Научная статья на тему 'Восприятие штриховых и тоновых оригиналов в изобразительном материале'

Восприятие штриховых и тоновых оригиналов в изобразительном материале Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
208
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШТРИХОВЫЕ ОРИГИНАЛЫ / ТОНОВЫЕ ОРИГИНАЛЫ / ТРЕХЦВЕТКА / ЧЕТЫРЕХЦВЕТКА / ТРЕППИНГ / ОФСЕТНАЯ ПЕЧАТЬ / BAR ORIGINAL / CONTINUOUS-TONE ORIGINALS / TRENCITO / CHETYREHLETKA / TRAPPING / OFFSET PRINTING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мухина Н.Н.

В статье представлен обзор источников, в которых рассмот-рены вопросы способов воспроизведения штриховых и тоновых оригиналов в полиграфии. Также описаны правила оформления иллюстраций книг, размеров оттисков, правил печати трехцветки и четырехцветки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perception of stroke and tone of the originals in the fine material

Visual perception begins with the selection of common structural features of the object, in this case, text book, magazine, newspaper.. In the first place the perceived objects and space. Then mastered the relations between objects, then between the parts of objects.And creates a clear view of the whole. This feature of visual perception is taken into account when composite construction works with the aim of ensuring its orderly perception.The word "composition" comes from "composition" means a composition, preparation, communication, mapping. All of these values are present in a certain way in the modern sense of the composition because, when it comes to composition, it is always there. in mind a kind of integrity, the presence of a complex structure, containing contradictions, reduced to a harmonic unity through the system of connections between elements. The composition is not in the chaotic jumble of objects. Missing and where the content is homogeneous, unambiguously, elementary.All we read text from left to right. Therefore, a cursory look at the layout in the first place a person begins to know him from the left top corner (so often put there logo) gradually descending to the lower right (there are often addresses, and contacts). Given that the peculiarity of perception in the design of Polygraphy chain of logic built in that order.Bar originals for printing represents a pattern built on touch, spot or point, and combinations thereof. The number of colors in the original bar is usually small and does not exceed two or three.

Текст научной работы на тему «Восприятие штриховых и тоновых оригиналов в изобразительном материале»

УДК 655-03+621.397.4

Н.Н.Мухина

ВОСПРИЯТИЕ ШТРИХОВЫХ И ТОНОВЫХ ОРИГИНАЛОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ

В статье представлен обзор источников, в которых рассмот-рены вопросы способов воспроизведения штриховых и тоновых оригиналов в полиграфии. Также описаны правила оформления иллюстраций книг, размеров оттисков, правил печати трехцветки и четырехцветки.

Ключевые слова: штриховые оригиналы, тоновые оригиналы, трехцветка, четырехцветка, треппинг, офсетная печать.

N.N.Mukhina PERCEPTION OF STROKE AND TONE OF THE ORIGINALS IN THE FINE MATERIAL

Visual perception begins with the selection of common structural features of the object, in this case, text book, magazine, newspaper.. In the first place the perceived objects and space. Then mastered the relations between objects, then between the parts of objects.And creates a clear view of the whole. This feature of visual perception is taken into account when composite construction works with the aim of ensuring its orderly perception.

The word "composition" comes from "composition" means a composition, preparation, communication, mapping. All of these values are present in a certain way in the modern sense of the composition because, when it comes to composition, it is always there. in mind a kind of integrity, the presence of a complex structure, containing contradictions, reduced to a harmonic unity through the system of connections between elements. The composition is not in the chaotic jumble of objects. Missing and where the content is homogeneous, unambiguously, elementary.

All we read text from left to right. Therefore, a cursory look at the layout in the first place a person begins to know him from the left top corner (so often put there logo) gradually descending to the lower right (there are often addresses, and contacts). Given that the peculiarity of perception in the design of Polygraphy chain of logic built in that order.

Bar originals for printing represents a pattern built on touch, spot or point, and combinations thereof. The number of colors in the original bar is usually small and does not exceed two or three.

Keywords: bar original, continuous-tone originals, trencito, chetyrehletka, trapping, offset printing.

Восприятие человеком окружающего мира, формы освоения, познание этого мира, зависят от психофизического устройства организма человека, от устройства органов восприятия, высшей нервной деятельности, мозга. Проводником, посредством которого осуществляется связь человека с миром, являются эмоции. "Эмоция - результат оценки самим организмом своего отношения со средой",- писал Л.Выготский. Эмоции способствуют ориентации человека в мире, предостерегают от опасности, поощряют и т.д. Положительные и отрицательные эмоции, начиная с реакций на простейшие ощущения и кончая сложнейшими психическими переживаниями, способствуют нормальной жизнедеятельности человека во всех сферах его существования как на низшем биологическом уровне, так и на уровне высшей духовной деятельности.

Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта, в данном случае текста книги, журнала, газеты. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства. Затем осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом. Эта особенность зрительного восприятия учитывается при композиционном построении произведения с целью обеспечения упорядоченного его восприятия.

Композиция понимается диалектически: как процесс построения - на основе композиционных принципов и с помощью композиционных средств: как объект восприятия - с точки зрения психофизиологических особенностей восприятия; и как результат процесса построения, т. е. как завершенное художественное целое.

Композиция художественного произведения имеет разные аспекты, в силу которых должна рассматриваться :

• как развитие и воплощение идейно-художественного замысла в сюжете и в художественно-образном решении (семантический аспект);

• как система отношений всех элементов формы, в которой материализуется замысел (синтаксический аспект);

• с точки зрения воздействия художественного целого на социально функционирующую личность (прагматический аспект).

Одним из факторов, которые необходимо учитывать при проектировании издания, является преимущественный возрастной контингент его будущих читателей. Например, при ориентации на пожилого читателя следует избегать шрифтов малых кеглей, применения цветных «подложек» по текст.

Различия в читательском адресе определяют и принцип иллюстрирования книг, в частности, изданий художественной литературы. При проектировании подавляющего большинства изданий

дизайнер сталкивается с необходимостью формировать художественную структуру сообразно ее функции [8].

Слово «композиция» происходит от латинского "Compositю" что означает - сочинение, составление, связь, сопоставление. Все эти значения определенным образом присутствуют в современном понимании композиции, поскольку, если речь идет о композиции, то всегда имеется.в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами. Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно.

Все мы читаем текст слева на право. Поэтому при беглом взгляде на макет в первую очередь человек начинает с ним знакомиться с левого верхнего угла (поэтому там часто ставят логотип) постепенно спускаясь к правому нижнему (часто там стоит адреса и контакты). Учитывая такую особенность восприятия в дизайне полиграфии логическая цепочка строится именно в такой последовательности.

Штриховые оригиналы для высокой печати представляют собой рисунок, построенный на штрихе, пятне или точке, а также на их комбинации. Количество цветов в штриховом оригинале обычно невелико и не превышает двух-трех [7].

При полиграфическом воспроизведении штриховых (равно как и тоновых) оригиналов необходимо получить на оттисках заданные размеры, геометрическую форму и толщину штрихов всех элементов изображения оригинала. В высокой и плоской офсетной печати штриховые оригиналы воспроизводятся достаточно точно как по геометрической форме и размерам штрихов, так и по равномерности их оптической плотности. Последнее достигается благодаря одинаковому по толщине красочному слою, передаваемому в процессе печатания с формы или резинотканевой пластины на бумагу. Однако наибольшую точность передачи особенно мелких деталей можно получить только в плоской офсетной печати [2].

Многоцветные штриховые оригиналы воспроизводятся с такой же графической точностью, как и одноцветные. При печатании, в зависимости от характера оригинала, цвета штрихов могут быть получены какой-либо одной краской (например, зеленой, фиолетовой и т. д) или путем наложения красок друг на друга (например, зеленый цвет получают наложением голубой краски на желтую) [2].

Для передачи цветного тонового оригинала высокая печать располагает большими возможностями. Любой цветной оригинал, даже самый сложный, может быть репродуцирован этим способом с большой точностью. Для высокой печати пригоден оригинал, выполненный любым материалом — маслом, акварелью, гуашью и т. д. Все же оригиналы, выполненные гуашью, не всегда удаются в цветной репродукции, так как гуашные краски часто не воспринимаются светочувствительным серебряным слоем.

Несложные рисунки, выполненные чистыми красками, могут быть репродуцированы в течение 2-3 дней. Гораздо сложнее репродуцирование живописных оригиналов при требовании точной их передачи.

Обычно для передачи цветного оригинала пользуются тремя красками (трехцветка) или четырьмя (четырехцветка) [6].

Если бы шрифт был сделан синим цветом, то перед сдачей оригинала в производство буквы пришлось бы или обвести черным контуром или же сплошь залить черной краской.

Синий цвет действует на фотографическую пластинку с большой силой, и без обводки эти буквы получались бы на негативе почти такими же черными, как белый фон [7].

Предположим теперь, что имеется оригинал, изображенный на рисунке (квадрат красный и шрифт черный). Такой оригинал можно снять лишь при помощи светофильтра на бромоколлодион-ной эмульсии, что не всегда может быть выполнено. При обычной съемке квадрат и шрифт получились бы одинаково черными. Чтобы снять этот оригинал, необходимо дать белый контур кругом букв, как это указано на рисунке.

