Научная статья на тему 'Восприятие речи леворукими дошкольниками с разным типом межполушарной асимметрии мозга'

Восприятие речи леворукими дошкольниками с разным типом межполушарной асимметрии мозга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
730
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ / МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА / ЛЕВОРУКОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Азарова Елена Александровна, Жулина Галина Николаевна, Шевырева Елена Геннадьевна

В условиях инновационных трансформаций в сфере образования в зону особого внимания попадают дети с особенностями развития. К таковым можно отнести леворуких. В настоящее время в ДОУ и школах все чаще мы видим не переученных леворуких дошкольников и школьников, амбидекстры также встречаются редко. Проблема леворукости всегда была очень деликатной. С целью соответствия ребенка неким стандартам обучения родители насильно переучивали его писать и работать правой рукой, что практически всегда становилось травмирующей ситуацией для ребенка. Помимо заострения внимания на некоторой непохожести на других детей, переучивание само по себе доставляло психоэмоциональные и когнитивные переживания. Благодаря актуализации этой проблемы изменилось представление большинства педагогов и родителей о том, что следует не переучивать леворукого ребенка, а, принимая его особенности, предложить комфортные и эргономичные для него технологии обучения, с учетом его восприятия мира и отражения окружающей среды. Леворукость ребенка не означает тривиальные действия левой рукой, леворукость означает совершенно иную, нежели у праворуких, мозговую организацию познавательных функций, что необходимо учитывать при воспитании и обучении (С. Спрингер, Г. Дейч, 1983; Б.С. Котик, 1992; Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994, М.М. Безруких, 2000) [2]. Исследование проблем леворукости в отечественных и зарубежных исследованиях представлено с позиций функциональной асимметрии головного мозга (А.Р. Лурия, Б.С Котик, Э.Г. Симерницкая, Е.Д. Хомская), особенностей когнитивной сферы (Ч. Шеррингтон, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, И.Н. Филимонов, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, В.Д. Небелицын, Э.А. Нушинян, И. Рок, Ч. Харрис, В.В. Суворова, П.В. Тараканов и др.), осуществлялись попытки изучения причин леворукости (Т.Г. Абидина, В.И. Сыренский и др.) [2]. Однако, проблема остается открытой для исследования. Практически отсутствуют работы по изучению леворукости в дошкольный период жизни ребенка [2]. В связи с вышесказанным особую значимость приобретает исследование познавательной сферы леворукого ребенка, в частности речи, как основы познавательной деятельности личности. Речь, язык это сложные когнитивно-перцептивные системы, которые включают в себя развитие и функционирование всех познавательных процессов. В настоящее время это отражено в интегративной теории речи, которая, на наш взгляд, является инновационным шагом не только в психологической науке, но и в лингводидактике, лингвопедагогической психологии [4]. Благодаря компаративному исследованию правои леворуких испытуемых стало возможным изучить, каким образом этот процесс организован у леворуких детей. Особый интерес представляет связь качественных и количественных показателей развития речи с аттенционно-мнестическими характеристиками, особенно при овладении иностранным языком. Качественно сформированные аттенционные характеристики это залог высокопродуктивной и эффективной мнестической деятельности обучающегося. В нынешних условиях, с учетом особенностей психического развития современных детей, необходимы инновационные методы формирования и развития познавательной сферы, в частности слухоречевого восприятия. Доминанта визуализации в обучении значительно понизила уровень и качество слухо-речевой переработки информации у детей. На наш взгляд, инновационные методы формирования и развития познавательной сферы заключаются в реабилитации традиционных слухо-речевых технологий обучения: рассказ, пересказ, задания различного рода с подачей информации на слух. Это в свою очередь, способствует сосредоточению, усидчивости, дисциплине и послушанию [1]. Цель: изучение особенностей восприятия речи леворукими дошкольниками с разным типом ФАМ. Для реализации исследования применялись методика на определение слуховой дифференциальной чувствительности Ю.А. Веденяпина (1979) и методика дихотического прослушивания Д.Кимура, адаптированная Б.С.Котик. Объектом нашего исследования стали леворукие дошкольники в количестве 20 человек. Предметом явилась познавательная сфера (восприятие речи) леворукими дошкольниками с разным типом функциональной асимметрии мозга (ФАМ). На первом этапе испытуемым предложили методику дихотического прослушивания Д. Кимура, адаптированную Б.С. Котик [3]. В отличие от методики на определение слуховой дифференциальной чувствительности (СДЧ) эта методика интересовала нас с точки зрения показателя чувствительности к произносительной стороне речи, т.е. фонематической. Показатель, который может дать такую информацию по методике Кимура Д. (Котик Б.С.), это коэффициент эффективности (Кэ) количество правильно воспроизведенных слов. На втором этапе исследования испытуемым предложили методику на определение СДЧ Ю.А. Веденяпина [3]. Испытуемым предлагалось прослушать 10 фраз на незнакомом им (испанском) языке, при этом интонация либо менялась, либо оставалась неизменной. Испытуемый должен был определить, менялась ли интонация. В результате психологического и математического анализа данных с использованием критерия Фишера были сделаны следующие выводы. 1. Среди леворуких дошкольников в благоприятную зону для овладения иноязычной речью попали 80% испытуемых. Это сочетается с высокими показателями СДЧ, т.к. билатерализация полушарий по речи предполагает наличие гибких стилей усвоения иностранного языка. С одной стороны, это хорошее приспособление к грамматико-переводному стилю и к стилю, приближенному к естественному типу усвоения речи, эмоционально-экспрессивному, когда на первый план выдвигается интонационно-ритмическая сторона речи. 2. Достоверно значимые различия выявлены при сравнении большинства показателей в группе леворуких дошкольников с разным типом ФАМ. Можно сказать, что для леворуких дошкольников с правополушарным типом асимметрии (сильно выраженным и Кпу меньше -5%) и с отсутствием асимметрии характерна высокая слуховая дифференциальная чувствительность. А для леворуких дошкольников с левополушарным сильно выраженным типом ФАМ (Кпу больше 15%) свойственен средний уровень слуховой дифференциальной чувствительности. 3. Выявлены достоверно значимые различия при сравнении левои праворуких дошкольников с сильно выраженной правополушарной асимметрией (Кпу меньше -15%) по всем уровням слуховой дифференциальной чувствительности: высокий уровень слуховой дифференциальной чувствительности φ = 4,44 при р=0,01, средний уровень СДЧ φ = 2,48 при р=0,01 и низкий уровень СДЧ φ = 4,61 при р=0,01. Для праворуких дошкольников с сильно выраженной правополушарной асимметрией характерен средний и низкий уровень СДЧ, а для леворуких дошкольников с сильно выраженной правополушарной асимметрией высокий уровень. Результаты могут быть использованы педагогами образовательных организаций различного типа, а так же родителями леворуких детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Азарова Елена Александровна, Жулина Галина Николаевна, Шевырева Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восприятие речи леворукими дошкольниками с разным типом межполушарной асимметрии мозга»

