Научная статья на тему 'Востребованность рериховского наследия в современном обществе: социологические наблюдения на базе работы Музея-института семьи Рерихов'

Востребованность рериховского наследия в современном обществе: социологические наблюдения на базе работы Музея-института семьи Рерихов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
168
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рериховское наследие / качества / необходимые сотруднику музея / интерес к философским и научным взглядам семьи Рерихов / Roehrich’s heritage / interest to philosophic and scientifi c views of Roerich’s family / goodness necessary for Museum worker

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мазаева-каненга Анжела Кеннеди

Статья посвящена анализу работы Музея-института семьи Рерихов по изучению рериховского наследия и взаимодействия с обществом, нарастающему интересу к философским, научным взглядам семьи Рерихов, особенно у молодежи. Огромный материал для размышления и осмысления востребованности рериховского наследия, его места и роли в современном обществе дала выставка «Рериховский век», проходившая в Петербурге в ЦВЗ «Манеж» в 2010 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Profi t by Roerich’s heritage in modern society: Sociological observations on the base of Museum-Institute Roerich’s family work

The article is dedicated to the analysis of Museum-Institute Roerich’s family work on the study Roerich’s heritage and cooperation with a community, to the increasing interest to philosophic and scientifi c views of Roerich’s family, especially of young people. The Huge material for thought and understanding of consumption Roehrich’s heritage, his place and role in modern society was given by a «Roerich’s age» exhibition wich, took place in St. Petersburg, 2010.

Текст научной работы на тему «Востребованность рериховского наследия в современном обществе: социологические наблюдения на базе работы Музея-института семьи Рерихов»

Анжела Кеннеди Мазаева-Каненга

Востребованность рериховского наследия в современном обществе: социологические наблюдения на базе работы Музея-института семьи Рерихов1

Статья посвящена анализу работы Музея-института семьи Рерихов по изучению рериховского наследия и взаимодействия с обществом, нарастающему интересу к философским, научным взглядам семьи Рерихов, особенно у молодежи. Огромный материал для размышления и осмысления востребованности рериховского наследия, его места и роли в современном обществе дала выставка «Рериховский век», проходившая в Петербурге в ЦВЗ «Манеж» в 2010 году.

Ключевые слова: рериховское наследие, качества, необходимые сотруднику музея, интерес к философским и научным взглядам семьи Рерихов

Angela Cennedy Mazaeva-Canenga

The Profit by Roerich's heritage in modern society: Sociological observations on the base of Museum-Institute Roerich's family work

The article is dedicated to the analysis of Museum-Institute Roerich's family work on the study Roerich's heritage and cooperation with a community, to the increasing interest to philosophic and scientific views of Roerich's family, especially of young people. The Huge material for thought and understanding of consumption Roehrich's heritage, his place and role in modern society was given by a «Roerich's age» exhibition wich, took place in St. Petersburg, 2010.

Keywords: Roehrich's heritage, goodness necessary for Museum worker, interest to philosophic and scientific views of Roerich's family

1. Оценивая отношение к рериховскому наследию в современном обществе и особенности экскурсионной деятельности Музея-института семьи Рерихов, важно еще раз отметить тот факт, что основой концепции будущего музея в Ленинграде-Петербурге «явилась рериховская идея о том, что Музей (в широком смысле) - это „обиталище всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их"». При оценке работы с посетителями необходимо учитывать многогранность творчества семьи Рерихов, актуальность введения их наследия в научный оборот, понимание того, что создатели музея настаивали на такой форме организации, как музей-институт.

С 2001 года, когда в Санкт-Петербурге официально был учрежден Музей-институт семьи Рерихов (с 2003 года МИСР имеет свое здание), прошло практически десятилетие, и опыт существования Музея в этом городе необходимо начать рассматривать с различных сторон, выявлять проблемы и подчеркивать важные достижения. Несомненно, работа с людьми в рамках такого музея имеет ряд особенностей. Прежде всего, важным критерием оценки будет взгляд на понятие музея

самого Н. К. Рериха, раскрытый в материалах, анализирующих данный вопрос: «Музей, таким образом, становится местом взаимодействия различных общественных тенденций на основе всевмещающего понятия Культуры и приобретает дополнительные социокультурные функции»2. «...Главной задачей Музея у Рериха является, в конечном счете, „преображение жизни"»3. Так же необходимо сослаться на основы, сформулированные в материалах об истории возникновения Музея, когда происходило «определение идейной базы создания и деятельности Музея-института семьи Рерихов»4.

