Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал детской прозы Фейзудина Нагиева'

Воспитательный потенциал детской прозы Фейзудина Нагиева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
187
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАНСКАЯ / ЛЕЗГИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ФЕЙЗУДИН НАГИЕВ / ДЕТСКАЯ ПРОЗА / ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / DAGESTAN / LEZGIN LITERATURE FEYZUDIN NAGIYEV / CHILDREN''S FICTION / EDUCATION / MORALITY AND PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Меджидов А.А.

Выявляя большой воспитательный потенциал детской прозы дагестанского писателя Фейзудина Нагиева, автор указывает на важную роль детской художественной литературы в нравственно-патриотическом воспитании. После разрушения советской идеологии пустоту от дефицита качественной детской литературы заполняет западная псевдокультура, часто несовместимая с нашими нравственными нормами. Но все же эта культура, в том числе и литература, через СМИ и интернет проникает в семейное и школьное воспитание. Отсюда формирование качественных, адаптированных к современным условиям средств и методов воспитания молодежи становится актуальной проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational potential of children''s fiction Feyzudin`S Nagiyev

Identifying a great educational potential of children's fiction writer Dagestan Feyzudin Nagiyev, the author points to the important role of children's literature in the moral and patriotic education. After the destruction of the Soviet ideology void of high-quality children's literature deficit fills pseudo-western, often incompatible with our moral standards. Yet this culture, including literature, through the media and the Internet penetrates the family and school education. Hence the formation of high-quality, adapted to modern conditions of means and methods of education of young people is becoming an urgent problem.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал детской прозы Фейзудина Нагиева»

УДК 82

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКОЙ ПРОЗЫ ФЕЙЗУДИНА НАГИЕВА

Меджидов А. А.

Выявляя большой воспитательный потенциал детской прозы дагестанского писателя Фейзудина Нагиева, автор указывает на важную роль детской художественной литературы в нравственно-патриотическом воспитании. После разрушения советской идеологии пустоту от дефицита качественной детской литературы заполняет западная псевдокультура, часто несовместимая с нашими нравственными нормами. Но все же эта культура, в том числе и литература, через СМИ и интернет проникает в семейное и школьное воспитание. Отсюда формирование качественных, адаптированных к современным условиям средств и методов воспитания молодежи становится актуальной проблемой. Ключевые слова: дагестанская, лезгинская литература, Фейзудин Нагиев, детская проза, воспитание, нравственность, патриотизм.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF CHILDREN'S FICTION FEYZUDIN S NAGIYEV

Mejidov АА.

Identifying a great educational potential of children's fiction writer Dagestan Feyzudin Nagiyev, the author points to the important role of children's literature in the moral and patriotic education. After the destruction of the Soviet ideology void of high-quality children's literature deficit fills pseudo-western, often incompatible with our moral standards. Yet this culture, including literature, through the media and the Internet penetrates the family and school education. Hence the formation of high-quality, adapted to modern conditions of means and methods of education of young people is becoming an urgent problem. Keywords: Dagestan, Lezgin literature Feyzudin Nagiyev, children's fiction, education, morality and patriotism.

Воспитанию детей и юношества в Дагестане уделяют особое внимание. Дети с детства получали в разных социальных слоях необходимое воспитание: домашнее (дома от родителей и старших), общественное (от сельского джамаата -сообщества), образовательное (в учебном заведении - медресе или школе), профессиональное (ученик - от мастера; молодой специалист - от более опытных сотрудников). Основными методами воспитания были труд и личный пример. Активное участие в воспитании детей принимали старшие в семье (родители, бабушка, дедушка). Дети учились на народном фольклоре - песнях, танцах, играх, праздниках, рассказах, сказках, притчах, пословицах и поговорках.

Первые произведения дагестанской детско-юношеской литературы создавались еще до революции. В своем становлении и развитии дагестанская детская литература прошла нелегкий путь поиска или создания новых художественных форм и идейных направлений.

Современная дагестанская художественная литература для детства и юношества явилась результатом творческого, созидательного осмысления всего предшествующего культурно-исторического опыта народа, эстетического опыта, наработанного всей советской многонациональной литературой. Она прошла сложный путь от зарождения до своей зрелости и в своем видовом и жанровом многообразии ко второй половине двадцатого века стала цельной идейно-эстетической системой. После распада СССР, как и многие другие области искусства, дагестанская

детская литература также испытывает на себе все плоды экономической нестабильности страны.

Дореволюционная детская литература (дагестанская, лезгинская) - тема неизученная и ждет своих исследователей. Но скажем, что основное развитие и формирование дагестанской детской литературы XX века началось после Октябрьской революции; а в советский период детская литература достигла своего расцвета.