Восприятие речи леворукими дошкольниками с разным типом межполушарной

асимметрии мозга

Азарова Елена Александровна, Жулина Галина Николаевна, Шевырева Елена Геннадьевна

Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону

Ключевые слова:

восприятие речи, межполушарная асимметрия мозга, леворукость, иноязычная речь

Введение. В условиях инновационных трансформаций в сфере образования в зону особого внимания попадают дети с особенностями развития. К таковым можно отнести леворуких. В настоящее время в ДОУ и школах все чаще мы видим не переученных леворуких дошкольников и школьников, амбидекстры также встречаются редко. Проблема леворукости всегда была очень деликатной.

С целью соответствия ребенка неким стандартам обучения родители насильно переучивали его писать и работать правой рукой, что практически всегда становилось травмирующей ситуацией для ребенка. Помимо заострения внимания на некоторой непохожести на других детей, переучивание само по себе доставляло психоэмоциональные и когнитивные переживания.

Благодаря актуализации этой проблемы изменилось представление большинства педагогов и родителей о том, что следует не переучивать леворукого ребенка, а, принимая его особенности, предложить комфортные и эргономичные для него технологии обучения, с учетом его восприятия мира и отражения окружающей среды.

Леворукость ребенка не означает тривиальные действия левой рукой, леворукость означает совершенно иную, нежели у праворуких, мозговую организацию познавательных функций, что необходимо учитывать при воспитании и обучении (С. Спрингер, Г. Дейч, 1983; Б.С. Котик, 1992; Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994, М.М. Безруких, 2000) [2]. Исследование проблем леворукости в отечественных и зарубежных исследованиях представлено с позиций функциональной асимметрии головного мозга (А.Р. Лурия, Б.С Котик, Э.Г. Симерницкая, Е.Д. Хомская), особенностей когнитивной сферы (Ч. Шеррингтон, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, И.Н. Филимонов, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, В.Д. Небелицын, Э.А. Нушинян, И. Рок, Ч. Харрис, В.В. Суворова, П.В. Тараканов и др.), осуществлялись попытки изучения причин леворукости (Т.Г. Абидина, В.И. Сыренский и др.) [2].

