Научная статья на тему 'Вовлечение молодежи в сохранение Всемирного наследия ЮНЕСКО: адаптация международных рекомендаций на примере объекта «Болгарский историко-археологический комплекс»'

Вовлечение молодежи в сохранение Всемирного наследия ЮНЕСКО: адаптация международных рекомендаций на примере объекта «Болгарский историко-археологический комплекс» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Болгарский историко-археологический комплекс / всемирное наследие / ЮНЕСКО / вовлечение молодежи / сохранение культурного наследия. / Bolgar Historical and Archaeological Complex / World Heritage / UNESCO / youth involvement / cultural heritage conservation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — АйТуганова Наргиз Ляисовна, Бузина Людмила МихайЛовна

В статье рассматриваются существующие рекомендации, программы, проекты и методы вовлечения молодежи в процесс сохранения объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. На основе практического опыта объекта «Болгарский историко-археологический комплекс», приводятся рекомендации по реализации и адаптации данных инструментов под конкретные объекты всемирного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — АйТуганова Наргиз Ляисовна, Бузина Людмила МихайЛовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth involvement in World Heritage conservation: the case study of the Bolgar Historical and Archaeological Complex World Heritage site

The paper analyses the recommendations, programmes, projects and methods for the involvement of the youth in World Heritage conservation. Based on the comprehensive study of the youth involvement projects implemented at the Bolgar Historical and Archaeological Complex, the paper proposes several recommendations on the integration and adaptation of the existing instruments into the comprehensive management planning of World Heritage properties.

Текст научной работы на тему «Вовлечение молодежи в сохранение Всемирного наследия ЮНЕСКО: адаптация международных рекомендаций на примере объекта «Болгарский историко-археологический комплекс»»

2019/2(17)

ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ

ISSN 2411-0582

Сетевое научное рецензируемое издание

THE HERITAGE INSTITUTE JOURNAL

Специальный выпуск РОССИЯ В СПИСКЕ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ

Айтуганова Н.Л., Бузина Л.М.

Вовлечение молодежи в сохранение Всемирного наследия ЮНЕСКО: адаптация международных рекомендаций на примере объекта «Болгарский историко-археологический комплекс»

Аннотация. В статье рассматриваются существующие рекомендации, программы, проекты и методы вовлечения молодежи в процесс сохранения объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. На основе практического опыта объекта «Болгарский историко-археологический комплекс», приводятся рекомендации по реализации и адаптации данных инструментов под конкретные объекты всемирного наследия.

Ключевые слова: Болгарский историко-археологический комплекс, всемирное наследие, ЮНЕСКО, вовлечение молодежи, сохранение культурного наследия.

Вовлечение молодежи в сохранение материального и нематериального культурного наследия является одним из ключевых элементов устойчивого социального и экономического развития будущих поколений. Формирование культурных ценностей, сохранение культурной идентичности и исторической памяти, укрепление межкультурного диалога и внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры не представляется возможным без работы с молодым поколением.

Однако, не смотря на существующее признание роли молодежи в сохранении культурного наследия как на государственном, так и на международном уровнях, существует трудность в реализации данных положений на практике и оценке эффективности тех или иных инструментов вовлечения.

Данная статья рассматривает проблему вовлечения молодежи в процесс сохранения объектов всемирного культурного наследия с помощью анализа программ, методов и инструментов, предлагаемых Центром всемирного наследия ЮНЕСКО, а также с помощью анализа опыта применения и адаптации данных инструментов на примере объекта всемирного наследия «Болгарский историко-археологический комплекс».

Контекст

Прообраз идеи вовлечения молодежи в сохранение всемирного наследия может быть выявлен в Конвенции ЮНЕСКО по охране всемирного культурного и природного наследия (1972), статья 27 которой устанавливает:

1. Государства - стороны Конвенции стремятся, применяя все соответствующие средства и, в частности, просветительские и информационные программы, укреплять уважение и привязанность своих народов к культурному и природному наследию, определяемому в статьях 1 и 2 Конвенции;

2. Они обязуются широко информировать общественность об опасностях, грозящих этому наследию, а также о мерах, принимаемых во исполнение Конвенции [1].