Детская литература, которая языком художественных образов призвана выполнить задачи воспитания и образования детей, стала составной и значимой частью художественной литературы и ставила своей целью формирование духовной и нравственной сущности подрастающего поколения горцев. В становлении и развитии лезгинской детской литературы огромную роль сыграло творчество Алибека Фатахова, Кияса Меджидова, Бубы Гаджикулиева, Меджида Гаджиева, Расима Гаджиева, Абдул-Фаттаха, Фейзудина Нагиева и других.

Особый толчок развитию дагестанской детской литературы придало учреждение в 1980 году Союзом писателей специального ежемесячного детского литературного журнала «Соколенок», выходящего на семи языках народов Дагестана. Дагестанские писатели получили возможность печатать свои произведения для детей.

В лезгинской литературе (не ошибусь, если скажу, что так обстоит дело и в других национальных литературах Дагестана и России) всегда ощущался дефицит интересных и поучительных произведений для детей.

В формировании и развитии детской литературы на лезгинском языке активное участие принял Фейзудин Нагиев. Несколько десятков его произведений (поэзия, драматургия, проза) публиковались в лезгинском выпуске литературного журнала «Соколенок» («Кард»), в журнале «Дружба-Россияне». Многие детские произведения Ф. Нагиева вошли в книгу «Ночь в Терсепуле» («Терсепулда йиф»).

Цикл детских рассказов открывает рассказ с названием «Ночь в Терсепуле». Это же название использовано в качестве общего для всего цикла детских рассказов [2, с. 168-134]. За рассказом «Ночь в Терсепуле» следуют увлекательные и глубокомысленные рассказы «Сайдум», «Аслан буба», «Милича»1, «Буц» («Бутуз»), «Выдумки» («Багьнаяр»), «Песня тутового дерева» («Тутун тарцин мани»), «Бабушкино условие» («Бадедин шарт1»), «Настоящий Муравей - Вредина и непоседа» («Бетер-женжел - Халис Цвег»), «Ночной разведчик» («Йифен разведчик»), «Запруда» («Банд»), «Легенда о последнем подснежнике» («Эхиримжи гъвергъвердикай риваят»), «Лев-сладкоежка» («Ширинар к1андай аслан»), «Красный петушок» («Яру к1ек»), «Борьба за жизнь» («Уьмуьрдин женг»), «Техмезхан и Инжиханум» (Тагьмезханни Инжиханум»), «Отчаянная-башка и Безумная-башка» («Дирибашни Дилбаш»). Все эти рассказы в 1980-1990 годах печатались в журнале «Соколенок» на лезгинском языке.

Безусловно, детские рассказы имеют глубокое воспитательное значение для подрастающего поколения. Стихи и рассказы для детей, а далее - и для взрослых подготавливают малыша к подростковости, подростка к юношеству, юношу к становлению полноценным мужчиной. В этом отношении детская проза Фейзудина Нагиева носит особый воспитательный потенциал. В понятном для детей переложении писатель ставит перед детьми почти взрослые вопросы - о любви к земле, родине, матери, об отношениях между людьми... Детские рассказы Ф. Нагиева, как и его стихи для детей, поучительны, интересны не только для детей и юношества, но и для взрослых. Они учат уважать старших, любить свою землю и родину, историю и культуру, язык и национальные традиции.

В рассказе «Добрая память» (1979) автор немногословными фрагментами раскрывает духовную связь между старостью и молодостью, показывает преемственность народной культуры [2, с. 109-113]. Рассказ идет от первого лица, врача. Каждый день с утра, идя на работу, он встречает старую женщину. Сидя на глинобитном крыльце у своего дома, она всегда вязала. Рассказчик сначала не знает, что

1 Так называют мальчика, любящего играться с девочками.

старуха незрячая и вяжет вслепую: «Как-то неестественно прямо держа голову, прикрытую выцветшей чохтой, она смотрела куда-то поверх домов и тополей. В то же время руки жили своей жизнью - в пальцах быстро мелькали спицы, и под их хлопотливый перестук рождалась на свет ажурная вязь невесомого платка. Не глаза и не голова этой прямой старушки управляли руками, казалось, что за долгие годы труда пальцы научились самостоятельно видеть и мыслить; и теперь сами, без помощи глаз и рассудка, творят удивительнейшие узоры»2 [2, с.109-110]; [3, с.103].

