дня. Отделявшие нас от нее, мы шли через высокие скалистые горы, не переставая удивляться тому, что среди таких утесистых громад пробита дорога... Пекин - удивительная и замечательная столица китайских богдыханов. Несмотря на великолепие и красоту домов, башен, арок, но «в этом прекрасном городе улицы находятся в плохом состоянии, ибо здесь очень мало таких улиц, которые были бы вымощены булыжником или кирпичом...На улицах, перекрестках, у городских ворот и у мостков стоят наготове лошади и ослы, на которых за небольшую плату можно ездить целый день по городу, причем хозяин животного бежит впереди и очищает дорогу. На всех улицах видишь много народу, глазеющего на что-либо удивительное, в одном месте танцуют на канатах, в другом толпа собралась вокруг рассказчика». Приглашенный послушать рассказчика должен заплатить медную монетку, называемую цянь. В середине у нее четырехугольная дыра. На большей части этих монет находятся четыре иероглифа.
Автором статьи не случайно были выбраны именно эти отрывки из дневника Адама Бранда, потому что по ним можно судить о том, что жизнь в современном Китае изменилась не намного. Сейчас Китай занимает первое место по численности населения. Из-за густоты населения дороги в самом деле можно встретить везде, даже в том месте, где никогда бы не подумал, что она там есть. Несмотря на научно-техническую революцию, дошедшую до Поднебесной раньше других, наряду с высотными домами и асфальтированными дорогами, как и писал Бранд, и в настоящее время можно встретить дороги из песка и земли, даже в таких крупных городах, как Пекин и Шанхай. Земледелие и огородничество до сих пор является любимым занятием у большинства китайцев. Иностранцев, действительно, они встречают всегда доброжелательно, готовы делать все, лишь бы у вас осталось хорошее впечатление от их страны. В современном Китае лошади и ослы заменены на рикши и велосипеды. Монетка-цянь существует и сейчас, однако ее больше уже применяют в качестве сувенира.
Все вышесказанное достоверно, так как увидено собственными глазами в Китае. Дневники Избранта Идеса и Адама Бранда -исключительно ценный источник по этнографии и географии Сибири. Его можно считать одним из первых этнографических трудов о России, хотя они написаны иностранцами. «Записки о русском посольстве в Китай (1692-1695)» Идеса Избранта содержат оригинальные сведения о вогулах и остяках (манси и ханты), тунгусах (эвенках), зырянах (коми) и других народах.
Идес и Бранд оставили нам яркие, красочные и правдивые описания путешествия по Уралу и Китаю. Это свидетельствует не только о добросовестности авторов при ведении полевых записей и последующей обработке материала, но и об их большой наблюдательности, об умении подметить и отразить в «Записках» наиболее важные особенности районов, через которые пролегал их путь.
Литература
1. Идес И., Бранд А. Записки о русском посольстве в Китай (1692—1695) / Вступ. ст., пер. и прим. М. И. Казанина.—М., 1967.
2. Архипова Н.П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. - Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1990. - 224 с.: ил.+вкл 32 л.
3. Избрант (Эверт-Избрант-Идес) // Сибирская Советская энциклопедия / под общ. ред. М.К. Азадовского. - Т. 2. - М., 1931. - С. 204.
4. Обзор иностранных известий о Сибири // Сибирский сборник / под ред. В.А. Ошуркова. - Иркутск, 1890. - С. 42-48.
5. Усыкин Л. Сочетая государственное с личным // Полит. ру.
References
1. Ides I., Brand A. Notes about the Russian Embassy in China (1692-1695) / Introduction, translation and notes by M. I. Kazanina.-M., 1967.
2. Arkhipova I.E., Hawks E.V. How were opened the Ural Mountains? - Sverdlovsk: Mid.-Ural. publishing house, 1990. - 224 P.: ill.+en. 32 l.
3. Izbrant (Evert-Izbrant-Ides) // Siberian Soviet encyclopedia / under the general editorship M.K. Azadovsky. - V 2. - M, 1931. - P.
204.
4. Review of foreign news of Siberia // the Siberian collection / edited by V.A. Oshurkova. - Irkutsk, 1890. - P. 42-48.
5. Ousykin L. Combining state-private // Polit.ru.
Касумова М. Ю.
Кандидат филологических наук, ассоциированный профессор Университета «Фатих», Стамбул ВОСТОЧНЫЙ (ОСМАНСКИЙ) ДЕСПОТИЗМ В СОЧИНЕНИЯХ М. М. СПЕРАНСКОГО
Аннотация
В статье исследуются взгляды М. М. Сперанского на государственное устройство восточных обществ и проблему восточного деспотизма применительно к Османской империи.
Ключевые слова: Восток, деспотия, М. М. Сперанский, Османская империя, внешняя политика.
Kasumova M.
