдельных статей Земельного кодекса РФ выявлено, по меньшей мере, пять вариантов, которые могут возникнуть при вовлечении в оборот поступивших в собственность муниципального образования земельных долей (рисунок).

ПуЙПКЕЗЦКЯ Об^ЛЕЛ-аКИ Б СЫН О БОаСОЖКОСТК ПЬГ-ОТЫОГО ПрКОбраТ-аККЯ: jil [31ЬНЫЛ ДШМ_ П&ПуГШБШКЯ. В 1 Е-Кую Г:У>ГТ Е-Э-1К[>ГТ Ь-

ПоДЕИТСЯ П-ЭЕ>Та(Т-=ЛБ.

Е аркакт 1. Продажа

ЧТ.1--1Л -ТП-Д1Г F-.WW 5s5ü[-=¡IIE>:-M£ ДОЛИ 131ЬС ЕОЯ.О аЯВСТВаННОН

нсп-шть^ую щан МйКЛЬКЫН уЧаГТОЕ.

Е ДСТГКЕ СТГ: ■Ю&ТГВаННОСТН

ПОЕТЛЯКПЬ на ТОЯБКЛСЯ

ЕЕщелекна вакпьвсгс учагтЕ-э в-гчет i пг>:кцо:ап ь>: E-CL заь сальных д г л-э:. постановка за дарственный

ЕЗДа17рОБЕ£К >"ЧаТ

Публикация -о&ЕЛЕлання б С'1'.Ш о бодеожн&гтк: льготного прно&ратання (fes терто в) запальных. участЕов. находящихся в 1[уннцнпальнон собстнвнсга

Е устано ьланн е-о: еров льготного при-обретания ПОЯВИЛСЯ ПОE]r7I-dT-=JIЕ- ИЛИ ■арендатор -caí ьс еохо ¿яйст ванная ■ofir.dK>: ¿ацкк. кпш ь зугю щая эакльнын участок, нжхюдя щнвея в. д-нлаьогс собст Бенкости

Вариант 2. Вариант 3.

Продажа Передача в

эакльвого аренду

учвстЕй по ясельного

льготный участка на

уЭГОЬКЯЫ льготных

уОТОБНЯХ

Е Ji 1ЧИЖТЖМП еров повупаталь клк арендатор не появился

Постушнве sa с^гт ь>: ых уча:тгЕОБ в ■фонд пераразгрэдапанкя ганель

Поя е иг ¡:: ь iqt¿. ¿акнтаресоЕ-анкЕла в повут^Еа кто: аренда запального уч^ства hs фонда перераспределения

Вариант 4. Продажа земельного УЧ-ktelb на общих Варнака Аренда запального на -общих

Ваги подано два и более заявления — ■■tapas проБэданна торгов («уецвсвон).

Порядок вовлечения в хозяйственный оборот муниципальных земельных долей

Для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств предусмотрены льготные условия на приобретение муниципальных земельных долей и земельных участков, выделенных в счет таких долей. При этом цена земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.

Если в орган местного самоуправления в течение трех месяцев никто не обратился с заявлением о льготном приобретении, данный участок поступает в фонд перераспределения земель.

Земельные участки поступают в этот фонд в случае приобретения субъектом РФ или муниципальным образованием права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд) [5].

Продажа и сдача в аренду земельных участков из фонда перераспределения осуществляется на общих основаниях - через проведение торгов (аукционов), если подано только одно заявление об участии в торгах - они не проводятся, договор купли-продажи (аренды) заключается с единственным заявителем.

В настоящее время также предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в безвозмездное (бесплатное) пользование: гражданам для ведения личного подсобного хозяйства(ЛПХ) или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством (К(Ф)Х) его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта РФ, на срок до 6 лет [5].

Для реализации данного положения на уровне субъектов РФ необходимо определить перечень муниципальных образований, в которых можно предоставлять земельные участки в безвозмездное пользование.

По нашему мнению, в перечень таких муниципальных образований должны быть включены административные районы, в которых имеются неиспользуемые земельные участки в фонде перераспределения земель и более одного года отсутствуют заявители на приобретение прав.

Также необходима разработка регламентов оказания государственных и муниципальных услуг «Предоставление в безвозмездное пользование земельных участков для сельскохозяйственного использования, ведения К(Ф)Х и ЛПХ».