Рассказчику старуха напоминает свою бабушку, ее присутствие на крыльце всегда радует его. Когда крыльцо пустовало, он думал о ней, что «возможно, она болеет». А когда она снова появлялась, он радовался ей как своей родной бабушке. Он замедлял шаг и наблюдал за ее работой. Вот как описывает автор руки старой мастерицы через рассказчика: «Сухие коричневые пальцы виртуозно владели спицами, глаза едва успевали улавливать их быстрое движение. Я смотрел на эти руки, на тонкую, как пленка, кожу, из-под которой выпирали широкие вздутые вены, и мне казалось, что вижу всю ее нелегкую жизнь, наполненную трудом и терпением.

Как много могут сказать руки человека мудрецу, поэту или художнику... Даже если художник изобразит только лишь человеческие руки, то имеющий глаза и душу по их морщинкам и шрамам, словно по строчкам книги жизни, прочтет обо всех радостях и печалях человека» [2, с.111-112]; [3, с.104].

В творчестве Ф. Нагиева сквозной нитью проходит проблема исчезновения старых добрых традиций, народных промыслов и ремесел. Хорошо, когда старое поколение передает свой опыт и знания молодому поколению. Эта живая связь времен не должна быть прервана. Без преемственности исчезнет все, что отличает один народ от другого. Забвение своей культуры, истории, языка, традиций обезличивает народ, превращая его в серую массу. В рассказе «Добрая память» бабушка учит своему мастерству внучку: «В один из последующих дней я застал бабушку не одну. Рядом на крыльце примостилась девочка лет семи, которая внимательно следила за каждым движением рук бабушки, постигая тайны ее чудесного ремесла. Из-под рук бабушки вился белоснежный пуховый платок с изящным, как морозные узоры на стекле, орнаментом. <... > Без любви такое не сотворишь, -говорит рассказчик. - Мало мастерства, нужна

2Здесь и далее фрагменты текста даются в подстрочном переводе с лезгинского языка.

душа. И нужна большая душа, чтобы делиться ею так щедро...» [2, с.112]; [3, с.104-105].

В рассказе «Ночь в Терсепуле» (1989) старый учитель истории Рамаз буба хочет создавать сельский историко-культурный музей [2, с. 168-177]. Его беспокоит, что целые отрасли культуры уходят из сельской жизни. С ними уходят и традиции, названия многих явлений и предметов. Поэтому Рамаз буба собирает старинные предметы у себя во дворе с надеждой, что руководство села выделит помещение для музея. Старик на свои сбережения строит на речке мельницу, хотя многие сельчане надсмехаются над ним, считая его «чудаком».

И вот в район приезжает делегация ученых из ГДР (Германской Демократической Республики). Интересующиеся традициями лезгин они попадают в село, где живет Рамаз буба. Сколько бы не «оберегали» иностранных гостей сопровождающие их районные чиновники, вся культурная программа, запланированная партийным руководством района, оказывается для них не интересной. Неожиданно для местных чиновников, гости восхищаются предметами быта, орудиями труда, лежащими во дворе и под навесом Рамаз бубы. Гости и сами участвуют в строительстве мельницы. Они восторженно хвалят национальные блюда, которые приготовила для них жена Рамаз бубы.

Через несколько месяцев в немецком журнале появляется статья о Рамаз бубе и его хозяйке с фотографиями. Только после этого случая меняется отношение сельского и районного руководства к стараниям Рамаз бубы.

Автор показывает психологию некоторых руководителей, которые и близко не замечают добрые дела своих земляков. А обращают на них внимание лишь тогда, когда их похвалит посторонний человек. Воистину, как говорил поэт, «лицом к лицу - лица не увидать...»

В рассказах «Аслан буба», «Милича», «Бутуз», «Бабушкино условие», «Красный петушок» и др. автор показывает сельскую среду, где воспитываются лезгинские дети. Здесь каждый занимается своим делом. Взрослые заняты работой в колхозе или личными хозяйственными заботами. А дети даже с пяти лет помогают родителям - присматривают за младшими детьми («Буц», «Милича»). Чуть постарше дети помогают и во взрослых делах. Урди помогает дедушке Аслану, заготавливать в лесу и привезти на арбе хворост для печки-хар или печки-тонура, где мать или бабушка печет вкусный хлеб. В такой этнокультурной и трудовой среде дети учились языку, сказкам, традициям, приучались к труду. Особенно старые люди, бабушки и дедушки, являлись хранителями старых этнических традиций. Автор сетует на то, что с годами эти традиции и этническая среда исчезают [2, с.182-187].

