Научная статья на тему 'Вовлечение несовершеннолетних в совершение административных правонарушений: проблемы выявления и возможные пути решения'

Вовлечение несовершеннолетних в совершение административных правонарушений: проблемы выявления и возможные пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4379
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINORS / ВЗРОСЛЫЕ ЛИЦА / ADULTS / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / PREVENTION / ВОВЛЕЧЕНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / PROGRAM-TARGETED REGULATION / WARNING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорофеева Ж.П., Карагодин А.В.

В статье рассматриваются проблемные вопросы, касающиеся выявления фактов вовлечения несовершеннолетних лиц в совершение административных правонарушений взрослыми лицами. Авторами предлагаются возможные пути решения проблем в части предупреждения данных деликтов, а также совершенствование указанных вопросов на законодательном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дорофеева Ж.П., Карагодин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Involvement of minors in administrative offences: problems of identification and possible solutions

The article discusses problematic issues concerning the identification of the facts of involving minors in the commission of administrative offenses by adults. The author suggests possible solutions in terms of the prevention of such delicts, as well as improvement of these issues at the legislative level.

Текст научной работы на тему «Вовлечение несовершеннолетних в совершение административных правонарушений: проблемы выявления и возможные пути решения»

Юридические науки

УДК 351.741

ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

Ж.П. Дорофеева, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (Белгород, Россия), Е™Н: Zhanna.dorofeeva.77@mail.ru А.В. Карагодин, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (Белгород, Россия).

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы, касающиеся выявления фактов вовлечения несовершеннолетних лиц в совершение административных правонарушений взрослыми лицами. Авторами предлагаются возможные пути решения проблем в части предупреждения данных деликтов, а также совершенствование указанных вопросов на законодательном уровне.

Ключевые слова: несовершеннолетние, взрослые лица, предупреждение, вовлечение, программно-целевое регулирование.

В современный период набирает обороты вопрос воспитания несовершеннолетних, который звучит как на общественном, так и на государственном уровнях. Подростки нуждаются в проявлении большего внимания к своей личности в связи с неустойчивостью психики, изрядной раздражительности, желанием добиться большой самостоятельности. И замечать любые изменения поведения подростка, в первую очередь, должны, несомненно, его родители. Напрашивается вопрос, почему необходимо это делать? А ответ прост - ведь именно в подростковом возрасте ребенок поддается сильному влиянию взрослых, своих старших товарищей и просто знакомых. И хорошо, если старшие показывают положительный пример, а если наоборот? Данный факт носит большую общественную опасность, ведь неизвестно, что можно ожидать от подроста, когда он попадает в "плохую" компанию, либо совершает правонарушение, либо, еще хуже, преступление. А ведь между административным правонарушением и преступлением грань очень тонка, что, в свою очередь, и вызывает особую тревожность.

Наша тема посвящена такому вопросу, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ, так как именно в состоянии опьянения подросток чувствует себя более взрослым, самостоятельным, ему чужды такие понятия, как страх или боязнь чего-либо и кого-либо.

Ответственность за указанное выше правонарушение предусмотрена ст. 6.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). И сразу же обратим внимание на то, что само понятие «вовлечение» отсутствует в диспозиции указанной статьи. Таким образом, вовлечение несовершеннолетнего в совершение административных правонарушений можно определить как давление на несовершеннолетнего, сопровождающееся активным действием, имеющим целью воздействовать на последнего со стороны взрослого лица, достигшим возраста совершеннолетия и направленное на возбуждение желания у подростка совершать противоправные деяния, административные правонарушения. Так же в данной статье отсутствуют способы вовлечения, на что, думается, также стоит обратить внимание законодателю, чтобы не возникало вопросов при квалификации правонарушения. Вопрос

совершенствования нормативно-правовой базы в части предупреждения вовлечения несовершеннолетнего в совершение административных правонарушений актуален в настоящее время и требует тщательного изучения для определения путей решения данной проблемы, как на законодательном уровне, так и в части правоприменения.

