Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал детского лагеря'

Воспитательный потенциал детского лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3171
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ / ВОСПИТАНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ / EDUCATIONAL POTENTIAL / EDUCATIONAL POTENTIAL OF CHILDREN''S COUNTRY CAMP / EDUCATIONAL AND IMPROVING WORK WITH CHILDREN / COLLECTIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кателина Анна Александровна

В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «воспитательный потенциал»; показана периодизация развития воспитательной и оздоровительной работы с детьми в каникулярное время; проанализированы факторы, обусловливающие эффективность педагогического процесса, проходящего в условиях лагеря; определен воспитательный потенциал детского загородного лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents different approaches to determination of the concept "educational potential"; the periodization of development of educational and improving work with children in vacation time. The factors causing efficiency of the pedagogical process which is taking place in conditions of camp and the educational potential of children's country camp in the whole are also determined in this article.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал детского лагеря»

УДК 371.217.3

А. А. Кателина

Воспитательный потенциал детского лагеря

В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «воспитательный потенциал»; показана периодизация развития воспитательной и оздоровительной работы с детьми в каникулярное время; проанализированы факторы, обусловливающие эффективность педагогического процесса, проходящего в условиях лагеря; определен воспитательный потенциал детского загородного лагеря.

This article presents different approaches to determination of the concept "educational potential"; the periodization of development of educational and improving work with children in vacation time. The factors causing efficiency of the pedagogical process which is taking place in conditions of camp and the educational potential of children's country camp in the whole are also determined in this article.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, воспитательный потенциал детского лагеря, воспитательная и оздоровительная работа с детьми, воспитание в коллективе.

Key words: educational potential, educational potential of children's country camp, educational and improving work with children, collective education.

Сложившаяся социально-политическая ситуация дала мощный импульс совершенствованию системы дополнительного образования детей. В этой связи деятельность детских загородных лагерей приобретает новое важное значение. В сентябре 2014 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 г., направленная на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту [2]. В мае 2015 г. была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., которая определила целый комплекс задач при отборе содержания деятельности организации отдыха и оздоровления детей, направленного на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мировому созиданию и защите Родины [7].

Таким образом, в настоящее время детский лагерь представляет собой особый социальный университет, который не только обеспечивает рекреацию и восстановление физических и духовных сил, но также спо-

© Кателина А. А., 2016

собствует получению подростками новых знаний и усовершенствованию прежних, погружает их в систему новых социальных связей, дает возможность удовлетворить потребности в значимых сферах деятельности; он становится инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения.

Детский лагерь обладает мощным воспитательным потенциалом. В первую очередь воспитание в детском лагере дополняет воспитание, осуществляемое другими социальными институтами.

Понятие «потенциал» в широком смысле определяется как «совокупность возможностей, средств, запасов, источников, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения поставленных целей, осуществления плана, решения определенных задач; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [6, с. 215-216].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что единства в определении и содержании понятия «воспитательный потенциал» нет. Набор структурных элементов воспитательного потенциала детского лагеря в каждом конкретном определении зависит от точки зрения авторов на сущность анализируемого понятия, от целей и задач исследования. В связи с этим воспитательный потенциал детского лагеря рассматривается и как общественное явление, и как деятельность, и как воздействие и взаимодействие детей и взрослых.

Г.В. Дербенева в своих работах представляет воспитательный потенциал детского движения как условия, способствующие осознанию личностью целей, перспектив объединения, своего пребывания и деятельности в нем, реализации личных интересов и потребностей, возможностей позитивной, значимой для подростка многоролевой деятельности, интенсивного межличностного, межвозрастного общения, благоприятного положения каждого в системе отношений временного детского объединения.

В исследовании А.Г. Мурашовой, выполненном на опыте МДЦ «Артек», «особенность воспитательного потенциала лагеря определяется уникальной возможностью расширения позитивного социокультурного опыта подростка в силу погружения его в новую социоприродную среду, систему отношений со сверстниками и взрослыми, включения в новые виды творческой деятельности, а также в силу дистанцирования от привычного, часто неблагоприятного окружения, что создает особые возможности для его качественно новых личностных проявлений» [3, с. 15].

Рассуждая о воспитательном потенциале детского лагеря, А.Н. Лу-тошкин прежде всего видел в нем эмоциональный потенциал детского коллектива, ведь воспитание детей в лагере осуществляется в коллективе и через коллектив. По его мнению, потенциал - это возможности той или иной общности людей, это новые силы, рождающиеся в процессе их совместной деятельности.