Хотя героями рассказов «О Настоящем Муравье - Вредине и непоседе», «Отчаянная-башка и Безумная-башка», «Ночной разведчик», «Выдумки», «Запруда» являются дети постарше (7-14 лет), они уже чувствуют себя настоящими взрослыми. Но это стремление мальчишек, казаться взрослыми, не всегда заканчивается удачно. Часто дети допускают и серьезные проделки. Но все же эти ошибки в дальнейшей жизни служат для мальчишек хорошим жизненным уроком.

В рассказе «Лев-сладкоежка» (1981) автор переносит читателя из людского общества в общество лесных зверей. Здесь задача автора -убедить детей, взамен еды не увлекаться сладостями. От ежедневных сладостей даже такой царь зверей лев пострадал. Ему пришлось удалить все зубы и вставлять ослиную челюсть. Оставшийся без своих клыков и не справляющийся с мясной пищей лев был вынужден выходить по ночам и щипать траву [2, с.221-225].

В саркастическом рассказе «Сайдум»

(1986) автор дает образ сельского забияки по имени Сайдум. Этот драчун не давал покоя жителям села. Но однажды этот забияка нарывается на драчливого петуха, который не только побеждает его, обращая в бегство, но и забирает себе его имя. И с тех пор имя Сайдума стал носить победитель-петух [2, с.177-182].

Рассказы Ф. Нагиева отличаются понятным для детей языком, тонким юмором и сарказмом, которые быстро занимают детское воображение. Рассказы «Песня тутового дерева», «Легенда о последнем подснежнике», «Борьба за жизнь», «Техмезхан и Инжиханум» объединяет некий элегический романтизм. Для того, чтобы сохранить природу, Жизнь на Земле, героям приходится совершить недетские подвиги.

Когда ненавистный к музыке свирепый хан в рассказе «Песня тутового дерева» приказывает срубить и уничтожить все тутовые деревья, чтобы люди не могли изготавливать чангуры (струнные музыкальные инструменты), предки дяди Килинжа в саманном стогу сберегли для потомков саженец тутового дерева. И вот через многие годы опять вырастают тутовые сады. И вновь играет музыка чангура [2, с.199-203].

В рассказе «Легенда о последнем подснежнике» (1980) после вселенской катастрофы на земле остается один малыш [2, с.217-221]. Малыш обнаруживает в сухой земле живую каплю воды, которая просит его, чтобы он пролил ее на последний подснежник, который погибает на священной горе Шалбуздаг. И тогда природа должна вновь возродиться. Ценой неимоверных усилий малышу удается донести зажатую в ладони капельку до горы и пролить ее на увядающий подснежник: «И

вдруг словно разверзлось небо. Малыш дрогнул от камнепада раскатов. Засверкали молнии. И на землю пролились купные капли дождя. Быстро пробежали ручьи. Высохшая земля с жадностью впитывает в себя драгоценную жизненную влагу. И кругом вырастают зеленые травы... На высокой скале гордо стоял маленький человечек. В эту минуту в его сердце возрождался дух лезгинских мифических героев: Шарвили, Каменного Мальчика, Черной Головы...

Он был горд.

Он был рад.

Он был счастлив...

- Капелька! - прокричал он в небо.

- А-ааа! - усилило его зов эхо.

- Где ты!

- Вот я! - донеслось до слуха малыша ответ капельки.

- Вот мы! - повторили за капелькой тысячи и тысячи капель.

- Капелька! Подснежник жив! - что есть сил прокричал малыш.

- Спасибо тебе, славный герой!

- Спасибо тебе, славный пехлеван!

- Слава! Спасибо! - доносилось отовсюду.

А малыш стоял на скале, словно превратившись в настоящего пехлевана.

И казалось, будто мать-земля высоко подняла его на своей ладони» [2, с.221].

Значительную дидактико-воспитательную функцию носят малые формы рассказа - притчи Ф. Нагиева. В своей монографии «Малые жанры прозы в лезгинской литературе» профессор К. Х. Акимов о притчах Ф. Нагиева пишет: «С рядом оригинальных притч выступил писатель Фейзудин Нагиев (1951) в книге «Ночь в Терсепуле». К ним относятся «Скандал», «Когда приходит трудное время.», «Самый богатый», «Хан, поклонившийся бедняку», «Горе». Оригинальность их заключается в современности содержания и эмоциональности воздействия на читателя.

В притче «Самый богатый» («Виридалайни девлетлуди») известную идею Ф. Нагиев излагает на современном материале: за скатертью с щедрым угощением среди друзей разгорается спор о том, кто из них богаче. У первого оказалось пять домов и парк автомашин, у второго - счет в швейцарском банке и вилла на Канарских островах, у третьего -огромные земельные угодья и плодоносящие сады. «А ты чего молчишь?» - спрашивают они у четвертого. Тот отвечает: «Я богаче вас всех! У меня есть богатые, как вы, друзья!»