2. Итак, одним из срезов работы по изучению рериховского наследия и взаимодействия с обществом в определенных учреждениях будет взаимоотношение сотрудник-посетитель или докладчик-слушатель и т. п. Несомненно, главной необходимостью в такой работе с социумом было бы наличие определенных качеств, развиваемых, в том числе изучением «Живой Этики». Одним из основных качеств, упомянутых Е. И. Рерих, было равновесие с опорой на учение Христа.

Работа рериховских учреждений в Америке и в Европе, переписка Рерихов с этими учреждениями дали тот материал, на котором можно очертить круг задач для сотрудников, которые и в наше время являются основными. Многое опубликовано в тех же Письмах Е. И. Рерих в Америку, откуда можно привести несколько ее высказываний на эту тему, например: «Очень распознавайте сущность подходящих к Живой Этике»5. Или еще одно, о людях, начинающих интересоваться Учением: «Поощрять следует, но очень следите за их привычками и отношением к так называемым житейским обиходным явлениям. Смотрите людей в будни, а не в праздник духа. Много читающих и восторгающихся, но где они, истинно усвоившие прочитанное и прилагающие его к своей жизни? Так, усвоение понятия сотрудничества не в устроении общежития, но, прежде всего, в условии и приобретении постоянного действенного дружелюбия. Дружелюбие - сезам от всех врат. Скажите Вашим молодым друзьям, чтобы они научились быть ярыми в добре»6 (то есть, например, обладали таким качеством, как отсутствие равнодушия. - А. М.-К.).

3. Разбор качеств, необходимых сотруднику подобных учреждений, - это отдельный вопрос, особенно актуальный в современном обществе. Его не решить без опоры на книги «Учения Живой Этики». Все творчество семьи Рерихов насыщено многими важными разъяснениями сути «Учения Живой Этики» и понятиями, которые каждый, стремящийся к познанию истины, может почерпнуть в доступной для него форме. Не лишним будет напомнить слова Е. И. Рерих об основах для развития общества, чтобы лучше разобраться в современных тенденциях в нем: «Более чем когда-либо ясно, что без осознания духовного начала люди не найдут новых путей. Никакие конференции, никакие переустройства ничего не изменят и не остановят разложения человечества. Необходимо осознать сердцем, всем существом ведущее Духовное Начало, и тогда только многие жизненные противоречия и сложности найдут себе правильное объяснение и место. Только тогда народ сможет начать

слагать новую культуру на основах незыблемых законов бытия. Начало этого осознания мы уже видим в провозвестиях молодых ученых, в своих изысканиях подошедших к пределам, за которыми они уже вступают в область всяких „мета" - метафизики, метахимии и метабиологии и так далее. Истинно, пришлось одухотворить и биологию. Итак, в прогрессе своем наука должна будет признать примат духа, или духовности, во всем сущем. Будет найдено равновесие между идеализмом и материализмом, или между духовностью и материальностью. Один из мыслителей, кажется, Успенский, назвал материализм дефективным мышлением или трехмерной собачьей психологией в противовес человеческой, четырехмерной, ибо мысль уже принадлежит к четвертому измерению. Все материалисты лично мне казались всегда ограниченными, убогими, лишенными всякого воображения людьми. Но без воображения - что же может создаваться? Наука, не окрыленная ведущим началом воображения, окажется в тупике»7.

4. Один важный аспект в работе сотрудников Музея связан с тем, что для ряда посетителей до сих пор не привычно понятие Музея-института, и им необходимо более широко разъяснять виды деятельности именно подобного учреждения.