Изучение воспитательного потенциала детского лагеря неотделимо от рассмотрения основных тенденций становления и развития детских лагерей в нашей стране. Уже более ста лет в России действуют детские внешкольные учреждения, многообразные по своей форме и содержанию работы. Однако молодежная политика не может быть неизменной, она развивается в соответствии с условиями развития всей страны. Поэтому в течение прошедшего столетия государство и общество наделяли детские лагеря различными функциями, каждый исторический период ставил перед ними свои цели, определяя перспективы их деятельности.

Ряд исследователей, разрабатывавших проблему периодизации развития воспитательной и оздоровительной работы с детьми в каникулярное время (среди них В.А. Кудинов, Е.Н. Сорочинская и др.), условно выделили следующие основные этапы.

Первый этап (10-е - начало 40-х гг. ХХ в.) характеризуется появлением и последующим развитием системы детских оздоровительных лагерей как самостоятельной сферы в педагогической работе с детьми в каникулярное время. Педагоги разрабатывают новый педагогический опыт в рамках работы на «опытных станциях», в «новых школах», «детских летних колониях», «трудовых артелях» и пр. В этот период широкое распространение в России получило скаутское движение. Появление в 1925 г. санитарно-оздоровительного комплекса «Артек» в Крыму означало начало развития общественно-государственной системы воспитания детей в каникулярное время.

Основная тенденция педагогической практики этого периода - оздоровление и закаливание подростков, их физическое совершенствование, преобразование действительности через активизацию лидерского и творческого потенциала детей, санитарно-гигиеническое просвещение, ликвидация безграмотности, трудовое воспитание, установление тесных связей между городскими и сельскими детьми. Стоит отметить и последействие педагогического влияния на личность ребенка: по возвращению домой он привносил нормы санитарно-бытовой культуры в семью, а опыт организации культурно-досуговой деятельности - в школу и детские организации. Это значительно повышало воспитательный потенциал системы деятельности в условиях детского лагеря. К началу 40-х гг. в структуре воспитательной и оздоровительной работы лагерей оформились следующие направления работы: здравоохранение, спортивно-массовая работа, а также создание системы непрерывного оздоровления и воспитания детей. Созданная накануне Великой Отечественной войны система оздоровительных лагерей «дала ощутимые результаты именно в ходе войны, позволив выстоять, выжить в тяжелейшей военной ситуации основной массе населения СССР» [4, с. 17].

Второй этап (конец 40-х - середина 50-х гг.) характеризуется восстановлением системы оздоровительных лагерей после войны, а также жесткой государственной регламентацией воспитательной деятельно-

сти. На этом промежутке времени начинается процесс приращения пионерской организации к школе; детские лагеря, в свою очередь, отходят в подчинение профсоюзов. В 1951 г. лагерь признается оздоровительным учреждением профсоюзов, а основным критерием качества его работы становится «средняя поправка детей в весе». Среди положительных моментов этого периода исследователи отмечают расширение сети детских лагерей и санаториев, а также повышенное внимание к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Третий этап (середина 50-х - 80-е гг.) характеризуется становлением системы оздоровительных лагерей. Это также период творческого поиска педагогов по решению проблем организации воспитательной деятельности в каникулярный период. Данное направление разрабатывали О.С. Газман, М.Б. Коваль, В.Ф. Матвеев, Н.Е. Харитонова, С.А. Шмаков, Л.С. Жданова, А.Н. Лутошкин и др. Традиционными стали научно-практические конференции, посвященные организации деятельности летних лагерей. Благодаря множеству проведенных педагогических исследований были определены «основные функции детских оздоровительных лагерей: развитие познавательных способностей детей и подростков; расширение трудового воспитания; укрепление здоровья детей» [4, с. 19].

Четвертый этап (1989 - 1995 гг.) характеризуется процессом поиска новых методов, средств и форм работы, повышающих эффективность воспитания и оздоровления детей в условиях лагеря. В этот период возникают новые типы и виды детских учреждений: международные и всероссийские детские центры, лагеря детских и юношеских организаций, профильные лагеря, детские и юношеские туристические лагеря, лагеря-экспедиции, семейные дома отдыха, оздоровительные площадки и др. Организованный отдых в таких учреждениях позволяет одновременно реализовывать сразу несколько функций: образовательную, развивающую, оздоровительную, коммуникативную, культурологическую, психотерапевтическую. Среди главных целей содержания летнего отдыха - создание таких условий, в которых каждый ребенок смог бы осмыслить свою индивидуальность, реализовать свои потребности, раскрыть свои способности, расширить круг знаний и умений, получить новый социальный опыт, осознать свое место в коллективе и обществе.