Если бы на черном квадрате были изображены синие буквы, то для съемки обычным путем пришлось бы, пробелив фон кругом букв, оконтурить их, кроме того, черной краской, оконтурив и шрифт, лежащий вне квадрата.

При изготовлении клише пришлось бы на цинке закрывать оконтуренные буквы для одного клише и квадрат (в местах отбелки) для другого. Это отняло бы лишнее время в цинкографии и усложнило бы производственный процесс.

Чтобы избежать этого, следует поручить художнику перевести на кальку отдельно все элементы, данные на цветной краске, а также отдельно все элементы, данные на черной краске. Каждый из скалькированных оригиналов будет репродуцироваться отдельно.

Калькирование (в случае отсутствия бромоколлодионной эмульсии и светофильтров) обязательно потребуется при более сложных оригиналах, если в них один цвет налагается на другой. Для совпадения красок художником проставляются на кальках крестики-метки. Клише для черной краски можно изготовить непосредственно с оригинала, без кальки, если второй тон дать синим или голубым.

В случае несложного оригинала иногда удается избегнуть обводки или калькирования соответствующим выбором краски при изготовлении рисунка. Если, например, рисунок выполнен черной и сине-зеленой красками, то, фотографируя оригинал два раза (с различной экспозицией), можно получить отдельно клише для зеленой и черной красок. Потребуется, конечно, дополнительная обработка этих клише.

При изготовлении двухцветных оригиналов, в которых цвет не находит на цвет, необходимо выбирать такие краски, которые могут быть восприняты в обычных условиях пластинкой (красный, коричневый, желто-зеленый и т. д.).

Употребление синей или фиолетовой краски создало бы ряд неудобств и потребовало бы обводки рисунка черным контуром. Поэтому если в изображении такого рода требуется синий, голубой, фиолетовый и тому подобные цвета, то-эскиз выполняется в действительных цветах изображения, а оригинал — в цветах, удобных для репродуцирования [7].

С изобразительной стороны нельзя решать двухцветный рисунок так, чтобы на обеих красках давались основные, строящие элементы рисунка. Если, например, мы изобразим утку черной краской, а клюв и лапы ее красной, то малейшее несовпадение красок разрушит рисунок.

Правильно построенное двухцветное штриховое изображение использует второй цвет в качестве подсобного. Он должен лежать изолированно от первого цвета или быть подложенным под него, чтобы возможный небольшой сдвиг не разрушил рисунка. Основное же построение формы должно быть целиком выполнено при помощи первого цвета. Построенное таким образом изображение и при массовом тираже дает доброкачественную продукцию [7].

Текст должен по возможности быть отделен пустыми полями и разбавлен фотографиями для более комфортного восприятия. Необходимо учитывать, что, в первую очередь, привлечет крупный текст на темном или ярком блоке[5].

Например, при треппинге (термин, которым обозначают "распухание" (spreading) или «затягивание» (choking) окрашенных участков, соприкасающихся друг с другом на отпечатке) существует несколько правил оформления иллюстраций:

- если иллюстрация светлее фона, то размеры фона не изменяются, а иллюстрация увеличивается;

- если иллюстрация темнее, то размер иллюстрации не изменяется, а размер фона изменяется [4].

Несмотря на большие успехи электронного цветоделения, во многом определяющего качество

изданий, способы печатания имеют определенные ограничения.

Например, так называемая оптическая плотность, определяющая в известной мере насыщенность изображения, при офсетной печати обычно не превышает даже на мелованной бумаге 1,7-1,8. Поэтому требование «сделать насыщеннее» какой-либо участок репродукции картины, написанной на холсте маслом и имеющей сочные мазки, не всегда может быть реализовано.

В то же время при использовании способа глубокой печати оптическая плотность может достигать 2,5-3,0 единиц, однако в светлых участках изображения (в светах) передача градаций весьма затруднена. Поэтому на воспроизведение этим способом ряда оригиналов, например, выполненных акварелью, накладываются определенные ограничения.

Создание многокрасочных изображений способом высокой печати существенно меньше нормализовано, чем в офсете и, кроме того, связано с большой сложностью и длительностью приправки (процесса перераспределения давления на печатную форму таким образом, чтобы оно было выше на больших печатающих участках) цветоделенных печатных форм в печатной машине высокой печати перед началом печатания.

При некотором упрощении можно сказать, что для воспроизведения цветных оригиналов (детских книг, иллюстраций, календарей и т.п.) следует использовать способ офсетной печати.

Именно при офсетной печати высокое качество многокрасочной продукции сочетается с хорошими экономическими показателями [1].