Регламентом является нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) при оказании физическим и юридическим лицам государственных или муниципальных услуг. Они должны составляться в максимально доступной для получателей услуг форме и содержать информацию: о лицах, имеющих право на получение услуги, о перечне необходимых документов, образцы оформления документов и т.д.

В условиях низкого спроса на землю либо его полного отсутствия важное экономическое значение имеет ограничение максимальной площади земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на различных видах права у одного гражданина и (или) юридического лица.

Так, в целях отделения ЛПХ как формы непредпринимательской деятельности от К(Ф)Х, существует ограничение общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ. Это ограничение обусловлено тем, что, в отличие от фермерского хозяйства, ЛПХ ведется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи в продовольствии, товарный характер имеет лишь часть продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление.

На федеральном уровне установлена предельная площадь ЛПХ - 0,5 га. Максимальный размер может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в 5 раз [6]. В Тюменской области установлен их предельный размер - 2,5 га [7].

Вызывает сомнение целесообразность такого разграничения на основе предельной площади земель, поскольку существует значительная разница в доходности земель в зависимости от вида угодий и их качества, например, дохода, получаемого с 2,5 га наиболее высокопродуктивной пашни и низкопродуктивных заболоченных пастбищ аналогичной площади.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях значительной доли неиспользуемых земель в регионе [8] предлагается предоставить возможность использовать ЛПХ на законных основаниях большую площадь, для чего необходимо разработать более дифференцированные предельные нормативы.

Рассмотрим один из возможных вариантов разработки нормативов предельных площадей земельных участков на основе их кадастровой стоимости, это актуально с учетом того, что средние удельные показатели кадастровой стоимости (УПКС) одного гектара сельскохозяйственных угодийпо муниципальным образованиям Тюменской области различаются в 23 раза. С учетом средних значений УПКС участок максимально допустимого размера для ведения ЛПХ в Заводоуковском районе будет стоить 74750 руб., тогда как в Вагайском районе стоимость участка такой же площади - 3250 руб.

Если принять в качестве расчетной максимальную кадастровую стоимость земельного участка (74750 руб.) с предельной площадью 2,5 га, можно рассчитать предельные нормативы площади для всех муниципальных районов (табл. 2).

Таблица 2

Расчет предельных нормативов площади земельных участков, используемых для ведения ЛПХ на основе средних значений удельных показателей кадастровой

стоимости земель (УПКС)

№ п/п Наименование муниципального района Средние значения УПКС, руб./га Предельные нормативы площади земель, используемых для ведения ЛПХ, га

1 Абатский 10800 6,9

2 Армизонский 8300 9,0

3 Аромашевский 17000 4,4

4 Бердюжский 11400 6,6

5 Вагайский 1300 57,5

6 Викуловский 9700 7,7

7 Голышмановский 21800 3,4

8 Заводоуковский 29900 2,5

9 Исетский 23700 3,2

10 Ишимский 21700 3,4

11 Казанский 18300 4,1

12 Нижнетавдинский 6100 12,3

13 Омутинский 18700 4,0

14 Сладковский 7000 10,7

15 Сорокинский 12200 6,1

16 Тобольский 3300 22,7

17 Тюменский 15400 4,9

18 Уватский 2500 29,9

19 Упоровский 18100 4,1

20 Юргинский 17600 4,2

21 Ялуторовский 12200 6,1

22 Ярковский 4500 16,6

Среднее по области 14500 5,2

Возможен и другой подход. Полученные в результате приватизации земель сельскохозяйственного назначения земельные доли могут быть выделены (в том числе) для ведения ЛПХ. Размеры земельных долей по муниципальным районам юга Тюменской области существенно различаются: наибольшая площадь земельной доли - 27,5 га сельхозугодий зафиксирована в Сладковском районе, наименьшая - 5,7 га в Тюменском. В любом случае размер выделяемого в счет земельной доли участка будет существенно превышать максимально установленный предел для ЛПХ в 2,5 га.

При этом произвести раздел выделенного земельного участка для отчуждения его части также не представляется возможным, поскольку законом Тюменской области № 170 от 03.11.2003 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования» установлено: «Минимальный размер образуемого нового земельного участка, выделяемого из участка, находящегося в общей долевой собственности, устанавливается равным размеру земельной доли, в счет которой выделяется данный земельный участок». Из чего следует, что нельзя образовать участок, площадью меньше одной земельной доли.

