Научная статья на тему 'Восприятие образа политика в связи с полом'

Восприятие образа политика в связи с полом Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
676
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ПОЛИТИКА / ВОСПРИЯТИЕ / СТРУКТУРА ОБРАЗА ПОЛИТИКА / МЕТОД СВОБОДНОГО ОПИСАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ПОЛИТИКА В СВЯЗИ С ПОЛОМ / IMAGE OF THE POLITICIAN / PERCEPTION / STRUCTURE OF AN IMAGE OF THE POLITICIAN / METHOD OF THE FREE DESCRIPTION / POLITICAL PERCEPTION / FEATURES OF PERCEPTION OF AN IMAGE OF THE POLITICIAN IN CONNECTION WITH A GENDER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жданова С.Ю., Пузырёва Л.О.

В статье анализируется процесс политического восприятия, описаны подходы к анализу образа политического деятеля. Структура образа политического лидера рассматривается с позиции триединства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Представлено описание проведенного эмпирического исследования квазиэкспериментального плана, в котором демонстрация стимульного материала в группах испытуемых и сбор эмпирического материала происходил с учетом варьирования нескольких факторов: канала восприятия, специфики политической деятельности, пола политика, пола реципиента. Были выделены общие тенденции в восприятии образа политического деятеля у мужчин и женщин. Сделан вывод, что политическая перцепция отличается большей слитностью когнитивных и эмоциональных компонентов структуры восприятия образа политика. Также описаны специфические особенности восприятия образа политика в связи с полом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of political perception and approaches to the analysis of an image of the politician are described in the article. The structure of an image of the political leader is considered from a line item of trinity of cognitive, emotional and behavioural components. The description of the conducted empirical research of the quasiexperimental plan in which demonstration of stimulny material in groups of examinees and collection of empirical material happened taking into account a variation of several factors is provided: channel of perception, specifics of political activities, gender of the politician, gender of the recipient. General tendencies in perception of an image of the politician at men and women were allocated. The conclusion is drawn that political perception differs in bigger unity of cognitive and emotional components of structure of perception of an image of the politician. Specific features of perception of an image of the politician in connection with a sex are also described.

Текст научной работы на тему «Восприятие образа политика в связи с полом»

УДК 159.922.1 : 32

С. Ю. Жданова, Л. О. Пузырёва Восприятие образа политика в связи с полом

В статье анализируется процесс политического восприятия, описаны подходы к анализу образа политического деятеля. Структура образа политического лидера рассматривается с позиции триединства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Представлено описание проведенного эмпирического исследования квазиэкспериментального плана, в котором демонстрация стимульного материала в группах испытуемых и сбор эмпирического материала происходил с учетом варьирования нескольких факторов: канала восприятия, специфики политической деятельности, пола политика, пола реципиента. Были выделены общие тенденции в восприятии образа политического деятеля у мужчин и женщин. Сделан вывод, что политическая перцепция отличается большей слитностью когнитивных и эмоциональных компонентов структуры восприятия образа политика. Также описаны специфические особенности восприятия образа политика в связи с полом.

The process of political perception and approaches to the analysis of an image of the politician are described in the article. The structure of an image of the political leader is considered from a line item of trinity of cognitive, emotional and behavioural components. The description of the conducted empirical research of the quasiexperimental plan in which demonstration of stimulny material in groups of examinees and collection of empirical material happened taking into account a variation of several factors is provided: channel of perception, specifics of political activities, gender of the politician, gender of the recipient. General tendencies in perception of an image of the politician at men and women were allocated. The conclusion is drawn that political perception differs in bigger unity of cognitive and emotional components of structure of perception of an image of the politician. Specific features of perception of an image of the politician in connection with a sex are also described.

Ключевые слова: образ политика, восприятие, структура образа политика, метод свободного описания, политическая перцепция, особенности восприятия образа политика в связи с полом.

Key words: image of the politician, perception, structure of an image of the politician, method of the free description, political perception, features of perception of an image of the politician in connection with a gender.