5. Существуют проблемы, которые можно отнести к трудностям с восприятием у определенных посетителей, число которых растет. Среди причин явно прослеживается отрицательное влияние культуры масс-медиа и ТВ, можно даже назвать таких посетителей людьми с «телевизионным восприятием». Всю информацию они готовы воспринимать только в том виде, как она подается журналистами различных телеканалов. Можно представить, что эти люди давно(!) уже не читают практически никакой литературы, и это не столько особенность их восприятия, сколько тенденция к «атрофированию» в сознании тех функций, которые активизированы у людей читающих. Назовем это проблемой, связанной с постепенным снижением желания самостоятельно мыслить у потребителей современных форм подачи информации, культуры в том числе. Это желание заменяется желанием получить готовый шаблон.

Хотя большим плюсом является то, что они идут в музей и ищут информацию для себя, другое дело, что их ожидания на подачу информации только в форме развлечения не оправдываются, на что они иногда открыто негодуют. Это можно связать и с особенностью подачи информации в музее-институте, в котором основу экспозиции составляют не крупнейшие полотна, серии картин Н. К. и С. Н. Рерихов, а материалы петербургского периода жизни и творчества семьи, результаты научной, общественной, педагогической деятельности, экспонаты мемориального собрания С. С. Митусова. Подобный широкий охват, серьезное, научное изучение документов, помогающее лучше понимать и художественное, и философское творчество Рерихов, не всем под силу. Публика тут делится на тех, кто с восторгом делает невероятные открытия и находит ответы на многие вопросы о семье Рерихов, и на тех, кто желает лишь созерцать картины, даже особенно не вникая ни в историю

их создания, ни в предпосылки творчества художников. В современном обществе все-таки растет число испытывающих истинную потребность в глубоком изучении наследия семьи Рерихов, и опыт работы музея-института в Петербурге это доказывает.

6. На сегодняшний день существует проблема столкновения посетителей с информацией в прессе, часто необоснованной и негативной. Люди приходят в музей узнать на месте о прочитанном и услышанном. С другой стороны, они уже заряжены определенной предвзятостью мнения и восприятия экскурсии и экспозиции. Еще одна проблема - посетители встречаются с насыщенностью экспозиции и экскурсии новыми, непривычными сведениями, сложными для усвоения. Многие привыкли к созданному прежде, еще в советские времена, образу Николая Константиновича и его семьи, или к тому образу, который создают нынешние масс-медиа и разного рода авторы, часто пристрастные или поверхностные. Сегодня пришло такое время, когда огромное количество информации (разной) доступно всем желающим, и этот процесс будет нарастать, что приведет к увеличению числа недоумевающих или даже пострадавших от того, что действительно стало «не по сознанию». Сегодня можно констатировать то, что о Рерихах и об «Агни-Йоге» никогда больше не будут говорить «из подполья», но и то, что массы не готовы к свалившейся на них открытости и доступности, которая таит в себе не только опасность вседозволенности, но и проблемы с восприятием, освоением такого количества различной информации. Этому мешает нежелание некоторых самостоятельно мыслить и, как сказано в «Живой Этике», расширять свое сознание. Для правильного понимания многих явлений нет готовых ответов, обработанных для масс, и нет рецептов, как правильно реагировать на то или иное явление. А парализованному, зомбированному мышлению не ясно, что делать, сталкиваясь с обилием информации и необходимостью отбора. Для него, таким образом, подорваны привычные ориентиры.

7. По наблюдениям, нарастает интерес к философским, научным взглядам семьи Рерихов, особенно у молодежи, взгляды на важные стороны жизни, на пути личного развития и самосовершенствования, на вопросы, связанные с будущим человека и человечества в целом, излагаемые семьей Рерихов. Много людей лично, вне экскурсионной программы, обращаются за советами, справками на подобные темы для того, чтобы найти ответ на интересующие их вопросы, желая получить ссылки на определенную литературу. Хотя в Интернете многое опубликовано, им не хватает анализа приводимых сведений, особенно относительно новых современных данных.

