Научная статья на тему 'Восприятие подростками и родителями рисков, связанных с отдыхом в летнем детском лагере'

Восприятие подростками и родителями рисков, связанных с отдыхом в летнем детском лагере Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
984
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛЕТНИЙ ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ / РИСК / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / SUMMER CHILDREN'S CAMP / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / RISK / PSYCHOLOGICAL RISKS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фадеева Татьяна Юрьевна

В статье обосновано, что детский оздоровительный лагерь можно рассматривать как объект высокого риска. Рассмотрены риски, встречающиеся в его воспитательной среде. Автором представлены материалы экспериментального исследования по выявлению особенностей восприятия рисков, связанных с летним детским лагерем, подростками и родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perception of risks connected with rest in summer children's camp by teenagers and parents

The article substantiates that children's summer camp can be considered as an object of high risk. The risks meeting in its educational environment are considered. The author presents experimental research materials on revealing of features of perception of the risks connected with summer children's camp, teenagers and parents.

Текст научной работы на тему «Восприятие подростками и родителями рисков, связанных с отдыхом в летнем детском лагере»

мальным является сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия. Так, например, обсуждение на родительском собрании каких-либо аспектов воспитания можно продолжить при индивидуальных и групповых консультациях с родителями. Такие собрания являются основной формой работы, где обсуждаются проблемы, возникающие в ходе взаимодействия семьи и школы, родителей и детей.

Важно, чтобы коллективные и групповые формы работы педагога с семьей сопровождались и межличностным взаимодействием, осуществляемым с помощью бесед, индивидуальных консультаций, совместного поиска решений проблем обучения и воспитания. Индивидуальная работа с родителями требует от учителя гораздо больше усилий и творческой активности, но и эффективность ее значительно выше.

В практической деятельности педагога также целесообразно использовать такие инновационные формы сотрудничества с семьей, как обучающие тренинги. Они помогают родителям понять собственные ошибки и

УДК 159

преодолеть трудности в воспитании детей, улучшить взаимоотношения с ребенком и предупредить отклонения в его поведении, наладить контакт с детьми и понять, какая им нужна помощь. Тренинги оказывают неоценимую помощь во взаимодействии с детьми, формируют умения бережного, доброго отношения к ним, вооружают необходимыми технологическими приемами активного слушания, понимания эмоционального состояния своих детей и необходимости использования поощрений и сокращения наказаний как проявления гуманного отношения к ним.

Резюмируя, отметим, что только в процессе сотрудничества педагога с семьей возможно успешное решение проблемы полноценного развития личности ребенка. А путями снижения возникающих в этом направлении психолого-педагогических рисков являются: исключение закрытости и диктата школы в работе с семьей, повышение уровня педагогической культуры родителей, компетентность педагогов в организации сотрудничества с семьей школьника.

Т. Ю. ФАДЕЕВА

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: fadiy@mail.ru

Восприятие подростками и родителями рисков, связанных с отдыхом в летнем детском лагере

В статье обосновано, что детский оздоровительный лагерь можно рассматривать как объект высокого риска. Рассмотрены риски, встречающиеся в его воспитательной среде. Автором представлены материалы экспериментального исследования по выявлению особенностей восприятия рисков, связанных с летним детским лагерем, подростками и родителями.

Ключевые слова: образовательная среда, летний детский лагерь, риск, психологические риски.

T. Yu. FADEEVA Perception of Risks Connected with Rest in Summer Children's Camp by Teenagers and Parents

The article substantiates that children's summer camp can be considered as an object of high risk. The risks meeting in its educational environment are considered. The author presents experimental research materials on revealing of features of perception of the risks connected with summer children's camp, teenagers and parents.

Key words: educational environment, summer children's camp, risk, psychological risks.