Последние события в сфере мировой политики указывают на возрастание роли политической коммуникации в обществе, особенности и успешность которой влияют на трансформацию политической культуры и изменение политического поведения граждан. Восприятие политических лидеров может как способствовать, так и

© Жданова С. Ю., Пузырёва Л. О., 2016

78

затруднять процесс социально-политической коммуникации. В связи с чем приобретает особое значение исследование особенностей восприятия образа политика в целом, а также бессознательных и рациональных компонентов восприятия в частности. Эти знания дают нам возможность проследить траекторию изменения политических настроений общества и динамику политической активности населения.

Прогнозирование динамики развития современной российской политики невозможно без понимания психологических аспектов власти. Однако можно заметить, что в современной литературе наблюдается недостаток работ по исследованию теоретических и практических аспектов данного феномена.

В настоящее время замечен рост обращений к проблемам политической тематики. К общепсихологическим проблемам исследования и интерпретации формирования и восприятия образов современных политических лидеров обращались в своих работах

A.Л. Зверев, 2016; Н.В. Смулькина, 2016, 2014; И.С. Палитай, 2016, 2014; Д.Р. Фатыхова, 2013; Е.Б. Шестопал, 2014, 2013, 2012; Н.В. Козловская, 2012; Т.Н. Пищева, 2011, 2012; О.Ю. Бандурович, 2003; А.Г. Стегний, 2003; Н.Н. Чурилов, 2003; М.Д. Замская, 2001;

B.П. Комиссоров, 2001;Д.М. Дурдин, 2000; Н.П. Шелекасова, 2000; М.В. Новикова-Грунд, 1996, 2000.

Рассматривая данную проблему с позиции когнитивного подхода, изучение политического поведения следует начинать с анализа определенной информационной среды, когнитивных структур и способа обработки новой информации реципиентом. Политическая картина мира в рамках когнитивного подхода в рассмотрении политического поведения формируется у реципиентов в связи с работой определенных когнитивных механизмов, опосредующих обработку новой информации. Опосредование происходит путем соотнесения поступающей информации с уже имеющимися в сознании человека когнитивными структурами. В качестве когнитивных структур в данном случае уместно рассмотрение политических образов, политических представлений, сценариев, концептов и др. (Пушкарева Г.В., 2015) [1].

Образ политического лидера представляет собой особого рода психологическую реальность, которая имеет собственную структуру. Для психологических исследований первостепенной и особенно актуальной задачей является анализ компонентов и организации данной структуры.

Политический образ по своей сути является сложным формированием политического восприятия. Сюда включаются как отражение характеристик политического лидера, так и оценки, мнения, знания, представления реципиентов.

Политическое восприятие можно определить как процесс отражения в массовом и индивидуальном сознании таких политических объектов, как лидеры, власть, партии, государство и др. (Смульки-на Н.В., 2014). Политическое восприятие рассматривается как вид социального восприятия, но при этом обладает рядом специфических особенностей: характер направленности на смысловые и оценочные интерпретации политической реальности, высокая слитность когнитивных и эмоциональных компонентов перцепции, опосредованный (преимущественно через средства массовой информации) характер, подверженность влиянию ценностей, стереотипов, установок массового сознания [11].

Согласно Е.Б. Шестопал (2008, 2012, 2013, 2014), восприятие образа политического лидера происходит под влиянием объектных, субъектных, коммуникативных, темпоральных и пространственных факторов [13, 14].

В исследовании Н.П. Шелекасовой (2006) образ политического лидера определяется как отражение психологических черт политика в сознании избирателя, преломленное через призму глубинных массовых установок. Н.П. Шелекасова группирует психологические компоненты структуры образа по трем основным классам -когнитивные, аффективные и поведенческие, каждый из которых имеет поверхностное и глубинное измерения, создавая, таким образом, перцептивную матрицу [12].

Перцептивная матрица образа политика включает поверхностный (изменчивый) и глубинный (устойчивый) уровни. Оба уровня могут включать в себя как осознаваемые, так и неосознаваемые компоненты. Поэтому вполне оправданно предположение о многомерной и достаточно динамичной структуре образа политического лидера [12]. На неосознаваемом уровне восприятия наряду с известными психологическими параметрами оценки образов политических лидеров: привлекательность, сила и активность, можно выделить дополнительные параметры - конгруэнтность и функциональность образа, которые определяют согласованность рациональных и эмоциональных элементов образа и его способность отвечать доминирующим на текущий момент потребностям избирателей.