Пятый этап (1995 г. - по настоящее время) начался вместе с принятием Правительством Российской Федерации Постановления № 233 от 7 марта 1995 г., утвердившего типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей». С этого момента детские лагеря признаны учреждениями дополнительного образования. Это стимулировало появление профильных лагерей по предметным направлениям образования обучающихся: языковых, компьютерных, математических и др. Их основная задача - приобретение подростками новых образова-

тельных возможностей. Значительное место в системе организации летнего отдыха по-прежнему занимают санаторно-курортные лагеря и центры, где главная задача - оздоровление детей, профилактика заболеваний и психологическая коррекция. В последние годы стали появляться детские лагеря крупных молодежных общественных и политических организаций, в которых в первую очередь происходит воспитание будущих лидеров - руководителей и политиков. Также развивается линия профилированных детских лагерей, на базах которых происходят слеты юных спасателей, юных моряков и речников, учащихся кадетских школ и т. д. Эти лагеря берут в основу гражданское воспитание подрастающего поколения. Постепенно укрепляется фестивальное детское движение, в рамках которого каждый ребенок имеет возможность продемонстрировать свои способности и талант, а также углубить свои знания, расширить круг умений в данной области и обменяться опытом с другими ребятами.

Таким образом, в настоящее время система детских лагерей представлена многочисленными учреждениями дополнительного образования, отличающихся друг от друга по форме организации и направлению деятельности. Вместе с тем все они, создавая внутри себя особую воспитывающую среду, представляя возможности для сотворчества детей и взрослых в условиях временного детского объединения, по-прежнему обладают особым воспитательным потенциалом, присущим лишь детскому лагерю.

Особые воспитательные возможности обуславливаются в первую очередь автономностью лагеря, в условиях которой значение внешних факторов снижается, а значение внутренних - усиливается. Территория лагеря из среды обитания становится воспитывающей средой. Эту особенность отмечал в своих работах еще А.С. Макаренко, говоря, что воспитание ребят идет на каждом квадратном метре места их жизнедеятельности. Сам воспитательный процесс в таком случае развивается интенсивнее и эффективнее.

Название лагеря, его оформление, особая терминология, утренние и вечерние линейки, ритуалы поднятия и спуска государственного флага Российской Федерации, особое бережное отношение к окружающей природе, традиции лагеря, повторяющиеся из года в год, создают ту самую уникальную среду, наполняя ее ценностными смыслами. Так оформляется субкультура лагеря.

Важное место в системе воспитания детского лагеря отводится вожатому. Ведь главным носителем субкультуры лагеря является педагогический отряд. Именно вожатый демонстрирует своим воспитанникам единство требований и ценностей, принятое во всем лагере, и именно он помогает ребенку стать творцом своей собственной жизни, разобраться в своих жизненный целях и путях их достижений.

Расширение воспитательных возможностей обуславливается и особой организацией жизнедеятельности детей в лагере. Соблюдение режима дня и режима питания, четкое планирование ежедневной деятельности создает условия для отдыха и оздоровления, развития детей, приобретения ими нового социального опыта. Одной из главных ценностей в лагере всегда было время. Как правило, наказ следующей смене большинство ребят начинают со слов «Берегите время, используйте каждую минуту, ведь смена так быстротечна!» Отсюда, например, существующий во многих лагерях закон «0:0», который призывает к точности не только во времени, но и в поступках и словах. Таким образом само собой разумеющееся соблюдение режима и плана дня становится средством воспитания одновременно в нескольких плоскостях: дисциплинирующей, культурной, этичной и нравственной.

Высокий темп проживания смены также способствует повышению воспитательного потенциала лагеря. За относительно короткий промежуток времени ребенок имеет возможность включиться в самые разнообразные виды деятельности, меняя при этом свою позицию и степень своей включенности. Что немаловажно, он также имеет возможность ошибаться и тут же исправлять свои ошибки, находясь в состоянии постоянного развития и самосовершенствования.

Еще одним критерием эффективного воспитания в лагере является то, что оно происходит непосредственно в коллективе, который в данном случае выступает и как форма организации жизнедеятельности в лагере, и как мощное средство воспитания. В условиях лагеря коллектив детей из объекта превращается в субъект воспитания, ведь дети объединены на основе общественно значимых интересов, потребностей и стремлений, что меняет направленность их коллективной работы, характер личных и деловых отношений, а также самочувствие каждого в коллективе.