8. Огромный материал для размышления и осмысления востребованности рериховского наследия, его места и роли в современном обществе дала выставка «Рериховский век», проходившая в Петербурге в ЦВЗ «Манеж» с 15 апреля по 16 мая 2010 года. В той или иной форме стали ее участниками 75 организаций и

30 частных собраний. Было представлено более 1100 подлинных экспонатов (помимо живописи и графики из музеев разных городов и стран, из частных коллекций, на выставке экспонировались предметы декоративно-прикладного искусства, мебель, личные вещи, документы и фотографии, книги, журналы и газеты, полная коллекция прижизненных изданий открыток с репродукциями картин Н. К. Рериха, медали, монеты, археологические находки, минералы), 130 информационных бан-неров с текстами и иллюстрациями, фотоколлажи, размещенные на лентах в двух галереях, 7 арт-объектов. Профессионализм специалистов-дизайнеров из «Комбината музейно-выставочного искусства» создал цельное впечатление яркого праздника Культуры.

Выставку увидели около 60 000 человек, и что особенно приятно отметить, было много молодежи, студентов и школьников, приходили люди самых разных профессий, с высшим образованием и такие, каких принято называть «простыми людьми». В ходе реализации проекта был подготовлен первый выпуск каталога, снабженный большим справочным аппаратом, который отразил живописно-графическое ядро экспозиции. После ее расформирования началась работа над вторым выпуском, цель которого - комплексно осветить состоявшуюся выставку, дать представление о ее концепции, особенностях художественного решения, характере экспонатов, которые были использованы для создания объемного, полифонического контекста «Рериховского века».

Проанализируем некоторые записи в книге отзывов о выставке «Рериховский век». Еще раз подчеркнем, что изучение наследия в таком ключе и подача материала продиктованы пониманием такой необходимости самими членами семьи Рерихов. Приведем примеры отзывов:

Благодарю за прекрасную возможность познакомиться с великим вкладом семьи Рерихов в культуру не только нашей страны, но и всего человечества. Огромное спасибо организаторам и всем людям, внесшим свой вклад в создание столь широкой экспозиции. Н. Турдиева. 02.05.2010.

Большое спасибо организаторам выставки за большую проделанную работу! Наследие семьи Рерихов - бесценно, но до сих пор должным образом не исследовано и мало пропагандируется. Желаю дальнейших успехов в культурно-просветительской деятельности во имя памяти великих соотечественников и во имя культурного возрождения народа России. Л. А. Матвеева.

Огромное спасибо за глубоко продуманную экспозицию. Нам удалось познакомиться не просто с серией живописных работ, а увидеть тот широкий и глубоконасыщенный интеллектуальный культурно-исторический фон, на котором сформировались уникальные личности. Наличие экспонатов из разных музейных фондов обогатило эту экспозицию. Приятно было почувствовать и осознать те усилия, которые

были предприняты по созданию музыкального сопровождения и видеофильма о Федоровском городке. Доценты СПбГУ Т. В. Воронцова и Л. А. Авдеева. 03.05.2010.

Выставка требовательна и благожелательна. Все дает возможность узнать всех Рерихов, а их много и все они прекрасны. 08.05.2010. [Подпись.]

Да, чувства и мысли переполняют! Огромность выставки и огромность культурного наследия Рерихов соизмеримы. Это победа Культуры. Спасибо. Анучин Евгений Петрович, блокадник, почитатель Рерихов. 08.05.2010.

Большое спасибо за выставку. Мы потрясены. Большое спасибо за память о Д. Н. Ломане и его семье. 08.05.2010. [Подпись.]

Замечательно! Столько информации трудно в другом месте найти! Спасибо за грамотную организацию экспозиции. Никогда не видела ничего подобного. Очень благодарна! О. Катулина.

Огромное спасибо за великолепную выставку! Такое обилие исторических материалов, фотографий, умело подобранных цитат! Просто великолепно!

Как здорово, что мы живем в то время, когда можно посмотреть такую выставку; ретроспектива времени, которое создало такого мыслителя, отражена здорово. Спасибо устроителям. Пусть в России знакомство человека с его философией добра и сострадания, мирового сознания выстроится в систему! Удачи! М. Еловнова. 12.05.2010.

Очень много неожиданного и интересного. Интересен не только Н. Рерих, но и все его окружение. Получилась памятная выставка Русского Просвещения. [Подпись.]