В последнее время пристальное внимание уделяется исследованию образовательной среды школы, так как именно она и ближайшее окружение являются условием и источником развития ребенка. Однако в современной психологической науке мало исследований, посвященных изучению среды

летнего детского оздоровительного лагеря. Так же, как и образовательная среда школы, воспитывающая среда детского лагеря влияет на становление личности ребенка, его психическое здоровье. Временный детский коллектив в летнем лагере часто становится референтной группой для детей и подростков

© Фадеева Т. Ю, 2011

и определяет круг их интересов, взглядов и ценностных ориентиров, тем более достаточно много детей проводят в оздоровительном лагере все лето. Это обусловлено занятостью родителей, возможностью, отправив уже самостоятельного ребенка в лагерь, больше времени уделить другому, маленькому ребенку, а также желанием самих детей вырваться из-под опеки взрослых и почувствовать себя свободными и самостоятельными.

Основная цель летних детских лагерей - образовательное и культурное развитие. Природная окружающая среда лагеря позволяет развивать у детей экологическую культуру. В новых условиях расширяется поле социального взаимодействия ребенка, меняется круг его общения как со взрослыми (воспитателями, обслуживающим персоналом и т.д.), так и со сверстниками.

Ряд ученых утверждают, что современная школа является объектом высокого риска, поскольку она выпускает «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Детский оздоровительный лагерь наравне со школой можно рассматривать как объект большого риска. В. И. Зубков определяет риск как социальное поведение субъекта, осуществляемое в условиях неопределенности его исходов1. А так как источников неопределенности множество, то можно утверждать, что вся общественная жизнь на всех уровнях и в каждый момент пронизана рисками. Однако существует и другое понимание риска: он может рассматриваться как действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с угрозой потери, а также как ситуативную характеристику деятельности, включающую неопределенность исхода и неблагоприятные последствия в случае неуспеха.

Применительно к образовательной среде обычно говорят о психологических рисках. Так, И. А. Баева, В. В. Семикин, рассматривая психологическую безопасность во взаимодействии участников образовательной среды, выделяют психологический риск, обусловленный использованием потенциально опасных психолого-педагогических техно-логий2. Психологические риски технологи-зации общего образования рассматривает Н. И. Лифанцева3. Определенные нарушения в системе школьных взаимоотношений в качестве риска изучает О. И. Леонова4.

К психологическим рискам относят: личностные особенности; страхи, тревожность;

невнимание к эмоциональной сфере ребенка; нарушение межличностных отношений между детьми; насилие, нетерпимость; деление на лидеров и изгоев; соперничество; отсутствие доверительных отношений; отсутствие психологической поддержки; авторитарность; жестокость, безразличие; самоутверждение педагога за счет ребенка и др. Кроме вышеперечисленных в загородном лагере возможны риски, которые можно отнести к социальным, например, опасность утонуть, отравиться, получить травму или перелом, так как в основном это происходит по вине специалистов, которые недобросовестно относятся к своим профессиональным обязанностям. Также можно говорить и об экологических рисках, таких как пожары.

В своем исследовании мы выделили две группы рисков, которые возможны в детском лагере: психологические и социальные, которые влияют на жизнь и здоровье детей. Цель исследования состояла в том, чтобы рассмотреть восприятие подростками и родителями рисков, связанных с пребыванием в летнем детском оздоровительном лагере; участвовало 70 подростков и 60 родителей города Саратова. Им была предложена разработанная нами анкета, которая состояла из 40 вопросов.

Анализ средних значений (по шкале от 1 до 10) показал, что для родителей отдых ребенка в летнем лагере является рискованным (7). Самыми значимыми рисками, являются: массовое отравление (8), травма ребенка (8), пропажа ценных вещей (8), пожар (7), купание в бассейне (6), походы в лес без взрослых (6), а также опасение за ребенка из-за некомпетентных вожатых и воспитателей (8).

Для детей в отличие от родителей значимыми рисками являются: потеря ценных вещей (5) и массовое отравление (5). Также следует отметить, что многие подростки готовы рискнуть и прогуляться на речку (7) или в лес (6) без присмотра взрослых.