Интерес к воспитательному потенциалу коллектива возник с момента осознания степени группового влияния на формирование и развитие личности. В отечественной педагогике существуют различные подходы к трактовке данного явления. В одних случаях под воспитательным потенциалом коллектива понимается «множество связанных между собой коллективных воспитательных воздействий, позволяющих среде целенаправленно влиять на формирование личности» [5] (И.П. Иванов, В.А. Караковский, О.С. Газман, А.С. Макаренко, Р.С. Немов, С.Т. Шацкий и др.). В других - воспитательный потенциал коллектива рассматривается как «информационное поле, из которого сама личность извлекает и присваивает интересующую информацию, удовлетворяя личностную потребность в самореализации» [5] (А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский и др.). При этом все отечественные педагоги сходятся во мнении, что существует взаимозависимость процессов развития личности и коллектива.

Одним из важнейших показателей роли коллектива как фактора воспитания является сохранение бывшими его членами общественно ценной позиции в новых жизненных обстоятельствах. «Прочность, жизненность, высокий уровень коллективных отношений обнаруживается в том, - писал В.Г. Иванов, - что, завершив свои пути, осуществив цель, заданную ему обществом, коллектив не исчезает бесследно» [1, с. 78]. Таким образом, можно говорить о существовании своеобразной стадии продолжения духовной жизни отряда после окончания смены, которая выражается в чувствах и переживаниях ребят отряда, в их активном применении полученного на смене опыта, в стремлении к сохранению дружеских связей в течение многих лет, в желании по-прежнему сверять свои поступки с нормами и идеалами, принятыми в их коллективе.

Ко всему вышеперечисленному можно также добавить, что воспитательный процесс в лагере рассматривается как завершенный цикл развития, что позволяет формулировать конкретные цели и задачи на смену, ориентироваться в деятельности на реально достижимый результат.

Проанализировав факторы, обуславливающие эффективность педагогического процесса, проходящего в условиях детского лагеря, перейдем к рассмотрению самого воспитательного потенциала лагеря.

Пребывание в детском лагере способствует развитию у подростков такой волевой сферы, как самостоятельность. Именно в подростковом возрасте у детей появляется потребность в некоторой свободе: в свободе от родителей, от регламентированных требований школы. Лагерь предлагает подростку свободу выбора вида деятельности, его позиции в ней, а также комфортной для него группы. Именно в лагере ребенок, возможно, впервые сталкивается с необходимостью самостоятельного выбора, который позволяет ему самореализовываться, пробовать себя в различных социальных ролях, устанавливать дружеские связи и контакты, самоутверждаться в глазах сверстников.

«Лагерь - это выход ребят на разнообразие окружающего мира -социального, культурного, природного, образовательного, приключенческого и др., это целенаправленное завоевание социального пространства жизни людей, ранее не встречавшихся...» [8, с. 24]. Действительно, каждая смена в лагере - это целый спектр возможностей для ребенка. Это, во-первых, возможность продемонстрировать уже имеющиеся способности, знания и умения, а также в специально созданных условия обменяться своими знаниями и опытом с другими детьми. Во-вторых, это возможность участия в самой разнообразной деятельности, причем эта та ситуация, когда ребенок может преуспеть сразу и во всем: и в физкультурно-спортивной, и в художественно-творческой, и в познавательной, и в исследовательской деятельности. Важно отметить, что наиболее часто именно в лагере ребенок впервые пробует себя в новой деятельности: впервые выходит на сцену, впервые пытается ориентиро-

ваться на местности, впервые читает стихи собственного сочинения. В-третьих, пребывание в лагере, как правило, расширяет кругозор ребенка: он учится играть в игры, в которые до этого никогда не играл; узнает о книгах и фильмах, о которых прежде никогда не слышал; наблюдает в природе за жизнью растений, насекомых и птиц, о которых не читал ни в одном учебнике, и др. Важно обрисовывать перед детьми круг этих возможностей в начале смены и отмечать продвижение каждого ребенка ежедневно в течение смены.

Возможность многоплановой деятельности в коллективе создает условия для индивидуального развития личности. Ежедневный анализ дня, обсуждение участия в деле, анализ этапов смены помогают ребенку видеть изменения, происходящие в нем самом. Он сам формулирует естественно вытекающие из анализа цели: быть завтра лучше, чем сегодня, стараться больше не совершать допущенных ошибок, принять более активное участие в следующем отрядном деле. Это создает предпосылки для внутренней рефлексии и стремления ребенка к самосовершенствованию.