Институциональное оформление данной идеи состоялось в 1994 г. с запуском специализированной программы ЮНЕСКО «Участие молодежи в сохранении и популяризации всемирного наследия» [2]. Отчетливая интеграция данной программы с системой всемирного наследия состоялась в 2002 г. после принятия Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО Будапештской декларации о всемирном наследии. Будапештская декларация сконцентрировала развитие системы всемирного наследия на решение четырех стратегических задач, две из которых имеют непосредственное отношение к данной теме:

3. Развитие эффективных мер по укреплению потенциала;

4. Усиление общественной осведомленности, вовлечения и поддержки всемирного наследия через коммуникации [3].

Задачи, направления деятельности и проекты программы ЮНЕСКО «Участие молодежи в сохранении и популяризации всемирного наследия» могут быть сгруппированы в соответствии с данными целями (Таблица 1) [4].

Реализация Программы осуществляется Центром Всемирного наследия в сотрудничестве с Сетью ассоциированных школ ЮНЕСКО, кластерными бюро ЮНЕСКО, Комиссиями по делам ЮНЕСКО и рядом заинтересованных сторон, включая организации, управляющие объектами всемирного наследия.

С точки зрения управления объектами всемирного наследия, внимание к проблеме вовлечения молодежи усилилось с введением подхода совместного участия, предполагающего привлечение местного сообщества и иных заинтересованных сторон к разработке и реализации планов управления [5]. Вместе с тем, как международные, так и региональные методические рекомендации по планированию управлением не дают конкретных стратегий, инструментов и методов вовлечения молодежи, тем самым оставляя широкое поле для выбора решений управляющим организациям. В большинстве случаев управляющие организации разрабатывают собственные проекты по вовлечению молодежи в сохранение наследия, участвуют в проектах или адаптируют инструменты Программы ЮНЕСКО под конкретный объект и его социокультурный контекст.

Таблица 1. Соотношение задач, направлений деятельности и проектов программы ЮНЕСКО «Участие молодежи в сохранении и популяризации всемирного наследия» со стратегическими целями 3 и 4 Будапештской декларации Комитета Всемирного наследия (2002)

Стратегические цели Будапештской декларации

(3) Укрепление потенциала (4) Коммуникации

Задачи программы ЮНЕСКО «Участие молодежи в сохранении и популяризации всемирного наследия» • Поддержка вовлечения молодежи в сохранение наследия на местном и глобальном уровнях. • Повышение осведомленности молодежи о важности Конвенции ЮНЕСКО по охране всемирного культурного и природного наследия (1972) и улучшение понимания взаимосвязи культур. • Разработка новых эффективных образовательных подходов, методов и материалов для внедрения/укрепления образования в области всемирного наследия в учебные программы большинства государств - членов ЮНЕСКО. • Содействие взаимодействию заинтересованных сторон в развитии образования в области всемирного наследия на государственном и международном уровнях.

Направления деятельности и проекты программы ЮНЕСКО «Участие молодежи в сохранении и популяризации всемирного наследия» • Международные молодежные форумы по всемирному наследию, проводятся с 1995 года, чаще всего на полях сессий Комитета всемирного наследия. За более чем 20-летнию историю проекта было проведено 40 форумов с участием 1560 молодых специалистов в области всемирного наследия. • Методическое пособие для учителей «Всемирное наследие в руках молодых», было разработано в 1998 году для учителей средних школ. Является одним из основных инструментов программы, переведено на 37 языков. • Семинары по медиа-коммуникациям в области всемирного наследия, нацелены на обучение молодежи специализированным навыкам популяризации всемирного наследия; проведено 40 семинаров с участием 1250 человек. • Короткометражные мультфильм «Приключения Патримонито на объектах всемирного наследия». На сегодняшний день было выпущено 14 серий на 6 официальных языках ЮНЕСКО. • Инициатива «Волонтеры всемирного наследия», реализуется с 2008 г. в формате молодежных волонтерских лагерей на объектах Всемирного наследия. За 10 лет реализации инициативы было проведено 359 волонтерских лагерей в 61 стране при участии 3500 волонтеров.