Спасибо устроителям - есть на чем воспитывать детей (коренных петербуржцев). Червинская Н. А.

Первый вывод, который напрашивается из подобных строк, - нашему обществу нужны серьезные, информативные выставки, заставляющие размышлять, возвышающие дух человека, дающие панораму достижений науки и искусства, синтез развития истории и культуры. Нужны и подобные печатные издания, особенно периодические - такие пожелания не раз приходилось слышать от посетителей музея за годы его существования.

Были высказывания и в книге отзывов, и в прессе, в которых выражалось непонимание смысла в таком количестве информации, недоумение по поводу совмещения картин разных художников в рамках одной выставки такой тематики или в соседстве с именем Н. Рериха. Музей даже обвинили в собственном пиаре и, почему-то, в пиаре Рерихов - не ясно, что же ожидали увидеть на этой выставке авторы обвинений. Разоблачения? Умаление?

9. Читая в книге отзывов записи о выставке, которая очертила значительные сферы культурной жизни общества, развитие идей в ХХ веке вплоть до сегодняшнего дня, кроме благодарности, восторга, оправданной и конструктивной критики

и достойной оценки работы устроителей, видишь и то, что для многих, обративших внимание неизвестно на что, понятие Культуры, видимо, ограничивается сферой этикета.

Возвращаясь к позитивным результатам выставки надо отметить один важный факт: выставка привлекла и объединила многочисленные культурно-просветительские рериховские общества России, Украины, Латвии, Эстонии, США, Болгарии и других стран. Хочется подчеркнуть, что на выставку специально приезжали люди из разных городов Ленинградской области, а также из Калуги, Омска, Екатеринбурга, Чебоксар, Нефтекамска, Новосибирска, Воркуты, Белгорода и других российских городов, а также из Минска, Одессы, Риги, Лондона, Таллинна. В ЦВЗ «Манеж» приходило много иностранцев.

Как проект в целом, так и его центральное звено - выставка «Рериховский век», имеют ряд особенностей, которые позволяют говорить об их особом петербургском характере. Сама идея объединить культурные организации для празднования 75-летия подписания первого в истории человечества Международного Договора об охране исторических памятников, учреждений культуры и их сотрудников во время вооруженных конфликтов, автором которого стал выдающийся петербуржец Н. К. Рерих, продолжатель гуманистических традиций петербургской юридической школы, - достойна культурной столицы России.

Также важно отметить, что в ходе реализации проекта «Рериховский век», общения специалистов не только удалось уточнить атрибуцию некоторых произведений, хранящихся в разных музеях, но и сделать самые настоящие научные открытия, совершить находки в различных фондах и архивах, собрать новый исследовательский материал, который будет представлен в каталоге выставки и в Материалах Международных научно-практических конференций «Рериховское наследие» за 2009 и 2010 годы.

Подводя итоги краткого обзора, можно сказать, что интерес к рериховскому наследию, хотя и подогреваемый самыми разными стимулами, в обществе нарастает. Но главное - увеличивается количество людей, которые осознают, в чем насущность рериховского наследия для судеб современной России и для формирования нового мировоззрения. Главная задача специалистов сегодня - удовлетворять этому спросу на высоком научном и креативном уровне, соответственно духу работы самих Рерихов.

Примечания

1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2011. № 48, дата публикации: 04.12.2011. URL: http://grani. agni-age.net (дата обращения: 01.07.2014).

2 У Рериха отчетливо просматриваются идеи будущих концепций интегрированного музея, экомузея, предвосхищаются положения «новой музеологии». См.: Бондаренко А. А.

О музейной идеологии Н. К. Рериха и связанных с ним музеях. URL: http: // roerich. spb. ru (дата обращения: 01.04.2013).

3 Там же.

4 Бондаренко А. А., Мельников В. Л. Музейная идеология Н. К. Рериха: проблемы актуализации рериховского наследия // Вестн. СПбГУ. Сер. 6. 2006. Вып. 1. С. 40-46.

5 Рерих Е. И. Письма в Америку. Т. 2. Письмо от 20.01.41.

6 Там же.

7 Там же. Письмо от 13.02.1945.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.