Корреляционный анализ позволил выявить значимые положительные связи между опасением за ребенка из-за некомпетентных вожатых, воспитателей и тревогой за ребенка из-за того, что его будут принуждать что-либо делать (к=0,27), могут унизить дети (к=0,23) и взрослые (к=0,22). Значимые отрицательные связи наблюдаются между страхом за ребенка из-за некомпетентных вожатых, воспитателей и спокойствие относительно того, что ребенок может подвергнуться насилию

^=-0,23), угрозам ^=-0,24) и унижению ^=-0,34) со стороны взрослых.

Дети же не воспринимают отдых в детском лагере как угрозу их физическому или психическому здоровью. Родители больше опасаются ущерба, который может быть причинен физическому здоровью ребенка. Некомпетентность вожатых для родителей также является одним из факторов риска, который, в свою очередь, связан с принуждением, унижением, угрозами, насилием. Различия в восприятии рисков у детей и взрослых могут быть обусловлены тем, что родители переоценивают опасность природных и социальных факторов; одной из причин являются сообщения в СМИ о несчастных случаях в детских лагерях. Дети же больше ориентируются на свой опыт и рассказы друзей.

С помощью ^критерия Стьюдента мы сравнили восприятие рисков подростками, которые были в летнем детском лагере, и теми, кто там не был. Полученные результаты свидетельствуют о статистической значимости различий в восприятии подростками из разных групп следующих рисков: боязнь массового отравления ^=3,8 при p=0,01); опасение угроз со стороны вожатых и детей ^=1,73 при p=0,1); высмеивание взрослыми и детьми ^=1,93 при p=0,1); некомпетентность вожатых ^=2,03 при p=0,05); деление детей в отряде на лидеров и изгоев ^=3,44 при p=0,01). Можно заключить, что подростки, которые были в лагере, в отличие от тех, кто в лагере не был, больше всего боятся массового отравления. Для них также актуально опасение угроз со стороны вожатых и детей в их адрес, страх того, что в отряде их будут обзывать и высмеивать. Кроме того, значимым является наличие компетентных вожатых и опасение, что дети будут делиться на лидеров и изгоев.

С помощью ^критерия Стьюдента мы сравнили, насколько родители, дети которых были в летнем лагере, воспринимают пребывание там рискованнее, чем родители, дети которых не были в лагере, а также есть ли различия между восприятием рисков родителями и подростками. Полученные результаты свидетельствуют о том, что можно говорить о статистической значимости указанных различий ^=2,51 при p=0,05) и ^=4,792 при p=0,01). Родители, дети которых уже были в летнем лагере, воспринимают нахождение там ребенка в лагерь рискованнее, чем родители, дети которых в

лагере не были. Подростки в отличие от родителей не воспринимают отдых в детском лагере как какую-либо угрозу, независимо от того, был он в лагере или нет. Однако для подростков, которые были в лагере, более значимы психологические риски.

Корреляционное исследование восприятия подростками рисков детского загородного лагеря позволило выявить значимые как положительные, так и отрицательные связи. Если подросток считает рискованной поездку в летний лагерь, то наблюдаются значимые положительные связи с опасностью купания в бассейне ^=0,36), опасностью пожара ^=0,29), укусами насекомых ^=0,23), получением травмы ^=0,45), насилием ^=0,26), опасением быть не принятым в отряде ^=0,30). Кроме того, они опасаются, что никто не будет дружить с ними ^=0,26), что они не найдут товарищей ^=0,22), их будут высмеивать взрослые ^=0,38), к ним будут проявлять неуважительное отношение ^=0,30), в отряде будет соперничество ^=0,22).

Выбор подростками знакомых вожатых имеет значимую положительную связь с отсутствием опасений угроз со стороны взрослых ^=0,25) и принуждения ^=0,28), а также угроз со стороны детей ^=0,234) и соперничества в отряде ^=0,23).

Выбор знакомых детей в отряде положительно коррелирует с боязнью отдыхать в лагере ^=0,26), страхом насилия ^=0,23), риском потери ценных вещей ^=0,41), опасением относительно того, что с ними никто не будет дружить ^=0,26), что они не будут приняты отрядом ^=0,36), что будут «дедовщина» ^=0,39), угрозы ^=0,43) и высмеивание детьми ^=0,29), принуждение ^=0,35), унижение ^=0,33), неуважительное отношение ^=0,29), деление детей в отряде на лидеров и изгоев ^=0,26), соперничество в отряде ^=0,37).