Болгарский историко-археологический комплекс

Болгарский историко-археологический комплекс находится на берегу Куйбышевского водохранилища около 120 км к югу от города Казань. Он занимает площадь 424 га и содержит свидетельства существования средневекового города Болгар в 1Х-ХУ вв. Он также является символическим напоминанием о принятии ислама волжскими булгарами в 922 г. и остается местом паломничества для мусульман. Объект сохранил пространственный контекст, фортификационные сооружения, а также руины каменных и кирпичных зданий общественного и религиозного назначения Х!!!-Х!У вв. Территория комплекса включает археологический культурный слой глубиной до 5 м [6].

Болгарский историко-археологический комплекс был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 г. по критериям (И) и (VI).

Управляющей организацией объекта является Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. План управления объектом на 2016-2021 гг. был утвержден Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО в 2016 г. Мероприятия по вовлечению молодежи предусмотрены стратегическими целями плана управления №3 «Исследования», №4 «Вовлечение местного сообщества» и №5 «Экскурсионно-просветительская деятельность и продвижение» [7].

Вовлечение молодежи в рамках реализации стратегической цели №3 «Исследования» осуществляется с помощью проведения на базе объекта Международной полевой археологической школы в партнерстве с Казанским (Приволжским) федеральным университетом и Институтом археологии им. А.Х.Халикова Академии наук Республики Татарстан. Школа проводится ежегодно с 2014 г. при участии 100 российских и зарубежных молодых исследователей-археологов. Цель проекта - внедрение новейших достижений мировой науки в практику изучения и сохранения археологического наследия Евразии, а также продвижение исследований культурного наследия Болгарского историко-археологического комплекса на международном уровне [8].

В рамках стратегической цели №5 «Экскурсионно-просветительская деятельность и продвижение» Болгарский музей-заповедник осуществляет подготовку сертифицированных гидов-экскурсоводов на базе местного колледжа. Проект нацелен на привлечение профессиональных кадров из местной молодежи, а также на уменьшение оттока данной группы в близлежащие крупные города.

Более того, ведется целенаправленная работа по повышению осведомленности об объекте всемирного наследия среди молодых посетителей Болгарского историко-археологического комплекса. С этой целью данной группе посетителей предлагается ряд познавательных интерактивных мероприятий, посвященных нематериальным элементам культурного наследия Болгара, включая традиции болгарского чаепития и средневековые ремесла [9].

Реализация стратегической цели №4 «Вовлечение местного сообщества» предусматривает два направления по работе с молодежью. Первое направление охватывает молодежь местного сообщества - города Болгар. Их вовлечение происходит благодаря тесному сотрудничеству Болгарского музея-заповедника с образовательными учреждениями города в формате регулярных музейных уроков, освещающих различные атрибуты выдающейся универсальной ценности объекта. Данные занятия проводятся в соответствии с Методическим пособием для учителей «Всемирное наследие в руках молодых» и с применением интерактивных видео «Приключения Патримонито» Программы ЮНЕСКО [10].

Второе направление нацелено на вовлечение молодежи из Республики Татарстан, других регионов России и мира в процесс сохранения объекта. Работа по данному направлению осуществляется в формате ежегодных 2-недельных международных волонтерских лагерей в рамках инициативы «Волонтеры всемирного наследия» Программы ЮНЕСКО. За 2017-2018 гг. в проекте приняли участие более 50 молодых людей из 15 стран мира. Деятельность волонтеров включает в себя практическую работу по сохранению культурного наследия объекта (работа на археологических раскопках,

оцифровка музейных коллекций, и др.) [11]. Волонтеры также проходят специально разработанную интерактивную образовательную программу об объектах Всемирного наследия.