В данных условиях считаем целесообразным установить предельный размер общей площади земельных участков для ведения ЛПХ, равный размеру земельной доли.

Возможность, предоставленная гражданам, использовать на законных основаниях для ведения ЛПХ площади сельхозугодий, превышающие 2,5 га, позволит существенно снизить долю неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Кроме того, необходимо создание условий для развития ЛПХ и дальнейшего преобразования наиболее успешных из них в крестьянские хозяйства: «Именно в сельском населении самим образом жизни заложен огромный потенциал к труду, о чем свидетельствует значительная доля продукции, поступающей на продовольственный рынок от личных подсобных хозяйств. В работающем человеке, желающем реализовать произведенную продукцию, формируется предпринимательский ресурс (творческий ресурс, ресурс развития экономики)» [9].

Стимулом для переоформления ЛПХ в К(Ф)Х должны стать меры государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств [10], не предусмотренные для ЛПХ.

При наличии в муниципальном образовании значительных площадей неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и отсутствии желающих выкупить их, приобрести в аренду или безвозмездное пользование из числа местных жителей и предпринимателей, необходимо привлечение инвесторов. Для этих целей могут формироваться инвестиционные площадки, в том числе путем камасации и консолидации участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей [11].

Экономическое стимулирование использования земли.

Важнейшей мотивацией к использованию земли являются меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства в форме предоставления субсидий. В части вовлечения земель в хозяйственный оборот меры поддержки могут быть направлены:

- на возмещение затрат на проведение землеустроительных и кадастровых работ для оформления прав на земельные участки для К(Ф)Х и сельскохозяйственных организаций;

- субсидирование введения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, в том числе возмещение затрат на проведение культур-технических работ;

- стимулирование интеграции сельскохозяйственных предприятий для сохранения в хозяйственном обороте земель и иного имущества, ранее используемых хозяйствами, в отношении которых ведется процедура банкротства, путем компенсации части затрат на выкуп имущества и обработку земель.

Важнейшим условием использования сельскохозяйственных угодий является наличие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции, которая включает: заготовку, транспортировку, переработку, хранение, продажу и информационное обеспечение.

Перерабатывающие предприятия по территории области размещены крайне неравномерно. Большая часть всех имеющихся мощностей расположена в областном административном центре (г. Тюмень) и административных центрах районов, по которым проходит железная дорога (Ялутровск, Заводоуковск, Ишим и Тобольск).

С учетом размещения земельных ресурсов как источников сырья необходимо создание потребительских, заготовительных и снабженческо-сбытовых кооперативов, увеличение количества заготовительных пунктов приема продукции у хозяйств населения, предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, создание предприятий, объединяющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, оптовой и розничной торговли, развитие биржевых систем в сети Интернет [12], субсидирование ремонта и строительства автомобильных дорог, соединяющих отдаленные сельские поселения с районными центрами и т.д.

Заключение

Комплексное осуществление всех рассмотренных выше мероприятий позволит:

- сформировать полную и достоверную базу данных о количественном, качественном и правовом состоянии земель сельскохозяйственного назначения;

- сформировать более устойчивые сельскохозяйственные землепользования;

- обеспечить привлечение инвестиций, использование залога земель и других экономических механизмов регулирования землепользования;

- увеличить ежегодные денежные поступления в местные бюджеты.

В условиях дисбаланса основных факторов производства: наличия значительных площадей сельскохозяйственных угодий и недостатка капитала [13], необходимо более взвешенно подходить к распределению средств господдержки сельскохозяйственного производства. Максимальное использование всех имеющихся сельскохозяйственных угодий не должно быть самоцелью. Главной целью должно стать максимально эффективное использование земель - повышение выхода производства продукции при снижении себестоимости. На основе анализа пространственно-технологических условий неиспользуемых земельных участков, а также с учетом агропроизводственных групп почв может быть определена степень их пригодности для сельскохозяйственного производства. Малопригодные для сельского хозяйства угодья, по этой причине длительное время неиспользуемые, целесообразно переводить в земли запаса.

Список литературы

1. Доклад о состоянии и использовании земель в Тюменской области в 2013 г. / Управление Росреестра по Тюменской области. - Тюмень, 2014. - 118 с.