Из полученных данных можно заключить, что подростки, которые предпочитают попасть в отряд к знакомым вожатым, руководствуются более этими предпочтениями, нежели опасениями за свою жизнь. Важность пребывания в отряде со знакомыми положительно коррелирует с наличием опасения за свое психическое здоровье.

Результаты исследования показали, что если родители сами отдыхали в лагере, то они не считают рискованным этот вид отдыха ^=0,32), не боятся отпускать ребенка в лагерь ^=0,27), не тревожатся, что ребенок

побежит на речку без присмотра взрослых (к=0,32), не боятся, что он потеряет ценные вещи (к=0,24). Они не тревожатся из-за того, что ребенок не будет принят коллективом отряда (к=0,21), что его будут унижать (к=0,25), что будут некомпетентные вожатые (к=0,23). Кроме того, их не особенно тревожит наличие или отсутствие в лагере знакомых их ребенку детей (к=0,20), наличие «дедовщины» (к=0,26) и унижения со стороны детей (к=0,21), возможность пожара (к=0,28).

Если ребенок уже отдыхал в лагере, то родители не считают поездку ребенка в лагерь рискованной (к=0,32). Они не тревожатся, что в лагере может возникнуть массовое отравление (к=0,24), что ребенок пойдет на речку без присмотра взрослых (к=0,33), потеряет ценные вещи (к=0,23). Однако переживают из-за того, что никто не будет общаться с ребенком (к=0,24), опасаются насилия (к=0,23), угроз со стороны взрослых (к=0,23) и детей (к=0,31) в адрес ребенка.

Результаты исследования показали, что родители, которые опираются на собственный опыт и опыт ребенка, не считают рискованной поездку в детский лагерь.

Восприятие пребывания в лагере как рискованного связано со страхом за ребенка (0,35), опасностью купания в бассейне (0,27), опасением пожара (0,42), опасностью укусов насекомых и змей (0,29), массового отравления (0,37), «дедовщины» (0,26) и унижения со стороны детей (0,32), высмеивания вожатыми (0,23). Кроме того, возникают опасения,

что ребенок не будет принят детьми отряда (0,23), может потерять ценные вещи (0,29). Родители, которые рассматривают поездку ребенка в лагерь как рискованную, склонны воспринимать риски разного типа примерно одинаково, несколько больше опасаясь травм, купания в бассейне, неуважительного отношения к ребенку и соперничества детей в отряде. Для них более значимо, чтобы ребенок попал к тем вожатым, которых они знают и работой которых довольны.

Родители, для которых более значимо, чтобы в отряде, куда попадает ребенок, были знакомые ему дети, не боятся «дедовщины» и купания ребенка без присмотра взрослых, но они тревожатся из-за возможности неуважительного отношения к нему и соперничества в отряде.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что в восприятии рисков, связанных с летним детским оздоровительным лагерем, у подростков и родителей наблюдаются отличия: подростки не воспринимают отдых как явную угрозу для своего физического здоровья, а родители считают его рискованным и опасаются за физическое и психическое здоровье ребенка. Для подростков более актуальны психологические риски. Можно констатировать также, что обеспечение психологической безопасности воспитательной среды летнего детского лагеря представляется достаточно актуальной проблемой.

Примечания

1 См.: Зубков В. И. Риск как предмет социологического анализа // Социс.1994. № 4. С. 3-9.

2 См.: Баева И. А., СемикинВ. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. URL: http://lib.herzen.spb.ru/text/baeva_semikin_5_12_7_19.pdf (дата обращения: 20.02.2011).

3 См.: ЛифанцеваН. И. Психологические риски и возможности технологизации образования. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/010-15.pdf (дата обращения: 22.04.2011).

4 См.: Леонова О. И. Психологические риски образовательной среды школы в эмоционально-личностном состоянии подростков // Психологическая наука и образование. 2009. № 5. C. 20-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.