Притча «Когда приходит трудное время...» (автор ее назвал «Когда приходит трудное время, из холмов родной земли вырастают горы») наводит читателя на серьезную мысль о судьбе родной земли.

В притче сжато пересказывается история родной земли: она была цветущей, богатой. Здесь жили свободные, здоровые и счастливые люди без печали и забот. Вдруг появились злые иноземные захватчики, которые начали разрушать, грабить, а людей брать в плен и покорять. Люди, которые привыкли жить свободно, не сдались, стали отчаянно защищать свою землю. Врагов было много, хозяев земли - мало. Вдруг земля пришла в движение: она начала сжиматься - встали холмы; холмы сжимались - вырастали горы, которые давили врагов. С тех пор каждый раз, когда появлялись иноземные захватчики, холмы и горы приходили в движение -враги убегали, оставляя свои трупы. Назидание притчи автор выразил следующим образом: «Да, трудности в одиночку невозможно преодолеть. Чтобы их преодолеть, нужно чтобы из людей образовались семьи, из семей - племена и народы». Как не трудно догадаться читателю, только сплоченный народ сможет выстоять против захватчиков, защитить свою землю и оставаться свободным.

В притчах Ф. Нагиева использованы различные изобразительные средства языка, пословицы и идиоматические выражения, а также диалоги и картины природы: «кьуру чукьван» - сухое бревно; «хуррам инсанар» - жизнерадостные люди; «кефли межлис» - веселое застолье; «цекврен дерт эхиз тахьай фил» - слон, который не мог стерпеть горе муравья; «Гьардаз вичин дерт екез аквада» -каждому свое горе кажется большим и др. Они усиливают эмоциональность и моральное воздействие притч. Притча в лезгинской прозе развивается и обогащается как в идейно-тематическом, так и в жанровом отношении; она осмысливает жизнь и имеет философский подтекст» [1, с.38-39].

В сегодняшней России национальная идея, стратегия национальной политики основывается на гражданском патриотизме: «Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим» [4]. В этой связи роль художественной литературы в воспитании грамотного, нравственного полноценного человека -патриота своей страны, своего народа многократно возрастает. Творчество Ф. Нагиева (его стихи, рассказы) давно вошло в школьные учебники и хрестоматии. Присущий детским рассказам Ф. Нагиева романтический пафос создает особую атмосферу, особый настрой для восприятия читателем. Такие рассказы являются добротной основой для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма.

В наше время, в условиях неравной конкуренции с электронными источниками информации, очевидна необходимость поиска новых, нестандартных возможностей использования художественных образов, их влияния на эмоциональную сферу подрастающего поколения. Касаясь вопроса восприятия школьниками литературных произведений, Н. Н. Казначеева говорит о необходимости «рассмотрения процессов усвоения и присвоения подростками и юношами знаний в условиях значительного изменения знаниевого пространства», ибо возросший объем информации «интенсивно влияет на структуру самого знания». При этом «существует потребность систематизации знаний, методологического обоснования воспитания на уроках литературы - предмета, изучение которого в школе традиционно способствует развитию эстетической и нравственной сферы личности, формированию ценностной ориентации, направленной на идеал» [5, с.43].

Нам кажется, что таким «предметом», изучение которого в школе способствует и будет способствовать «развитию эстетической и нравственной сферы личности» и «формированию ценностной ориентации, направленной на идеал», была, есть и будет оставаться художественная литература. И творчество Ф. Нагиева (его стихи, рассказы) давно вошло в школьные учебники и хрестоматии. Присущий детским рассказам Ф. Нагиева романтический пафос создает особую атмосферу, особый настрой для восприятия читателем. Такие рассказы являются добротной основой для нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Литературоведение

Список литературы

1. Акимов К. Х. Малые жанры прозы в лезгинской литературе. Махачкала: Мавел, 2006. 48 с.

2. Нагиев Ф. Р. Ночь в Терсепуле (Терсепулда йиф). Махачкала: ДКИ, 1996. 240 с.

3. Нагиев Ф. Р. Добрая память (перевод: Олег Шушеначев) // Журнал «Дружба-Россияне». 1991. № 2. С.103-105.

4. Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 23.01.2012.

5. Казначеева Н. Н. Воспитание личности на уроках литературы в условиях информационной социализации // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. Красноярск. 2015. № 2 (32). С.41-45.

Об авторе

Меджидов Абил Абдурахманович - соискатель, кафедра литературы, Дагестанский государственный педагогический университет (Махачкала), abi-med@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.