2. О государственном кадастре недвижимости : федер. закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Рогатнев, Ю.М. Транзакционные издержки сельскохозяйственного землепользования в условиях общей долевой собственности на землю / Ю.М. Рогатнев, И.А. Малышкина // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2013. - № 6. - С. 41-47 ; № 7. - С. 16-21.

4. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения : федер. закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Земельный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 25.10.2001 (ред. от 08.03.2015) № 136-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. О личном подсобном хозяйстве: федеральный закон от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

7. О предельных нормативах предоставления земельных участков : закон Тюменской области от 07.04.2003 г. № 131 [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

8. Малышкина, И.А. Проблема вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий (на примере Тюменской области) / И.А. Малышкина, С.А. Пахомчик // Молодой ученый. - 2015. -№ 6-5 (86). - С. 88-93.

9. Гриценко, Г.М. Институциональная среда развития регионального АПК : теоретический аспект / Г.М. Гриценко, А.Н. Лукьянов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-4. - С. 794-798.

10. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства : Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 г. № 1605 [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

11. Денисова, Н.С. Формирование землепользований и условий инвестиционной привлекательности на землях сельскохозяйственного назначения в муниципальном районе (на примере муниципальных районов Пермского края) : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Денисова Надежда Сергеевна. - М., 2011. - 24 с.

12. Стукач, В.Ф. Формирование институтов регионального агропродовольственного рынка / В.Ф. Стукач // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 2. - С. 138-142.

13. Рогатнев, Ю.М. Управление развитием сельскохозяйственного производства посредством целенаправленной организации использования земли / Ю.М. Рогатнев, О.Н. Долматова // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2012. - № 10 (94). - С. 24-30.

Малышкина Ирина Александровна, старший преподаватель, Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел. (3452) 46-37-88, e-mail: malishkina@list.ru.

SUMMARY

I.A. Malyshkina

Drawing the lack of land shares and unused land into economic turnover

There is 21 percent of unused agricultural land in the Tyumen Region. A large part of it belongs to the land redistribution fund and falls to the citizens' lack of land shares. Three main lines of measures promoting drawing the lack of land shares and unused land into economic turnover have been proposed: formation of information resources about the use of agricultural land, land redistribution to more effective users, land owners and tenant farmers and economic incentives for land use. Some supplements and generalizations of organizational and economical mechanisms providing practical implementation of these processes have been made on the basis of the analysis of laws and regulations provisions regulating agricultural land turnover. Monitoring of the lack of land shares turnover and use and management of keeping advanced compilation of land under a tenancy in common up to date have been suggested in order to find the lack of land shares on time. The criterion of administrative regions including in the list of municipalities where land can be used on a gratis basis has been suggested. The need for increasing the limits of standards for land plot areas used for private plot activities and the need for more nuanced approach to the standards fixing has been justified. Options of possible approaches to the fixing of the limits of standards for land plot areas used for private plot activities have been examined on the basis of cadastral values of land and on the basis of land shares actual dimensions.

Keywords: the lack of land shares, unused land, agricultural land, economic turnover, termination of rights to land, public auction for the sale of land, economic incentives for land use.

Malyshkina Irina Aleksandrovna, Senior Lecturer, Tyumen State University of Oil and Gas, ph. (3452) 46-37-88, e-mail: malishkina@list.ru.

УДК 377.36:63(571.13)(09) Д.В. Кузнецов

П.А. СТОЛЫПИН И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОМСКЕ

В статье рассматривается ключевая роль П.А. Столыпина в деле создания первого сельскохозяйственного учебного заведения в г. Омске. Это решение было принято Столыпиным после неоднократных обращений представителей местной власти и общественности. П.А. Столыпин и А.В. Кривошеин отнеслись к ходатайству города с большим пониманием и сочувствием и обещали рассмотреть вопрос. Однако при детальном его изучении выяснилось, что открытие института сопряжено с крупными затратами казны и потому на осуществление начинания нельзя рассчитывать в ближайшее время. Вместе с тем, председателем Совета министров было позднее указано на возможность осуществления в ближайшем времени учреждения в Омске ветеринарного института «как более соответствующего хозяйственной структуре Степного края и требующего меньших финансовых затрат». Объясняя открытие такого института необходимостью налаживания агропомощи населению, министры считали, что ее размах и интенсивность определялись наличием специалистов, обладавших сельскохозяйственными знаниями. Поэтому министры считали насущной и неотложной задачей Ведомства Земледелия

© Кузнецов Д.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.