Таким образом, Н.П. Шелекасова, рассматривая образ политика, определяет перцептивную матрицу, формируемую в результате наложения трех основных компонентов личностной структуры образа (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) на два измерения (рациональный, бессознательный), на три оценочных параметра (привлекательность, сила, активность) [12].

Н.В. Смулькина (2016, 2014), исходя из позиции, что структура образа политика в сознании избирателя сходна с его личностной

структурой и подразумевает проекцию динамического взаимодействия физиологических, эмоциональных, интеллектуальных и других состояний человека, предполагает, что значимым становится выделение трех элементов: когнитивного, аффективного и конативного (поведенческого). Соответственно, имеет смысл выделять три основных компонента образа политика: когнитивный (например узнавание политика), аффективный (симпатия или антипатия) и поведенческий компонент (готовность поддержать его на выборах) [11, 15].

В своем исследовании мы придерживались позиции вышеуказанных авторов, рассматривая структуру образа политического лидера с позиции триединства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Кроме того, данное исследование проводилось с позиции мультимодального подхода, который предполагает многомерные и многогранные процедуры анализа и исследования проблемы.

Проводился мультимодальный анализ вклада вербальных и невербальных компонентов выступлений политических лидеров на восприятие их образов в связи с полом. Таким образом, проводилось исследование вклада сразу нескольких факторов: пола политика, пола реципиента, вербальных, невербальных компонентов выступлений через варьирование каналов получения информации, их влияние на формирование и восприятие образа политика.

Исследование половых особенностей восприятия образа политика-мужчины и политика-женщины проводилось в двух группах: у реципиентов мужчин и женщин. Для решения заявленных исследовательских задач нами использовался комплекс методов, включающий в себя теоретические - анализ психологической, психолингвистической, политической литературы по вопросам формирования и восприятия образа политика, восприятия вербальных и невербальных компонентов выступлений политиков в связи с полом; эмпирические - метод свободного описания с применением метода контент-анализа, метод семантического дифференциала.

В данной работе был применен квазиэкспериментальный исследовательский план. В нашем исследовании демонстрация сти-мульного материала в группах испытуемых и сбор эмпирического материала происходили с учетом варьирования нескольких факторов: канала восприятия, специфики политической деятельности, пола политика, пола реципиента.

Объектом исследования в данном случае выступал образ политика в целом, который изучался в процессе получения респондентами информации определенной модальности в зависимости от канала восприятия. Был задействован аудиовизуальный канал восприятия через предъявление реципиентам видеозаписи выступле-

ния политических деятелей со звуком, визуальный канал - предъявление видеозаписи без звука, аудиальный канал - восприятие выступления политиков только на слух.

Длина всех представленных видеороликов была фиксирована и составляла 5 минут. Данный временной промежуток был выбран в соответствии с результатами, полученными в исследовании С.Ю. Ждановой, В.Б. Полякова и Э.Е. Нахтаровой «Особенности восприятия человека на видеозаписи в связи с продолжительностью ее предъявления» (2012) [6]. Авторами было обнаружено, что длина видеоролика влияет на выделяемые и описываемые характеристики. При предъявлении пятиминутного видеоролика испытуемые обращали большее внимание на психологические свойства личности, что является более глубоким уровнем познания индивидуальности, в отличие от восприятия пятисекундной видеозаписи, где все внимание было устремлено на внешность человека и его индивидные характеристики.

В стимульный материал вошли записи выступлений политических и общественных деятелей как мужчин, так и женщин. Для выявления специфики восприятия политика и возможного влияния установок на принадлежность человека к данной сфере деятельности на его восприятие общественные деятели при демонстрации выступлений были заявлены как политические лидеры.

Для того чтобы минимизировать влияние побочных переменных, в качестве стимульного материала были взяты записи выступления политиков на региональном уровне. Были выбраны депутаты и общественные деятели Ростовской, Московской, Саратовской и Тюменской областей.

В данной статье представлена часть результатов исследования метода свободного описания в группах мужчин и женщин, которым были продемонстрированы видеозаписи со звуком политических и общественных деятелей. Были обозначены тенденции в восприятии политика мужчины и женщины в зависимости от пола реципиента.