Candidate of Philology Sciences, Associate Professor Fatih University, Istanbul ORIENTAL (OTTOMAN) DESPOTISM IN THE WRITINGS OF M. M. SPERANSKY
Abstract
The article examines the views M.M. Speransky on polity Eastern societies and the problem of Oriental despotism in relation to the Ottoman Empire.
Keywords: Orient, despotism, M.M. Speransky, the Ottoman Empire, foreign policy.
К концу XVIII в. в западноевропейской общественной мысли сложилось представление о восточных обществах, как о деспотиях, в которых верховным собственником земли и всех основных средств производства являлось государство, олицетворяемое верховным правителем. В формирование данной концепции, безусловно, значительный вклад внесли Ш.-Л . Монтескьё и T.-Р. Мальтус. Однако для них Османская империя в географическом смысле была в известной степени отвлеченным понятием, являясь, скорее, философской моделью для демонстрации недостатков деспотического правления, чем политической реальностью. Россия же пребывала в постоянном контакте с Османской империей, поэтому русский реформатор М. М. Сперанский именно Турцию выбрал в качестве яркого примера деспотического государства.
В российских исследованиях, касавшихся вопросов политики и экономики, проблема частной собственности рассматривалась в основном теоретически. Самый полный анализ социальных и политических особенностей восточного деспотизма был предпринят именно М. М. Сперанским в записках 1802 - 1809 гг., т.е. в то время, когда он входил в ближайшее окружение Александра I. Выработка основных направлений и принципов реформирования российского общества требовала сравнительного анализа государственного, общественного и экономического устройства Российской империи, Западной Европы и Востока. Несмотря на то, что реформы в основном остались нереализованными, тем не менее, при непосредственном участии Сперанского формировалась внешняя и внутренняя политика империи, определялись воззрения царя и его приближенных на политические реалии Востока. При этом, Сперанский специально не рассматривал вопрос о социально-политическом устройстве восточных обществ, но анализ проблемы восточного деспотизма и попытки соотнести его с российской действительностью присутствуют в его работах.
Довольно сложно определить значение теоретических изысканий Сперанского для отечественной общественной мысли рассматриваемого периода, т. к. его записки не были опубликованы. Следовательно, можно было бы сделать вывод, что концепция деспотизма, разработанная реформатором, не оказала существенного влияния на взгляды его современников. Содержание записок
6
Сперанского на протяжении правления Александра 1 оставалось известным лишь императору и узкому кругу высших государственных сановников. С другой стороны, это были люди, которые определяли внешнюю и внутреннюю политику государства. Следовательно, работы Сперанского оказались небесполезными, т. к. его концепция сформировала у Александра I и его приближенных определенное отношение к Востоку.
Осмысление Сперанским проблем восточных обществ, в частности деспотизма, проходило в русле идей Монтескьё. Краеугольным камнем теории французского просветителя является тезис об отсутствии в восточных обществах частной собственности на землю и твердых гарантий собственности вообще [1, 66], и Сперанский поставил вопрос о гарантировании частной собственности на землю для всех свободных сословий на первое место (его план предполагал постепенную отмену крепостного права). Отождествление общественного развития России и Востока соответствовало представлениям Монтескьё, для которого Россия служила примером деспотического государства, переживающего эпоху реформ «сверху» [там же]. Наконец, трактовка Сперанским понятия «монархия» как «монархия ограниченная» и представление о неизбежном самоуничтожении деспотического государства, также полностью соответствуют концепции Монтескьё.
В России к началу XIX в. не существовало теоретических исследований о Востоке, сопоставимых с разработкой этой темы западноевропейскими мыслителями. В связи с этим представления о собственности на Востоке формировались под воздействием двух основных факторов. С одной стороны, отечественные писатели воспринимали уже готовые теории, созданные к тому времени в западноевропейской общественной мысли. С другой стороны, не менее важную роль играли самостоятельные практические выводы, сделанные россиянами, посещавшими Азию в первой половине XIX в. Их контингент составляли: военнослужащие, которые вели боевые действия на территории Османской империи и Персии; чиновники, входившие в состав соответствующих миссий; путешественники, посещавшие Восток с исследовательскими или просто познавательными целями. Все эти категории людей бывали в Азии и в более ранние времена. Все это не могло не сказаться на отношении россиян к Востоку. Многие из них, в том числе люди, весьма далекие от философии и академической науки, пытались по-своему осмыслить восточные общества, сформулировать, хотя бы в общем виде, их основные отличия от западноевропейских стран, определить место и роль России в системе отношений Запад - Восток.