Несовершеннолетних можно отнести к одному из незащищенных слоев населения, впитывающих очень быстро все негативные преобразования внешней среды (экономической, социальной, духовной, политической). В виду этого остро стоит вопрос о необходимости законодательного закрепления и защиты их прав на максимально высоком уровне. И такая защита должна быть ориентирована не только на защиту от посягательств на права несовершеннолетних, но и от прямых действий совершеннолетних лиц - членов общества, которые, в свою очередь, направлены на вовлечение детей в совершение правонарушений. В результате изучения правонарушений несовершеннолетних выяснилось, что чаще всего подростки совершают противоправные деяния под непосредственным влиянием сверстников [15].

Так, Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. [2], обязывает обеспечить каждого ребенка специальной защитой со стороны закона. Помимо этого, ребенок должен обеспечиваться возможностями и благоприятными условиями, позволяющими ему всесторонне развиваться. Что же касается Конституции Российской Федерации, то она четко определяет, что одним из первоочередных направлений государственной деятельности является защита прав и законных интересов несовершеннолетних [1].

Хотелось бы подчеркнуть, что подростков нередко привлекают, притягивают и вызывают интерес не внутренние, а внешние проявления личности. Но, к сожалению, подростки зачастую не видят за этими проявлениями действительные побуждения. Что и является причиной возникновения «псевдоувлечения». Таким образом, отрицательное влияние взрослых, побуждающее на совершение правонарушений, вдвойне опасно, так как оно крайне неблагоприятно влияет на развитие личности подростка и формирование его психики.

Ежегодно выявляется небольшое количество взрослых лиц, вовлекающих подростков в совершение правонарушений. Отметим, что вовлечение несовершеннолетних в совершение административных правонарушений имеет, к сожалению, высокий уровень латентности и достигает 70-80% от общего количества совершенных правонарушений [19]. Реальные цифры выясняются в ходе опроса воспитанников колоний, когда несовершеннолетний уже отбывает наказание за совершение преступления. Со слов большинства подростков, их деятельность началась с совершения проступков, а потом уже было сложно остановиться. Причем, хотелось бы отметить, что 93% несовершеннолетних начало своей «кривой дорожки» связывают с влиянием ранее судимых взрослых лиц [19].

На основе анализа официальных сведений, количество правонарушений, которые совершаются подростками до 18 лет, ежегодно уменьшается. Но средства массовой информации различных регионов и муниципальных образований Российской Федерации все чаще и чаще освещают противозаконную деятельность молодежи.

Правонарушения, предусмотренные статьей 6.10 КоАП РФ, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч.1 ст. 23.2 КоАП РФ). По данному составу административные дела возбуждаются крайне редко. Чаще административные дела возбуждаются по ст. 5.35 КоАП РФ - неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; ст. 7.27 - мелкое хищение; ст. 20.1 КоАП

РФ - мелкое хулиганство; ст. 20.22 КоАП РФ - появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Все это говорит нам о необходимости совершенствования криминологических и административно-правовых мер борьбы, связанных с вовлечением несовершеннолетних лиц в совершение правонарушений, анализа вопросов, которые спорные и их квалификации, выявления и устранения причин и условий совершения этих правонарушений.

Прежде всего, для понятийного аппарата административного права небезынтересным остается само понятие «вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения», так как в современный период законодательно не закреплен данный аспект, что непосредственно включается в его содержание.

Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение правонарушений понимаются действия, которые направлены на возникновение у него желания участвовать в совершении правонарушения, которые могут быть сопровождаться как физическим, так и психическим воздействием (в том числе уговоры, угрозы, запугивание, обман, возбуждение чувства мести, зависти и т.п.). А в связи с тем, что конкретное и точное определение рассмотренного выше понятия отсутствует, то, данный факт можно определить как пробельность в законодательстве. Но чтобы дать определение, необходимо учесть такие моменты, которые бы и решили или, по крайней мере, хотя бы минимизировали проблемы, с которыми сталкивается правоприменитель. Таким образом, полагаем, что в определении необходимо охарактеризовать лицо, которое вовлекает несовершеннолетнего в совершение правонарушения, которым может являться только совершеннолетнее лицо.

Привлечению к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ подлежит лицо, достигшее совершеннолетнего возраста. Несовершеннолетнее лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушений, которые предусмотрены частями первой и второй статьи 6.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [6].

Также для привлечения лица к административной ответственности необходимо, чтобы такое лицо находилось в состоянии вменяемости, в противном случае, будет отсутствовать состав правонарушения.