В ходе анализа результатов исследования тенденции в восприятии политика-мужчины и политика-женщины в зависимости от пола реципиента были интерпретированы с позиции триединства компонентов восприятия политического образа (когнитивного, эмоционального, поведенческого).

Испытуемые в ходе свободного описания политического деятеля, увиденного на транслируемом видеоролике, указывали принятие и непринятие данного политика, эмоциональные отклики на записи выступлений и поведение политического лидера перед камерой (эмоциональный компонент).

Когнитивный компонент в структуре восприятия образа политического деятеля составили высказывания относительно содержания

выступления и речи, анализ внешнего вида политика, стиля речи, психологических особенностей и свойств личности выступающего.

Поведенческий компонент структуры восприятия политического образа представлен расшифровкой деталей поведения политического лидера перед камерой и перед публикой, анализом особенностей поведения и деятельности.

Анализ всех трех компонентов структуры восприятия образа политического лидера проходил в зависимости от пола политика и пола реципиента. Были выделены тенденции в восприятии политика-мужчины и политика-женщины среди реципиентов женщин и мужчин.

Когнитивный компонент в структуре восприятия образа политика-мужчины в группе реципиентов-женщин представлен описанием и детальным анализом внешности. Ими описывается как общий вид (например, стильно, хорошо одет, элегантный, в строгом деловом костюме, красный галстук, брюнет, в очках, среднего возраста), так и незначительные, мелкие детали внешности и одежды, аксессуары (например, к пиджаку прикреплен значок, кольцо на правой руке, дорогие часы, начинает лысеть, глаза темные). Кроме того, женщины чаще прибегают к описанию жестов (активно жестикулирует, показывает что-то правой рукой, речь сопровождает жестами, жесты важны в разговоре, помогает руками сказать то, что не может устно), мимики (эмоции строгости на лице, очень эмоционален, по мимике видно, что заинтересован в проблеме, взгляд устойчив), интонации голоса («мужской голос», приятно слушать, уверенный голос, поставленная речь, ораторские качества видны).

Схожие тенденции обнаружены в описании политика-женщины в группе женщин. Преобладают описания внешности (светлые волосы, острый нос, пухлые губы, желтый жакет, красная помада, подходящий макияж, яркий внешний вид, деловой костюм), мелких деталей одежды (кольцо, красивые сережки, часы на левой руке, синяки под глазами, которые она хорошо скрывает макияжем) и невербальных компонентов выступления (крутит в руке ручку, жесты использует подходящие, жестикулирует одной рукой, частые покачивания головой, пыталась установить зрительный контакт с аудиторией, напряженный взгляд, меняет интонацию, смотрит вбок и вправо, голос твердый). Кроме того, встречаются замечания, что содержание речи ускользнуло, так как внимание было сосредоточено на внешнем виде политика.

Мужчины в описаниях обращают внимание больше на тему выступления (рассказывала о проблеме детей, рассказывал о политических проблемах России, тема не заинтересовала меня, затрагивает актуальные темы, говорит о вещах, не интересующих меня). Описания мужчин в большей степени содержат критические

суждения, особенно часто упоминаются характеристики речи политика (четкая, выверенная речь, много раз повторила одну мысль, отклонялась от темы, конструктивно выражает мысли, могу согласиться с ее словами, много воды в речи, смогла бы достаточно глубоко раскрыть тему, если бы не отклонялась от темы), наличие стилистических ошибок (допускал ошибки, не там ударение, были запинки).

Эмоциональный компонент структуры образа политика в группе женщин представлен частыми высказываниями относительно большей эмоциональности женщин в целом, а также описанием чувств и эмоций относительно мужчин-политиков в частности. Нередко встречаются высказывания, что мужчины-политики больше вызывают доверие у женской аудитории.

Мужчины чаще высказывают оценочное отношение: хороший политик, вызывает доверие, этому политику можно доверить управление страной, вызывает симпатию, более близка и понятна народу, это ужасный депутат, внешне не отличается от других политиков, может привлечь внимание электората и др.

Поведенческий компонент был представлен размышлениями относительно принадлежности увиденного на видеозаписи человека к конкретной профессиональной сфере, сомнениями в отношении сферы деятельности человека.