Однако, проблема остается открытой для исследования. Практически отсутствуют работы по изучению леворукости в дошкольный период жизни ребенка [2]. В связи с вышесказанным особую значимость приобретает исследование познавательной сферы леворукого ребенка, в частности речи, как основы познавательной деятельности личности. Речь, язык - это сложные когнитивно-перцептивные системы, которые включают в себя развитие и функционирование всех познавательных процессов. В настоящее время это отражено в интегративной теории речи, которая, на наш взгляд, является инновационным шагом не только в психологической науке, но и в лингводидактике, лингвопедагогической психологии [4]. Благодаря компаративному исследованию право- и леворуких испытуемых стало возможным изучить, каким образом этот процесс организован у леворуких детей.

Особый интерес представляет связь качественных и количественных показателей развития речи с аттенционно-мнестическими характеристиками, особенно при овладении иностранным языком. Качественно сформированные аттенционные характеристики - это залог высокопродуктивной и эффективной мнестической деятельности обучающегося. В нынешних условиях, с учетом особенностей психического развития современных детей, необходимы инновационные методы формирования и развития познавательной сферы, в частности слухо-речевого восприятия. Доминанта визуализации в обучении значительно понизила уровень и

качество слухо-речевой переработки информации у детей.

На наш взгляд, инновационные методы формирования и развития познавательной сферы заключаются в реабилитации традиционных слухо-речевых технологий обучения: рассказ, пересказ, задания различного рода с подачей информации на слух. Это в свою очередь, способствует сосредоточению, усидчивости, дисциплине и послушанию [1]. Цель: изучение особенностей восприятия речи леворукими дошкольниками с разным типом ФАМ.

Для реализации исследования применялись методика на определение слуховой дифференциальной чувствительности Ю.А. Веденяпина (1979) и методика дихотического прослушивания Д.Кимура, адаптированная Б.С.Котик. Объектом нашего исследования стали леворукие дошкольники в количестве 20 человек. Предметом явилась познавательная сфера (восприятие речи) леворукими дошкольниками с разным типом функциональной асимметрии мозга (ФАМ).

На первом этапе испытуемым предложили методику дихотического прослушивания Д. Кимура, адаптированную Б.С. Котик [3]. В отличие от методики на определение слуховой дифференциальной чувствительности (СДЧ) эта методика интересовала нас с точки зрения показателя чувствительности к произносительной стороне речи, т.е. фонематической. Показатель, который может дать такую информацию по методике Кимура Д. (Котик Б.С.), это коэффициент эффективности (Кэ) - количество правильно воспроизведенных слов.

На втором этапе исследования испытуемым предложили методику на определение СДЧ Ю.А. Веденяпина [3]. Испытуемым предлагалось прослушать 10 фраз на незнакомом им (испанском) языке, при этом интонация либо менялась, либо оставалась неизменной. Испытуемый должен был определить, менялась ли интонация.

В результате психологического и математического анализа данных с использованием критерия Фишера были сделаны следующие выводы.

1. Среди леворуких дошкольников в благоприятную зону для овладения иноязычной речью попали 80% испытуемых. Это сочетается с высокими показателями СДЧ, т.к. билатерализация полушарий по речи предполагает наличие гибких стилей усвоения иностранного языка. С одной стороны, это хорошее приспособление к грамматико-переводному стилю и к стилю, приближенному к естественному типу усвоения речи, эмоционально-экспрессивному, когда на первый план выдвигается интонационно-ритмическая сторона речи.

2. Достоверно значимые различия выявлены при сравнении большинства показателей в группе леворуких дошкольников с разным типом ФАМ. Можно сказать, что для леворуких дошкольников с правополушарным типом асимметрии (сильно выраженным и Кпу меньше -5%) и с отсутствием асимметрии характерна высокая слуховая дифференциальная чувствительность. А для леворуких дошкольников с левополушарным сильно выраженным типом ФАМ (Кпу больше 15%) свойственен средний уровень слуховой дифференциальной чувствительности.

3. Выявлены достоверно значимые различия при сравнении лево- и праворуких дошкольников с сильно выраженной правополушарной асимметрией (Кпу меньше -15%) по всем уровням слуховой дифференциальной чувствительности: высокий уровень слуховой дифференциальной чувствительности - □ = 4,44 при р=0,01, средний уровень СДЧ - □ = 2,48 при р=0,01 и низкий уровень СДЧ - □ = 4,61 при р=0,01. Для праворуких дошкольников с сильно выраженной правополушарной асимметрией характерен средний и низкий уровень СДЧ, а для леворуких дошкольников с сильно выраженной правополушарной асимметрией - высокий уровень.

Результаты могут быть использованы педагогами образовательных организаций различного типа, а так же родителями леворуких детей.

Список литературы:

1. Azarova Elena A., Zhulina G.N., Mozgovaja N.N., Novokhatko E.N., Shevyreva E.G. Submissions of a Teacher by Modern Russian Pupils. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015. Т. 6. № 6 S7. С.

18-26.

2. Безруких М.М. Проблемные дети. - М., 2000.

3. Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. - Ростов н/Д., 1992.

4. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.