Детский лагерь создает условия для осознания подростком его значимости, важности его участия в судьбе своего отряда, всего лагеря, а вместе с ним и в судьбе своей страны. «В лагере легче себя выразить, проявить, в лагере каждый может быть личностью. (...) Лагерь как театр разыгрывает массу пьес, где все герои - главные, второстепенных нет, а это очень важно - чувствовать себя главным героем» [8, с. 10]. Совместная творческая деятельность детей и взрослых, планирование и подготовка дел «на радость себе и окружающим» способствуют развитию навыков организации деятельности и досуга, а также развитию гражданских чувств и качеств подростков: личного достоинства, само и взаимоуважения через признание близких людей - вожатых и друзей из отряда.

Роль организатора деятельности дает мощный импульс развитию лидерских способностей подростков. В течение смены отрядную работу можно выстроить таким образом, что у каждого ребенка появится возможность пробы себя в позиции лидера. Формы могут быть различными:

- руководство творческой группой по подготовке дела,

- работа в органах самоуправления лагеря,

- лидерская позиция в микрогруппе,

- шефство над младшими отрядами и др.

Пребывание в детском лагере дает подросткам возможность приобретения богатого социального опыта за счет расширения круга общения и его объема. В условиях лагеря детям приходится выстраивать общение с новыми незнакомыми ранее людьми, разными по возрасту, статусу, индивидуальным особенностям. Такое общение создает условия для формирования у подростков умения вести диалог, договариваться, при-

знавать чужое мнение, приводить аргументы в доказательство своей точки зрения.

Загородный лагерь обладает особым потенциалом экологического воспитания детей. Проживая смену в естественных природных условиях, будь то берег моря, или перелесок, подростки проникаются красотой окружающей природы. Это происходит незаметно: любуясь закатами, бегая босиком по свежей траве или горячему песку, наблюдая за мигающими звездами, дети волей не волей начинают ценить то, что их окружает, и бережно ко всему этому относиться. «Любовь ребят к природе -это как убеждение. Ребята постигают радость лесного «рая» исподволь, но на всю жизнь. В лагерях провожают зарю, встречают солнце. В лагерях ходят в ночные походы. Шум ветра у речки, запах костра, вкус печеной картошки рождают то, что зовется любовью к Родине. Лагерь показывает детям Родину» [8, с. 30].

Детский лагерь ближе знакомит подростков не только с природой нашей страны, но и с примерами героического служения Отечеству. Многообразие и вариативность форм работы иллюстрируют образы настоящего гражданина своей страны. Обсуждение на общелагерных сборах и в ходе отрядных огоньков таких тем, как подвиг, героизм, память; участие в творческих делах, посвященных знаменательным для нашего государства датам; посещение музея лагеря, а также, возможно, посильное участие в его создании; совместные просмотры международных соревнований и эмоциональная поддержка российских спортсменов; прикосновение к образу настоящего гражданина через восприятие кинофильмов и литературных произведений; встречи со знаменитыми людьми: писателями, учеными, спортсменами, политиками, участниками боевых действий, открытый разговор с ними - все это способствует формированию в сознании подростков образа человека-гражданина, обладающего высокими социально ценностными качествами, неотрывно связанного с историей своей страны, живущего и трудящегося на благо своей Родины. Соотнесение себя с этим положительным образом, стремление приблизиться к нему в своих делах и поступках - основополагающая часть процесса гражданской идентификации подростков.

Таким образом, детский лагерь, являясь одним из основных социальных институтов, создает условия для эмоционального и физического отдыха детей, обеспечивает усвоение позитивного социального опыта, а также расширение круга знаний и умений, дает возможность подросткам понять самих себя и найти свое место среди сверстников и взрослых, помогает детям развить свои способности и таланты, учит их адекватной самооценке; при этом сам детский лагерь выступает инструментом формирования мировоззрения и гражданской идентичности подрастающего поколения.

Список литературы

1. Иванов В.Г. Коллектив и личность: автореф. дис. ... д-ра философ. наук. - Л.,

1972.

2. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Правительство России. - URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 09.04.2016).

3. Мурашова А.Г. Развитие воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра в современных условиях. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002.

4. Панченко С.И. День за днём в жизни вожатого. - М.: Школьные технологии,

2008.

5. Попова С.В. Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива в условиях детского загородного лагеря. дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2008.

6. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Российская газета. - URL: http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 09.04.2016).

8. Шмаков С.А. Лето в лагере. - М.: Знание, 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.