Полученный материал позволяет сделать следующие выводы:

1. Анализ полученных данных позволил выделить общие тенденции в восприятии образа политического деятеля у мужчин и женщин. Восприятие мужчинами и женщинами политиков-мужчин и политиков-женщин является целостным, обобщенным.

2. В результате анализа структуры восприятия образа политического лидера следует отметить, что политическая перцепция отличается большей слитностью когнитивных и эмоциональных компонентов структуры восприятия образа политика.

3. Кроме того, удалось выделить специфические особенности восприятия образа политика в связи с полом. Специфика когнитивного компонента в группе мужчин проявляется в критичности суждений, внимании к содержательным аспектам публичной речи политика. Можно предположить, что именно этот факт влияет на негативное и критическое отношение мужской аудитории к выступлениям политических деятелей.

4. Специфические черты восприятия образа политика в группе женщин проявляются во внимании к деталям, характеристикам внешности и внешнего вида политика.

5. На основании проведенного анализа правомерно заключить, что восприятие образа политического лидера, как и политическое восприятие в целом, обладает рядом собственных специфических характеристик. На первый план выходит слияние компонентов вос-

приятия образа политического лидера, что является результатом специфики самого отражения политической информации, которое направлено в большей степени на смысловые и оценочные интерпретации политических деятелей.

Список литературы

1. Бакулева К.К. Когнитивные аспекты политического поведения избирателей: дис. ... канд. полит. наук. - СПб., 2015. - 169 с.

2. Барабанщиков В.А. Детерминация перцептивного процесса (к вопросу об объяснении феноменов восприятия) // Методология и история психологии. 2008. - Т. 3. Вып. 1. - С. 117-127.

3. Букреева О.В. Сравнительный анализ рационального и бессознательного компонентов образов власти в современной России: дис. ... канд. полит. наук. - М., 2013. - 154 с.

4. Жданова С.Ю., Пузырева Л.О., Печеркина А.В. Медиатекст как объект изучения // В мире науч. открытий. - 2015. - №11.6. - С. 2274-2287.

5. Жданова С.Ю., Пузырева Л.О. Психологический анализ текста // Science in the modern information society VII. - 2015. - № 3. - USA, North Charleston. -С. 62-64.

6. Жданова С.Ю., Поляков В.Б., Нахтарова Э.Е. Особенности восприятия человека на видеозаписи в связи с продолжительностью ее предъявления // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер. Педагогика, психология. № 2(9). -2012. - С. 115-117.

7. Жданова С.Ю., Полякова С.В., Пузырева Л.О. Perception of the image of politician in connection with sex // 4 International Sciences Congress «Science and Education in the Modern World» (New Zealand, Auckland, 5-7 January 2015). -2015. - С. 198-204.

8. Козловская Н.В. Образ современного политика в представлении студенческой молодежи // Психол. исслед. - 2012. - №1(21). - С. 4.

9. Овчарова О.Г. Характеристики российского политического лидерства: гендерное измерение // Перспективы развития политической психологии: новые направления / под ред. Е. Б. Шестопал. - М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 2012.

- С. 69-81.

10. Пузырёва Л.О. Методологические трудности изучения политической реальности // Инновационная наука. - 2015. - С. 269-271.

11. Смулькина Н.В. Особенности восприятия российских политических лидеров в ходе президентской избирательной кампании: дис. . канд. полит. наук.

- М., 2014. - 198 с.

12. Шелекасова Н.П. Неосознаваемые аспекты образа политика в массовом сознании: на материалах исследований региональных избирательных кампаний 2001 и 2003 гг.: дис. ... канд. полит. наук. - М., 2006. - 167 с.

13. Шестопал Е.Б. Образ и имидж в политическом восприятии: актуальные проблемы исследования// Образы государств, наций и лидеров / под ред. Е.Б. Шестопал. - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 8-23.

14. Палитай И.С., Шестопал Е.Б. Психологические особенности восприятия политических партий в современной России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12: Политические науки (ранее: Теория научного коммунизма; Социально-политические исследования). - 2014. - № 4. - С. 28-51.

15. Зверев А. Л., Палитай И. С., Смулькина Н. В., Рогозарь А. И. Особенности политического восприятия в современных российских условиях // ПОЛИС. (Полит. исслед.) - 2016. - № 3. - С. 40-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.