Образовательная программа

Образовательная программа международного волонтерского лагеря на объекте «Болгарский

историко-археологический комплекс» разработана Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Программа включает в себя занятия по следующим темам: система всемирного наследия; повестка дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года; нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО и управление туризмом на объектах всемирного наследия. Образовательная программа организована по принципу «лекция - практический семинар», для достижения эффективности усвоения материала используются интерактивные инструменты, включая презентации, фото- и видеоматериалы, работу в командах. Принимая во внимание международный характер волонтерского лагеря, образовательная программа проводится на английском языке.

В 2018 г. был опробован формат занятия с применением практики интеллектуального волонтерства: участникам было предложено разработать памятку посетителям объекта «Болгарский историко-археологический комплекс». Данный метод показал достаточную эффективность: волонтерами были созданы раздаточные материалы для посетителей объектов на русском, татарском, английском, немецком, испанском и французском языках и видеосюжет с демонстрацией основных правил поведения, которые используются в ежедневной работе визит-центра Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Интерпретация и анализ

Опыт вовлечения молодежи в сохранение объекта всемирного наследия «Болгарский историко-археологический комплекс» свидетельствует о возможности интеграции инструментов Программы ЮНЕСКО в управление объектами на основе планов управления: из 5 предложенных проектов и инструментов Центра всемирного наследия были использованы 3: методическое пособие для учителей «Всемирное наследие в руках молодых», короткометражные мультфильмы «Приключения Патримонито», а также международные волонтерские лагеря инициативы «Волонтеры Всемирного наследия».

Инструментарий, предложенный Центром всемирного наследия ЮНЕСКО для вовлечения молодежи, был дополнен Болгарским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником дополнительными проектами: проблемы мониторинга археологического наследия в буферной зоне объекта и популяризации научных исследований по культурному наследию объекта были решены с помощью проекта ежегодной Международной полевой археологической школы для молодых

специалистов. Так же для работы с возросшим количеством посетителей объекта были подготовлены дополнительные кадры из числа местной молодежи.

Таблица 2. Тематика интерактивных занятий образовательной программы международного волонтерского лагеря на объекте «Болгарский историко-археологический комплекс» в 2017 г.

Тематика интерактивных занятий

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО Проекты в области ЦУР 2030 Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО Устойчивый туризм на объектах всемирного наследия ЮНЕСКО

Болгарский историко-археологический комплекс (Россия); Беловежская Пуща (Беларусь, Польша); Озеро Байкал (Россия); Археологические памятники Трои (Турция); Произведения Антонио Гауди (Испания). проект охраны здоровья матери и ребенка в сельских районах Боливии; проект по борьбе с экологическими, экономическими и социальными проблемами бассейна Аральского моря; проект по развитию устойчивого туризма в Сахаре; проект по развитию сельского хозяйства в Латинской Америке. Танцующие дьяволы Тела Господня (Венесуэла), Кастели или «человеческие замки» (Испания), Дудук (Армения), Ваянг - театр теней (Индонезия). Исторический центр Сан-Марино и гора Титано -информационное освещение (Сан-Марино), Национальный парк Тенерифе - программа мониторинга геологических ресурсов (Испания), Ангкор - кодекс поведения туристов (Камбоджа), Болгарский историко-археологический комплекс -перспективы развития (Россия).

Что касается мониторинга эффективности применения тех или иных инструментов вовлечения, необходимо отметить, что инструменты, направленные на повышение общей осведомленности молодежи об объекте всемирного наследия (музейные уроки или познавательные интерактивные мероприятия), имеют методы отслеживания эффективности (устный опрос, тестирование, контрольная работа и другие). Вместе с тем, оценка эффективности специализированных ежегодных мероприятий (Международная полевая археологическая школа, международный волонтерский лагерь) в краткосрочной перспективе вызывает вопросы. Достаточную эффективность в области повышения осведомленности о всемирном наследии ЮНЕСКО показала образовательная программа международного волонтерского лагеря, которая также способствовала развитию профессиональных навыков молодых людей.