Так, все действия, применяемые совершеннолетним лицом в отношении несовершеннолетнего и направленные на возникновение у него желания, готовности, намерения участвовать в совершении правонарушения, имеют основой умысел. Поэтому считаем целесообразным эту особенность также включить в понятие «вовлечение несовершеннолетнего». Помимо этого, считаем необходимым установить возраст, с которого ребенка можно «вовлечь» в совершение административного правонарушения. Так, например, ребенку, которому один год, а может быть и меньше, в теории просто нельзя будет «вовлечь», учитывая его возраст и умственное (психическое) развитие. Здесь целесообразнее было бы применить термин «использование ребенка». Так, по общераспространенному мнению психологов «вовлечь» ребенка во что-то можно только в том случае, если у последнего уже сформированы социальные ценности и нормы, нравственные устои. Другими словами, как только его внутреннее «я» начинает

показывать, отражать, передавать процессы, происходящие во «вне» и он начинает абстрактно мыслить. Данный период наступает у среднестатистического ребенка в 4 года, при этом необходимо учитывать то, что ребенок должен родиться здоровым без различных патологий.

Соответственно, вовлечь ребенка в совершение правонарушения представляется возможным, начиная именно с 4 лет. И это, на наш взгляд, целесообразно отразить в определении самого понятия «вовлечение несовершеннолетнего».

Согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, представляет собой одну из форм вовлечения в антиобщественную деятельность.

Отметим, что для состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.10 КоАП РФ характерно однократное совершение действий, которые, в свою очередь, направлены на вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ. И здесь необходимо подчеркнуть, что систематическое вовлечение несовершеннолетнего в употребление или распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную статьей 151 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Целью же норм статьи 6.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации является обеспечение реализации административными мерами изначально положений Конвенции о правах ребенка [3], Конституции Российской Федерации [1], норм Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [4], Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», которые направлены на защиту прав ребенка, его здоровья и интересов несовершеннолетних детей.

Объектами правонарушения при анализе ст. 6.10 КоАП РФ выступают здоровье несовершеннолетних, их нравственное воспитание и общественный порядок.

Предметом данного правонарушения являются этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также пиво и напитки, которые изготавливаются на его основе, а также новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества.

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» спиртосодержащую продукцию определяет как пищевую или непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

К алкогольной продукции относит спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха, при этом содержание этилового спирта должно быть более 0,5 процента объема готовой продукции.

Что же касается новых потенциально опасных психоактивных веществ, то Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [7], говорит нам о том, что это вещества синтетического или естественного

происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен.

В Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.

За такое действие, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление одурманивающих веществ, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации также предусматривает административную ответственность (ст. 6.10 КоАП РФ).

Необходимо также разграничивать вовлечение в употребление одурманивающих веществ и вовлечение в употребление наркотических средств, так как последнее является деянием, уголовно наказуемым.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в противоправных действиях, которые выражены в вовлечении несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, включая также и совместное распитие с несовершеннолетними спиртных напитков или употреблении одурманивающих веществ.

Вовлекать - означает привлекать, втягивать, затягивать, завлекать, «втравливать» во что-либо.

Отсюда под вовлечением следует понимать действия, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего желания участвовать в совершении правонарушения.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественной деятельности (совершение административных правонарушений) может совершаться различными способами, к основным из которых можно отнести:

Обещание - это обязательство виновного в части предоставления подростку какого-либо блага в будущем (оказание помощи в трудоустройстве или устройстве на учебу).

Обман - это умышленное введение лица в заблуждение различными путями (например, передача информации, которая не соответствует действительности или же наоборот, умолчание о различных фактах). Целью обмана является прямое склонение подростка к совершению административного правонарушений (и даже преступления).

Угроза - это запугивание потерпевшего причинением ему какого-либо вреда (например, уничтожение или повреждение имущества, разглашение сведений, которые составляют личную тайну вовлекаемого). Реальную угрозу необходимо оценивать с учетом всевозможных условий: как потерпевший воспринимает угрозу (субъективный фактор), и все другие обстоятельства, которые характеризуют желание виновного (объективный фактор): личность виновного, его предшествующее поведение, способ выражения угрозы, место выражения угрозы, явное превосходство в силах в пользу виновного, характер предыдущих взаимоотношений виновного и потерпевшего (например, систематическое преследование потерпевшего), характеристика личности виновного в целом, наличие у него судимости и

т. д. Угроза может выражаться и в устной (напрямую, по телефону, жестами) и в письменной форме (письмом, факсом, электронной почте и т.п.) [5].

