Научная статья на тему 'Востребованность профессиональной подготовки родителей в России'

Востребованность профессиональной подготовки родителей в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТНИК С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ / ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ / WORKERS WITH FAMILY RESPONSIBILITIES / TRAINING PARENTS / HUMAN CAPITAL REPRODUCTION / ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Лариса Леонидовна, Павлов Дмитрий Андреевич, Филатова Елена Леонидовна

Подчеркиваем необходимость и важность в подготовке будущих родителей, получении ими знаний и умений для воспитания детей. В России локально решается проблема получения родительских знаний, умений и навыков по опыту старшего поколения, школами родителей, матерей, которые организуются в общеобразовательных учреждениях, в вузах при изучении дисциплины «Психология и педагогика». Областью приложения усилий, как парламентариев, так и общественных объединений и общества в целом, должна стать система подготовки, и воспитания будущих родителей. Данная система не должна выделяться в отдельный институт, или отрасль образования, она должна гармонично встраиваться в уже существующую систему образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Лариса Леонидовна, Павлов Дмитрий Андреевич, Филатова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The demand for training parents in Russia

We emphasize the need and importance in the preparation of the future parents, getting their knowledge and skills for raising children. In Russia, locally solve the problem of obtaining parental knowledge and skills the experience of the older generation, schools, parents, mothers, who are organized in comprehensive instituted-tutions in universities the study of discipline “Psychology and Pedagogy”. The area-under Proposition efforts as parliamentarians and public organizations and society as a tse-breakage, should be a system of training and education of the future parents. This system should not be allocated in a separate institution or sector of education, it must guar harmonicity be integrated into the existing system of education.

Текст научной работы на тему «Востребованность профессиональной подготовки родителей в России»

УДК 331.91

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ

Л.Л. Павлова, Д.А. Павлов, Е.Л. Филатова

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» г. Тюмень, Россия

Аннотация. Подчеркиваем необходимость и важность в подготовке будущих родителей, получении ими знаний и умений для воспитания детей. В России локально решается проблема получения родительских знаний, умений и навыков — по опыту старшего поколения, школами родителей, матерей, которые организуются в общеобразовательных учреждениях, в вузах — при изучении дисциплины «Психология и педагогика». Областью приложения усилий, как парламентариев, так и общественных объединений и общества в целом, должна стать система подготовки, и воспитания будущих родителей. Данная система не должна выделяться в отдельный институт, или отрасль образования, она должна гармонично встраиваться в уже существующую систему образования. Ключевые слова: работник с семейными обязанностями; подготовка родителей, воспроизводство человеческого капитала.

«Работник с семейными обязанностями», именно так в Конвенции Международной организации труда № 156 «О равном обращении и равных возможностях для работников мужчин и женщин»: работники с семейными обязанностями определяются «...люди, занятые не только в реальном секторе экономики, но и в репродуктивном». Образованность родителей в процессе воспитания и ухода за детьми на разных стадиях сложно переоценить, поскольку в разных возрастных периодах от родителя требуются специальные знания, умения и навыки. Качество человеческого капитала зависит в первую очередь от того, в какой среде происходит его взращивание.

Тенденции современной России — это решение проблем суженного воспроизводства населения России с помощью мер государственной финансовой поддержки, программных методов, «реанимирование» детских дошкольных образовательных учреждений, поиск новой национальной идеи россиян, сбережение народа. Чтобы стать конку-рентноспособным государством, нужно приложить

все усилия для повышения образованности, духовного и физического здоровья россиян, патриотизма, культуры, саморазвития и осознания человеком счастья.

Семья на протяжении всего существования человечества играла ведущую роль в процессе социализации и усвоении подрастающим поколением моральных норм и традиций данного общества. До введения классно-урочной системы в начале XVI в. образование носило индивидуальный (патриархальный) характер передачи знаний об окружающем мире и трудовых навыков от старшего поколения к младшему.

Социальная составляющая государства всегда являлась определенным индикатором политической устойчивости, ввиду этого она наиболее резко реагировала на какие либо внутренние или внешние происшествия. В отечественной истории таким событием явилась революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война, ввиду чего председатель ЧК Ф.Э. Дзержинский был вынужден лич-

—--—-

~ 142 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Павлова Л.Л., Павлов Д.А, Филатова Е.Л. Востребованность профессиональной подготовки родителей...

но заняться вопросом ликвидации беспризорности как массового явления в Советском государстве.

На сегодняшний день беспризорность приобретает скрытый, латентный характер, в условиях агрессивной внешней среды, постоянной занятости родителей и отстранения государства от своих воспитательных функций. Произошла невидимая подмена понятий, и теперь воспитанием называется материальное обеспечение ребенка, а не привитие ему норм нравственности и приличного поведения, органы опеки и попечительства в первую очередь обращают на быт, на степень комфортности пребывания ребенка в семье, нежели на эмоциональный фон, окружающий его. Прямым подтверждением этого факта могут послужить многократные попытки провести в ГД РФ так называемые проекты «ювенальной юстиции». В недавнем прошлом, 21 июня 2016 года, Госдума РФ приняла в последнем чтении проект Федерального закона № 953369-6, который вызвал ожесточенное сопротивление со стороны «Родительского Всероссийского Сопротивления». Принятый законопроект данная организация назвала антисемейным и призвала Президента РФ отменить эту законодательную инициативу.