Литература

1.Виды печати и способы их применения: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kazedu. kz/referat/65843

2.Воспроизведение штриховых ресурсов: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://libdocs.ru/docs/ 98100/index-4337.html

3. Григорян Е.А. Основы композиции в прикладной графике: учеб.-метод. пособие. Ереван, 1986. 32 с.

4. Задачи при воспроизведении многоцветных штриховых оригиналов. Общие сведения о технологии треппинга: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.konspektov.net/question/1760009

5. Дизайн полиграфии.Правила и ошибки: [Электронный ресурс]. Режим доступа:Ы1р://ехрег1-ро^га-phy.com/dizajn-poligrafii-pravila-i-oshibki/

6. Тоновые оригиналы: [электронный ресурс]. Режим доступа: http: //maxbooks.ru/artbook/bookart75.htm

7. Штриховые оригиналы: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://maxbooks.ru/artbook/bookart 74.htm

8. Энциклопедия книжного дела / Ю.Ф.Майсурадзе, А.Э.Мильчин, Н.П. Маковеев и др. изд.2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 264. 634 с. (Книжное дело).

УДК 78.036 (470.56=512.145)

Э.М.Галимова

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРЕНБУРГСКИХ ТАТАР

Статья посвящена вопросам изучения традиционного музыкального фольклора орен-бургских татар. Интересен тот факт, что экспедиционные записи послужили материалом для выводов о сохранении диалектных особенностей в некоторых населённых пунктах, которые наложили отпечаток на этническую самобытность и музыкального фольклора в целом.

Ключевые слова. Оренбургские татары, музыкальный фольклор, песенная культура, инструментальная культура.

Elmira Galimova PRACTICAL RESULTS OF FIELD RESEARCH IN THE FIELD OF TRADITIONAL MUSICAL CULTURE ORENBURG TATARS

This article is devoted to studying the traditional folk music of Orenburg Tatars. An interesting fact is that the forwarding entries served as material for conclusions about the preservation of dialectal features in some localities, which have left their mark on the ethnic identity and folk music in general.

Keywords. Orenburg Tatars, folk music, song culture, instrumental culture.

В настоящее время в обществе и науке заметно активизировался интерес к этническому музыкально-эстетическому наследию, к проблемам исторической преемственности в культуре, а также к возрождению традиционных ценностей. В контексте этих задач нами была предпринята комплексная экспедиция к татарам Оренбургской области, в которой были посещены Шарлыкский район (д.Сарманаево, Новомусино, Зирекле, Мустафино); Александровский район (д.Султанаево, Тукай, Яфа-рово); Сакмарский район (д. Татарская Каргала, Верхние Чебеньки); Саракташский район (д. Кульчу-мово, Чишма, Кабан, Биктимирово, Никитино, Аблязово). В данных поселениях проживают потомки казанских татар, татар-мишар, а также башкиры и казахи. Интересен тот факт, что диалектные особенности языка, которые являются определяющим национальным фактором населения каждой деревни, накладывают отпечаток на этническую самобытность и музыкального фольклора в целом.

В ходе полевых исследований собран музыкально-фольклорный материал, состоящий из 267 напевов. Музыкальные записи сделаны от 73-х информантов 1925-1977 г. рождения. Необходимо отметить, что нами собраны образцы разных старинных жанров: деревенские напевы (авыл кое), лирические песни (озын кой, салмак кой), песни проводов солдата (солдат озату щырлары), колыбельные (бишек щырлары), игровые напевы и наигрыши (уен щырлары hэм койлэре), такмаки (такмак), жанры книжного интонирования (бэет, монэщэт), а также инструментальные наигрыши (бию кое, урам кое, авыл кое). Наибольшую популярность продолжают занимать песни казанских татар, ставшие, по существу, классикой, такие как: «Су буйлап», «Герман кое», «Ах, щаныем суларда», «Сарман буйларында», «Рэйхан», «Олы юлнъщ тузаны».

Полевые исследования показали определенную тенденцию к сохранению некоторых ритуалов, в частности традиций встречи с близкими, друзьями, родственниками. Например, обряды аграрного календаря - Карга боткасы, Яцгыр телэу, Майевка бэйрэме (праздник труда).

В процессе экспедиции, мы старались уделить наибольшее внимание жанрам книжного интонирования - мунаджатам и байтам. К сожалению, удельный вес этих древнейших жанров значительно уменьшился. Новые произведения с мирским содержанием вообще не создаются, а исполнение религиозных мунаджатов является большой редкостью. Стал исчезать в быту и жанр баита (бэет). В свое время, он являлся, как известно, самобытным и национальным достоянием музыкально-поэтического творчества татар-мусульман. Сохранилось лишь создание баитов на семейно-быто-вые темы, ограничивающихся преимущественно темой трагической гибели героя. Совершенно угас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.