Рассмотренные нами выше действия должны носить разовый характер в виду того, что вовлечение несовершеннолетних 2 и более раз уже определяется, как система, а значит и квалифицироваться будет, как преступление (ст. 151 УК РФ).

Продолжая анализировать комментируемую статью, можно сказать, что действия виновного совершеннолетнего лица попадают под квалификацию ст. 6.10 КоАП РФ вне зависимости от того, в каком количестве несовершеннолетнему предложены спиртные напитки или одурманивающие вещества, в каком количестве им они употреблены и какое воздействие, вне зависимости от тяжести, они на него оказали [24].

Административное правонарушение можно считается оконченным с момента согласия несовершеннолетнего употребить алкогольную (спиртосодержащую) продукцию или одурманивающие вещества.

Субъектом данного правонарушения выступают совершеннолетние лица и родители (законные представители несовершеннолетних), а также лица, на которых законом возложены обязанности по содержанию, обучению и воспитанию детей.

Что же касается субъективной стороны рассматриваемого правонарушения, то она выражается в форме прямого умысла. При этом возраст несовершеннолетнего должен быть очевиден или заведомо известен правонарушителю.

На квалификацию административного правонарушения не влияют ни корысть, ни какой-либо интерес, ни зависть, ни стремление «подняться» в глазах несовершеннолетних.

В общей сложности при изучении состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации необходимо учитывать, что правонарушения по данной статье, несомненно, совершаются, но почему-то административная практика идет по другому пути. Возникает вопрос - в чем складывается главная проблема непривлечения по этой статье.

Одним из важнейших условий успешной работы по предотвращению вовлечения несовершеннолетнего в потребление спиртных напитков является чуткий, тонкий психолого-педагогический подход к каждому несовершеннолетнего, стремление помочь ему преодолеть влияние лиц, вовлекающих несовершеннолетнего. Необходимо всегда помнить, что каждый ребенок - индивидуален и неповторим и что органы профилактики детской преступности должны помочь ему вырасти достойным человеком, и делать для этого все от них зависящее.

Помимо этого, считаем целесообразно обратить внимание на практику Иркутской области, где в период 2011-2013 гг. действовала долгосрочная целевая программа «Точка опоры» по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В рамках ее реализации был осуществлен комплекс мер, предусматривающих предоставление бесплатных услуг по кодированию совершеннолетних членов семей, находящихся в социально опасном положении, от алкогольной зависимости в специализированных медицинских учреждениях с целью предотвращения вовлечения несовершеннолетних в потребление спиртных напитков, что является положительным примером для других субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного, мы приходим к выводу, что проблеме вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотических средств, одурманивающих и психотропных веществ на сегодняшний день уделяется недостаточно внимания и со стороны правоохранительных органов, и со стороны отечественных ученых-административистов. В связи с этим считаем необходимым рассмотрение вопроса о проведении комплексных мероприятий, включающих в себя социологические, медицинские, психологические, административно-правовые, криминологические и криминалистические исследования. Основным направлением этих исследований должно явиться всестороннее изучение и анализ различных форм и методов вовлечения

несовершеннолетних в совершение административных правонарушений, учитывая особенности регионов России. Только в этом случае и на этой основе возможна разработка эффективных мер борьбы с указанными правонарушениями и их последовательная реализация на практике [21].

Возраст детей, вовлеченных в противоправную деятельность, варьируется в среднем от 10 до 17 лет. Думается, что возраст вовлекаемого подростка все же имеет административно-правовое значение в виду того, что вовлечение детей, например, в распитие спиртных напитков более, чем общественно опасно. Это связано, прежде всего, с тем, что чем младше ребенок, тем большее влияние на них имеют родителей своим негативным поведением и действиями, причиняя тем самым больший вред здоровью вовлекаемого. На наш взгляд, необходимо ужесточить уголовную ответственность в части наказания за вовлечение в употребление спиртных напитков лиц в возрасте до 14 лет.