С нашей точки зрения, областью приложения усилий как парламентариев, так и общественных объединений и общества в целом, должна стать система подготовки и воспитания будущих родителей. Данная система не должна выделяться в отдельный институт или отрасль образования, она должна гармонично встраиваться в уже существующую систему образования. Мы подчеркиваем острую необходимость и важность в подготовке родителей, получении «профессии родитель». В настоящее время локально решается проблема получения родительских знаний, умений и навыков россиянами — по опыту старшего поколения, школами родителей, матерей, всеобучами, которые организуются в общеобразовательных учреждениях, в вузах — только при изучении дисциплины федерального компонента «Психология и педагогика». Министерство образования рекомендовало введение такой дисциплины по выбору студента, как «Экономика репродуктивного труда» для специальности «Управление персоналом». Но этого не достаточно, на наш взгляд, необходимо введе-

ние соответствующих дисциплин, в базовую часть программы бакалавриата, являющихся обязательными для освоения обучающимися вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую они осваивают и обязательную часть циклов основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования. Отечественные ученые И.В. Лаврентьева, Ю.Н. Шаповалова в работе «Воспроизводство человеческого каптала в сфере репродуктив-но-ориентированных образовательных услуг» предложили учебный план новой для России профессии «Родитель», где подробно описали дисциплины, которые должны быть освоены будущим родителем, знания, умения и навыки, особенности прохождения производственной практики по данной специальности.

Решить проблему востребованности данной профессии среди лиц репродуктивного возраста может, на наш взгляд, материально-финансовое стимулирование. Например, размер детского пособия по уходу за ребенком должен зависеть от наличия такой подготовки, или же родители успешных школьников/студентов могут получать к заработной плате доплату (механизм получения такой информации для расчета доплат облегчается с введением Интернет-школ, где информация об успеваемости школьников доступна пользователям портала). Или же революционным решением может стать появление новой системы оплаты труда — «родительская заработная плата», которая по своему определению включает в себя элементы всех форм оплаты труда. Введение доплат работникам с семейными обязанностями, конечно же, должно быть отражено в основном документе, регламентирующем трудовые отношения в России — в Трудовом кодексе РФ. Источником финансирования подобных доплат могут стать средства, аккумулируемые Фондом социального страхования РФ.

Кроме того, необходимо пересмотреть рабочее время для родителей детей, особенно дошкольного и школьного возраста. Например, родители успешных школьников/ студентов могут получать более высокую заработную плату за счет получения налоговых льгот, обязать работодателей предусматривать комплекс социальных мероприятий для

—--—-

~ 143 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 4

работников имеющих детей в возрасте до 14 лет. Для реализации предложенных нововведений необходимо внести соответствующие изменения в законодательстве Российской Федерации.

Таким образом, взращивание будущего поколения Россиян, даже при наличии положительной демографической динамики, мер государственной поддержки семьи и материнства, развитием социальной инфраструктуры (появлением инновационных школ, детских дошкольных образовательных учреждений), не даст ощутимого эффекта, без специальной подготовки родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Илышев А.М., Лаврентьева И.В. Стратегии включения репродуктивного труда в производстве. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/129/013/1220/007-ILYShEV_ Ax2cM. pdf (дата обращения к 26/03/2016).

2. Конвенция Международной организации труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 23 июля 1981 г.) URL: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/11900116/ #text (дата обращения 28.06.2016).

THE DEMAND FOR TRAINING PARENTS IN RUSSIA

L.L. Pavlova, D.A. Pavlov, E.L. Filatova

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Industrial University of Tyumen " Tyumen, Russia

Annotation. We emphasize the need and importance in the preparation of the future parents, getting their knowledge and skills for raising children. In Russia, locally solve the problem of obtaining parental knowledge and skills — the experience of the older generation, schools, parents, mothers, who are organized in comprehensive instituted-tutions in universities — the study of discipline "Psychology and Pedagogy". The area-under Proposition efforts as parliamentarians and public organizations and society as a tse-breakage, should be a system of training and education of the future parents. This system should not be allocated in a separate institution or sector of education, it must guar harmonicity be integrated into the existing system of education.

Key words: workers with family responsibilities, training parents, human capital reproduction.

REFERENCES

1. Ilyshev A.M., Lavrentieva I.V. Strategies for inclusion of reproductive labor in production. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/129/013/1220/007-ILYShEV_ Ax2cM.pdf (date accessed 26/03/2016).

2. The International Labour Organization Convention N 156 on equal treatment and equal-tion opportunities for men and women workers: workers with family responsibilities (Geneva, July 23, 1981) Available at: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/11900116/ # text (reference date 28/06/2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.