Заключение и рекомендации

Успех вовлечения молодежи в сохранение всемирного наследия зависит от того, насколько конкретные инструменты отвечают запросам молодежи в области приобретения навыков, опыта работы или участия в международном проекте. В этой связи особый интерес представляет инструментарий Программы ЮНЕСКО «Участие молодежи в сохранении и популяризации всемирного наследия», который разработан с учетом увлечений молодого поколения. Вместе с тем, данный инструментарий может быть адаптирован под специфические нужды того или иного объекта всемирного наследия, что обеспечивает эффективность реализации мероприятий по привлечению

молодежи управляющими организациями. Вопрос оценки эффективности отдельных мероприятий в краткосрочной и долгосрочной перспективе остается открытым и требует разработки отдельной методологии оценки.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия [Электронный ресурс] // ЮНЕСКО. - URL: https://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (дата обращения: 20.02.19).

[2] World Heritage Education Programme [Электронный ресурс] // UNESCO World Heritage Centre. - URL: https://whc.unesco.org/en/wheducation/ (дата обращения: 20.02.19).

[3] The Budapest Declaration on World Heritage [Электронный ресурс] // UNESCO World Heritage Centre.

- URL: http://whc.unesco.org/en/documents/1334 (дата обращения: 20.02.19).

[4] World Heritage Education Programme [Электронный ресурс] // UNESCO World Heritage Centre. - URL: https://whc.unesco.org/en/wheducation/ (дата обращения: 20.02.19).

[5] Managing Cultural World Heritage [Электронный ресурс] // UNESCO World Heritage Centre. - URL: https://whc.unesco.org/en/news/1078 (дата обращения: 20.02.19).

[6] Bolgar Historical and Archaeological Complex [Электронный ресурс] // UNESCO World Heritage Centre.

- URL: https://whc.unesco.org/en/list/981 (дата обращения: 20.02.19).

[7] Bolgar Historical and Archaeological Complex Management Plan for 2016-2021 : [Unpublished Report].

[8] Международная археологическая школа в Болгаре [Электронный ресурс]. - URL: http://archtat.ru/ru/arch-school/ (дата обращения: 20.02.19).

[9] Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник: события [Электронный ресурс]. - URL: http://великий-болгар.рф/?paged=15&cat=16 (дата обращения: 20.02.19).

[10] Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник: познавательные занятия [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/society/20170728/1499325637.html (дата обращения: 20.02.19).

[11] Международный волонтерский лагерь ЮНЕСКО на базе Болгарского государственного историко-архитектурного заповедника [Электронный ресурс]. - URL: http://www.heritage-institute.ru/news/news-heritage-institute/item/3477-mezhdunarodnyj-volonterskij-lager-yunesko-na-baze-bolgarskogo-gosudarstvennogo-istoriko-arkhitekturnogo-zapovednika (дата обращения: 19.03.19).

© Айтуганова Н.Л., Бузина М.Л., 2019. Статья поступила в редакцию 15.06.2019.

Айтуганова Наргиз Ляисовна,

научный сотрудник Отдела всемирного наследия и международного сотрудничества, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Москва), e-mail: nargissaituganova@yandex.ru

Бузина Людмила Михайловна,

заместитель руководителя Отдела всемирного наследия и международного сотрудничества, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Москва), e-mail: liudmila.buzina@gmail.com

Aituganova N., Buzina L.

Youth involvement in World Heritage conservation: the case study of the Bolgar Historical and Archaeological Complex World Heritage site

Abstract. The paper analyses the recommendations, programmes, projects and methods for the involvement of the youth in World Heritage conservation. Based on the comprehensive study of the youth involvement projects implemented at the Bolgar Historical and Archaeological Complex, the paper proposes several recommendations on the integration and adaptation of the existing instruments into the comprehensive management planning of World Heritage properties.

Key words: Bolgar Historical and Archaeological Complex, World Heritage, UNESCO, youth involvement, cultural heritage conservation.

Aituganova Nargiz Lyaisovna,

master of Arts in World Heritage Studies,

Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D. Likhachev (Moscow),

Buzina Liudmila Mikhaylovna,

master of Arts in World Heritage Studies,

Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D. Likhachev (Moscow),

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/289.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.