Таким образом, видится необходимым рассмотрение вопроса о внесении изменений (дополнений) в диспозицию статьи 6.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации: разграничить вовлечение малолетних и несовершеннолетних, так как во втором случае данное деяние должно считаться уже более общественно опасным. Помимо этого - увеличить размеры штрафов за «вовлечение» - на наш взгляд, будет также целесообразно в данном случае.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)).

2. Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. // Сборник универсальных и региональных международных документов, принцип 2 / Сост. Л.В. Корбут, С.В. Поленина. - М., 1998 г.

3. Конвенция о правах ребенка: принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-1). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/.

4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.

5. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / под редакцией Б.В. Здравомыслова М.: «Юрист», 1999 - С.123.

6. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2007 года: постановление Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=118661;div=LAW;mb=LAW;o pt=1;ts=CFD13127081196F33C9D2C75198C93EB.

7. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СПС: «КонсультантПлюс», 2016.

8. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве: закон г. Москвы от 07.04.1999 № 16 (в ред. от 26.10.2011) // Ведомости Московской городской Думы. 1999. № 7.

9. О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге: закон города Санкт-Петербурга от 04.06.2007 № 230-42 (в ред. от 21.09.2011) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2007. № 20. 18 июня.

10. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: закон Архангельской области от 02.03.2005 № 4-2-ОЗ (в ред. от 19.11.2012)//Волна. 2005. № 10 -11. 18 марта.

11. О Федеральном агентстве по делам молодежи: постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 409 (в ред. от 19.06.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 22. Ст. 2586.

12. Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних: указ Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 (в ред. от 25.02.1993) // Свод законов РСФСР. Т. 8. С. 314.

13. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ekboblsud.ru/print_doc.php?t=press&id=203&pd=1.

14. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Фонд «За экономич. Грамотность», 1995 г. С. 196.

15. Бельский А.И., Ягодин Р.С. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника // Российский следователь. 2015. - № 15. - С. 48.

16. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. - № 2. - С. 151-156.

17. Дмитриевский Р.С. Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность (криминологический аспект). Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1995. - 23 с.

18. Коссаковский А. Психическое развитие личности в онтогенезе. - В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - С. 37-67.

19. Лелеков В.А. Преступный рецидив несовершеннолетних и его предупреждение // Инспектор по делам несовершеннолетних. 2014. - № 10. - С. 28.

20. Пиаже Ж. Теория Пиаже. - В кн.: История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд. МГУ, 1986. - 467 с.

21. Сокол Ю.В. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий как объект междисциплинарных исследований // Общество и право, 2011. - № 4. - С. 267.

22. Сокол Е.В. Организационно-тактические особенности расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. - 234 с.

23. Тасаков С.В. Регулятивная функция уголовного права и норм общественной нравственности // Российская юстиция. 2013. - № 4. - С. 33.

24. Ученые-юристы МГУ о современном праве. Антология / под редакцией М.К. Треушникова. Комментарий к статье 6.10 КоАП РФ / Коллектив под руководством О.Н. Садикова. - М.: Издательство Городец. 2005.

25. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 572 с.

ri Dorofeeva Zh.P., Karagodin A.V. Vovlechenie nesovershennoletnih v sovershenie

administrativnyh pravonarushenij: problemy vyjavlenija i vozmozhnye puti reshenija II Nauka. Mysl'. - № 5-1. - 2016.

© Ж.П. Дорофеева, 2016.

© А.В. Карагодин, 2016.

© «Наука. Мысль», 2016.

— • —

Abstract. The article discusses problematic issues concerning the identification of the facts of involving minors in the commission of administrative offenses by adults. The author suggests possible solutions in terms of the prevention of such delicts, as well as improvement of these issues at the legislative level.

Keywords: minors, adults, warning, prevention, program-targeted regulation.

— • —

Сведения об авторе

Жанна Павловна Дорофеева, адъюнкт адъюнктуры Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина (Белгород, Россия).

Александр Владимирович Карагодин, к.ю.н., начальник кафедры административно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина (Белгород, Россия).

— • —

Подписано в печать 10.04.2016.

© Наука. Мысль, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.