М.М.Сперанский классифицировал различные формы государственного устройства в зависимости от принципов взаимоотношений между государственной властью и законом. [2, 28]
С точки зрения Сперанского, первоначальной формой правления был деспотизм. Его возникновение диктовалось необходимостью обеспечить в самом примитивном виде «сохранение личности, собственности и чести». В этом случае власть правителя не связана никакими законными ограничениями. Деспотическое правление, при котором государи выступают в качестве «отцов народов», патриархально и свойственно «народам грубым», необразованным [2, 30-31].
Понятие «монархическое правление» для Сперанского адекватно конституционной монархии. Неограниченная монархия - это «самовластие», т. е. деспотизм [2, 45,65]. Такая форма правления и есть то общее, что объединяет Россию и Восток.
В деспотическом государстве подданные лишены прав и находятся в рабстве. Россия, по мнению Сперанского, полностью соответствует данной характеристике: «...законы наши писаны были в Афинах или в Англии, а образ управления занят в Турции» [2, 140].
Османская империя - единственное конкретное государство Востока, названное Сперанским, - выступает в его записках в качестве негативного примера. Кроме того, он упоминает «восточные деспотические государства» как отдельное понятие [2, 78].
В записке «Размышления о государственном устройстве империи» отмечаются следующие особенности деспотического государства: «в сем правлении законов быть не может»; «первая основа [народного] богатства есть право неотъемлемой собственности, а без законов она быть не может» [2, 63]. Общество такого типа не может рассчитывать на прирост народного богатства: отсутствие гарантий собственности препятствует экономическому прогрессу. Несмотря на внешнее могущество деспотической власти, правитель, как правило, оказывается не в состоянии контролировать все сферы жизни общества, поэтому полномочия на управление государством передаются в руки нескольких вельмож. С точки зрения Сперанского, «мнимая простота сего управления повергнет все в замешательство, ибо действие произвола... предопределить невозможно, и власть самодержавная... затруднится более соображением частей, в рознь идущих, и наблюдением за злоупотреблениями и прихотями каждой, нежели когда бы сама она лично всем управляла. Таково есть управление посредством визирей, пашей и прочих чиновников во всех системах самовластных» [2, 68].
Будущее такого государства бесперспективно. Все реформы неограниченного монарха, как правило, сводятся лишь к усилению армии и полиции, упорядочению сбора налогов и судебного делопроизводства [2, 48, примеч. 37]. Любые нововведения на поверку оказываются непрочными: они основаны не на «порядке вещей», а на личной воле монарха [2, 63].
История любого деспотического государства заканчивается народными волнениями, в результате чего общество впадает в анархию. Государство «по естественному порядку течения политических пере. воротов должно неизбежно в самом основании организации своей потрястись и разрушиться. Падение сего огромного колосса не может быть не ужасно» [2, 62-63, примеч. 7].
Выбор Сперанским Османской империи в качестве основного объекта рассмотрения при исследовании восточных обществ не случаен. Россия вела с ней длительные войны на протяжении XVIII - XIX вв. Во время военных походов россияне впервые получали возможность увидеть восточную страну «изнутри», поэтому именно Османская империя для многих олицетворяла собой Восток в целом. Огромные средства, затраченные Россией на борьбу с Османской империей, вероятно, заставляли задумываться о причинах относительного могущества Турции и искать их во внутренних политико-экономических факторах.
Изменение представлений не могло не сказаться на ориентирах внешней политики России. Таким образом, первые десятилетия XIX в. российское правительство стремилось установить прочные дипломатические отношения по типу европейских с теми государствами Востока, которые не являлись традиционными соперниками России, как Османская империя и Персия, в отношениях с которыми, Россией еще в XVIII столетии была найдена определенная форма взаимодействия, сочетавшая в себе дипломатические и военные методы решения принципиальных проблем. Практика, с одной стороны, подтверждала неприемлемость для России строить свои отношения с Востоком по европейским моделям, с другой - заставляла переосмысливать накопившуюся к тому времени информацию о Востоке, что в свою очередь приводило к изменению внешнеполитических концепций.
Литература
1. Монтескьё Шарль Луи де. О духе законов, или Об отношениях, в которых законы должны находиться к устройству каждого правления, к нравам, к климату, религии, торговле и т. д.; к чему автор прибавил новые исследования о законах римских, касающихся наследования, о законах французских и о законах феодальных. СПб., 1900.
2. Сперанский М. М. Проекты и записки. М. - Л., 1961.
References
1. Montesk'jo Sharl' Lui de. O duhe zakonov, ili Ob otnoshenijah, v kotoryh zakony dolzhny nahodit'sja k ustrojstvu kazhdogo pravlenija, k nravam, k klimatu, religii, torgovle i t. d.; k chemu avtor pribavil novye issledovanija o zakonah rimskih, kasajushhihsja nasledovanija, o zakonah francuzskih i o zakonah feodal'nyh. SPb., 1900.
2. Speranskij M. M. Proekty i zapiski. M. - L., 1961.
7